Особые экономические зоны Особые экономические зоны
Особые экономические зоны РЕФЕРАТЫ РЕКОМЕНДУЕМ  
 
Тема
 • Главная
 • Авиация
 • Астрономия
 • Безопасность жизнедеятельности
 • Биографии
 • Бухгалтерия и аудит
 • География
 • Геология
 • Животные
 • Иностранный язык
 • Искусство
 • История
 • Кулинария
 • Культурология
 • Лингвистика
 • Литература
 • Логистика
 • Математика
 • Машиностроение
 • Медицина
 • Менеджмент
 • Металлургия
 • Музыка
 • Педагогика
 • Политология
 • Право
 • Программирование
 • Психология
 • Реклама
 • Социология
 • Страноведение
 • Транспорт
 • Физика
 • Философия
 • Химия
 • Ценные бумаги
 • Экономика
 • Естествознание




Особые экономические зоны


ЧТО СЛЕДОВАЛО БЫ ПОНИМАТЬ ПОД СПЕЦИАЛЬНЫМИ ЗОНАМИ?
Интернационализация
хозяйственной жизни, потребность более эффективного использования
географических и иных преиму­ществ определенных территорий привели к созданию
во многих стра­нах особых экономических зон. В различных вариантах они сущест­вуют
в КНР, США, Франции, Вьетнаме, Болгарии, Венгрии, Мекси­ке, Ирландии, Южной
Корее и в ряде других государств.
В мире было создано около
600 зон, в основном во второй по­ловине XX века, хотя первая зона классического
типа — таможенная существовала в Гибралтаре уже в XIX веке. В Западной Европе в
на­чале 90-х годов действовало около 100 свободных экономических зон. Больше
всего их было создано в Швейцарии (26), Испании (22), Италии (II), во Франции
(10), в Финляндии (7), ФРГ (6).
Известно, что до революции в
Одессе, Батуме существовали "порты
франко" — свободные таможенные зоны. При всем разнооб­разии в основном
созданные зоны можно свести к нескольким ос­новным типам: таможенной, зоне
экспортного производства и ком­плексной (наиболее успешный пример последней
дает зона вокруг ирландского аэропорта Шеннона, аналогичная зона была создана в
Японии на острове Окинава). В КНР и в некоторых других странах были созданы
технологические зоны. Мировой опыт свидетельство­вал о том, что для создания
зоны требуется наличие ряда факторов. К их числу наши экономисты отнесли
следующие:
связь с международными
рынками (транспортные и телеком­муникационные возможности);
степень развития
инфраструктуры, в том числе деловой инфра­структуры (банковское и страховое
обслуживание, экспедиторские, информационные и другие службы, биржи и т.п.);
           Раздел 1. Теория и практика правового регулирования
определенный уровень развития
промышленности в регионе, позволяющий устанавливать субподрядные отношения,
использовать квалифицированный персонал;
обеспеченность рабочей силой
и наличие развитой социально-производственной структуры, жилого фонда;
обеспеченность кадрами
специалистов в области практического осуществления внешнеторговых связей, инвестиционного и других форм
сотрудничества с зарубежными странами'.
Главным все же остается
выгодное экономико-географическое положение и привлекательность для
иностранного инвестора. В любом случае зоны, как правило, создавались на
ограниченных про­странствах. У нас же пошли по другому пути. В России было
декла­рировано создание большого числа зон, часть из которых охватывала целые
края и области, значительные по своим территориям (Алтай­ский край, Читинская
область, Кемеровская область и др.) (2) Исход­ным при создании этих зон было благое пожелание улучшить поло­жение
и решить другие задачи, главным образом, за счет предостав­ления льгот по
сохранению в местном бюджете налоговых отчисле­ний, а это оказалось нереальным.
В гораздо большей степени
мировому опыту соответствует практика других государств СНГ.
Сказанное не означает, что в
России нет зон со всех точек зре­ния, отвечающих приведенным выше критериям.
Ярким примером удачного выбора представляется нам зона "Янтарь",
расположенная на территории бывшей Восточной Пруссии. Географическое положе­ние
этой зоны на берегу Балтийского моря действительно уникально. Она входит в
состав Российской Федерации, образуя своего рода анклав, окруженный Польшей и
Литвой. Транспортные возможнос­ти: единственный незамерзающий порт России на
Балтике, конеч­ный пункт железнодорожной магистрали, причем с европейской ко­леей, и автомагистрали Калининград—Берлин, планы
полного вос­становления которой уже подготовлены. Сам Калининград (бывший
Кенигсберг) — город, где сходятся торговые пути Востока и Запада, Севера и Юга.
Другой удачный пример выбора
порт Находка на Дальнем Востоке, составивший вместе с прилегающим к нему
районом еди­ную экономическую зону.
