Культура Западной Европы от Возрождения до Реформации - (реферат)
Дата добавления: март 2006г.
КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ ОТ ВОЗРОЖДЕНИЯ ДО РЕФОРМАЦИИ Считается, что начало эпохи Попыткой преодолеть противоречия раннебуржуаз
формирования личности. Человек перестает быть "заданным" своим соци альным статусом и набором социальных ролей в иерархически органи зованном обществе, а становится чем-то в результате своих собственных усилий. Как видим, и здесь гуманисты и реформаторы сходятся во взгляде на человека как на личность способную и нуждающуюся в само
изменении, однако пути и цели, ими обнаруженные, различны.
Глубокий переворот, переживаемый ренессанской Европой, не мог не коснуться и католической церкви. С одной стороны, папы, разделявшие античные интересы соотечественников-гуманистов, способствовали со биранию древних рукописей и толкованию античной филисофии, занима лись меценатством. С другой стороны, их политика, отстаивающая собст венные земельные, экономические и властные приоритеты, способст вовала дрейфу церкви от положения первого феодала средневековой Европы к положению первого среди равных светских дворов в много численных королевствах тогдашней Италии. Кроме того Рим, не забывал своих интересов и за пределами Италии и по возможности удерживал в
своих руках все идеологические влияния.
Соседство государств, несовместимое, на первый взгляд, оказы вается внутренне связанным той общей почвой христианской культуры, на которой к концу XIII века разросся до чудовищных размеров, обретя поли тическое и экономическое могущество, институт папской курии с подчи ненными ей епископствами, проводивший светскую политику, участ
вующий в национальных и гражданских войнах.
Утопизм гуманистов в вопросах веры сделал их идеи уязвимыми как для католической церкви, которая поспешила внести большую часть шедевров гуманизма в "Индекс запрещенных книг", так и для протес тантов. Таким образом еще раз обнажился глубоко противоречивый ха рактер гуманистической культуры, как в ее отношениях с недавним куль
турным прошлым, так и в отношениях с ближайшими духовными наследниками. Однако Возрождением было сделано открытие еще одной сферы
практического творчества человека, мимо которого проходила до этого европейская культура. Речь идет о художественном творчестве. Конечно и в Античности и в Средневековье создавалось искусство, однако ни в той, ни в другой культуре, по разным причинам, труд художника, архитектора, скульптора не считался самоценным творчеством. Гуманисты же, раз глядев в человеке - создании Божьем высшую способность к самос тоятельному творению, нашли в художниках не только своих едино мышленников; в их произведениях им виделась реализация Богоподобной деятельности. Как Бог создавал мир, так и скульптор из камня или ху дожник на полотне творит прекрасный и совершенный мир. Художник по этому не просто ремесленник, мастер, знающий тайны своего искусства, он еще и ученый, но не только. Художник эпохи Возрождения еще и изо бретатель. Саму живопись Леонардо да Винчи называл "тонким изобре тением", но любое конструирование - механический, мы бы теперь ска зали, инженерный труд тоже одинаково ценен, ибо реализует разные спо собности человеческой натуры. Вот почему в одном лице Леонардо да Винчи, Микельанджело, Леона Батиста Альберти, Альбрехта Дюрера и многих других гуманистов мы находим сочетание столь многих и казалось бы далеких друг от друга способностей: поэтическое дарование, умение создавать военную технику, мастерство скульптора, талант художника, архитектора, теоретика искусства, тонкого критика и ценителя прекрасного. Искусство стало светским занятием, оно все более отдалялось от правил ремесленных мастерских, становилось делом свободным и индивидуаль ным: за каждым именем художника ощущался свой неповторимый взгляд на мир. Развитие взаимоотношения между автором и героем в ренессанс кой литературе от поэзии и новелистики к драме положили начало лите ратуре Нового времени - авантюрному, психологическому, реалистичес кому роману, трагедии, драме, развитию разнообразных форм лирической
поэзии. Все изменения явились необходимыми и достаточными условиями
для того, чтобы Европа вступила в Новой время - время страшных со бытий, новых социальных бурь и катаклизмов, первых буржуазных рево
люций, колониальных войн и освоения новых земель. Со временем же и идеалы гуманизма и практицизм протестантов вошли в равной степени вошли в культуру Западной Европы.
|