Кельтская мифология и формирование мировой культуры - (реферат) Кельтская мифология и формирование мировой культуры - (реферат)
Кельтская мифология и формирование мировой культуры - (реферат) РЕФЕРАТЫ РЕКОМЕНДУЕМ  
 
Тема
 • Главная
 • Авиация
 • Астрономия
 • Безопасность жизнедеятельности
 • Биографии
 • Бухгалтерия и аудит
 • География
 • Геология
 • Животные
 • Иностранный язык
 • Искусство
 • История
 • Кулинария
 • Культурология
 • Лингвистика
 • Литература
 • Логистика
 • Математика
 • Машиностроение
 • Медицина
 • Менеджмент
 • Металлургия
 • Музыка
 • Педагогика
 • Политология
 • Право
 • Программирование
 • Психология
 • Реклама
 • Социология
 • Страноведение
 • Транспорт
 • Физика
 • Философия
 • Химия
 • Ценные бумаги
 • Экономика
 • Естествознание




Кельтская мифология и формирование мировой культуры - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    КЕЛЬТСКАЯ МИФОЛОГИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ
    МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ.
    П Л А Н :
    I. Роль кельтских племен в европейской истории.
    II. Место мифологии в кельтском обществе.

III. Значение тем прогресса и миропорядка в мировой культуре и в мифологии индоевропейских народов.

    IV. Развитие темы миропорядка в ирландском эпосе.
    I. Роль кельтских племен в европейской истории.

Любое объективное исследование в области развития мировойкультуры является бессмысленным без затрагивания источников этогоразвития, более того, некоторые культурные достижения из далекогопрошлого так и остались не до конца понятыми и уж тем более непревзойденными и по сей день, несмотря на все презрение некоторойчасти ученых к якобы дикому, необразованному и варварскому прошло-му. И одним из наиболее заметных примеров необоснованности такогопсевдонаучного и псевдопрогрессистского подхода является такаясфера деятельности человечества, как мифология. Несмотря на огромноеколичество исследований в этой области, предлагающих целый букетразличных систем и классификаций, практически любая сколько-нибудьразвитая мифология, известная ныне, предстает большой загадкой длясовременного человека. И в этой загадке порой самым причудливым об-разом переплетаются кричащие противоречия с удивительной строй-ностью, некоторая примитивность с поразительной глубиной отдельныхмест, эпическое однообразие с яркостью и психологичностью некоторыхперсонажей. И несомненно наличие некоторой силы, ясности, увереннос-ти, которая мало кого оставляет равнодушным к этому достижению че-ловеческого духа. И в этой связи несомненный интерес представляет мифологиякельтов - одного из наиболее значительных народов древней Евра-зии, оставившего после себя развитую и своеобразную культуру, влия-ние которой прослеживается практически во всем культурном развитииевропейских стран.

История кельтов по современным сведениям начина-ется примерно с 14 века д. н. э. на территории нынешних Баварии и Богемии. Их постоянное и продолжительное проживание оставило послесебя массу следов в Австрии, Франции, Богемии и юго-восточной Герма-нии в виде многочисленных элементов географических названий несом-ненно кельтского происхождения. Культура кельтов в раннем ЖелезномВеке получила название Халльштадтской культуры, а позднего Железно-го Века - культуры Ла Тене. Примерно в 6 веке д. н. э. началось мас-совое распространение кельтов на запад нынешней Франции, в Испа-нию, на Британские острова, а затем и на юг в Италию и на восток поДунаю вплоть до Малой Азии.

