Культурные памятники Кировского района города Санкт-Петербурга - (реферат)
Дата добавления: март 2006г.
Государственная Полярная Академия Кафедра философии и культурологии. Реферат на тему: Культурные памятники Кировского района Санкт-Петербурга Выполнил: Ремизов Дмитрий Группа: 211 Санкт-Петербург 2002
История Кировского (раньше Московско-Нарвского) района уходит в далёкое прошлое. В самом начале XIX века, когда Петербург был поделен на 12 полицейских частей, одной из них стала Нарвская часть. Название“Нарвская”подчеркивало связь этих мест с дорогой, уходящей от столицы на Нарву. В пределах пригородной столичной зоны эта дорога чаще именовалась Петергофской. Именно Петергофская дорога стала градообразующей осью для прилегающих земель от реки Фонтанки в сторону Нарвских городских ворот и с удалением городской черты от центра. С середины XIX века Нарвская часть и Петергофская дорога утратили свою внешнюю привлекательность. Предместье столицы к этому времени приобретает промышленный облик. Здесь быстро строятся фабричные здания, начинается промышленный бум. Важнейшим производственным объектом Санкт-Петербурга и страны в целом стал знаменитый Путиловский завод. И в настоящее время Кировский (Путиловский) завод, который отметил своё 200-летие, является крупнейшим предприятием района, определяющим его инфраструктуру и своеобразие. Рядом с площадью Стачек возвышается прекрасный памятник во славу русского оружия - Нарвские триумфальные ворота, построенные из гранита и украшенные бронзой. Они состоят из 20 колонн, вышиною в 19 аршин, расположенных в 2 группы и соединенных красивым сводом. На нем помещены фигуры “Славы” и “Победы” в колеснице, которую мчат кони. На обеих сторонах Ворот, в нишах, поставлено по две бронзовых статуи воинов в старинном русском вооружении, и над ними высечены названия 18 гвардейских полков. На аттике (стенке над карнизом, предназначаемой для надписей и барельефов) надпись бронзовыми буквами: “Победоносной российской Императорской гвардии признательное отечество в 18 день августа 1834 г. ”, а над аркой: “Воздвигнут повелением Императора Александра I”. С внутренней стороны ворот надпись: “Сооружены значительным денежным соучастием начальствовавшего гвардейским корпусом генерала Уварова”. Построены Ворота архитектором Стасовым; модели исполнены Демут-Малиновским и другими художниками. Рядом с аркой расположилась застава, через которую обязательно должны были пройти путники, направлявшиеся в столицу. По соседству с Нарвскими воротами возвышается здание Дворца культуры имени А. М. Горького (возведено в 1925-27 гг. ). Архитекторы– А. И. Гегелло, Д. Л. Кричевский, инженер – В. Ф. Райлян. Дворец – один из первенцев советской архитектуры –получил международное признание: в 1937 году на всемирной выставке в Парже архитектору А. И. Гегелло был присужден почётный диплом“Гран-при”. На территории зелёного массива, который занимает территорию более 25 гектаров, ограниченную с запада рекой Екатерингофкой и Гутуевским островом в самом начале XVIII века по велению Петра I был создан пригородный дворцово-парковый ансамбль, построенный императором своей жене Екатерине и потому названный Екатерингофом. Многочисленные некогда сооружения и павильоны Екатерингофского парка исчезли ещё в XIX веке. Сам парк был запущен, а вновь благоустроен лишь после революции. В советские времена Екатерингоф назывался парком имени 30-летия ВЛКС. Сейчас парку было возвращено историческое название. Екатерингофский парк является одним из крупнейших в юго-западной части города. На центральной алее парка в начале 1956 года был установлен монумент, посвященный героям“Молодой гвардии”. Памятник создали скульпторы В. И. Агибалов, В. И. Мухин, В. Х. Федченко и архитектор В. Д. Кирхоглани. Площадь перед зданием исполкома райсовета носит название Кировской. Здесь в 1938 г. был установлен памятник С. М. Кирову (скульптор Н. В. Томский, архитектор Н. А. Троцкий). Этот памятник считается одним из лучших образцов советской монументальной скульптуры. Поставлен на гранитный тёмно-зелёный постамент в центре площади. По его периметру расположены четыре бронзовых барельефа, посвященных счастливому детству, труду советских людей, гражданской войне. Ограда Сада 9 января, в прошлом –решетка от Зимнего Дворца (архитектор Р. Ф. Мельцер), - имеет трудную судьбу. В 1919 году решетку, прережившую штурм Зимнего, победивший пролетариат решил убрать. Но в своем полуразрушенном виде она всё же простояла на прежнем месте еще несколько лет. В 1924 году по просьбе рабочих Кировского завода она была установлена на Петергофском тракте, ставшим к тому времени проспектом Стачек, в Саду 9 января. На территории этого сада в 1905 году находился трактир“Старый Ташкент”, в котором была составлена петиция, с которой рабочие шли к царю в январе 1905 года. В 1990 году было принято решение о реставрации. В настоящее время отреставрированы и установлены 8 секций ограды. Путиловский (ныне Кировский) завод, основанный в 1801 году, может считаться одним из старейших русских заводов. Начало Путиловскому заводу положено было