РЕФЕРАТ
ПО ИСТОРИИ НА ТЕМУ: "СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ 80-х годов"
1. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ПРИНЦИПЫ.
В фундамент конституционной системы США
положено три основных политико-правовых принципа - разделение властей, федерализм и судебный конституционный надзор.
Принцип разделения властей, реализуемый через систему "сдержек и
противовесов", предполагает
организационную независимость трех
"ветвей" государственной власти - законадательной, исполнительной, судебной - и разграничения
между ними соответствующих функций. На федеральном уровне три
"ветви" представлены конгрессом,
президентом и Верховным судом.
Федерализм - конституционный принцип,
предполагающий относительно жестко разграничение сфер компетенции федеральных властей и властей штатов, при
этом значительная часть прав "суверенных" штатов передана федеральному правительству.
Судебный конституционный надзор -
заключается в том, что суды имеют право признать не
соответствующими конституции и тем самым недействительными законы конгресса и
акты исполнительной власти.
Высшим
органом конституционного надзора
является Верховный суд США. Его решения по вопросам толкования
конституции являются окончательными и обязательными для всех
государственных органов.
2. СТАТЬИ КОНСТИТУЦИИ.
В статье I описаны полномочия, структура, порядок формирования и работы
конгресса США.
Статья II посвящена президентской власти.
Статья III касается федеральной судебной власти.
Статья IV регулирует некоторые аспекты
взаимоотношений между штатами, а также между штатами и федеральным
правительством.
Статья V предписывает порядок принятия
поправок к конституции и запрещает
лишать тот или иной штат равного с другими штатами голоса в сенате.
Статья VI провозглашает конституцию,
федеральный закон и международные договоры США "верховным правом"
страны; если конституция или закон
какого-либо штата противоречат федеральным правовым установлениям, то
должностные лица штата обязаны руководствоваться последними.
Статья VII установила, что для вступления конституции в силу не-
обходима ее ратификация
конвентами 9 из 13 образовавших
Союз штатов. Конституция
вступила в силу 4 марта 1789 года.
3. ЭКОНОМИКА США 80-Х .
Соотношения
отраслей в экономике США отражает сложившееся
разделение труда и пропорции
общественного воспроизводства. Эти
пропорции во многом определяют уровень эффективности всего хозяйства США. Структура
экономики находит отражение
в структуре валового национального продукта.
отраслевая
структура экономики США
(в
% к ВНП в постоянных ценах 1982 г.)
---------------------T----------T----------T----------T----------¬ ¦
ОТРАСЛИ ¦ 1981 г. ¦
1983 г. ¦ 1984 г. ¦ 1985 г. ¦
+--------------------+----------+----------+----------+----------+
¦Строительство ¦ 4.54
¦ 4.49 ¦ 4.58 ¦
4.55 ¦
¦Торговля ¦
15.61 ¦ 16.13
¦ 16.57 ¦ 16.85 ¦
¦Финансы ¦
14.60 ¦ 14.91
¦ 14.50 ¦ 14.61 ¦
¦Услуги ¦
14.24 ¦ 14.84
¦ 14.89 ¦ 15.02 ¦
¦Управление ¦
11.86 ¦ 11.81
¦ 11.24 ¦ 11.14 ¦
¦Сельское
хозяйство ¦ 2.71 ¦ 2.27
¦ 2.41 ¦ 2.57 ¦
¦Добывающая
пром. ¦ 4.30 ¦ 3.82
¦ 3.83 ¦ 3.64 ¦
¦Обрабатывающая
пром.¦ 20.81 ¦ 20.60 ¦
21.44 ¦ 21.67 ¦
¦Транспорт,
связь ¦ 9.12 ¦ 9.17
¦ 9.08 ¦ 9.02 ¦
L--------------------+----------+----------+----------+-----------
В современный период наиболее радикальные
изменения происходят на уровне подотраслей,
в рамках которых наиболее высокую динамику развития имеют наукоемкие
производства. Все более заметную роль в воспроизводственном процессе играют
отрасли производства, применяющие новейшую технику и оказывающие преобразующее
влияние на техническую базу экономики.
Анализ
структуры американской экономики
позволяет сделать вывод, что, несмотря на сравнительно небольшие количественные
изменения в соотношении между крупными
хозяйственными сферами и входящими в них отраслями, в экономике США за 80-е
годы произошли глубокие сдвиги. Эти сдвиги не сводятся лишь к изменению
отдельных экономических пропорций. Они отражают гораздо более широкий процесс и
связаны с переходом экономики на новую
качественную основу, подготовка которой является отличительной чертой современного
этапа экономического развития США.
4. ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ США И СССР.
