Административные и экономические реформы Петра Административные и экономические реформы Петра
Административные и экономические реформы Петра РЕФЕРАТЫ РЕКОМЕНДУЕМ  
 
Тема
 • Главная
 • Авиация
 • Астрономия
 • Безопасность жизнедеятельности
 • Биографии
 • Бухгалтерия и аудит
 • География
 • Геология
 • Животные
 • Иностранный язык
 • Искусство
 • История
 • Кулинария
 • Культурология
 • Лингвистика
 • Литература
 • Логистика
 • Математика
 • Машиностроение
 • Медицина
 • Менеджмент
 • Металлургия
 • Музыка
 • Педагогика
 • Политология
 • Право
 • Программирование
 • Психология
 • Реклама
 • Социология
 • Страноведение
 • Транспорт
 • Физика
 • Философия
 • Химия
 • Ценные бумаги
 • Экономика
 • Естествознание




Административные и экономические реформы Петра


Министерство
общего и профессионального образования РФ
ТГТУ
Кафедра истории и политологии
Реферат на тему:
Административные и
экономические реформы Петра I”
Выполнил : Поляков В.А.
Группа: АТПП-15
Принял:
Тверь, 1997
Список использованной литературы.
1. Соловьев С.М. Об истории новой России. -
М.:Просвещение,1993.
2. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. -
Л.:Лениздат,1989.
3. Анисимов Е.В., Каменский А.Б. Россия в XVIII -
первой полови­не XIX века: История. Историк.
       Документ.
- М.:МИРОС,1994.
4. Павленко Н.И. Петр Великий. - М.:Мысль,1990.
Введение
В царствование  Петра Первого были
проведены реформы во всех об­ластях государственной жизни страны.  Многие из этих преобразований уходят  корнями в XVII век - социально-экономические
преобразования того времени послужили предпосылками реформ Петра, задачей и
содер­жанием  которых  было 
формирование дворянско-чиновничьего аппарата абсолютизма.
Обостряющиеся классовые 
противоречия  привели  к 
необходимости усиления и укрепления самодержавного аппарата в центре и
на местах, централизации управления, 
построения стройной и гибкой системы уп­равленческого аппарата,  строго 
контролируемого  высшими  органами власти.  Необходимо было также создание боеспособной регулярной во­енной
силы для проведения более агрессивной внешней политики и  по­давления участившихся народных движений.
Требовалось закрепить юри­дическими актами господствующее положение дворянства
и предоставить ему центральное, руководящее место в государственной жизни. Все
это в совокупности и обусловило проведение реформ  в  различных  сферах деятельности государства. Два с
половиной столетия историки, философы и писатели спорят о значении Петровских
преобразований, но вне зависимости от точки зрения того или иного исследователя
все сходятся в одном - это был один из наиважнейших этапов истории России,
благодаря которому всю ее можно разделить на допетровскую и послепетровскую
эпохи.  В рос­сийской  истории 
трудно найти деятеля,  равного
Петру по масштабам интересов и умению видеть главное в решаемой  проблеме. 
Конкретная же историческая оценка реформ зависит от того, что считать
для Рос­сии полезным, что - вредным, что - главным, а что - второстепенным.
Знаменитый историк Сергей Михайлович Соловьев,  который,  навер­ное,  наиболее глубоко исследовал личность и
поступки Петра Велико­го,  писал:  «Различие взглядов… происходило от
громадности дела, совершенного Петром, продолжительности влияния этого
дела; чем значительнее  какое-нибудь
явление, тем более разноречивых взглядов и мнений порождает оно,  и тем долее толкуют о нем, чем долее ощущают
на себе его влияние».
Как уже было
сказано,  предпосылками петровских  реформ 
явились преобразования  конца
XVII века.  Во второй половине этого
столетия изменяется, становясь более централизованной, система государствен­ного
управления.  Предпринимались также
попытки более четко разгра­ничить функции и сферы деятельности различных  приказов, 
появились зачатки регулярной армии -
полкииноземногостроя. Происходилииз­менения в
культуре: появились театр, первое высшее учебное заведение.