В третьем и втором веках д. н. э. кельтыстановятся господствующим населением Европы, и уже к тому временизначительного развития достигает кельтская культура, характер расп-ространения которой можно сравнить с распространением эллинизма. К тому времени кельтская культура и построение общества, а так-же образ жизни, законы, боевые обычаи и пр. начинают сильно напоми-нать свои индийские аналоги. Особого упоминания заслуживает кельтс-кое изобразительное искусство. Оно уже очень далеко от примитивнос-ти, но в то же время сильнейшим образом отличается, скажем, от гре-ческого искусства своей заметной и явно намеренной и осознаннойабстрактностью, парадоксальностью, мрачностью. Многие исследователисчитают это первым серьезным вкладом варварского искусства в обще-европейскую культуру. Далее, после заметного упадка кельтов, связанного с римским за-воеванием, территориально охватившем практически все земли кельтовза исключением лишь Ирландии и севера Шотландии, примерно в пятомвеке нашей эры наступает период нового подъема кельтов, вновь полу-чивших независимость и пытающихся возвратить прежнее влияние. Одна- - 5 -ко силы кельтов к тому времени уже не шли ни в какое сравнение нис прежним периодом их существования, ни с могуществом новых завое-вателей. В Европе к тому времени все сильнее начинает сказыватьсявлияние германских племен, движущихся на запад. Так, постепенно Гал-лия полностью попадает в руки франков, а в шестом веке начинаетсяпроникновение тевтонских племен в наиболее сильное из кельтскихгосударств - Британию. Силы кельтов были подточены не только коли-чественно. Не последнюю роль сыграл и раскол кельтов на союзников ипротивников Рима, а также конфликты с коренным населением - пиктамии гэлами. Так, автор средневекового сочинения "De ExcidioBritanniae" (начало 6-го века) замечает, что кельтский правительтого времени Вортигерн первоначально пригласил саксов в Британиюкак наемников против пиктов. Вскоре новые поселенцы становятся до-минирующей силой, и лишь в Ирландии и некоторых областях Уэльса иШотландии на долгое время сохраняются остатки прежних кельтскихплемен, смешавшиеся с частью пиктов и постепенно, в течение многихвеков увядающие и ассимилирующиеся с англосаксами. II. Место мифологии в кельтском обществе.

Практически во все периоды свего отдельного существованиякельты заметно выделялись своей религиозностью и сакральностью. На-иболее достоверно об этом пишет Юлий Цезарь в свой "Галльской вой-не". Он выделяет в обществе галлов три основных сословия - druides, equites и plebs, выполняющих три функции жреца, воина и домохозяи- - 6 -на.

Другие источники говорят о возможном делении plebs на аналогииндийских вайшиев и шудр. Как бы то ни было, очевидно огромное зна-чение религии и мифологии в кельтской жизни, а также исключительноважное положение друидов. Их функции не сводились к обычным жречес-ким действиям других народов, равно как и сакральная сторона жизнине сводилась к обычным охотничьим, военным и земледельческим цере-мониям. Кельты явно воспринимали сверхъестественное как основ-ную, базовую сторону их жизни, а потусторонний мир как превалирую-щий. Пожалуй, лишь в индийских и скандинавских системах встречаетсясходная позиция по этим вопросам. Одним из наиболее явных выраженийтакого мировосприятия кельтов является исключительно широкое расп-ространение магии. Практически каждое сословие обширно практиковалобольшое количество всевозможных обрядов, причем эти обряды явно вы-ходили за рамки чисто практических земледельческих или иных дейс-твий.

Это скорее было нечто более общее, и, вероятно, кельты восприни-мали это не иначе как _Вподдержание миропорядка_А. Именно это - тотключевой пункт, который принципиально выделяет кельтское сакральноемировоззрение из других сходных концепций, придает ему такое об-щественное значение и определяет многие характерные особенностикельтской мифологии. В целом можно сказать, что эта особенность ми-ровосприятия кельтов проявлялась не только в магии и обрядовыхдействиях. Кельты остро ощущали связь цивилизации с природой прак-тически во всех сферах своей деятельности.

Так, в частности, ирланд-ский эпос описывает теснейшую взаимосвязь королевской власти и об-шего миропорядка, а также большое количество знамений, прямо связан-ных с этим. Правление незаконного короля вызывает тотальный неурожай, камень Фаль - одно из сокровищ племен богини Дану - вскрикива-ет под истинным королем, и т. д. Король имел наибольшее количестворазнообразных "гейсов" - сакральных запретов, и нарушение их именнокоролем считалось наиболее тяжким. Одна из ключевых ирландских саг"Разрушение дома Да Дерга" дает подробное описание трагическогоисхода нарушения всех гейсов королем Конайре. Также в сагах частовстречается столь характерный для индийской мифологии мотив огром-ной силы Правды (ирл. fir flatha). Это также в первую очередь каса-лось именно короля, он был связан этим как никто другой, и в сагахнеоднократно встречаются описания несчастий, обрушивающихся настрану в случае нарушения королем этого принципа. С этим напрямуюперекликается и другая ирландская традиция - ужасные последствиясатиры друида (ирл. drui), а позже - поэта (ирл. fili), следующей залюбым несправедливым решением какого-либо вождя, а прежде всегоопять же короля.

