Роль политических субкультур в политической культуре общества Роль политических субкультур в политической культуре общества
Роль политических субкультур в политической культуре общества РЕФЕРАТЫ РЕКОМЕНДУЕМ  
 
Тема
 • Главная
 • Авиация
 • Астрономия
 • Безопасность жизнедеятельности
 • Биографии
 • Бухгалтерия и аудит
 • География
 • Геология
 • Животные
 • Иностранный язык
 • Искусство
 • История
 • Кулинария
 • Культурология
 • Лингвистика
 • Литература
 • Логистика
 • Математика
 • Машиностроение
 • Медицина
 • Менеджмент
 • Металлургия
 • Музыка
 • Педагогика
 • Политология
 • Право
 • Программирование
 • Психология
 • Реклама
 • Социология
 • Страноведение
 • Транспорт
 • Физика
 • Философия
 • Химия
 • Ценные бумаги
 • Экономика
 • Естествознание




Роль политических субкультур в политической культуре общества


Прислал 2:5020/240.25 Igor Kotiakhov
Hаписала anna@ng.glasnet.ru Туратбекова Д.К. ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ Кафедра политологии Реферат на тему: Роль политических субкультур в политической культуре общества. Студентки гр ВН3-1 Туратбековой Д.К. Научный руководитель Седых Н.Н. Москва, 1996г Политическая культура - явление полиструктурное, многоуровне- вое. Многообразные связи политической культуры с различными соци- альными и политическими процессами предопределяют ее сложное стро- ение и организацию. Разнообразные внутренние структуры политичес- кой культуры отображают технологию формирования политического по- ведения субъектов, этапы становления культурного целого (т.е. пол- итической культуры отдельно взятой страны, региона), наличие раз- нообразных политических субкультур и т.д. Политическая субкультура - совокупность однородных ценностных ориентаций и соответствующих им форм политической активности граж- дан (групп). Относительно целостные представления о политических субкульту- рах были выработаны в конце 20-х годов ХХ века американскими пси- хологами Э. Майо и Ф. Ротлисбергером, в процессе изучения ими осо- бенностей групповой психологии. Первоначально понятие имело сугубо прикладной характер и использовалось для описания адаптации этни- ческих групп в инокультурной среде. Существуют различные способы ценностных ориентаций на мировоз- зренческом (где люди встраивают представления о политике в свою индивидуальную картину мировосприятия), гражданском (где, осозна- вая возможности государственной власти и, в соответствии с этим, собственные возможности защищать свои права и интересы, человек вырабатывает качественно новый уровень понимания своего политичес- кого статуса), а также на собственно политическом уровне ценност- ных представлений (где человек вырабатывает отношение к конкретным формам правления режима, своим союзникам и оппонентам и т.д.). Различия в выборе людьми тех или иных ценностных ориентиров и спо- собов политического поведения в немалой степени зависят от их при- надлежности к социальным (классы, слои), национальным (этнос, на- ция, народ), демографическим (женщины, мужчины, молодежь, преста- релые), территориальным (население определенных разонов и регио- нов), ролевым (элита и электорат) и другим (религиозные, референт- ные и проч.) группам. Выработка людьми ценностных ориентаций (и соответствующих форм поведения) на основе групповых целей и идеа- лов превращает политическую культуру в совокупность субкультурных образований, характеризующих наличие у их носитилей существенных (несущественных) различий в отношении к власти и государству, пра- вящим партиям, в способах политического участия и т.д. В ряде основных параметров политических культур разных социа- льных групп в единой национальной и государственной общности суще- ствуют определенные различия. В одних случаях отличия этих частных культур от общей политической культуры не носят принципиального характера, и они интегрированы в нее на положении субкультур, в других - настольно отличаются от общей политической культуры, что могут рассматриваться в качестве самостоятельных контркультур. Это значит, что в каждом обществе могут существовать одновременно нес- колько политических культур: господствующая, или общая, политичес- кая культура, субкультуры и контркультуры. Дифференциация полити- ческой культуры может быть основана на социально-классовых, нацио- нальных, религиозных, и других различиях между социальными общно- стями и отдельными людьми. В основании выделения политических субкультур могут лежать