Но несмотря на то,  что почти всем
реформам Петра Великого пред­шествовали те или иные государственные
начинанияXVII в., они имели безусловно революционный характер.  После смерти императора в  1725 г. 
Россия была на пути превращения совсем в другую страну: из Мос­ковского
государства, чьи контакты с Европой были довольно-таки ог­раниченными,  она превратилась в Российскую империю - одну
из вели­чайших держав мира.  Петр
превратил Россию в  подлинно  европейскую страну  (во всяком случае,  как он
это понимал) - недаром выражение «прорубил окно в Европу» стало настолько часто
употребляемым. Вехами  на  этом пути стали завоевание выхода к
Балтике,  строительство новой столицы -
Санкт-Петербурга,  активное
вмешательство  в  евро­пейскую политику.
Деятельность Петра создала все условия для более  широкого 
зна­комства России с культурой, образом жизни, технологиями европейской
цивилизации, что и послужило началом довольно болезненного процесса ломки норм
и представлений Московской Руси.
Еще одной важной особенностью петровских реформ было то, что они
затронули  все слои общества,  в отличие от предыдущих попыток рос­сийских
правителей.  Строительство флота,  Северная война, создание новой столицы - все
это становилось делом всей страны.
В настоящее время Россия, как и два века назад, находится в стадии
реформ, поэтому анализ петровских преобразований сейчас особенно необходим.
Административные
преобразования
         С
1708 г.  Петр начал  перестраивать  старые  органы власти и
управления и заменять их новыми. В результате к концу  первой  четверти  XVIII 
в.  сложилась  следующая система органов власти и
управления.
         Вся
полнота законодательной, 
исполнительной,  и су­дебной  власти 
сосредоточилась  в руках
Петра,  который после завершения
Северной войны получил титул  императо­ра.  В 1711 г. был
создан новый высший орган исполнитель­ной и судебной власти - Сенат, обладавший
и значительны­ми  законодательными  функциями. 
Он принципиально отли­чался от своего предшественника - Боярской думы.
         Члены
совета назначались императором. В порядке осу­ществления исполнительной
власти  Сенат издавал  указы, имевшие  силу  закона.  В 
1722  г.  во главе Сената был поставлен
генерал-прокурор, на которого возлагался конт­роль за деятельностью всех
правительственных учреждений. Генерал-прокурор должен был выполнять функции
"ока госу­дарства". Этот контроль он осуществлял через прокуроров,
назначаемых во все правительственные учреждения.  В пер­вой  четверти  XVIII в. к системе прокуроров добавилась
система фискалов,  возглавляемая
оберфискалом. В обязан­ности  фискалов
входило донесение обо всех злоупотребле­ниях учреждений и должностных лиц,  нарушавших "казенный интерес".
         Никак
не соответствовали новым  условиям  и  задачам
приказная система,  сложившаяся при
Боярской думе. Воз­никшие в разное время приказы  (Посольский,  Стрелецкий,
Поместный,  Сибирский,  Казанский, Малороссийский и др.) сильно  различались 
по  своему  характеру 
и  функциям. Распоряжения  и 
указы  приказов  зачастую противоречили друг другу,  создавая невообразимую путаницу  и 
надолго задерживая решение неотложных вопросов.
         Взамен
устаревшей системе приказов в 
1717-1718  гг. было создано 12
коллегий, каждая из которых ведала опре­деленной отраслью или сферой  управления 
и  подчинялась Сенату.  Главными 
считались три коллегии: 
Иностранная, Военная и Адмиралтейство. 