Также можно отметить два важнейших обряда, с кото-рых начиналось правление короля. Tarbfeis, праздник быка, заключалсяв том, что специально отведенный человек вкушал крови и мяса риту-ального быка, погружался в пророческий сон и в нем видел будущегокороля. Другой ритуал имеет очень близкую индийскую аналогию аш-вамедха, обряд лошади. Огромное значение имел культ пяти священныхдерев мира (ирл. crann bethad), напрямую соотносившимися со своимикультурными аналогами центральными столбами Bruiden (пяти пир-шественных зал), а также и с другими мотивами - пятью частями(coiced) Ирландии, пятью волнами завоеваний и др. Залы Bruiden - са-мое явное обрядовое воплощение идеи миропорядка, с мировым древом вцентре и горизонтальной проекцией вокруг него. Наибольшее число ко- - 8 -ролевских гейсов было связано именно с Bruiden. Центральный празд-ник кельтов Самайн - заключался в ежегодном ритуальном разруше-нии и возрождении миропорядка в образе Bruiden. Мифологическое вы-ражение этого обряда "Разрушение дома Да Дерга", одного из пятиBruiden. Этот список можно продолжать, но несомненно одно - кельты восп-ринимали окружающий их мир как нечто цельное (без разделения наприроду и культуру, столь характерного, скажем, для скандинавской ми-фологии), гармоничное и уравновешенное. И именно поэтому огромноевнимание уделялось ненарушению этого равновесия, поддержанию этогомиропорядка. И именно такое гармоническое и уравновешенное сущест-вование воспринималось кельтами как единственный путь, не ведущийчеловека к катастрофе.

III. Значение тем прогресса и миропорядка в мировой культуре и в мифологии индоевропейских народов.

Мифологические системы и представления индоевропейских народовявляют собой удивительно интересный предмет для любого исследова-ния в области формирования и развития мировой культуры. При всемсвоем разнообразии и порой диаметральной противоположности отдель-ных взглядов они, несмотря на долгое сепаратное развитие, не утрати-ли своей базовой общности, вызванной наличием общих истоков и неко-торых фундаментальных общих тем. Эти темы в разных ситуациях былиразвиты по-разному, и свое высшее выражение они обрели в различныхформах, но само значение этих тем, порожденное общностью их исто

- 9 -ков, осталось неизменным. Одной из таких тем является тема миропо-рядка. Важность ее в различных мифологических системах варьирова-лась, но размах этих колебаний был небольшим, и она просматриваетсяв любой сколько-нибудь развитой мифологии примерно на одном и томже месте. Причина этой общезначимости достаточно глобальна. Здесьуместно вспомнить, что стиль человеческого мышления и мировосприя-тия за время, прошедшее с тех далеких времен, когда формировалисьмифологические воззрения, изменился до крайности сильно, почти прин-ципиально. Неоспорим тот факт, что на протяжении обозримого ныне пе-риода человеческого существования возрастало не только количествоизменений, но и их скорость. И современный человек уже в достаточнойстепени привык не только к самому факту прогресса, но и к его голо-вокружительной скорости. Между тем в человеческом обществе тех да-леких времен сам факт каких-либо изменений был достаточной ред-костью, и многое, если не все, так и не изменялось на протяжении од-ной человеческой жизни. Это и объясняет ту огромную разницу в миро-восприятии тогдашнего и современного человека, равно как и труд-ность древних мифологических систем для понимания.

Можно долго спорить о том, имеет ли прогресс положительное илиотрицательное значение, наивный оптимизм по этому поводу, столь ха-рактерный, скажем, для эпохи Просвещения, уже угас, но несомненно одно: прогресс имеет место, хотим мы того или нет. И вся глобальностьэтого явления придает ему крайнюю значимость в глазах нынешнегочеловечества. Такой же (если не большей) значимостью обладал в гла-зах древних миропорядок. Можно без большого преувеличения даже ска-зать, что миропорядок в точности занимал место прогресса и выполнял - 10 -его функции. Он был той базовой силой, тем глобальным законом, чтообъяснял и осмысливал весь окружающий мир и его статичность, неиз-менность. Наиболее ярким примером отношения индоевропейской мифологии кмиропорядку может служить сопоставление трех мифологических сис-тем, которые, пожалуй, можно назвать наиболее развитыми во всей индо-европейской традиции - индийской, германо-скандинавской и кельтс-кой. Эти системы дают сходное отношение к идее миропорядка, хотя наболее конкретном уровне присутствуют некоторые различия. Наиболееобщим олицетворением идеи миропорядка является _Вмодель мира_А. Онанапрямую связана как с тем глобальным законом неизменности, что онавоплощает, так и с обрядами, необходимыми для его поддержания. Напримере индийского варианта оси (центра модели мира) ашваттхи -лучше всего видна эта связь обрядов и мифа : asvattha переводитсякак лошадиная стоянка, несомненна связь с asvamedha - обрядом лоша-ди, одним из ключевых обрядов, где роль ашваттхи выполнял жертвенныйстолп asvayupa. Здесь поражает прямая аналогия со скандинавским ва-риантом оси мира - _Вмировым древом_А, ясенем - Yggdrasill буквальнопереводится как "конь Игга (т. е. Одина)".

