Государственный совет и указ   ноября      года  Столыпинская реформа Государственный совет и указ   ноября      года  Столыпинская реформа
Государственный совет и указ   ноября      года  Столыпинская реформа РЕФЕРАТЫ РЕКОМЕНДУЕМ  
 
Тема
 • Главная
 • Авиация
 • Астрономия
 • Безопасность жизнедеятельности
 • Биографии
 • Бухгалтерия и аудит
 • География
 • Геология
 • Животные
 • Иностранный язык
 • Искусство
 • История
 • Кулинария
 • Культурология
 • Лингвистика
 • Литература
 • Логистика
 • Математика
 • Машиностроение
 • Медицина
 • Менеджмент
 • Металлургия
 • Музыка
 • Педагогика
 • Политология
 • Право
 • Программирование
 • Психология
 • Реклама
 • Социология
 • Страноведение
 • Транспорт
 • Физика
 • Философия
 • Химия
 • Ценные бумаги
 • Экономика
 • Естествознание




Государственный совет и указ ноября года Столыпинская реформа


     Р Е Ф Е Р А Т  Н А   Т Е М У:
     "ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ И УКАЗ 9
НОЯБРЯ 1906 ГОДА".
     студентки группы 3103
     Бенциановой Ирины
     Москва 1995 г.
                              - 2 -
                       С О Д Е Р Ж А Н И Е.
    
ВВЕДЕНИЕ............................................стр.3
     Г Л А В А  1
     ГОССОВЕТ И СОЗДАНИЕ ОСОБОЙ
КОМИССИИ.................стр.4
     Г Л А В А  2
     ПОЛЕМИКА ПО ЗАКОНОПРОЕКТУ 9 НОЯБРЯ 1906
г.
     п.1 ОТНОШЕНИЕ БОЛЬШИНСТВА ОК К ДУМСКОМУ
ДОПОЛНЕНИЮ.стр.13
     п.2 ИТОГИ РАБОТЫ ОСОБОЙ
КОМИССИИ...................стр.16
     Г Л А В А  3
     РАССМОТРЕНИЕ УКАЗА В ГОССОВЕТЕ.
     п.1 СТОЛЫПИН И ЕГО ПОЗИЦИЯ В
ГОССОВЕТЕ.............стр.19
     п.2 ПОЗИЦИИ ЧЛЕНОВ СОБРАНИЯ
ГОССОВЕТА..............стр.20
    
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................стр.25
    
ПРИМЕЧАНИЯ.........................................стр.26
                              - 3 -
                             ВВЕДЕНИЕ
       При всем  внимании к столыпинской аграрной реформе важ-
    ный момент её истории - обсуждение указа 9
ноября 1906  г.
    в 
Государственном совете - остаётся малоизученным.
       Между тем, на наш взгляд, обращение к
документам касаю-
    щимся 
обсуждения  в  Госсовете 
позволяет скорректировать
    представления о борьбе вокруг
реформы.  В "верхней палате"
    указ 
9 ноября встретил упорное сопротивление правой груп-
    пы, 
в основе которого лежали узкосословные 
интересы  по-
    местного 
дворянства  и  выводы, 
сделанные  им  из 
опыта
    1905-1906 
гг.  Это  обстоятельство  ставит  под  сомнение
    представление  о правых как сторонниках и даже инициаторах
    новой аграрной политики.  Последняя была продиктована,  ка
    это 
следует  из анализа мотивов её
защитников в Государс-
    твенном совете,  достаточно широко понятыми 
потребностями
    экономического, социального и
политического развития импе-
    рии, её международного положения.
                               - 4 -
     Г Л А В А  1
     ГОССОВЕТ И СОЗДАНИЕ ОСОБОЙ КОМИССИИ.
     В Госсовете  указ  9  ноября 
рассматривался с 17 октября
1909
г.  по 30 апреля 1910 г. К этому времени
многое перемени-
лось по
сравнению с осенью 1906 г.  Указ был
одобрен и сущест-
венно
дополнен Думой.  Изменилось его
объективное значение: из
обещания
он стал стержнем целой программы, 
"осью"  внутренней
политики.
     Иной стала ситуация вокруг указа.  В 1906 г. 
препятствие
реформе
виделось слева, и правительство, проводя её по ст. 87,
стремилось
предрешить вопрос,  чтобы не быть
связанным  Думой.
Теперь  главная опасность исходила справа.  Дело в том, 
что и
тогда
для  правой  части 
складывавшегося 
контрреволюционного
блока
идея свободного выхода из общины в целях насаждения лич-
ной
собственности крестьян на землю сама по себе никакой  цен-
ности  не представляла,  за неё ухватились как за единственную
антитезу
принудительному отчуждению частновладельческой земли,
ошибочно  полагая, 
что развитие мелкой крестьянской собствен-
ности
на землю и формирование  класса  крестьян 
собственников
пойдет  исключительно  за  счет общины и не
затронет помещичье
землевладение.  Теперь с наступлением "успокоения"
переход са-
модержавия  к 
новой  аграрной политике терял
для правой части
блока
всякий смысл. Более того: осознаются её буржуазная суть,
её  органическая связь с "новым
строем" и политическими рефор-
мами
Столыпина,  её неизбежные
социально-политические последс-
                               - 5 -
твия -
и указ 9 ноября воспринимается уже как "первый удар ло-
ма в
фундамент народной жизни". Правая оппозиция Столыпину ак-
тивизируется,
заметно упрочивая позиции при дворе и в Госсове-
те, что
вызывает опасения у сторонников указа 9 ноября.
     Однако необратимость  начатого указом процесса земельного
переустройства
всё более становилась очевидной. 
"Когда  такой
закон  продержится пол года,- писал Витте,- и в
соответствии с
ним
начнется переделка землеустройства, 
то  ясно,  что 
после
этого
идти в обратном направлении почти невозможно. 