В компетенцию Комерц-,  Ману­фактур-  и 
Берг - коллегии входили вопросы торговли и промышленности. Три коллегии
ведали финансами: Камер-колле­гия  -
доходами,  Штатс - коллегия -
расходами,  а Ревизи­он - коллегия
контролировала поступления доходов, сбор по­датей, налогов, пошлин,
правильность расходования учреж­дениями отпущенных им сумм.  Юстиц-коллегия ведала граж­данским   судопроизводством,  а Вотчинная, учрежденная несколько позже, -
дворянским землевладением. Был создан еще Главный магистрат, ведавший всем
посадским населени­ем;  ему подчинялись
магистраты и ратуши  всех  городов. Коллегии  получили право издавать указы по тем вопросам, которые входили в
их ведение.
         Кроме
коллегий  было создано несколько контор,
канцелярий, департаментов, приказов, функции которых бы­ли также четко
разграничены.  Одни из них,  например Ге­рольдмейстерская  контора, 
ведавшая  службой  и 
произ­водством  в чины
дворян;  Преображенский приказ и Тайная
канцелярия, ведавшие делами о государственных преступле­ниях, подчинялись
Сенату, другие - Монетный департамент, Соляная контора,  Межевая канцелярия и др. - подчинялись одной
из коллегий.
         В
1708 - 1709 гг.  была начата  перестройка 
органов власти и управления на местах. 
Страна была разделена на 8 губерний, 
различавшихся по  территории  и 
количеству населения. Так, Смоленская и Архангелогородская губернии
своим размером мало отличались от современных 
областей, а  Московская  губерния 
охватывала весь густонаселенный центр, 
территорию современных Владимирской, Ивановской, Калужской,  Тверской, 
Костромской,  Московской,  Ря­занской, Тульской и Ярославской областей,
на которой жи­ла почти половина всего населения страны. В число губер­ний вошли
Петербургская, Киевская, Казанская, Азовская и Сибирская.
         Во
главе губернии стоял назначаемый 
царем  губерна­тор,  сосредоточивавший  в  своих руках
исполнительную и судебную власть. При губернаторе существовала губернская
канцелярия. Но положение осложнялось тем, что губернатор подчинялся не только
императору и Сенату, но и всем кол­легиям, распоряжения и указы которых
зачастую противоречили друг другу.
         Губернии в  1719  г.  были 
разделены  на провинции, число
которых равнялось 50. Во главе провинции стоял во­евода с канцелярией при
нем.  Провинции, в свою очередь,
делились на уезды с воеводой и уездной 
кан­целярией.  Некоторое  время в царствование Петра уездная
администрация была заменена выборным земским комисса­ром из местных дворян или
отставных офицеров.  Его функ­ции
ограничивались сбором подушной 
подати,  наблюдением за
выполнением казенных повинностей, 
задержанием беглых крестьян. 
Подчинялся  земский  комиссар 
провинциальной канцелярии. 
В  1713  г.  местному  дворянству было пре­доставлено выбирать
по  8-12  ландратов 
(советников  от дворян уезда) в
помощь губернатору, а после введения по­душной подати были созданы полковые
дистрикты. Квартиро­вавшие в  них
воинские части наблюдали за сбором податей и пресекали  проявления 
недовольства  и  антифеодальные выступления. Роспись чинов 24
января 1722 г.,  табель  о 
рангах, вводила новую классификацию служащего люда.  Все новые уч­режденные должности - все с
иностранными названиями, ла­тинскими и немецкими, кроме весьма немногих, -
выстроены по табели в три параллельных ряда: 
воинский, статский и придворный, 
с  разделением  каждого 
на 14 рангов,  или классов.
Аналогичная лестница с 14 ступенями чинов вводилась во флоте и прид­ворной
службе. Этот учредительный акт реформированного русского чи­новничества,  ставил бюрократическую иерархию, заслуги и
выслуги, на место аристократической иерархии породы, ро­дословной книги. В
одной из статей, присоединенных к та­бели, 
с ударением пояснено,  что знатность
рода сама по себе,  без службы, ничего
не значит, не создает человеку никакого положения, людям знатной породы
никакого поло­жения не дается, пока они государю и отечеству заслуг не
покажут. 