как более или менее значительные вариации одних и тех же базовых цен- ностей - так и их качественно различающиеся разновидности. Помимо рационально осознанных воззрений, каждая политическая субкультура обладает рефлексивно неоформленными отношениями к действительнос- ти, укрепляющими у носителей данных ценностей единые подходы, оце- нки и ассоциации относительно политических явлений и усиливающими чувства внутренней сплоченности их приверженцев. Каждая субкультура обладает определенным социальным масштабом, временем существования и различной степенью укорененности в созна- нии и поведении граждан. Различия политических субкультур сообщают власти источник эволюции и саморазвития. Любая политическая субкультура включает в себя и то общее, что характеризует доминирующую в обществе политическую культуру, и то специфическое, что отличает данную субкультуру, те особенности, которые свойственны только этой группе. Различают политические субкультуры интеллигенции, женскую, молодежную, фермерскую, рели- гиозную, региональные, социоэкономические, этнолингвистические, возрастные и другие субкультуры. Региональные субкультуры обусловлены такими различиями между отдельными регионами страны, как климат, наличие определенных ре- сурсов т.п. Это, свою очередь, порождает экономические различия, влияющие на образ жизни людей, общий уровень культуры, а следова- тельно, и на их политико-культурный уровень. На политическую куль- туру региона существенное воздействие оказывают такие факторы, как экономическая специализация данного региона, его место в общей системе разделения труда. Так, аграрные регионы, по опыту России, в политическом отношении более консервативны, чем промышленные. Они проявляют более низкий уровень политической активности, то есть ограничиваются участием в выборах. Но степень их участия в выборах гораздо выше нежели в других регионах. В некоторых промыш- ленных регионах население предпочитает высокоактивные формы учас- тия - демонстрации, забастовки и т.п., иногда социально неприемле- мые. Центральные регионы по уровню развития политической культуры отличаются от периферийных степенью политической сознательности и активности. Регионы, имеющие возможность обеспечить за счет нахо- дящихся у них ресурсов определенный уровень экономического и соци- ального благосостояния, характеризуются непротиворечивой полити- ческой культурой, лояльностью по отношению к существующему режиму, тяготением к политической самостоятельности (Центральное Черно- земье). Социоэкономические субкультуры обусловлены существованием в обществе различных групп (социальных слоев, классов), имеющих раз- личный экономический статус, а следовательно, и различия в образе жизни, в интересах, играющих особо важную политическую роль. Так, для предпринимательского слоя наиболее актуальными политическими ценностями являются экономическая свобода, стабильность, контроль за государством со стороны гражданского общества, участие в приня- тии решений. То есть то, что составляет непосредственные полити- ческие условия активности предпринимателя. Представители данной субкультуры применяют различные способы и методы воздействия на власть, отдавая предпочтение активным формам воздействия, таким как широкое использование средств массовой информации, лоббирова- ние правительственных структур, создание политических партий, пре- тендующих на участие во власти. Этнолингвистические субкультурыясвязаны с языковыми, этнически- ми особенностями соответствующих социальных групп. На политическую культуру этих групп определяющее воздействие оказывают такие фак- торы, как этническое самосознание и национальный характер. Полити- ческие ценности, предпочтения и установки, как правило, вторичны по отношению к этническим факторам. Религиозные субкультурыявозникают в том сбучае, когда религия является основным всепроникающим элементом общей культруры опреде- ленной группы людей. Исламский фундаментализм, например, это не столько религиозная, сколько политическая идеология. Возрастные субкультуры отражают различные системы политических ценностей у представителей разных поколений. Данные субкультуры существуют в основном в политически реформируемых обществах. Стар- шие поколения, политическая культура которых сложилась в условиях отжившей политической реальности, имеют политические взгляды, от- личные от системы политических установок молодежи. Однако возраст- ные отличия оказывают относительно