Культура и архитектура Древней Греции - (реферат)
Дата добавления: март 2006г.
Культура и архитектура Древней Греции Театр.
Греческий театр и драматургия возникли из сельских праздневсв в честь бога Диониса. На этих праздневствах исполнялись дифирамбы и фаллические песни, содержавшие элементы диалога и театральные действия. Дальнейшее развитие дифирамба связывается с именем поэта Феспида. (2я половина 6в. до нашей эры), которому приписывается и введение 1 актера. Уже в ранее время театр занимал важное место в общественной жизни греков. Значение театра особенно возросло в период расцвета полисной демократии ( 5век до н. э. ). Творчество великих драматургов Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана отразило важнейшие стороны общественно-политической и духовной жизни греческого народа и создало театр больших идей и совершенной художественной формы. Древний греческий театр состоял из трех основных частей: орхестры, скены и театрона. Древнейшее театральное здание в Греции - театр Диониса в Афинах (конц 6-4 вв. до н. э. ) В эпоху эллинизма театральное искусство стало одним из проводников греческой культуры на Востоке. С 5 века до нашей эры. В Греции существовали представления, во время которых разыгрывались небольшие сценки бытового и пародийно-сатирического характера - мимы. Развитие мима во всех его видах способствовало усилению реалистической тенденции в античном театре. Среди исполнителей мима были и женщины; актеры играли без масок. Широкое распространение в эллинистическую эпоху получил также пантомим - мимический танец, обычно на мифологический сюжет. Как правило, актер пантомима выступал один. Женские роли исполнялись главным образом мужчинами. В южной Италии и Сицилии в 4-3вв. до н. Э. Исполнялись Флиаки - небольшие комедийные сценки, отличавшиеся от мима обязательным применением маски, Флиаки пародировали трагедии, но брали и темы из повседневной жизни. Театральная культура Древней Греции оказала огромное влияние на развитие мирового театрального искусства. Широко использовали греческое театральное наследие римляне (особенно на ранних этапах развития), деятели эпохи Возрождения и Просвещения. Демократические традиции театрального искусства античной Греции сохранили значение и для последующих эпох. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Архитекторы, скульпторы, вазописцы Греции создали памятники искусства, служившие многие века спустя для самых различных народов образцами красоты, гармонии, высокого вкуса. Наиболее полно раскрыв свои возможности в период классики, когда переживала расцвет рабовладельческая демократия, греческое искусство достигло глубокой человечности художественного образа. Хотя творчество греков во многом основано на наивных мифологических представлениях, оно не противостоит реальной жизни, проникнуто ощущением соразмерности мира и человека, осознано воплощает красоту естественного бытия последнего, в частности красоту и гармоничную ахитектонику нормально развитого человеческого тела. Характерно, что человеческое метрическое начало присутствует не только в изобразительном искусстве, но и в зодчестве: как показывает математический анализ пропорций древнегреческих храмов, они подобны пропорциям человеческой фигуры. Художественные памятники Греции сохранились не только на территории Балканского полуострова, но и в Малой Азии, на юге Аппенинского полуострова, островах и побережье Средиземного материка, а также в Северном Причерноморье. В гомеровский период широкое развитие получила расписная керамика, геометрический стиль просуществовал до 7 века. В период его расцвета создаются служившие надгробиями дипилонские вазы и сосуды бытового назначения. Росписи на лучших памятниках геометрического стиля впечатляют четкой ритмикой, выразительностью линий, образующих узоры и фигуры людей. В геометрическом стиле создаются также терракотовые статуэтки и скульптурные украшения сосудов - преимущественно прилепы на крышках и фигурные ручки из глины и бронзы. Скудное представление об архитектуре гомеровского периода дают немногие остатки немногие терракотовые модели храма и литературного описания. Судя по археологическим данным, строительная техника этого времени уступает микенской и критской. Следующий за гомеровским периодом архаики (7-6вв до н. э. ) отмечен формированием полисов, образованием городов; главными элементами их градостроительной структуры были святилище ( Акрополь) и общественно-торговый центр (Агора), вокруг которых располагались жилые кварталы. Ведущее место в застройке городов и святилищ занимали храмы, которые сооружались первоначально из дерева, сначала 6 века– из известняка, в середине 6 в. –все чаще из мрамора. Преобладающий тип храма периптер, прямоугольное в плане помещение, обнесенное снаружи по периметру колоннадой складывается в результате длительной эволюции от древнего жилища–мегарона к храму в антах, простилю и амфипростилю. Наряду с храмами строились различные по функциям общественные сооружения: булевтерии (дома для собраний , буле), стои, лесхи, театры, стадионы, палестры, гимнасии и другие. С переходом к строительству из камня складываются главные разновидности ордера, способствовавшего созданию тектонически-архитектурного образа, выработке соразмерных человеку архитектурных масштабов. Постройками дорического ордера являются храмы Геры в Олимпии. Ионический