Древний Торжок
(XVII
XIX века)
Реферат по
краеведению
ученика 10
класса «б»
школы с углублённым
изучением математики №17
г. Твери
Мельникова Дмитрия. Р
асположенный на быстрой
реке Тверце, разбросанный по
холмам, Торжок очень живописен. Этот древний торговый город
известен с ХII века. Он
назывался Новый Торг, и
через него полноводной Тверцой шли
суда из Новгорода
на Волгу. Это выгодное
положение на великом водном
пути способствовало экономическому развитию города и волости. Рядом рек он соединялся
с Селигерским путём
и рекой Медведицей. Водные пути
связывали Новгород с
Владимиро-Суздальским, а потом
с Московским княжеством. По ним шла торговля
Руси с Поволжьем, со странами
Востока и Западной
Европы.
Город стал пристанью на
пути из Новгорода
в Москву, ямской станцией на
сухопутной дороге с
северо-запада к столице. С
самого своего основания
и до включения во владения
царей московских Торжок
постоянно принадлежал к
Новгородской области, и история
его тесно связана
с историей Новгорода. Новгородское Вече
назначало для него
князей и посадников.
На протяжении XVIII
века Торжок входил
в состав разных
административных территорий.
В 1719
году при разделе
России на 8
губерний он входил
в состав Ингерманландской (Петербургской) губернии.
В 1727
году, при организации в
губерниях провинций, он значится
в составе Тверской
провинции Петербургской
губернии. В 1775 г. стал уездным
городом Тверского наместничества, а в 1796 г. – Тверской
губернии. К этому времени
относится наибольший экономический расцвет города.
В 1780 году для
Торжка был установлен
городской герб: на голубом
поле – три золотых и
три серебряных голубя с
красными ошейниками.
В Торжке нашли отражение
и крупные сдвиги, происшедшие в
хозяйственной жизни России
при Петре I. Пётр
I придавал громадное
значение развитию промышленности и торговли.
Осуществление всех мероприятий, направленных на
улучшение торговли, было тесно
связано с наличием
удобных путей сообщения, а для этой эпохи
такими путями являлись
преимущественно реки.
Потоки зерна, направлявшегося с
Волги в Петербург, способствовали развитию
в Торжке мукомольного дела. На многоводных в
то время ручьях – Здоровце и Иордановском – было
построено девять
водных мельниц. Их продукция
частично оставалась в
Торжке, но основная масса
муки направлялась в
Петербург.
Торговая связь
Торжка с другими
городами, расположенными по Волге, способствовала товарообмену, а он, в свою очередь, стимулировал развитие
в Торжке некоторых
видов производства.
В городе получили
развитие ремёсла: гончарное,
плотницкое, кузнечное, золотошвейное, началась выработка сафьяна
и заготовка кож
для него.
Ведущей отраслью
промышленности Торжка является
кожевенно-обувное производство. Это – одна из старейших отраслей
промышленности города.
Предшественником кожевенного
производства было сафьяновое
дело. Оно возникло на
Руси очень давно. Впервые выделка сафьяна появилась
в Казани.
В нашем государстве сафьяновое
дело широкое развитие
получило в XVII веке. В
1670 году было
произведено 750 сафьяновых
кож. Для их обработки использовалась кожа коз и
овец. На выработку сафьяна
шли чернильный орешек, купорос,
квасцы, поташ, соль и зола.
Торжок играл очень крупную
роль в изготовлении сафьяна,
а главным образом в
заготовке сырья для
него. В XVII веке
здесь существовал
специальный сафьяновый двор (склад), где находились
закупленные кожи. Дело заготовки
кож доверялось только
знатным людям, и они
обязаны были принести присягу
на честное выполнение
порученного им дела. В 1672 году в Торжке
заготовкой козьих и
овечьих кож руководил
воевода Кирилл Нагой и
дьяк Рагозин.
В конце XVII века
в Торжке появляются
мелкие кожевенные
предприятия по выработке
опоек. Из их числа
особенно славилось
небольшое предприятие Мышкина, которое обслуживалось
исключительно своей семьёй.