Экономические реформы
       В
Петровскую эпоху российская экономика, 
и прежде всего промыш­ленность совершила гигантский скачок.  В то же время  развитие  хо­зяйства в
первой четверти XVIII в. шло путями, намеченными предыду­щим периодом.  В Московском государстве  XVI-XVII 
в.  существовали крупные
промышленные  предприятия  - Пушечный двор,  Печатный двор, оружейные заводы в Туле,  верфь в Дединове и др.  Политика
Петра  в отношении экономической  жизни 
характеризовалась  высокой
степенью применения командных и протекционистских методов.
       В
сельском  хозяйстве возможности
совершенствования черпались из дальнейшего освоения плодородных земель,  возделывания  технических культур, дававших 
сырье для промышленности, 
развития животноводс­тва, продвижения земледелия на восток и юг, а также
более интенсив­ной эксплуатации 
крестьян.  Возросшие  потребности 
государства  в сырье для
российской промышленности привели к широкому 
распростра­нению таких культур, 
как лен и конопля. Указ 1715 г. поощрял выра­щивание льна и
конопли,  а также табака,  тутовых деревьев для шел­копрядов. Указ 1712
г.  предписывал создавать коневодческие
хозяйс­тва в Казанской,  Азовской и
Киевской губерниях,  поощрялось  также овцеводство.
       В
Петровскую эпоху происходит резкое разграничение страны на две зоны ведения
феодального хозяйства - неурожайный Север, где феодалы переводили своих
крестьян на денежный оброк, зачастую отпуская их в город и другие
сельскохозяйственные местности на заработки, и 
пло­дородный Юг,  где
дворяне-землевладельцы  стремились  к 
расширению барщины.
       Также
усиливались государственные повинности крестьян. Их силами строились
города  (на  строительстве 
Петербурга  работали  40 тыс. крестьян), мануфактуры,  мосты, 
дороги; проводились ежегодные рек­рутские наборы, повышались старые
денежные сборы и вводились новые. Главной целью политики Петра все время
являлось получение как можно больших денежных и людских ресурсов для
государственных нужд.
       Были
проведены две переписи - в 1710 и 1718 гг. По переписи 1718 г. единицей
обложения становилась "душа" мужского пола, вне зависи­мости от
возраста, с которой взималась подушная подать в размере 70 копеек в год (с
государственных крестьян - 1 руб.  10
коп.  в год).
Это упорядочило податную политику и резко подняло
доходы  государс­тва (примерно  в 4 раза; 
к концу правления Петра они составляли до 12 млн. руб. в год).
       В
промышленности   произошла   резкая 
переориентация  с  мелких крестьянских и ремесленных хозяйств
на мануфактуры.  При Петре было основано
не менее 200 новых мануфактур, он всячески поощрял их соз­дание. Политика государства
была также направлена на ограждение мо­лодой российской промышленности от
конкуренции со стороны западноевропейской путем введения очень высоких
таможенных пошлин  (Таможен­ный устав
1724 г.)
       Российская
мануфактура, хотя и имела капиталистические черты, но использование на ней
преимущественно труда крестьян - посессионных, приписных, оброчных и др. -
делало ее крепостническим предприятием. В зависимости от того, чьей
собственностью они являлись, мануфакту­ры делились на казенные,  купеческие и помещичьи. В 1721 г. промыш­ленникам
было предоставлено право покупать крестьян для закрепления их за предприятием
(посессионные крестьяне).
       Государственные
казенные заводы использовали труд 
государствен­ных крестьян, приписных крестьян, рекрутов и свободных
наемных мас­теров. Они в основном обслуживали тяжелую промышленность  - 
метал­лургию, судоверфи, рудники. На купеческих мануфактурах,
выпускавших преимущественно товары широкого потребления,  работали и посессион­ные, и оброчные
крестьяне,  а также вольнонаемная
рабочая сила. По­мещичьи предприятия 
полностью обеспечивались силами крепостных по­мещика-владельца.
