Проблемы размещения производительных сил Карпатский регион
Одесский государственный экономический университет
Размещение производительных сил
Курсовая работа
Тема:.
«Проблемы
размещения производительных сил. Карпатский регион»
Одесса 1998
г.
содержание стр. Введение 3 Карпатский регион в государственном измерении 3 Экономический потенциал карпатского региона. Состояние, структура, проблемы 4 Социальные проблемы карпатского региона 8 Экологическая ситуация в карпатском регионе 10 Общее социально-экономическое развитие Карпатского региона 11 Стратегические ориентиры развития карпатского региона и Региональные приоритеты 13 Государственная программа социально-экономического развития Карпатского региона как инструмент региональной политики 17
введение
Карпатский регион (Закарпатская, Ивано-Франковская,
Львовская и Черновицкая области) занимает площадь в 56,6 тыс. км2
(или 9,4 % территории Украины), где проживают 6,5 млн. чел. (или 12 % ее
населения). Значительную часть территории региона занимают Украинские Карпаты —
уникальная горная экосистема на Западе нашего государства. В силу ряда
объективных и субъективных причин наметились (а в последние годы — углубились)
тенденции к социально - экономическому упадку края: разбалансированы
хозяйственные связи, прогрессирует безработица, обостряются диспропорции в
жизненном уровне населения в его горной и равнинной частях, приближается к
критической демографическая ситуация, деградирует уникальная природа Карпат,
запущены историко-культурные ценности региона.
Эти и ряд других отрицательных явлений и тенденций (не
говоря уже о чисто производственных проблемах) являются, безусловно, следствием
непродуманной, а иногда — и авантюрной экономической политики советской власти
в предыдущие годы. Правда, ряд ошибок допущен уже в посткоммунистический
период, особенно — в осуществлении рыночных реформ на уровне
макроэкономического регулирования. Нужно также признать, что сегодняшнее
социально-экономическое состояние карпатских областей в значительной степени,
является следствием отсутствия четкой государственной региональной политики в
Украине.
Карпатский регион в
государственном измерении
Уровень экономического развития Карпатского региона
оценивается как средний. По производству национального дохода в расчете на душу
населения только Львовская область превосходит среднереспубликанский уровень, а
Закарпатская вообще имеет самый низкий показатель в Украине. Промышленный
комплекс региона производит почти 12 % всей промышленной продукции нашего
государства; при этом удельный вес производимой здесь продукции машиностроения и
металлообработки составляет 10,9 %, электроэнергетики — 7,1 %, химической и
нефтехимической промышленности — 13 %, лесной, деревообрабатывающей и
целлюлозно-бумажной промышленности — 32,7 %, промышленности строительных
материалов — 10,3 %. По выпуску отдельных видов промышленной продукции (таких,
как автобусы, телевизоры, автопогрузчики, алмазный инструмент, сера, калийные
удобрения, резиновая обувь и др.) регион является монополистом на украинском
рынке.
Имея самый низкий в Украине уровень землеобеспеченности в
расчёте на душу населения, всего 6,4 % площади сельскохозяйственных угодий и
5,3 % пашни, Карпатский регион производит около 10 % валовой продукции
растениеводства и животноводства. В расчете на 100 га сельскохозяйственных
угодий здесь производится в 1,6 раза больше продукций сельского хозяйства, чем
в среднем по республике. Однако показатель ее производства в расчете на душу
населения отстает от среднереспубликанского на 20 %. В целом эффективность
сельского хозяйства в регионе низка, а поэтому он не обеспечивает себя
продуктами питания. Низкими остаются урожайность сельскохозяйственных культур и
продуктивность сельскохозяйственного скота. Если брать за ориентир Венгрию, то
по сравнению с ней средняя урожайность зерновых и зерно-бобовых в регионе ниже
в 1,8 раза, сахарной свеклы — соответственно, в 1,6, картофеля — в 2,5, а удой
молока от 1 коровы — в 2 раза.
Следует отдельно отметить особое место Карпатского региона в
геополитическом контексте социально-экономического и внешнеполитического
развития Украины. Его географическое соседство с развитыми европейскими
государствами и теми странами, которые ускоренно интегрируются в ЕС, всегда
будет выступать благоприятным фактором для вхождения Украины в многообразные
международные экономические и политические структуры.
