История      экономических реформ в Китайской Народной Республике История      экономических реформ в Китайской Народной Республике
История      экономических реформ в Китайской Народной Республике РЕФЕРАТЫ РЕКОМЕНДУЕМ  
 
Тема
 • Главная
 • Авиация
 • Астрономия
 • Безопасность жизнедеятельности
 • Биографии
 • Бухгалтерия и аудит
 • География
 • Геология
 • Животные
 • Иностранный язык
 • Искусство
 • История
 • Кулинария
 • Культурология
 • Лингвистика
 • Литература
 • Логистика
 • Математика
 • Машиностроение
 • Медицина
 • Менеджмент
 • Металлургия
 • Музыка
 • Педагогика
 • Политология
 • Право
 • Программирование
 • Психология
 • Реклама
 • Социология
 • Страноведение
 • Транспорт
 • Физика
 • Философия
 • Химия
 • Ценные бумаги
 • Экономика
 • Естествознание




История экономических реформ в Китайской Народной Республике

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ___________________ Несмотря на нередкие высказывания западных макроэконо-
мистов о том, что самым характерным в проводимых и проведенных
китайских реформах является их полная непонятность и нелогич-
ность c точки зрения западной экономической науки, эти реформы
с самого начала были и остаются сейчас одними из наиболее про-
работанных в теоретическом, идеологическом и, в целом, в науч-
ном плане. Исключением может считаться только непродолжитель-
ный период конца 70х-начала 80х годов,(время начала китайских
реформ), который вообще-то можно назвать "заявлением о намере-
ниях". Но уже в 1982 году для решения задач обеспечения реали-
зации целей и задач реформы на всех уровнях управления ки-
тайской экономикой был создан Государственный комитет по ре-
форме экономической системы при Госсовете КНР. Параллельно с
ним в сжатые сроки были созданы соответствующие комитеты по
реформе экономической системы на уровне провинций, городов и
ниже.К теоретическим исследованиям к началу 90х годов было
подключено уже свыше 60 центральных научных учреждений, и еще
весьма значительное число научно-исследовательских учреждений
регионального и местного масштабов. С чем это, по-моему, может
быть связано. Даже самый краткий экскурс в историю Китайской
Народной Республики, который я просто обязан буду привести ни-
же, дает богатую пищу для выводов о настроении китайского на-
рода и перспективах развития, к которым неизбежно должно было
прийти китайское руководство в конце 70х годов.Однозначно это
можно было назвать усталостью от ошибок, глухим, но всеобщим
нежеланием отвечать за ошибки своего руководства, для которого
все это, вместе взятое, являлось серьезным звонком об иссяка-
нии народного энтузиазма, а с ним и кредита доверия партии-ли-
деру. Больше ошибаться было нельзя, а отступать некуда. Чтобы
не быть голословным, сейчас, очевидно, нужно рассказать о
предшествовавшей началу нынешних реформ короткой, но насыщен-
ной, трагической, но неоднозначной истории Китайской Народной
Республики. В первые 8 лет после образования КНР, молодое социалисти-
ческое государство, пережившее также и кровопролитную граж-
данскую войну, прошло через коренные качественные изменения в
социально-экономической структуре. Трудно переоценимую помощь
в закладке материально-технической базы социализма оказал Ки-
таю Советский Союз и другие соцстраны. Во многом благодаря
этой помощи и действительно огромному революционному энтузиаз-
му китайского народа, в эти годы были достигнуты высокие и
стабильные темпы экономического роста. С 1958 года начался "большой скачок", призванный постро-
ить в Китае коммунизм, минуя социалистический этап. Из-за за-
вышения по этой причине степени обобществления производства,
средств производства, системы оплаты труда, систем распределе-
ния продовольствия и товаров народного потребления до совер-
шенного абсурда, общественные и экономические отношения приня-
ли невиданно уродливые формы. Последствия недопустимого опере-
жения уровня развития производительных сил формами произ-
водственных отношений не замедлили сказаться. Со стороны, наи-
более парадоксально выглядел тот факт, что фантастические тем-
пы экономического роста, достигнутые в первые годы "большого
скачка", не только не увеличили промышленного и сельско-хо-
зяйственного производственно-экономических потенциалов страны,
но и очень серьезно подорвали их -- настолько, что все после-
дующие годы вплоть до конца 70х Китай оправлялся от этого уда-
ра, нанесенного самому себе. Так, в 1961-65 годах, проводя политику "урегулирования"
народного хозяйства, направленного на разукрупление "народных
коммун" и выработку более реальных планов экономического раз-
вития, китайское руководство так и не смогло оторваться от са-
мой главной ошибки предыдущих лет, о которой уже говорилось
выше,--от нарастающей тенденции отставания производительных
сил от производственных отношений. Этот отрыв снова остро дал
себя знать в период так называемой "культурной революции". Как
гипотезу о причине такого упорства в повторении ошибок я могу
предположить идеологический аспект. По-моему, само признание
возможности таких ошибок на пути строительства социалисти-
ческого и коммунистического общества через 10-15 лет после ре-
волюции мог необратимо подорвать доверие народа к самой идее
социализма-коммунизма. Кстати, здесь я во многом оправдываю
"недоговоренность" политики "урегулирования". Скорее всего
поступаться и дальше идеологическими канонами даже ради здра-
вого смысла в тот момент, как мне кажется, было, действитель-
но, нельзя. Разумеется, это не относится к периоду "культурной
революции", которую не может оправдать ничто. Попытки ускорить прохождение переходного периода и созда-
ния материально-технической базы социализма предпринимались
