Расовые      исследования Расовые      исследования
Расовые      исследования РЕФЕРАТЫ РЕКОМЕНДУЕМ  
 
Тема
 • Главная
 • Авиация
 • Астрономия
 • Безопасность жизнедеятельности
 • Биографии
 • Бухгалтерия и аудит
 • География
 • Геология
 • Животные
 • Иностранный язык
 • Искусство
 • История
 • Кулинария
 • Культурология
 • Лингвистика
 • Литература
 • Логистика
 • Математика
 • Машиностроение
 • Медицина
 • Менеджмент
 • Металлургия
 • Музыка
 • Педагогика
 • Политология
 • Право
 • Программирование
 • Психология
 • Реклама
 • Социология
 • Страноведение
 • Транспорт
 • Физика
 • Философия
 • Химия
 • Ценные бумаги
 • Экономика
 • Естествознание




Расовые исследования


 1. История
расового исследования.
Современный этно-расовый лик земли образовался в результате развития
расовых и  социальных категорий.
Изначально группировки древних людей были территориально разделены. Постепенно
эти группы смешивались, сдвигались с мест первоначального обитания, образовывая
расовые конгломераты и  постепенно
изменялись. Чтобы понять взаимоотношения каждой из этнической группировки и
выявить сложившиеся расовые компоненты, необходимо разделить по пунктам
исторический комплекс развития. Расовый анализ является лишь одной стороной
расово-антропологического изучения. Выделение типов связано с установлением
генетических связей, расового синтеза, расовой системы и проблемой образования
рас.
Восстановление истории расового развития На основании костных останков
должно, непременно, сопровождаться доказательством наличия  действительной преемственности в
хронологических звеньях. При отсутствии культурно-исторических доказательств
преемственности генетические расовые ряды теряют свою ценность и реальность.
Иногда, на практике, приходится сталкиваться с народами «без истории»,
историческое прошлое которых является загадкой. И тогда применение
историко-антропологических методов становится невозможным. В этом случае
приходится идти другим путем: изучать огромное многообразие настоящего с
помощью приемов расово-аналитического порядка и восстанавливать на его основе
пути данной стадии. Но даже в этом случае задачей расового исследования
остается изучение истории конкретных групп.
2. Некоторые принципы расового анализа.
1.
Принцип историчности расообразования
Сводится к необходимости рассматривать расообразование как
процесс, признающий, что лик земли образовался в результате сложного
исторического развития расовых групп, эволюционировавших, смешивавшихся, исчезавших,
и т.д.
2.
Принцип специфичности расы.
«Человеческие расы – это биологические коллективы людей,
объединенных генетической общностью морфологического, а может быть и
физиологического строения». Расовые группы не представляют собой механической
смеси похожих друг на друга людей, обладают специфическими коллективными
свойствами, не сводящимися к свойствам отдельных составляющих группу
индивидуумов. Из этого принципа следует:
 а)
противоположность, взаимопроникновение и единство внутри-  и межгрупповых взаимосвязей;
б) этногеографическая реальность расы, т.е. приуроченность
расовых групп к историческим формациям и географическим зонам.
3.
Принцип таксономической неравноценности расовых категорий.
Представляя единый род и возможно вид, Homo sapiens подразделяется на низшие
таксономические группы-расы разных порядков, расположенные в иерархической
последовательности аналогично (но не идентично) делениям низших таксономических
групп в биологии. Выделяя  расовые  группы  
разных   порядков,
нельзя считать их замкнутыми в себе. Между группами
появляются промежуточные формы.
4.
Принцип таксономической неравноценности расовых признаков.
Вытекает из всех предыдущих пунктов и указывает на то, что
каждой конкретной таксономической категории соответствуют характерные для нее
таксономические признаки.
3. Древние кости скелетов и
демографические показатели населения.
Кости скелета, как известно, меняются на протяжении всей
жизни во многих деталях. Самые показательные изменения происходят в черепе.