Экономический потенциал Карпатского региона.
Состояние,
структура, проблемы
Природные ресурсы Карпатского региона (минерально-сырьевые,
земельные, лесные, водные и рекреационные) в существенной мере влияют на
формирование пространственной и отраслевой структур его хозяйственного
комплекса, тем самым определяя приоритетные направления развития последнего. В
целом их можно считать благоприятными для дальнейшего развития производительных
сил. Правда, сегодня нужно считаться с тем, что запасы отдельных видов ресурсов
исчерпываются а это, в свою очередь, провоцирует появление социальных проблем,
и в стратегическом плане ставит вопрос поиска и вовлечения в хозяйственный
оборот альтернативных, конкурентоспособных видов природных ресурсов.
Созданный в регионе производственный потенциал, его
структура и эффективность являются прямым следствием реализации экономической
политики советской власти в западных областях Украины. За счет экстенсивного
наращивания производственных мощностей (и в первую очередь — в
природоэксплуатирующих отраслях) благодатный край был фактически превращен в
сырьевой придаток империи. Регион унаследовал от бывшего СССР экономически
неоправданную структуру машиностроения: в большинстве случаев предприятия
отрасли получали комплектующие детали из-за пределов Украины, туда же поступала
и основная масса ее готовой продукции. Если же учесть высокую милитаризацию
машиностроения, то теперь изменить его и без того достаточно инертную структуру
при отсталых технологиях нелегко.
Легкая промышленность карпатских областей, выпускает
различные виды тканей, швейные, чулочно-носочные изделия, верхний и бельевой
трикотаж, обувь и другие товары народного потребления. Удельный вес этой
отрасли в общем объеме производства промышленной продукции в Львовской области
составляет 12,6 %, в Закарпатской - 17,6 %, в Ивано-Франковской - 19,3 % и в
Черновицкой - 24,7 %.
Почвенно-климатические условия, благоприятные для
производства сельскохозяйственного сырья, обеспечили развитие в регионе начти
всех подотраслей пищевой промышленности — мясной, молокоперерабатывающей,
сахарной, спиртовой, плодоовощеконсервной, маслодельной, мукомольной,
крахмало-паточной, винодельческой и др. В общем объеме промышленной продукции
на эту отрасль в Львовской области приходится 12,9 %, в Закарпатской - 17,6 %,
в Ивано-Франковской - 19,3 % и в Черновицкой - 24,7 %.
В Карпатском регионе есть
достаточная сырьевая база для развития лесопромышленного комплекса: запасы
древесины в расчете на душу населения в 4 … 6 раз превышают средний показатель
но Украине. Лесопромышленный комплекс региона специализируется на изготовлении
мебели, мебельных заготовок, клееной и струганной фанеры, древесно-стружечных
плит, пиломатериалов, а также продукции лесохимии. Более всего этот комплекс
развит в Закарпатской области, где на него приходится 18 % промышленной
продукции. В Ивано-Франковской области продукция лесопромышленного комплекса
занимает 12,9 %., в Черновицкой - 8 %, а во Львовской - 4,6 % всего объема
промышленного производства. В структуре промышленной продукции региона доля
этого комплекса постепенно уменьшается.
Развитие
в регионе промышленности строительных материалов опирается на собственную
сырьевую базу. Здесь находятся предприятия по производству цемента различных
марок, железобетонных конструкций и деталей, извести, асбеста, кирпича,
керамических блоков, черепицы, кафеля, строительного стекла. В структуре
промышленной продукции региона на промышленность строительных материалов
приходится 3 … 4 %.
В
областях Карпатского региона есть все виды топливных ресурсов — нефть, горючий
газ, каменный и бурый уголь, торф, горючие сланцы, но их запасы или
незначительны, или исчерпываются. Крупнейшие объекты ТЭК сосредоточены в
Львовской и Ивано-Франковской областях. Так, в общей промышленной продукции Львовской
области топливно-энергетический комплекс составляет 6,5 %, а Ивано-Франковской
соответственно, 14,5 %.