Перспективными
представляются другие зоны на Дальнем Вос­токе — зона на Сахалине и особая
экономическая зона "Курилы". В
соответствии с Указом Президента Российской
Федерации от 6 де­кабря 1992 г. "О социально-экономическом развитии
Курильских островов" предприятиям и организациям этого района предоставля­ются
широкие дополнительные льготы в сфере экономической деятельности.
Но в общем в России при созданий свободных зон пошли по особому пути, к
тому же назвав эти зоны зонами совместного предпринимательства, что отражено в
ряде актов.
Более
привычным и соответствующим международной практи­ке
представляется термин "свободная экономическая
зона", которым мы и пользуемся в дальнейшем изложении.
Итак, свободная
экономическая зона — это территория, на которой устанавливаются особый режим и
особые льготные условия хозяйственной деятельности иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями, а также отечественных предприятий и граждан.
К свободным экономическим
зонам следует относить и зоны экспортного производства, и свободные таможенные
зоны.
Президент Российской
Федерации Указами от 10 декабря 1992 г. "О создании зоны свободной
торговли "Шереметьево"
и от 3 июня 1993 г. "О свободных таможенных зонах "Московский Фран-ко-Порт" и "Франко-Порт
"Терминал" поддержал предложение пра­вительства Москвы по созданию в Москве свободной
таможенной зоны
"Московский Франко-Порт" на территории, прилегающей
к аэропорту "Внуково", и свободной таможенной зоны "франко-Порт
"Терминал" на территории Западного речного порта(3).
Правительство Москвы 10 мая
1994 г. приняло постановление о поэтапном создании свободной таможенной зоны
"Франко-Порт "Терминал".
Указом Президента Российской
Федерации от 18 июля 1994 г. было предусмотрено
создание свободной таможенной зоны "Аэро­порт
Ставрополь" и свободной таможенной зоны на территории Амурской области.
И с экономической, и с
юридической точек зрения следует от­личать региональные проекты привлечения зарубежных инвесторов в Россию от
планов создания свободных экономических зон(4).
Общим является стремление привлечь иностранные инвести­ции. Однако в зонах реализации этой цели должен действовать ком­плекс
таможенных, налоговых, валютных, кредитно-финансовых и внешнеэкономических стимулов для предприятий при условии
созда­ния такой административной структуры, которая в
максимальной степени упростила бы для иностранных инвесторов осуществление
хозяйственной деятельности и создание предприятий.
В Законе Киргизии "О
свободных экономических зонах в Рес­публике Кыргызстан"
от 16 декабря 1992 г. предусматривается, что свободные экономические зоны включают в себя
свободные тамо­женные зоны, зоны экспортного производства и зоны привлечения иностранных инвестиций (ст. 1). Причем свободные
таможенные зоны и зоны экспортного производства в
качестве субзон могут
вхо­дить в зоны привлечения иностранных инвестиций (ст. 4).
РАЗВИТИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Как осуществляется правовое
регулирование в части, касаю­щейся создания зон и определения особых условий
для инвестирова­ния иностранных капиталовложений в таких зонах? Во многие зако­нодательные
акты об иностранных инвестициях были включены спе­циальные положения об
иностранных инвестициях в свободных эко­номических зонах (ст.ст. 41, 42 Закона об иностранных инвестициях
России, ст. 48 Закона Украины, ст.ст. 38, 39 Закона Таджикистана, ст. 23 Закона
Эстонии).
В некоторых республиках были
приняты специальные законы. 30 ноября 1990 г. был принят Закон "О
свободных экономи-ческих зонах в Казахской ССР".
Затем последовал ряд постановле­ний Верховного Совета Республики Казахстан о
создании зон в от­дельных районах и городах. Однако Указом Президента
Республики Казахстан от 5 марта 1994 г. "О мерах по упорядочению
деятельнос­ти свободных экономических зон" все ранее принятые постановле­ния
были признаны утратившими силу.
В Беларуси было принято
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 февраля 1992 г.
"О создании СЭЗ в райо­не г. Бреста",
однако затем действие его было приостановлено.
16 декабря 1992 г. был
принят Закон Республики Кыргызстан "О
свободных экономических зонах в Республике Кыргызстан".
Верховным Советом Украины 13
октября 1992 г. был принят Закон "Об общих началах создания и
функционирования специаль­ных (свободных) экономических зон"(5).
Декрет Украины
предусматривает, что специфика регулирова­ния иностранных инвестиций в
специальных (свободных) экономи­ческих зонах устанавливается законодательством
Украины о специ­альных (свободных) экономических зонах (ст. 49).
В мае 1993 г. в
Туркменистане был принят Указ Президента о статусе семи таких зон.