ордер которому близок эолийский , возник в 6в. в греческих городах Малой Азии. Изысканность форм капителей и стройность пропорций отличают его от дорического. Он используется в огромных многоколонных диптерах (храмы Артемиды в Эфесе и Геры на острове Самос) и с некоторыми видоизменениями в небольших изящных сокровищницах в святилище в Дельфах. Скульпторы архаики украшают храмы рельефамифризов и метоп, статуями на фронтонах, фигурными и орнаментальными акротериями, антефиксами из камня и терракоты. Суровые изваяния изображает богов и героев (Тесей, Геракл, Персей и др. ), борющихся со страшными чудовищами- олицетворениями зла и пороков. Массивность фигур Персея, побеждающего медузу с помощью стоящей рядом Афины, Геракл, несущего связанных карликов, керкопов (метопы селинунта), созвучна архитектурным формам архаических храмов. В эпоху классики (5век–первые три четв. До н. э. ) достигли расцвета древнегреческие города сложилась система регулярной планировки (милет, пирей), главные принципы которой (разбивка города прямоугольной сетью улиц, комплексная застройка жилых кварталов равновеликими домами и т. д. ) принято связывать с именем Гипподама. “ Гипподамова система” отвечала передовым общественным идеалам соответствовала демокраитческой структуре полиса. Типичным жилищем классического периодабыл дом из сырца, основные помещения которого группировались вокруг двора и примыкающей к нему “посады” (крытый проход на столбах). В архитектуре классических храмов (являвшихся не только святыней, но и своеобразным символом полиса) типичные черты сочетались с индивидуальными: единая ордерная схема варьировалась путем изменения пропорций и масштаба однотипных построек, что было связана со стремлением каждого города- государства к своеобразию архитектурного облика главных сооружений. Поэтому столь различны при общности плана и тождестве ордерных элементов храм Афины Афайи на острове Эгина . В седине пятого века искусство классики достигает расцвета. Главным художественным политическим центром Эллады становится Афины в годы правления Перикла. Н а разрушительном персами период греко-персидских войн на Акрополе возводятся новые храмы, устанавливаются статуи, образуя живописный ансамбль, сочетающий элементы асимметрии и симметрии и ионики, расчитанный на непрерывную и последовательную смену точек зрения. Лучшие архитекторы и скульпторы работают здесь под руководством Фидия. Начало 4 века (после пелопонесской войны), в период кризиса греческой полисной демократии происходит постепенное вытеснение интересов полиса интересами отдельных личности. Большое внимание уделяется строительству уже не культовый зданий, а сооружений, теснее связанных с бытовыми потребностями человека: гимначсиев, палестр, одеонов, театров; функционально четкая композиция греческих театров легла в основу дальнейшего развития мировой архитектуры зрелищных сооружений. Проявляется и тенденция к увековечению личности в постройках мемориального назначения (мавзолей в Галикарнасе, ок. 350 арх. Пифей и сатир; археологический памятник Лисикрата в Афинах, ок. 335)В изобразительном искусстве возросший интерес к человеческому характеру стимулирует развитие скульптурного портрета. Противоречия действительности остро преломились в творчестве Скопаса, запечатлевшего своих мифологических композициях драматизм борьбы, силу духовных и физических порывов человека. В статуях Праксителя преобладают мечтательная задумчивость, элегия, покой и созерцательность. В работах Лисиппа, Ю придворного скульптора Александра Македонского проявляется острое ощущении изменчивой драматически сложной жизни мира, в героическую тематику вплетаются ноты возбуждения, тревоги. На произведения Леохара стремившегося следовать возвышенным образам классики 5 в, лежит печать академической холодности. Эллинистический период (конец 4-1вв. до н. э. ) характеризуется принципиальным расширением зоны распространения зоны греческой культуры, ее активным взаимодействием с культурой народов, входящих в состав монархии Александра Македонского, а затем в государстве его преемников. Афины перестают быть главным центром художественной жизни. Законодателями вкусов становятся крупные малоазиатские города. В этот период невиданного размаха достигает строительство, вырастают многочисленные новые города с регулярной планировкой (Александрия, Аниохия на Оронте, Селевкия на Тигре и др. ), воздвигаются огромные сооружения (Фаросский маяк в Александрии), создаются величественные архитектурные ансамбли (Акрополь в Пергаме). Дифференцируется тип жилища–от скромного дома до дворца; в домах с традиционным планом внутренний двор превращается в обрамленный колоннадой перистиль. Образы эллинической скульптуры пронизаны тревогой, окрашены трагическим мироощущением эпохи. Для искусства эллинизма характерна многообразии региональных школ, направлений, художественно-образных задач. Расцветает скульптурный портрет. На смену классическому идеалу гармонического человека- гражданина приходит возвеличивание владык (статуи диодохов), не имеющая предела монументализация образа божества (статуя Гелиоса). , интерес к людям , стоящим на разных ступенях социальной лестницы , к характерным чертам человеческого возраста, самобытности этнического облика варваров. К опыту древнегреческого искусства обращалась художественная культура последующих эпох.
|