Во всяком
случае
это породит целый хаос".  То что
осенью  1906  г.  было
предпринято
для защиты от левых,  теперь оказалось
непреодоли-
мым
препятствием для правых. Их сдерживала и позиция царя, за-
явившего  на церемонии представления ему членов III
Думы:  "Из
всех
законопроектов,  внесённых по моим
указаниям  в  Думу,  я
считаю  наиболее 
важным  законопроект об улучшении
земельного
устройства
крестьян".
     Всё это обусловило особую напряженность
прохождения зако-
нопроекта
в Госсовете.  Сторонники его не упускали
случая под-
черкнуть  фактическую 
невозможность  не только отмены
указа 9
ноября,
но и хотя бы сколько-нибудь серьёзной его корректиров-
ки.  Правые 
также хорошо сознавали это. 
Авторитетнейший в их
среде
знаток крестьянского вопроса И.Л.Горемыкин писал кн.Тру-
бецкому
28 декабря 1909 г.:  "Этот закон
действует в продолже-
ние 3
лет и в силу этого закона успели устроить своё землевла-
дение
сотни тысяч крестьян. Существенно изменить его уже позд-
но и
это внесло бы опасную неустойчивость и 
путаницу  во  все
дело
крестьянского землеустройства... теперь нельзя не принять
его в
законодательном порядке:  снявши
голову,  по волосам  не
                               - 6 -
плачут".  В заключение он советовал попытаться
"освободить его
от
прибавления Думы,  но вместе с тем
предупреждал:  "Если эта
попытка
не удастся, и Государственная Дума останется при своем
мнении,
то делать нечего, надо принимать её проект".
   Одобрение указа Госсоветом оказывалось,
таким образом, пре-
допределённым.  Первым его противникам оставалось,  по 
словам
Р.Д.Самарина,  "считаясь с ним как уже с неизбежным
злом,  ду-
мать о
том, нельзя ли каким-нибудь способом, если не совершен-
но  предотвратить,  то  хотя  бы до некоторой степени ослабить
вредные
последствия означенного закона".
     Из Думы 
в  Госсовет законопроект поступил
8 мая 1909 г.,
однако
до конца четвёртой сессии так и не был поставлен на об-
суждение.  В начале пятой сессии,  17 октября, 
общее собрание
Госсовета
единогласно постановило передать его в Особую Комис-
сию
(ОК) из 30 членов.  20 октября эта
комиссия была образова-
на.
Председателем её был избран лидер "центра" кн. П.Н.Трубец-
кой. В
работе ОК приняли участие представители ведомств и чле-
ны
Госсовета,  выразившие желание
участвовать в заседаниях.  К
обсуждению  отдельных вопросов привлекались видные члены
Думы,
учёные,  специалисты.  Работа ОК была организована 
на  основе
программы
занятий,  составленной по предложению
председателя и
единогласно
принятой ОК.
     Обсуждение первого  отдела программы было долгим и напря-
жённым.
И хотя оно завершилось единогласным решением перейти к
обсуждению
законопроекта,  в комиссии обнаружились
расхождения
принципиального
свойства. Противником не только думского зако-
нопроекта,
но и указа 9 ноября заявил себя Я.Д.Ушаков, который
идеализировал
общину,  видя в ней основу порядка
и  справедли-
                               - 7 -
вости.  Принцип общины,  утверждал он, "миром Господу помолим-
ся".  Он не только отказывается  связывать 
с  общиной  упадок
сельскохозяйственной  культуры 
и обнищание крестьянства,  как
это
делали защитники указа,  но и утверждал,
что "об обнищании
России
вообще говорить не приходится". 
Указ 9 ноября, по мне-
нию
Ушакова, разрушая общину, потрясает основы народного быта,
разоряет
народ,  утверждает несправедливость,
порождает обиду,
вражду
в семьях,  увеличивает число
преступлений, ибо идея ху-
тора
есть идея обособленности, здесь господствует принцип "че-
ловек
человеку волк". Считая крестьянское общество юридическим
лицом,  Ушаков 
подводил общинную собственность, 
подобно дво-
рянской,  под ст. 420 Х тома Свода законов; поэтому
укрепление
общинной  земли 
в  личную собственность
воспринималось им как
экспроприация
земли у одного собственника в пользу других. На-
конец,  Ушаков 
опасался,  что возможность залога
и отчуждения
укреплённых
в личную собственность надельных земель поведёт  к
уменьшению  земельного фонда крестьянства и массовому
накопле-
нию
"безземельного пролетариата".
     Другой правый член комиссии,  В.А.Бутлеров, сформулировал
прямо
противоположный взгляд: "Если ставить вопрос об отклоне-
нии
законопроекта,  то лишь с точки зрения
его недостаточности
для
уничтожения общинного строя".  Он
находил предпринятую ре-
форму
целесообразной, но недостаточно последовательной и реши-
тельной,  а ход её - медленным:  если за три первых года укре-
пился 1
млн домохозяев из 9200 тыс.,  то
"вся реформа осущест-
вится
через 27 лет. Где же тут быстрота?"
     Основная часть  правых  членов ОК,  отвергая законопроект
Думы,
пыталась "обезвредить" и собственно указ. О главном, что
                               - 8 -
определяло
неприятие ими указа,  правые умалчивали.
Свою пози-
цию  они 
мотивировали  интересами  государства,   большинства
крестьянского
населения и правительства.  Думские
дополнения к
указу,  по их словам, "совершенно
недопустимы", так как содер-
жат
"элемент законодательной принудительности", предусматрива-
ют
ломку общины и могут "вызвать пассивное сопротивление", и в
то  же время не будут "иметь никакого
практического значения в
смысле
приближения к идеалу,  к главной цели
принимаемых мер -
к
хуторскому или отрубному владению". Собственно указ 9 ноября
не
только не отвергался,  но было отмечено
его "крупное  госу-
дарственное
значение", он признавался "своевременной и необхо-
димой"
мерой,  оправдывалось применение в этом
случае ст.87, и
даже  высказывалась  надежда,  что
осуществлённый в жизни,  он
создаст
тот тип мелкого собственника, 
который,  "естественно,
окажется  полезным и дельным сотрудником в общем
государствен-
ном
строительстве".
