Характеристика Дальневосточного экономического района Характеристика Дальневосточного экономического района
Характеристика Дальневосточного экономического района РЕФЕРАТЫ РЕКОМЕНДУЕМ  
 
Тема
 • Главная
 • Авиация
 • Астрономия
 • Безопасность жизнедеятельности
 • Биографии
 • Бухгалтерия и аудит
 • География
 • Геология
 • Животные
 • Иностранный язык
 • Искусство
 • История
 • Кулинария
 • Культурология
 • Лингвистика
 • Литература
 • Логистика
 • Математика
 • Машиностроение
 • Медицина
 • Менеджмент
 • Металлургия
 • Музыка
 • Педагогика
 • Политология
 • Право
 • Программирование
 • Психология
 • Реклама
 • Социология
 • Страноведение
 • Транспорт
 • Физика
 • Философия
 • Химия
 • Ценные бумаги
 • Экономика
 • Естествознание




Характеристика Дальневосточного экономического района


ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ РАЙОНА
1. Состав
района.
2. Физико-
и экономико-географическое положение района.
3. Природа
района и природные предпосылки его развития.
4. История
освоения территории и формирование хозяйственного комплекса района.
5. Население
и трудовые ресурсы района.
6. Народнохозяйственный
комплекс района
7. Территориальная
структура расселения и хозяйства района.
   В состав Дальневосточного экономического района входят :
Приморский и Хабаровский (с Еврейской автономной областью) края , Республика
Саха (Якутия) , Амурская, Камчатская (с Корякским автономным округом) ,
Магаданская (с Чукотским автономным округом) и Сахалинская области.
   Главная особенность Дальневосточного экономического района в
природном отношении - соседство с Тихим океаном и неразрывная связь с ним во
всех отношениях. Дальний Восток омывают моря Тихоокеанского бассейна —
Берингово , Охотское , Японское , образуя большой морской бассейн России. Все
эти моря глубоководны , дно их очень неровное. Впадины часто сменяются
подводными поднятиями и хребтами , берега обрывисты , слабо изрезаны ,
естественных защищенных бухт для стоянок судов мало.
   От Тихого океана моря отделены цепью островов: Алеутских ,
Курильских , Японских. К востоку от них лежит одна из самых глубоких океанских
впадин — Курило-Камчатская. Огромная протяженность морей по восточной окраине
России обуславливает огромные различия в их климатических условиях. Если
северная часть Берингова моря находится в субарктическом климате , то южная
часть Японского лежит в области субтропического.
   Растительный и животный мир морей Тихого океана намного богаче
морей Северного Ледовитого океана. На мелководьях произрастают заросли морских
трав и водорослей. Бурые водоросли , достигающие в длину 50 метров , образуют
иногда настоящие подводные леса.
   На островах очень много птиц: кайр , чаек , балканов , топориков
, белобрюшек , глупышей. В настоящее время промысловую ценность в
дальневосточных морях имеют тюлень , нерпа , белуха. У западных берегов
полуострова Камчатка ведется лов крабов.
   Разнообразны рыбные ресурсы дальневосточных морей. Важнейшими
рыбодобывающими районами являются акватории Камчатки , Охотского побережья ,
Амурский лиман , побережья Южного Сахалина и Приморья. На первом месте по
значению стоят проходные лососевые рыбы — кета , горбуша , нерка , чавыча. На
нерест они идут в Амур , в реки Охотского побережья , Камчатки и Сахалина.
   В заливе Посьет Японского моря работает единственное в стране
предприятие , где в естественных условиях моллюсков (гребешки , гигантские
устрицы) — высокопитательных и обладающих лечебными свойствами.
   Важнейшей особенностью экономико-географического положения
Дальневосточного экономического района является большая удаленность от
основного экономического потенциала России. Район расположен на восточной
окраине страны , его отделяют не только от Москвы , но даже от индустриальных
центров Сибири расстояния , измеряемые многими тысячами километров. И по
прежнему единственным сухопутным путем остается Транссибирская магистраль , по
которой расстояние от Москвы до Владивостока более 9300 километров , что
составляет примерно неделю езды на скором поезде.
   Широкий выход к Тихому и Ледовитому океанам , пересечение
морских путей в страны Тихоокеанского бассейна позволяют интенсифицировать внешнюю
торговлю и участвовать в международном разделении труда.
   В межрайонном разделении труда Дальний Восток выделяется
производством цветных металлов , алмазов , слюды , добычей рыбы и морепродуктов
, лесной и целлюлозно-бумажной промышленностью , судоремонтом и пушным
промыслом. В сельскохозяйственном производстве Дальневосточный район
специализируется на выращивании сои и оленеводстве. Все отрасли рыночной
специализации основаны на использовании местных природных богатств. Дальний
Восток играет важную роль в морских и внешнеторговых связях России. На экспорт
Дальний Восток поставляет каменный уголь , лес , пушнину , рыбу и т.д.
