Доклад: Александрийская грамматическая школа
Александрийская
грамматическая школа
Александрийская
грамматическая школа, наиболее значительная античная школа, занимавшаяся
описанием языка. Александрия, столица эллинистического государства Птолемеев
(4–1 вв. до н.э.), была крупнейшим центром греческой культуры и образованности;
эта роль сохранялась за ней и в период, когда Египет входил в состав Римской
империи и Византии (1 в. до н.э. – 7 в. н.э).
Александрия
была многонациональным городом, там жили носители разных языков, однако языком
администрации и культуры был греческий. Это обусловило необходимость обучения
обучения негреков греческому языку, для чего требовалось его надлежащим образом
описать. Именно поэтому античная лингвистическая традиция, ранее
ограничивавшаяся отдельными замечаниями относительно природы и свойств языка,
перешла в александрийской лингвистической школе к систематическому описанию
языковой системы.
Первые
грамматики в Александрии появились в 3 в. до н.э., создателем многих
грамматических понятий считается Аристарх (2 в. до н.э.), однако их сочинения
до нас не дошли. Из многих трактатов, писавшихся в течение почти тысячелетия,
сохранились лишь два, считавшиеся образцовыми и многократно переписывавшиеся: Синтаксис
Аполлония Дискола (2 в. н.э.) и грамматика Дионисия Фракийского, время создания
которой точно не известно. Эти две книги дают достаточно детальное
представление об идеях и методах александрийской лингвистической школы.
Некоторые другие грамматики и трактаты известны в отрывках, включенных в
сочинения других авторов.
Сложная
морфология греческого языка требовала прежде всего обучения морфологическим
моделям, правильному склонению и спряжению слов. Поэтому термин «грамматика»,
во времена александрийской лингвистической школы означавший описание языка
вообще, впоследствии закрепился в современном, более узком значении.
Большинство описаний языка, созданных в рамках александрийской лингвистической
школы, включая грамматику Дионисия Фракийского, начиналось с краткого описания
фонетики, за которым следовало занимавшее основное место изложение морфологии;
синтаксис либо описывался в конце, либо выделялся в особое сочинение, как это
было у Аполлония Дискола. Систематических описаний лексики у александрийцев не
существовало, словари не составлялись, и давались лишь толкования непонятных
слов у Гомера и других древних уже для того времени авторов. Фонетические
описания были очень краткими и не шли дальше разделения звуков на гласные и
согласные; звуки смешивались с буквами. Описание морфологии было не только
самым пространным, но и наиболее детальным, причем многие понятия и термины,
сформировавшиеся в рамках александрийской лингвистической школы, сохранились до
наших дней. В качестве центральной и неопределяемой единицы грамматики
рассматривались слова; слова детально классифицировались по частям речи:
выделялись имя, глагол, причастие, наречие, местоимение, член (артикль),
предлог, союз. Выделялись также грамматические категории: род, число, падеж для
имени, лицо, время, наклонение, залог для глагола; давались таблицы (парадигмы)
склонения и спряжения. Синтаксис у Аполлония Дискола в основном сводился к
описанию правил согласования и управления; классификация членов предложения
тогда еще не была разработана. Александрийцы занимались также изучением
ударения и долгот гласных в связи с правилами стихосложения, толковали и
исправляли древние тексты, собирали их рукописи, хранившиеся в обширной
Александрийской библиотеке.
Уже с 1 в. до
н.э. идеи александрийской грамматической школы проникли в Рим и оказали большое
влияние на становление латинского варианта античной традиции. Позже они
продолжали господствовать в Византии, в их рамках были написаны, среди прочего,
первые грамматики старославянского языка. После завоевания Египта арабами в 7
в. александрийская грамматическая школа прекратила свое существование.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.krugosvet.ru/
|