Комплекс изменений   всех  костей 
позволяет  установить  точный 
возраст на момент смерти
(+-3-5 лет). Имеющиеся данные о древних скелетах
показывают, что умирали тогда в достаточно молодом возрасте. Условия
захоронения пожилых людей в древности вряд ли отличались от современных.
Проведенные Энджелом исследования показали, что средний
возраст смертности населения Древней Греции около 40 лет для мужчин и 31 год
для женщин. Этот показатель значительно выше показателя смертности в
мезолитическую эпоху. Сейчас показатель смертности женщин выше, чем у мужчин.
Изменения смертности по эпохам хорошо прослежено в Японии.
Ученые исследовали отдельные погребения начиная от среднего неолита (7.500 до
н.э.), до XXVII в. н.э.
К XXVII веку показатель
смертности увеличился в среднем на 13 лет.
4. Рост численности
населения ( новая эра летоисчисления).
Поскольку постоянно происходили изменения как в составе
территория, так и составе населения, демографические сведения прошлых веков о
населении достаточно отрывочны  и не
всегда сравнимы. Сведения о народах Западной Европы наиболее пригодны для
сравнения. В конце 1-го тысячелетия нашей эры численность населения составляла
во Франции 9 млн. человек, столько же в Испании, в Великобритании почти 2 млн.
Прирост населения сильно возрос в XIX веке, и заметно спал в XX.
Начальной стадией формирования этносов можно считать эпоху
становления языка. Рост численности племен неизбежно приводил к общению с
другими племенами. В результате взаимодействия либо одно племя вытесняло
другое, либо сливалось с ним. Как правило общим языком становился язык более
сильного племени, но бывало и так, что пришлое племя изучало язык хозяев.
Основной мерой приспособленности популяции к занимаемой
территории, являются показатели низкой детской смертности, достаточная продолжительность
жизни и другие.
5. Происхождение метисов
Когда растущее племя начинает расширять свою территорию,
оно неизбежно вступает в контакт со смежными популяциями. Если такие группы
однородны по языку и укладу жизни, скорее всего они сливаются. Бывает иногда и
так, что более сильное племя либо изгоняет коренных жителей, либо уничтожает
(кроманьонцы уничтожили неандертальцев). Побежденные хозяева смещались в горные
районы и неблагоприятные пустынные. Побежденные, но остающиеся на своей
территории племена, учили язык «завоевателей» и, в таких условиях, преград для
смешанных браков не возникало. Таким образом создавалась большая единая
этническая группа. Достигая по численности несколько тысяч человек, группа
имеет, как правило, достаточно сложное происхождение.
Метис – потомок людей, произошедших от разных племен.
Наиболее широкое развитие метисация получила в  XVI-XVII в.в. в эпоху колонизации европейцами далеких стран.
Между переселенцами, которые занимали более пригодные для земледелия,
скотоводства и промышленности территории, и коренными жителями устанавливались
различные отношения, но как правило они носили завоевательский характер и
коренным жителям приходилось осваивать хозяйственные нововведения колонистов и
нередко они становились рабами. Если же коренное население сопротивлялось,
пришельцы (не имея никакого морального права) порой даже истребляли целые
племена «непокорных». Примером может служить Австралия - там практически
полностью исчезли коренные жители.
Можно долго приводить примеры метисации, но достаточно
упомянуть американский континент – область наибольшего смешения разных
этнических групп.
6. Поколение.
Согласно генетическим канонам поколение – «период времени
между актами самовоспроизведения генов». Основываясь на определениях, проведенных
генетиками и антропологами, можно считать, что к какому бы кругу народов он ни
принадлежал, средняя длительность нарождения нового поколения составляет 25-26
лет. Причем в разных концах Земли у разных народов это время приходится, в
среднем, на одни и те же годы.
Изучая гены современного человека, можно быть уверенным в
том, что у них были свои предшественники в каждом предыдущем поколении и что
время нарождения не прерывалось ни разу.
7. Немного истории.