В развитии взаимоотношений СССР - США в
80-е годы можно выделить три
периода. Первый из них охватывает в
основном 1981-1984 гг. Он характеризовался военно-политической конфронтацией
двух государств из-за размещения ракет
средней дальности на Европейском континенте; безрезультатно проходивших в 1981-1983 гг. советско-американских переговоров об ограничении ядерных вооружений в Европе и о
сокращении стратегических наступательных вооружений; плохим политическим климатом
и ростом недоверия и
подозрительности сторон друг к другу;
сведением к минимуму контактов и связей в сферах двусторонних советско-американских отношений.
Второй период (1985-1986) ознаменовался
началом в марте 1985 года новых советско-американских переговоров об ограничении ядерных и космических вооружений,
постепенным восстановлением механизма политического диалога между двумя
странами, в т.ч. и на высшем уровне.
В ноябре 1985 года состоялась
советско-американская
встреча в верхах (М.С.Горбачев и
Р.Рейган) в Женеве. Она вылилась в открытый широкий диалог, оказавший
существенное воздействие на общуя обстановку в мире, а также положила начало сотрудничества в ряде
сфер двусторонних отношений СССР - США.
Обе стороны заявили, что "ядерная война не должна быть
развязана и в ней не может быть победителей", и обязались не стремиться к достижению военного превосходства, подчеркнули важность
предотвращения любой войны между ними - ядерной или обычной.
В октябре 1986 года М.С.Горбачев и Р.Рейган
встретились в Рейкьявике.
Значение этой встречи состоит прежде всего в том, что на ней были обсуждены конкретные формулы радикального сокращения
ядерного оружия, предложенные советской стороной.
С марта 1987 года советско-американские
отношения вступили в третий период.
Заметно активизировались политические контакты на различных
уровнях. В ходе весьма интенсивных
дипломатических контактов весной и
особенно осенью 1987 года удалось
завершить выработку договора по ракетам средней и малой дальности, договориться о проведении в декабре того же
года третьей советско-американской встречи в верхах - на этот раз в Вашингтоне.
Становилось очевидным то,
что в виду экономических трудностей,
США оказываются не в состоянии финансировать все проталкиваемые Пентагоном
военные программы. В 1985 г. конгресс США заморозил военные расходы, а с 1987
г. началось даже их определенное
сокращение. В стране усиливалась
критика внешней политики администрации, и особенно ее курса в отношении
Советского Союза.
Важным звеном в развитии советско-американских отношений стала
встреча в верхах в Москве, которая
состоялась с 29 мая по 2 июня 1988 года. Сам
факт проведения встречи на высшем уровне, подготовка к ней
не только закрепили значительные позитивные
перемены в советско-американских отношениях,
но и дали новые импульсы к их развитию. Ратификация Договора по ракетам
средней и меньшей дальности,
обмен в ходе встречи ратификационными грамотами о
вступлении этого договора в силу, дальнейшее продвижение в завершении выработкм
соглашения о 50-процентным сокращении стратегических наступательных
вооружений, подписание до встречи соглашений по афганскому урегулированию, заключение ряда соглашений о дальнейшем совершенствовании механизма
предотвращения ядерной войны, а также
о развитии двустороннего сотрудничества - все
это конкретные свидетельства
продолжающейся нормализациии советско-американских отношений,
привнесение в них дополнительных элементов устойчивости и последовательности.
5. АМЕРИКАНСКО-ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Американская администрация в начале 80-х годов попытался восстановить
полную гегемонию США в союзе западных стран.
Основным методом, избранным для
достижения этой цели, было нагнетание международной напряженности, для чего
активно использовались события в Афганистане, положение в Польше и раздувание
мифа о "советской военной угрозе".
Продолжение политики разрядки,
сотрудничества со странами социалистического содружества фактически
рассматривалось США, как
"предательство интересов Запада". В ряде случаев страны Западной
Европы были вынуждены демонстрировать
атлантическую солидарность,
принося в жертву свои собственные интересы.
Снижение сопротивления правящих
кругов западноевропейских стран давлению из-за океана определялось рядом
факторов. Западная Европа с большими нежели США, издержками вышла
из экономического кризиса 1980-1982 гг., оживление ее
экономики происходило медленнее, чем в США. Этому способствовало, в частности американская финансовая
политика. В ряде стран Западной Европы к власти пришли правительства в большей
мере, чем их предшественники, ориентирующиеся на США.
