Древнейшая      история трезубца Древнейшая      история трезубца
Древнейшая      история трезубца РЕФЕРАТЫ РЕКОМЕНДУЕМ  
 
Тема
 • Главная
 • Авиация
 • Астрономия
 • Безопасность жизнедеятельности
 • Биографии
 • Бухгалтерия и аудит
 • География
 • Геология
 • Животные
 • Иностранный язык
 • Искусство
 • История
 • Кулинария
 • Культурология
 • Лингвистика
 • Литература
 • Логистика
 • Математика
 • Машиностроение
 • Медицина
 • Менеджмент
 • Металлургия
 • Музыка
 • Педагогика
 • Политология
 • Право
 • Программирование
 • Психология
 • Реклама
 • Социология
 • Страноведение
 • Транспорт
 • Физика
 • Философия
 • Химия
 • Ценные бумаги
 • Экономика
 • Естествознание




Древнейшая история трезубца


ДРЕВНЕЙШАЯ ИСТОРИЯ
ТРЕЗУБЦА (из
Джагфар Тарихи).
До
недавнего времени история известнейших символов человечества -
"трезубца", "свастики" и "шестиконечной звезды" -
была покрыта мраком. То, что говорили об этих знаках официально, было чистейшей
выдумкой. Связано это не с магической силой этих знаков, а с их национальной
принадлежностью. Дело в том, что в XX веке "свастика" была присвоена
национал-социалистами Германии, а "шестиконечная звезда" (под
выдуманным недавно названием "щит Давидов") - детищем большевистских
вождей СССР - государством Израиль. Попытки онемечить "свастику" и
оевреить "шестиконечную звезду" заткнули рот всем тем, кто знал
настоящую историю этих символов. Теперь эту правду можно сказать:
"трезубец", "свастика" и "шестиконечная звезда" появились
на свет в Волго-Урале и являются исконно булгарскими символами.
Народ
булгар (его название пишется также как "болгар", "българ",
"балкар", "бургар" и т.д.) возник в Волго-Урале в
результате слияния семи арийских и урало-алтайских (финно-угорских,
самодийских, тунгусо-маньчжурских) племен, поэтому булгар можно называть
урало-арийским народом. Одно из отюреченных угорских племен, пришедшее в
Волго-Урал из глубин Азии, дало булгарам особый тюркский язык ("туранский
язык" или "язык камов, кам-боянов"), многие черты которого
сохранил современный чувашский язык. Во II-IV вв. основным языком булгар
становится огузо-тюркский язык ("булгарский тюрки") - ближайший
родственник турецкого языка. Физический тип булгар был, по основным чертам
арийским, одежда - угорской, обычаи были смешанными, урало-арийскими.
Самоназвание "булгар" - чисто арийское, означающее "черная или
волчья (булг) голова (ар, джар)". А вот свою родину булгары называли
по-тюркски "Идель", что означало "Семь (иде) племен (эль)".
В 15
тысячелетии до н.э. булгары создают в Волго-Урале свое государство Идель, в
которое вошли почти вся Восточная Европа, Сибирь и Казахстан. В начале VII в.
булгарское государство Идель получает название Булгарии (Великая Булгария), а
прежнее имя становится приставкой семи крупнейших рек Волго-Урала: Кара Идель
(Волга), Аг Идель (Белая), Чулман Идель (Кама), Нукрат Идель (Вятка), Ака или
Саин Идель (Ока), Буртас или Сура Идель (Сура), Джаик Идель (Яик, Урал).
Название Идель понятно: в нем булгары сохранили память о своих предках - семи
разноязыких племенах. А название булгар произошло на основе того, что на их
знамени изображалась голова волка - одного из главных тотемов булгар (главными
тотемами булгар считались, кроме волка, олень-бык, грач или ворон, журавль,
лебедь или утка, тигр или барс-леопард, змея или змеевидный дракон, рыба, орел
или сокол, петух или курица-куропатка). Волка нельзя было называть его именем
"мак" ("мек", "маг"), поэтому булгары именовали
его "кара" - "черный" (т.к. волк являлся хозяином ночи),
"буре" - "серый", "син" ("чин") -
"луна" (т.к. волк является покровителем Луны и воет на нее),
"кур" ("курт") и т.д. Согласно старинной булгарской
легенде, волк спас малолетнего сына булгарского вождя (царя). Во время
неожиданного нападения врагов жена вождя усадила мальчика в большой котел
(корзину), и отправила казан по течению реки. Потом волк извлек мальчика из
реки и выкормил его.