   Природные условия Дальнего Востока отличаются резкой
контрастностью , что обусловлено очень большой протяженностью территории с
севера на юг. Большая часть территории занята горами и высокими нагорьями.
Низменностями заняты лишь сравнительно небольшие площади по речным долинам.
Наиболее обширная низменность находится в долине Амура и его притока Уссури. На
значительной части района распространена многолетняя мерзлота , что затрудняет
строительство и развитие земледелия. Горы имеют высоты в среднем 1000-1500
метров. Но отдельные вершины поднимаются до 2000 метров и более. На
Тихоокеанском побережье преобладают молодые горы , о чем свидетельствует
вулканическая деятельность. На Камчатке действуют более 20 вулканов ,
крупнейший из них Ключевская Сопка , много гейзеров.
   Моря , омывающие Дальний Восток , отличаются высокой
ледовитостью. В первую очередь она свойственна арктическим морям Северного
Ледовитого океана - Чукотскому и Восточно-Сибирскому. Но и моря Тихого океана -
Берингово и Охотское - также холодные , с длительным ледовым периодом и потому
трудны для плавания. Лишь в Японском море и в открытых водах северо-западной
части Тихого океана , подверженных влиянию теплого течения Куросио , возможна
круглогодичная навигация.
   Большое значение для развития района имеют запасы полезных
ископаемых. Межрайонное значение имеют руды цветных металлов и редких металлов.
Это один из важнейших золотоносных районов России. Месторождения рудного и
рассыпного золота сосредоточены в бассейнах Колымы , Алдана , Зеи , Амура,
Селемджи , Буреи , на Чукотке и на склонах Сихотэ-Алиня. Оловянные ,
вольфрамовые , свинцово-цинковые руды открыты и разрабатываются в Республике
Саха , Магаданской области , в отрогах Сихотэ-Алиня. Дальний Восток располагает
большими запасами ртути. Основные месторождения расположены на Чукотке , в
Якутии и Хабаровском крае. В Томмоте на верхнем Алдане разведаны уникальные
месторождения слюды. Большое значение имеют месторождения алмазов северо-запада
Республики Саха - “Мир”, “Удачное” и др.
   В Дальневосточном районе известны запасы железных руд.
Наибольшее значение имеет Алданский железорудный бассейн с месторождениями
Таежное , Пионерское , Сиваглинское , расположенный на юге Якутии.
   Располагает Дальний Восток и большими запасами топливных
ресурсов , особенно каменным и бурым углем. Однако крупные запасы угля
расположены в Ленском бассейне , сильно удаленном от освоенных территорий. На
юге Республики Саха расположен один из наиболее перспективных бассейнов
коксующегося угля - Южно-Якутский. Остальные месторождения , сравнительно небольшие
, разбросаны по территории района.
   Выявлены на территории района нефтегазоносные провинции : на
Сахалине, Камчатке , Чукотке , в Магаданской области , но разрабатываются пока
только месторождения нефти  Оха и Тунгор
на севере Сахалина. Нефть высокого качества , но ее не хватает для
удовлетворения потребностей района. Газ обнаружен в Лено-Вилюйской
нефтегазоносной провинции. Это один из важнейших перспективных газоносных
районов.
   Располагает Дальний Восток и запасами нерудного сырья : мергелем
, известняками , огнеупорными глинами , кварцевыми песками , а также серой ,
графитом , слюдой.
   Гидрографическая сеть района очень обширна и многоводна. Среди
наиболее крупных можно выделить бассейны Лены , Амура , Яны , Индигирки ,
Колымы и т.д. Реки концентрируют в себе огромные запасы гидроэнергии , богаты
ценными видами рыб , являются транспортными путями , в том числе и зимой ,
когда по льду прокладываются зимники. Богат район и термальными водами. Горячие
источники , особенно на Камчатке , питают реки , которые зимой не замерзают. С
вулканической деятельностью связано происхождение гейзеров. Вода горячих
источников содержит цинк , сурьму , мышьяк , имеет лечебное значение и открывает
большие возможности для создания курортной базы.
   Очень большое значение для экономики района имеют моря Тихого
океана : Берингово , Охотское и Японское. Замерзая на сравнительно короткий
период, они имеют рыбохозяйственное , зверопромысловое и транспортное значение.
Здесь сконцентрированы крупнейшие в мире запасы лососевых рыб : кета, нерка ,
чавыча , обитают тюлени , моржи , котики. Леса на Дальнем Востоке покрывают
около 260 млн. га территории района. В лесах произрастают лиственница , ель ,
пихта , кедр , широколиственные породы : дуб , ясень , клен и т.д.