     Вместе с 
тем правые пытались сузить задачи указа в соот-
ветствии
со своими интересами. Считая общину переходной стади-
ей,  имеющей "известные недостатки", и
признавая, что общинное
и
подворное хозяйство - "плохая среда для 
развития  сельского
хозяйства",  они тем не менее настойчиво проводили мысль
о не-
обходимости
"осторожного" отношения к общине, 
утверждая,  что
общинный  строй соответствует правосознанию
значительной части
крестьянства
и гарантирует "от образования пролетариата и раз-
вития  нищеты".  В  связи  с этим подчёркивалось
"достоинство"
указа 9
ноября,  который "не ставит вопрос
ребром,  не  ломает
общины,
а, делая попытку согласовать различные формы землевла-
дения,  открывает простор личному почину".  Было оспорено  ут-
                               - 9 -
верждение
о связи общины как с "аграрными беспорядками", так и
с общей
отсталостью сельского хозяйства империи. 
Все конкрет-
ные  поправки 
с  целью  "обезвреживания" указа 9 ноября
шли в
русле
общей задачи затормозить процесс ликвидации общины.
     Более решительную позицию - общину не
трогать, а хутора и
интенсивное
хозяйство насаждать на землях, 
находящихся в рас-
поряжении
Крестьянского банка, - занял член правой группы Гос-
совета
гр.Д.А.Олсуфьев,  принимавший участие в
работе ОК в ка-
честве
приглашённого.  Его пугал "быстрый
темп,  которым пошло
земельное
дело" в то время,  когда
"понятия крестьян  спутаны"
(среди  них 
"господствует настроение, 
совершенно устраняющее
заботу
о завтрашнем дне"). Законопроект, по мнению графа, вво-
дил
"земельный ажиотаж".
     На отношении к законопроекту левой  группы 
не  могло  не
сказаться  то, 
что позитивная работа над ним в духе партийной
программы
была не возможна из-за незначительного удельного  её
веса в
Госсовете.  Несомненно и то, что приоритетной
для левых
была
так называемая "реформа общегражданского характера";  аг-
рарная
же реформа Столыпина лишь отодвигала её, 
делая всё бо-
лее
проблематичной. Поэтому реакция левых членов ОК была нега-
тивной.
     Думское дополнение они отвергали,  не видя 
"органической
связи"
его с указом и не принимая "принудительного порядка пе-
рехода"
к личному землевладению. Что касается собственно указа
9
ноября,  то левые,  не возражая против "желательности и
даже
необходимости
урегулировать вопрос о выходе из общины 
отдель-
ных  её 
членов  группами или даже в
одиночку",  подвергли его
резкой
критике.  Главный недостаток указа в
том, что он не вы-
                              - 10 -
держивает
начала беспристрастного отношения: перетягивая "весы
в
пользу подворного владения", он тем самым ведёт к разложению
общинного
землевладения, между тем как "крестьянским обществам
должен
быть обеспечен свободный переход к тому или иному  виду
землевладения".
Указ представлялся левым не справедливым: "ин-
тересы
населения,  владеющего землёй на
общинном праве, прино-
сят  в жертву выгодам переходящих к личному
владению".  Отсюда
опасения,  что указ "грозит не только не
устранить" неустойчи-
вость
земельных отношений, но "даже усилить её ко вреду земле-
делия".  Левые не разделяли надежд на указ, в его
последствиях
они
усматривали немало сомнительного и опасного: 
выделившиеся
далеко
не всегда консерваторы и друзья 
собственности;  слабые
оказываются
брошенными на произвол судьбы;  растёт
пролетариат
"при
слабом у нас развитии промышленности".
     Признавая, что  община  не представляет
собой совершенную
форму
землевладения и,  "несомненно, со
временем уступит место
другим  формам",  они  категорически  были 
против её "ломки".
"Нужно
действовать осторожно,  - говорил  А.А.Мануйлов,  -  на
почве
реформ и не отрывать народ от исторических реформ.  Пра-
вительство
имеет земельный фонд и  может  устроить 
внутреннюю
колонизацию,  не толкая общину в пропасть".  Нельзя связывать,
утверждал
М.М.Ковалевский,  с общиной "все
неурядицы, происхо-
дившие
на русской земле", причины нашей отсталости "не в общи-
не".
     Успешное претворение  указа 9 ноября,  так подчеркиваемое
его
защитниками, левые ставили под сомнение: "Настроение выде-
лившичся
крестьян далеко не всюду восторженное. К выделу обык-
новенно
побуждают не соображения неудобства общинного 
землев-
                              - 11 -
ладения,  а иные, как то: неприятности с миром, мысль
заняться
промышленностью,
а главное, какая-то неразумная идея, что если
не
выделиться,  то землю отнимут".
Ссылаясь на "печальный опыт
англичан
в Индии", на законодательную практику и науку Запада,
левые  члены ОК призывали "соблюдать в данном
деле большую ос-
торожность".
     Таким образом,  в стремлении не допустить ускоренногораз-
рушения
общины в ОК сложилась внушительная коалиция из 9  пра-
вых  её членов, 
3 левых и 1 из "центра". 
Они сошлись на том,
что
содержание обсуждаемого законопроекта "надлежало бы  огра-
ничить
лишь правилами,  определяющими условия и
порядок выхода
отдельных
крестьян из общины, по их о том заявлениям, и юриди-
ческие
представления такого выхода".
