Афина       Функции культа  отображение ее образа в древнегреческом искусстве Афина       Функции культа  отображение ее образа в древнегреческом искусстве
Афина       Функции культа  отображение ее образа в древнегреческом искусстве РЕФЕРАТЫ РЕКОМЕНДУЕМ  
 
Тема
 • Главная
 • Авиация
 • Астрономия
 • Безопасность жизнедеятельности
 • Биографии
 • Бухгалтерия и аудит
 • География
 • Геология
 • Животные
 • Иностранный язык
 • Искусство
 • История
 • Кулинария
 • Культурология
 • Лингвистика
 • Литература
 • Логистика
 • Математика
 • Машиностроение
 • Медицина
 • Менеджмент
 • Металлургия
 • Музыка
 • Педагогика
 • Политология
 • Право
 • Программирование
 • Психология
 • Реклама
 • Социология
 • Страноведение
 • Транспорт
 • Физика
 • Философия
 • Химия
 • Ценные бумаги
 • Экономика
 • Естествознание




Афина Функции культа отображение ее образа в древнегреческом искусстве


"АФИНА.
ФУНКЦИИ2 0ЕЁ КУЛЬТА, ОТОБРАЖЕНИЕ ЕЁ ОБРАЗА
В ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОМ ИСКУССТВЕ"
     АФИНА - в греческой мифологии богиня
мудрости и справед­ливой войны.
     Миф о рождении Афины  от 
Зевса  и  Метиды 
("мудрости", греч. metis 
-  "мысль",  "размышление") - периода
оформления классической олимпийской мифологии.
     Рождение Афины изображено в этом мифе с
позиций героичес­кой мифологии периода патриархата,  в которой особенно выделя­лось мужское организующее начало. Афина
является как бы непос­редственным продолжением Зевса,  исполнительницей его замыслов и воли.  Она - мысль Зевса, 
осуществлённая в действии. Посте­пенно материнство Метиды принимает всё
более отвлечённый и да­же символический характер, так что Афина считается
порождением одного  Зевса  и 
принимает на себя функции божества мудрости, так же как Зевс воспринял
их от Метиды.
     Зевс, зная  от Геи и Урана о том,  что его сын от Метиды лишит его власти,  проглотил свою беременную супругу и  затем при помощи  Гефеста  (или
Прометея),  расколовшего ему голову
топором, сам произвёл на свет Афину, которая появилась из его головы в полном
боевом вооружении. Поскольку это событие про­изошло якобы у озера (или реки)
Тритон в Ливии, Афина получи­ла прозвище Тритониды или Тритогенеи.
     Афина - одна из
главнейших фигур не  только  олимпийской мифологии, по  своей значимости она равна Зевсу и иногда
даже
превосходит
его,  коренясь в древнейшем периоде
развития гре­ческой мифологии  -
матриархате.  Силой и мудростью она
равна Зевсу. Ей воздаются почести вслед за Зевсом и место её - бли­жайшее к
Зевсу.  Наряду с новыми функциями богини
военной мо­щи, Афина сохранила свою матриархальную независимость,  проя­влявшуюся в понимании её как девы и
защитницы целомудрия.
Истоки мудрости Афины восходят к образу богини со змеями
крито-микенского
периода. Изображение богини со щитом микенс­кого времени - прообраз олимпийской
Афины.  Среди непременных атрибутов
Афины  - эгида - щит из козьей шкуры с
головой зме­евласой Медузы,  который
обладает огромной магической  силой,
устрашает богов и людей.
     Многочисленны сведения о космических чертах
образа  Афи­ны. Её  рождение 
сопровождается  золотым дождем,  она хранит молнии Зевса.  Её изображение,  т.н.  палладий,  упало с неба (отсюда Афина Паллада).
     По Геродоту,  Афина - дочь Посейдона и нимфы 
Тритониды. Отождествлялась Афина с дочерьми Кекропа - Пандросой  ("всев­лажной") и Аглаврой
("световоздушной"),  или
Агравлой ("поле­бороздной").
     Священным деревом Афины была маслина.
Маслины Афины счи­тались "деревьями судьбы",  и сама Афина мыслилась как судьба и Великая
богиня-мать.
     Мощная богиня архаики,
обладательница эгиды, Афина в пе­риод героической мифологии направляет свою
силу на  борьбу  с титанами и гигантами.  Вместе с Гераклом Афина убивает одного из
гигантов,  на другого она  наваливает 
остров  Сицилия,  с третьего сдирает  кожу и покрывает ею свое тело во время сра-
жения.
     Она - убийца горгоны Медузы и носит имя
"горгоноубийцы". Афина требует к себе священной почтительности, ни
один смерт-
ный не может её увидеть. 
Известен миф о том,  как она
лишила зрения юного Тиресия (сына своей любимицы Харикло), когда тот случайно
увидел её омовение.
     Классическая Афина наделена
идейно-организующими функци­ями: она покровительствует героям,  защищает общественный по­рядок и т.п. Зевс
послал Афину на помощь Гераклу, и тот вывел из Эреба пса бога Аида.  Любимцем Афины был Одиссей,  умный и смелый герой.  В 
поэмах  Гомера (особенно