В кельтской мифологииэтому соответствуют мировые древа crann bethad и их воплощения -центральные столпы Bruiden, которые, однако, не имеют столь явнойсвязи с конем. Другим важным образом миропорядка является Закон _Вдхарма_А. Внекоторых исследованиях он рассматривается как ключевой пункт от-личия богов от людей : боги безгрешны, полностью подчинены миропо-рядку (дхарме), статичны и бессмертны, а люди грешны, не всегда соб- - 11 -людают дхарму, динамичны и смертны. Однако более ярко это выражено вобщем индоевропейском образе _Внапитка бессмертия_А - индийской амри-те. Вообще весь миф о добывании этого напитка в индийском, сканди-навском и кельтском вариантах выглядит почти идентично.

В сканди-навской мифологии место амриты занимает Scaldamiodr - мед поэ-зии, добываемый Одином. В кельтском варианте - напитке пира Гоибниу соответствует и сюжет об утрате напитка демонами (ирл. fomoire, инд. asura). В скандинавских и кельтских мифах совпадает ипространственное определение зла север. Таким образом, по рассмотренным выше идеям модели мира, мировогодрева, дхармы и напитка бессмертия нетрудно устанавливается несом-ненное сходство многих наиболее значительных тем индийской, сканди-навской и кельтской мифологии. Это сходство порождено общим источ-ником этих систем и многими общими принципами всех индоевропейскихнародов. Однако присутствуют и кардинальные различия.

Эти мифологические системы отличаются в характере и степениоценки миропорядка. В этом плане кельтская мифология ярко выделяет-ся из общей традиции. И индийские и скандинавские мифы рассматрива-ют миропорядок как сущность оформленного, космоса, культуры в проти-вовес неоформленному, хаосу, природе. Образ миропорядка тесно связы-вается с образами творения мира, с добыванием напитка бессмертия, сдеятельностью _Вкультурных героев_А и т. п. В отличие от этого в кельтс-кой мифологии (особенно в ее поздних - ирландских и уэльских ва-риантах) миропорядок понимается как нечто надчеловеческое, надкуль-турное, как гармонию космоса и хаоса, природы и культуры. Индийские искандинавские мифы не демонстрируют каких-либо существенных _В изме- - 12 -_Внений _А касательно миропорядка, в то время как кельтский эпос однимиз центральных сюжетов показывает именно эти изменения как нечтоболезненное и разрушительное (как в "Разрушении дома Да Дер-га"), ведущее человека к гибели. Однако главным является то, что этиизменения _Вобречены_А, они не могут поколебать такую глубочайшуювещь, как миропорядок, и все изменения - лишь видимость изменений, вто время как мир остается статичным.

Таким образом, кельтская мифология являет собой более позднюютрактовку идеи миропорядка. Во время создания мифов в мир кельтскихплемен уже начали проникать некоторые изменения, этот мир уже нетак статичен и архаичен, как ранее. Кельтское мировосприятие нужда-лось в каком-то примирении древней неизменности и начинающего про-никать прогресса. Результатом этого явилось более фундаментальное иглубокое переосмысление идеи статичного миропорядка, проявившееся вкельтских мифах и обрядах. IV. Развитие темы миропорядка в ирландском эпосе. Ирландские эпические произведения являются основным первоис-точником кельтской культуры, сохранившимся до наших времен, и бо-гатство этого источника поистине удивительно.

Ирландию без большойдоли преувеличения можно назвать наиболее богатой в отношениидревней культурной традиции страной Западной Европы. Даже Исландияне обходит ее по этому показателю. Исходя из истории кельтов в ихпоздние периоды Британские острова явились тем заповедником, гдекультурная традиция сохранилась значительно больше и чище, чем наконтиненте. Сравнительная изоляция вызвала достаточно долгий период - 13 -чистого, сепаратного развития культуры, и поэтому мифология остров-ных кельтов несколько отличается от своих континентальных анало-гов, испытавших значительное влияние соседних культур. Однако и вБритании кельтская традиция не сохранилась. Последующие периодыримского, англосаксонского и норманнского завоеваний уничтожили ос-татки кельтов и их культуры. В несколько другой ситуации оказалисьУэльс и особенно Ирландия, однако и там саксонские и скандинавскиенабеги нанесли большой урон.

