Королевство Марокко Королевство Марокко
Королевство Марокко РЕФЕРАТЫ РЕКОМЕНДУЕМ  
 
Тема
 • Главная
 • Авиация
 • Астрономия
 • Безопасность жизнедеятельности
 • Биографии
 • Бухгалтерия и аудит
 • География
 • Геология
 • Животные
 • Иностранный язык
 • Искусство
 • История
 • Кулинария
 • Культурология
 • Лингвистика
 • Литература
 • Логистика
 • Математика
 • Машиностроение
 • Медицина
 • Менеджмент
 • Металлургия
 • Музыка
 • Педагогика
 • Политология
 • Право
 • Программирование
 • Психология
 • Реклама
 • Социология
 • Страноведение
 • Транспорт
 • Физика
 • Философия
 • Химия
 • Ценные бумаги
 • Экономика
 • Естествознание




Королевство Марокко

МАРОККО, Королевство Марокко (араб. - Аль-Мамлака Аль-Магрибия, или Аль-Магриб Аль-Акса, букв. - дальний запад).
МАРОККО - гос-во на С.-3. Африки, одна из стран Магриба. На Севере омывается Средиземным морем, на 3ападе - Атлантическим океаноМарокко От Европы Марокко отделено Гибралтарским проливоМарокко На Востоке и Юго-Востоке граничит с Алжиром, на Юге - с Западной Сахарой. Площадь 446,5 тыс. км*. Столица- г. Рабат. В. Адменестративном отношении территория. Марокко разделена на 36 провинций и 1 префектуру.
Марокко - конституционная монархия. Действующая конституция, одобренная на референдуме 1 марта 1972 (с изменениями 1980), объявляет неприкосновенным право собственности, декларирует ряд буржуазно-демократических прав и свобод, предусматривает многопартийную систему.
Верховная власть принадлежит королю, личность которого объявлена священной. Король - глава государства и правительства, главнокомандующий вооружонными силами. Он объявляет чрезвычайное положение, назначает и смещает премьер-министров и других членов правительства, гражданских и военных должностных лиц, дипломатических представителей, заключает и ратифицирует международные договоры, промульгирует законы, принятые парламентом, обладает правом отлагательного вето.
Законодательный орган - однопалатный парламент (палата представителей), 1/з депутатов к-рого избираются населением, а 2/з - коллегией выборщиков, состоящей из депутатов местных выборных органов и представителей проф. палат и профсоюзов. Срок полномочий Палаты представителей 6 лет. Активное избирательное право предоставлено лицам, достигшим 21 года, пассивное - достигшим 25 лет.
Палата представителей может принимать законы по вопросам, указанным в конституции, а также законы-рамки, касающиеся основных областей экономической, социальной и культурной жизни. Свои законодательные полномочия Палата представителей вправе делегировать правительству. Законодательная инициатива принадлежит премьер-министру и депутатаМарокко
Правительство состоит из премьер-министра и министров и несет ответственность перед королем и Палатой представителей. Премьер-министр осуществляет регламентарную власть по вопросам, не входящим в законодательные полномочия Палаты представителей. В период между сессиями парламента правительство может принимать декреты-законы по вопросам, входящим в законодательные полномочия Палаты представителей (при условии их последующего одобрения на очередной сессии).
Существует Высший совет национального развития и плана, возглавляемый королеМарокко Он разрабатывает проекты планов, которые передаются на одобрение Палаты представителей.
Административно-территориальные единицы возглавляются назначаемыми королем губернаторами (в провинциях), мэрами (в префектурах), кайлами и пашами (в общинах)..