   Особенности физико-географического положения определили
разнообразие природно-климатических условий - от резко континентального до
муссонного климата юго-востока района,что вызвало неравномерность заселения и
освоения района.
   В северной части района климат исключительно суровый. Зима
холодная , малоснежная , продолжается до 9 месяцев. Почти повсеместно
многолетняя мерзлота. В Республике Саха находится полюс холода северного
полушария. Однако теплое , хотя и очень короткое лето позволяет развивать
земледелие в открытом грунте. В южной части района климат муссонного типа с
холодной зимой и влажным летом. Вегетационный период в бассейне Нижнего Амура
составляет до120 дней , и лишь на юге Приморья - до 190 дней. Большое количество
осадков , выпадающих в летний период , вызывает сильное переувлажнение почв ,
что создает большие трудности для сельского хозяйства.
   Вследствие суровости климата и удаленности территории Республика
Саха и Магаданская область заселены очень редко. Освоение этих районов имеет
очаговый характер.Более плотно заселены Хабаровский край и Амурская область.
   Экологические проблемы Дальнего Востока имеют специфический
характер , связанный с размещением производительных сил на необъятных
территориях с различным уровнем освоенности. Нагрузка на окружающую среду носит
не сплошной , а очаговый характер , который ведет к серьезным локальным
нарушениям , при этом нужно иметь в виду , что большая часть района находится в
зоне многолетней мерзлоты.
   Современное состояние окружающей Среды требует самых неотложных
мер. Дальневосточное отделение Академии наук России разработало Долговременную
программу охраны природы и рационального использования природных ресурсов
Дальнего Востока. В эту программу заложены принципы рационального пользования
ресурсами , сохранения уникального видового состава биоты , снижения
генетических последствий загрязнения Среды. Открытие и заселение Дальнего
Востока приходятся на 17-ый век и связаны с общим продвижением русских к
берегам Тихого океана . Пути отрядов казаков-первопроходевсначала пролегали по
студеным морям Северного Ледовитого океана и рекам , лишь затем они
направлялись в более южные территории вплоть до Приамурья и Приморья.
   В 1632 году сотник Петр Бекетов проник от устья вверх по Лене и
основал острог , получивший название Якутск , который вскоре стал центром
Восточно-Сибирского края и опорной базой для дальнейших походов на восток и на
юг.
   В 1639 году И.Москвитин с отрядом казаков вышел к Охотскому морю
, заложил острожек в устье реки Улья , обследовал на значительном протяжении
побережье. В 1643-1646 годах В.Поярков совершил поход к низовьям Амура. В
1649-1652 годах Е.Хабаров осуществил две экспедиции в приамурские земли и
основал там несколько городов - Албазин , Ачин и др. С.Дежнев и Ф.Алексеев на
кочах (лодках) в 1648 году достигли восточной оконечности Азии. Выступив из
Анадырского острога , отряд В.Атласова добрался до Камчатки. По “челобитным” и
сказам” первопроходцев П.И.Годуновым в 1667 году была составлена карта -
Чертеж сибирской земли”.
   Важный этап в исследованиях Дальнего Востока связан со
знаменитыми Камчатскими экспедициями под начальством Витуса Беринга и Алексея
Чирикова (1725-1730 и 1733-1743 годах) , во время которых были определены
очертания северной части Дальнего Востока , открыты Алеутские и Командорские
острова , разрешен вопрос “сошлась ли Азия с Америкой”.
   Географические открытия и обследования , сделанные в 18-ом веке
, подготовили исторические плавания русских моряков вокруг света к берегам
Дальнего Востока : И.Ф.Крузенштерна и Ю.Ф.Лисянского (1803-1806 годы) ,
В.М.Головина (1807-1809 и 1817-1819 годах) , М.П.Лазарева (1813-1816 и
1822-1825 годах) , Ф.П.Литке (1826-1829 годах) и др.
   В 1849 году экспедицией Г.И.Невельского были установлены
островное положение Сахалина и возможность выхода из устья Амура в море. На
Дальнем Востоке были созданы опорные пункты : Петропавловск-на-Камчатке , Николаевск-на-Амуре
, Владивосток.
   Организованное заселение Дальнего Востока началось с 50-х годов
19-ого века. Оно усилилось после отмены в 1861 году крепостного права и
принятия законов о переселенцах.
   Интерес к Дальнему Востоку возрос , когда в 1891 году началось
строительство Транссибирской железной дороги. Были развернуты геологические ,
географические , экономические и другие исследования. Все это дало импульс к
развитию производительных сил Дальнего Востока : появились промышленные (горные
, рыбные) и транспортные предприятия , расширились промыслы пушнины и морского
зверя (котиков) , увеличилось сельскохозяйственное производство , возросла
торговля.