     Большинство ОК (14 членов
"центра" и правые В.И.Карпов 
и
С.С.Стромилов)
признало  "правильным  допустить переход от об-
щинного
землевладения к личной собственности на 
трёх  главных
основаниях,  какие 
указаны в законопроекте, 
одобренном Госу-
дарственной
думой".  Важнейшую свою задачу
сторонники  реформы
видели  в обосновании собственно указа 9 ноября.  Прежде всего
подчёркивалась
его предопределенность реформой 1861 
г.:  хотя
сохраняла  сложившиеся 
в  дореформенный период порядки
земле-
пользования
у крестьян,  "однако уже и тогда
предусматривалась
возможность  выхода 
отдельных  крестьян  из общины и выдела в
частную
собственность причитающихся им участков". Теперь, пос-
ле
отмены выкупных платежей "не может быть отказано в осущест-
влении
того права,  которое было
предоставлено" крестьянам ещё
в 1861
г. Однако определить долю участия каждого в выкупе зем-
ли
оказалось практически невозможно из-за несовершенного  сче-
                              - 12 -
товодства  по внесенным платежам,  неисправного содержания во-
лостных
архивов,  частных пределов. Возникла
необходимость оп-
ределить
законные способы осуществления этого права, что и бы-
ло
сделано указом 9 ноября.
.
                              - 13 -
     Г Л А В А   2
     ПОЛЕМИКА ПО ЗАКОНОПРОЕКТУ 9 НОЯБРЯ 1906
г.
      п.1 
ОТНОШЕНИЕ БОЛЬШИНСТВА ОК К ДУМСКОМУ ДОПОЛНЕНИЮ.
     Члены большинства ОК в качестве
доказательства жизненнос-
ти
указа отмечали результаты 
трехлетнего  его  претворения 
в
жизнь,  впечатляющую  картину которых им нарисовал товарищ ми-
нистра
внутренних дел А.Л.Лыкошин,  выступивший
при обсуждении
I  отдела программы ОК 6 раз.  "Осмотр хуторов,  - подтверждал
Ермолов,
- производит самое благоприятное впечатление".
     Что касается  думского  дополнения  к указу 9 ноября,  то
большинство
ОК нашло его вполне приемлемым. "Со стороны юриди-
ческой"  оно 
не усмотрело препятствий ни к сохранению общины,
ни к
постепенному переходу от неё к другим формам 
землевладе-
ния,  ни к немедленному её упразднению. Вместе с
тем большинс-
тво ОК
приняло во внимание степень подготовленности крестьян и
пришло
к заключению,  что в обществах, где
общие переделы про-
должают
периодически совершаться, следует предоставить отдель-
ным  домохозяевам  "право  укреплять по
их желанию укреплять в
личную
собственность состоящие в их пользовании участки  земли
и  выделять 
их  к одним местам"
(обязательный переход в таких
обществах,  противореча обычаям и понятиям крестьян,
вызвал бы
на  практике "нежелательное замешательство
и затруднения в хо-
зяйственной
жизни" селений).  Там,  где общих пределов не было
ни  разу, 
обязательный переход к подворному владению отвечает
правосознанию
крестьян,  и такую меру нельзя назвать
насильст-
                              - 14 -
венною,  так как она "в существе ничего не
меняет, а лишь уза-
конивает
естественно сложившуюся и просуществовавшую почти  50
лет
форму владения". В обществах, где пределов не было послед-
ние 24
года,  обязательный переход "имеет
не менее твердое ос-
нование,
так как вполне естественно заключить, что общины эти,
выяснив
на опыте вред и неудобство общих пределов, 
отказались
от
них".
     С точки зрения экономической, дополнение
Думы представля-
лось
большинству ОК в высшей степени необходимым, 
поскольку в
России
земледелие - главный источник материального благососто-
яния
народа.  Между тем сельское хозяйство
"далеко отстало" от
западноевропейского
и не в состоянии удовлетворять 
потребнос-
тям  страны 
"даже в той мере,  как
прежде,  до 50-х годов ХIХ
столетия".  Налицо "хроническое
недоедание",  следствием  чего
является
физическое вырождение населения, удостоверенное осви-
детельствованием
новобранцев в  последние  десятилетия.  Боль-
шенство
ОК приходило к выводу, что "одною из главнейших причин
неудовлетворительности
нашего сельского  хозяйства  несомненно
служит
общинное землевладение",  ибо
основные черты последнего
-
переделы,  принудительный
севооборот,  общий выпас  скота 
и
др.-  убивают "всякие побуждения к улучшению
своего участка" и
препятствуют
введению  "Усовершенствованных  способов 
хозяйс-
тва";
естественным следствием неудовлетворительных приемов об-
работки
земли является ее  иссушение,  развитие 
сорных  трав,
размножение
вредителей и т.п.  В ходе прений члены
большинства
ОК
привели многочисленные доказательства "вредного влияния об-
щинного  землевладения на хозяйственное
благосостояние кресть-
ян".  Вследствии этого, заключало большинство ОК,
"государство
                              - 15 -
не
может относиться безразлично к вопросу о форме крестьянско-
го
землевладения,  несомненно связанной
с  успехами  сельского
хозяйства,
но, наоборот, обязано принимать меры к установлению
более
совершенных видов этого 
землевладения,  наблюдая  лишь,
чтобы  ничьи 
частные  права не были при этом
нарушены и чтобы
сознание
среды, в которой меры эти должны проводиться в жизнь,
было
достаточно к тому подготовлено".
     Думское дополнение к указу большинству
ОК  представлялось
приемлемым  и  с
точки зрения социально-политической. 
Община,
напоминали
оппонентам,  "долгое время читалась
у  нас 
оплотом
против  образования безземельного пролетариата и
распростране-
ния
среди низших слоев населения 
разрушительных  политических
учений".  В настоящее время, говорилось далее,
"не представля-
ется
возможным утверждать,  что община страхует  от 
нищеты  и
предупреждает
от образования пролетариата", ибо рост населения
резко
обострил малоземелье, в условиях которого "труд на наде-
ленной  земле 
уже  не  в состоянии прокормить всех участников
пользования
ею".  А право на землю "держит
общинников в дерев-
не".