меньшее воздействие на полити- ческую культуру людей в стабильных системах. Особенности политической субкультуры обусловлены различиями в положении общественных групп в экономической и социальной структу- ре общества, образовательному, половозрастному и другим признакам. Так, в качестве особенностей негритянской политической суб- культуры американские исследователи выделяют более высокую степель доверия к федеральному правительству по сравнению с доверием к правителствам штатов, более четкую ориентацию на поддержку прави- тельственных социальных программ, отсутствие особой веры в возмож- ности политической активности рядового гражданина, убеждение в том, что политика - это занятие для белых. И это, я считаю, действи- тельно так. Ведь в большинстве своем политики - белые. Редко когда увидишь на трибуне темнокожего. Некоторые особенности свойственны политической субкультуре женщин. В литературе отмечается, в частности такое распространен- ное явление, характеризующее эту субкультуру в странах Запада, как склонность к поддежке партий и организаций консервативного направ- ления, что обусловливается рядом факторов, как-то: узость социаль- ных контактов женщин, меньшая по сравнению с мужчинами вовлечен- ность в общественные движения. Значительной спецификой отличается молодежная субкультура. Данные социологических исследований в 1970-1987 гг в шести запад- ноевропейских странах позволили зарубежным политологам сделать вы- воды о наличии существенных различий в базовых социальных ориента- циях молодежи и старших поколений. Поведение молодежи является в определенной мере распредмеченным слепком с конкретного общества и в то же время существенно отличается от поведения, например, ве- теранов. Для молодежной субкультуры характерно преобладание нон- конформизма, радикализма, культа силы, преобладание таких ценнос- тей, как возможность общения и качество жизни. Для старших поколе- ний наибольшими ценностями является стабильность, традиции, опыт, материальный достаток и обеспечение. В конкретных странах и государствах наибольшим политическим влиянием могут обладать самые разные субкультуры (например религи- озные субкультуры в Северной Ирландии и Ливане или этнические в Азербайджане) **** Международные аспекты Карабахского конфликта в Азербайджане Восьмой год на территории Азербайджана продолжается кровопро- литный карабахский конфликт. Начавшийся с митингов и демонстраций, он перерос в настоящую войну между двумя соседними государствами. И несмотря на то, что 12 мая 1994 года Армения и Азербайджан дос- тигли соглашения о прекращении огня, за этот период не удалось найти решения карабахского конфликта. В неудаче переговоров между- народные посредники обвиняют конфликтующие стороны, которые, по их мнению, не проявляют готовности к компромиссам. В конечном итоге урегулирование ситуации зависит от непосредственных участников конфликта. Другим фактором, мешающим достижению согласия является воз- действие на переговорный процесс интересов великих держав, которые не всегда совпадают. Речь идет, в первую очередь, о России и США. Однако, проявляя внешнюю активность, запад в то же время не торопится подкрепить переговорный процесс новыми идеями. В кара- бахском урегулировании международные посредники при выполнении своей миссии исходят из того, каким образом разрешение карабахско- го конфликта отразится на их интересах в регионе. Поэтому, решение конфликта требует или согласования интересов великих держав в ре- гионе, что маловероятно, или же завоевания доминирующего положения одним из них. В последнем случае шансы России весьма велики, т.к. именно она обладает наиболее реальными рычагами давления на конф- ликтующие стороны. С 14 по 18 июня с.г. в Москве проходил очередной раунд перего- воров по урегулированию армяно-азербайджанского конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ, который в итоге все же оказался безрезультат- ным. Основным предметом обсуждения на переговорах были военно-тех- ничесие аспекты урегулирования. Московский раунд показал оправдан- ность критических замечаний азербайджанской стороны в адрес соп- редседетелей МГ ОБСЕ, фактически игнорирующих интересы Азербайджа- на на переговорах. Сопредседатели поддержали позицию армянской стороны, отказывающейся освободить Лачинский и Шушинский районы (а эта проблема является одной из ключевых в переговорном процессе и без учета интересов Азербайджана в этих вопросах