Механик самоучка Иван Петрович Кулибин
ИВАН ПЕТРОВИЧ КУЛИБИН
Иван Петрович Кулибин родился в 1735 году в Нижнем Новгороде, ныне
Горький - умер там же в 1818. Русский механик-самоучка. Родился в семье мелкого
торговца. С ранних лет он обнаружил исключительные способности к изготовлению
различных механических устройств. Особое внимание в юношеские годы уделял
изучению часовых механизмов. В 1764-67 создал часы в форме яйца, представлявшие
собой сложнейший механизм автоматического действия. Они были размером с утиное
яйцо. Каждый час в них распахивалась дверца и появлялись крошечные человечки из
золота и серебра. Под музыку они разыгрывали целое представление. Эти часы Кулибин
преподнес в 1769 г. Екатерине II, которая назначила его заведующим
механической мастерской Петербургской АН. Здесь Кулибин сконструировал "
планетные " карманные часы, применив в них компенсационное устройство
новой системы; кроме часов, минут и секунд, часы показывали месяцы, дни недели,
времена года, фазы Луны. Им были созданы проекты башенных часов, миниатюрных
" часов в перстне " и др. Он также разработал новые способы шлифовки
стекол для изготовления микроскопов, телескопов и др. оптических приборов.
В 70-х гг. 18 в. спроектировал деревянный одноарочный мост через р.
Неву с длиной пролета 298 м ( вместо применявшихся ранее 50 - 60-м пролетов ),
предложив использовать оригинальные фермы с перекрестной решеткой. В 1776 году
построенная Кулибиным модель этого моста в 1/10 натуральной величины была
испытана специальной академической комиссией. Проект Кулибина получил высокую
оценку Л.Эйлера, Д.Бернулли и др., но осуществлен не был. С 1801 Кулибин
работал над вариантами маталлического моста, однако и эти интересные проекты,
несмотря на полную техническую обоснованность, были отклонены правительством.
Всего Кулибин разработал 3 варианта деревянных и 3 варианта металлических мостов.
В 1779 сконструировал знаменитый фонарь ( прожектор ), дававший при
слабом источнике мощный свет. это изобретение было использовано в промышленных
целях - для освещения мастерских, судов, маяков и т.д. Кулибиным в 1791 была
изготовлена повозка-самокатка, в которой он применил маховое колесо, тормоз,
коробку скоростей, подшипники качения и т.д.; повозка приводилась в движение
человеком, нажимавшим на педали. В том же году разработал конструкцию "
механических ног " - протезов ( этот проект после войны 1812 года был
использован одним из французских предпринимателей ). В 1793 построил лифт,
поднимавший с помощью винтовых механизмов кабинку. Создал оптический телеграф
для передачи условных сигналов на расстояние ( 1794 г. ).
В 1801 Кулибин был уволен из академии и вернулся в Нижний Новгород.
Здесь он разработал способ движения судов вверх по течению рек и в 1804 году
построил " водоход ", работу над которым он начал еще в
1782. Испытания
показали полную пригодность и экономичность таких судов, однако и это
изобретение Кулибина не было использовано, а само судно через некоторое время
было продано на слом. К этому же периоду относятся работы Кулибина по
применению паровой машины для движения грузовых судов. За 83 года жизни этот
талантливый мастер-самоучка многое изобрел: приспособление для расточки и
обработки внутренней поверхности цилиндров, машина для добычи соли, сеялка,
различные мельничные машины, водяное колесо оригинальной конструкции,
фортепьяно и многое другое. Но мало его изобретений нашло применение.
Умер Кулибин на родине, в Нижнем Новгороде, в глубокой бедности,
разделив судьбу многих талантливых людей из народа.
|