Афина Функции культа отображение ее образа в древнегреческом искусстве
"АФИНА.
ФУНКЦИИ2 0ЕЁ КУЛЬТА, ОТОБРАЖЕНИЕ ЕЁ ОБРАЗА
В ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОМ ИСКУССТВЕ"
АФИНА - в греческой мифологии богиня
мудрости и справедливой войны.
Миф о рождении Афины от
Зевса и Метиды
("мудрости", греч. metis
- "мысль", "размышление") - периода
оформления классической олимпийской мифологии.
Рождение Афины изображено в этом мифе с
позиций героической мифологии периода патриархата, в которой особенно выделялось мужское организующее начало. Афина
является как бы непосредственным продолжением Зевса, исполнительницей его замыслов и воли. Она - мысль Зевса,
осуществлённая в действии. Постепенно материнство Метиды принимает всё
более отвлечённый и даже символический характер, так что Афина считается
порождением одного Зевса и
принимает на себя функции божества мудрости, так же как Зевс воспринял
их от Метиды.
Зевс, зная от Геи и Урана о том, что его сын от Метиды лишит его власти, проглотил свою беременную супругу и затем при помощи Гефеста (или
Прометея), расколовшего ему голову
топором, сам произвёл на свет Афину, которая появилась из его головы в полном
боевом вооружении. Поскольку это событие произошло якобы у озера (или реки)
Тритон в Ливии, Афина получила прозвище Тритониды или Тритогенеи.
Афина - одна из
главнейших фигур не только олимпийской мифологии, по своей значимости она равна Зевсу и иногда
даже
превосходит
его, коренясь в древнейшем периоде
развития греческой мифологии -
матриархате. Силой и мудростью она
равна Зевсу. Ей воздаются почести вслед за Зевсом и место её - ближайшее к
Зевсу. Наряду с новыми функциями богини
военной мощи, Афина сохранила свою матриархальную независимость, проявлявшуюся в понимании её как девы и
защитницы целомудрия.
Истоки мудрости Афины восходят к образу богини со змеями
крито-микенского
периода. Изображение богини со щитом микенского времени - прообраз олимпийской
Афины. Среди непременных атрибутов
Афины - эгида - щит из козьей шкуры с
головой змеевласой Медузы, который
обладает огромной магической силой,
устрашает богов и людей.
Многочисленны сведения о космических чертах
образа Афины. Её рождение
сопровождается золотым дождем, она хранит молнии Зевса. Её изображение, т.н. палладий, упало с неба (отсюда Афина Паллада).
По Геродоту, Афина - дочь Посейдона и нимфы
Тритониды. Отождествлялась Афина с дочерьми Кекропа - Пандросой ("всевлажной") и Аглаврой
("световоздушной"), или
Агравлой ("полебороздной").
Священным деревом Афины была маслина.
Маслины Афины считались "деревьями судьбы", и сама Афина мыслилась как судьба и Великая
богиня-мать.
Мощная богиня архаики,
обладательница эгиды, Афина в период героической мифологии направляет свою
силу на борьбу с титанами и гигантами. Вместе с Гераклом Афина убивает одного из
гигантов, на другого она наваливает
остров Сицилия, с третьего сдирает кожу и покрывает ею свое тело во время сра-
жения.
Она - убийца горгоны Медузы и носит имя
"горгоноубийцы". Афина требует к себе священной почтительности, ни
один смерт-
ный не может её увидеть.
Известен миф о том, как она
лишила зрения юного Тиресия (сына своей любимицы Харикло), когда тот случайно
увидел её омовение.
Классическая Афина наделена
идейно-организующими функциями: она покровительствует героям, защищает общественный порядок и т.п. Зевс
послал Афину на помощь Гераклу, и тот вывел из Эреба пса бога Аида. Любимцем Афины был Одиссей, умный и смелый герой. В
поэмах Гомера (особенно
"Одиссее") ни одно важное событие не обходится без вмешательства Афины.
Она главная защитница греков-ахейцев и постоянный враг троянцев,
хотя культ её существовал и в Трое. Афина - защитница греческих городов (Афин,
Аргоса, Мегары, Спарты и др.), носящая имя "градозащитницы".
Огромная статуя Афины Промахос ("передовой боец") с копьем,
сияющим на солнце, украшал акрополь в Афинах, где богине были посвящены храмы
Эрехтейон и Парфенон.