Булгарский
народ почитал горы: совершал на них свои моления Всевышнему Богу - Тангре
(Тенгре), а также создавал их имитации - пирамиды (земляные - курганы,
каменные, кирпичные и др.), в которых делали специальные пещеры для погребения
героев и вождей.
Простых
людей хоронили в катакомбах - пещерах, выкопанных в боковой стене могильной
ямы. Над такими могилами ставили каменные или деревянные памятники - символы
горы (иногда вместо деревянного памятника сажали дерево).
Наиболее
священными числами булгар стали 3 и 7, поэтому пирамиды для погребения героев
(мавзолеи) чаще всего делали трехэтажными, а пирамиды в честь духов и Бога - семиэтажными.
Уже 11-15
тысяч лет назад некоторые группы булгар по разным причинам стали покидать Идель
(Волго-Урал), увлекая за собой другие племена Иделя. Для булгарских летописцев
средневековья все племена Иделя были булгарами, и они не разделяли их по языку
или другим индивидуальным признакам.
Первым
переселенцем стало племя аркэше ("аргипеи" греческих источников),
которое особо поклонялось духу дождя, грома и молнии и поэтому называлось также
именами этого духа: Самар-Сэбэр, Дэбэр (отсюда - Тавр, Тавры), Атряч (отсюда -
Троя). Не позднее 10 тыс. до н.э. одна часть дэбэров ушла из Иделя на Украину,
где долгое время существовала под именем "тавров" (особенно в Крыму),
а другая часть - на Ближний Восток, где образовала державу Самар (Шумер), включавшую
в себя первоначально территории Северного Египта, Междуречья, Сирии, Палестины,
Малой Азии, Балканского полуострова, Западного Ирана, Закавказья. Дэбэры любили
называть себя "аркеше" - "чистые люди" (в смысле - чистые
булгары), отчего произошло греческое название древних булгар -
"аргипеи".
На рубеже
IV-III тыс. до н.э. Самар распался на 1) Египетское царство (Мамиль); 2) Крэш -
Критское булгарское царство, под властью которого были Балканы, Кипр (Кубар),
Малая Азия (Атряч, Троя) и Балистан (Палестина, Ливан, Сирия и Иордания); 3)
Сувар - булгарское царство в Междуречье, сохранившее название Самар - Шумер; 4)
Мидан (Западный Иран); 5) Кафкаш (Кавказ).
Катастрофическое
наводнение (библейский "Всемирный Потоп") погубило булгарскую царскую
династию Сувара (позднего Шумера) вместе со значительной частью булгарского
населения и позволило подвластным булгарам древнеарабским племенам сарканов
(по-булгарски "саркан" означало "бархан", "житель
пустыни") подчинить в 24 веке до н.э. Аккад, Тангра-Капа (Вавилон) и
другие булгарские города Междуречья.
Не позднее
III тыс. до н.э. на юг двинулась вторая волна булгарских переселенцев из Иделя
- бильсага или бишатар ("пять родов" по-булгарски). Одна часть
бильсага поселилась на Украине (где соседи называли бишатаров
"бастарнами"), другая - на Балканах (где подчинилась Критскому
царству и позднее стала известна под именем "пеласгов"), третья - на
Кавказе (где соседи называли ее "кутии", "гутии",
"утии", "албаны", хетты, а четвертая - в Средней Азии (под
именем саков, массагетов и кушан). Среднеазиатские бальсага прошли потом через
Афганистан и Пакистан в Индию и завоевали ее (бильсага остались в памяти
индийцев под именем "пятерых братьев - Пандавов"). Кавказские
бильсага на рубеже III-II тыс. до н.э. захватили большую часть Малой Азии и
основали здесь Хеттское царство, а около 2200 г. до н.э. атаковали Сувар-Шумер
и на некоторое время вернули его под власть булгар. Но затем сарканские
династии (аккадцев, вавилонян, ассирийцев) опять завладели Сувар-Шумером, хотя
и продолжали развивать булгаро-шумерскую культуру. Балканские бильсага-пеласги
основали Макан (Микены), Бильсага (позднейшая Плиска) и другие города.