Химическое
и нефтехимическое производство Карпатского региона включает горно-химическую
промышленность (добыча серы, калийных солей), основную химию, промышленность
химических волокон, лакокрасочную, химических реактивов, пластических масс и
изделий из них. В общей промышленной продукции Львовской области химическая и
нефтехимическая промышленность занимает 6,3 %, Ивано-Франковской — соответственно,
12 %, Закарпатской — 1,7 % и Черновицкой — 6,8 %.
В
строительном комплексе региона работает 6 … 8 % всего занятого населения. В
структуре капитальных вложений и введенных в действие основных фондов этой
отрасли преобладает производственная сфера. Для дальнейшего совершенствования
структуры хозяйства Карпатского региона необходимо существенно перераспределить
финансовые и материально-технические ресурсы из всех источников в пользу
развития социальной инфраструктуры — тем, чтобы преодолеть отставание ее материальной
базы от нормативов и обеспечить наращивание ее потенциала, исходя из надлежащих
социальных стандартов.
Характерной особенностью
аграрного сектора Карпатского региона является высокий удельный вес подсобного
хозяйства в общем объеме продукции растениеводства и животноводства.
Агроклиматические ресурсы областей региона достаточны для возделывания
большинства сельскохозяйственных культур умеренных широт. Равнинные районы
специализируются на мясомолочном животноводстве, свиноводстве, птицеводстве, возделывании
зерна, картофеля, овощей и сахарной свеклы, предгорные — на мясомолочном
скотоводстве, льноводстве, возделывании зерна и картофеля, горные — на
мясомолочном скотоводстве и овцеводстве.
Анализ
развития сельского хозяйства областей региона свидетельствует, что за последние
5 лет низкая урожайность некоторых сельскохозяйственных культур привела к
снижению их среднегодового производства. Остается низкой эффективность
производства сельскохозяйственной продукции в общественном секторе по сравнению
с индивидуальным. Сокращается и производство животноводческой продукции.
Проблема
повышения урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности
животноводства чрезвычайно актуальна в контексте
обеспечения продуктами питания не только местного населения, но и большого
контингента отдыхающих.
Природно-ресурсный
потенциал Украинских Карпат создает все возможности для эффективного развития
рекреационного комплекса. Живописные низкогорные ландшафты, рельеф и климат,
благоприятные для горнолыжного спорта и отдыха, многообразнейшие (и в том числе
уникальные) минеральные воды обусловливают высокий рекреационный спрос на
регион. Он оценивается более чем в 4 млн. чел. в год только для потребностей
отдыха и туризма (без учета кратковременного). Вместе с потребностями в
санаторно-курортном лечении на базе минеральных вод спрос на рекреационные
услуги оценивается, как минимум, в 6 млн. чел. в год. Между тем, в 1993 г. в
регионе функционировали 607 рекреационных объектов общей вместимостью свыше 82
тыс. мест (или в 8 … 10 раз меньше, чем в аналогичных зарубежных районах). Не
соответствуют международным стандартам и условия сервиса, инфраструктурное
обеспечение. В целом рекреационный потенциал региона используется только на 10
12 %.
В
регионе действуют 18 высших учебных заведений, и в том числе — шесть
университетов, 110 научно-исследовательских, технологических и
проектно-конструкторских институтов, отделений, бюро, где выполняются
научно-исследовательские, опытно-конструкторские, технологические и проектные
работы. Здесь работают 730 докторов и 6,4 тыс. кандидатов наук, что вместе
составляет 8 % специалистов Украины с ученой степенью. В регионе насыщенность
докторами и кандидатами наук значительно меньше, чем в среднем по Украине: на
10 тыс. работающих здесь приходится 24 высококвалифицированных специалиста
(против, соответственно, 34).
Социальные проблемы Карпатского региона
Социальная
ситуация в регионе имеет четкую тенденцию к обострению, что является следствием
общенационального экономического кризиса и просчетов в социальной политике
предыдущих лет. Но если на вопросы материально-технического развития социальной
сферы можно смотреть с определенным оптимизмом, то ухудшение демографической
ситуации уже сегодня вызывает тревогу. Стремительно падает естественный прирост
населения, что на фоне его растущей смертности ведет к обострению
депопуляционных процессов, Наглядны в этом плане показатели по Львовской
области: в 1994 г. естественный прирост населения составил здесь всего 0,5 чел.
в расчете на 1000 жителей. За счет растущих миграционных перемещений впервые за
последние десятилетия численность населения области уменьшилась на 9 тыс. чел.