На крайнем северо-западе Монголии проживает небольшая
этническая группа-хотоны. Как этнос они начали формироваться около 250 лет
назад. Тогда во время войн джунгаров пленные, бывшие выходцами из узбеков,
казахов, уйгуров и других народов Средней и Центральной Азии, были поселены на
этом кусочке земли что бы наладить земледелие. Но перенесенные с родины навыки
к земледелию в условиях преобладающего скотоводства были постепенно утеряны. Но
не смотря на это новая этническая общность 
- хотоны все же возникла. Прошла революция, и в Монголии земледелие
хотонов претерпело некие видоизменения. Мало эффективность этого занятия
привела к тому, что в 1934 году специальным постановлением хотоны были
переориентированы на новый для вид деятельности - скотоводство. Земледелие же
осталось, но лишь на уровне приусадебного хозяйства. Такие изменения повлекли
за собой полную реорганизацию всей популяционной структуры хотонов, в том числе
структуры брачных связей, а значит миграции генов.
Древний народ Центральной Азии – уйгуры, истощил свои силы
в борьбе с захватчиками. В 70-х годах прошлого века уйгуры примкнули к
восстанию дунган. Дунгане – многомиллионное меньшинство Китая и уйгуры
потерпели поражение от регулярной китайской армии. В поисках спасения они
устремились в среднеазиатские пределы России. Русским пограничникам было дано
указание пропустить беглецов и закрыть границу пред китайской армией. Часть
беженцев поселилась в Ферганской долине.
Ещё одна группа народов – тюрко-язычные тювинцы, тоджинцы
тофалары. Сейчас тюркские языки распространены от Колымы на северо-востоке до
Босфора на юго-западе Евразии. Но их родина находится в Алтае-Саянском нагорье
и прилегающих районах Монголии. Появление тюрок в истории зафиксировано в
древнекитайских летописях. Древний Китай на протяжении тысячелетий вел
наступательные войны за овладение Центральной Азией. Первое упоминание о тюрках
в летописях относится к 518 году.
В период с 626-659 гг. погибли две тюркские империи –
Западный и Восточный Каганат, между которыми Саяны составляли как бы северный
пограничный район. Выход из под центральной власти дал начало самостоятельному
развитию тюрко-язычных народностей на Северной окраине Внутренней Азии.
Расцвет раннего 
железного века повсюду в Евразии и на Дальнем Востоке. Только крайний
северо-восток все ещё пребывает в каменном веке в отношении материальной
культуры. Весь образ жизни этих племен и тип их жилища оставался близким к
образу жизни первооткрывателей Сибири – охотников на мамонтов и других крупных
животных ледниковой эпохи.
Ещё дальше по времени – в верхнем палеолите, костры
охотников горели по всей территории нашей страны. Пылали они и в Сибири, где
когда-то простирались горные ландшафты. Именно тогда произошло первое открытие
Америки древними сибирскими охотниками. Они пересекли условный меридиан, и
оказались на земле, которая впоследствии стала дном Берингова и Чукотского
морей, на земле, о которой потом будут лишь догадываться ученые…
Но когда Сибирь и Америка ещё не были разделены, предки их
современных народов мало чем отличались в генетическом отношении. Археологами
было найдено много стоянок, разброс в оценках времени достаточно велик, но все
же средняя дата для этих стоянок около 25 тыс. лет назад. В то время произошло
историческое разделение народов Сибири и Америки.
8. Расовая теория.
Важнейшими идеологическими обоснованиями, служившими
фашистской диктатуре, были социальный дарвинизм, расовые теории, органическая
школа в социологии. Все эти «учения» не признают специфических отличий общества
от природы, для них человеческое общество – частный случай биологии. Классы для
таких теорий – группы людей с естественно обусловленными различиями,
вытекающими из «борьбы за существование».
Государство – не есть форма угнетения, оно, как и классы,
вечно необходимая форма устройства общества.
Вся история – это борьба за выживание, где побеждает
сильнейший.  В Германии расовые теории
играли особую роль. Разжиганием национальной и расовой вражды всегда занимались
господствующие классы. Вообще теории о неравных классов группах можно
проследить на протяжении почти всей истории человечества, таким образом
оправдывалось, к примеру, рабовладение.