       Протекционистская
политика  Петра  вела к появлению мануфактур в самых разных
отраслях промышленности,  зачастую
появлявшихся в Рос­сии впервые. 
Основными были те,  которые
работали на армию и флот: металлургические, оружейные,  судостроительные,  суконные, полотняные, кожевенные и т.п. Поощрялась
предпринимательская деятельность, создавались льготные условия для людей,
которые создавали новые ма­нуфактуры или брали в аренду государственные.
Возникают
мануфактуры  во многих отраслях -
стекольной,  пороховой,
бумагоделательной,  парусинной, полотняной, шелкоткацкой, су­конной, кожевенной,  канатной, 
шляпной,  красочной,  лесопильной и многих других. Возникновение
литейной промышленности в Карелии на базе уральских руд,  строительство Вышневолоцкого канала,  способс­твовали развитию металлургии в новых
районах и вывели Россию на од­но из первых мест в мире в этой отрасли.
       К
концу царствования Петра в России существовала развитая многоотраслевая
промышленность с центрами в Петербурге, 
Москве, на Ура­ле. Крупнейшими 
предприятиями были Адмиралтейская верфь,  Арсенал, петербургские пороховые заводы,  металлургические заводы Урала, Ха­мовный
двор в Москве. Шло укрепление всероссийского рынка, накопле­ние капитала
благодаря меркантилистской политике государства.  Рос­сия поставляла на мировые рынки конкурентоспособные товары:
железо, полотна, юфть, поташ, пушнину, икру.
       Тысячи
россиян  проходили  в Европе обучение разным специальнос­тям, и
в свою очередь иностранцы - инженеры-оружейники, металлурги, мастера
шлюзного  дела  нанимались на российскую службу. 
Благодаря этому Россия обогащалась самыми передовыми технологиями
Европы.
       В
результате  Петровской  политики 
в  экономической  области за сверхкороткий срок была создана  мощная 
промышленность,  способная
полностью обеспечить  военные и
государственные нужды и ни в чем не зависящая от импорта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
       Главным
итогом всей совокупности Петровских реформ стало установ­ление в России режима
абсолютизма,  венцом которого стало
изменение в 1721 г.  титула российского
монарха - Петр объявил себя императо­ром, а 
страна стала называться Российской Империей.  Таким образом, было оформлено то,  к чему шел Петр все годы своего царствования -­ создание
государства со стройной системой управления, сильной арми­ей и флотом, мощной
экономикой, оказывающего влияние на международ­ную политику. В результате
Петровских реформ государство не было свя­зано ничем и могло пользоваться
любыми средствами для достижения сво­их целей. В итоге Петр пришел к своему
идеалу государственного уст­ройства - военному кораблю, где все и вся подчинено
воле одного че­ловека - капитана,  и
успел вывести этот корабль из болота в бурные воды океана, обходя все рифы и
мели.
       Россия
стала самодержавным, военно-бюрократическим государством, центральная роль в
котором принадлежала дворянскому сословию. Вмес­те с тем отсталость России не
была полностью преодолена,  а реформы
осуществлялись в основном за счет жесточайшей эксплуатации  и 
при­нуждения.
       Роль
Петра Великого в истории России трудно переоценить.  Как бы не относиться к методам и стилю проведения им
преобразований, нель­зя не признать - Петр Великий является одной из самых
заметных  фи­гур мировой истории.
В петровскую эпоху экономика и прежде всего промышленность совершила гигантский скачок. Социально экономические преобразования Административные реформы Петра. Социально экономические реформы государственная реформа петра. Какие экономические реформы существовали в Петровскую эпоху. Социально экономические и административные реформы петра. Административные реформы петра использованная литература. Реформы петра в области административных отношений. Почему эпоха петра считется экономическим скачком. Что относится к экономическим реформам Петра. Административные и военные реформы пертра. Реферат на тему административные реформы. Административные реформы петра первого. Экономические предпосылки реформ Петра. Социально экономические реформы петра. Реформы Петра в экономической области.

      ©2010