Летописи Летописи
Летописи РЕФЕРАТЫ РЕКОМЕНДУЕМ  
 
Тема
 • Главная
 • Авиация
 • Астрономия
 • Безопасность жизнедеятельности
 • Биографии
 • Бухгалтерия и аудит
 • География
 • Геология
 • Животные
 • Иностранный язык
 • Искусство
 • История
 • Кулинария
 • Культурология
 • Лингвистика
 • Литература
 • Логистика
 • Математика
 • Машиностроение
 • Медицина
 • Менеджмент
 • Металлургия
 • Музыка
 • Педагогика
 • Политология
 • Право
 • Программирование
 • Психология
 • Реклама
 • Социология
 • Страноведение
 • Транспорт
 • Физика
 • Философия
 • Химия
 • Ценные бумаги
 • Экономика
 • Естествознание




Летописи


Летописи Главный источник наших знаний о древней Руси - средневеко- вые летописи. В архивах , библиотеках и музеях их насчитывается нес- колько сот , но по существу это одна книга , которую писали сотни ав- торов , начав свой труд в 9 веке и окончив его спустя семь столетий. Сначало надо определить , что же такое летопись. В большом энцик- лопедическом словаре написанно следующее : " Историческое произведе- ние , вид повествовательной литературы в России 11 - 17 веков , сос- тояли из погодных записей , либо представляли собой памятники сложно- го состава - свободные своды. " Летописи были общерусскими (" По- весть временных лет ") и местными (" Новгородские летописи "). Летопи- си сохранились главным образом в поздних списках. Первым начал изучать летописи В.Н.Татищев. Задумав создать свою грандиозную " Историю Российскую " , он обратился ко всем известным в его время летописям , разыскал много новых памятников. После В.Н.Тати- щева изучением летописей , конкретно " Повесть временных лет " , зани- мался А.Шлецер. Если В.Н.Татищев работал ~ вширь ~ , соединяя дополни- тельные сведения многих списков в одном тексте и как бы идя по следам древнего летописца - сводчика , то Шлецер работал ~ вглубь ~ , выяв- ляя в самом тексте массу описок , ошибок , неточностей. Оба исследова- телских подхода при всем своем внешнем различии имели сходство в од- ном : в науке закреплялась мысль о непервоначальном виде , в котором до нас дошла " Повесть временных лет ". Это и есть большая заслуга обоих замечательных историков. Следующий крупный шаг был сделан извес- тным археографом П.М.Строевым. И В.Н.Татищев , и А.Шлепцер предсавля- ли себе " Повесть временных лет " , как создание одного летописца , в данном случае Нестора. П.М.Строев высказал совершенно новый взгляд на летопись , как на свод нескольких более ранних летописей и такими сво- дами стал считать все дошедшие до нас летописи. Тем самым он открыл путь не только к более правильному с методической точки зрения иссле- дованию дошедших до нас летописей и сводов , которые не дошли до нас в своем первоначальном виде. Необычайно важным был следующий шаг , сде- ланный А.А.Шахматовым , который показал , что каждый из летописных сводов , начиная с 11 века и кончая 16 веком , не случайный конгломе- рат разнородных летописных источников , а историческое произведение со своей собственной политической позицией , продиктованной местом и вре- менем создания. Так историю летописания он связал с историей страны. Возникла возможность взаимопроверки истории страны , историей источни- ка. Данные источниковедения стали не самоцелью , а важнейшим под- спорьем в воссоздании картины исторического развития всего народа. И теперь , приступая к изучению того или иного периода , прежде всего стремятся проанализировать ворпос о том , каким образом летопись и ее сведения связанны с реальной действительностью. Так же большой вклад в изучение истории русского летописания внесли такие замечательные уче- ные , как : В.М.Истрин , А.Н.Насонов , А.А.Лихачев , М.П.Погодин и многие другие. Существует две основных гипотезы относительно " Повести времен- ных лет ". Первой мы рассмотрим гипотезу А.А.Шахматова. История возникновения начальной русской летописи привлекала к се- бе внимание не одного поколения русских ученых , начиная с В.Н.Татище- ва. Однако только академику А.А.