Рыцарство и монашество как образ жизни Рыцарство и монашество как образ жизни
Рыцарство и монашество как образ жизни РЕФЕРАТЫ РЕКОМЕНДУЕМ  
 
Тема
 • Главная
 • Авиация
 • Астрономия
 • Безопасность жизнедеятельности
 • Биографии
 • Бухгалтерия и аудит
 • География
 • Геология
 • Животные
 • Иностранный язык
 • Искусство
 • История
 • Кулинария
 • Культурология
 • Лингвистика
 • Литература
 • Логистика
 • Математика
 • Машиностроение
 • Медицина
 • Менеджмент
 • Металлургия
 • Музыка
 • Педагогика
 • Политология
 • Право
 • Программирование
 • Психология
 • Реклама
 • Социология
 • Страноведение
 • Транспорт
 • Физика
 • Философия
 • Химия
 • Ценные бумаги
 • Экономика
 • Естествознание




Рыцарство и монашество как образ жизни

Р Ы Ц А Р С Т В О Вокруг рыцарей,которых одни называют неустрашимыми воинами,преданными
вассалами,защитниками слабых,благородными слугами прекрасных дам,галан-
тными кавалерами,а другие-неустойчивыми в бою,нарушающими свое слово,
алчными грабителями,жестокими угнетателями,дикими насильниками,кичливы-
ми невеждами,вертелась в сущности история европейского средневековья,
потому что они в те времена были единственной реальной силой.Силой ко-
торая нужна была всем:королям против соседей и непокорных вассалов,кре-
стьян,церкви;церкви-против иноверцев,королей,крестьян,горожан;владыкам
помельче-против соседей,короля,крестьян;крестьянам-против рыцарей сосе-
дних владык.Горожанам,правда,рыцари были не нужны,но они всегда исполь-
зовали их военный опыт.Ведь рыцарь-это прежде всего профессиональный
воин.Но не просто воин.Рыцарь,рейтер,шевалье и т.д. на всех языках зна-
чит всадник.Но не просто всадник,А всадник в шлеме,панцире,со щитом,ко-
пьем и мечом.Все это снаряжение было весьма дорогим:еще в конце X в.,
когда расчет велся не на деньги,а на скот,комплект вооружения,тогда еще
не столь обильного и сложного,вместе с конем стоил 45 коров или 15 ко-
былиц.А это величина стада или табуна целой деревни. Но мало взять в руки оружие-им надо уметь отлично пользоваться.Для
этого необходимы беспрестанные утомительные тренировки с самого юного
возраста.Недаром мальчиков из рыцарских семей с детства приучали носить
доспехи-известны полные комплекты для 6-8 -летних детей.Следовательно,
тяжеловооруженный всадник должен быть богатым человеком,располагающим
временем.Крупные владетели могли содержать при дворе лишь очень неболь-
шое число таких воинов.А где взять остальных ? Ведь крепкий крестьянин,
если и имеет 45 коров,то не отдаст их за груду железа и красивого,но не
годного для хозяйства коня.Выход нашелся:король обязывал мелких земле-
владельцев работать определенное время на крупного,снабжать его нужным
количеством продуктов и ремесленных изделий,а тот должен был быть готов
определенное количество дней в году служить королю в качестве тяжелово-
оруженного всадника. На подобных отношениях в Европе выстроилась сложная феодальная систе-
ма.И к XI-XII вв. тяжеловооруженные всадники превратились в касту рыца-
рей.Доступ в это привилегированное сословие становился все более труд-
ным,основанным уже на родовитости,которая подтверждалась грамотами и
гербами.Еще бы:кому хочется тесниться и допускать к жирному куску пос-
торонних.А кусок был жирным,и чем дальше,тем больше. За клятву верности сеньору рыцарь получал землю с работающими на него
крестьянами,право суда над ними,право сбора и присвоение налогов,право
охоты,право первой ночи и т.д. Он мог ездить ко дворам владык,развлека-
ться целыми днями,пропивать,проигрывать в городах деньги,собранные с
мужиков.Обязанности его сводились к тому,чтобы во время военных дей-
ствий служить на своих харчах сеньору около месяца в году,а обычно и
того меньше. Ну а как рыцари воевали? По-разному.Сравнивать их с кем-то очень
трудно,т.к. они в Европе были в военном отношении предоставлены самим
себе.Разумеется в сражениях участвовала и пехота-каждый рыцарь приводил
с собой слуг,вооруженных копьями и топорами,да и крупные владетели на-
нимали большие отряды лучников и арбалетчиков.Но до XIV в. исход сраже-