   Однако в целом Дальний Восток в экономическом отношении
оставался крайне отсталым регионом царской России. Правительство видело в нем
сырьевой “придаток” для метрополии. Использовались лишь те из природных
богатств Дальнего Востока (золото , цветные металлы , пушнина , лососевые рыбы)
, которые давали предпринимателям высокие прибыли. Важные позиции в экономике
Дальнего Востока занимали иностранные монополии , безжалостно эксплуатировавшие
его ресурсы и население.
   Вплоть до 1917 года Дальний Восток оставался слабонаселенной
территорией. Развитие производительных сил Дальнего Востока в годы Советской
власти привели к увеличению численности населения : в 1920 году в районе
проживало 1.2 млн., а в 1980 году - 7 млн. человек. Темпы роста населения
Дальнего Востока - одни из самых высоких в стране.
   Сейчас численность населения Дальнего Востока - более 7.6 млн.
человек. Городское население составляет 76%. Дальний Восток - самый
малонаселенный район Российской Федерации. Средняя плотность его населения 1.2
человек на 1 кв. км. По территории района население размещено крайне неравномерно.
Наиболее высокая плотность - более 12 человек на 1 кв. км. в Приморском крае.
Довольно густо населена южная часть Сахалина. В то же время в Республике Саха ,
Магаданской и Камчатской областях плотность населения составляет лишь 0.3 - 0.8
человек на 1 кв. км. Население отличается пестротой национального состава.
Подавляющее большинство населения - русские. Живут здесь также много украинцев
, татар , евреев и большая группа коренных народностей - коряков , нанайцев ,
нивхов , ульчей , удегейцев , ительменов , эвенков , алеутов , чукчей ,
эскимосов и др.
                                                                
                                                              
ЗАСЕЛЕННОСТЬ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЙОНА АДМИНИСТРАТИВНО- ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЕДИНИЦА НАСЕЛЕНИЕ  ЧЕЛОВЕК. ПЛОЩАДЬ КМ. КВ. КОЛ-ВО ГОРОДОВ ПЛОТНОСТЬ НАСЕ- ЛЕНИЯ ЧЕЛ.НА КВ. КМ. ЯКУТИЯ 900000 3103200 10 0.29 КАМЧАТСКАЯ ОБЛАСТЬ 443000 472300 3 0.93 ЧУКОТСКИЙ АО 110000 737300 0 0.15 ЕВРЕЙСКАЯ АВТОНОМНАЯ ОБЛАСТЬ 250000 36000 2 6.94 САХАЛИНСКАЯ ОБЛАСТЬ 709000 87100 19 8.14 ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ 1794000 824600 9 2.17 ПРИМОРСКИЙ КРАЙ 2189000 165900 9 13.19 АМУРСКАЯ ОБЛАСТЬ 1053000 363700 9 2.89 КОРЯКСКИЙ АО 40000 301500 0 0.13 МАГАДАНСКАЯ ОБЛАСТЬ 410000 461400 3 0.89
  
   Быстрая индустриализация Дальнего Востока поставила эти
малочисленные народы на грань исчезновения. Нарушена среда их обитания ,
национальные традиции. Сегодня эти малочисленные народы стремятся обрести право
быть хозяевами на своей земле , стремятся к возрождению.
   В последние десятилетия население Дальнего Востока значительно
возросло. Увеличение численности населения происходит как за счет естественного
, так и за счет механического прироста , главным образом привлечения на крупные
стройки трудовых ресурсов , преимущественно из многонаселенных европейских
районов.
   Особенно значительный прирост рабочей силы наблюдается в цветной
металлургии , рыбной , лесной ,деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности
, т. е. в отраслях специализации. В целях закрепления кадров на Дальнем Востоке
предусмотрены ускоренное жилищное строительство , укрепление службы быта и
расширение сети социально-культурных учреждений и предприятий.
   Ведущее место среди отраслей рыночной специализации
Дальневосточного района принадлежит цветной металлургии. В последние годы она
особенно быстрыми темпами развивалась в Республике Саха и Хабаровском крае.
Цветная металлургия представлена добычей олова , ртути , полиметаллов , вольфрама
, мышьяка.
   Наибольший удельный вес по запасам олова принадлежит Республике
Саха , где осваивается крупнейшее Депутатское месторождение. Введены в действие
рудники Фестивальный и Перевальный , строится обогатительная фабрика в Горном.
Построены оловянный комбинат в Хрустальном (Приморский край) и комбинат “Солнечный”
по добыче олова (Хабаровский край).
