год
Доброхотов С.В. МАИ
Несмотря на всю сложность обстановки
в Европе, сталинская со-
ветская дипломатия продолжала исходить в
своей политике из возможнос-
ти объединения усилий держав в борьбе за
моральную легализацию боль-
шевизма и его продвижения вглубь Европы - в
противовес угрозы фашист-
ской агрессии. Советское правительство
настойчиво искало средства
обеспечения коллективной безопасности против
Германии.
В сентябре 1934 г. Советский Союз принял приглашение 30 госу-
дарств
вступить в Лигу наций. После
выхода из Лиги наций Германии и
Японии у Сталина появились определенные
возможности использовать Лигу
в качестве орудия распространения большевизма
с одной стороны, для за-
щиты в случае нападения извне при постоянной
пропаганде идей мира и
"разоблачения"
"провокаторов" войны с другой стороны.
В официальном же заявлении советского
представителя М.М.Литвино-
ва подчеркивалось,что СССР вступил в Лигу
наций с единственной целью
и
единственным обещанием всемирно
сотрудничать с другими народами в
деле сохранения неделимого мира. "Я знаю,-сказал Литвинов,- что Лига
наций не имеет в своем распоряжении средств
полного упразднения войн.
Я убежден,однако, и в том, что при твердой
воле и дружном сотрудни-
честве
всех ее членов
весьма многое может быть сделано и в каждый
данный момент для максимального уменьшения
шансов войны. Но это явля-
ется
достаточно почетной и благородной задачей,осуществление которой
принесет неисчисляемые блага
человечеству".
Над этой задачей Советское правительство
не переставало работать
в
течении всего времени своего существования. Отныне оно хочет объеде-
нить свои усилия с усилиями других
государств,представленных в Лиге".
Возможному противнику /скорее всего
Англии/, надо было противо-
поставить подавляющую комбинацию сил и таким
путем воспрепятствовать
успеху действий, направленных на подготовку и
развязывание нападения.
Особое значение в этом могли иметь
региональные пакты взаимопомощи с
- 2 -
участием широкого круга европейских
государств.
Эта точка зрения Советского государства
была положительно оценена
прежде всего во Франции, которой традиционно угрожала Германия. Под-
писанный правительством Эррио 29 ноября 1932
г. советско-французский
договор
о ненападении служил хорошей основой для дальнейшего сближе-
ния между обеими странами.
31 октября 1933 г. Поль Бонкур
поставил вопрос о возможных сов-
местных контрмерах со стороны СССР и Франции
в случае усиления подго-
товки Германии к войне. В декабре 1933 г. Наркоминдел СССР выступил
с
предложениями,в которых предусматривалось,что
СССР не возражает против
заключения в рамках Лиги наций регионального
соглашения о взаимной за-
щите от агрессии со стороны Германии; согласен на участие в этом сог-
лашении Бельгии, Франции, Чехословакии, Польши, Литвы, Латвии, Эсто-
нии и Финляндии или некоторых из этих стран,
но с обязательным участи-
ем Франции и Польши; независимо от
обстоятельств по соглашению о вза-
имной защите участники соглашения должны
обязаться оказывать друг
другу дипломатическую, моральную и по
возможности материальную помощь
также в случаях военного нападения, не предусмотренного самим согла-
шением.
В то время Франция стояла на пороге
важных событий. Вечером
6
февраля
1934 г. на улицах Парижа произошло выступление
французских
фашистов, руководимых полковником де ла
Рокком и поддержанных началь-
ником
парижской полиции Кьяппом.
Сплоченность и единство действий
французских левых партий и рабочих организаций
обрекли выступления
фашистов
на провал. 12 февраля в Париже была проведена
грандиозная
демонстрация пролетарской солидарности. Она послужила толчком к раз-
витию
широкого демократического движения в стране, завершившегося в
дальнейшем созданием народного фронта.
В новом кабинете,явившемся результатом
компромисса между правыми
- 3 -
партиями
и центром, портфель министра иностранных дел получил Луи Бар-
ту.
Луи Барту, хотя он и состоял членом
правой партии, был выразите-
лем того внешнеполитического курса, который
диктовался трезвым учетом
угрозой гитлеровской агрессии,национальными
интересами Франции.
По мнению Барту,защита Франции против
фашистской опасности долж-
на была опираться на систему союзов, заключенных с Польшей, Чехосло-
вакией,
Румынией и Югославией. Он старался сохранить и франко-анг-
лийское сотрудничество, опасаясь, однако, как бы Франция, по выраже-
нию Клемансо, не оказалась в роли лошади, а
Англия-в роли наездника.
Тревога Барту и его сторонников
относительно растущей угрозы со
стороны германского милитаризма находила
подтверждение в многочислен-
ных фактах.
В марте 1934 г. французское правительство получило
дополнитель-
ные сведения о форсированном
перевооружении Германии. Численность
личного
состава германских вооруженных
сил, национал-социалистский
моторизованный корпус,
национал-социалистский
авиационный кор-
пус,"Трудовой фронт"и
"Организацию Тодта", достигала почти одного
миллиона человек.Расходы на рейхсвер в 1934-1935
гг. возрастали с
344,9 млн. до 574,5 млн. марок.