Сыграла свою роль и христианизация. Ирландия в этом плане являет разительный контраст с континентом, иприход христианства там был абсолютно ненасильственным, более то-го, старая и новая системы на редкость дружелюбно срослись, и не бы-ло более ревностных хранителей и переписчиков саг (ирл. scel), чеммногочисленные ирландские монахи. Однако несмотря на это была неиз-бежна значительная, хотя и мягкая и постепенная, цензура языческихтекстов. В итоге утеряно практически все учение кельтских друи-дов, включавшее столь важные элементы культуры как космогоническиеи эсхатологические мифы. Таким образом, ирландская мифология является наиболее ярким ичистым образцом кельтской мифологии, и в частности важнейшая тема -тема миропорядка - в ирланских scela предстает в своем высшем вы-ражении. Одним из примеров может послужить одна из центральныхscela - "Битва при Маг Туиред" (Cath Maige Turedh). Хотя эту сагунельзя назвать космогонической, упор несомненно делается на форми-рование миропорядка. В этом плане сага является лишь частью особогоцикла, центром которого можно назвать "Книгу захватов Ирландии"(Lebor Gabala Erenn). Весь цикл является отражением, углублением и - 14 -развитием собственно космогонических мифов, хранителями которых бы-ли друиды, и современное восприятие ирландских саг заметно затруд-нено невозможностью оценки постоянных ссылок и аллюзий на это уте-рянное знание. Однако несомненно одно - весь мифологическийцикл, образуемый в основном "Битвой при Маг Туиред", "Книгой захва-тов Ирландии" и "Стариной мест" (Rennes Dindsenchas) демонстрируетодну фундаментальную кельтскую тему начало, _Воформление миропоряд-_Вка_А. Постепенно новые волны завоевателей приходят в Ирландию, приносяс собой то, из чего складывается тотальный миропорядок - названиярек, гор и т. п. ,обычаи, гейсы, обряды.

Часто саги говорят об открытииновых рек или внезапном осушении болот, возникновении равнин ит. п. Это также явно служит такому оформлению. Все с той же цельюпроисходят разделы сфер влияния в естественном и сверхъестествен-ном мирах. При этом явно прослеживается мысль, что все эти завоева-ния и не имеют никакой практической цели, а служат лишь оформлениюсакрального миропорядка. Так, в волшебных холмах - сидах сливаютсянедавние противники фоморы и Племена богини Дану (Tuatha DeDanann). Однако наиболее ярким примером может служить упоминавшаясяранее сага "Разрушение Дома Да Дерга" (Togail Bruidne DaDerga). Она является отражением ежегодного кельтского праздника Са-майн, заключавшегося в ритуальном разрушении миропорядка, враждебномстолкновении естественного и сверхъестественного миров, ритуальнойгибели короля в поединке с демоническим предводителем и последую-щем восстановлении миропорядка. В саге этот обряд хронологическисоотносится с праздником королевской власти в Таре и обрядомTarbfeis. Таким образом выдвигается идея о том, что нет отдельных - 15 -саг, отдельных обрядов, отдельных событий и т. п. ,а есть лишь одинглобальный 1 миропорядок 0. Эта мысль достаточно часто выступает и в уэльских сагах. Веро-ятно, ее происхождение не ирландское, а более древнее общекельтс-кое. В значительной мере она является отражением общего подходакельтского общества к миру, подхода без деления на своих и чу-жих, природу и культуру, космос и хаос и т. п. И этим подходом в ка-кой-то мере объясняется и судьба кельтской культуры, вызванная ееспецифическим стремлением интеграции в мировую культуру в частнос-ти и в глобальный миропорядок в целом.

    Список литературы:
    Мифы народов мира. Энциклопедия. 2 т. ,М. ,1991
    Предания и мифы средневековой Ирландии. М. ,1991
    Похищение быка из Куальнге. М. ,1985
    Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. М. ,1975
    Махабхарата. Рамаяна. М. ,1975

Упанишады (в 3-х кн. ). М. ,1991 M. Dillon & N. Chadwick. "The Celtic Realms". London, 1973



      ©2010