ния всегда определяли немногие господа-рыцари,многочисленные же слуги-
пехотинцы были для господ хоть и необходимым,но лишь полспорьем.Рыцари
их в расчет вообще не принимали.Да и что могла сделать толпа необучен-
ных крестьян против закованного в доспехи профессионального бойца на
могучем коне ? Рыцари презирали собственную же пехоту.Горя нетерпением
сразиться с достойным противником,то есть рыцарем же,они топтали коня-
ми мешающих им своих же пещих воинов.С таким же равнодушием рыцари от-
носились и к всадникам без доспехов,лишь с мечами и легкими копьями. В
одной из битв,когда на группу рыцарей налетел отряд легких всадников,
они даже не сдвинулись с места,а просто перекололи своими длинными ко-
пьями лошадей противника и только тогда поскакали на достойного врага-
рыцарей. Вот тут-то и происходил настоящий бой:два закованных в железо всад-
ника закрытых щитами,выставив вперед длинные копья,сшибались с налета,
и от страшного таранного удара,усиленного тяжестью доспехов и весом
лошади в сочетании со скоростью движения,враг с треснувшим щитом и
распоротой кольчугой или просто оглушенный вылетал из седла.Если же
доспехи выдерживали,а копья ломались,начиналась рубка на мечах.Это бы-
ло отнюдь не изящное фехтование:удары были редкими но страшными.Об их
силе говорят останки воинов,погибших в сражениях средневековья,-раз-
рубленные черепа,перерубленные берцовые кости.Вот ради такого боя и
жили рыцари.В такой бой они кидались очертя голову,забыв об осторожно-
сти,об элементарном строе,нарушая приказы командующих.Хотя какие там
приказы-рыцарям лишь предлагали держать строй,их просили. При малейшем признаке победы рыцарь кидался грабить лагерь врага,за-
бывая обо всем,-и ради этого тоже жили рыцари.Недаром некоторые короли
,запрещая бойцам ломать боевой порядок при наступлении и ход битвы из-
за грабежа строили перед боем виселицы для несдержанных вассалов.Бой
мог быть довольно долгим.Ведь он распадался обычно на нескончаемое ко-
личество поединков,когда противники гонялись друг за другом. Рыцарская честь понималась весьма своеобразно.Устав тамплиеров раз-
решал рыцарю нападать на противника спереди и сзади,справа и слева,ве-
зде где можно нанести ему урон.Но если противнику удавалось заставить
отступить хоть нескольких рыцарей,их соратники,заметив это,как правило,
ударялись в паническое бегство,которое не в силах был остановить ни
один полклводец.Сколько королей лишились победы только потому,что пре-
ждевременно теряли голову от страха! Никакой воинской дисциплины у рыцарей не было и быть не могло.Ибо ры-
царь-индивидуальный боец,привилегированный воин с болезнено острым чув-
ством собственного достоинства.Он профессионал от рождения и в военном
деле равен любому из своего сословия вплоть до короля.В бою он зависит
только сам от себя и выделиться,быть первым может,только показав свою
храбрость,добротность своих доспехов и резвость коня.И он показывал это
всеми силами.Да кто же тут мог что-то ему указать,приказать ? Рыцарь
сам знает все,и любой приказ для него-урон чести.Такое самосознание ры-
царя было хорошо известно полководцам,государственным деятелям,светским
и церковным.Видя,что несокрушимые всадники терпят поражение из-за своей
горячности и своеволия,вылетая в атаку разрозненными группами,и зная,
что тяжелая конница непобедима,когда наваливаются всей массой,государ-
ственная и церковная админестрации принимали меры,чтобы навести хоть
какой-то порядок.Ведь к тому же рыцарей было мало.Например,во всей Анг-
лии в 70-х гг. XIII в. насчитывалось 2750 рыцарей.В боях участвовало
обычно несколько десятков рыцарей,и лишь в больших сражениях они исчис-
лялист сотнями,редко переваливая за тысячу.Понятно,что это мизерное ко-
личество полноценных бойцов нельзя было растрачивать,распылять по мело-
чам.И тогда с конца XI-го века,во время крестовых походов,стали возни-
кать духовно-рыцарские ордена со строгими уставами,регламентирующими
боевые действия. Р Ы Ц А Р С К И Е О Р Д Е Н А С 1100 по 1300 г. в Европе образовалось 12 рыцарских духовных орденов.