Судебная система включает Верховный суд, апелляционные суды и т. н. суды садада (суды низшей инстанции). Вопросы личного статута мусульман решаются шариатскими судами, а дела немусульман подлежат юрисдикции т. н. мировых трибуналов. Для решения трудовых и некоторых других споров в частном секторе созданы трудовые трибуналы. Конституционная палата Верховного суда осуществляет конституционный надзор, а также контроль за проведением референдумов и выборов. Для рассмотрения дел членов правительства создается Высокая палата правосудия в составе депутатов Палаты представителей. Имеется специальный суд для рассмотрения дел о коррупции среди должностных лиц. Возглавляемый королем Высший совет магистратуры рекомендует судей, продвигает их по службе, привлекает к ответственности и т. д. Абсолютное большинство населения составляют марокканские арабы (св. 18 млн. чел.) и берберы (св. 6 млн. чел.). Различие между этими группами стирается вследствие ассимиляции, особенно языковой. В крупных городах живут французы (св. 50 тыс. чел.), евреи-сефарды (св. 20 тыс. чел.), испанцы и португальцы. Официальный язык - арабский. Государственная религия - ислам (подавляющее большинство населения - сунниты, небольшая группа берберов - хариджиты-ибодиты); христиан (преиМарокко католиков) около 100 тыс. Естественный прирост населения 2,9% в среднем в год. Экономического активного населения занято (%) в сельском и лесном хозяйствах и рыболовстве 40,3, в промышленности, строительстве и на транспорте 23,2, в торговле, управлении, услугах и а прочих отраслях 36,5.
Средняя плотность населения свыше 55 чел. на 1 км* . Основная масса населения Марокко проживает в Северной и Западной частях страны, особенно на приатлантических равнинах и в сев-западных предгорьях Эр-Рифа и Атласа, где плотность достигает 200-300 чел. на 1 км*, а в прав. Касабланка - 615 чел. на 1 км'. Наименее заселены пустынные и полупустынные территории Юго-Востока, где плотность не превышает 1-2 чел. на 1 км*, хотя в отдельных оазисах плотность довольно высока.
В сельском населении преобладают оседлые земледельцы, занятые также разведением мелкого и крупного рогатого скота. Кочевники и полукочевники-скотоводы населяют в основном юго-восточные и центральные горные районы страны. Горное насел 42,7% сосредоточено главным образом в крупных городах: Рабат, Касабланка, Марракеш, Фее, Мекнес, Кенитра, Тетуан, Танжер, Сале, Уджда, Сафи.
Общая характеристика хозяйства. МАРОККО - аграрная страна с относительно развитой промышленностью, особенно горнодобывающей. Структура и специализация марокканской экономики формировались в 1-й пол. 20 в. в условиях колониальной зависимости и территориальной раздробленности страны, с 1956 - в условиях политической независимости. В Марокко развивалось однобокое агросырьевое развитие капиталистического типа - производство экспортных сельскохозяиственных культур и расширенную добычу полезных ископаемых, главным образом в районах Северо-Запада страны при сохранении на большей части территории феодальных и дофеодальных укладов и форм производства. Это привело к тому, что в середине 20 в. на долю сырьевых отраслей (сельского хозяиства и горнодобывающей промышленности.) приходилось свыше 50% всей валовой продукции Марокко. После провозглашения независимости экономика страны направлена на постепенный перевод на путь капиталистического развития на основе его , включая мероприятия по ограничению господства иностранного капитала, в том числе выкуп государством и национальными частными предпринимателями части иностранной собственности в МАРОККО, экономическое объединение различных зон страны, выдвижение на руководящие посты марокканцев взамен иностранцев и т. п. Но главную роль продолжал играть французкий капитал (общая сумма французких инвестиций в Марокко в конце 50-х гг. 3,6 млрд. долл.), его доля составляла св. 1/3 всех иностранных капиталовложений. В 70-80х гг. заметно увеличились инвестиции США, ФРГ, Италии, Бельгии и других как в горнодобывающей, так и в обрабатывающей отрасли промышленности. В 80х политика экономики выражалась в укреплении национального контроля над экономикой путем частичной национализации некоторыхрых иностранных промышленных компаний и ограничения деятельности иностранцев в ряде отраслей х-ва (в отраслях не менее 50% капитала должно принадлежать марокканским фиэическим и юридическим лицам). В общем объеме капитала участие иностранных вкладчиков сократилось с 76 до 41 %. В 1983 принят новый промышленно-инвестиционный кодекс, разрешивший иностранным предпринимателям пользоваться льготами, предоставлявшимися ранее только предприятиям , и вывозить прибыли из страны.
Марокко - крупный производитель и экспортер ценных видов минерального сырья и сельскохозяиственных продуктов, особенно фосфоритов и продукции из них, свинцового и кобальтового концентратов, марганцевой руды, цитрусовых, ранних овощей, рыбных консервов и т. п. В отраслевой структуре хозяйства Марокко наметилась тенденция к сокращению доли сельского хозяиства и росту промышленности, в том числе и обрабатывающей. Доля сырьевых отраслей сократилась до 30-35% валовой продукции.