Продолжается процесс его старения: каждый пятый житель Львовской области — лицо
пенсионного возраста. Интересно, что за последние годы количество лиц
пенсионного возраста увеличилось во Львовской области на 5,7 %, а общая
численность ее населения — на 1,1 %. Подобные процессы наблюдаются и в других
областях региона. Если в ближайшие годы эти процессы не будут остановлены, то
любые экономические программы теряют смысл: их не будет кому и для кого
реализовывать.
В
последние годы значительное обострение социальных проблем в Карпатском регионе
вызвано еще и фактором занятости его населения. Этот регион всегда был
трудоизбьггочным. Теперь же картина дополнилась появлением официально
зарегистрированных безработных, численность которых в 1993 г. составила здесь
0,6 % всего трудоспособного населения. Кроме того, в регионе сохраняется
довольно высокий уровень скрытой безработицы, который, по экспертным оценкам,
достигает 30 — 35 %.
На
фоне общего падения жизненного уровня народа Украины не является исключением и
Карпатский регион. Его жители имеют сравнительно низкие среднедушевые доходы,
основной компонент которых — заработная плата рабочих и служащих и оплата труда
колхозников — растет здесь более медленными темпами, чем в среднем по стране.
Структура
потребления характеризуется постепенным увеличением денежных расходов населения
на приобретение товаров и уменьшением удельного веса услуг. Из-за этого сегодня
мы имеем деформированную структуру личного потребления жизненных благ, в
которой доминирующими являются расходы на питание, а в их составе — на продукты
растительного происхождения. Области региона (кроме Львовской) занимают ведущее
место в государстве по потреблению наименее ценного в биологическом отношении
продовольствия — хлеба и хлебопродуктов. Для сравнения: в большинстве развитых
стран мира удельный вес расходов на питание, одежду и обувь составляет 15 … 20
% семейного бюджета. В Карпатском регионе этот показатель в 3,5 … 4 раза выше.
В развитых странах такая картина наблюдалась 70 … 100 лет назад.
Не менее важна для региона проблема развития
материально-технической базы социальной инфраструктуры. На сегодняшний день
существует значительный разрыв между нормативными показателями и фактическим
уровнем обеспеченности населения объектами социальной сферы. Так,
обеспеченность детскими дошкольными учреждениями достигает в Закарпатской
области 41,6 %, в Ивано-Франковской — 58,3 %, Львовской — 45,6 % и Черновицкой
74,4 %, а амбулаторно-поликлиническими учреждениями — соответственно, 75 %,
57,2, %, 69,5 % и 64,4 %.
Следовательно, можно констатировать, что население региона проживает в условиях
социального дискомфорта.
Экологическая ситуация в Карпатском регионе
Для
большей части Карпатского региона характерны существенная антропогенная
трансформированность ландшафтов и значительная загрязненность среды. Хотя, в.
отличие от других регионов Украины (таких, как Донбасс, Приднепровье),
распространение загрязнения не носит здесь общего, плоскостного характера.
Однако в некоторых местах сформировались стабильные очаги угрожающего
экологического состояния (например, в пределах Дрогобычской агломерации —
Дрогобыч, Борислав, Стебник, Трускавец, где развитые горно-химическая,
нефтеперерабатывающая, лакокрасочная и другие отрасли промышленности ставят под
угрозу развитие курортного хозяйства; аналогичная ситуация сложилась и в
пределах Львовско-Волынского угольного бассейна, в зонах влияния Яворовского и
Раздольского ПО «Сера», Калушского ПО «Ориана»).
В
последние годы, вследствие нарушения режима производственных процессов, в
Карпатском регионе значительно возросла угроза возникновения экологических
аварий и катастроф. Кроме того, нужно считаться и с тем, что почти четвертая
часть его населения проживает в зонах с повышенным экологическим риском
функционирования промышленных объектов, которых в регионе почти 250.
По
загрязненности воздуха и вод регион занимает 4-е, а по загрязненности почв
минеральными удобрениями и пестицидами — соответственно, 1-е и 2-е места.