Наиболее мощными и жизнеспособными оказались три: орден тамплиеров,
орден госпитальеров и тевтонский орден.
ТАМПЛИЕРЫ. Официально этот орден назывался "Тайное рыцарство Христово и Храма
Соломона",но в Европе был более известен как Орден рыцарей Храма.(Его
резиденция находилась в Иерусалиме,на месте,где,по преданиям был рас-
положен храм царя Соломона (tample-храм(франц.)).Самих же рыцарей назы-
вали храмовниками.Создание ордена было провозглашено в 1118-1119 гг.
девятью французскими рыцарями во главе с Хуго де Пейнсом из Шампани.Де-
вять лет эти девять рыцарей хранили молчание,о них не упоминает ни один
хронист того времени.Но в 1127 г. они возвратились во Францию и заявили
о себе.А в 1128 г. церковный Собор в Труа (Шампань) официально признал
орден. На печати тамплиеров были изображены два рыцаря,скачущих на одной ло-
шади,что должно было говорить о бедности и о братстве.Символом ордена
стал белый плащ с красным восьмиконечным крестом. Целью его членов было "по возможности заботиться о дорогах и путях, а
особенно об охране паломников".Устав запрещал любые светские развлече-
ния,смех,пение и т.д. Рыцари должны были дать три обета:целомудрие,бед-
ности и послушания.Дисциплина была жесткой:"Каждый совершенно не следу-
ет собственной воле,но более заботится о том,чтобы повиноваться прика-
зывающему".Орден становится самостоятельной боевой еденицей,подчиня-
ющийся только Великому магистру (им сразу был провозглашен де Пейнс) и
Папе римскому. Тамплиеры к XII в. стали обдадателями неслыханных богатств и владели
не только землями,но и верфями,портами,имели мощный флот.Они ссужали
деньги обедневшим монархам и тем самым могли влиять на государственные
дела.Кстати,именно тамплиеры первыми ввели бухгалтерские документы и
банковские чеки. Рыцари Храма поощряли развитие науки,и немудрено,что многие техниче-
ские достижения (например,компас) оказывались в первую очередь у них в
руках. Искусные рыцари-хирурги врачевали раненых-это была одна из обязан-
ностей ордена. В XI в. тамплиерам как "храбрейшим и опытнейшим в ратном деле лю-
дям" была дарована крепость Газа в Святой земле.Но заносчивость принес-
ла немало вреда "воинам Христовым" и явилась одной из причин поражения
христиан в Палестине.В 1191 г. рухнувшие стены последней обороняемой
тамплиерами крепости Сен-Жан-д'Акр погребли не только храмовников и их
Великого магистра,но и славу ордена как непобедимого воинства.
ГОСПИТАЛЬЕРЫ. Официальное название-"Орден всадников госпиталя святого Иоанна Иеру-
салимского".В 1070 г. в Палестине купцом Мауро из Амальфи был основан
госпиталь для паломников к святым местам.Постепенно там образовалось
братство для ухода за больными и ранеными.Оно крепло,увеличивалось,на-
чало оказывать достаточно сильное влияние и в 1113 г. было официально
признано Папой в качестве духовно-рыцарского ордена. Рыцари принимали три обета:бедности,целомудрия и послушания.Символом
ордена стал восьмиконечный белый крест.Первоначально он находился на
левом плече черной мантии.У мантии были очень узкие рукава,что символи-
зировало отсутствие свободы у инока.Позднее рыцари стали носить красные
одеяния с нашитым на груди крестом.В ордене были три категории:рыцари,
капелланы и служащая братия.С 1155 г. во гдаве ордена становится Вели-
кий магистр,которым был провозглашен Раймонд де Пюи.Для принятия важне-
йших решений собирался генеральный капитул.Члены капитула отдавали Ве-
ликому магистру кошель с восемью динариями,что должно было символизиро-
вать отказ рыцаря от богатства. Первоначально главно главной задачей ордена был уход за больными и
ранеными.В главном госпитале в Палестине размещалось около 2 тыс. коек.
