Реформаторские проекты Александра   и М М Сперанского Реформаторские проекты Александра   и М М Сперанского
Реформаторские проекты Александра   и М М Сперанского РЕФЕРАТЫ РЕКОМЕНДУЕМ  
 
Тема
 • Главная
 • Авиация
 • Астрономия
 • Безопасность жизнедеятельности
 • Биографии
 • Бухгалтерия и аудит
 • География
 • Геология
 • Животные
 • Иностранный язык
 • Искусство
 • История
 • Кулинария
 • Культурология
 • Лингвистика
 • Литература
 • Логистика
 • Математика
 • Машиностроение
 • Медицина
 • Менеджмент
 • Металлургия
 • Музыка
 • Педагогика
 • Политология
 • Право
 • Программирование
 • Психология
 • Реклама
 • Социология
 • Страноведение
 • Транспорт
 • Физика
 • Философия
 • Химия
 • Ценные бумаги
 • Экономика
 • Естествознание




Реформаторские проекты Александра и М М Сперанского


Реформаторские проекты Александра I и М. М.
Сперанского
Начало реформ
Вступив на престол, Александр не рискнул прямолинейно
проводить политику абсолютизма. Первые его внутриполитические мероприятия были
связаны с исправлением наиболее одиозных распоряжений Павла I, вызвавших возмущение не только петербургской аристократии,
но и широкой русской общественности. Он выступил против деспотизма и
самодурства отца, обещал проводить политику “по
законам и сердцу” своей бабки
Екатерины II. В этом сочетались
как его либеральные воззрения, так и стремление завоевать популярность в
обществе. Александр восстановил отменённые Павлом “Жалованные
грамоты” дворянству и городам, объявил широкую амнистию людям, которые
подверглись преследованиям при Павле. Был вновь разрешён свободный въезд и
выезд за границу, ввоз иностранных книг, отменялись ограничения на торговлю с
Англией и раздражавшие людей регламентациями в быту, одеежде, общественном
поведении и т. д. Эти меры создали Александру славу либерала.
Вступив на
престол, Александр дал понять,
что намерен провести реформы по самым насущным общесвенно-политическим
проблемам. 5
апреля 1801 был создан Непременный совет — законосовещательный орган при
государе, получивший право опротестовывать действия и указы царя. Однако
основным центром, в котором разрабатывались идеи преобразований, стал так
называемый Негласный комитет. В него вошли молодые друзья царя – граф П. А.
Строганов, польский князь А. Чарторыйский, граф В. П. Кочубей и граф Н. Н.
Новосильцев. Проекты, которые они разрабатывали, не привели к коренным
реформам. Дело ограничилось некоторыми частными преобразованиями, которые лишь
слегка подновили фасад Российской империи.
Реформы государственного управления. 
В 1802 г. устаревшие коллегии, которые ещё с
петровских времён являлись главными органами исполнительной власти, были
заменены министерствами. Эта мера завершила процесс разграничения функций
органов государственного управления. Она привела к утверждению системы
отраслевого управления, смене коллегиальности на единоначалие, к прямой
ответственности министров перед императором, усилению централизации и
укреплению самодержавия. В России начала быстро складываться прослойка
бюрократии, всецело зависящей от милости царя и получаемого за службу
жалованья. Было учреждено 8 первых министерств: военно-сухопутных сил,
военно-морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов,
коммерции и народного просвещения. В 1810-1811 гг. при реорганизации
министерств их количество увеличилось, а функции были ещё более чётко разграничены.
Для совместного обсуждения министрами некоторых вопросов был учреждён Комитет
министров (в 1857 г. он был преобразован в Совет министров, просуществовавший
до 1917 г.).
В
1802 г. был реформирован Сенат, ставший высшим судебным и контролирующим органом
в системе государственного управления. Его участие в законодательной
деятельности выразилось в том, что он получил право делать “представления”
императору по поводу устаревших законов.
Введение принципа единоначалия
затронуло и управление православной церковью, которая по-прежнему была
подчинена государству. Духовными делами ведал Святейший Синод, члены которого
назначались императором. Во главе Синода стоял обер-прокурор, человек, как
правило, очень близкий к царю из военных или гражданских чиновников. Его роль и
полномочия всё больше усиливались. При Александре I должность обер-прокурора исполнял в
1803-1824 князь А. Н. Голицын, бывший с 1816 г. также и министром народного
просвещения.
Александр I надеялся с введением министерской
системы центрального управления навести порядок и укрепить государство. Но
решительной победы с злоупотреблениями достигнуто н было. В новых министерствах
поселились старые пороки. Разрастаясь, они поднимались до верхних этажей
государственной власти. Александру были известны сенаторы, бравшие взятки.
Желание изобличить их боролось в нём с опасением уронить престиж Сената.
Становилось очевидно, что одними перестановками в бюрократической машине нельзя
решить задачу создания такой системы государственной власти, которая активно
содействовала бы развитию производительных сил страны, а н пожирала её ресурсы.
Требовался принципиально новый подход к решению задачи.           
Разочарование в ближайшем
окружении заставило его искать опору в людях, лично ему преданных и не связанных
с сановной аристократией. Он приближает к себе сначала А. А. Аракчеева, а