Относительно высокая загрязненность воздуха обусловлена наличием на его
территории отдельных агрессивных производств. К другой группе концентрированных
выбросов в атмосферу вредных веществ относятся крупные города региона, где
выбросы автотранспорта составляют 60 … 70 % их общего количества. С учетом
относительно небольшой площади городов и их густой застройки, традиционно
сложившейся в старых городах, здесь влияние этого фактора может быть ощутимее, чем
в индустриальных, но значительно более просторных, городах Востока и Юга
Украины.
Дефицит
надежных источников, водообеспечения обусловил отсутствие в регионе крупных
водоемких производств. Это в некоторой степени обусловило относительно низкие
показатели загрязненности воды на его территории по сравнению со средним по
Украине. Так, потребление свежей воды достигает здесь 1,1 млрд. м3 в
год (что составляет только 3,6 % ее общереспубликанского потребления), а объем
оборотной и последовательно используемой воды несколько выше, чем в среднем по
Украине (91 % против 80 %). Состояние водообеспечения большинства карпатских
населенных пунктов с каждым годом ухудшается вследствие преобладания
экстенсивных подходов к наращиванию объемов водоснабжения, при неэффективном
организационно-экономическом и отсталом техническом обеспечении
водохозяйственной деятельности.
Особую
тревогу вызывает высокая загрязненность почв региона минеральными удобрениями и
пестицидами, которой в значительной мере способствует отраслевая специализация
его сельского хозяйства на производстве овощей и технических культур, а
особенно — некоторых ранних сортов овощей и фруктов (Закарпатье).
Определенную
дестабилизацию в экологическую ситуацию региона и курортных зон вносит, в
частности, неограниченная вырубка лесов. Вследствие обезлесения склонов
активизируются оползневые процессы, увеличивается количество паводков на горных
реках, меняется микроклимат. Облесение вырубок монокультурой ели приводит к
частым буреломам.
Таким
образом, экологическая ситуация в Карпатском регионе является довольно
напряженной. Если учесть курортную ценность этой территории, то проблема ее
экологической, безопасности является одной из первоочередных для практического
решение.
Общее социально-экономическое развитие
Карпатского
региона
Объективный
анализ развития производительных сил региона в сочетании с оценкой сегодняшней
экономической ситуации дает реальное представление о достигнутых уровне и
эффективности социально-экономической структуры. Отдавая должное тому, что сделано
в предыдущие годы, нужно откровенно констатировать, что вследствие
нерациональной экономической политики, и непродуманных действий в регионе
сложилась деформированная экономическая система, которая в целом социально
непривлекательна, экологически опасна и экономически неэффективна. За последние
годы здесь накопилось много социально-экономических проблем, острота и
необходимость решения которых со всей силой проявились в наши дни. Оценивая
ситуацию в регионе по критериям цивилизованных наций, изыскивая наиболее
оптимальные пути к его процветанию и прогрессу, нужно считаться с теми
отрицательными явлениями и фактами, которые имеют место в данном случае.
Социально-экономическая
структура Карпатского региона характеризуется производственной однобокостью:
почти 3/4 работающих заняты в производственной сфере, что говорит о социально
неблагоприятном характере его экономики.
Существуют
ощутимые территориальные диспропорции в развитии региональных производительных
сил, которые проявляются в гипертрофированном развитии равнинной части региона
(особенно — некоторых промышленных узлов) и социально-экономической отсталости
его горных районов.
Машиностроение
как одна из профилирующих отраслей является глубоко милитаризированной и из-за
преимущественно сборочного типа производства имеет слабые внутрирегиональные
кооперативные связи, что делает ее крайне уязвимой в кризисные периоды.
Промышленность
региона является эколого-опасной, а отдельные производства и отрасли с
отсталыми технологиями — вообще не совместимыми с природой края. Ориентация
некоторых отраслей промышленности (особенно - машиностроения) на привозное
сырье (комплектующие) и ускоренные темпы развития природоэксплуатирующих
отраслей (лесоводства, добычи серы, калийных солей, нефти, газа, угля) сделали
региональную экономическую систему малопригодной к выживанию в критических
ситуациях.
В
регионе четко прослеживается тенденция к резкому ухудшению демографической
ситуации: увеличивается смертность, падает естественный прирост, идет процесс
старения населения. С учетом национально-этнографического менталитета жителей
Карпатского края существует реальная угроза генофонду нации.