В начале II
тыс. до н.э. на юг из Иделя проследовала третья большая волна идельских
булгар-переселенцев, возглавляемая булгарским племенем эксага или агатар
("речники" или "водники" по-булгарски). За свое умение
делать корабли и плавать на них агатары (это название потом приняло формы
"айдар", "агатиры", агачиры") были прозваны "кимерами"
("лодочники", "корабельщики", "перевозчики"
по-булгарски). Одна часть агатаров заняла Украину, где соседи называли их
"древлянами" и "киммерийцами", другая - через Молдавию
проследовала на Балканы и подчинила сэбэров ("северов") и бильсага,
третья - около 1700 г. до н.э. прорвалась через Сувар в Мамиль-Египет и 100 лет
правила в нем (египтяне называли эксага "гиксосами"). В середине II
тыс. до н.э. землетрясение, вулканический пепел и гигантские волны, вызванные
катастрофическим извержением вулкана на острове Фера (близ Крита) погубили большую
часть булгаро-крэшского населения Крэша-Крита. Эта катастрофа вошла в мировую
историю под названием "гибели Атлантиды". Атряч (Троя), входивший до
этого в Критское царство, объявил себя булгарским Атрячским (Троянским)
царством и наследником Крэшского (Критского) царства. Но булгары-агатары
(которых греки называли "ахейцами" или "аргивцами" - т.е.
"уральцами") завоевали Макан (Микены), ослабленный Крит и Кипр и
основали собственное Микенское или Аргосское царство. Атрячские (троянские)
булгары, царская династия которых была основана еще булгарами-тэбэрцами,
попытались было остановить экспансию микенских булгар, но около 1200 г. до н.э.
маканские булгары - ахейцы взяли и разгромили Атряч-Трою. Примерно в то же
время булгары-микенцы захватили территорию Хеттского царства (где основали свои
княжества) и атаковали Египет (где их называли "народами моря") и
Балистан. "Перепуганные этими нападениями некоторые карамуенцы (африканцы)
бежали из своей области в страну Шим (Синай) и там, затаившись на много лет,
спаслись. В память об этом спасении они прозвали себя шимба и установили день
празднования этого. Через 40 лет, когда нападения кимерцев закончились,
шимбайцы... нанялись на службу балистанским правителям... Увидев, что
балистанцы враждуют между собой, шимбайцы... захватили у них часть Балистана и
поселились в ней... По имени секты "яхуд" все шимбайцы стали
называться яхудами (евреями)..." (Кул Гали - из рассказа караима).
Часть
атрячцев в то же время ушла из Трои на Апеннинский полуостров, где основала
новое царство, названное по имени прародины всех булгар - Идель (отсюда -
"Италия"). Соседи называли итальянских булгар-атрячцев
"этрусками". Когда в VIII в. до н.э. булгары-этруски основали
"вечный город" - Рим, в Иделе началась очередная крупная передвижка
племен, вызванная войной между двумя булгарскими племенами Казахстана - саками
и массагетами (и те, и другие были потомками бильсага). С булгарами-массагетами
враждовали не все саки, которых называли также "кыпчаками"
("дупельниками" по-булгарски), а только часть саков под главенством
булгарского племени "нукрат" (или "эщтяк" -
"иштяк", эщгел - эсегел, эщкуз). Саки-нукраты или иштяки были
обулгарившимися угро-самодийцами севера, но надумали продвинуться в более
удобные южные земли. Сначала они поселились среди саков и влились в их союз, а
затем решили вторгнуться на территорию массагетов, где и были разбиты.