Шахматову удалось в начале нынешнего столетия разрешить вопрос о составе , источниках и редакциях " Повес- ти ". Результаты его исследований изложенны в работах " Разыскания о древнейших русских летописных сводах " ( 1908 год. ) и " Повесть вре- менных лет " ( 1916 год. ). В 1039 году в Киеве учредили метропо- лию-самостоятельную организацию. При дворе митрополита был создан Древнейший Киевский свод , доведенный до 1037 года. Этот свод , пред- полагал А.А.Шахматов , возник на основе греческих переводных хроник и местного фольклерного материала. В Новгороде в 1036г. создается Новго- родская летопись , на основе которой в 1050г. возникает Древний Новго- родский свод. В 1073г. монах Киево-Печерского монастыря Нестор Вели- кий , испоьзуя древнейший Киевский свод , составил первый Киево - Печерский свод , куда включил исторические события происшедшие после смерти Ярослава Мудрого ( 1054г. ). На основании первого Киево-Печер- ского и Новгородского свода создается второй Киево-Печерский свод. Автор второго Киево-Печерского свода дополнил свои источники материа- лами греческих хронографов. Второй Киево-Печерский свод и послужил ос- новой " Повести временных лет " , первая редакция которой была создан- на в 1113 году монахом Киево-Печерского монастыря Нестером , вторая редакция - игуменом Выдубицкого монастыря Сильвестром в 1116 году и третья - неизвестным автором в том же монастыре в 1118 году. Интересные уточнения гипотезы А.А.Шахматова сделанны советским исследователем Д.С.Лихачевым. Он отверг возможность существования в 1039г. Древнейшего Киевского свода и связал историю возникновения ле- тописания с конкретной борьбой , которую вело Киевское государство в 30-50 годах 11 столетия против политических и религиозных притязаний Византийской империи. Византия стремилась превратить церковь в свою политическую агентуру , что угрожало самостоятельности Русского госу- дарства. Особого напряжения борьба Руси с Византией достигает в сере- дине 11 века. Политическая борьба Руси с Византией переходит в откры- тое вооруженное столкновение : в 1050г. Ярослав посылает войска на Константинополь во главе со своим сыном Владимиром. Хотя поход Влади- мира закончился поражением , Ярослав в 1051г. возводит на митрополи- чий престол русского священника Иллариона. Это еще больше укрепило и сплотило русское государство. Исследователь предполагает , что в 30-40 годы в 11 веке по распоряжению Ярослава Мудрого была произведена за- пись устных народных исторических преданий о распространении христьян- ства. Этот цикл послужил будущей основой летописи. Д.С.Лихачев предпо- лагает , что " Сказания о первоначальном распространении христьянства на Руси " были записанны книжниками киевской митрополии при Софийском соборе. Очевидно , под влиянием пасхальных хронологических таблиц-пас- халий , составляющихся в монастыре. Никон предал своему повествованию форму погодных записей - по ~ летам ~. В созданный около 1073г. пер- вый Киевско-Печерский свод Никон включил большое количество сказаний о первых русских , их многочисленных походах на Царьград. Благодаря это- му свод 1073г. приобрел еще более антивизантийскую направленность. В " Сказаниях о распространении христьянства " Никон придал летописи политическую остроту. Таким образом первый Киево-Печерский свод явил- ся выразителем народных идей. После смерти Никона работы над лето- писью непрерывно продолжались в стенах Киево-Печерского монастыря и в 1095 году появился второй Киево-Печерский свод. Второй Киево-Печер- ский свод продолжал пропоганду идей единства русской земли , начатую Никоном. В этом своде также резко осуждаются княжеские междоусобице. Далее в интересах Святополка на основа второго Киево-Печерского свода Нестером создается первая редакция " Повести временных лет ". При Вла- димире Мономахе , игумен Сильвестр по поручению великого князя в 1116 году составляет вторую редакцию " Повести временных лет ". Эта редак- ция дошла до нас в составе Лаврентьевской летописи. В 1118 году в Вы- дубицком монастыре неизвестным автором была созданна третья редакция " Повести временных лет ". Она была доведена до 1117г. Эта редакция луч- ше всего сохранилась в Ипатьевской летописи. В обоих гипотезах есть много различий , но обе эти теории доказы- вают , что начало летописания на Руси является событием огромной важ-
ности.

      ©2010