В экономике Марокко выделяются 2 основные группы укладов: 1) уклады докапиталистического (потребительского) типа, охватывающие и мелкотоварные хозяйства марокканцев, и 2) уклады капиталистического типа, включающие государственный сектор, частный иностранный и национальный капитал (средне- и крупнокапиталистическое предпринимательство). Государсвенному сектору принадлежат электроэнергетика, современные виды транспорта, фосфатная и нефтепере- рабатывающая промышленность и некоторыерые перерабатывающие предприятия. К кон. 80-х гг. в Марокко 460 фирм и предприятий с государственным участием обеспечивали 60% ВВП. Частный сектор контролирует главным образом предприятия легкой и пищевой промышленности, отчасти металлообрабатывающие производства и кустарно-ремесленное производство, но около 75% национального частного капитала помещено в сельское хозяйство (высокотоварное земледелие), тор-
говлю, сферу обслуживания и городское домовладение. Поощряя создание смешанных государственно-частных предприятий с участием национального и иностранного капитала, государство проводит т. н. политику . В кон. 70-х гг. на долю капитали- стических укладов (около 1/3 экономически активного населения) приходилось ок. 70% ВВП. В 1985 банковский капитал в МАРОККО принадлежал (%): государству 35,0, иностранцам 37,5, марокканским частным лицам 27,5.
Общий объем капиталовложений за последние пятилетие ( млрд. дирхамов) 110,9; из них на долю государственных инвестиции частного и смешанного капитала - 76,3 (68.8%). В предыдущих пятилетних планах государственные инвестиции обычно превышали 50--60% общей суммы. Отраслевое распределение инвестиций (в среднем %): обрабатывающая и горнодобывающая промышленность, энергетика - 29; сельское и водное хозяиство - 16; транспорт и связь - 1 1 ; образование, подготовка кадров, здравоохранение, жилищное строительство и другие социальные нужды - 25; региональное развитие и организация территории - 5; туризм - 2 и т. д. Одна из главных задач такого плана - ослабить возникшие структурные диспропорции в национальной экономике, в т. ч. территориальные (региональные). Западный и северной Марокко -наиболее развитая часть страны (50% всей территории), где размещено свыше 90% населения, почти все сельское хозяйство (95% обрабатываемых земель) и промышленное производство (свыше 80% фабрично-заводской промышленности), кроме кочевого скотоводства, оазисного земледелия и добычи многих видов полезных ископаемых, распространенных в юго-восточных, районах Марокко. Но и в раионах западного и северного Марокко размещение населения и хозяйства отличается большой неравномерностью, которая еще больше усилилась во 2-й пол. 20 в. в результате массовой миграции сел, жителей внутренних районов в прибрежные города. Европейская колонизация и развитие капитализма способствовали сдвигу экономической и политической жизни из центральных районов (Фее, Мекнес, Марракеш) к западному побережью, где в 1-й пол. 20 в. появились крупные портовые города и новые промышленные и административные центры (Рабат, Кенитра, Мохаммедия. Сафи, АгадИр). В приморской зоне находится часть товарного сельского хозяиства, особенно его экспортные отрасли. С начала 70-х гг. в Марокко уделяется важное внимание территориальному планированию на основе 7 главных экономических районов с ведущими административно-промышленными центрами ().