Идельско-булгарский
царь Буртас Баранджар (Берендей) в целях восстановления мира среди булгарских
племен Казахстана, решил в VII в. до н.э. переселить кыпчаков (нукратов-иштяков)
- саков в Кара-Саклан (Украину). Однако, часть живших в Кара-Саклане
булгар-кимеров (киммерийцев) отказалась поделиться землей с иштяками, за что
была разбита Буртасом и бежала через Кавказ в хеттские владения своих
сородичей. Идельские войска, будто бы преследуя их, ворвались на Ближний Восток
и подчинили земли от Кавказа до Египта. "За то что арьякцы (предки армян,
жившие на территории современной Осетии) помогли булгарам завоевать Кавказ,
Буртас разрешил им поселиться в части Армана (Закавказья), почему их прозвали
арманцами (армянами)..." (Кул Гали). Буртас помнил, что весь Ближний
Восток некогда был под властью булгар. Вскоре, однако, основные идельские
войска были выведены в Идель (где началась очередная междоусобица), а оставшиеся
на Ближнем Востоке ополчения иштяков-эщкузов подверглись предательскому
нападению со стороны бывших союзников - миданцев (мидийцев) и отступили. С тех
пор в Кара-Саклане были поселены и стали господствовать булгары
кыпчако-иштякского рода, разделившиеся на несколько частей: нукратов
("невров"), иштяков (языгов) и др. Греки переделали булгарское
"кыпчак" в "скиф", добавив к булгарскому названию
"с" и отбросив его тюркское окончание "чак".
Булгарские
переселенцы разнесли достижения и особенности булгарской культуры по всему
миру.
Греки,
пришедшие на Балканы на рубеже II-I тыс. до н.э. в звериных шкурах (отсюда их
булгарское прозвище "тирцы" - "шкурники") заимствовали
высокую культуру коренного булгарского населения Балкан и назвали ее
"греческой". Поэтому в основе греческой мифологии мы видим булгарские
сказания. Примечательно, что греки, завоевавшие Маканское царство ахейцев
(после того, как булгары-аргивцы ослабли в братоубийственной войне с
булгарами-троянцами), своим главным героем сделали булгарского богатыря Гуруглы
- "Сына Могилы" и только немного исказили его имя (греки произносили
"Гуруглы" в форме "Геракл"). От названий булгарских племен
произошли названия греческих областей: от названия племени сэбэр (прозванного
"крэш" - "борьба" и "палуан" - "борец"
- за особую любовь к булгарской борьбе "крэш") возникли
"греческие" названия "Спарта", "грек",
"Греция", "Пелопоннес". От булгарского названия главных гор
в Греции - Тайга ("тайга" по-булгарски значит "лесистые
горы") возникло греческое название их - "Тайгет". А чисто
булгарским словом "эллат" - "изобильная, цветущая страна",
греки стали называть свою страну ("Эллада"). Точно также коренное
население Италии восприняло высокую культуру булгар-атрячцев (этрусков),
бежавших в 1200 г. до н.э. из Трои и основавших на Апеннинах первые города -
царства (в т.ч. и сам Рим). Булгарское слово "рэм" - "священный
холм" - стало названием города Рима и Римской империи. От булгарского
названия "Идель" произошло название "Италия", а от булгарского
названия коренного населения Апеннин - "алтынбаш"
("золотоволосые") - названия "латины",
"латинский" и т.д.
Прямые
потомки булгар (дэбэров-сэбэров, бильсага и кимеров) - фракийцы (мизийцы,
сэбэры - "северы", македонцы и др.) сохранили свою булгарскую
культуру до VII в., когда новая переселенческая волна булгар (возглавляемая
Аспарухом) достигла Балкан. Самый знамениты фракиец - князь Сэбэртэк (Спартак)
попал в рабство к римлянам, но поднял грандиозное восстание рабов и едва не
уничтожил Римскую империю.