Вместе с тем ситуация в американо-западноевропейских отношениях не была однозначной. Интересы двух центров капиталистического
мира на международной арене продолжали сохранять тенденцию к расхождению. Специфика
западноевропейских интересов в экономической, политической, военной областях
объективно требовала сохранения и развития
сотрудничества с СССР и другими странами социалистического содружества,
своего подхода к отношениям с развивающимися странами. Стремление США в корне
подорвать экономические связи Западной Европы со странами социализма в целом
оказалось безуспешным. Это со всей очевидностью выяснилось в период
столкновения между атлантическими
союзниками о строительстве газопровода Сибирь - Западная Европа. Попытки США сорвать сделку, распространить
на союзников американское законодательство
по контролю над экспортом технологии и оборудования в социалистические страны
потерпели неудачу. Западная Европа недвусмысленно проявила свою
заинтересованность в развитии общеевропейского сотрудничества. Американской администрации удалось, однако,
сорвать принятие итогового документа на конференции в Берне в июне 1986
г., не допустить компромиссного решения
по обсуждавшимся там вопросам гумманитарного и культурного сотрудничества
вопреки интересам и желаниям своих союзников.
Политические издержки этого шага
для Вашингтона оказались настолько значительными, что на конференции по мерам
доверия в Стокгольме правящие круги
США уже не решились на повторение подобных мер.
В
80-е годы Западная Европа не выработала своего подхода к прекращению гонки вооружений, переговорам со странами социализма по этому
вопросу, к снижению уровня ядерного противостояния. По всем этим вопросам большинство западноевропейских государств активно либо пассивно следовало за
США. Такие западноевропейские страны, как Великобритания, ФРГ, Италия и
др., не только поддержали
"Стратегическую Оборонную Иннициативу", но фактически включились в
программу по ее реализации.
6. АМЕРИКАНО-КАНАДСКИЕ ОТНОШЕНИЯ.
Отношения США и Канады - неравное
партнерство двух расположенных по
соседству друг с
другом высокоразвитых капиталистических государств, в
котором первому из
них принадлежит главенствующая роль вследствие его огромного превосходства в экономической и
военной мощи.
Для США Канада - важнейший объект
экономической экспансии. Круп-
нейший
"пакет" американских прямых
заграничных капиталовложений - более 20%
- находится в Канаде, в результате чего американские корпорации
занимают ключевые позиции в ее экономике. Канада является самым крупным торговым
партнером США, на нее приходится до
20% общей стоимости американского
внешнеторгового оборота.
В феврале 1980 года к власти пришли
либералы во главе с П. Трюдо, которые в
октябре того же года
провозгласили "национальную энергетическую программу", направленную на ослабление господства США в
нефтегазовой промышленности Канады,
что вызвало резкие протесты со стороны деловых и официальных кругов США.
С приходом
к власти в США республиканской администрации в январе 1981 года
отношения между двумя странами
осложнились в еще
большей степени. Уже в ходе избирательной кампании 1980 года в США была
выдвинута идея создания североамериканского
сообщества, включающего США, Канаду и Мексику, которая была
решительно отвергнута обоими соседями США.
Американская администрация не проявила
склонности решать накопившиеся спорные, главным образом экономические, вопросы
с Канадой, касающиеся, в
частности, рыболовство у
восточного побережья, "кислотных
дождей" и др. Ее позиция как
в области внутриэкономической,
так и внешней политики во
многом расходилось с действиями и планами правительства П. Трюдо:
США проводили курс на дерегулирование
экономики, Канада поощряла усиление государственного сектора в
энергетике. Американская политика высоких процентных ставок срывала усилия
Канады по оживлению своей
экономики. В то время как администрация США возглавляла наступление
реакционных кругов Запада на
разрядку международной
напряженности, правительство Канады продолжало выступать в ее поддержку,
против возврата к "холодной войне". Лидеры двух стран резко разходились
по вопросу о формах отношений стран Запада с развивающимися
странами.
Поражение канадских либералов
на выборах в сентябре 1984 года привело к власти
правительство консерваторов во главе
с Б. Малруни, которое взяло курс на всестороннее сближение с США,
особенно в области экономики. В январе 1988 года по иннициативе Оттавы было
подписано соглашение о введении режима свободной торговли между США и
Канадой. В сентябре 1985 года правительство Б.
Малруни разрешило частным канадским фирмам и отдельным гражданам
участвовать в реализации "стратегической оборонной инициативы"
(СОИ), но под давлением общественности
отказалось от участия в СОИ на межправительственном уровне.
Вместе
с тем и при консерваторах сохранились прежние
разногласия между США и Канадой по таким вопросам двусторонних
отношений, как торговля, "кислотные дожди", разграничение морских экономических зон
в Тихом и Ледовитом океанах, суверенитет Канады над акваторией Арктического
архипелага, отношения с Кубой, Никарагуа,
ядерное разоружение, где по некоторым вопросам Канада занимает более
конструктивные позиции.
6. ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
В середине 80-х годов промышленность США
выпускала условно чистой продукции на сумму свыше 1 трлн американских долларов, концентрируя
при этом основной производственный капитал в размере 2698
млрд ам. долларов и 20 млн занятых, в
промышленное развитие ежегодно вкладывалось более 165 млрд долларов капиталовложений.
Процесс становления современной
индустриальной структуры в
США развивался в направлении создания
всеохватывающего набора отраслей, подотраслей и производств в расчете на
удовлетворение потребностей емкого внутреннего и в определенной мере мирового
рынков.
В условиях ожесточенной международной конкуренции американские
монополии сосредоточили усилия на
развитии принципиально новых наукоемких отраслей и производств, которые становятся движущей силой про-
мышленного
роста, опорой интенсивного типа воспроизводства.
К углуюлению интенсивного пути
воспроизводства капитализм США толкает также кризисная ситуация на отдельных рынках сырья и энергии,
ограниченные возможности дальнейшего наступления на жизненный уровень трудящихся.
Главным
направлением научно-технического развития и совершенствования структуры промышленного производства в данный
период является постепенный переход от базовых отраслей к отраслям опирающимся
в своем развитии на прогресс науки и техники и квалифицированную рабочую силу.
7. НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ.
В течение
данного периода роль
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в экономике
США постоянно повышалась. Это выражалось прежде всего в росте затрат на НИОКР,
которая к середине 80-х годов превысили 100 млрд долларов.
Участие государственных органов в развитии
науки в США весьма велико и осуществляется в основном на федеральном уровне,
где разрабатывается и реализуется
общенациональная научно-техническая политика.
Особенности организации фундаментальной науки
в США заключается в
том,
что фундаментальные исследования проводятся главным образом в научно-исследовательских
центрах и лабораториях высших
учебных заведений. Такая
организация исследований академического характера позволяет не только быстро
включать результаты этих исследований в учебные программы, но и привлекать к
научной деятельности способных студентов.За поддержку в стране фундаментальной науки отвечает Национальный научный
фонд США.
С середины 80-х годов на средства
государства при ведущих университетах создаются центры инженерных
исследований, текущее финансирование которых осуществляется из средств
промышленных фирм.
В это время активно развивается процесс
слияния научной и экономической политики
американской администрации,
чтобы в еще большей мере сориентировать науку на решение стратегической
задачи правящего класса США -
сохранение жизнеспособности капиталистического способа производства в
этой стране.
Система образования в
США включает как
государственный, так и частный
сектор. В 1986 г. расходы государственных учебных заведений составили 211,6 млрд. долларов, на
долю частного сектора пришлось 48,6 млрд. долларов.
Структура государственной высшей школы
существенно изменилась: в 80-е годы
лишь треть ее учебных заведений составляют полноценные вузы (университеты и колледжи), а две трети
- это "усеченные" вузы, младшие колледжи, в которых обучается почти
половина студентов государственного сектора.
Система начального и среднего образования в
США - одна из наиболее развитых в
капиталистическом мире. В 1985 г. в стране насчитывалось 105,5 тыс. школ,
в которых обучалось 44,0 млн
детей школьного возраста.
Продолжительность обучения в
общеобразовательной средней
школе составляет 12 лет, начиная с 6-летнего возраста.
Средняя школа в большинстве округов
подразделяется на младшую среднюю школу (седьмые - девятые классы) и
старшую среднюю школу (десятые - двенадцатые
классы). Основной принцип
обучения, принятый в американских
средних школах, состоит в том, что учащиеся, особенно в старших
классах, могут выбирать по собственному желанию тот или
иной набор учебных дисциплин в зависимости от своих наклонностей и способностей.
Уже в девятом классе фактически создается
несколько программ обучения, совпадающих
с профилями старшей средней школы,
где проводится дифференцированное обучение девушек и юношей в возрасте
от 16
до 18 лет. В соответствии с
разными программами различаются три профиля обучения: акадкмический, направленный
на подготовку к колледжу; профессиональный, задача которого дать
практические знания для устройства на работу; общий, не дающий
специализированной подготовки.
Однако, несмотря на то, что бесплатное школьное образование, его
более демократическая в целом организация, широкий охват молодежи
средним
образованием делают американскую
систему более прогрессивной, чем школьные системы ряда других капиталистических
стран, ее основной чертой является классовость. Распределение знаний их
дальнейшее использование в конечном счете ставятся в зависимость от социальной
принадлежности, хотя правящий класс
в силу экономической необходимости вынужден допускать к подлинно
качественному среднему образованию наиболее
талантливых выходцев из "низов".