вплоть до конца 70х годов и не дали результата все по той же,
уже много раз повторенной причине--отрыве производственных от-
ношений от производительных сил. Этого, я думаю, должно быть достаточно для общего впечат-
ления от начального экономического плацдарма современных ки-
тайских реформ, который само китайское руководство определило
как "грань катастрофы". Далее я планирую после краткого рассказа об "официальном"
начале китайских реформ в следующей главе основную часть своей
работы посвятить отдельным "подреформам" общественно-экономи-
ческой структуры КНР (реформы хозяйственной системы в деревне,
ценообразования, финансовой системы, торговли, управления тру-
дом и заработной платой, управления промышленностью и другое). НАЧАЛО КИТАЙСКИХ РЕФОРМ. НЕКОТОРЫЕ НАПРАВЛЕ- НИЯ, ТЕЗИСЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ. __________________________________ Отправным этапом китайских реформ стал 1978 год, а конк-
ретно -- III Пленум ЦК КПК 11-го созыва, прошедший в декабре
этого года. Кроме серьезных идеологических сдвигов, как то
мощная критика левацкой идеологии, в буквальном смысле взаим-
ное переименование многих принципов социализма и "отступлений
от принципов социализма", реабилитация некоторых опальных и
репрессированных политических, научных деятелей, его результа-
том стало принятие постановления о развитии системы произ-
водственной ответственности в деревне, которая, как оказалось
потом, стала отправной точкой китайской экономической реформы.
Еще более важным результатом этого пленума стали потенциальные
возможности, открывшиеся для Китая в сфере управления экономи-
кой. Сразу после этого действительно исторического пленума был
выдвинут тезис о необходимости совершенствовании произ-
водственных отношений в соответствии с существующим уровнем
сравнительно отстающих производительных сил. Другие выводы
касались недопустимо однообразной сложившейся в стране струк-
туры собственности, связанных с ней закостенелых хозяйственно-
го и политического механизмов, чрезмерной централизации власти
и,в целом, скованности производительных сил и товарного произ-
водства. Эти и другие выводы, сделанные в октябре 1987 года на
XIII съезде КПК, предшествовали принятию длительного трехэтап-
ного плана на период до середины XXI века, включающего в себя: 1) Удвоение на первом этапе (до 1990 года) валовой про-
дукции промышленности и сельского хозяйства плюс решение проб-
лемы обеспечения населения страны продовольствием и одеждой. 2) Утроение на втором этапе (1991-2000) валового нацио-
нального продукта, что, согласно расчетам, должно создать в
КНР общество "среднего достатка". 3) Достижение на третьем этапе (до 2050 года) националь-
ным валовым продуктом мирового уровня среднеразвитых стран и,
в основном, завершение комплексной модернизации народного хо-
зяйства. В свете общеобъявленной линии на перенос центра внимания
с идеологической на экономическую сферу управления республи-
кой, основным инструментом по реализации этого плана является
экономическая реформа. Две ее основные задачи -- придание гиб-
кости системе производственных отношений на период ускоренного
развития менее развитых производительных сил. Результатом ее,
кроме уже названных абсолютных показателей, должно стать соз-
дание бессбойного, долговечного механизма поддержания этого
баланса между уровнями производительных сил и производственных
отношений, что является основной гарантией стабильного и высо-
кого темпа экономического роста. Теоретической основой экономической реформы в КНР служит
переход китайского общества на рельсы социалистической плано-
вой товарной экономики. Смысл этой концепции состоит в товар-
ной сути социалистического способа производства, а также в
признании необходимости сохранения товарно-денежных отношений
на перходный период, как средства взаиморассчетов между от-
дельными товаропроизводителями при сохраняющихся главенствую-
щем положением общественной формы собственности на основные
средства производства и приритетном значении централизованного
макропланирования. Разумеется, такие крутой поворот в официальной экономи-
ческой науке не мог не сопровождаться и значительным прог-
рессом в идеологической сфере. С чисто психологической точки
зрения мне это представляется необходимым с точки зрения эле-
ментарной динамики параллельного развития общественного и офи-
циального сознания с одной стороны и экономических отношений
-- с другой. Остановить свободное развитие экономической науки
после III Пленума ЦК КПК 11-го созыва и XIII съезда партии не
представлялось мне возможным без подрыва общественного дове-
рия. Поэтому появилось много теоретических разработок опираю-
щихся на предшествующую историю КНР,опыт венгерских, гер-
манских реформ, но находящихся в серьезном противоречии или
даже конфоронтации как друг с другом, так и с официальной ли-
нией китайского руководства. Так, один из крупнейших китайских
макроэкономистов У Цзинлянь считает ошибочной линию руко-
водства страны на сохранение централизованной административной
власти, предлагая заменить ее децентрализованной. Причем он
считает это главным инструментом, условием и "основным курсом"
экономической реформы. Другое отношение у этого ученого и к
вопросу о роли товарно-денежных отношений. По его мнению,
только закон стоимости может стать гарантом соблюдения взаим-
ных интересов потребителей и производителей и стабильности
межхозяйственных отношений между отдельными товаропроизводите-
лями. Это -- только один пример действительного плюрализма в
экономической науке, который, к тому же, благодаря задейство-
ванию участвующих в нем сторон в государственных научно-иссле-
довательских учреждений по разработке направлений реализации