"Одиссее") ни одно важное событие не обходится без вмешательства  Афины. 
Она  ­главная защитница  греков-ахейцев и постоянный враг троянцев,
хотя культ её существовал и в Трое. Афина - защитница гречес­ких городов (Афин,
Аргоса, Мегары, Спарты и др.), носящая имя "градозащитницы".
     Огромная статуя  Афины  Промахос  ("передовой  боец")  с копьем,
сияющим на солнце, украшал акрополь в Афинах, где бо­гине были посвящены храмы
Эрехтейон и Парфенон.
     Памятником
прославления мудрой  правительницы  Афинского государства, учредительницы
ареопага, является трагедия Эсхи­ла "Евмениды".
     Афина всегда
рассматривается в контексте художественного ремесла, искусства, мастерства. Она
помогает гончарам, ткачи­хам, рукодельницам, 
вообще рабочему люду. Афина помогла Про­метею украсть огонь из кузни
Гефеста.
     Афине приписывается изобретение флейты
и  обучение  игре на ней 
Апполона.  Одного её прикосновения
достаточно,  чтобы сделать человека
прекрасным (Одиссея  она  возвысила 
станом, наделила кудрявыми 
волосами,  облекла  силой и привлекатель­ностью). Она наделила
Пенелопу накануне  встречи  с 
супругом удивительной красотой.
     Афина - богиня
мудрости.  Для неё характерна
мудрость  в государственных делах.  Для 
поздней античности Афина явилась принципом неделимости космического Ума
и символом всеобъемлю­щей мировой мудрости. 
Как законодательница и покровительница афинской государственности   почиталась   Афина   -   Фратрия ("братская"), Булайя
("советная"), Сотейра ("спасительница"), Пронойя
("провидящая").
     Хотя культ Афины был
распространен по всей материковой и островной Греции (Аркадия,  Арголида, 
Коринф, Сикион, Фесса­лия, Беотия, 
Крит, Родос), особенно почиталась Афина в Атти­ке, в  Афинах (название города Афины греки
связывали с именем богини - покровительницы города).  Ей были  посвящены  земле­дельческие праздники.  Во 
время  этих празднеств
происходило омовение статуи Афины, 
юноши приносили  клятву  гражданского служения богине.
     В Риме Афина
отождествлялась с Минервой.  Римским
празд­нествам Минервы посвящены два больших отрывка из "Фаст"  Ови­дия. На 
протяжении всей античности Афина остаётся свидетель­ством организующей и
напрвляющей силы разума,  который упоря­дочивает
космическую и общественную жизнь, прославляя строгие
устои
государства,  основанного на
демократическом  законода­тельстве.
     Образ Афины нашел отражение во многих  значительных  па­мятниках греческой пластики. 
Гигантская статуя "Афины Парфе­нос" Фидия,  поставленная в Афинах в Парфеноне в  438 
г.  до н.э., не сохранилась и
известна нам по нескольким уменьшенным копиям. Сохранились многочисленные
статуэтки богини.  Отдель­ные сцены
мифов об Афине нашли отражение в рельефной пластике храмов, например,  многофигурная группа на восточном фронтоне
Парфенона
изображает  рождение Афины из головы
Зевса,  на за­падном фронтоне воплощен
спор Афины с Посейдоном за обладание землей Аттики.
     В греческой вазописи были
распространены  сцены,  посвя­щенные рождению Афины,  её участию в Троянской войне, спору с
Посейдоном. Встречаются изображения Афины на помпейских фрес­ках.
     В эпоху Возрождения Афину изображают  в 
соответствии  с античной
художественной традицией - в панцире и шлеме. В ряде сцен Афина предстает
олицетворением мудрости и  символизирует
триумф разума  ("Минерва  побеждает 
невежество" Б.Спрангера, "Царство Минервы"
А.Эльсхаймера),  добродетели  и 
целомудрия ("Паллада и 
кентавр"  С.Боттичелли,  "Победа добродетели над грехом"
А.Мантеньи),  мира ("Минерва  и 
Марс"  Я.Тинторетто,
П.Веронезе и др.).
     В
музыкально-драматическом искусстве мифы об Афине  пос­лужили сюжетом 
для  либретто  нескольких 
произведений 17-18 вв., в числе которых оперы "Рождение Афины"
А.Драги,  "Минер­ва"
Р.Кайзера,  "Паллада и Марс"
М.Гримани, "Паллада торжест-
вующая" Ф.Б.Конти; кантаты "Спор
Паллады и Венеры" Л.Кальдары и "Паллада" П.В.Гульельми.
---
""" ___
С П И С О К  Л И Т Е Р А Т У Р Ы
================================
1.
Л.Е.Кертман       "География, история
и культура
Англии"
                      М., Изд. "Высшая
школа", 1989 г.
2.
В.Г.Трухановский  "Великобритания"
                      М.,
Изд. "Высшая школа", 1987 г.
3.
И.К.Лаптев        "Англия на
современном этапе"
М.,
Изд. "Полит.литература", 1990 г.
4.
Политико-экономи-  "Зарубежные
страны"
   ческий справочник  М., Изд. "Полит.литература,
1987 г.
5.
Энциклопедический  М., Советская
энциклопедия"
   словарь            1990 г.

      ©2010