   Получила развитие свинцово-цинковая промышленность ,
сосредоточенная в Приморском крае , производящая свинцово-цинковые концентраты
и свинец. В настоящее время осваиваются новые крупные месторождения
свинцово-цинковых руд - Вознесенское и Николаевское. В Магаданской области и
Приморском крае добывается вольфрам.
   Быстро растет алмазодобывающая промышленность. Построены два
крупных горно-обогатительных комбината “Мир” и “Айхал” , строится новый комбинат.
   К ведущим отраслям рыночной специализации района относится рыбная промышленность. По улову рыбы
Дальнему Востоку принадлежит первое место среди экономических районов России.
Важную роль играет район в китобойном и крабовом промыслах.
   Главными районами рыболовства и морского промысла являются
Охотское , Японское и Берингово моря и восточная часть Тихого океана. В
последние годы промысловые суда Дальнего Востока ведут добычу рыбы также в
водах Индийского океана и южной части Тихого океана. Рыболовецкий флот оснащен
первоклассной техникой. Введены в действие плавучие рыбоперерабатывающие заводы
, китобойные флотилии. Возникли крупные центры рыбопереработки -
Петропавловск-Камчатский , Усть-Камчатск , Невельск , Холмск , Корсаков , Южно-Курильск
, Находка , Николаевск-на-Амуре , Охотск и др. Построены холодильные комбинаты
, крупнейшие из них находятся в Петропавловске-Камчатском и
Комсомольске-на-Амуре.
        
Производственные связи рыбной промышленности Дальнего Востока
  
   Отраслями рыночной специализации являются также лесная , целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая
промышленность. Район имеет значительный удельный вес в вывозе древесины ,
производстве пиломатериалов , бумаги, целлюлозы и древесно-волокнистых плит.
Лесная промышленность развита в основном в Хабаровском и Приморском краях и в
Амурской области. Центры лесопиления - Имен , Лесозаводск , Благовещенск ,
Свободный , Хабаровск , Комсомольск-на-Амуре , Амурск , Хор , Бикин и др.
Производство фанеры создано во Владивостоке и Биробиджане , мебели - в
Благовещенске , Хабаровске , Владивостоке , Биробиджане , спичек - в
Благовещенске , целлюлозно-бумажная развита на Сахалине (Углегорск , Поронайск
и др.).
   Машиностроение имеет
разнообразную структуру , однако ведущими его отраслями являются судоремонт и
производство энергетического оборудования. Машиностроительные заводы производят
дизели , мостовые краны , судовые механизмы , литейное оборудование ,
металлорежущие станки , приборы , инструменты и т. д. Один из крупнейших
машиностроительных центров - Хабаровск. Судоремонт развит в
Николаевске-на-Амуре , Петропавловске-Камчатском , Владивостоке , Находке , а
речное судостроение - в Благовещенске.
   Сельскохозяйственное машиностроение размещается в городе
Свободном (Амурская область). В Благовещенске построен завод
Амурэлектроприбор” , во Владивостоке - завод инструментов и другие заводы , в
Хабаровске работает завод “Дальдизель”, в Комсомольске-на-Амуре - завод
подъемно-транспортного оборудования , в Биробиджане - “Дальсельмаш”.
    Далее рассмотрим отрасли , дополняющие территориальный комплекс
:
   Топливная промышленность
представлена добычей угля , нефти и природного газа.
   Черная металлургия
пока еще развита недостаточно. В районе имеется завод передельной металлургии -
Амурсталь” в Комсомольсе-на-Амуре , работающий на металлоломе. Посторен второй
передельный металлургический завод.
   Легкая промышленность Дальнего
Востока представлена текстильной , швейной , трикотажной , кожевенно-обувной и
другими отраслями , предприятия которых размещены в основном в средних и
крупных городах.
   Помимо развития основной отрасли пищевой промышленности - рыбной
, на Дальнем Востоке созданы и другие отрасли : мукомольная , крупнейшим
предприятием которой является Хабаровский мелькомбинат; мясная, имеющая крупные
мясокомбинаты в Благовещенске , Хабаровске , Комсомольске-на-Амуре , Биробиджане
; маслобойно-жировая (сырьем для которой служит соя), представленная
масложирокомбинатами в Хабаровске и Уссурийске.
   Агропромышленный комплекс. Важной
отраслью района является сельское хозяйство. Ведущее место в сельском хозяйстве
занимает производство зерна , сои и малотранспортабельных продуктов для
местного потребления. Сельскохозяйственные угодья расположены преимущественно
на юге (Амурская область , Хабаровский и Приморский края , южные районы
Республики Саха).