Достаток сельского населения в общем значительно понизил-
ся в
последние десятилетия,  а многие
крестьяне,  оставшиеся в
общине,  терпят 
"большую нужду и менее обеспечены, 
чем лица,
обратившиеся
к фабричному труду или городским промыслам". Меж-
ду тем
трехлетний опыт применения указа 9 ноября вполне отчет-
ливо
наметил облегчение ситуации: часть крестьян, отрываясь от
земли,  без ущерба для сельского хозяйства уходила в
обрабаты-
вающую
промышленность;  другая часть утративших
землю,  но еще
"тяготеющих  к 
земледельческому труду" служило материалом для
правильно
организованного переселения; третья часть потерявших
                              - 16 -
землю
искала заработок на местах в качестве сельскохозяйствен-
ных
рабочих.
     Выяснилось также,  что 
община "не воспитывает ни чувства
уважения
к праву собственности,  ни подчинения
необходимому  в
государственной
жизни порядку,  а , напротив
представляет бла-
годарную
почву для распространения  самых  крайних 
социальных
взглядов".  Законопроект  же  создает  возможность образования
значительного
класса мелких земельных 
собственников,  крепких
хозяев,
"ведущих за свой страх собственное хозяйство и стремя-
щихся
ограждать плоды своих трудов",  что
обеспечит в  будущем
"устойчивость  гражданской 
жизни и всего государственного по-
рядка".
     Таковы мотивы,  по которым большинство ОК считало необхо-
димым
сделать "все возможное, чтобы закон послужил к скорейше-
му  уничтожению 
общины и проведению начал личного землевладе-
ния".
     п.2 
ИТОГИ РАБОТЫ ОСОБОЙ КОМИССИИ.
     Многим в 
ОК ограничения думского проекта казались недос-
таточными:
они опасались распродажи крестьянами своих земель и
перехода
последних в руки представителей других сословий.  От-
части
тут сказался традиционный дворянский взгляд на крестьян.
"Следует,  - полагал Стишинский,  - оберегать крестьян так же,
как
детей, от всего опасного". Кого-то пугали прецеденты: так,
в  Галиции 
в  условиях полной свободы
отчуждения крестьянских
участков
за короткий срок, с 1870 по 1880 г., 400 тыс. кресть-
                              - 17 -
янских  участков были проданы лицам других
сословий.  Но глав-
ное,  что стояло за этой заботой о крестьянах,
было стремление
"обезвредить"
указ 9 ноября.  "Все поправки, -
справедливо за-
метил
Н.П.Балашев, - в корне изменяют закон 9 ноября, клонятся
к
уменьшению личных прав, дарованных законом".
     Большинство ОК согласилось с думской
редакцией ст.  35  и
отклонило  все поправки к ней,  исходя при этом из того,  что,
во-первых,  крестьяне "крепко сидят на земле";
во-вторых, пре-
доставление
обществу права преимущественной покупки противоре-
чит
основной цели закона и неизбежно стеснит 
домохозяина  при
продаже;  в-третьих, 
Крестьянский банк,  куда возможен
залог,
находится
под контролем правительства.
     С Думой ОК разошлись лишь в вопросах о
доплате за излишки
укрепляемой
земли,  о правах на недра укрепляемых
участков и о
том,  кто в спорных случаях определяет
домохозяина.  По другим
статьям
большинство ОК, отклонив поправки противников законоп-
роекта,
согласилось с Думой.
     Два докладчика (М.В.Красовский - по
всему  законопроекту,
Стишинский
- по отделам, не вызвавшим разногласия) должны были
доложить
общему собранию Госсовета  итоги  работы 
ОК:  особое
мнение
Ушакова,  отвергавшего и самую
необходимость,  и полез-
ность
дальнейшего действия указа 9 ноября; 
особое мнение трех
левых  членов 
ОК,  предлагавших  отклонить думское дополнение
(статьи
1-8 законопроекта) и рассчитывавших "улучшить  поправ-
ками"
ту часть законопроекта,  что
воспроизводила указ 9 нояб-
ря;  мнение меньшинства ОК (8 правых и
Гевлич  высказались  за
исключение
статей 1-8 и они же,  без Наумова,
полагали необхо-
димым
существенно ограничить право отчуждения) и мнение  боль-
                              - 18 -
шинства
ОК, одобрившего законопроект Думы "в главных его очер-
таниях".
.
                              - 19 -
     Г Л А В А  3
     РАССМОТРЕНИЕ УКАЗА В ГОССОВЕТЕ.
     пр1 
СТОЛЫПИН И ЕГО ПОЗИЦИЯ В ГОССОВЕТЕ.
     Общее собрание  рассматривало 
законопроект с 15 марта по
30
апреля 1910 г.  К этому времени в
Госсовете сложилось  при-
мерное  равенство сил сторонников его и
противников.  Обуслов-
ленная
этим напряженность обсуждения усиливалась, по-видимому,
ещё и
правой интригой против Столыпина.
     Два дня заняла общая дискуссия,  в итоге 
которой  решено
было  перейти 
к  рассмотрению статей.  В ходе её обнаружилось
противостояние
по линии правительство - правая группа и блоки-
рование  левой 
группы с правыми.  В первый же
день обсуждения
сразу
же после докладов ОК выступил глава правительства. Заме-
тив,  что 
предыдущие  ораторы  освободили 
его от обязанности
разъяснять
существо и значение указа 9 ноября,  а
в  Думе,  ОК
Госсовета,  учёных 
обществах  и прессе по поводу его
"сказано
уже
всё",  Столыпин сосредоточился
на  принципиальной  стороне
вопроса.  Он 
обратил внимание общего собрания прежде всего на
обстоятельство,  недостаточно, по его мнению,
"учитываемое, а,
может
быть, и нарочито замалчиваемое: горячий отклик населения
на
закон 9 ноября, эта пробудившаяся энергия, сила, порыв, это
то
бурное чувство, с которым почти одна шестая часть...домохо-
зяев
общинников перешла уже к личному землевладению".