урегулирование конфликта невозможно) под тем предлогом, что Азербайджан обладает большим военным потенциалом, ставящим под угрозу безопасность карабахских армян. Сопредседатели МГ ОБСЕ пошли навстречу армянс- кой стороне и в другом вопросу, увязав проблему освобождения Шуши с передачей карабахским армянам бывшего Шаумяновского района, на- ходящегося за пределами Нагорного Карабаха. Основными условиями карабахских армян для урегулирования конфликта является право иметь вооруженные силы и вступать в международные отношения, уст- ранение анклавного состояния Нагорного Карабаха, что подразумевает состояние оккупации Лачина и Шуши, установление демаркационной ли- нии между Азербайджаном и т.н. НКР. При подобной позиции карабахс- ких армян едва ли следует надеяться на скорейшее разрешение армя- но-азербайджанского конфликта. **** РЕЛИГИОЗНАЯ СУБКУЛЬТУРА Немалая роль в формировании политической культуры всегда при- надлежит религии. Более того, многие идеи, ценности, установки, связанные с религией, входят составной частью в политическую куль- туру той или иной нации, страны, народа. Религия, будучи важным элементом национальной и исторической традиции данного народа, пронизывает его культурное наследие и соответственно не может не отражаться на характере его политичесской культуры. По данным Института социально-политических исследований РАН, убежденные верующие значительно менее политизированы, нежели дру- гие мировоззренческие группы населения. Среди прихожан Русской Православной Церкви примерно в 2 раза меньше людей, увлеченных по- литикой, чем среди неверующих. При этом среди верующих, имеющих политические взгляды, примерно одинакова доля "консерваторов", "либералов" и "центристов". Социально-политическая ориентация Русской Православной Церкви существенно влияет на взгляды десятков миллионов верующих, а также значительную часть россиян, не определивших своего отношения к ре- лии. Московский Патриархат оказывает значительное воздействие и на православных верующих Украины, Белоруссии, Молдовы, Прибалтики. В некоторых случаях негласная, но активная поддержка Московским Пат- риархатом тех или иных политиков способствовала их победе на выбо- рах. Так, например, значительный вклад в успех Леонида Кучмы в хо- де президентских выборов на Украине внесла Украинская Православ- ная Церковь - Московский Патриархат. Леонид Кравчук, поддержавших альтернативную религиозную организацию Украинскую Православную Церковь - Киевский Патрирхат и проводивший дискриминационную поли- тику по отношению к сторонникам Московского Патриархата, в конеч- ном счете потерпел поражение. Наличие социальной доктрины, то есть всеобъемлющей концепции, отражающей общецерковный взгляд на церковно-государственные отно- шения и проблемы общества в целом, дает Церкви возможность, непос- редственнно не вмешиваясь в политическую борьбу, стимулировать создание массовых и влиятельных христианских партий, профсоюзов, оказывать эффективное духовно-нравственное воздействие на полити- ку, экономику, социальную сферу. Так, например, Римско-Католичес- кая Церковь не рекомендует священнослужителям участвовать в поли- тической борьбе, запрещает им быть депутатами парламентов, лидера- ми партий, занимать министерские должности и т.п. В то же время, располагая детально разработанной социальной доктриной, Католичес- кая Церковь, не связывая беся ни с одной социльной или политичес- кой системой, оказывает мощное воздействие на социальные процессы, давая духовно-нравственную оценку актуальных социальных проблем, поддерживая базирующиеся на католической социальной доктрине хрис- тианские партии и профсоюзы, союзы предпринимателей, культур- но-просветительские и другие организации. Русская Православная Церковь не имела возможностей для выра- ботки собственной социальной доктрины. Попытка сформулировать ее основы была предпринята на Поместном Соборе 1917-1918 гг., однако она не была реализована. c 1991 г: ЭТНОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СУБКУЛЬТУРЫ С 15 по 21 августа с.