Образ иноплеменников по Повести временных лет Образ иноплеменников по Повести временных лет
Образ иноплеменников по Повести временных лет РЕФЕРАТЫ РЕКОМЕНДУЕМ  
 
Тема
 • Главная
 • Авиация
 • Астрономия
 • Безопасность жизнедеятельности
 • Биографии
 • Бухгалтерия и аудит
 • География
 • Геология
 • Животные
 • Иностранный язык
 • Искусство
 • История
 • Кулинария
 • Культурология
 • Лингвистика
 • Литература
 • Логистика
 • Математика
 • Машиностроение
 • Медицина
 • Менеджмент
 • Металлургия
 • Музыка
 • Педагогика
 • Политология
 • Право
 • Программирование
 • Психология
 • Реклама
 • Социология
 • Страноведение
 • Транспорт
 • Физика
 • Философия
 • Химия
 • Ценные бумаги
 • Экономика
 • Естествознание




Образ иноплеменников по Повести временных лет


ОБРАЗ ИНОПЛЕМЕННИКОВ
ПО ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ
(1060-1110)
1. Предмет
исследования.
Анализируется
отрывок «Повести временных лет», записи с 1060 (6568) по 1110 (6618)
включительно (50 лет). Это заключительный фрагмент летописи.
2. Исторические
условия.
Это
время правления Ярославичей, потомков Ярослава Мудрого (1019-1054). Это –
период складывания феодальной раздробленности. Власть самовластных правителей
удельных княжеств - местных князей - все более усиливается, все сильнее
становятся сепаратистские тенденции, все слабее и слабее становится власть
Великого киевского князя, которая после смерти Мстислава Великого (1125-1132)
становится чисто номинальной. Междоусобные войны между удельными князьями
опустошают Русскую землю. Каждый из них руководствуется своими личными
меркантильными интересами, заботится лишь о благе и процветании собственного
княжества, стремится подчинить себе соседей, возвыситься над ними, сев на
киевский стол. В силу этих и множества других причин каждое отдельное княжество
оказывается неспособным своими силами противостоять иноземным нашествиям. Более
того, очень часто русские князья в собственные междоусобицы втягивают войска
соседних народов: поляков, половцев и других. Все это, без сомнения, со всех
сторон ослабляло Древнерусское государство.
3. Образ
иноплеменников.
В
промежуток с 1060 по 1110 год в летописи упоминаются разнообразные народы, с
которыми Русь так или иначе имела какие-либо контакты. Это и греки, и дунайские
болгары, и хазары, и берендеи, и многие, многие другие.
Наиболее
часто, более 50 раз, на страницах анализируемого фрагмента «Повести временных
лет» встречаются упоминания о половцах - обитателях поднепровских степей,
беспокойных и воинственных соседях древнерусских княжеств. Впервые упоминание о
половцах встречается в записи под 1061 годом: «Впервые пришли половцы войною на
Русскую землю», – сообщает летописец.
Именно
по отношению к половцам хронист применяет наиболее яркие и выразительные
эпитеты. Чаще всего он называет их «погаными». Однако этот термин, имеющий в
современности негативный оттенок, летописец использует в несколько ином
значении. Дело в том, что русское прилагательное «поганый» происходит от
латинского «paganus»,
что значит «язычник». Поэтому, называя половцев «погаными», автор «Повести
временных лет» прежде всего имеет в виду их конфессиональную принадлежность,
или, вернее сказать, отсутствие таковой. Более десяти раз в анализируемом
фрагменте применяется этот эпитет.
Вообще,
главным фактором, определяющим отношение хрониста к иноплеменникам, является их
конфессиональность. Отсутствие у половцев принадлежности к какой-либо конфессии
вызывает к ним особое недоверие, а в отдельных случаях и неприязнь летописца.
Наиболее
сильные эпитеты применяет автор «Повести временных лет» к врагам, разоряющим
христианские святыни. Так, в связи с разграблением Киево-Печерского монастыря
половцы характеризуются и как «безбожные враги», «окаянные». Половецкий хан
Боняк удостоился даже названия «шелудивым» и сравнения с хищником. Хронист
называет их «оскорбителями», – оскорбителями, прежде всего, христианских