Из стран Балтии
законодательство о СЭЗ имеется в Литве. 12 марта 1993 г. было принято
постановление Правительства Литовской Республики "О создании свободных
экономических зон". До этого 28 мая 1992 г. было принято постановление
Правительства Литовской Республики "О создании в г. Клайпеде территории
свободного между­народного предпринимательства". Постановлением
Правительства от 12 марта 1993 г. в это постановление были внесены изменения.
В России Верховным Советом
были приняты постановления от 14 июля 1990 г. и от 13 сентября 1990 г. "О
создании зон свободного предпринимательства", а также постановление
Правительства о мерах по развитию свободных экономических зон. Первой такой
зоной, правовой статус которой был определен парламентом России, стала
находящаяся на Дальнем Востоке зона в городе Находка. Спе­циальное
постановление о ней было принято Верховным Советом РСФСР 24 октября 1990 г.
Позднее принимались документы о других зонах, в частности о зонах свободного
предпринимательства г. Ле­нинграда и г. Выборга и о
хозяйственно-правовом статусе свободной экономической зоны в г. Зеленограде
(распоряжения Председателя Верховного Совета РСФСР от 12 и 21 мая 1991 г.), о
создании сво­бодной экономической зоны "Сахалин" (постановление
Президиума Верховного Совета РСФСР от 27 мая 1991
г.). Положение о свобод­ной экономической зоне в Калининградской области (СЭЗ
"Ян­тарь") было утверждено постановлением Совета Министров РСФСР от
25 сентября 1991 г. Такие положения, принятые и по другим зонам, определяли
правовые основы хозяйственной деятельности в них, цели их создания и т.д. Так, цель создания СЭЗ "Янтарь" была
сформулирована следующим образом. СЭЗ "Янтарь" создается в целях:
ускорения решения задач
социально-экономического развития Калининградской области;
повышения жизненного уровня
населения области на основе развития торгово-экономического и
научно-технического сотрудни­чества с зарубежными странами;
обеспечения благоприятных
условий для привлечения ино­странного капитала, технологии и управленческого
опыта, потенциа­ла отечественных предприятий для увеличения экспортных возмож­ностей
региона;
развития производства
экспортной и импортозаменяющей про­дукции,
трансконтинентального транзита;
отработки новых форм
хозяйствования в условиях перехода к рыночной экономике.
Ряд общих вопросов
принципиального характера, касающихся всех СЭЗ, был
определен Указом Президента Российской Федерации от 4 июня 1992 г. "О
некоторых мерах по развитию свободных эко­номических зон (СЭЗ) на территории
Российской Федерации". Этим же Указом была предусмотрена подготовка Закона
"О свободных экономических зонах в Российской Федерации".
СТАТУС СВОБОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ
Любая СЭЗ независимо от
места ее расположения, цели созда­ния остается неотъемлемой частью
государственной территории со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Суверенитет государст­ва, на территории которого создается зона, и
осуществление его су-веренных прав при этом не
затрагиваются. Имеется в виду, что СЭЗ —
хозяйственные, а не политические образования, государственная власть в них
будет осуществляться органами власти и управления. Распространено ошибочное
мнение, будто при создании зон какая-то часть государственной территории будет
сдаваться в аренду, даже продаваться иностранным государствам или фирмам.
Но дело в том, что, когда в
экономической литературе приме­нительно к зонам говорится об анклавах, данный
термин имеет не тот смысл, в котором он употребляется в государственно-правовой
и международно-правовой литературе, где под анклавом понимается территория
одного государственно-правового образования, окружен­ная территорией другого
государства. Здесь речь идет именно об осо­бой, чисто экономической зоне,
продолжающей оставаться в преде­лах государства.
Практика создания зон в
Российской Федерации свидетельст­вует, что путем принятия положения по каждой
зоне можно опреде­лить ее территориальные пределы. Так, согласно п. 3 Положения о СЭЗ "Янтарь", эта зона
"располагается в административных грани­цах Калининградской области с
прилегающими к ней районами кон­тинентального шельфа и экономической зоны СССР
(кроме районов территории области, связанных с обеспечением обороны страны)". Напомним читателю, что Положение было принято
до распада СССР, после которого речь должна идти о шельфе и экономической зоне
в Балтийском море Российской Федерации.
Таким образом, создание СЭЗ
не предполагает каких-либо тер­риториальных изменений, передвижения границ как
в пределах како­го-либо государства, так и вне его.
Могут быть, конечно, особые
случаи. В международной прак­тике наиболее известным из них было установление
особого между­народно-правового статуса Вольного города Данцига (ныне Гданьск). По Версальскому миру
территория Данцига не входила ни в состав Германии, ни в состав Польши,
гарантом был Верховный комиссар Лиги Наций.
Представляют интерес
различные проекты создания совмест­ных СЭЗ, создаваемых двумя или несколькими
приграничными стра­нами. К числу таких зон могут быть отнесены
российско-китайские экономические зоны в районе Благовещенск-Хэйхе,
различные зоны в Причерноморье.