экономической реформы, упоминавшихся во вступительной части,
можно назвать, например, "активным плюрализмом", так как офи-
циальная политика проведения экономической реформы формируется
китайским руководством на базе научно-теоретических разработок
этого исследовательского комплекса. Это выгодно отличает роль
видных китайских макроэкономистов от участи их российских кол-
лег, исключая, разумеется, фаворитов президентской команды,
время от времени меняющих друг друга. С самого начала остро встали вопросы и сомнения, обсужде-
нием которых мы имели удовольствие насладиться только в конце
80х годов,а именно, небезосновательные подозрения в нереаль-
ности государственного регулирования рыночного народного хо-
зяйства. В отличие, опять же, от наших лидеров, сведших эту
дискуссию к гаданию на ромашке "бывает-не бывает" с переходом
позже к принципу "кто громче, тот и прав", в Китае подошли к
этой проблеме несколько с другой стороны: есть конкретная за-
дача; как ее решить... Большое практическое значение получили работы по этому
вопросу Сунь Ефана, У Цзинляня и других китайских ученых-эко-
номистов, ставивших одними из основных условий реализации идеи
создания регулируемого рыночного хозяйства 1) Хозяйственную самостоятельность предприятий (за исклю-
чением оборонных и стратегических) на микроуровне, то есть в
отношениях со смежниками и потребителями. Здесь решающую и са-
моконтролирующую роль должны играть почти исключительно товар-
но-денежные отношения; 2) Постепенное возведение отношений "государство-предпри-
ятие" в ранг отношений между, хотя и не полностью равноправны-
ми, но, по крайней мере, экономически самостоятельными едини-
цами. То есть, другими словами, я могу это назвать созданием
системы государственного управления товарного производства с
помощью государственных контрактов с товаропроизводителями на
производство конкретных объемов конкретной продукции. 3) Избегание характерной для свободных, рыночных экономи-
ческих систем анархии производства в масштабах общества засчет
создания трехуровневого механизма принятия хозяйственных реше-
ний, обеспечивающего неущемление интересов государства, всех
товаропроизводителей от мелких до крупных, и задействованных в
них трудящихся: (а)государственный уровень -- вопросы темпов
экономического роста, соотношения фондов накопления и потреб-
ления, распределения капитальных вложений, регулирования
максимального и минимального уровня банковских процентов за
кредиты, платы за фонды, изменения части системы налогообложе-
ния потребителей, соблюдения социальных гарантий и т.д.;
(б)уровень предприятий -- вопросы объема и структуры произво-
димой продукции, затрат на производство продукции, нахождение
источников снабжения, рынка сбыта и т.д. (в)уровень индивиду-
альной хозяйственной деятельности, то есть вопросы трудоуст-
ройства, индивидуального потребления, определения желаемого
количества детей и т.д. Заметим, что при этой структуре, уже в значительной сте-
пени внедренной в Китае, государство оставляет у себя в руках
только первый уровень принятия хозяйственных решений (страте-
гические вопросы, общегосударственные проблемы и ряд инстру-
ментов ориентирования производителей на их решение). Несмотря на такой более чем смелый подход к определению
роли государства в отношениях с товаропроизводителями, ки-
тайские экономисты уделили огромное внимание разработке мето-
дов государственного контроля за деятельностью предприятий.
Здесь ситуация снова неоднозначна. Первоначальная госу-
дарственная линия предусматривала в этом вопросе приоритет
планового регулирования деятельности предприятий, а рыночное
планирование только вытекало из первого. Но многие китайские
ученые во главе с У Цзинлянем пришли к середине 80х годов к
целесообразности полного отказа от директивного планирования,
которое, по их мнению, эффективно только в экстремальных усло-
виях, например, крупномасштабных стихийных бедствий, военном
времени и т.п. Хотя и они признали что при сложившейся к нача-
лу реформ хозяйственной структуре этот отказ невозможно совер-
шить сразу и что это возможно только поэтапно в течение значи-
тельного времени. Наиболее динамично и без раскачки пошла сразу после III
Пленума ЦК КПК 11-го созыва сельскохозяйственная реформа. Уже
к концу 1984 года 99 процентов производственных бригад и 99,6
процентов крестьянских дворов использовали систему полной от-
ветственности за производство (семейный или подворный подряд),
предусматривающую полную свободу использования продукции,
остающейся после рассчетов по государственному договору, по
статьям налогового законодательства и после отчислений в мест-
ные фонды органов власти. Эта система быстро повысила произво-
дительность крестьянского сельского хозяйства, засчет частной
заинтересованности производителей. Но, с другой стороны, хотя пока что , в целом, эта систе-
ма себя экономически оправдывает, но будущее сельского хо-
зяйства китайские ученые связывают с еще одним этапом аграрной
реформой, необходимость которой обусловлена прежде всего
постепенно возрастающей разницей между ростом потребностей
стремительно растущего китайского общества и темпами развития
сельско-хозяйственного производства, сдерживаемого сложностью
применения аграрных научно-технических достижений, которые
просто не по карману отдельным, частным мелким и средним про-
изводителям. Этот вопрос пока что не стоит чрезвычайно остро,
но китайские экономисты уже сейчас ведут активные поиски новых
форм сельско-хозяйственной кооперации. Весьма вероятно, что в
новых формах сельхозобъединений будут присутствовать и такие
моменты, как концентрация земли в руках наиболее производи-
тельных крестьянских дворов или бригад, найм рабочей силы.