святынь, храмов, монастырей. Некрещеные иноплеменники для него – «безбожные
сыны Измаиловы, посланные в наказание христианам», проливающие христианскую
кровь, губящие христианские души и русскую землю. Повторяясь, следует сказать,
что отсутсвие христианской веры во врагах было главным для летописца,
определяющим, наряду с патриотизмом, его отношение к воинственным
иноплеменникам.
4. Осмысление
летописцем нашествий иноплеменников.
Древнерусский
хронист не просто фиксировал происходящее, но и по-своему осмыслял историю,
давая ей во многом отличное от современного толкование. Нашествия
иноплеменников воспринимались им с особых, свойственных человеку того времени
позиций.
Рассматривая
то, как средневековый летописец осмыслял исторические события, необходимо
постоянно делать поправку на свойственное ему мировоззрение. В представлении
автора «Повести временных лет» любое событие происходит по божьему промыслу, по
неисповедимой воле всевышнего. Именно Господь Бог вкладывает в сердца людей
добрые помыслы, направляет их благие действия. Однако в то же время он же и
направляет врагов на разграбление земель христиан. Это – наказание Господне за
грехи. В связи с поражением на реке Альте в 1068 году летописец сообщает: «Наводит Бог, в гневе своем, иноплеменников
на землю, и тогда в горе люди вспоминают о Боге; междоусобная же война бывает
от дъявольского соблазна» [122][1]. И далее: «Когда же впадает в грех какой-либо народ, казнит Бог его смертью, или
голодом, или нашествием поганых...» [122]. В записи за 1093 год можно
прочитать: «Это Бог напустил на нас
поганых, не их милуя, а нас наказывая, чтобы мы воздержались от злых дел.
Наказывает он нас нашествием поганых; это ведь бич его, чтобы мы, опомнившись,
воздержались от злого пути своего» [159].
В
пониманиии летописца каждое событие, каждое происшествие имело свой, совершенно
определенный смысл. Если битва происходит в один из церковных праздников, то в
зависимости от ее исхода, хронист воспринимает ее как господне благоволение,
или, напротив, как особо тяжкое наказание. После двух поражений от половцев в
1093 году, случившихся в праздники Вознесения Господня и в день святых
мучеников Бориса и Глеба, он приводит слова библейского пророка «Обращу праздники ваши в плач и песни ваши в
рыдание» [160].
Точно
так же трактуются автором «Повести временных лет» и природные явления, которые
становятся для него «знамениями», предвещающими исход сражения. «Знамения ведь на небе, или в звездах, или в
солнце, или в птицах, или в чем ином не к добру бывают; но знамения эти ко злу
бывают: или войну предвещают, или голод, или смерть» [121]. Знамение называется добрым, если
битва завершается победой над врагом и дурным, если происходит обратное. За
1102 годом хронист записал: «Знамения
ведь бывают одни к злу, другие же к добру» [202].
Иноплеменники
часто привлекаются русскими князьями к участию в их междоусобных столкновениях.
Наиболее часто в качестве наемной военной силы привлекаются половцы и поляки.
Кроме того, сами князья в распрях не могут противостоять врагу поодиночке,
подвергая Русь опустошительным набегам соседей. На съезде в 1097 году в Любече
князья пытаются прекратить усобицы: «Зачем
губим русскую землю, сами между собой устраивая распри? А половцы землю нашу
несут розно и рады, что между нами идут войны» [188]. В этом фрагменте, безусловно,
вразилась и воля самого летописца. Положить конец бесконечным распрям удельных
властелинов, дать достойный отпор опустошительным набегам иноплеменников,
восстановить величие и могущество Руси – вот истинный посыл и страстное желание
автора «Повести временных лет», к несчастью, как показала история, лишенное
всяческой надежды на осуществление.
[1] Здесь и
далее – в квадратных скобках указаны номера страниц в издании:
Повесть
временных лет (Перевод Д.С. Лихачева). Серия Азбука-Классика. М, 1997.

      ©2010