Постепенно
обостряется социальная ситуация, связанная с проблемами безработицы и занятости
населения региона, которую усиливает еще и тот факт, что здесь уже давно имел
место избыток трудовых ресурсов.
Экономический
ущерб, нанесенный природе Карпатского региона в предыдущие годы,
расточительство и бесхозяйственность повлекли за собой значительное ухудшение
состояния окружающей среды, вызвали деградацию уникальной природы Карпат.
Стратегические ориентиры развития Карпатского региона
и
региональные
приоритеты
Анализ
географических, природных, исторических и экономических условий показывает, что
на этапе становления государственности Украины и вхождения ее в мировое
сообщество Карпатский регион имеет уникальный шанс стать своеобразным
полигоном, где разумная экономическая политика может успешно сочетать
региональные, государственные и международные интересы страны, обеспечив при
этом и прогресс в его социально-экономической жизни. Следовательно, речь идет о
выборе правильного стратегического курса в развитии региона. Если
руководствоваться тем, что Карпаты являются географическим центром Европы, а в
природном отношении — уникальной экосистемой на Западе Украины, то при
формировании политики освоения этого края необходимо разумно использовать его
геополитические преимущества и сохранить экологический феномен территории.
Иначе говоря, будущая социально-экономическая модель Карпат должна быть экономически
выгодной для Украины и экологически совместимой с прилегающими территориями
соседних стран.
Сегодня
можно достаточно уверенно утверждать, что исключительный акцент на развитии в
регионе промышленности вряд ли оправдает себя. Технологический «бум» нам пока
не «угрожает», а следовательно, производительность труда и
конкурентоспособность продукции еще долго будут оставаться низкими. Кроме того,
с эскалацией производства будет обостряться экологическая ситуация, что будет
забирать и без того ограниченные ресурсы. Таким образом, нужно выработать
нестандартные ходы и решения при выборе приоритетов и конкретных сфер, развитие
которых бы обеспечило прогрессивные изменения в экономической жизни региона,
ускорило и направило рыночные реформы в необходимое русло, что, в свою очередь,
будет инициировать приток капитала (и в том числе — иностранного). При выборе
такой стратегия важно предусмотреть и учесть действие тех факторов, которые
обусловливают специфику региона и создают преимущества его стартовых условий для
прогрессивных социально-экономических преобразований.
С
учетом имеющихся в Карпатском регионе природного, экономического, научного и
технического потенциалов, его исторических и географических особенностей,
стратегическая цель перспективного развития территории заключается в том, чтобы
на основе оптимального использования природы, материально-технических, трудовых
и интеллектуальных ресурсов создать эффективную экономическую систему рыночного
типа, которая обеспечит материальное благосостояние населения и экологическую
безопасность Карпатского края.
Достижение поставленной
цели усматривается в поэтапной реализации первоочередных задач. На ближайший
период основными приоритетами регионального развития Карпатского края должны
стать: рекреационный комплекс; АПК; лесопромышленный комплекс; машиностроение;
непроизводственная сфера (особенно — в горной части региона); охрана окружающей
среды, сохранение и восстановление историко-культурного наследия.
Создание необходимых
условий для. развития этих отраслей и сфер Человеческой деятельности обеспечит
подъем его общего социально-экономического уровня, который должен определяться
не только общегосударственными интересами, но и потребностями и интересами
самого региона — субъектов хозяйствования, которые здесь размещены, и
населения, которое здесь проживает.
Для
развития Карпатского региона приоритетным является освоение его курортного
потенциала. Для подтверждения обоснованности этого выбора можно привести
следующие основные аргументы.
Наличие природно-ресурсной базы. В регионе насчитывается свыше 800 источников и скважин
лечебных минеральных вод всех известных типов (многие из них - уникальны),
запасы которых достаточны для ежегодного оздоровления более 7 млн. чел. Но
сегодня уровень их использования не превышает 15 %. Разведаны также
значительные запасы лечебных грязей и озокерита. Эти ресурсы - в сочетаний с
благоприятными климатическими условиями - служат природной базой для развития
санаторно-курортного дела в регионе.
Мощный потенциал для развития
различных видов туризма. Живописные
ландшафты, рельеф Карпат создают благоприятный фон для кратковременного отдыха.