Булгарские
мифы вошли в эпосы многих народов мира. Так, миф о чудесном спасении
малолетнего булгарского принца Магулы ("Сын Волка" по-булгарски) или
Магиза ("Подобный Волку" по-булгарски) в котле (корзине), пущенном по
реке, вошел в сказания египетские, индийские (в них имя "Магулы"
приняло форму "Маугли"), итальянские (братья Ромул и Рэм были брошены
в корзине в реку и спасены волчицей), арабские, еврейские (в них имя
"Магиз" приняло форму "Моисей") и др.
Согласно
данным булгарского поэта и историка Кул Гали, трезубец был любимым символом
булгар-бильсага. Выходит, уже в III тыс. до н.э., когда бильсага пришли в
Кара-Саклан, этот символ появился на Украине.
Что значит
трезубец для булгар?
Вначале он
был символом самого Тангры (Тенгри) - Бога, который часто принимал вид Солнца
(булгары говорили: "Солнце - это око Тангры"). Так что трезубец
первоначально символизировал не что иное, как лучи восходящего Солнца.
Согласно
тенгрианским (доисламским) мифам булгар, трезубец был самым страшным
молниеударным оружием: вначале - первого духа (алпа, аса) Биргюна, затем (когда
Биргюн постарел и "отошел от важных дел", лишь изредка давая о себе
знать всевозможными стихийными бедствиями и непогодой) - его сыновей, алпа
света и тепла Карги - Нардугана (Мардукан) и алпа молнии, воды и мирового океана
("боз идан" - "голубая долина" по-булгарски) Кубара. Имя
Нардугана - "Рожденного Светом" (или "Рождающего Свет"
по-булгарски) в позднешумерских источниках приняло форму "Мардук", а
имя Кубара в греческих мифах - "Посейдон" - образовалось от "боз
идан". Карга мог принимать вид грача, змееподобного дракона, а Кубар -
быка. По тенгрианским поверьям, вид Карги и Кубара, а также некоторых других
могущественных алпов, мог принимать сам Тангра - Творец Вселенной.
Могущественных алпов-асов в тенгрианском пантеоне насчитывалось 33 (отсюда 33
года Христа, 33 богатыря русских сказок и т.д.). Кимеры-агатары считали Кубара
своим любимейшим духом.
Думается,
читателю стало ясно многое - и почему на ахейском острове Кубар (название
которого греки позднее превратили в "Кипр") был развит культ Быка
(т.е. Кубара), и почему Мардука и Посейдона изображали с трезубцем в руке...
Как бы
утверждая могущество Тангры, духов-алпов и свое собственное, булгарские
тенгрианские священники кам-бояны ("шаманы") всегда имели при себе
жезлы или посохи в виде "трезубцев". Сами кам-бояны объясняли, что
посох (жезл) - "трезубец" означает власть Тангры и его алпов над
тремя мирами - Небесным, Земным и Подземным - и позволяет им совершать
путешествия туда для встречи с алпами и душами предков. Но невнимательные
европейские художники превратили посохи-трезубцы... в ведьминские метлы!
Хорошо еще
Кул Гали рассказал нам об этом - а то бы мы до сих пор гадали: как это и почему
ведьмы на метлах летают?
Трезубец,
как символ Тангры и сильнейших алпов, изображался также на бубнах булгарских
шаманов.
Простые
булгары называли трезубец "бэрэнджар" ("баранья голова"),
"эщтэк" ("иштяк") или "байсанак" ("большое
копье"), "хазар" ("вожак стада") и т.д. В трезубце
видели изображение лука и стрелы, рогов хазара, полумесяца, бунчука и пр.
У шаманов
было собственное название трезубца - "казак" ("гусиная
нога"), запрещенное для произношения простым людям под страхом кары
небесной. Это название возникло на почве того, что могущественнейшие алпы
Мардукан и Кубар принимали вид драконов с гусиными ногами. Кстати, Мардукан,
создавший - по воле Тангры - Землю, был по этой причине превращен народными
сказителями в гуся (утку).