В XVIII веке кожевенное
производство Торжка расширяется. Появляются относительно крупные предприятия по
изготовлению юфти. К этому времени
в городе значительно
увеличилось число сапожников-кустарей. Большинство из
них являлись «домниками»
и шили преимущественно крестьянскую обувь – цибики и частично
сапоги.
В первой половине XIX
века в Торжке отмечается дальнейшее расширение кожевенного
производства. Общее число кожевенных
заводов достигает 71, из них:
4 крупных и 67 мелких.
Золотошвейное дело
зародилось в Торжке, по
народным преданиям, в XIII веке
и являлось древнейшим
видом русского народного
искусства.
Есть предположение, что в далёком
прошлом торговые операции
в Торжке велись при
помощи кожаных денег. Во
второй половине XIX
века на территории Торжокского
кремля был найден
кожаный мешок с большим
количеством разных размеров
и форм кожаных лоскутков с разнообразными на них вышивками. Эти лоскутки возможно служили
в IX, X и XI
веках разменными монетами. Впоследствии вышивки
стали применяться не только
на монетах, но и
на кожаной обуви, в
особенности – сафьяновой. В
1644 году по
заказу князя Куракина
золотошвеи Торжка выполнили для
Борисоглебского монастыря лицевое
покрывало с изображением Ефремия, шитое шёлком, а по краям
тропарь, вышитый золотом.
Узоры рисунков торжокских мастериц
были чрезвычайно разнообразны. На рисунках преобладали изображения
представителей
растительного и животного мира. В
этом отношении характерна
работа, выполненная по
заказу Пустынского монастыря
в XVII веке. На
двух сшитых вместе полотнищах шёлком и золотом
были вышиты павлин, два
жаворонка и ветвистое дерево
с цветами.
Открытие прямого
сообщения по «мягкой»
дороге между Петербургом и Москвой, с
остановкой в Торжке, способствовало непосредственному ознакомлению проезжих
с искусством золотошвей, и работы их получили широкую известность и общее
признание.
Работа торжокских мастериц запечатлена
в произведениях многих русских писателей – А. Н. Радищева, А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, А. Н.
Островского, Н. В. Гоголя и других.
Во второй половине
XVIII века в
городе имелись следующие
предприятия: 11 сыромятен, 7
горшечных, 3 салотопки, 5 уксусных и
13 кирпичных заводов. Кроме того, имелся сухой док
для ремонта судов
и затон для
их зимней стоянки. Все промышленные предприятия обслуживались 350 рабочими,
преимущественно из крепостных
крестьян.
В 1790 году в
Торжке насчитывалось до
750 цеховых мастеров-домохозяев. Среди них
были иконописцы, золотых и
серебряных дел мастера, часовщики, сапожники, портные,
булочники и пивовары.
На развитие города и
его хозяйства, помимо реки
Тверцы, оказывал влияние и
другой фактор. Была проложена
и освоена дорожная
магистраль (шоссе) между Петербургом
и Москвой. В разных
направлениях происходило массовое
движение экипажей (дилижансов). Оживлённо стало
в левобережной части
города, в особенности в
зимний период. Быстро росла
Ямская слобода. На её
окраинах, у застав,
возникли мелкие мастерские
по ремонту дорожного
транспорта: кузницы, колёсные, шорные, каретные и
другие.
Всякого культурного человека,
впервые посетившего Торжок, очаровывает богатство
замечательных построек, памятников
нашей истории, созданий талантливейших русских мастеров.
Эти постройки, в которые
так много вложено
народного труда, русского художественного вкуса, чрезвычайно
украшают живописно расположенный на холмах древний
город.
В центре Торжка находился
кремль, от которого лучеобразно расходились ремесленные
посады. Кремль состоял из
земляного вала, деревянных стен
и 11 башен, окружность
его достигала 1245
м. Город разделялся на 16
кварталов, имел 6 площадей
и 6 улиц. Голландец Я.
Стрейс, посетивший Торжок в
конце ХVII века,
писал: «Город весьма населён и
красив».