г. в Будапеште проходил Второй всемирный конгресс финно-угорских народов, в работе которого приняли участие делегации от финно-угорских народов Венгрии, России (вепсы, каре- лы, коми, коми-пермяки, марийцы, мокшане, манси, ненцы, ингеман- ландские финны, саамы, ханты, удмурты, эрзяне, ливы, тверские ка- релы, селькупы, ижора и водь), Финляндии и Эстонии. На конгрессе обсуждались вопросы саморазвития финно-угорских народов без ущем- ления прав и интересов других народов, всестороннего ослижения родственных финно-угорских народов, сохранения традиций и рождения новых форм общения, а также прогрессивных демократических преоб- разований всего мирового сообщества. СУБКУЛЬТУРА ЖЕНЩИН В мире нет такой сферы человеческой деятельности, в которой не принимали бы активного участия женщины, составляющие 1/2 всего населения Земли. Особенно ярко проявляются их энергия и инициатива в борьбе против войны. Они заинтересованы в стабильности, покое и мире. Примечательны социально-политические параметры женского дви- жения. Оно выступает против разрушения природных богатств, загряз- нения атмосферы, Мирового океана, оскудения форм природной и со- циальной жизни, истощения озонового слоя ( и в этом они схожи с "экологистами"). Женщины борются за ликвидацию локальных экологи- ческих и социальных катастроф и активно действуют в общественно- политических движениях. Политические симпатии и предпочтения женщин всегда очень вли- яют на общество. Их активность с исторической и международной то- чек зрения высока и имеет тенденцию к возрастанию. Женщины состав- ляют более половины электората. В последнее время значительно обострились основные социальные противоречия между правом женщин на равенство в обществе, на рабо- те и в семье и его реальным осуществлением на практике, что проя- вилось в препятствиях для саморазвития и самосовершенствования женщин, обострились социально-экономические проблемы в обществе, которые тяжелым грузом легли, в первую очередь, на плечи женщин, сказались на снижении жизненного уровня и принесли неуверенность в завтрашнем дне, страх потерять работу. И, наконец, рост социальной напряженности и естественного стремления матери защитить природные основы жизни, своих детей. Главным условием развития женского дви- жения стала демократизация нашего общества. Действующие в широких пределах женского движения группы возни- кают и исчезают, расширяются и сужаются, вливаются в партии. Под- вижны и границы между национальными и международными объединения- ми. Хотя большинство женщин отличается повышенной восприимчиво- стью к идеям справедливости, равенства, гармонического развития, и подавляющее большинство респонденток выражает готовность участво- вать в движении в защиту окружающей среды, за сохранение памятни- ков культуры, в защиту престарелых и инвалидов детства, в женском движении есть группы, которые можно охарактеризовать как консерва- тивные и реакционные. По данным опроса экспертов на территории России наиболее массовыми являются такие объединения, как женсове- ты, комитеты, объединения, клубы, советы многодетных матерей, де- тей, инвалидов, комитеты солдатских матерей, женские клубы по ин- тересам, творческие объединения, ассоциации деловых женщин. В масштабах страны широкую поддержку получили Ассоциация женщ- ин-кинематографистов РФ, Международная лига писательниц, Московс- кий клуб женщин-журналисток. Появились женские партии "Женщины су- веренной России" (Томск), Единая партия женщин (Ленинград), женс- кие секции в Союзах и партиях, Российский благотворительный фонд "Женщина и демократия" (под эгидой "Демократической России"). Сегодня в женском движении нет единого руководства, единой программы. Лидеры различных групп и ассоциаций исповедуют различ- ную политическую направленность. Но понимание необходимости коор- динации действий существует. Попытка предпринята на первом неза- висимом форуме в марте 1991 г. в Дубне, где участвовали представи- тельницы 50 женских организаций, ассоциаций, клубов, партий, уче- ные и специалисты, а также свыше 20 зарубежных феминистских орга- низаций из США, Канады, Германии, Великобритании, Швеции и т.д. И эту попытку нужно признать вполне успешной. Форум стал шагом на пути объединения и создания независимого женского движения. Его изучение позволяет выделить, конечно, достаточно условно, три системообразующих фактора, которые как бы определяют и три направления в движении: 1) принадлежность к определенной социаль- но-демографической группе - женщины и осознание интересов этой группы; 2) профессиональная принадлежность; 3) идеологический фак- тор. Как показывают исследования, многие женщины с большей охотой участвуют в конкретных политических кампаниях, акциях, чем в орга- низованных формах политической жизни - партиях и организациях. Но и здесь доля в составе партий и роль женщин в