Рыцари раздавали безвозмездную помощь беднякам,устраивали для них три
раза в неделю бесплатные обеды.Госпитальеры располагали приютом для
подкидышей и грудных младенцев.Для всех больных и раненых были одинако-
вые условия:одежда и пища одного качества вне зависимости от происхо-
ждения.С середины XII в. главной обязанностью рыцарей становится война
с неверными и охрана паломников.Орден уже располагает владениями в Па-
лестине и Южной Франции.Иоанниты начинают также,как и тамплиеры приоб-
ретать большое влияние в Европе. В конце XII в.,когда христиан выбили из Палестины,иоанниты обоснова-
лись на Кипре.В 1309 г. госпитальеры стали форпостом христиан на Восто-
ке.В 1453 г. пал Константинополь-Малая Азия и Греция полностью оказала-
сь в руках турок. У иоанитов почти не было земель в Европе.И вот защитники христианства
прибыли к берегам Европы.Император Священный Римской империи Карл V
предложил госпитальерам для проживания Мальтийский архипелаг.Отныне ры-
цари госпитальеры стали называться Орденом мальтийских рыцарей. Уже с 1262 г. чтобы всупить в орден госпитальеров,необходимо было
иметь благородное происхождение.В последствии существовали две катего-
рии втупающих в орден-рыцари по праву рождения и по призванию.В послед-
нюю категорию попадают люди,которые не должны представлять доказатель-
ств благородного происхождения.Им достаточно было доказать,что их отец
и дед не были рабами и ремесленниками.Также в орден принимались мона-
рхи,доказавшие свою верность христианству.В Мальтийском ордене могли
состоять и женщины. Рыцари имели определенные обязанности перед орденом-они не могли по-
кинуть казармы без разрешения Великого магистра,проводили в общей сло-
жности пять лет в конвенте (казарме рыцарей) на острове Мальта.Рыцари
должны были проплавать на кораблях ордена не менее 2,5 лет-эта обязанн-
ость называлась "караван". К середине XIX в. Мальтийский орден превращается из военной в духов-
но-благотворительную корпорацию,коей остается и поныне.Резиденция маль-
тийский рыцарей сейчас находится в Риме.
ТЕВТОНСКИЙ ОРДЕН. Образован в 1199 г. Однако лишь в 1221 г. на тевтонцев распространи-
лись все привилегии,которые имели и другие,старшие ордена тамплиеров и
иоанитов.Рыцари ордена давали обеты целомудрия,послушания и бедности.В
отличие от других орденов,рыцари которых были разных национальностей,
Тевтонский орден в основном состоял из немецких рыцарей. Тевтонский орден существует в Германии и по сей день. Список использованной литературы:
1. Советский Энциклопедический словарь. (МОСКВА "СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ" 1984)
2. КЕМПО-традиции воинских искусств. (А.А.Долин / Г.В.Попов МОСКВА "НАУКА" 1992)
3. Том I "Энциклопедия по всемирной истории" М О Н А Ш Е С Т В О Монашество не было изобретением западно-европейского средневековья.
Уже в первые века нашей эры в Египте,Сирии,Палестине и Малой Азии поя-
вились люди,желавшие "послужить Богу" своим особенным образом.Они по-
селялись в пещерах,пустынях,других тркднодоступных местах,питались ди-
кими плодами,корешками трав,съедобными насекомыми.Этих отшельников по-
читали как святых праведников-ведь они отказались от жизни в грешном
мире рядом с грешными людьми и выбрали самый прямой путь к спасению.