Примеры этого в Китае есть уже и сейчас. В любом случае можно
с уверенностью сказать, что у прежних коммун шансов на возрож-
дение в китайской деревне почти не осталось. В отличие от аграрной реформы, реформа городского хо-
зяйства началась в Китае значительно позднее -- фактически по
завершению реформ в деревне. В другом разделе о ней будет
рассказано подробнее, сейчас же несколько слов о причинах та-
кой ее "запоздалости" и направлениях. Сразу надо сказать, что реформа в городах непосредственно
связана с реформой китайской промышленности, которая почти
полностью сконцентрирована в крупных городах. Кроме необходи-
мости начала процесса изменений в промышленной структуре КНР,
важным толчком для городской реформы послужило неудовлетворе-
ние насущных потребностей аграрной реформы. Для ее успешного
продолжения город должен был обеспечить создание, во-первых,
условий для свободной реализации сельскими производителями из-
лишков производимой продукции, во-вторых, промышленного секто-
ра по производству продукции для товарного обмена с сельским
населением на базе конверсии определенной доли городского про-
мышленного комплекса. Центром всячески поощрялось разнообразие
создаваемых новых связей между городом и деревней. Но при этом
варианте при влиянии региональных, социальных и других факто-
ров создалось такое многообразие связей деревни с центральными
местами, что проведение центром какой-то общей конкретной по-
литики на местах в этом вопросе стало попросту нереальным. По-
этому и последовало резкое расширение полномочий местных орга-
нов власти и самоуправления. Теперь коротко о том, что из наиболее существенного еще
не было затронуто в этой главе и не будет затронуто в последу-
ющих. Для реализации задачи строительства социалистического
планового товарного хозяйства были сформулированы несколько
принципов. Вероятно, их необходимо назвать. Самым главным было
признано оживление предприятий госсектора на основе отделения
права собственности от права хозяйствования. При этом допущены
такиеяформы хозяйствования, как сдача предприятий в подряд от-
дельным коллективам и лицам, выпуск акций предприятий в сво-
бодную продажу ведомствам, районам, предприятиям и гражданам.
Было предложено развивать хозяйственные связи между предприя-
тиями в форме об'единений, компаний, аналогичные связи между
компаниями. Большое внимание должно было уделяться созданию
системы рынков, причем не только рынков средств производства,
продовольствия и потребительских товаров, но и фондовых рын-
ков, рынков услуг, информации, техники и технологий и т.д. Ре-
комендовалось создавать новые типы организаций в сфере товар-
ного обращения, внешней торговли, финансово-банковского дела,
технических, информационнных и прочих видов услуг. Одним из ключевых моментов вступления на путь реформ стал
возврат к многоукладной экономике 50х годов. При этом поощре-
ние индивидуальных, кооперативных и даже частных хозяйств ле-
жит в рамках незыблемо приоритетного положения общественной
формы собственности, как основного признака социалистического
общества. В целом официальная линия предусматривает для этих
негосударственных секторов, а также иностранного и смешанного
капитала вспомогательную роль в экономике Китайской Народной
Республики. Проблема поляризации доходов, неизбежная при многообразии
форм собственности, предполагает демонополизацию в этой сфере
"принципа распределения по труду". К нему должны прибавиться
такие формы распределения доходов, как по вложенному паю, по
уровню производительности, по науко- и трудоемкости произ-
водственного процесса (ясно, что 3 последних параметра от-
носятся, в основном, к уровню предприятий) и т.д.
БИБЛИОГРАФИЯ ИСТОЧНИКОВ
________________________ 1. "Реформа хозяйственной системы в КНР" (перевод статей с китайского языка) Москва, издательство "ЭКОНОМИКА", 1989г; 2. "Красные иероглифы" В.Я.Романюк (Очерки о перестройке в экономике Китая) Москва, издательство политической литературы,1989г; 3. "Экономическая реформа в КНР" У Цзинлянь Москва, издательство "НАУКА", 1989г 4. "40 лет КНР"(Справочник) под редакцией М.Л.Титаренко; Москва, издательство "НАУКА", главная редакция восточной литературы, 1989г 5. "Перестройка хозяйственного механизма в КНР" статья М.Титоренко; 6. Атлас географический справочный Москва, Главное управление геодезии и картографии при Совете министров СССР, 1987г; 7. Лекции курса "Страноведение развивающихся стран" подготовительного факультета Российского Университета Дружбы Народов. яяЗАКЛЮЧЕНИЕ Итак, я перехожу к заключительным выводам в своей работе
и делаю это несколько раньше, чем сам ожидал. Но дело в том,
что тема, за которую я попытался взяться в задуманном мною
первоначально виде явно не для одного реферата и даже книги,
если освещать ее как следует. Об этом наталкивает на мысль и
сам реферат, который по моей оценке больше подходит под жанр
очерка. И все-таки, несмотря на то, что такие важные составляющие
китайской реформы социально-экономической структуры, как ре-
формы ценообразования, городской экономики, планового управле-
ния, денежного обращения, торговли, управления капитальным
строительством, строительством, управления трудом и заработной
платой и другие были затронуты неполно или незатронуты вообще,
необходимо сделать некоторые выводы о результатах и дальнейших
перспективах китайских экономических реформ. По неопытности так получилось, что начало этой части ра-
боты оказалось выполненным раньше в самом конце главы III.