позднее М. Б. Барклая де Толли, ставшего в 1810 военным министром, и М. М. Сперанского (1772 – 1839),
которому Александр поручил разработку нового проекта государственной реформы.
Сперанский происходил из семьи
сельского священника. Выдающиеся способности и трудолюбие выдвинули его на
важные государственные посты. В 1807 г. Александр приблизил его к себе, а затем взял с собой, отправляясь в Эрфурт на
встречу с Наполеоном. Французский император быстро оценил скромного
статс-секретаря, внешне ничем не выделявшегося в русской делегации. “Не угодно
ли вам, государь, - в шутку спросил он Александра, - обменять мне этого
человека на какое-нибудь королевство?”
Сперанский отличался широтой кругозора
и строгой системностью мышления. Он не терпел хаоса и сумбура. Любой, самый
запутанный вопрос в его изложении приобретал упорядоченную стройность. В 1809
г. по поручению Александра он составил проект коренных преобразований.
Осуществление проекта М. М.
Сперанского могло бы способствовать началу конституционного процесса в России.
В основу государственного устройства Сперанский положил принцип разделения
властей – законодательной, исполнительной и судебной. Каждая из них, начиная с
самых нижних звеньев, должна была действовать в строго очерченных рамках
закона. Создавались представительные собрания нескольких уровней во главе с
Государственной думой – всероссийским представительным органом. Дума должна
была давать заключения по законопроектам, представленным на её рассмотрение, и
заслушивать отчёты министров.
Все власти – законодательная,
исполнительная и судебная – соединялись в Государственном совете, члены
которого назначались царём. Мнение Государственного совета, утверждённое царём,
становилось законом. Если в Государственном совете возникало разногласие, царь
по своему выбору утверждал мнение большинства или меньшинства. Ни один закон не
мог вступить без осуждения в Государственной думе и Государственном совете.
Реальная законодательная власть по
проекту Сперанского оставалась в руках царя. Но Сперанский подчёркивал, что
суждения Думы должны быть свободными, они должны выражать “мнение народное”. В этом и
заключается его принципиально новый подход: действия властей в центре и на
местах он хотел поставить под контроль общественного мнения. Ибо безгласность
народа открывает путь к безответственности властей.
По проекту Сперанского
избирательными правами пользовались все граждане России, владеющие землёй или
капиталами, включая государственных крестьян. Мастеровые, домашняя прислуга и
крепостные крестьяне в выборах не участвовали, но пользовались важнейшими
гражданскими правами. Главное из них Сперанский сформулировал так: “Никто не может быть наказан без судебного приговора”.
Это должно было ограничить власть поещиков над крепостными.
Осуществление проекта началось в 1810 г., когда был создан
Государственный совет. В течение 1810-11 в Государственном совете обсуждались
предложенные Сперанским планы финансовой, министерской и сенатской реформ.
Реализация первой из них привела к сокращению бюджетного дефицита, к лету 1811
было завершено преобразование министерств.    
Между тем сам Александр испытывал
сильнейшее давление придворного окружения, включая членов его семьи,
стремившихся не допустить радикальных реформ. Высшее
дворянство, прослышав о планах Сперанского наделить гражданскими правами
крепостных, выражало недовольство. Против Сперанского объединились все
консерваторы, среди которых особо выделялся А. А. Аракчеев, бывший фаворит
Павла, попавший в милость и к новому императору. Определенное влияние на него,
по-видимому, оказала и «Записка о древней и новой России» Н. М. Карамзина,
которая дала, очевидно, повод императору усомниться в правильности избранного
им пути. Немаловажное значение имел фактор и международного положения России:
усиливавшееся напряжение в отношениях с Францией и необходимость подготовки к
войне давали возможность оппозиции трактовать реформаторскую деятельность
Сперанского как антигосударственную. Сперанский был окружён платными и
добровольными шпионами, которые передавали царю каждое его неосторожное слово.
В марте 1812 г. он был отстранён от дел и сослан в ссылку.
Реформы 1802-1812 гг. не изменили
самодержавной сущности политической системы России. Они усилили централизацию и
бюрократизацию государственного аппарата. Как и прежде, император обладал
верховной законодательной властью.
В последующие годы реформаторские
настроения Александра I отразились во
введении конституции
в Царстве Польском (1815), сохранении сейма и конституционного устройства в
Финляндии, присоединённой к России в 1809 г., а также в создании Н. Н.
Новосильцевым по поручению царя “Уставной
грамоты Российской империи” (1819-1820).
В проекте предусматривалось разделение ветвей власти, введение представительных
органов, равенство всех граждан перед законом и федеративный принцип
государственного устройства. Однако все эти предложения остались на бумаге.
Использованная в докладе литература:
1.
История России.
Учебник. А. С. Орлов, В. А. Георгиев – М.: ПРОСПЕКТ, 1997
2.
История Россия с
начала XVII до конца XIX века. Л. В. Милов,
П. Н. Зырянов, А. Н. Боханов – М.: АСТ, 1996 

      ©2010