В Республике Крым
прорабатывается проект создания в Керчи свободной экономической зоны, а также
возможность создания такой зоны во всей Республике, которая будет тесно связана
не толь­ко е Украиной, но и с Россией. Так,
планировалось свободное обра­щение в зоне российской валюты. Парламент
Республики Крым провозгласил создание в этой зоне
общего открытого режима. Это под­тверждено Указом Президента Украины от 23 июня
1993 г.
Иногда возникают другие
проблемы. Так, привнесение полити­ческих аспектов может затруднить и во всяком
случае замедлить раз­витие зоны "Янтарь", если рассматривать ее как "Еврорегион Ке­нигсберг".
Есть проблемы и в связи с
необходимостью обеспечить дея­тельность свободной зоны "Янтарь". Как
известно, территория вхо­дящей в состав России Калининградской области, на
которой распо­лагается зона, не имеет общей границы с другими областями Россий­ской
Федерации. Более того, на пути потока людей и товаров из зоны в Россию и
обратно установлены две границы. Между прави­тельствами России и Литвы 29 июля
1991 г. заключено соглашение о сотрудничестве в экономическом и
социально-культурном развитии Калининградской области. Приведем важнейшие
положения этого соглашения, которые имеют значение для деятельности свободной
экономической зоны.
Стороны намерены установить
льготный таможенный режим между Калининградской областью Российской Федерации и
Литов­ской Республикой (ст. 1).
Литовская Республика
обязуется беспрепятственно обеспечи­вать передачу природного газа,
поставляемого Российской Федера­цией для нужд Калининградской области, по
газопроводу, проходя­щему по территории Литовской
Республики (ст. 3).
Стороны обязуются
урегулировать отдельным соглашением ус­ловия транзита пассажиров — лиц,
постоянно проживающих в Рос­сийской Федерации, через
территорию Литовской Республики, а также транзита лиц, постоянно проживающих в
Литовской Республи­ке, через территорию Калининградской области.
Такое соглашение должно
основываться на принципах добро­соседства, общепризнанных нормах международного
права и учиты­вать документы Совещания по безопасности и сотрудничеству в Ев­ропе
(ст. 7).
Стороны заключают соглашения
об условиях транзита транс­портных средств и грузов Российской Федерации по
железнодорож­ным и шоссейным дорогам, воздушным трассам, водным путям, тру­бопроводам,
а также электроэнергии по линиям электропередачи через территорию Литовской
Республики, а также Литовской Респуб­лики — через территорию Калининградской
области.
Литовская Республика
гарантирует транзитные перевозки на­роднохозяйственных грузов Российской
Федерации через территорию Литовской Республики. Российская Федерация
гарантирует транзит­ные перевозки народнохозяйственных грузов Литовской
Республики через территорию Калининградской области так же, как и других
районов Российской Федерации, без обложения таможенными пош­линами (ст. 8).
Стороны подтверждают свое
стремление сохранять и развивать сложившиеся хозяйственные связи между
предприятиями и предпри­нимателями Калининградской области и Литовской
Республики (ст. 9).
Стороны согласились в том, что
в целях развития торгово-эко­номических связей между Калининградской областью и
Литовской Республикой целесообразно создать экономические миссии соответ­ственно
в городе Вильнюсе и в городе Калининграде (ст. 12).
22 мая 1992 г. было
заключено Соглашение между Правитель­ством Российской Федерации и
Правительством Польши о сотрудни­честве Калининградской области Российской
Федерации и северо­восточных воеводств Польши.
Осуществление планов
создания и эффективной деятельности зоны "Янтарь" в значительной степени
зависит от реализации согла­шений России с Литвой и Польшей.
В свободных экономических
зонах действует законодательство соответствующего государства (гражданское,
хозяйственное, трудовое и т.д.), за исключением тех
изъятий, которые установлены законода­тельными актами об иностранных
инвестициях, законами о СЭЗ (если они имеются) и
положениями о конкретных зонах. Особое зна­чение для регулирования
хозяйственной деятельности в СЭЗ приоб­ретает, естественно, законодательство о
предпринимательской дея­тельности, налоговое законодательство, положения
законодательства об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответствен­ностью,
антимонопольного законодательства, других актов, связан­ных с переходом к
рыночной экономике. Что же касается органов хозяйственного управления, то на
практике встречаются различные варианты решения этой непростой проблемы. В
одних случаях (на­пример, в зоне "Янтарь") был создан Комитет по
развитию СЭЗ. Было предусмотрено, что Положение о Комитете утверждает Совет
Министров РСФСР по согласованию с Калининградским областным Советом народных
депутатов.