Булгарская
царская династия Дуло, основанная шаманом, сделала трезубец своим гербом под
названием "балтавар" - т.е. "топор" (балта) - лук
(вар)". В булгарском государстве топор и лук были атрибутами царской
власти, а кроме этого символизировали лесные территории (топор) и степные
(лук). Своим гербом булгарские цари подчеркивали, что они - правители бескрайней
лесостепной Евразии. В царствование булгарского кагана из династии Дуло Курбата
Кюнграта ("Курбата") территория Иделя действительно простерлась от
Балкан до Алтая и получила название Булгарии (Великой Булгарии). В конце VII в.
Великая Булгария разделяется на Северную Булгарию (Черную Булгарию с центром в
Башту - Киеве), Южную Булгарию (Хазарию) и Западную Булгарию (Дунайскую или
Балканскую Булгарию). Но и в Черной Булгарии, и в Хазарии, где правили
представители династии Дуло, государственным гербом оставался герб Дуло -
трезубец.
В IX в. и
Черная Булгария разделяется на два булгарских государства - Украинскую Булгарию
с центром в Киеве (которая получает название Урус - Русь, Киевская Русь) и
Волжскую Булгарию (которую называют Ак Булгар) с центрами в городах Болгар,
Буляр и Казань. После того, как Волжская Булгария в 922 г. приняла ислам в
качестве государственной религии, мусульманские правоведы выступили за полный
запрет старых государственных символов - пережитков языческих времен. Некоторое
время булгарским царям удавалось сохранять трезубец-"балтавар" под
тем предлогом, что он, якобы, символизирует арабскую букву .. - "б" и
означает "Булгария". Но к концу X века трезубец-"балтавар"
перестает быть официальным гербом Волжской Булгарии и позднее присваивается - в
качестве тамги - одной из 12 провинций Булгарии - Тубджаку (современный
Казахстан). Однако, булгарские правители продолжали считать
"балтавар" своей родовой тамгой.
Украина
(Кара-Саклан) входила в состав державы Идель по меньшей мере с III тыс. до н.э.
Вскоре после переименования Иделя в Булгарию в VII в. центр булгарской державы
переносится на Украину, в Башту - Киев. Поэтому с VII в. в сознании булгарского
населения Украины трезубец стал символом именно этой части Великой Булгарии.
После распада Черной Булгарии в середине IX в. булгарскому царю Габдулле Джилки
досталась ее восточная часть (Волжская Булгария), а его младшему брату Лачыну -
ее западная часть (Украинская Булгария), которая получила имя булгарского царя
начала IX в. Уруса Айдара - "Урус" ("Русь", "Киевская
Русь"). Если в Волжской Булгарии главенствовали булгарские феодалы
(буляры) - мусульмане, то на Украине - Руси господствовали булгарские буляры
(боляры-бояре) - тенгрианцы, почитавшие алпа Биргюна ("Перун" русских
летописей). Великокняжеская династия Руси была основана Лачыном и также считала
трезубец-"балтавар" своим гербом. В отличие от Волжской Булгарии,
булгарские правители Руси сохраняли трезубец в качестве герба и своего
государства до XII в. К примеру, великий князь Владимир (правнук Лачына)
чеканил трезубец на своих монетах и после принятия христианства Русью в
качестве государственной религии (988 г.). Только в начале XII в. великий князь
Владимир Мономах, погромивший булгарскую культуру Киевской Руси из желания
переориентировать Русь на связь с христианским Западом, попытался лишить
трезубец звания герба Киевской Руси. Владимир Мономах не только запретил
булгарский трезубец, но и подделал русские летописи. По его приказу
монахи-летописцы превратили Лачына в "Рюрика", сына Лачына Угера - в
"Игоря" и т.д.