них достаточно высо- ка. Так, по оценке экспертов, они составляют 8-10% от числа членов новых партий. Впервые всемирная конференция,я посвященная проблемам женщин (гендерным проблемам) состоялась в 1975 году в Мехико. На этой конференции был принят план действий, на основе которого Генераль- ная Ассамблея ООН объявила Международное Десятилетие Женщины. В 1979 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, подписанную главами 133 стран. На второй Конференции, состоявшейся в Копенгагене в 1980 году, была принята программа действий на вторую половину Десятилетия Женщины, в которой особое внимание уделялось проблемам феминист- ского движения, вопросам политики в области образования и здравоох- ранения, анализировались планы теоретической и практической дея- тельности. За пять лет создана международная сеть для сотрудничества уче- ных и практиков. Влияние этой сети и проведение исследований в ми- ровом масштабе нашли отражение в работе заседаний по программе "Изучение женской проблематики в мире", состоявшейся в 1985 году в рамках Третьей Всемирной Конференции, проводившейся в Найроби, (Кения), когда отмечался конец "Десятилетия для женщин". На ней были произведены обзор и оценка достигнутых результатов и встре- тившихся трудностей в рамках Десятилетия Женщины, а также приняты Перспективные стратегии в области улучшения положения женщин на период до 2000 года. Целью Четвертой Всемирной конференции, проходившей с 4 по 15 сентября 1995 года в Пекине являлось восстановление интереса к проблемам женщин и сосредоточение внимания на новых включенных во всемирную повестку дня проблемах. Основными областями, вызывающими наибольшую озабоченность и препятствующими улучшению положения женщин в мире являются: я1. Соблюдение прав женщин в единстве с правами и основными сво- бодами человека. (В принятых в 1993 году Всемирной конференцией по правам человека Венской декларации и Программу действий было заявлено, что осу- ществление прав женщин является одной из первоочередных задач пра- вительств и ООН. Права женщин и девочек являются неотъемлемой сос- тавной и неделимой частью всеобщих прав человека. я2.яУчастие женщин в принятии решений на всех уровнях. В 1980-1985 годах в Верховном Совете РФ женщины составляли 35%. В настоящее время в Федеральном собрании 11,4% женщин (в Совете Федерации - 5,6%, в Государственной Думе - 13,6%). Среди глав администраций субъектов РФ и крупных городов женщины составляют около 22%. Сре- ди руководителей федеральных органов исполнительной власти три женщины. Совершенно очевидно, что такое представительтво женщин на руководящих должностях не позволяет им оказывать существенного влияния на процессы принятия решений и активно участвовать в их реализации. я3.яОбеспечение равных прав и равного обращения на рынке труда. В ходе формирования рынка труда нарастают дискриминационные тенден- ции в отношении женщин. Доля женщин среди безработных на 1 января 1994 года составила 67,9%, причем женская безработица носит более продолжительный и затяжной характер. Заработная плата женщин в среднем почти на треть ниже, чем у мужчин. я4. Охрана здоровья женщин. Основные показатели здоровья женщин и детей в России с середины 80-х годов ухудшаются. Возросла заболе- ваемость почти по всем группам болезней. С 1991 года стал повы- шаться уровень младенческой смертности. я5. Насилие в отношении женщин. Эта проблема не получила до сих пор должной оценки и необходимого разрешения. Насилие в отношении женщин имеет место во всех сферах жизнедеятельности, включая рабо- ту и семью, и приобретает различные формы, в том числе принуждение к проституции, изнасилования, убийства на сексуальной почве, са- дизм, незаконная международная торговля женщинами и т.д. Из всего вышесказанного видно, что женщины оказывают значите- льное воздействие на политическую жизнь и политическую культуру общества в рамках своей субкультуры. Они принимают активное учас- тие в решении многих проблем: возникающих в процессе жизнедеятель- ности общества. При этом круг вопросов не ограничивается сугубо гендерными проблемами, но охватывает и многие сферы жизни от разо- ружения до защиты природной среды. РОЛЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ СУБКУЛЬТУР. СПЕЦИФИКА РОССИИ. Единство политической культуры способствует стабильности об- щества, достоверному прогнозированию многих политических процес- сов. В действительности же вследствие социальной