В наиболее частых случаях,
когда территория зоны полностью совпадает с территорией области, города, района
и т.д., вопросы ад­министративного и хозяйственного руководства зоны должны
возла­гаться на соответствующие местные органы власти и управления. В' этих случаях административное управление СЭЗ должно
возлагаться на соответствующие территориальные
органы региона, в рамках ко­торого предлагалось на правах самостоятельного
структурного под­разделения создавать администрацию зоны. Функции генерального администратора СЭЗ может выполнять
приглашаемый по контракту специалист.                                                 .
Вопросы же
общехозяйственного развития зоны предлагалось возложить на специальную
корпорацию, создаваемую за счет вкладов зональных и внезональных
предприятий, местных, а также централь­ных органов управления. Они должны
действовать на коммерческих принципах.
Корпорация призвана
заниматься перспективным планирова­нием развития СЭЗ, представлять
хозяйственные интересы зоны внутри страны и за рубежом (включая проведение
рекламы, меро­приятий по привлечению инвестиций и т.п.), объявляет и проводит
торги на размещение новых производств, организует привлечение и
профессиональную подготовку трудовых ресурсов, осуществляет строительство и
эксплуатацию объектов инфраструктуры, обустрой­ство и сдачу в аренду земельных
участков, обеспечивает, в случае не­обходимости, снабжение и финансирование
предприятий^
Высшим органом корпорации
является правление, в составе которого должны быть представлены руководители
отечественных предприятий и предприятий с иностранными инвестициями. В прав­ление
по должности входит Генеральный администратор СЭЗ.
Если же СЭЗ не совпадает с
территорией, определяемой адми­нистративно-территориальным делением, тогда
неизбежно должна быть создана администрация зоны. Желательно, чтобы Генеральный
администратор входил в состав исполнительного органа той террито­рии, на
которой создана зона. И при этой системе вопросами хозяй­ственного развития
зоны может заниматься специальная корпорация.
Международный опыт
подсказывает, что эффективной в любом случае является такая система
администрации в зоне, при ко­торой иностранным инвесторам, желающим
осуществлять в зоне хо­зяйственную деятельность, не
надо было бы обращаться в какие-то центральные органы. Известно, что во многих
странах, где были об­разованы специальные зоны, широкое распространение
получила система обслуживания "в одном месте", когда все вопросы
выдачи необходимых разрешений и лицензий, связанных с осуществлением
капиталовложений, решались на месте в оперативном порядке.
Поскольку в Российской
Федерации создано несколько зон и возможно создание новых, возник вопрос о
координации их деятель­ности федеральными органами управления. Эти проблемы
решались в Указе Президента Российской Федерации от 4 июня 1992 г., со­гласно
которому Комитет по иностранным инвестициям (см. выше) обязан контролировать и
координировать деятельность по созданию и развитию свободных экономических зон
на территории России.
На Украине органами
управления в СЭЗ независимо от ее типа являются: местные Советы народных
депутатов и местные админи­страции в пределах своих полномочий; орган
хозяйственного разви­тия и управления СЭЗ, создаваемый при участии субъектов
экономи­ческой деятельности Украины и иностранных субъектов такой дея­тельности.
В то же время в Казахстане органами государственной власти на территории зоны
являются Советы народных депутатов, которые делегируют полномочия исполнительной
власти админи­стративному совету зоны.
Согласно Закону Украины о
зонах 1992 г., исполнительным директором органа хозяйственного развития и
управления зоны может быть как гражданин Украины, так и гражданин другой
страны, работающий по срочному контракту. Для сравнения следует отме­тить, что
в Казахстане аналогичная должность может быть предо­ставлена только гражданину
Казахстана.
Согласно ст. 14 Закона
Кыргызстана 1992 г., органом управле­ния СЭЗ является генеральная дирекция СЭЗ,
Генеральный директор СЭЗ назначается Правительством. Представляется интересной
норма, согласно которой в случае совпадения границ СЭЗ с границами тер­риториальной
единицы республики (город, район) исполнение функ­ций Генерального директора
СЭЗ возлагается на главу соответствую­щей местной государственной
администрации.
УСЛОВИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ
Правовой режим и условия
хозяйственной деятельности ино­странных инвесторов и предприятий с иностранными
инвестициями определяются законодательством об иностранных инвестициях и по­ложениями
о свободных экономических зонах. Остановимся на По­ложении о зоне
"Янтарь". В нем говорится о том, что иностранные инвестиции
пользуются на территории свободной экономической зоны правовой защитой и что их
режим не может быть менее благо­приятным, чем соответствующий режим для
имущества отечествен­ных юридических лиц и граждан. В Положении также
предусмотре­но, что не допускается какая-либо дискриминация предприятий с
иностранными инвестициями по сравнению с другими действующи­ми в СЭЗ
предприятиями (п. 6). Говорится и о том, что нс допуска­ется принудительное
изъятие иностранных инвестиций: "Не допуска­ется также секвестр
инвестированного имущества, за исключением временного приостановления по
решению суда права инвестора на вывоз этого имущества до погашения инвестором
своих обяза­тельств" (п. 7). На первый взгляд, включение этих общих
положений, повто­ряющих соответствующие положения российского законодательства
(за исключением последнего), представляется излишним. Однако с практической
точки зрения включение таких правил в Положение дает иностранному инвестору
более полное представление о режиме инвестиций в данной зоне.