К счастью,
до нас дошли и другие украинские источники того времени, в которых киевских
правителей IX-XI вв. прямо называли булгарским титулом "каган"
("царь", "император"): каган Владимир, каган Ярослав
(Мудрый) и т.д. А степная (южная) Украина, сплошь заселенная булгарскими
племенами бэрэнджаров-берендеев, баджанаков-печенегов (их название некоторые
средневековые авторы производили от названия трезубца - "бай санак"),
каракалпаков - черных клобуков, хазар, харька (от их имени происходит название
Харькова), сэбэров-северов-"севрюков", узов-торков и др. - сохранила
трезубец в качестве своего символа. Не случайно именно южнорусский
(черниговский) князь Владимир Святославич - автор украинской поэмы "Слово
о полку Игореве" (1180-е гг.) - донес до нас два древнеукраинских
названия: трезубца - "троян" и Южной Руси (Степной Украины) -
"земля трояна". В своей поэме Владимир Святославич осуждает Владимира
Мономаха (он был внуком Ярослава Мудрого, которого булгары называли "Тазбашем"
- "Хитрым") за конфликты с южноукраинскими булгарскими племенами. Не
поленился Владимир Святославич и напомнить, что вся черниговская знать состояла
сплошь из представителей знатных булгарских родов: Могутов (Масгутов,
Масаутов), Татранов, Шельбиров (Чельбиров), Топчаков (Тубджаков), Ревугов
(Арбугинцев), Ольберов (Эльбиров) и др. Владимир Святославич был представителем
украинской ветви булгарской династии Дуло - "Рюриковичей" (потомков
Лачына) и, вполне естественно, считал началом украинской (древнерусской) государственности
IV век, когда булгарские цари из династии Дуло перенесли столицу державы Идель
из Поволжья в Киев и начали наступление на Восточноримскую империю (Византию).
В XII -
начале XIII века булгарские кочевники Украины в массе своей принимают
христианство, т.к. за это Киев и Чернигов давали им большие привилегии (земли,
тарханство и пр.).
В 1242 г.,
когда Украина была подчинена Монгольской Орде, булгарский царь Гази-Барадж
предложил своему монгольскому союзнику - хану Батыю - сформировать особый
корпус из булгарских кочевников Украины - для охраны торгового пути из Киева в
Болгар - и дать этому корпусу тамгу "казак" (трезубец) и имя
"казаки". Батый согласился, и такой корпус был сформирован и
действовал под общим булгаро-монгольским командованием до середины XIV в.
Монгольский хан Узбек распустил казаческий корпус, т.к. он состоял, в основном,
из булгар-христиан, и оставшиеся без дела казаки влились в отряды чиркесов.
Еще в X в.
булгарские правители, для охраны своих южных земель (части Крыма, территории
между Доном, Кавказом и Волгой) стали формировать отряды из наемников. Этих
наемников булгары называли "чиркес", что по-булгарски значит
"бродящий, вольный (чир) человек (кеше)". Русинцы переводили это
слово, как "бродник". Большинство чиркесов были украинцами-христианами.
После того, как Волжская Булгария уступила свои южные земли Монгольской Орде (в
1242 г.), чиркесы поступили на службу монгольскому хану Ногаю. Когда Ногай
погиб, чиркесы остались на монгольской службе: охраняли дороги, границы,
перевозы, монгольских купцов, чиновников, послов и др. Жили они на границе леса
и степи, небольшими общинами, и охотно приняли в свои ряды таких же, как и они,
украинцев-казаков. Постепенно для чиркесов название казаков стало сначала
вторым, а потом главным именем, а казацкий "трезубец" - гербом.
Когда в
1362 г. Литва захватила Киев и ее владения вплотную подошли к границе леса и
степи, украинские казаки-чиркесы немедленно объявили о своей независимости от
Монгольской Орды. Центром независимого украинского казачества, восстановившего
в своем лице Киевско-Русинское государство (Русь), стал остров Хортица. Это
название произошло от булгарских названий острова "Курташ"
("Остров каган Курта-Кубрата") или Хордизэ ("Ставка
Кубрата"). С этого времени булгаро-казацкий трезубец вновь возвращается к
украинскому народу в качестве всеукраинского символа.
Этому не
помешало то, что цари Волжской Булгарии до XVI в. продолжали считать трезубец
своим родовым гербом и изображали его на булгарских монетах. После разгрома
московско-татарским войском булгарской столицы Казани в 1552 г. булгарский
народ, в память об утраченной государственности, сделал своим национальным
гербом тамгу Казани - Y или Y.
Ф.Г.-Х.Нурутдинов
Казань.
E-mail: exploit@gts.kazan.su
Тимерханов
Р.Х.

      ©2010