   Основное место в посевах занимают зерновые культуры , прежде
всего яровая пшеница , а также ячмень , озимая рожь , овес. На юге Приморского
края значительны посевы риса. Главная техническая культура - соя. Развивается
овощеводство закрытого грунта , особенно на Камчатке , где для выращивания
овощей используются горячие подземные воды. Большие площади отведены под
кормовые культуры и многолетние травы , что создает устойчивую кормовую базу
для животноводства. Развито животноводство преимущественно на юге. Особое место
принадлежит оленеводству. На севере , где расположены обширные пастбища ,
разводят северных оленей , а на юге , в Приморье , развито пантовое
оленеводство. Большое значение приобрело пушное звероводство , созданы
зверофермы , зверопитомники и совхозы. В лесах насчитывается более 40 видов
ценных пушных зверей.
   Транспорт и экономические
связи. Хозяйственное развитие района в огромной степени зависит
от ускоренного развития транспорта , так как редкая заселенность требует
активного функционирования внутрирайонных связей , основанных на тесном
взаимодействии различных видов транспорта.
   В Дальневосточном районе представлены все существующие виды
транспорта , но основную роль играет железнодорожный. На его долю приходится до
80% перевозимых грузов.
   Начало активного транспортного освоения южной части района
связано с прокладкой в 19-ом веке Транссибирской магистрали. За последнее время
Транссибирская магистраль “обросла” боковыми линиями , иногда являющимися
подъездными витками к лесозаготовительным базам , но в ряде случаев имеющими
самостоятельное значение : до Советской Гавани (через Комсомольск-на-Амуре) ,
до Находки и Посьета.
   Железнодорожное освоение средней зоны Дальнего Востока связано с
Байколо-Амурской магистралью (БАМ). С постройкой этой магистрали Россия
получила выход на Тихоокеанское побережье и возможность освоения различных
видов полезных ископаемых в зоне тяготения БАМа. Кроме широтной магистрали БАМ
включают и дорогу от Транссибирской магистрали через Тынду , Беркакит , Томмот
, Якутск - “Малый БАМ” , а также ряд линий , соединяющих Байкало-Амурскую магистраль
с Транссибирской.
   В значительном объеме межрайонные и внутрирайонные перевозки
грузов Дальневосточного района осуществляются морским транспортом. Плавание в
суровых арктических морях обеспечивается с помощью ледоколов. к Северному
морскому пути примыкает река Лена , образующая транспортную перемычку между железнодорожной
магистралью и морским путем вдоль берегов Северного Ледовитого океана.
Совершенно иной режим работы морского транспорта Тихоокеанских морей.
Практически круглый год осуществляются внутрирайонные и международные перевозки
по Японскому и Берингову морям. Главными грузами в перевозках по Дальневосточному
району являются лес , уголь , строительные материалы , нефть , рыба и
продовольственные товары . Крупнейшие порты этих морей Тикси , Ванино ,
Петропавловск-Камчатский , Нагаево (Магадан) , Владивосток , Находка ,
Советская Гавань.
   Автомобильными дорогами район обеспечен слабо. Но в районах ,
оторванных от других транспортных путей , значение автотранспорта велико. Для
дальних перевозок есть несколько крупных автомагистралей , например , с юга в
Республику Саха ведет дорога Невер - Алдан - Якутск. Самая северная дорога
проходит от Якутска до Магадана. Помимо автомагистралей на севере района есть
множество автозимников и дорог местного значения. Более развита сеть
автомобильных дорог в южных районах Дальнего Востока.
   Огромно для Дальнего Востока значение воздушного транспорта ,
как для связей с другими районами России , так и для внутрирайонных перевозок
(особенно для пассажироперевозок). Самолетами и вертолетами осуществляются
связи с труднодоступными районами. На огромных пространствах севера Дальнего
Востока наряду с другими видами транспорта сохраняется олений транспорт.
   Анализируя потоки грузов Дальневосточного района , необходимо
отметить что район получает больше грузов , чем вывозит. Основной объем
перевозок приходится на железные дороги. Доля транспортных расходов  в себестоимости дальневосточной продукции
выше , чем в других районах. Это связано с тем , что большая часть грузов
привозится издалека. В вывозе Дальнего Востока преобладают рыбопродукты , лес и
пиломатериалы , концентраты руд цветных металлов. Однако в последние годы
возрос уровень комплексности развития района , появились новые промышленные
предприятия , развиваются сопутствующие и обслуживающие отрасли , сфера услуг ,
что сказалось на структуре грузооборота.
   Так , усиление международной торговли , развитие рыбной
промышленности потребовали развития судоремонта и судостроения , что в свою
очередь дало толчок к развитию машиностроения , энергетической промышленности и
интенсивному освоению местных топливно-энергетических ресурсов.