Согласно ст. 42 ЗИИ России,
в зоне "Янтарь" был максималь­но упрощен порядок регистрации
предприятий с иностранными ин­вестициями. В соответствии со ст. 42 ЗИИ
предприятие с участием иностранного капитала с объемом до 75 млн. руб., а также
филиалы, отделения и представительства предприятий с иностранными инвес­тициями
могут регистрироваться непосредственно в свободной зоне Комитетом по развитию
свободной экономической зоны (п.8).
Вопросы создания совместных
предприятий должны решаться на месте (п. 9). По данным на май 1994 г., в зоне
"Янтарь" было за­регистрировано 771 предприятие с иностранными
инвестициями, из них — 565 с долевым участием и 206 — полностью принадлежащих
иностранным инвесторам. Общий объем иностранных инвестиций за 1993 год составил
5 млн.долл. США. В конце 1994 г. в СЭЗ работало уже 866 СП.
В зоне "Янтарь"
возможны различные формы хозяйственной деятельности иностранных фирм. Так,
многие польские и австрий­ские фирмы выразили интерес к возможностям создания
консигна­ционных складов, что представляет несомненный интерес для госу­дарств,
не имеющих выхода к морю, а также для таких соседских стран, как Польша. Как и
ко всякой СЭЗ, имеющей перспективы хо­зяйственного развития, проявляют интерес
многочисленные банки, желающие участвовать в создании совместных банков. Такие
предло­жения были сделаны банками Польши, Италии и США.
Хозяйственная деятельность в
зоне осуществляется без каких-либо ограничений. Исключение сделано Положением в
отношении хозяйственной деятельности, связанной с использованием располо­женных
на территории зоны месторождений топливно-энергетичес­ких и минерально-сырьевых
ресурсов. В этих случаях применяется действующее в России специальное
законодательство.
Необходимо отметить, что
такой особый режим применяется в Российской Федерации в этих случаях по
отношению ко всем зонам. В Указе Президента Российской Федерации от 4 июня 1992
г. "О не­которых мерах по развитию свободных экономических зон (СЭЗ) на
территории Российской федерации" было специально предусмотре­но, что
условия хозяйственной деятельности в СЭЗ для иностранных инвесторов,
деятельность которых связана с поиском, разведкой, эксплуатацией и добычей
возобновляемых и невозобновляемых 
природных ресурсов, включая ресурсы континентального шельфа и мор­ской
экономической зоны, определяются соответствующим законо­дательством и
нормативными актами Российской Федерации.
Все находящиеся в зоне
"Янтарь" предприятия имеют право осуществлять посреднические и
бартерные операции, которые произ­водятся в этой зоне с товарами и услугами (п.
10). Экспорт произве­денных в зоне товаров, а также импорт не .подлежат
квотированию и лицензированию, кроме тех товаров, которые предусмотрены уста­новленным
законодательством перечнем.
В отношении подлежащих
лицензированию товаров, произво­димых в зоне, возник вопрос о предоставлении
права на их лицензи­рование администрацией зоны. Комитет по развитию зоны
"Янтарь" попросил предоставить ему такое право в отношении янтаря,
рыбы и угля, добываемого на территории зоны. Комиссия по развитию и ис­пользованию
янтаря получила право выдавать лицензии на разработ­ку и вывоз янтаря за
пределы зоны. Товар считается произведенным в зоне, если величина добавленной
стоимости его обработки на тер­ритории свободной экономической зоны составляет
не менее 30% (п. 19).
Экспортируемые товары,
которые производятся в зоне, и им­портируемые товары, которые используются для
производства про­дукции или реализации на месте, освобождаются от уплаты
таможен­ной пошлины (п. 21). В первые пять лет функционирования зоны полученная
предприятием с иностранными инвестициями валютная выручка не менее 30% остается
в его распоряжении, за исключением 10% выручки, подлежащей продаже в фонд
развития зоны, и 10% — в фонд социальной защиты населения (п. 27).
Отметим, что таможенные
льготы не распространяются на экспорт и импорт товаров через территорию
свободной экономичес­кой зоны.