     Обратившись далее  ко 
времени  и обстоятельствам
издания
указа,
Столыпин подчеркнул глубокую его обусловленность нужда-
                              - 20 -
ми
социально-экономического развития общества. 
"Ведь это было
довольно
смутное время - напомнил он, - свобода насилия, когда
насилие  это 
иные  считали  возможным уничтожить насилием же,
принудительным
отчуждением владельческих земель". 
Изданный  в
этих
условиях, указ был, с точки зрения дворянской правой, ак-
том
"политичиской растерянности слабого правительства, которое
зря
сразу разбросало весь свой балласт: земли удельные, общин-
ный
строй - всё в жертву гидре революции".
     С точки зрения Столыпина, всё обстояло
иначе: указ явился
результатом
"продуманного, 
принципиального" отношения к тому,
что
происходило в то время в России; это было лечение, в осно-
ве
которого - точный диагноз: 
"социальная смута 
вскормила  и
вспоила
нашу революцию";  лечение
"коренной болезни",  которую
одними
только политическими мероприятиями не вылечишь,  - бед-
ности  и 
невежества крестьянства,  его
земельного настроения;
указом  закладывался  "фундамент, 
основание  нового  социаль-
но-экономического
крестьянского строя".
     В думском дополнении к указу Столыпин
не  увидел  ничего,
кроме
желания ускорить переход к личной собственности,  и воз-
разил
лишь против признания 
участко-наследственными  тех  об-
ществ,
в которых не было общих переделов за последние 24 года,
полагая,
что из-за технической сложности операции "дело не ус-
корилось
бы, а, напротив, затормозилось бы".
     п.2 
ПОЗИЦИИ ЧЛЕНОВ СОБРАНИЯ ГОССОВЕТА.
                              - 21 -
     Правые приняли условия спора и  изложили 
свое  понимание
принци
пиальной стороны проблемы. 
Олсуфьев,  попытавшись свя-
зать
"общей мыслью" поправки меньшинства ОК, выразил неприятие
новой
аграрной политики в целом. Прежде всего, его приводили в
"смущение"
непоследовательность и противоречивость 
правитель-
ства  в 
аграрном  вопросе:  "Теперь  нам  говорят,  что через
семь-восемь
трехлетий общины не будет, а тогда (в манифесте 26
февраля
1903 г.) говорили о ее незыблимости"-"так где же прав-
да"?
     Под сомнение было поставлено и
утверждение Столыпина, что
указ
подтверждается жизнью:  выходцы из
общины  и  закрепление
обусловлены
вовсе не осознанным интересом, тут "влияет извест-
ная
смута, господствующая у крестьян в настоящее время, и раз-
ные
агитации, прямо иной раз предосудительные". В деревне, ут-
верждал
он, "по отношению к этому закону, энтузиазма ни у кого
нет,  а есть какое-то недоумение,  что что-то творится", а ха-
рактер
собственности на закрепляемую землю "просто идет в раз-
рез с
общим крестьянским правосознанием". 
На местах,  обобщал
Олсуфьев,  идет "не созидательный процесс
хуторского хозяйства
и
личной собственности, а происходит успешный процесс разруше-
ния
общины".  Поэтому "решать так
быстро во имя  только  общей
доктрины,  подвести 
крестьян  под общее состояние
всех других
людей в
России, во имя общей уравнительной и какой-то, по-мое-
му,
псевдоосвободительной доктрины, никоим образом нельзя".
     "Коррективы" правых выглядели
так:  думское дополнение  к
указу
исключить, а оставленную часть исправить в духе манифес-
та 26
февраля 1903 г., т.е. обеспечить выход из общины отдель-
ным
домохозяевам, "но при непременном условии сохранения самой
                              - 22 -
общины".
     Позицию левой  группы  в общем собрании
изложил Мануйлов.
Позитивная
часть выступлений левых членов Госсовета, 
как и  в
ОК,  была 
лаконичной  и  неконкретной - они явно предпочитали
критику.
Обвиняя правительство в "разрухе общины", Ковалевский
приводил
пугающие цифры:  48%  надельной земли "с сегодняшнего
на
завтрашний день" могут оказаться 
в  частной  собственности
домохозяев.
"Господа! - восклицал он.- Большей земельной рево-
люции
мир еще не знал". И тут же утверждал, что "закон даже не
создает
того, что называют личной, свободной, никем не стесня-
емой, а
потому привлекающей, собственностью", чем вызвал язви-
тельные
реплики Красовского: "Где же грандиозность перемены?
...  где беспримерная революция в аграрных
отношениях, о кото-
рой
профессор М.М.Ковалевский говорил в первой части своей ре-
чи?"
     Чуть позже, в заседании 19 марта,
Ковалевский так сформу-
лировал
программу группы: она "сводится к тому, чтобы провести
в жизнь
то правило,  которое англичане выражают
словами "прочь
руки".  Предоставьте самим заинтересованным,
сообразно обстоя-
тельствам
...  решать - выйти ли им в составе
мира". Такая по-
зиция
левой группы заслужила высокую оценку правых.
     Аргументация сторонников  указа 
в ходе дискуссии в общем
собрании
была существенно усилена.  Член  "центра"  Калачев  в
подтверждение  жизненности 
указа привел справку:  в
губерниях
северного
промышленного района "большинство земств уже  ассиг-
новали  средства 
на содействие правильной постановке отрубных
крестьянских
хозяйств,  тем самым признав
целесообразность за-
кона".
                              - 23 -
     Острая дискуссия в  общем 
собрании  развернулась  вокруг
думского
дополнения к указу 9 ноября и прежде всего ст.1 зако-
нопроекта.