От более древних времён
на краю города
сохранилась деревянная Вознесенская церковь. В писцовых книгах
города Торжка, составленных Потапом
Нарбековым, значится, что
данная церковь существовала уже в 1625
году. Это одно из
древнейших деревянных зданий
не только Торжка, но
и области. Церковь эта
являет собой редчайший
памятник древнерусского
«деревянного» зодчества. Она имеет
пять ярусов,
заканчивающихся шейкой с
грушевидной главой и
крестом. Вся церковь построена
из толстого, так называемого
рудного, леса. Строилась
без пилы, одним топором, в
«лапу».
Выдающимся памятником
русского зодчества первой
половины XIX века
является здание Спасо-Преображенского собора, расположенное на
территории бывшего кремля.
Первый храм, построенный
здесь в XII
веке, был сожжён татарами
во время взятия
ими Торжка в
1238 году. В 1364
году новгородцами на
этом месте был
построен собор, который простоял
до 1815 года. Но
он пришёл в
ветхость, и создалась опасность
полного разрушения. Поэтому пришлось
его разобрать и
начать строительство нового
храма, которое закончилось в
1822 году. Строился собор
по проекту архитектора
Росси. Расположен он на
берегу Тверцы, и его
грузные купола, портики с
колоннами и колокольня
хорошо сохранились. Это законченное
и величавое произведение архитектуры.
В 1625 году был
основан Воскресенский женский
монастырь, состоящий из двух
деревянных храмов. При Павле
I построена первая
каменная церковь в
стиле Мальтийского рыцарского
ордена. Монастырь владел 466
душами крепостных крестьян
и 480 десятинами земли.
Кроме того, имел две
мельницы: одну – на реке Тверце
и другую – на реке
Логовежь.
В 1709 году был
построен Вышневолоцкий канал, соединивший Тверцу с
бассейном Балтийского моря. Торжок играл роль промежуточного пункта в торговле
центральных городов России
с Петербургом и заграницей.
Представители царского
дома, чиновники, деятели науки,
литературы и искусства, проезжая
из Петербурга в
Москву, останавливались для отдыха
и смены лошадей
в гостиницах Торжка, среди которых большой популярностью пользовалась гостиница Пожарского.
Дата постройки её неизвестна. Гостиница являлась
ярким образцом сооружения
в стиле «Ампир». Владельцем её
был предприимчивый ямщик
Пожарский, семья которого состояла
из жены, дочери и
свояченицы Евдокии.
Свояченица была поварихой, дочь – официанткой, а жена – домашней хозяйкой. Сам же Пожарский
большую часть времени
находился в извозе.
Евдокия славилась как искусная
повариха. Особенно хорошо она
готовила котлеты, которые получили
название «пожарских» и
быстро распространились по
России и за
границей.
В связи с проездом
через Торжок Екатерины II срочно строился Путевой
дворец. Дворец состоял из
основного здания и
двух флигелей. Все здания
построены в стиле
екатерининского классицизма.
Возникла Дворцовая площадь, окаймлённая рядом
зданий административного назначения.
Выдающимся памятником
древней архитектуры является
церковь-мавзолей села Никольского, построенная в
1795 году. Он была
задумана зодчим как
мавзолей, долженствовавший
служить местом погребения
и увековечения памяти
рода Львовых. Форма ротонды, избранная Н. А. Львовым, была
одним из распространённых во второй половине
XVIII века в
России приёмов построения
архитектурных сооружений.
Ротонда в Никольском – одно из
самых поэтических архитектурных творений Н. А. Львова.
Она является завершением в развитии
им темы ротондального храма. В художественном образе
храма-мавзолея ясно сказывается
одна характерная для
львовских церквей черта: в
нём стираются грани
между культовым и
светским содержанием. Всё специфически церковное прячется и
почти исчезает в
этом памятнике.
Интереснейшим образцом
творчества знаменитого архитектора
Н. А. Львова являются церковь
и колокольня села
Арпачево. Построенная на «осьми
саженях», эта церковь и
её оригинальная колокольня
являют собой прекрасный
архитектурный ансамбль конца
XVIII века.
Церковь представляет собой одно
из звеньев в
целой группе близких
к ней однокупольных храмов с
портиками, которые
проектировались и строились
Н. А. Львовым.