Они не имеют альтернативы в Украине в отношений развития горнолыжного спорта на
уровне мировых стандартов. Расчеты показывают, что одноразовая предельная рекреационная
вместимость региона составляет 2,2 млн. чел., тогда как годовая — 8 млн.
туристов и отдыхающих, а также 12 млн. экскурсантов и туристов выходного дня.
Даже при 50-процентном уровне этих показателей значительный диапазон для
перспективного роста туризма в регионе сохраняется.
Выгодное географическое
положение. Карпатский регион
находится в центре Европы. Через него проходят многообразные связи. Его
неплохая транспортная доступность является благоприятным фактором для
привлечения контингента отдыхающих не только из восточных регионов, но и из
европейских стран. Карпаты могут служить своеобразным полигоном для дислокации,
центров международного бизнеса, что будет стимулировать рост коммерческого и
делового туризма.
Фактор
территориального разделения труда.
Фактически в Украине есть 2 региона, условия которых позволяют обеспечивать
удовлетворение общественных потребностей в рекреационных услугах:
Черноморско-Азовский и Карпатский. На фоне перегруженности первого из них и при
растущем спросе на оздоровление и отдых Карпаты выступают практически
единственной территорией, которая может реализовать неудовлетворенный спрос
населения на эти услуги.
Последствия
Чернобыльской аварии. Сравнительно
высокая экологическая безопасность региона и наличие в нем крупных запасов
минеральных вод для лечения радиационных заболеваний обусловливают потребность
в создании в Карпатах широкой сети специализированных здравниц для населения,
пострадавшего от радиоактивного загрязнения.
Экологический феномен территории. С одной стороны, по сравнению с другими регионами природа
Карпат понесла меньшие потери и во многих местах сохранила свое первобытное
состояние. А это очень важно для многообразных форм отдыха и туризма. С другой
стороны, исключительно важное климато- и водорегулирующее значение Карпат как
для Украины, так и для соседних европейских государств обусловливает остроту
вопроса сохранения уникальной природы края. Если отбросить чисто Консервативные
варианты выполнения этой задачи, то туризм и отдых в экологически обоснованных
пределах могут выступать активной формой обеспечения экологической безопасности
Карпат.
Социально-экономическая специфика
гор. В горных районах
четырех карпатских областей проживают около 1,3 млн. чел. (то есть около 20 %
всего их населения, из них треть — на высоте в 500 м и выше). Горы создают
специфические, чрезвычайно сложные условия для проживания и хозяйствования
(особенно — в сельском хозяйстве), поэтому здесь чрезвычайно остро, стоит
проблема занятости, и как следствие — низок уровень материального
благосостояния жителей гор. Ослаблению этих и других отрицательных процессов за
счет расширения сфер занятости и развития инфраструктуры будет способствовать
развитие туризма с соответствующей организацией обслуживания, к которым может
быть привлечено местное население. В данном контексте разумной альтернативы
рекреации просто не существует.
Экономическая
конкурентоспособность рекреационной сферы.
Мировой опыт показывает, что туризм является высокорентабельной отраслью
народного хозяйства. Например, в Испании он дает 17 млрд. долл США., что равно
30 % доходов от ежегодного экспорта этой страны, в Италии туризм обеспечивает
11 %, а в Дании и в Австрии -— 8 % прибылей, поступающих от экспорта товаров за
границу. Безусловно, пока показатели экономической результативности
отечественного туризма далеки от зарубежных, хотя в Карпатах есть отдельные
центры, в хозяйственной структуре которых рекреационная отрасль является
ведущей. В целом сегодня Карпатский регион занимает второе место в Украине по
объему доходов от рекреационной сферы (22 % от суммарного показателя по
Украине) и уступает только Крыму (соответственно, 42 %), опережая Причерноморье
(17 %) и Приазовье (13 %).
Можно привести еще ряд убедительных аргументов в пользу
рекреационной ориентации перспективного развития Карпатского региона. Но это ни
в коей мере не означает, что, форсируя экономические процессы в данном
направлении, мы сразу же достигнем желаемых результатов. Здесь необходимы
взвешенные решения и продуманные практические действия. Поэтому развитие
рекреации в регионе рассматривается в контексте структурной перестройки его
хозяйственного комплекса, в перспективной модели которого эта отрасль должна
стать одной из профилирующих. Именно такие ориентиры заложены в Государственную
программу социально-экономического развития Карпатского региона, которая должна
на практике реализовать идею обеспечения социально-экономического прогресса его
территории через государственную поддержку приоритетных секторов региональной
экономики, и в первую очередь — рекреации.