перемещением в Петербург Кронштадского чугунно-литейного завода. В течение своего существования завод несколько раз переходил то в казну, то к частным владельцам. Название свое он получил от фамилии инженера Путилова, который в 1868 году купил завод и сильно развил его деятельность, изготовляя на нем металлические изделия, с успехом конкурировавшие с иностранными. Дворец культуры, носящий имя героя гражданской войны путиловца И. И. Газа. План Дворца культуры решён в виде гигантской буквы“П”. В центре возвышается объём зрительного зала, являющегося ядром архитектурной композиции. Киноконцертный зал на 1000 мест, удобное помещение для занятий всевозможных кружков и самодеятельных творческих коллективов, просторные фойе и гостиные, где устраиваются выставки, проводятся вечера встреч с интересными людьми и другие культурно-массовые мероприятия. Перед фасадом здания в сквере находится памятник И. И. Газа, установленный в 1963 году. Район расположенный между линией окружной железной дороги и речкой Красненькой носит название Автово. В давние, допетербургские, времена здесь стояла небогатая финская деревушка Аутово. Как полагают исследователи, название это восходит к финскому слову“ауто”, что означает “пустошь”. При въезде в Автово стоит памятник “Танк-победитель” (авторы композиции – архитектор В. А. Каменский, скульптор Г. Ф. Ветютнев) В 1968 году в сквере между Краснопутиловской улицей и проспектом Стачек, перед фасадами первых автовских зданий, был установлен монумент, посвященный Ленинскому Комсомолу. По проекту скульпторов В. И. Городона, О. И. Кузнецова, В. Г. Тимошенко, архитекторов В. Б. Фабрицкого и К. П. Шмелёва. Дворец бракосочетания и торжественных регистраций рождений, который находится на простпекте Стачек 45, в прошлом был домом княгини Е. Р. Дашковой–президенкта Петербургской Академии наук и Российской Академии. До сих пор имя архитектора точно не установлено, но историки архитектуры предполагают, что атором проекта был Джакомо Кваренги. В начале XIX столетия дом Дашковой сдавался в аренду одному из петербургских клубов, где собирались литераторы. Здесь читал свои басни и великий баснописец Иван Андреевич Крылов. Участок земли близ Дома Культуры “Кировец”(проспект Стачек, 158) в 50-х годах XVIII столетия принадлежал графу К. Е. Сиверсу, при котором в 1761 году был построен дворец (ныне здание Дома Культуры). Проект осуществил архитектор Б-К Растрелли. Дворец был выстроен в стиле барокко, украшен скульптурами, многочисленными декоративными деталями. В конце XVIII века дворец был перестроен архитектором И. Е. Страповым в более строгих формах классицизма. В середине 70-х годов XVIII века на Петергофской дороге (проспект Стачек, 162) для президента Адмиралтейской коллегии графа И. Г. Чернышева была построена усадьба“Александрино” (архитектор неизвестен). Центральный усадебный дом –двухэтажный, с невысоким куполом, квадратный в плане. Выступы обработаны портиками из четырёх колонн. Два симметричных боковых флигеля соединены с главным корпусом одноэтажными галереями–переходами. Примечательно, что этот загородный дом Чернышева имеет значительное сходство с Таврическим дворцом. 9 февраля 2001 года состоялось освящение храма во имя Казанской Божьей Матери у Красненького кладбища (пр. Стачек, 98). Автор проекта– В. Харитоненко. Церковь была построена в рекордно короткий срок – с августа 2000 по февраль 2001. Центральная библиотечная система Кировского района состоит из 11 библиотек-филиалов и в течение года обслуживает более 66 тысяч читателей всех возрастных категорий. Основные направления деятельности Центральной библиотечной системы–обслуживание социально незащищенных слоёв населения, обеспечение нотно-музыкальным материалом, обеспечение педагогической литературой, краеведение, профориентация, досуговые формы. Государственный музей “Нарвская застава”с 1972 по 1990 гг. является народным историко-революционным музеем. С 1 октября 1990 года музей стал историко-краеведческим, экспозиция которого рассказывает об истории Кировского района с древнейших времен и до наших дней. К 300-летию Санкт-Петербурга музей готовит новую экспозицию по истории Петергофской дороги. Литературный музей“А. Ахматова. Серебряный век”создан Заслуженным работником культуры РФ Биличенко В. А. В 2000 году музей подучил новое помещение по адресу ул. Автовская д. 14 На протяжении 10 лет в Кировском районе работают 5 детских театров. В Государственном театре детского балета (пл. Стачек д. 4) в ноябре 2000 г. состоялась премьера балеты“Щелкунчик”. Художественный руководитель театра и постановщик балета И. А. Сафонова награждена дипломом Победителя Х Фестиваля "Театры Санкт-Петербурга" 2001 года. Клоун-мим-театр "Мимигранты" является обладателем приза "Золотой клоун" и стал Лауреатом 2-х Международных фестивалей.
Список использованной литературы: В. Г. Лисовский. Ленинград: Районы новостроек. Л. 1983 И. И. Левитан. Площадь Стачек. Л 1987
Н. А. Синдаловский. Легенды и мифы Санкт-Петербурга СПб 1997 Путеводитель по Санкт-Петербургу. Репринтное воспроизведение издания 1903 года. Л. 1991.
|