Архитектурный памятник
начала XVIII века – бывший барский дом Полторацких – родственников А. П. Керн. Великолепный замок
был построен зодчим
Растрелли в 1700–1706
годах. Стоит на возвышенности, на фоне берёзовой рощи
и в окружении зеленеющих лугов, пересечённых небольшой, но очень извилистой речкой
Жаленкой. На
противоположном берегу вытянулся, точно по верёвочке, ряд каменных
изб.
Знаменитый архитектор
Н. А. Львов придавал большое
внимание садово-парковому искусству. Стремление использовать для декоративных целей
естественные условия и
связать
архитектурно-декоративные
приёмы с практическим назначением каждого садового
сооружения получили осуществление в парковых постройках
в селе Никольском и усадьбе
«Митино».
Таковы каменные погреба, имеющие форму
пирамид. Устройство их хорошо
продумано. Под землёй находилось
сводчатое помещение,
набивавшееся льдом, а второе
сводчатое помещение с
четырьмя нишами служило
для хранения продуктов. Эти погреба при входе
были украшены фресковой
росписью прекрасного рисунка.
XVIII век
в истории Торжка
знаменуется большим строительством.
В 1742 году
произошёл исключительный по
своим размерам пожар, уничтоживший почти
все жилые дома
с надворными постройками, а также древнюю кремлёвскую
стену с 11
башнями.
В 1767 году после
опустошительного пожара,
возникшего от удара молнии в
воеводскую канцелярию, в городе
началось большое
строительство по утвержденному правительством плану.
Пожаром были уничтожены многие церкви, торговые ряды, многочисленные
амбары, лучшие строения центральной
части города и
сотни обывательских домов. Новгородским городским
управлением на дело
восстановления Торжка было
отпущено 50000 рублей
сроком на 4
года. К этому времени относится
начало строительства гостиного
двора (Торговых рядов), которое продолжалось и в XIX веке. Центр застраивался
особняками дворян и
именитых купцов. В 1774
году был построен
каменный мост через
ручей Здоровец, действовал
сооружённый ещё в XVII веке
плотником Арбузовым самотечный водопровод из
деревянных труб.
Во второй половине XIX
века постройка Николаевской железной
дороги, а также начало
эксплуатации Мариинской
водной системы повели
к сокращению движения
через Торжок, и он потерял
своё былое торговое
значение. Уезд в это
время оставался сельскохозяйственным.
Торжокский район – родина нескольких
выдающихся деятелей русской науки и культуры. В 1828
году в имении Первитино недалеко
от Торжка родился
крупнейший
учёный-артиллерист Н. В.
Маиевский. Он был доктором
прикладной математики,
членом-корреспондентом Академии наук, профессором Михайловской
артиллерийской академии, членом
многих учёных обществ. Похоронен Маиевский
в с. Пятница-Плот. Уроженец Торжка
А. А. Воскресенский – один
из зачинателей самостоятельного направления русской органической химии. Будучи
профессором Петербургского университета, он за 25 лет
педагогической деятельности воспитал
целую плеяду замечательных русских химиков: Д. И.
Менделеева, Н. Н. Бекетова, Н. А. Меншуткина
и других. С 1868
года он жил
в своём имении
Можайцево, где на его
средства была построена школа. Похоронен в с.
Спас.
Многие архитектурные
памятники района связаны
с именем Н. А. Львова (1751–1803). Он был
не только архитектором, но и инженером-строителем,
рисовальщиком, гравёром, поэтом, музыкантом, собирателем народных песен. По его
проектам построены здания
почтамта в Петербурге, Невские ворота Петропавловской крепости, Борисоглебский собор в
Торжке, усадьба
Знаменское-Раёк и др. Похоронен Н. А. Львов в с. Никольское-Черенчицы в
построенной им церкви-мавзолее.
В Новоторжском уезде родился
в 1818 году и
жил крупный архитектор С. И. Чевакинский. Им спроектирован Никольский
военно-морской собор в Петербурге.
В 1848 году в
деревне Стружня родился
С. П. Зарубаев – один из
видных русских рабочих-революционеров. В 70-х
годах им был
организован первый в
Твери рабочий революционный кружок на фабрике Морозовых.
В торжокских местах бывали
многие видные русские
писатели и художники. Здесь останавливался А. Н. Радищев. Одна из
глав его бессмертной книги «Путешествие из Петербурга в Москву» названа
«Торжок».