Все, что будет сказано дальше, можно считать продолжением того
отрывка. Да, Китай сумел обеспечить пока что продовольствием и
одеждой свое стремительно растущее, крупнейшее в мире населе-
ние; со своей дешевой продукцией легкой и радиотехнической
промышленности он вышел на мировой рынок и продолжает укреп-
лять на нем свои позиции, хотя внешнеторговое сальдо остается
пока отрицательным; да, Китай -- единственная страна социа-
листического лагеря, который смог добиться таких экономических
достижений без ломки идеологии. Одновременно он же, вероятно и
самый продвинувшийся вперед из их числа по освоенности рыноч-
ных методов хозяйствования... Не буду перечислять все то, в чем Китай поистине уникален
с экономической точки зрения. С одной стороны это неблагодар-
ное и бесконечное занятие, а с другой -- не стоит говорить о
многих результатах реформы, последствия которых еще не ясны.
Повторюсь, что возможно даже при заранее известном идеальном
способе проведения экономической реформы в КНР с условием не-
остановления нынешних темпов роста населения, она просто не
будет иметь смысла. Крайне опасной считаю я и прежнюю изолированность Китая
от Мирового Сообщества. Позиции, завоеванные с помощью демпин-
говых цен на низкокачественный ширпотреб, не являются гаранти-
ей получения крупномасштабной помощи от ведущих промышленных
держав в случае я2крайней я0необходимости. Многие проводят аналогии между развитием и его перспекти-
вами для России и Китая. Я бы этого делать не стал. Кроме то-
го, что последние 5-8 лет развели нас по слишком разным для
подражания друг другу плацдармам, я в принципе отвергаю воз-
можность успешного применения восточных моделей экономического
развития в западном обществе и наоборот. По-моему, надо ро-
диться китайцем, чтобы быть способным трудиться от зари до за-
ри (уже это не по нам) и не пытаться понять и как-то отреаги-
ровать на строй, структуру и идеологию общества, в котором ты
живешь. Кроме менталитета есть и чисто экономические несов-
местимости наших положений -- различная степень обеспечен-
ностьи рабочей силой, различная специализация в международном
разделении труда, различные климатические условия и многое
другое. Что можно сказать о самих китайских реформах в целом? Ко-
ротко, это действительно кнут и пряник. Пряник -- постоянное
расширение прав в сфере ведения хозяйственной деятельности,
приветствование привлечения новых технологий, а с другой сто-
роны -- неусыпный государственный контроль далеко не только в
идеологической сфере. Редко где еще встретишь такое количество
предпринимателей, торговцев, мелких и средних частных произво-
дителей, настолько спокойно мирящихся с государственной поли-
тикой весьма жесткого ограничения поляризации доходов, способ-
ной создать со временем могучий частно-монополистический сек-
тор экономики и взорвать идеологический каркас существующей в
КНР социально-экономической системы. Последнее, что я хочу сказать, это то, что, несмотря на
многие элементы рыночных отношений, китайская экономика не яв-
ляется рыночной и не может в обозримом будущем ею стать. Стро-
ительство социализма с китайской спецификой, не только по мое-
му мнению, но и по мнению многих макроэкономистов, в том числе
и китайских, зашло так далеко, что интегрироваться эта ар-
хисвоеобразная национальная экономика в мировое рыночное хо-
зяйство в единочасье и с сохранением социалистической идеоло-
гоии почти наверняка неспособна. А вместе с тем эта идеология,
несмотря на все более смелые переоценки марксистско-ленинских
постулатов, является скелетом социально-экономической структу-
ры КНР. РЕФОРМА ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ ____________________________ Реформа финансовой системы была проведена в Китае к сере-
дине 80х годов. Чтобы иметь наглядное представление о ее ре-
зультатах, можно буквально двумя фразами охарактеризовать сна-
чала прежнюю китайскую финансовую систему и затем -- ныне су-
ществующую. Общее -- главным каналом накопления и распределе-
ния финансовых средств является госбюджет, главным их источни-
ком является чистая прибыль предприятий (в последние году
постепенно повышается роль внешней торговли). Но сама система
управления финансами после ее реформы приобрела кроме сущест-
вовавшего госбюджетного инструмента еще один механизм -- хо-
зяйственную деятельность предприятий. Большинство китайских ученых выделяют три периода фи-
нансовой реформы в КНР с 1976 по 1985 годы. Первые три года были экспериментально-подготовительным
этапом китайской финансовой реформы. В этот период проверялись
на практике различные формы финансовых взаимоотношений. Основ-
ными формами были: а) Формула первой системы финансовых взаимоотношений с
городами центрального подчинения, провинций и автономных райо-
нов была следующей: "Фиксирование соотношения между доходами и
расходами, деление их общей суммы". То есть при наличии хозяй-
ственной прибыли часть ее оставлялась району, в убыточных
местах или в убыточные для конкретного района годы часть
убытков возмещалась из Госбюджета. б) При второй форме -- "деление прироста доходов, увязка
доходов с расходами" -- внимание на положительный или отрица-
тельный баланс не обращали. Сравнивали прирост доходов (+ или
-) относительно предыдущего года и затем подтягивали доходы к
расходам засчет или в пользу центрального бюджета. При этой
системе хозяйственные стимулы для регионов были ниже, чем в
первом случае. в) Третья форма была довольно оригинальной. Она была при-
менена в качестве эксперимента в 1977 году в провинции Цзянсу.