Первые монахи помнили о словах Иисуса обращенных к ученикам;Христос
советовал им не заботиться о еде и крыше над головой.Если человек по-
-настоящему верит в Бога,то Бог даст ему все необходимое,как дает пти-
цам небесным.Поэтому уединенная скудная жизнь монахов-отшельников была
знаком истинной,непоколебимой веры. Многие из восточных монахов придумывали для себя дополнительные ис-
пытания на стойкость:они годами не выходили из специально вырытых ям
или же не сходили с особых возвышений,называвшихся "столбами".Некото-
рые брали на себя обязательство молчать всю жизнь,не менять одежду и
не мыться...Таких монахов называли "подвижниками" (по "подвигу" веры,
который они совершали);они-то чаще всего и селились в горах и пусты-
нях. Подвижники стремились избежать людского соседства и жили каждый поо-
диночке.На западе Европы такое монашество прививалось с трудом-климат
здесь был более суровым,да и привычка к общественной жизни была сильна
еще с римских времен.Поэтому в западной части Римской империи (в пер-
вую очередь-в Италии) распространилась другая разновидность восточного
монашества:монашеские общежития,монастыри. Первоначально они были очень невелики.Несколько "братьев" (так назы-
вали себя монахи) объединялись для праведной жизни под руководством
настоятеля (его называли "отцом"),которого выбирали все члены монашес-
кой общины.Нельзя сказать,что братья,вступившие в монастырь порывали с
миром полностью,как это делали египетские столпники и молчальники.Про-
сто монашеская община заменяла им большой мир,полный несправедливостей
и насилия.Все имущество братьев было общим,общим было и их небольшое
хозяйство.Братья совместно молились Богу,вознося молитвы как за себя,
так и за всех христиан,живущих мирской жизнью.Считалось,что молитвы
монахов,людей "святой жизни",легче всего достигают Господа. Количество таких маленьких общежитий,обителей (как правило,5-10 че-
ловек) стало быстро увеличиваться примерно с 500 г.,когда Западная Ев-
ропа подверглась разрушительным варварским вторжениям.Теперь в обите-
лях нередко спасали не только душу,но и жизнь,а подчас-и богатство.Мо-
нашеские обители превращаются в убежища множества случайных людей,не-
редко далеких не только от высоких помыслов о Боге,но и от веры воо-
бще. К началу VI в. всем было ясно,что обители Запада нуждаются в самой
серьезной реформе.Кто-то должен был подать пример монастырской жизни,
в которой братское обращение монахов друг с другом сочеталось бы со
строжайшей дисциплиной.Молитву следовало сочетать с физическим трудом-
-ведь разрастающиеся монастыри вынуждены были содержать себя сами.Все
эти новшества были введены итальянским монахом святым Бенедиктом,про-
исходившим из города Нурсия. Главным творением святого Бенедикта стал устав монашеской жизни-пра-
вила,которыми монахи должны были руководствоваться во время труда и
отдыха.По имени создателя устав этот стал называться бенедиктинским,а
исполнявшие устав монахи-бенедиктинцами. В обитель вступали для того,чтобы служить Богу,поэтому устав органи-
зовывал всю жизнь монастыря вокруг церковных служб,в которых несколько
раз в день участвовали все братья.Размеренный ритм монастырской жизни
обозначался ударами колокола,сзывавшего братию то к совместной молитве
,то к общей трапезе.Даже сон бенедиктинцев был подчинен церковному ри-
тму и разделялся на 2 части всенощной службой,проходившей глубокой но-
чью:"первый сон"-до всенощной,и "второй"-после нее.Правда,разрешен был
и короткий дневной отдых.От участия в совместных молитвах разрешение
настоятеля освобождало лишь больных и занятых работой в дальних мона-
стырских владениях. Часть дня,свободную от божественных служб,монахи посвящали труду-как
физическому,так и умственному.Все они так или иначе занимались хозяй-
ством-заготовкой дров,помолом зерна,уходом за скотом,пахотой;умствен-
ный же труд сводился к чтению,разиышлениям над прочитанными богословс-
кими книгами и переписыванию книг.Последние из занятий считалось осо-
бенно угодным Богу;даже совсем маленькие бенедиктинские монастыри неп-
ременно обзаводились "скрипториями" (так назывались мастерские по пе-