Памятником
прославления мудрой правительницы Афинского государства, учредительницы
ареопага, является трагедия Эсхила "Евмениды".
Афина всегда
рассматривается в контексте художественного ремесла, искусства, мастерства. Она
помогает гончарам, ткачихам, рукодельницам,
вообще рабочему люду. Афина помогла Прометею украсть огонь из кузни
Гефеста.
Афине приписывается изобретение флейты
и обучение игре на ней
Апполона. Одного её прикосновения
достаточно, чтобы сделать человека
прекрасным (Одиссея она возвысила
станом, наделила кудрявыми
волосами, облекла силой и привлекательностью). Она наделила
Пенелопу накануне встречи с
супругом удивительной красотой.
Афина - богиня
мудрости. Для неё характерна
мудрость в государственных делах. Для
поздней античности Афина явилась принципом неделимости космического Ума
и символом всеобъемлющей мировой мудрости.
Как законодательница и покровительница афинской государственности почиталась Афина - Фратрия ("братская"), Булайя
("советная"), Сотейра ("спасительница"), Пронойя
("провидящая").
Хотя культ Афины был
распространен по всей материковой и островной Греции (Аркадия, Арголида,
Коринф, Сикион, Фессалия, Беотия,
Крит, Родос), особенно почиталась Афина в Аттике, в Афинах (название города Афины греки
связывали с именем богини - покровительницы города). Ей были посвящены земледельческие праздники. Во
время этих празднеств
происходило омовение статуи Афины,
юноши приносили клятву гражданского служения богине.
В Риме Афина
отождествлялась с Минервой. Римским
празднествам Минервы посвящены два больших отрывка из "Фаст" Овидия. На
протяжении всей античности Афина остаётся свидетельством организующей и
напрвляющей силы разума, который упорядочивает
космическую и общественную жизнь, прославляя строгие
устои
государства, основанного на
демократическом законодательстве.
Образ Афины нашел отражение во многих значительных памятниках греческой пластики.
Гигантская статуя "Афины Парфенос" Фидия, поставленная в Афинах в Парфеноне в 438
г. до н.э., не сохранилась и
известна нам по нескольким уменьшенным копиям. Сохранились многочисленные
статуэтки богини. Отдельные сцены
мифов об Афине нашли отражение в рельефной пластике храмов, например, многофигурная группа на восточном фронтоне
Парфенона
изображает рождение Афины из головы
Зевса, на западном фронтоне воплощен
спор Афины с Посейдоном за обладание землей Аттики.
В греческой вазописи были
распространены сцены, посвященные рождению Афины, её участию в Троянской войне, спору с
Посейдоном. Встречаются изображения Афины на помпейских фресках.
В эпоху Возрождения Афину изображают в
соответствии с античной
художественной традицией - в панцире и шлеме. В ряде сцен Афина предстает
олицетворением мудрости и символизирует
триумф разума ("Минерва побеждает
невежество" Б.Спрангера, "Царство Минервы"
А.Эльсхаймера), добродетели и
целомудрия ("Паллада и
кентавр" С.Боттичелли, "Победа добродетели над грехом"
А.Мантеньи), мира ("Минерва и
Марс" Я.Тинторетто,
П.Веронезе и др.).
В
музыкально-драматическом искусстве мифы об Афине послужили сюжетом
для либретто нескольких
произведений 17-18 вв., в числе которых оперы "Рождение Афины"
А.Драги, "Минерва"
Р.Кайзера, "Паллада и Марс"
М.Гримани, "Паллада торжест-
вующая" Ф.Б.Конти; кантаты "Спор
Паллады и Венеры" Л.Кальдары и "Паллада" П.В.Гульельми.
---
""" ___
С П И С О К Л И Т Е Р А Т У Р Ы
================================
1.
Л.Е.Кертман "География, история
и культура
Англии"
М., Изд. "Высшая
школа", 1989 г.
2.
В.Г.Трухановский "Великобритания"
М.,
Изд. "Высшая школа", 1987 г.
3.
И.К.Лаптев "Англия на
современном этапе"
М.,
Изд. "Полит.литература", 1990 г.
4.
Политико-экономи- "Зарубежные
страны"
ческий справочник М., Изд. "Полит.литература,
1987 г.
5.
Энциклопедический М., Советская
энциклопедия"
словарь 1990 г.
|