Проблема планирования и регулирования территориальных, отраслевых и других структурных пропорций в национальном хозяистве Марокко во многом осложняется растущим дефицитом торгового и платежного балансов, сокращением внутренних источников финансирования инвестиций. Доля внутренних накоплений в финансировании инвестиций, сократилась при одновременном росте доли внешних источников, которые в обеспечивают поступление около 50% общей суммы инвестиций . Французкий частный капитал продолжает занимать главные позиции среди иностранных инвесторов, обеспечивая свыше 20% притока внешних прямых инвестиций. Наибольшее участие французкий частный капитал принимает в страховом деле, торговле, коммунальном хозяистве. Капитал США предоставляется в виде государственной финансовой (займы, субсидии). С середены 70-х гг. быстрыми темпами увеличивались займы и кредиты, получаемые Марокко на международном рынке частных капиталов. Сельское хозяйство, в котором занято свыше 48% экономически активного населения обеспечивает в среднем около 2\3 ВВП и свыше1\3 экспорта Марокко. Земельный фонд страны составляет 44 635 тыс. га , в т. ч. (тыс. га); пахотные земли (включая пары) 7269 (16%), многолетние насаждения 430 (ок. 1 %), пастбища и выгоны 12 500 (28%), леса и кустарники 5195 а (12%), прочие - 19 241 (43%). Около 95% ; всех пахотных земель находится в северо-западной части страны. Аграрные отношения отличаются многообразием традиционных (докапиталистических) и современных форм землевладения и землепользования. Земли подразделяются (тыс. га) на частновладельческие (мульк) - 7000, государственные (мамой) - 7200, общинные (джемаа, или арш) - 5800, церковные (хабус) - 72, остальные не имеют четкого юридического статуса по мусульманскому и обычному праву. Земли европейской колонизации составляли около 1020 тыс. га (в т. ч. 750 тыс. га обрабатываемых), включая земли т. н. государственный колонизации (около 290 тыс. га) и земли частной колонизации (около 730 тыс. га). После 1956 эти земли были частично выкуплены марокканскими землевладельцами, частично национализированы с выплатой иностранным колонистам компенсации. Около 300 тыс. га выкупленных государством земель было передано различным государственным службам и компаниям, 370 тыс. га образовали государственный фонд аграрной реформы и были постепенно распределены среди безземельных и малоземельных феллахов.
В традиционном (потребительском) секторе сельского хозяиства занято свыше 80% сел, населения на него приходится около 70 процентов обрабатываемых земель. Хозяиства этого сектора - основные поставщики традиционных культур, особенно зерновых. Наряду с мелкими и мельчайшими хозяиствами феллахов здесь имеются крупные феодальные, полуфеодальные или помещичьи хозяиства. Современный сектор сельского хозяиства, где представлены госкапиталистический и частнокапиталистический уклады, располагает 1 ,5 млн. га. Здесь преобладает среднее и крупное землепользование, основанное в значительной мере на бывших хозяиствах европейских колонистов. Высокодоходные фермы, расположенные в приморской полосе или в северо-западных, предгорьях, специализируются на экспортных сельско-хозяйсвенных культурах и продукции (цитрусовые, ранние овощи, виноград). Хозяиства секторов, использующие современную агротехнику, производят около 50% всей товарной продукции сельского хозяйства.
Модернизация сельского хозяиства в годы независимости затронула в основном хозяиства капиталистического типа (в них сосредоточено св. 80% всех с.-х. машин). В мелких хозяиствах сохраняется старая агротехника (тягловый скот, деревянный плуг и т. п.). Быстро растущие потребности Марокко в продовольствии вынуждают его импортировать до 1 ,5-2 млн. т зерна в год. Недостаточная агротехническая вооруженность сельского хозяйства во многом обусловила относительно низкую урожайность зерновых - в среднем в год 8-1 1 ц/га (в урожайные годы).
Земледелию принадлежит основное место в сельскохозяйственном производстве. С ним связано около 80% сельскохозяйственного населения. Под зерновыми культурами (твердая и мягкая пшеница, ячмень, кукуруза, сорго, просо и рис) занято около 80% обрабатываемых земель; зерновые составляют свыше 50% продукции растениеводства по стоимости. Важную дополнит, роль среди пред. культур играют также бобовые. Значительное место отводится также овощеводству (помидоры, картофель, огурцы, артишоки, лук и др.), и особенно техническим культурам (сахарная свекла, сахарный тростник, хлопчатник, подсолнечник и др.). Ведущее место среди экспортных культур принадлежит плодовым насаждениям или субтропическому садоводству (возделывание цитрусовых, винограда, оливковых деревьев и т. д.). По их сбору (в среднем около 1 млн. т в год) Марокко занимает одно из главных мест среди стран Средиземноморья и 1-е место в Африке.
Основные посевы однолетних культур размещаются на приатлантических равнинах, причем в посевах зерновых на Северо-3ападе страны (Гарб. Шавия) преобладает пшеница, а на Юго-Западе (Абда, Сус) - ячмень и кукуруза.