17 апреля 1934 г. французское
правительство направило Великобра-
тании ноту, в которой вновь ставило вопрос о
безопасности Франции,ко-
торую оно не отделяло от безопасности других
европейских государств.
"Фактически,-гласила нота,-германское
правительство,не ожидая резуль-
татов переговоров,пожелало поставить нас
перед своим решением продол-
жать
перевооружения во всех видах и в том объеме,который оно опреде-
ляет по собственному усмотрению,пренебрегая условиями
Версальского
договора".
Английская дипломатия,на словах
поддерживая идею системы коллек-
- 4 -
тивной
безопасности Европы, на деле помогала гитлеровцам срывать орга-
низацию такой системы.
В этих
условиях СССР и Франция совместно выступили за заключение
договора о коллективном отпоре Германии. В течение 1934 г. советская
дипломатия
вела переговоры с Францией о заключении Восточного пакта.
По предложению Луи Барту пакт должен был
включать Германию, СССР, Поль-
шу, Литву,
Латвию, Эстонию, Финляндию и Чехословакию. Участники пакта
в случае нападения на одного из них должны
были автоматически оказы-
вать
стороне, на которую совершенно
нападение, военную помощь.
Франция брала на себя гарантию
выполнение пакта, не будучи его
непосредственным участником. Из такого положения следовало, что в слу-
чае, если бы кто-либо из участников пакта
отказался выполнить поста-
новление
о помощи стране, на которую напали, Франция обязана
была бы
сама выступить против агрессора.
В мае 1934 г.в ответ на французские
предложения Наркоминдел конс-
татировал готовность обсудить с Францией
вопрос о подписании отдельно-
го пакта.
После ряда бесед к концу июня удалось окончательно разрабо-
тать франко-советский проект Восточного
пакта.
27 июня
1934 г. проект Восточного пакта
был передан французским
правительством английскому. Проектом
предусматривалось заключение двух
соглашений о взаимопомощи,связанных между
собой в единую систему:я_ я.пакта
взаимопомощи между СССР, Германией, Польшей,
Чехословакией, Эстонией,я_ я.Фин-
ляндией,я_ я.Латвией,я_ я.Литвой и
франко-советского пакта о взаимопомощи.
Германия категорически отказалась стать
участником пакта. Фашист-
ское
правительство утверждало,что у
него существует" страх перед со-
ветской агрессией",что "пакт служит
делу окружения Германии". Страх,
надо признать, был весьма и весьма оправдан - СССР огромными темпами
милитаризировался, продолжались чистки и
замены по всем слоям общест-
ва, роста пропаганда "великой
безграничной державы".
- 5 -
Стремясь заручиться поддержкой Англии,
Барту посетил Лондон. Одна-
ко в Лондоне его ожидал холодный прием. Посол Франции Корбэн сказал
Барту: "Ваше
превосходительство,англичане будут считать вас лицом,вну-
шающим некоторое подозрение. Предложение заключить пакт с Россией бу-
дет очень плохо принято..." Слова посла
полностью оправдались. Англия
твердо стояла на ногах и не могла не замечать двух потенциальных аг-
рессоров в Европе.
14 сентября 1934 г. заявило о своем
отказе принять участие в Вос-
точном пакте правительство Польши. Поездка
Барту по столицам Восточной
Европы не увенчалась успехом. В значительной мере все это объяснялось
противодействием английской дипломатии.
Характеризуя отношение Англии к
организации системы коллективной
безопасности
в Европе,советское полпредство сообщало в НКИД: "Английс-
кое правительство по существу всегда
относилось к Восточному пакту не-
доброжелательно... Восточный пакт должен был
бы сильно укрепить наши
международные позиции, обезопасить нашу
западную границу и
облегчить
наше положение на Дальнем Востоке... Восточный пакт,который неизбежно
должен был бы сцементировать все
французские связи на
Востоке и в
сильнейшей
степени гарантировать
безопасность самой Франции, способс-
твовал бы чрезвычайному росту французского
международного могущества.
Именно поэтому британская дипломатия не могла
относиться с горячностью
к Восточному пакту."
19 июня 1934 г. глава советского дипломатического
представитель-
ства в Лондоне заявил постоянному
заместителю английского министра
иностранных дел Ванситтарту, что общественное мнение /?!/ Советского
Союза "приписывает Англии подталкивание
не только Японии, но и Герма-
нии к войне с нами и этим только объясняет
сопротивление Англии Вос-
точноевропейскому пакту".
Заключение договора о коллективном обеспечении
безопасности в
- 6 -
Европе,
выдвинутого СССР совместно с
Францией,было сорвано усилиями
Германии, Польши и Англии.
Учитывая это, сталинская дипломатия
предприняла действенные меры
для заключения договора о взаимопомощи с
Францией, а также для улуч-
шения отношений с рядом соседних стран.
9 июня 1934 г. были восстановлены дипломатические отношения между
СССР,Чехословакией и Румынией.
|