я3А Н Т И Ч Н Ы
Й М И Р
я2Крито-микенская
культура
(XY век до н.э.)
я2АНТИЧНЫМя0 (от латинского
слова я2"антиквус"я0 -
древний)
миром называют группу
государств, сложившихся в древности
на
побережье Средиземного моря.
Важнейшими среди них были
города-государства, созданные греческими племенами, и союз
городов древней Италии, возглавляемый
Римом.
Их высокая культура легла в основу последующего куль-
турного развития европейских народов.
Греческие мыслители и
ученые, использовав достижения
древневосточной науки и во многом
превзойдя своих учителей,
заложили основы научных знаний и дали
названия различным
отраслям науки. Например, я2г р а м м а т и к а я0 - наука о
правилах письма, я2а р и ф м е т и к
а я0- наука о числах, я2г ея0-
я2о г р а ф и яя0 - описание земли, и т.д. Сочинения греческих
историков, географов, философов,,
поэтов переведены на мно-
гие языки мира. От латинского языка, языка римлян,
прои-
зошли многие европейские языки. В русском языке насчитыва-
ются тысячи древнегреческих и латинских слов. Греческая и
латинская письменности легли в основу
современной письмен-
ности. Из греческого алфавита возник
славянский, а затем и
русский. Латинским алфавитом
пользуются многие народы мира.
В Греции впервые
возник театр. Бессмертны
памятники
греческой скульптуры и архитектуры.
Римская поэзия оказала огромное влияние на многих по-
- 2
-
этов европейских народов, в т.ч.
и на таких выдающихся
русских поэтов, как Г.Р.Державин,
А.С.Пушкин и др.
Без знания истории
Древней Греции и
Рима, без
представления об основных
чертах античной культуры совре-
менный человек не может в полной
мере понять и
оценить
культурные сокровища, созданные
человечеством.
_____
""" ____
От времени расцвета
древнегреческого искусства нас от-
деляют две с половиной тысячи лет. Но
сила и слава антично-
го искусства оказалась вечной.
Античность осталась и вечной
школой художников. Мастера снова и
снова обращаются к обра-
зам античности, разгадывая тайну
гармонии.
Древняя Греция -
клочок земли в бассейне Средиземно-
морья, все население которого
не превышало, вероятно,
двухсот - трехсот тысяч человек. И
в этом маленьком мирке
родилась и расцвела гигантская
духовная культура, не соста-
рившаяся даже через тысячелетия.
Еще сто лет назад историю Греции
начинали с XII столе-
тия до н.э. И хотя в исторических
сказаниях и песнях-поэмах
начала I тысячелетия до н.э.
рассказывалось о древних
царствах и подвигах героев того
времени, многие ученые счи-
тали это поэтическим вымыслом и
относили к области мифоло-
гии.
Перелом произошел, когда во
многих местах Греции стали
открывать памятники более древние,
чем остатки классическо-
го периода. Немецкий археолог Генрих
Шлиман раскопал на
- 3
-
территории турецкой деревушки
Гиссарлык развалины легендар-
ной Трои. Раскопки других ученых в
Микенах, на островах Ро-
дос
и Фере подтвердили представление о существовании вели-
кой цивилизации, которая предшествовала классической эл-
линской, и отодвинули греческую историю еще дальше в глубь
веков.
Центром раннего этапа античности
(конец III и середина
II тысячелетия до
н.э.) был Крит, а несколько
позже - та
часть греческого материка, где находится город Микены.
В
целом культуру этого периода (примерно XY век до н.э.) на-
зывают я2К Р И Т О - М
И К Е Н С К О Й.
В ней еще много неясного для
историков. До сих пор не
вполне расшифрованы критские
письмена. Только предположи-
тельные ответы даются на
вопросы: что это были за люди, к
какой этнической группе они
принадлежат, каков был их об-
щественный строй и т.д.?
Часть ученых считает, что на
Крите существовала рабов-
ладельческая
монархия. Другие полагают, что там было еще
родовое, доклассовое общество типа
военной демократии с
вождем во главе.
Резиденцией верховного правителя
Крита был Кносс, го-
род близ северного побережья острова.
В 1900 г. выдающийся английский
археолог А.Эванс
приступил к раскопкам г.Кносса. Ему удалось открыть обшир-
ный дворец, построенный в конце III тысячелетия до н.э. и
полностью перестроенный около 1700
года до н.э.
- 4
-
Кносский дворец заставил
вспомнить греческий миф о я2Л А
я2Б И Р И Н Т Ея0. Согласно мифу, на Крите когда-то царствовал
правитель МИНОС. У него был подземный дворец - Лабиринт с
такими запутанными ходами, что
никто не мог оттуда выб-
раться. Там обитало чудовище МИНОТАВР -
полубык-получело-
век.
Каждый год Минос отдавал ему на съедение нескольких
юношей и девушек. Афинскому герою
Тесею удалось убить Мино-
тавра и самому выйти из
Лабиринта с помощью клубка ниток,
привязав кончик у входа и потом
постепенно разматывая его.
Как будто бы просто сказка. Но раскопки показали, что ока-
зывается Лабиринт действительно
существовал. Сказание о чу-
довищном быке тоже имело историческую основу: на покрытых
фресками стенах Лабиринта, а также на каменных и
золотых
сосудах дворца постоянно встречаются
изображения быка.
Позднее дворцы, подобные
Кносскому, были открыты в
других местах Крита. Можно было сделать заключение, что
уже с XXII века до н.э. на Крите существовали раннеклассо-
вые государства. Особенного могущества и культурного расц-
вета критское общество достигло в
XYIII - XY веках до н.э.
Раскопки на Крите и в
Микенах показали связь
двух
культур. Возникло понятие я2КРИТО-МИКЕНСКОЙя0 культуры. Стало
ясно, что это была цивилизация эпохи
бронзы с развитым об-
щественным строем, с высоким уровнем
техники и культуры.
В 1952 году удалось прочитать
и часть найденных при
раскопках документов. Это сделали
английские ученые М.Вент-
рис и Дж.Чэдвик. Оказалось,
что они написаны на одном из
ранних диалектов греческого языка.
- 5
-
Открытие этой письменности составило
целую эпоху в
изучении древнейшей цивилизации
Греции, показав, как много
правды таилось в легендах и
преданиях.
Критские города и дворцы были разрушены в середине II
тысячелетия до н.э. в результате
извержения вулкана на ост-
рове Санторин в
Эгейском море и вызванного им землетрясе-
ния.
Господство в Эгейском бассейне
перешло к ахейцам, жив-
шим в городах-крепостях материковой
Греции.
Критской культуры не стало, но еще около трех столетий
близкая ей микенская культура
существовала на греческом ма-
терике.
--- --- --- --- ---
--- ---