разнородности общества различные политические субкультуры, существующие в нем, могут оказаться источником дестабилизации общественно-политической жизни. Не исключено, что "степень совместимости между различными субкультурами явится главным фактором, влияющим на политическую стабильность данной страны". Различные политические субкультуры могут спокойно уживаться друг с другом, взаимодействуя в рамках единой для всего общества политической культуры. Такое единство - источник общественной ста- бильности. В социально неоднородном обществе существует и контр- культура: направленная против господствующих отношений и играющая роль "возмутителя спокойствия". При появлении серьезных разногласий, несовпадении интересов культур и субкультур возникает угроза распада единой и образования фрагментарной политической культуры. Она характеризуется утерей общих идеалов и ценностей, приори- тетом местничества, национализма, группового эгоизма. Фрагментар- ая политическая культура - неизбежный атрибут революций, перелом- ых периодов общественного развития. Примером фрагментарной культу- ры является политическая культура Канады. Исследования, проведен- ные в этой стране, показали, что канадцы не очень часто идентифи- цируют себя с федеральным правительством. На вопрос о том, какое правительство им ближе - федеральное или провинциальное, большинс- тво респондентов назвали последнее. Также фрагментарную политичес- кую культуру имеют Германия, Франция, Италия и ряд других стран. Фрагментарностью отличается политическая культура советского общества. Серьезными основаниями для формироваания разных полити- ческих субкультур являются социально-этнические различия. Вряд ли подлежит сомнению, что политические культуры, например, народов Прибалтики и Средней Азии не совпадают по своим качественным хара- ктеристикам. Эти субкультуры нельзя разделить по принципу "лучше - хуже", "высокая - низкая". Они просто разные, обусловленные прежде всего особенностями социально-культурного развития этих народов. Различия в субкультурах сказываются на восприятии нынешних проблем российского общества, на подходах к их решению. Фрагментарность политической культуры особенно проявляется в переломные периоды общественного развития, когда рушатся привычные представления и установки, прерывается преемственность норм поли- тической культуры, образуется определенный разрыв между политичес- кой культурой старших поколений и формирующейся политической куль- турой новых поколений. Так, в России ныне рушатся устоявшиеся взгляды, традиции, пре- рывается преемственность норм политической культуры. Новое поколе- ние диктует свои идеалы и ценности. Возникает настоятельная необ- ходимость в согласии интересов носителей различных культур и суб- культур во имя сохранения гражданского мира. История многих обществ свидетельствует, что фрагментарность политической культуры негативно влияет на стабильность политичес- кой системы. Поскольку наличие нескольких политических субкультур - обычное явление, то в обществе существует проблема их совмести- мости и согласования интересов их носителей для обеспечения ста- бильности всей общественной системы. Для России свойственна определенная гетерогенность, множест- венность субкультур с различными конфликтующими, а зачастую и про- тивоборствующими установками, ценностями, ориетациями. Кроме того, российской политической культуре присущи конфликты не только инте- ресов, установок, ориентаций, но и основополагающих ценностей. По- этому переустройство России, особенно переход к демократии, немыс- лимо без обеспечения влияния разных культурных традиций на центры власти, невозможно без учета многообразия культур. Непременной предпосылкой для возникновения демократии в любом обществе является наличие в нем описанной в классической полито- логической литературе гражданской культуры и тесно связанной с ней демократической политической культуры. В современном российском обществе демократическая политическая культура только начинает складываться. Однако возникнуть она не может без опоры на нормы и ценности, укорененные в данном обществе, на принятые в нем навыки политического поведения. В странах Запада гражданская политическая культура складывалась постепенно, включая в себя старые ориентации и дополняя их новыми, которые постепенно сливались с первыми, об- разуя некий новый синтез; таким образом обеспечивалась непрерыв- ность, преемственность развития. В