Государственная программа социально-экономического
развития
Карпатского региона как инструмент региональной
политики
Государственная программа социально-экономического развития
Карпатского региона разработана Институтом региональных исследований НАН
Украины, совместно с Министерством экономики Украины, Закарпатским,
Ивано-Франковским, Львовским и Черновицким облисполкомами. Ее цель заключается
в создании необходимых правовых экономических и организационных условий для
обеспечения практических результатов в деле стабилизации и улучшения
социально-экономической ситуации в регионе, для формирования — на основе
рационального, использования ресурсного потенциала территории — эффективной
экономической системы рыночного типа, которая гарантировала бы приближенный к
мировым социальным стандартам уровень материального благосостояния и проживания
людей, а также экологическую безопасность края.
Статус программы как государственной обусловливает ее
ориентацию на первоочередную реализацию именно государственных интересов в
Карпатском регионе. Иначе говоря, она должна стать практическим инструментом
воплощения государственной, региональной политики на этой территории. Поэтому в
программу включены меры и проекты, которым государство гарантирует свою
поддержку, которая может выступать в двух формах: режим полного
государственного содействия (финансовое, и ресурсное обеспечение,
финансово-кредитные и налоговые льготы исполнителям); режим частичного
государственного содействия (финансово-кредитные и налоговые льготы
исполнителям). Проблемы же местного значения решаются на локальном уровне
силами региона.
Для Карпатского региона особенно острой является проблема
горных районов. Комплекс вопросов, нуждающихся в первоочередном решении,
получил отражение во всех подпрограммах. Между тем, очевиден факт, что горные
районы должны иметь специальный статус, которым бы законодательно закреплялись
необходимые льготы и социальные гарантии их жителям. В этой связи очень важное
значение имеет принятый Верховным Советом Закон Украины «О статусе горных
населенных пунктов Украины».
В программу вошли наиболее значимые меры и проекты, которые
в силу определенных причин (и в первую очередь — из-за отсутствия
материально-финансового обеспечения) не реализовались в рамках уже существующих
программ. Источниками финансирования программы служат государственный бюджет;
местные бюджета; внебюджетные фонды; средства предприятий, учреждений и
организаций; зарубежные инвестиции. В общем объеме ее финансирования
государственный бюджет занимает 33,6 %, средства предприятии — 25,2 % и местные
бюджета — 22,8 %. Наибольший удельный вес государственный бюджет занимает в
общей стоимости подпрограмм «Развитие агропромышленного комплекса» (43,2 %),
«Экологическая безопасность» (53,8 %); «Культурное развитие» (74,4 %),
«Развитие науки» (79,8 %). В то же время на развитие рекреационной индустрии из
государственного бюджета предусматривается 27,1 %, социальной сферы —
соответственно, 26,2 % и нефтегазового комплекса — 26,8 %. Развитие
лесопромышленного комплекса будет финансироваться исключительно за счет средств
предприятий. Из общей суммы финансирования на Закарпатскую область выделено
40,1 %, на Ивано-Франковскую — 29,9 %, на Львовскую — 16,7 % и на Черновицкую —
11,8 %.
Достижение
программной цели ориентировано на 2010 г. Реально прогнозируемым является
ближайший 5 … 6-летний период, в течение которого поставленные цели поддаются
декомпозиций с более или менее точным обоснованием путей и средств их
достижения, а также с предвидением результатов. На более отдаленную перспективу
возможна лишь постановка достаточно обобщенных целевых ориентиров, с прогнозным
сценарием действий по их реализации.
Опыт разработки
Государственной программы социально-экономического развития Карпатского региона
показывает, что при новаторских подходах к управлению их реализацией, такие
программы могут стать эффективным инструментом государственной региональной
экономической политики в Украине.
Список использованной литературы:
1.
Большая советская
энциклопедия, М., Советская энциклопедия, 1978.
2.
Журналы «Капитал» за
1996 … 1998 г.г.
3.
Газета «Экономика
Украины» за 1995 … 1998 г.г.
|