Противники, как и в ОК, находили думское дополнение
"бесполезным"
в смысле практических результатов и "вредным", с
точки
зрения  "правильно  понимаемых 
целей  землеустройства".
Юридическая
конструкция его представлялась им несостоятельной.
Признавая
бедственное положение крестьянства,  они
не  считали
общину
его причиной, и вообще полагали, что "центр тяжести аг-
рарной
политики лежит не в вопросе о формах землевладения, а в
вопросе
о способах содействия агрикультурному процессу".  Пра-
вительству
советовали не спешить, ибо и так - де процесс выде-
ла  в 
хутора  и отруба сильно отстает
от процесса укрепления.
Было и
более откровенное заявление о 
желании  "сохранить  то,
что вы
намереваетесь упразднить". При этом пугали пролетариза-
цией и
неизбежной в связи с ней  классовой  борьбой, 
"которая
может  повести, 
в  конечном  исходе, 
г диктатуре большинства
крестьянских
рабочих".
     Сторонники сделали  акцент на несомненной,  на их взгляд,
выгоды
от указа для массы сельского населения. Этой мерой, го-
ворил  Красовский, 
внедряется  в  огромную массу крестьянства
"спасительное
понятие о собственности". 
Спасительное в психо-
логическом  отношении: 
крестьянин,  становясь  собственником,
приобретает
"твердое сознание незыблимости права на свою  зем-
лю",  сознание своей прочности на земле, сознание
своего дела,
у него
формируется "уважение к чужой собственности"- этим зак-
ладывается  возможность перехода крестьянства "из
прежнего ар-
хаического
порядка  коллективизма  и 
бесправия"  к  свободной
гражданской
жизни.  Спасительное - в
экономическом:  у кресть-
                              - 24 -
янина
устанавливается "любовная 
связь"  с  землей, 
последняя
становится  благом, 
достоянием,  которым следует
дорожить для
себя и
потомков,  а сам крестьянин -
хозяином,  а не временным
пользователем
- хищником; будет сокращаться чересполосица, так
как у
подворников сильнее стремление к разверстанию и они луч-
ше и
быстрее с этим справляются; личный интерес станет "движу-
щей
силой" народного прогресса.
     Таким образом, по мнению сторонников
думского дополнения,
ускоренное
и насильственное уничтожение общины было 
необходи-
мо,  учитывая 
современное  положение
России,  и еще более - с
учетом
нужд ее будущего развития:  "Россия
вовлечена в мировой
товарооборот  и 
лишь  при  подъеме платежных сил крестьянской
массы
можно будет достигнуть широкого удовлетворения тех куль-
турных  потребностей,  которые  с настоятельной
нуждой требуют
скорого
разрешения".
     Дискуссия длилась четыре дня,  но исход ее оставался нея-
сен.  Определенно повлияло на решение общего
собрания настрое-
ние  в Думе. 
22 марта 103 голосами против 75 оно исключило из
состава
ст.1 упоминание о тех обществах, в которых не было пе-
ределов  в течении 24 лет.  Та же часть ст.1,  где
речь шла об
обществах,  в которых не было общих переделов со времени
наде-
ления их
землей, была принята 90 голосами против 88.
.
                              - 25 -
                          ЗАКЛЮЧЕНИЕ
     Борьбу за "обезвреживание"
указа 9 ноября правые проигра-
ли.
Наиболее  импульсивные  из 
них  пытались продолжать её за
стенами
Мариинского  дворца.  И.Гофштеттер  призывал  добиться
издания
именного указа "о приостановлении действия столь опас-
ного по
своему влиянию явно разрушительного 
закона".  Епископ
Гермоген
пытался воздействовать через Распутина.
     Другие, более трезвомыслящие,  понимали невозможность по-
пятного
движения.  Глубокое  чувство 
безысходности охватывало
правых
оппонентов Столыпина:  за переходом
крестьян  к  личной
собственности
на землю маячило предоставление им экономическо-
го и
политического равноправия,  а в итоге
-  появление  новой
демократической
силы как основного элемента общественной и по-
литической
жизни страны.  Единственное,  что оставалось делать
представителям
правого лагеря, - это тормозить по мере сил ре-
ализацию
реформы и мешать правительству использовать её в  по-
литических
целях.
.
                              - 26 -
    
                            ПРИМЕЧАНИЯ
     я_стр.4
     1.В указе речь шла о выходе из общины
отдельных домохозя-
     ев по их о том заявлениям,  а Дума 
постановила  признать
     перешедшими к  наследственно участковому владению общест-
     ва, в которых не было общих переделов со
времени  наделе-
     ния их землей или в последние 24 года.
     я_стр.5
     1.Пасхалов К.  и Шарапов С. Землеустроение или землеразо-
     рение? М.[1909].С.30.
     2.Удельный вес правой группы его,  составлял в конце пер-
     вой сессии (начало июля 1906
г.).21,93%  на 1 января 1910
     г. вырос до 40,72%.
     3.Отмеченное выше  думское 
дополнение  было сделано,  по
     свидетельству Шидловского, в предвидении
"сильной оппози-
     ции" указу и "имело целью
привлечь на себя внимание Госу-
     дарственного совета с тем,  чтобы в нужный момент его ус-
     тупить, но зато сохранить самую суть
указа 9 ноября" (Ши-
     ловский С.И. Воспоминания.Ч.1.Берлин,
1923.С.178-181).
     4.Витте С.Ю. Воспоминания.Т.3.М.,
1960.С.390.
     5.Правительственный вестник. 1908.14
февраля
     я_стр.6
     1.РГИА,ф.1162,оп.4,д.1,л.651-653.
     2.Самарин Ф.Д.Каким образом можно было бы
ослабить  вред-
                              - 27 -
     ные последствия указа 9 ноября 1906 г.?
М.,1909.С.2.