Животноводство относится почти полностью к традиционному сектору. Для него характерны низкая продуктивность, многочисленность стада, разнообразие типов скотоводства. Скудная кормовая база - одна из причин низкой продуктивности и частых падежей скота, достигающих нередко 25% всего поголовья. Числ. стада в 1986 (тыс. голов, в скобках - в 1980) составляла: овец 12 611 (16 100), коз 4911 (5600), кр. рог. скота 243* (2930), верблюдов 51 (200). На равнинах и в предгорьях северо-запада Марокко животноводство, тесно переплетающееся с традиционным земледелием, представлено главным образом различными типами отгонно-пастбищного и горно-пастбищного скотоводства, на юго-восточных склонах Высокого и Ср. Атласа и в полупустынях Предсахарья преобладают кочевой и полукочевой типы скотоводства, лишь частично связанного с оазисным земледелиеМарокко
Лесное хозяйство. В горах и отчасти на побережье сохранились значительные массивы лесов и кустарников (общая пл. свыше 5 млн. га). Леса в Марокко принадлежат государству. Важное значение для получения древесины и побочных продуктов имеют атласский кедр, туя, пробковый дуб, арганское дерево, а также эвкалипт (в Гарбе). В сухих степях и полупустынях восточного Марокко ведется сбор травы альфы - ценного сырья для целлулезно-бумажной промышленности. Ресурсы древесины ограниченны.
Рыболовство. Страна располагает крупными рыбными ресурсами в прибрежных водах: сардина, тунец, макрель, анчоус и др. По оценке потенциальные рыбные ресурсы обеспечивают добычу 1 ,1-1 ,6 млн. т рыбы в год. Наиб. крупный рыбопромысловый район находится к Югу от порта Сафи. В последние годы главную роль играет промысловое рыболовство. в нем занято 20 тыс. чел., на рыбозаводах - 26 тыс. чел. Крупнейший рыболовный порт - Агадир. Из-за нехватки сырья рыбозаводы используют менее половины своих мощностей. Осуществляется программа модернизации рыбного промысла, портовой инфраструктуры, создания современного рыболовного флота, ведущего лов в открытом море.
Промышленность. В энергетике, горнодобывающей и обрабатывающей промышленности вместе с кустарно-ремесленным производством, строительством и др. занято около 23% экономически активного населения. Ведущее место принадлежит горнодобывающей промышленности, на долю которой приходится свыше 25% промышленной продукции и свыше 30% всего экспорта .
Добывающая промышленность и энергетика. Главная роль принадлежит фосфатной промышленности, полностью входящей в государственный сектор (государственная компания ): Марокко занимает 2-е место в капиталистическом мире по добыче (после США) и 1-е место по экспорту фосфатного сырья. Основные районы добычи фосфоритов - Хурибга (дающий 1\3 всей продукции) и Юсуфия . Ведется освоение нового крупного месторождения фосфоритов Мескала (к Востоку от Эс-Сувейра). Около 80% всей добычи экспортируется, главным образом в страны Западной Европы; св. 20% (св. 4 млн. т в 1982) используется на местных химических заводах для производства химических удобрений и полуфабрикатов.
Важное значение имеет также добыча железной руды - месторождения Виксан (Бени-Буифрур) и Айт-Аммар; марганцевой руды - Имини, Тивин и Бу-Арфа; свинцово-цинковых руд - Бу- Бекер, Сиди-Лохсен, Туиссит, Аули, Мибладен и Зейда (Верх. Мулуя); кобальтовой руды - Бу-Аззер; медной руды - Бу-Скур, Блейда, Тивит и Бу- Гаффер; пиритов - Кеттара; каМарокко угля - Джерада. Добыча нефти и природного газа незначительна. Разведаны и осваиваются крупные месторождения горючих сланцев - Тимхадит, в районе Ифрана, Центрального Марокко и др. В структуре потребления энергии первичные энергоресурсы составиляют (%): нефтепродукты 83, каменный уголь 10, гидроэнергия 6, природный газ 1. Потребности в энергии обеспечиваются за счет местных источников только на 17%, а за счет внешних - на 83%, главным образом путем импорта нефти (около 4-5 млн. т в год).
Государственная компания

      ©2010