М А  Бакунин М А  Бакунин
М А  Бакунин РЕФЕРАТЫ РЕКОМЕНДУЕМ  
 
Тема
 • Главная
 • Авиация
 • Астрономия
 • Безопасность жизнедеятельности
 • Биографии
 • Бухгалтерия и аудит
 • География
 • Геология
 • Животные
 • Иностранный язык
 • Искусство
 • История
 • Кулинария
 • Культурология
 • Лингвистика
 • Литература
 • Логистика
 • Математика
 • Машиностроение
 • Медицина
 • Менеджмент
 • Металлургия
 • Музыка
 • Педагогика
 • Политология
 • Право
 • Программирование
 • Психология
 • Реклама
 • Социология
 • Страноведение
 • Транспорт
 • Физика
 • Философия
 • Химия
 • Ценные бумаги
 • Экономика
 • Естествознание




М А Бакунин


Михаил Александрович
Бакунин (1814-1876) -
русский революционер, один из видных
представителей революционно- го народничества и анархизма.
Искренняя и страстная враж- да ко всякому угнетению и
готовность жертвовать собой во имя торжества социальной
революции привлекали к ниму сим- патии многих революционно и
демократически настроенных людей. Вместе с тем смутное и в целом иллюзорная видение конкретных путей социального
освобождения способствовало превращению его в идейного противника научного
социализ- ма.
Биография Бакунина необычна. Он вырос в семье тверс- кого помещика принадлежавшего к
древнему дворянскому роду и здесь получил свое
начальное образование и воспитание. Затем по настоянию отца
пятнадцатилетний юноша сдеет экза- мены и поступает в Питербургское
военное училище. Завершив учебу Бакунин довольно скоро
почуствовал, что образ жизни и карьера военного офицера не его
призвание. Он решительно порывает с полковой службой и в 21 год
уходит в отставку. Последующие
годы Бакунин посвятил филосовскому самооб- разованию и провел большей частью в
Москве. Наряду с увлечением философией у молодого Бакунина наблюдался своеобразный интерес к
освоению истории.
Формитровании политических
взглядов Бакунина проис- ходило в обстановке напряженных
идейных исканий в периуд, последовавший за восстанием
декабристов. Уже в первых его работах сквозь контуры
Гегелевского диалектического ието- да и философии истории
проглядывает самостоятельное и по- литически ориентированое
мышление. С именем
Бакунина М.А. связано зарождение и распостра- нение идей так называемого
коллектевистского анархизма - одного из заметных направлений в
идеологии мелкобуржуазной революционности. Бакунинская
политическая теория вырабаты- валась в периуд
начальных шагов организованного рабочего движения (Интернационал), первых
самостоятельных выступле- ний пролетариата
на общенациональной
политической сцене (Парижская комунна 1871 года во
Франции). Наиболее
сильными сторонами учения Бакунина были яркие разоблачения эксплуатации и
всевозможных форм гнета в сов- ременных ему обществах, протест против
религиозного мрако-
бесия, угодничества либеральной науки, а так же защита ре- волюционных методов борьбы от
буржуазных реформистов. При всей эклектичности,
непоследовательности и известной неза- вершонности Бакунинская анархистская программа выделялась на фоне деятельность Бакунина и его сторонников в
интернационале привела к иск- лючению их в 1872 году из этой
организации. Критику анар- хистских идей Бакунина дали К.Маркс и
Ф. Энгельс. На про- тяжении последнего столетия взгляды
Бакунина переодически поднимались на щит различными
сектанскими группами в рабо- чем движении, а так же отдельными
публицистами. В
послевоенный периуд политические
идеи анархизма, в том числе Бакунинского толка, получили
новый отклик у час- ти молодежи в развитых странах. В анархическом
идеале Бакунина причудливо
переплелись традиции антирелигиозного
просветительства и мелкобуржуаз- ной революционности с идеями русского
утопического кресть- янеского социолизма.
Ко времени окончательного
перехода русского революционера на позиции
анархического социализ- ма, в самом анархическом течении в
странах капиталистичес- кой европы уже наметилось
несколько идейных направлений, преимущественно мирных по своим целям и средствам. Анар- хизм все больше становился
мелкобуржуазным политико-право- вым учением. Важный аспект
рассмотрения политических взглядов Баку- нина заключался в том, что их необходимо было сопоставить с предшествующими и современными ему
анархистскими воззре- ниями. Такой подход
позволяет с гораздо боьшей достовер- ностью осмыслить своеюбразие или же,
напротив, эклектизм и заимствование составных частей доктрины коллективистского анархизма. Представители
позитивистской юриспруденции
испытывают известное затруднение в ответе на
вопрос, что же считать правовым компонентом в анархистской
доктрине. С этой точки зрения у анархистов будто бы совершенно
отсутствует праг- матическое правовое начало. Нормативисты - строгие ревни- тели "чистой" теории права
также отрицают наличие фило- совско-правового конмонента в
анархизме. В конечном
итоге анархистская теория агульно причисля- ется к разряду
таких политических
концепций, в которых право и правопонимание никак не связано
с моральным дол- жествованием и необходимостью принимать в расчет
иерархию правовых норм, правовые процедур,
правовые гарантии. Анархист
исходит из уверености в том, что каждый инди- вид способен и должен стать полностью
свободным от внешне- го по отношению к
ниму воздействию власти и авторитета и что он при этом должен судить
самостоятельно о том, что правельно и что не правельно. В процессе
выработки своей политической программы
Ба- кунин использовал не только
политико-организационнный опыт, но и идейное наследие прошлого и
это не оставалось незамеченным современниками. Так еще в
преданархистский периуд он выступил с призывом создать
в среде славянских народов "общество всех людей, живой мысли и доброй воли, соединенных безграничною любовью к
свободе, верою в русс- кий народ". Таким образом
вопрос о происхождении и
историческом развитии анархистских идей и взглядов не
является столь простым, как его изображают буржуазные интнрпретаторы
и сами анархисты. Анархизм продолжает оставаться сегодня
не менее многоликим, чем он был в прошлом
веке. Его олицетво- рением по-прежнему остается
противоричивые позиции мелкого буржуа-колеблющегося и агресивного,
обездоленого и самодо-

      ©2010