российской ситуации такой путь значительно осложнен. В XX в. на характер российской политической культуры сильнейшее влияние оказали уничтожение тоталитарными режимами целых социальных слоев (купечества, гуманитарной интеллигенции, офицерства) и народнос- тей, отказ от рыночных регуляторов развития экономики, насильст- венное внедрение коммунистической идеологии, что нарушило российс- кие традиции, преемственность поколений и развитие ценностей плю- ралистического образа жизни. Кроме того, специфика традиционной российской политической культуры состоит прежде всего в глубоком внутреннем расколе между культурами, укладами, конфликте ценностей (западничество и почвен- ничество, анархизм и этатизм, радикализм и патриархальный консер- ватизм). Непоколебимая уверенность в правоте "своих" принципов (обычаев, традиций, лидеров и проч.) в сочетании с множеством идейных, не допускающих компромиссов ориентиров граждан поддержи- вают в российской политической культуре этот раскол. Наличие же многообразных взаимооппонирующих субкультур не дает возможности выработать единые ценности политического устройства России, сов- местить ее культурное многообразие с политическим единством, обес- печить внутреннюю целостность государства и общества. Учитывая противоречивость российской политической культуры, правильнее, ве- роятно говорить не о переходе от традиционной политической культу- ры к демократической, как это иногда представляется некоторыми по- литологаи, а - о формировании демократической субкультуры как од- ной из субкультур современного российского общества. Очевидно, что еще в течение длительного времени в общественном сознании будет весьма сильно влияние других субкультур - национал-консервативной и коммунистической. Основная проблема формирования демократической субкультуры состоит в том, что новые предлагаемые обществу идеи, нормы и цен- ности должны быть определенным образом созвучны традиционным для него ценностям, они не должны вступать в неразрешимое противоречие с основополагающими установками массового сознания, с базовыми ценностями. Отбор тех идей и ценностей современной демократии, ко- рые актуальны для россиянина сегодня, произойдет, вероятно, посте- пенно, в ходе самого процесса формирования демократической суб- культуры. Р.А.Даль, американский политолог, утверждал, что общество с яр- ко выраженными и противостоящими друг другу субкультурами (этни- ческого, религиозного, культурного, лингвистического характера ) не может стать обществом развитой, широкомасштабной современной демократии (называемой им полиархией). Свой вариант разрешения проблемы перехода к демократии неодно- родных, многосоставных обществ предложил другой американский поли- толог А.Лейпхарт, предложивший на такой переходный период метод со-общественной демократии. Суть его - в создании условий для со- существования в обществе различных субкультур, что может разрешить по крайней мере некоторые, самые острые противоречия между сегмен- тами общества. Хотя этот путь не дает гарантии установления в мно- госоставном обществе стабильной демократии, а лишь предоставляет определенный шанс для этого. Для России же оптимальной моделью может, вероятно, стать мо- дель социальной демократии, которая предполагает, что институты власти проводят политику в интересах большинства народа и опирают- ся на поддержку многочисленных политических субкультур.
Реферат на тему Женская субкультура народов Кавказа Права и обязанности женщин в обществе. Политическая культура Национальная культура и групповые субкультуры Понятие меиталитета. Чем обусловлено наличие в обществе множества политических субкультур примера. Роль политических субкультур в формировании политической культуры общества. Реферат на тему Роль политических традиций в жизни современного общества. Реферат на тему политическая культура современного российского общества. Что есть основанием для формирование разных политических субкультур. Реферат на тему политические субкультуры в современной россии. Политическая субкультура региональные религиозные возрастные. Политические субъкультуры в политическом процессе в россии. Реферат на тему Актуальные социально политические проблемы. Диссертация на тему региональные политические субкультуры. Основание для формирования разных политических субкультур. Роль политической культуры в жизни общества Белякович Н Н. Политическое создание и политическая культура реферат.

      ©2010