реписыванию и украшению книг) и библиотеками.Именно бенедиктинцам мы
обязаны тем,что хотя бы некоторые произведения греческих и римских ав-
торов дощли до нашх дней.В основном же монахи,конечно,переписывали
Библию и сочинения отцов церкви.Книга рассматривалась в бенедиктинских
монастырях как сокровище,она могла изготавливаться несколько лет,укра-
шалась богатыми иллюстрациями,фигурными заглавными буквами... Наконец,устав святого Бенедикта учил братьев доброте и терпимости
друг к другу.Бенедикт не был сторонником сурового отношения к себе и к
ближним людям.Он считал,что от человека не нужно требовать полного са-
моотречения и самоуничижения-любовь к Господу может быть доказана и
более простыми и скромными средствами.Монаха украшают не столько "под-
виги",сколько смирение и послушание... Долгое время монастыри оставались главными центрами науки,культуры и
искусства:они задавали моду в архитектуре и книжной иллюстрации,содер-
жали монастырские школы,в которых обучались дети знатных сеньоров.Име-
нно монастырские мыслители напряженно обдумывали ответы на главные во-
просы:когда и как Бог будет вершить Страшный суд ? Что ждет людей после
смерти ? Свободен ли человек в своих действиях в этой жизни или все его
поступки раз и навсегда предопределены волей Господней ? Оторванные от
семейных связей и общественных обязанностей монахи остро ощущали каждый
свою индивидуальность,неповторимость.Их внутренняя,эмоциональная жизнь
была намного богаче переживаний,доступных мирянам. Монах мог укрываться от мира за толстыми монастырскими стенами,или
проводить между собой и миром незримую грань-в любом случае он остается
частью общества,которое покинул.Монах не свободен от печалей и забот
больщого христианского мира;этому миру он дарит свои чувства и идеи,ро-
жденные уединением и покоем.Монах вовсе не презирает оставленное им об-
щество,просто он хочет жить в обществе,которое выбрал он сам. А теперь хочется немножко рассказать о самураях.Ведь этих людей в
равной степени можно отнести и к рыцарям и к монахам. Идеальный самурай на протяжении всех 13 веков становления,развития и
упадка этого воинского сословия должен был служить воплощением канони-
ческих конфуцианских добродетелей наделенным,однако,силой и свирепо-
стью нио,"стражей ворот" в буддийской храмовой скульптуре.Идеальный
самурай должен был стать и порой действительно становился сверхчелове-
ком в ницшеанском понимании этого слова.Душой его был меч,профессией-
война,постоянным занятием-воиеские искуссства,а нередко также изящная
словесность и живопись.Философия входила в его плоть и кровь под сво-
дами храмов и святилищь в долгие часы медитации и упражнений с оружием
.Физическое совершенство,моральная чистота,возвышенность помыслов-та-
ким был настоящий самурай."Меж цветов красуется сакура,меж людей-саму-
раи",-гласила пословица. Самурайство зародилось в VIII в. на востоке и северо-востоке Японии.
Но лишь в X-XII вв. окончательно оформились владетельные самурайские
роды.К тому времени сложились и устои неписанного морального кодекса
самурая,позже превратившегося в грозный свод заповедей "Путь Самурая"-
-Буси-до. Четко и довольно вразумительно требования Буси-до сформулированы фи-
лософом Дайдодзи Юдзана:
" -Истинная храбрость заключается в том,чтобы жить,когда правомерно жить и умереть когда правомерно умереть. -К смерти следует идти с ясным сознанием того,что надлежит делать самураю и что унижает его достоинство. -Следует взвешивать каждое слово и неизменно задавать себе вопрос, правда ли то,что собираешся сказать. -Необходимо быть умеренным в еде и избегать распущенности. -В делах повседневных помнить о смерти и хранить это слово в сердце. -Уважать правило "ствола и ветвей".Забыть его-значит никогда не постигнуть добродетели.Родители-ствол древа,дети-его ветви. -Самурай должен быть не только примерным сыном,но и верноподданым. -Следует быть усердным и прилежным,иметь чувство ответственности. -Не подобает гнаться за роскошью,следует избегать бесполезных трат -Не подобает гнаться за дутой славой.Следует во всем соблюдать простоту и умеренность,не быть тщеславным.

      ©2010