   В условиях перехода к рынку одним из наиболее узких мест
дальневосточной экономики являются все возрастающая напряженность
топливно-энергетичес-кого баланса. Добыча угля за 1993 год сократилась на 3% по
сравнению с 1992 годом. Основным направлением топливно-энергетического
комплекса Дальнего Востока станет ускоренное развитие нефтегазовых
месторождений присахалинского шельфа при техническом содействии Японии. Сильное
отставание произошло и в деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной
промышленности. В результате недостатка древесного сырья сокращено производство
пиломатериалов в Приморском и Хабаровском краях. Значительно сокращен выпуск
заменителей деловой древесины на предприятиях Приморского края. В Хабаровском
крае значительно снизилось производство маргариновой продукции ,на Камчатке и в
Магаданской области - кондитерских изделий на 40%, в Корякском и Чукотском
автономных округах - мяса. Сократили в регионе и улов рыбы. Спад производства
имеет место и в других отраслях промышленности.
   Найболее перспективным направлением экономики Дальнего Востока
является реализация сложившегося потенциала отраслей тяжелой индустрии , в том
числе конверсируемых предприятий. Дальний Восток насыщен предприятиями
военно-промышленного комплекса. В соответствующей продукции российской
промышленности и разработанных в недрах оборонного комплекса технологиях
двойного назначения” весьма заинтересованы дальневосточные соседи России.
   Условиями успешного перехода к рынку Дальневосточного региона
России являются :
·
дальнейшее разгосудаствление экономики района;
·
возникновение элементов свободной конкуренции;
·
создание рыночной инфраструктуры;
·
устранение перечисленных и других факторов , препятствующих
развитию промышленности.
   На Дальнем Востоке в настоящее время существуют три свободные
экономические зоны : “Находка” , “Большой Владивосток” , “Сахалин”.
   Экологические проблемы
Дальнего Востока очень серьезны. В их числе : лесные пожары , последствия тайфунов
и землетрясений , наводнения , крушения нефтиналивных танкеров , аварии на
нефтегазопромыслах и других промышленных объектах , умышленный сброс в реки и
моря , а также в атмосферу вредных отходов производства.
   Для решения проблем в регионе создано НПО “Экопрос” ,
разрабатывающее и внедряющее , в частности , концепцию инженерно-экологического
обеспечения безопасности присахалинского шельфа в местах освоения месторождений
нефти и газа.
   Огромную территорию Дальневосточного района по уровню
экономического развития можно разделить на три зоны : южную , среднюю и северную.
   В южную зону интенсивного развития входят Приморский край ,
южные части Хабаровского края , Амурской и Сахалинской областей. Это наиболее
развитая в экономическом отношении часть Дальнего Востока. Основу хозяйства
южной зоны составляют море- , лесо- и горнопромышленные комплексы. В настоящее
время идет развитие по пути сочетания ведущих отраслей промышленности с
обслуживающими отраслями и сельским хозяйством.
   В состав средней зоны входят северные районы Хабаровского края ,
Амурской и Сахалинской областей , южная часть Республики Саха. Для этой зоны
характерны сравнительно высокие темпы развития. Главная специализация -
добывающая промышленность , а обслуживающие отрасли развиты слабо. Ее
экономической осью является Байкало-Амурская магистраль , которая внесла
большие изменения в территориальную структуру хозяйства данной зоны : идет
формирование промышленного пояса района. Основными задачами хозяйственного
освоения зоны кроме строительства второго выхода на Дальний Восток являются
разработка новых месторождений полезных ископаемых и создание в районе БАМа
потенциала для освоения северной части района. С экономическим освоением зоны
Байкало-Амурской магистрали связано формирование Южно-Якутского и Комсомольского
ТПК.
   Южно-Якутский ТПК формируется на юге Республики Саха на базе
разнообразных полезных ископаемых. В бассейне реки Алдан к северу от Станового
хребта (в 80-100 км) и недалеко от южно-якутских высококачественных железных
руд находится Южно-Якутский каменноугольный бассейн. Здесь разведаны
Чульмаканское , Нерюнгринское и другие месторождения. Мощность пласта на
Нерюнгринском месторождении превышает 50 метров. На Чульмаканском месторождении
пласты угля имеют горизонтальное простирание. В Южно-Якутском бассейне введена
в эксплуатацию шахта производительностью 6 миллионов тонн угля в год.
   Вблизи угольного бассейна находится Алданский железорудный
бассейн с содержанием железа в руде до 42%. Наиболее изученными являются
месторождения  Таежное , Пионерское ,
Сиваглинское , запасы которых составляют 2,5 млрд. тонн.
   В бассейнах рек Олекмы и Чары разведаны магнетитовые кварциты.