Особенно следует
остановиться на налоговых льготах. Соглас­но ст. 41 ЗИИ России, во всех СЭЗ
установлен льготный налоговый режим. Он заключается в том, что иностранные
инвесторы и пред­приятия с иностранными инвестициями облагаются налогами по
сниженным ставкам, включая налог на переводимую за границу при­быль. При этом
ставки налогов не могут быть меньше 50% налоговых ставок, действующих на
территории России для этого вида налого­плательщиков. В Положении о СЭЗ
"Янтарь" были предусмотрены следующие налоговые льготы: 1) все
предприятия в зоне освобожда­ются от уплаты налога на экспорт продукции,
производимой в зоне, и на импорт товаров, используемых при производстве
экспортной или "импортозамещающей" продукции (п. 28); 2) в течение
первых пяти лет функционирования зоны налог на прибыль находящихся в ней
предприятий не может превышать 30%; 3) для предприятий с иностранными
инвестициями в размере 30 и более процентов и для всех предприятий с объемом
экспорта не менее 30 % годового объе­ма производства введены налоговые каникулы
сроком до 5 лет в от­ношении уплаты налогов и перевода части прибыли за
границу, уста­новлено взимание налога на прибыль не более 16%, за исключением
части прибыли, переводимой за границу (п. 25).
Часть прибыли,
реинвестируемая всеми предприятиями СЭЗ в развитие производства, социальной
сферы и инфраструктуры зоны, вообще освобождается от налогообложения (п. 26).
Следует подчеркнуть, что
согласно Указу от 4 июня 1992 г. до принятия закона о свободных экономических
зонах Российской Фе­дерации сохранен тот порядок налогообложения, который был
уста­новлен Законом России об иностранных инвестициях и положения­ми о
свободных экономических зонах. Следовательно, установлен­ный в Российской
Федерации общий порядок налогообложения, на основе которого иностранные
инвестиции и предприятия с ино­странными инвестициями были лишены некоторых
действовавших ранее льгот, на налогообложение в свободной экономической зоне не
распространяется. Иными словами, основные налоговые льготы сохраняются только
для свободных зон.
Однако налоговая служба
Российской Федерации в письме от 29 июня 1993 г. разъяснила, что специальные
налоговые льготы в свободных экономических зонах не должны применяться.
Из установленных Законом об
иностранных инвестициях Рос­сии льгот наиболее существенны следующие:
пониженные ставки для пользования землей и иными природными ресурсами, право на
дол­госрочную аренду сроком на 70 лет с правом субаренды, возмож­ность введения
упрощенного порядка въезда и выезда иностранных граждан, в том числе и безвизового.
Для зоны "Янтарь", как и для ряда других зон, упрощенный порядок
въезда и выезда введен Поло­жением о зоне (п. 35).
Помимо указанных льгот, в
зоне "Янтарь" введена система на­числения зарплаты в иностранной
валюте путем перечисления ее на специальные счета в банке и выплаты в виде
именных чеков, расчет­но-кредитных карточек и других безналичных платежей для
исполь­зования в специальных магазинах зоны и за рубежом.
Мы подробно изложили
Положение о свободной экономичес­кой зоне "Янтарь", утвержденное в
сентябре 1991 г. Но, как отмеча­лось в ряде публикаций, многие пункты этого
Положения не удалось реализовать на практике(7).
Поэтому большое значение в
этой связи имеет Указ Президен­та Российской Федерации от 7 декабря 1993 г. о
Калининградской области.
В Указе предусмотрено, что
предприятия с иностранным учас­тием, созданные в 1992 году, получают налоговый
кредит сроком на 10 лет с момента получения объявленной прибыли, если они дейст­вуют
в сфере материального производства. Другие предприятия, за­нятые производством
промышленной, сельскохозяйственной продук­ции, товаров народного потребления,
если доля этой продукции у предприятия не ниже 75%, получают налоговый кредит
на 5 лет, ос­тальные предприятия — на 4 года. При этом изменения в налоговом
законодательстве должны распространяться в последующем на об­ласть лишь при
согласии ее компетентных органов. Снимаются огра­ничения на регистрацию СП.
Товары, произведенные в Калинин­градской области, освобождаются от экспортных
пошлин на 10 лет. Импортные товары освобождаются от пошлин и НДС, но акцизы с
них взимаются. Квоты на экспорт нефти, рыбы, янтаря, согласно Указу,
по-прежнему должны устанавливаться федеральными орга­нами.
Указом Президента России от
4 июня 1^92 г. среди мер, на­правленных на поддержание и развитие СЭЗ,
предусмотрено осу­ществление государственной программы приватизации на
территории СЭЗ в первоочередном порядке. Часть средств, которая подлежит
перечислению в центральный бюджет, остается в зонах и пойдет на формирование
фондов развития, залоговых и страховых фондов. По ним предоставляются бюджетные
кредиты. Средства, полученные в счет таких кредитов, должны направляться
органами управления сво­бодных зон на финансирование ключевых объектов
инфраструктуры зоны. Здесь усматривается стремление в масштабе России поддер­жать
хозяйственную деятельность свободных экономических зон и сделать инвестирование
в них более привлекательным для иностран­ных предпринимателей.