     3.Причина была в том, что в конце
четвертой сессии 70 вы-
     борных членов Госсовета выбывали за
окончанием срока изб-
     рания по жребию.  Летом 1909 г. предстояли выборы, по ко-
     торым правые  рассчитывали провести дополнительные канди-
     датуры.
     4.В Госсовете тогда было три группы:  правая, 
октябрист-
     ский "центр" и
"левая", состоявшая из кадетов и близких к
     ним. Из 
143  присутствовавших  в 
заседании  20  октября
     71(49,6%) входили в группу
"центра",  15(10,5%) были пра-
     выми. Это  предопределило состав ОК: 
3 "левых" (выборные
     М.М.Ковалевский, А.А.Мануйлов и
В.П.Энгельгардт); 15 чле-
     нов "центра":  10 из основной группы (назначенные Н.П.Ба-
     лашев, кн.  Б.А.Васильчиков   и   А.С.Ермолов;   выборные
     Д.К.Гевлич, М.В.Красовский,  И.Н.Леонтович,  кн. П.Н.Тру-
     бецкой, Ю.В.Трубников, Б.И.Ханенко и
А.И.Яковлев, умерший
     27 декабря 1909 г.  и замененный с 15 января 1910 г. наз-
     наченным А.П.Никольским); 2 из автономной
группы "правого
     центра" (выборные С.Е.Бразоль и
А.Б.Нейдгарт);  3 из "ко-
     ло" (выборные И.Э.Олизар,  К.Г.Скирмунт и И.А.Шебеко); 12
     правых (назначенные С.С.Бахтеев и
А.С.Стишинский и выбор-
     ные В.М.Андреевский,  В.А.Бутлеров,   М.Я.Говорухо-Отрок,
     В.А.Драшусов, В.И.Карпов,    А.А.Нарышкин,    А.Н.Наумов,
     С.С.Стромилов, А.П.Струков и Я.А.Ушаков).
     5.Программа представляла собой перечень
вопросов, распре-
     деленных в три отдела. В первом - 1
вопрос: отклонить за-
     конпроект или  перейти  к  его обсуждению;  во втором - 8
     вопросов, вытекавших из содержания  законопроекта:  приз-
                              - 28 -
     нать ли общества, где не было общих
переделов в последние
     24 года, 
перешедшими к подворному владению? какой должна
     быть собственность  на 
надельную  землю выделяющегося из
     общины: личной или семейной?  и др.; 
третий отдел преус-
     матривал обсуждение тех статей
законопроекта,  по которым
     при обсуждении второго отдела не будут
сделаны  отдельные
     заключения
(РГИА,ф.1162,оп4,д.1,л.266-266об.).
     я_стр.7
     1.Там
же,л.281-282,290,299,301,319,331-332,843-847. Корни
     воззрений Ушакова  - в его народническом прошлом:  в 1863
     г. 22-летний поручик и слушатель
Николаевской  инженерной
     академии был обвинен "в
распространении вредных идей меж-
     ду фабричными работниками посредством
чтения  и  передачи
     сочинений возмутительного  содержания с целью возбуждения
     против правительства";  его лишили всех прав состояния  и
     приговорили к  расстрелу,  замененному затем
каторгой.  В
     1909 г. 
это был 68-летний религиозный старик и 
разоряю-
     щийся помещик (Там
же,оп.6,д.829;Государственные преступ-
     ления в России в XIX
веке.Т.1.СПб.,1906.С.119.).
     2.РГИА,ф.1162,оп.4,д.1,л.290,325-326,799
об.    Это   был
     взгляд крупного
землевладельца-предпринимателя:  на  1906
     г. он 
имел в Пензенской и Симбирской губерниях 3221 дес.
     приобретенной земли (на конец 1907
г.-2441 дес.), два ле-
     сопильных завода  с 
общей  годовой производительностью
в
     77535 руб.;  в январе 1910 г. получил концессию на строи-
     тельство Томашевской ж.д.:  в 1916 г. 
за ним значилось в
     Вологодской губ. 1928 дес. собственной
земли и 59915 дес.
                              - 29 -
     на посессионном праве.
     3.Андреевский, Бехтеев,  Говорухо-Отрок, Драшусов, Нарыш-
     кин, Наумов,  Стишинский  и
Струков.  Их взгляды разделял
     член "центра" Гевлич. См.их
"Особое мнение" и выступления
     в ОК:РГИА,ф.1162,
оп.4,д.1,л.273-277,292-294,310,313-317,
     835-840об.
     я_стр.8
     1.Категоричнее формулировка в
"Особом мнении": "Взгляд на
     общину, как на какой-то пережиток
старины,  совершенно не
     верен" (Там же,л.837 об.).
     я_стр.9
     1.Там же,л.837 об.
     2.Там же,л.318-319.
     я_стр.11
     1.Там же,л.278-281,319-321,750-752,800.
     2.Там же,л.807.
     я_стр.16
     1.Там же,л.289-290,306-308,333,801,802
об.-803.
     я_стр.17
     1.Там же,л.490,516-518,521.
     2.Там же,л.508-509,811 об-812.
     я_стр.19
                              - 30 -
     1./РГАДА/,ф.1287,оп.1,д.5055,л.51.
     2.Государственный совет:     Стенографические     отчеты.
     1909-1910 годы. Сессия пятая. Стб.
1136-1145.
     я_стр.22
     1.Там же. Стб. 1165-1177, 1189-1207.
     2.Там же. Стб. 1149-1155, 1207-1217,
1234-1240, 1418.
     3.Там же. Стб. 1459.
     я_стр.23
     1.Там же. Стб. 1286-1305, 1325-1331,
1344-1347,1364-1379.
     я_стр.24
     1.Там же. Стб. 1262-1285.
     2.Там же. Стб. 1316-1317.
     3./ОР РГБ/, ф.265.204.41,л.5  об.-6. 
Кн. П.Н.Трубецкой
     -Ф.Л.Самарину, 21 марта 1910 г.

      ©2010