Основывалась она на установке твердых отчислений в бюджет, оп-
ределявшихся по исторически сложившейся доли расходов в дохо-
дах района. Полное название этой системы -- "увязка доходов с
расходами, деление общей суммы, нормативный коэффициент,
действующий в течение нескольких лет". Эта форма нашла свое
дальнейшее применение во взаиморасчестах государства с
изолированными в хозяйственном и культурном плане высокогороны-
ми районами страны. Второй этап ознаменовался выработкой по большому счету
лишь одной оправдавшей надежды формы финансовых взаимоотноше-
ний между центром и переферией. Это была так называемая систе-
ма "ступенчатой ответственности с отделением доходов от расхо-
дов". Временные положения о ней были опубликованы Госсоветом
КНР в феврале 1980 года. Сферы местного и центрального бюджета
на местах четко разграничивались по принципу хозяйственного
подчинения предприятий. Отчисления в центральный бюджет, про-
порции деления прибыли между центральным и местными бюджетами,
величина промышленных дотаций оставались неизменными в течение
5 лет. Кроме того, что повышалась стабильность центрального
бюджета засчет отказа от внеплановых дотаций, так как система
фактически вводила их лимит, идея такой формы финансовых взаи-
морасчетов упала еще и на благодатную почву активизировавше-
гося вскоре процесса перехода предприятий на полную произ-
водственную ответственность. Дело в том, что устанавливались
рамки доходов и расходов, за нарушение которых отвечали сами
регионы своими же интересами. Принявшие эту форму финансовых
отчислений в Госбюджет регионы в большинстве своем вскоре
трансформировали многие положения этой системы на уровень сво-
их взаимоотношений с предприятиями, значительно повысив тем
самым их хозяйственную заинтересованность и финансовую са-
мостоятельность. Эта система успешно просуществовала до 1984 года, когда
все отчисления от прибыли были заменены единым налоговым меха-
низмом. Собственно это уже рассматривалось в предыдущей главе,
но, поскольку это же самое является и третьим этапом финансо-
вой реформы в КНР, то несколько слов необходимо сказать и
здесь. В принципе к этому этапу китайские плановики шли аж с
1978 года, когда вместе с формированием собственных фондов из
доли прибыли возникла необходимость определения принципов
распределения этой прибыли между предприятиями, местными и
центральным бюджетами. Многие выработанные с того времени ва-
рианты этого деления и легли потом в основу налогового законо-
дательства. Но первый подэтап третьего этапа финансовой реформы снова
стал переходным. На нем изобретательными китайцами было приме-
нено сочетание деления прибыли и налога. То есть, наоборот,
сначала прибыль подвергалась налогообложению по зафиксирован-
ному в налоговом законодательстве твердому механизму, а остав-
шаяся прибыль подвергалась снова той или иной форме ее деления
между Центральным бюджетом, местным бюджетом и предприятием.
Очевидно, само китайское руководство не было уверено в це-
лесообразности такого положения поскольку, во-первых, решилось
распространить ее только на крупные рентабельные предприятия,
а, во-вторых, уже через год налоговая политика
КНР перешла ко второму этапу -- полной отмене деления
прибыли, из-за чего пришлось ввести вместо твердых (процентных)
налогов дифференцированные или с плавающими нормативами. В качестве заключения могу добавить даже с некоторой точ-
ки зрения курьезный факт. Упорно "сопротивлявшаяся" своей от-
мене в нижних уровнях китайской экономики, система деления при-
былей закончила свое существование в высших ее эшелонах. В
ушедших на "подчистку шероховатостей" налогового законода-
тельства 1985 и 1986 годах она активно использовалась для
систематизации принятых в разное время отдельных законов о на-
логах на прибыль. В основном, правда, это делалось уже с по-
мощью простого деления всей суммы прибыли с целью постепенного
фиксирования плавающих и дифференцированных налоговых нормати-
вов. РЕФОРМА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬЮ В любом государстве, имеющем свою промышленность, сущест-
вуют два уровня управления ею: управление производством на
уровне предприятий и на уровне руководства всем национальным
промышленным производством. Изменение степени влияния второго
уровня управления на первый -- это и есть реформа системы уп-
равления промышленностью. Степень этого влияния определяется
многими факторами -- специализацией национальной промышлен-
ности, формой ее участия в международном разделении труда,
господствующей идеологией (приближенность к демократической
концепции развития обуславливает вместе с более широким
использованием рыночных механизмов и большую свободу управле-
ния хозяйственной деятельности предприятий), чисто временными
условиями, в которых может находиться государство, и которые
могут временами также серьезно влиять на степень централизо-
ванности системы управления промышленностью. Эти, а также не-
которые другие факторы могут быть равноправными в формировании
системы управления промышленностью, но какой-то или какие-то
факторы могут иметь и приоритетное значение. В китае система управления промышленностью, необходимость ре-