Согласно Закону Украины о
зонах, хозяйственным субъектам предоставляется свобода экономической
деятельности в зоне (ст. 15), каких-либо ограничений не устанавливается. На все
субъекты эконо­мической деятельности распространяется система государственных
гарантий защиты инвестиций, предусмотренная законодательством Украины об
инвестиционной деятельности и иностранных инвести­циях. Государство гарантирует
субъектам хозяйственной деятельнос­ти зон право на вывоз прибылей и капитала,
инвестируемого в зону, за пределы зоны и Украины.
На территории СЭЗ, согласно
Закону Кыргызстана о СЭЗ 1992 г., действует упрощенный режим въезда и выезда
иностранных граждан. Конкретные правила въезда и выезда устанавливаются для
каждой зоны Министерством иностранных дел Кыргызстана и отра­жаются в Положении
о зоне (ст. II).
В Положении о СЭЗ
"Брест" было предусмотрено, что хозяй­ственную деятельность в зоне
могут осуществлять белорусские и иностранные юридические и физические лица,
которые создают предприятия, филиалы и представительства во всех допустимых
зако­ном формах и ведут хозяйственную деятельность в любых сферах, за
исключением запрещенных действующим законодательством.
Был также предусмотрен
особый таможенный режим: освобож­дение от оплаты таможенной пошлиной товаров и
иного имущества, импортируемых на территорию СЭЗ "Брест" и
экспортируемых с этой территории. Транзит через территорию СЭЗ или перепродажа
товаров, не подвергшихся переработке в зоне, а также поставки через зону на
экспорт товаров из других регионов Республики Беларусь должны осуществляться
без каких-либо тарифно-таможенных и на­логовых льгот.
На территории зоны действует
также особый налоговый режим. Налог на прибыль всех предприятий, расположенных
в СЭЗ "Брест", уплачивается в размере не более 25% с учетом налога на
перевозимую за рубеж часть прибыли в валюте перевода. В зоне не применяются
налоги на экспорт-импорт и другие экономические меры регулирования средств,
направляемых на потребление, а также ограничения по уровню рентабельности при
ценообразовании и на­логообложении.
Освобождаются от уплаты
транзитного налога юридические и физические лица при транспортировке ими
грузов, предназначенных для СЭЗ "Брест", через территорию Беларуси.
Совместные предприятия с
участием иностранных юридичес­ких лиц и граждан, если доля иностранного
участника в уставном фонде превышает 30%, и предприятия, полностью
принадлежащие иностранным инвесторам (иностранные предприятия), вся выручка
которых образуется только за счет реализации продукции (работ, услуг)
собственного производства, освобождаются от уплаты налога на прибыль в течение
первых пяти лет с момента получения ими до­хода, включая первый год получения
дохода в СЭЗ.
1  См.: Общие принципы создания зон совместного
предпринимательства// Приложение к газете "Экономика и жизнь". 1991.
34. С.5— 6; Зоны совместного предпринимательства в СССР. Концепция создания и
функционирования //Внешняя торговля. 1989. № 6. С.2.
2       Представление об этом дают следующие данные: Зона "Алтай" — площадь 261
тыс.кв.км, население 3,7 млн. жителей; Зона "Выборг" — население 150
тыс. человек; Зона "Ева" (Еврейская автономная область) — площадь 360
тыс.кв.км; Зона "Технополис-Зеленоград" — население 170 тыс. человек;
Зона "Янтарь" — площадь 15500 кв.км, население — 1,1 млн.человек;
Зона "Санкт-Петербург" — площадь 370 кв.км, население — 4,5
млн.человек; Зона "Кузбасс" — площадь 95 500 кв.км, население — 3,5
млн.человек; Зона "Садко" (Новгородская область) — площадь 55 300
кв.км, население — 1 млн. человек; Зона "Сахалин" — площадь 87 100
кв. км, население — 800 тыс. человек; "Чита" (Читинская область) —
пло­щадь 431 тыс.кв.км, население — 2 млн. человек; "Находка" —
площадь 1600 кв.км, население — 200 тыс.человек.
3    См.: Собрание актов
Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 23. Ст. 2166.
4     См.: Быков А. Совместные с зарубежными странами свободные
экономичес­кие зоны: постановка проблемы// Внешняя торговля. 1994. № 2—3. С.
39—40.
5       См.: Ведомости Верховной Рады Украины. 1992. № 50. Ст. 676.
6 См.: Общие принципы
создания зон совместного предпринимательства. С.6.
7  См..например: Караваев В. Региональное развитие и сотрудничество
(Кали­нинградская область, СЭЗ "Янтарь")//Внешняя торговля. 1994. N» 2—3.
С. 22—25; Карянина Т. Пойдет ли Европа в нарисованную дверь. Калининград осваи­вает
статус свободной экономической зоны//Российская газета. 1994. 16 июля.

      ©2010