Даже Аристотель «отличился», он о рабстве писал так:
«…Мужчина в сравнении с женщиной лучше её по самой природе, а женщина хуже его,
потому он властвует над ней, а она подчиняется ему. Тот же закон власти и
подчинения необходимо служит основанием и для определения отношений между всеми
людьми. Если некоторые люди настолько разнятся от других, насколько тело
разнится от души, животное от человека…., то они рабы по самой природе, и лучшая
их доля их такова, чтобы жить в подчинении той же самой власти, какой
подчиняются тело и животные…Относительно пользы, которую приносят рабы и
домашние животные, те и другие мало различаются между собою: своим телесным
трудом они одинаково доставляют помощь во всех необходимых потребностях жизни.
Природа, желая установить такое различие между свободными и рабами, делает
различие и между самими телами. Тела рабов сильны, так что они могут быть
употребляемы на разные работы, необходимые в жизни, а тела свободных не
согбенны и не способны на такие работы. Зато свободные люди годны для
политической жизни…»
Читаешь, и становится противно… «..тела рабов сильны..»,
так и хочется сказать: спортом надо заниматься.
Теория о «германской», «арийской» расе навеяна «теорией»
графа Гобино. Он являлся основателем антропологического направления в
социологии. Концепцией этой «теории» является неравенство рас, как основного
фактора исторического процесса, расовой борьбы, как движущей силы истории. В
основе лежит, также, теория о северной расе, которая является наиболее
благородным отпрыском «арийской» расы.
Расовая, или «северная» теория была затем дополнена Ваше-де
Ляпужем.
Согласно Ляпужу, носителями культуры являются только
представители светловолосых, длинноголовых и голубоглазых арийцев. Этим, якобы,
объясняется, что наиболее крупные культурные центры  расположены в основном там, где наиболее часто встречается
длинноголовое население (закон распределения городов). А в деревнях преобладают
люди с короткими головами.
Ляпуж не только связал степень развития культуры с формой
черепа, но и утверждал, что классовое деление общества напрямую связано со
степенью длины головы.
В своем основном «законе» Ляпуж утверждает, что в странах
со смешанным населением наибольшим богатством обладают длинноголовые, а что
касается интеллигенции, то их череп, согласно Ляпужу, всегда развит более во
всех направлениях, но особенно в ширину. Посему «интеллектуальная сила связана
с шириной головного мозга». «Элите» Ляпуж приписывал все достоинства
человечества, а низшие классы, т.е. «чернь», по его мнению «…отыскивают новых
господ, как только потеряют прежних: это общий инстинкт, присущий природе
брахикефалов и собак». Но на этом Ляпуж не остановился. Он даже интеллигенцию
поделил на выходцев из среды господствующего класса (полноценных фабрикаторов
идей) и интеллигентов-брахикефалов («аппарат, записывающий пришедшее извне»).
Но Ляпуж прекрасно осознавал, что «рабы» рано или поздно
могут восстать против «господ» и поэтому он восстает против просвещения и роста
культуры заявляя, что «образование является соучастником преступления».
9. Заключение.
XX
веку известны печальные примеры массового расизма. Достаточно вспомнить
Гитлера, Розенберга, Геббельса, да и что далеко ходить, Сталина. Но, видимо, эти
печальные примеры истории ничему не научили человечество, и в наши дни
продолжают существовать печально известные неонацисты, «баркашовцы»,
«противники желтой заразы» и другие…
Хочется верить, что когда-нибудь люди наконец-то поймут,
нельзя ненавидеть человека за другой цвет кожи, «короткий» череп и т.д.
Если бы можно было расистов помещать «в шкуры» «врагов», то
они, я думаю, быстрее бы поняли всю абсурдность своей ненависти.
Московский Гуманитарный Институт
Им. Е. Р. Дашковой
Факультет психологии
Антропология
Современные представления о расах и  этносах
План:
1.
История
расового исследования
2. Некоторые принципы расового
анализа
3. Древние кости скелетов и
демографические показатели населения
4. Рост численности населения
5. Происхождение метисов
6. Поколение
7. Немного истории
8. Расовая теория
9. Заключение


      ©2010