формации которой возникла на рубеже 70х-80х годов, в основном
сложилась в начале 50х годов и имела своим прототипом соот-
ветствующую советскую систему. Кроме таких недостатков как
чрезмерная централизация управления, слияние хозяйственных и
административных функций у руководства производства, частая
несогласованность подходов ко многим вопросам территориального
и ведомственного руководств, ее реформа была вызвана и прихо-
дом существовавших принципов управления промышленностью в пол-
ное несоответствие с уровнем производственных отношений на се-
ле и нуждами аграрной реформы, которое проявилось уже в первой
половине 80х годов. После III Пленума ЦК КПК 11-го созыва начался большой
эксперимент в государственном масштабе по проверке жиз-
неспособности и эффективности новых методов управления промыш-
ленностью по принятым Госсоветом КНР годом позже -- в июле
1979 года -- пяти документам (Временные положения о расширении
хозяйственной самостоятельности государственных промышленных
предприятий, Положение о делении прибылей на государственных
предприятиях, Временные положения на введение налога на основ-
ные фонды на государственных промышленных предприятиях, Поло-
жения относительно нормы амортизации на государственных про-
мышленных предприятиях и усовершенствования методов использо-
вания амортизационных средств, Временные положения о кредито-
вании оборотных средств на государственных промышленных предп-
риятиях)7 Для этого эксперимента каждое ведомство и админист-
ративно-территориальная единица обязаны были выделить опреде-
ленное число "подопытных" предприятий. Несмотря на не слишком
охотное выполнение этого решения местными властями, к августу
1980 года число участвующих в эксперименте предприятий воз-
росло до более чем 6000, что составило около 16 процентов об-
щего количества государственных промышленных предприятий и
соответственно 60 и 70 процентов в стоимости валовой продукции
и промышленной прибыли. Как видите, даже отношения между
последними двумя показателями и первым уже позволяют, хотя и
обощенно заметить степень эффективности новых форм хозяйствен-
ного управления. Для стимулирования реформы на этих предприя-
тиях и для вовлечения в нее новых промышленных единиц госсек-
тора в одобренном в сентябре 1980 года Госсоветом КНР докладе
Государственного экономического комитета "О положении и
перспективах в области расширения хозяйственной самостоятель-
ности предприятий" указывалось на допустимость использования
различных форм деления прибыли между госбюджетом и различными
фондами предприятий. С 1981 года эти права были значительно
расширены также в сферах внутрикадровой политики, финансовой
деятельности, самообеспечения материальными ресурсами, модер-
низации производственного процесса, закупки исходного сырья и
сбыта продукции. Характерно, что уже тогда созданная весьма
основательная научно-исследовательская база позволяла вести
этот грандиозный эксперимент дальше параллельно с изучением
результатов действия уже опробованных механизмов и полномасш-
табным внедрением в национальную промышленность тех из них,
которые доказали свою дееспособность и эффективность. Заверши-
лась эта практическая проверка новых методов хозяйственного
управления в промышленности к концу 1983 года экспериментами
по расширению прав на увеличение спектра выпускаемой продук-
ции, на либерализацию использования формируемых из доли прибы-
ли фондов предприятий, права на распоряжение частью валютной
выручки. Большинство этих отдельных проверок и весь эксперимент в
целом заняли период с 1979 по 1983 годы и дали положительный
результат. Эти выводы были сделаны после подведения Госсоветом
КНР итогов эксперимента в изданных им в мае 1984 года Времен-
ных положениях о дальнейшем расширении хозяйственной самостоя-
тельности государственных предприятий. Согласно этим положени-
ям к уже ранее полученным, государственные предприятия наделя-
лись широким спектром дополнительных прав, в том числе на пла-
нирование производства, реализацию продукции, установление цен
на выпускаемую продукцию, на выбор поставщика материальных
ресурсов, на использование собственных фондов, на распоряжение
своим имуществом, на организационные перестройки, на управле-
ние рабочей силой, на начисление заработной платы и премий, на
кооперацию с другими предприятиями. В сентябре руководством страны был сделан вывод о котором
мы уже говорили во второй главе -- вывод о том, что оживление
деятельности предприятий, в особенности крупных и средних
предприятий общенародной собственности (предприятий Госсекто-
ра), является центральным звеном всей хозяйственной реформы с
упором на города. В результате проведения этих экспериментов и закрепления
их результатов была создана благоприятная почва для создания в
промышленности вслед за сельским хозяйством многообразной
системы экономической ответственности. Вернее, к середине 80-х
годов речь шла уже о совершенствовании этой системы, так как в
октябре 1982 года 80 процентов крупных и средних промышленных
предприятий функционировали в рамках той или иной ее формы.