Это дает возможность создать в перспективе крупную базу для черной металлургии
на Дальнем Востоке.
   В зоне Южно-Якутского минерального комплекса выявлены
значительные месторождения апатитов , большие залежи слюды , корунда , сланцев
и других полезных ископаемых.
   Выход якутским углям на БАМ и к Сибирской магистрали дает новая
железная дорога БАМ - Тында и ее продолжение на Беркакит. Высококачественные коксующиеся
угли Южно-Якутского бассейна значительным объемом будут поступать в южные
районы Дальнего Востока на металлургические заводы и экспортироваться в Японию.
Для их вывоза в Японию в бухте Врангеля построена первая очередь нового
крупного порта - Восточный.
   В дальнейшем кроме угольных предусмотрено вовлечение в
эксплуатацию железорудных ресурсов района с тем , чтобы в перспективе создать
здесь сырьевую базу для черной металлургии полного цикла. Сельское хозяйство
имеет очаговый характер.
   В северной зоне Дальнего Востока очаговое развитие характерно не
только для сельского хозяйства , но и для промышленности. Более интенсивно
развиты добывающие отрасли на основе выборочного использования полезных
ископаемых. В северной зоне можно выделить несколько промышленных очагов, в
которых наряду с отраслями специализации развивается производственная
инфраструктура. Алданское , Мирненский , Магаданский , Вилюйский , Билибинский
из мелких пунктов с горно-рудной промышленностью превращаются в территориально-производственные
узлы лесной , пищевой промышленнос-тью , машиноремонтом , рыбным и охотничьим
промыслами.
   Анализ территориальной структуры Дальневосточного района показал
, что масштабы и структура промышленности района характеризуются большими различиями
и свидетельствуют о неравномерности размещения промышленности. Большие
изменения в территориальную структуру района внесли строительство
Байкало-Амурской магистрали и создание новых территориально-производственных
комплексов.
   Дальний Восток имеет достаточно развитые межрайонные и
международные экономические связи. Особенно велика его роль во внешнеторговых
связях со странами Тихоокеанского бассейна. Десятки стран осуществляют торговые
операции через территорию района , и его экспортные функции имеют
исключительное значение. Более половины грузов , ввозимых в районы из зарубежных
стран , проходит транзитом в западном направлении.
   Развитие внешнеторговых связей влечет за собой улучшение
транспортной системы района , экономических показателей работы ,
совершенствование структуры грузооборота и межрайонных транспортных связей.
   Если до недавнего времени ввоз грузов на Дальний Восток в четыре
раза превышал их вывоз , то сейчас структура меняется. Грузооборот растет очень
высокими темпами , причем вывоз возрастает быстрее , чем ввоз. Это
свидетельствует о повышении эффективности хозяйственного комплекса района.
   Совершенствование структуры хозяйства Дальневосточного района
связано с дальнейшим освоением зоны Байкало-Амурской магистрали , формированием
Южно-Якутского и Комсомольского ТПК , развитием внешнеторговых транспортных
связей (в том числе и контейнерных перевозок между странами Тихоокеанского
бассейна и Европы) , обеспечением населения района сельскохозяйственной
продукцией , развитием социальной инфраструктуры , решением экологических
проблем.
 СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ:
1.
Алексеев А.И., Николина В.В. География: население и
хозяйство России. — М., 1996.
2.
Даринский А.В. и др. География России. — М., 1993.
3.
Морозова Т.Г. и др. Региональная экономика. — М., 1996.
4.
Страны и народы: Научно-популярное и этнографическое
издание: В 20т. — М., 1975-1985.
5.
Андрей Иванов, Остров сокровищ. — Новое Время, — 1996, №7.
Характеристика экономико географического положения Дальневосточного экономического района. Сравнительная характеристика Восточно Сибирского и Дальневосточного экономических районов. Сравнительная характеристика дальневосточного и восточно сибирского экономических районов. Этнические Характеристики связей с соседями в прошлом и настоящем дальневосточного района. Сравнительная характеристика восточно сибирского дальне восточного экономического района. Характеристика экономико географического положения Далневосточного экономического района. История освоения территории и формирование хозяйственного комплекса центрального района. Сравнительная характеристика экономических районов Северо Западного и Дальневосточного. Положение дальневосточного экономического района пот отношению к хозяйственным центрам. Сравнительная характеристика экономических районов Центрального и Восточно Сибирского. Охрана прироы и её рациональное природо использование дальневосточного района реферат. Экономико географическая характеристика Дальневосточного экономического района России. Характеристика народнохозяйственного комплекса Дальне Восточного федерального округа. История освоения территории и формирование хозяйственного комплекса дальнего востока. Характеристика региональной экономики Дальневосточного экономического района России.

      ©2010