В мае 1856 года в
Торжке был А. Н. Островский. Быт горожан
нашёл отражение в его
драме «Гроза». В 1881
году приезжал в
Торжок Л. Н. Толстой, чтобы познакомиться с крестьянином В. К.
Сютаевым, религиозное учение
которого интересовало писателя.
В. Г. Белинский, Н. В. Гоголь, М.
Е. Салтыков-Щедрин, поэт А. И.
Полетаев, живописцы В. Л. Боровиковский
(он расписывал Борисоглебский монастырь), П. А. Оленин и другие также
посещали Торжок.
Неоднократно посещал
Торжок А. С. Пушкин. Первое знакомство
Пушкина с Торжком
относится к 1811
году. Двенадцатилетним
мальчиком он вместе
со своим дядей
Василием Львовичем совершил
поездку из Москвы
в Петербург на
перекладных. Целью этой поездки
была сдача Пушкиным
вступительного экзамена в
Царскосельский лицей.
...Шли годы. Пушкин снова посещает
Торжок только в
1826 году, проездом по
пути в Берново – имение Вульфов.
Его приезд совпал с открытием
в гостинице Пожарского
выставки работ торжокских
мастериц-вышивальщиц. Пушкин
посетил выставку,
внимательно осмотрел все
экспонаты и приобрёл
художественной отделки женский
пояс. В номере гостиницы
поэт долго обдумывал, как ему поступить с
покупкой и, наконец, решил переслать
его княгине Вяземской, как подарок ко дню
её рождения.
В 1828 году Пушкин
по пути в
Москву вновь посетил
Торжок. В своём письме
с дороги он
советовал Соболевскому:
...На досуге
отобедай
У Пожарского
в Торжке,
Жареных котлет
отведай
И отправься
налегке...
Через пять
лет (в 1833 году) Пушкин
прибыл в Торжок, следуя в Оренбург и
Уральск. 21 августа в
своём письме к
жене он писал:
«Вчера прибыли мы
благополучно в Торжок, где
Соболевский свирепствовал
за нечистоту белья. Сегодня проснулись в 8
часов, завтракали славно...»
По пути
из Торжка А. С. Пушкин свернул с большака
и взял направление на Берново, чтобы навестить семью Вульфов. В
Москву он прибыл
26 августа. В своём
письме к жене
он опять вспоминает
Торжок.
В 1834 году Пушкин
снова в Торжке. В
письме к своему
другу по лицею
П. В. Нащокину он писал: «...Нигде тебя не застал: из
Тулы выгнан ты
был пожарами... в
Торжке никто не
мог о тебе мне дать известия...
Когда бы нам с тобой
увидеться?»
В 1836 году А. С. Пушкин дважды ездил в
Москву – в феврале и в мае. Он
мог в Торжке не останавливаться, но не
мог его миновать.
Торжок занимал очень маленькое
место в жизни
и творчестве великого
поэта, но для жителей
Торжка места, связанные с
пребыванием в нём
А. С. Пушкина, дороги и памятны.
В районе Торжка имеются
могилы близких А. С. Пушкину людей. На уединённом сельском
кладбище «Прутня» – могила А. П. Керн, а на городском Богословском кладбище – могила П. И.
Вульфа, которого поэт иначе и
не называл, как «добрый
мой Павел Иванович».
Кто-то очень метко назвал
Торжок музеем под
открытым небом. Воистину это
так. В нём целые
улицы, многие архитектурные комплексы – бесценные экспонаты. В течение многих веков
их создавали мастера
русского зодчества, среди которых
на первом месте – К. И. Росси и А.
Н. Львов. Их трудами, талантом рождён
неповторимый архитектурный ансамбль
Торжка – одного из древнейших
городов России.
Литература:
1.
А. Суслов «Город Торжок
и Новоторжский район»
2.
А. Пьянов, М. Ильин «Пушкинские места
Верхневолжья»
3.
В. Кашкова «Я к
вам пишу...»
4.
«Города и районы
Калининской области» (Краткие
очерки)
5.
«Пушкинское
кольцо Верхневолжья»
6.
Н. П. Павлов «Русские писатели
в нашем крае»