Широкое распространение получила система производственной от-
ветственности, впервые созданная на пекинском металлургическом
комбинате "Шоуду", получившая название "гарантия, обязательст-
во, проверка". Она содержала в своей основе принцип приоритета
договорно-контрактных отношений между предприятием и вышестоя-
щей организацией и между предприятиями. Пункт "проверка" пре-
дусматривал систему жесткого контроля за выполнением договоров
и соответствующую систему административно-финансовых санкций. В некоторых других формах системы производственной от-
ветстсвенности в промышленности упор делался на конкретизацию
требований к каждому технологическому звену, специализирован-
ной бригаде и отдельному работнику. Соответствие выполняемой
работы этим требованиям более тесным образом увязывалось с ме-
ханизмом начисления заработной платы и премий. Параллельно с этим возникла необходимость в смене системы
управления на средних и крупных промышленных предприятиях
Госсектора, раньше сочетавшую в себе директорскую ответствен-
ность и производственную деятельность партийных ячеек. На ка-
ком-то этапе оправдывавшая свое существование, эта система к
середине 80-х годов себя полностью изжила, и партийная часть
руководства предприятиями была упразднена. Если честно, то по-
завидовать участи китайских директоров заводов и фабрик я бы
не осмелился, особенно с учетом кампании на повышение роли
собраний рабочих и служащих, профсоюзов и собраний трудовых
коллективов в деле управления хозяйственной деятельностью сво-
их предприятий. Эксперименты по свободному использованию собственных фон-
дов начались в Китае с 1979 года и явились частью реформы
распределения доходов государственных промышленных предприя-
тий. Другими ее составляющими стали в том числе: 1) Переход 5 процентов фонда заработной платы в собствен-
ные фонды предприятия после выполнения им госплана по объему
производства, качеству продукции, прибыли и договорным обяза-
тельствам; 2) В разных отраслях были установлены отчисления от при-
были 5, 10 и 15 процентов. Свободное использование формируемых
из этих отчислений фондов предоставлялось предприятию в рамках
развития производства, удовлетворения социальных нужд и преми-
альных выплат; 3) Эксперимент, включающий в себя множество других част-
ных опытов, по делению прибыли: а) Дифференцированное отчисле-
ние от прибыли в Госбюджет; б)Деление сверхплановой прибыли;
в)Деление всей прибыли; г) Фиксированный объем отчисления при-
былей; д) Прогрессивный объем отчислений прибыли; е) Твердые
пропорции деления прибылей и другое. Однако, можно сказать, что несмотря на то, что все эти
эксперименты имели в тот период определенный экономический эф-
фект, весь эксперимент в целом стал преходящим явлением. Го-
раздо более действенным и полезным во многих отношениях стали
создание, совершенствование и использование налогов на предп-
риятия. Первый этап налогообложения не претерпел никаких зако-
нодательных изменений и функционировал по прежней схеме: после
сдачи плановой прибыли оставшаяся ее часть облагалась подоход-
ным налогом. Даже простое упорядочение этого важного механизма
дало сразу несколько положительных эффектов: во-первых, для
хозяйственников значительно усложнилась процедура припрятыва-
ния в различных собственных фондах подлежащей возврату госу-
дарству прибыли. Для рентабельных предприятий переход от мно-
гообразных и запутанных способов деления прибыли к четкому на-
логовому механизму означал примерно то же, что и для крестьян
полный подворный подряд. Второй этап налогообложения заключался в разделении тор-
гово-промышленного налога на налоги на добавленную стоимость,
на продукцию, соляной и промысловый налоги. В рамках этого же
этапа были видоизменены подоходный и регулирующий налоги. Вво-
дились новые налоги: на ресурсы, на городское строительство,
на постройки, на пользование землей и транспортными средства-
ми. Как уже отмечалось во второй главе, китайским руко-
водством примерно с середины 1984 года началось активное поощ-
рение создания и совершенствования новых производственных про-
мышленных объединений. Ясно, что это было невозможно без ре-
формы системы управления промышленными предприятиями, которая
имела по отношению к этим нововведениям переходный характер.
Наиболее ключевыми ее моментами в этом ракурсе были такие пре-
образования, как передача большой части полномочий управлен-
ческого аппарата производственным звеньям, сокращение за счет
этого самого управленческого аппарата. Более подробно о ней я
уже говорил выше. В августе 1984 года решением постоянного комитета Госсо-
вета КНР по инициативе министерства Машиностроения данное ми-
нистерство передало все промышленные предприятия, подчиненные
министерству и его региональным представительствам в управле-
ние местным органам власти. Гораздо больший реформаторский
настрой местных руководителей по сравнению с большинством ди-
ректорского корпуса крупных и средних промышленных предприятий
обусловил в совокупности с этим событием значительный рост
темпов создания металлургических компаний, а сначала 90-х го-
дов и концернов внутри отрасли. Термин "промышленная компания типа предприятия" или
"трест" был узаконен еще летом 1979 года. Во "Временных поло-
жениях о системе управления общегосударственными специализиро-
ванными компаниями", принятых в марте 1982 года были определе-
ны положения о непринадлежности этих компаний Госсовету КНР,
об их подчинении соответствующим по профилю деятельности ве-
домствам, об определении их статуса по конкретному назначению
и сфере охвата производства, о рамках хозяйственной самостоя-
тельности и о перспективах перехода на полный хозрасчет. Создание производственных компаний дало сильный толчок
расширению кооперации между предприятиями. За период с 1984 по 1990 годы Госсовет КНР принял целый
комплекс мер, общее назначение которых можно определить, как
усилия по превращению национального промышленного потенциала,
состоящего из производственных мощностей отдельных предприя-
тий, в единый производственный механизм с максимальной эффек-
тивностью использования хозрасчетных внутрихозяйственных свя-
зей. Как и из сельского хозяйства к середине 80-х годов, так и
из национальной промышленности к началу 90-х годов китайским
реформаторам удалось создать единый, цельный и отлаженный ме-
ханизм с чрезвычайно сложной, по причинам смешения рыночных и
социалистических принципов функционирования и масштаба коопе-
рирования, структурой, что и позволяет некоторым западным спе-
циалистам говорить о невообразимой сложности и нелогичности
основных секторов китайской экономики и с пессимизмом отзы-
ваться о долговечности этой модели. По моему мнению, здесь
есть доля истины. Но все мое мнение было бы в этой главе не к
месту. Его я привел в заключительной части и в главе, посвя-
щенной аграрной реформе (см. стр. 19-20).

      ©2010