Конференция к     летию Москвы  страницы истории Конференция к     летию Москвы  страницы истории
Конференция к     летию Москвы  страницы истории РЕФЕРАТЫ РЕКОМЕНДУЕМ  
 
Тема
 • Главная
 • Авиация
 • Астрономия
 • Безопасность жизнедеятельности
 • Биографии
 • Бухгалтерия и аудит
 • География
 • Геология
 • Животные
 • Иностранный язык
 • Искусство
 • История
 • Кулинария
 • Культурология
 • Лингвистика
 • Литература
 • Логистика
 • Математика
 • Машиностроение
 • Медицина
 • Менеджмент
 • Металлургия
 • Музыка
 • Педагогика
 • Политология
 • Право
 • Программирование
 • Психология
 • Реклама
 • Социология
 • Страноведение
 • Транспорт
 • Физика
 • Философия
 • Химия
 • Ценные бумаги
 • Экономика
 • Естествознание




Конференция к летию Москвы страницы истории


МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКАЯ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕКСТИЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ
ИМ. А.Н.КОСЫГИНА
850-ЛЕТИЕ 
МОСКВЫ: СТРАНИЦЫ  ИСТОРИИ
Материалы научной конференции
преподавателей и студентов:
февраль-апрель 1997 г.
Москва 1997 г.
Материалы научной конференции преподавателей и студен­тов Московской
государственной текстильной академии, прохо­дившей в феврале-апреле 1997 года,
посвящены крупному исто­рическому событию - 850-летию Москвы. Тезисы докладов,
на­учных сообщений и рефератов раскрывают наиболее важные исто­рические
страницы Москвы и нашего Отечества. Материалы сбор­ника предназначены для
использования в учебном процессе.
Составитель и редактор сборника: кандидат исторических наук доцент
Вдовина А.А.
Ответственный
редактор:                                         доктор
исторических наук
профессор Павликов К.Ф.
Москва 1997 г.
РОЛЬ  МОСКВЫ 
В  ИСТОРИИ  РОССИИ
Д.и.н.
проф. Павликов К.Ф.
В 1997 году москвичи и все россияне отмечают юбилей
столицы на­шего Отечества. Эта дата - повод вспомнить славный исторический путь
России и роль Москвы в жизни государства. 850 лет назад в поселении под
названием Москва произошла встреча двух русских князей, которая была отмечена в
летописи, что означало первое упоминание о Москве. Этому маленькому городку на берегу
реки предстояло сыграть исключи­тельно важную роль в судьбе России. Всего лишь
спустя сто лет Москва стала собирательницей земли русской, разоренной и
разбитой монго­ло-татарской ордой. В этот критический для Руси период в
междуречье Волги и Оки к Москве стали собираться люди русские, покидавшие свои
сожженные города и села, чтобы спастись от завоевателей. Время Киев­ской Руси
закончилось, началось время Московской Руси.
В начале XIV века Московское княжество по площади
составляло около 6000 кв. км, что можно представить в виде квадрата со сторона­ми
в 80 км. На этой территории находилось шесть городов и 42 села. Авторитет
Москвы значительно укрепился при князе Иване Калите, осо­бенно когда в 1326
году туда переехал митрополит русской православ­ной церкви. Следующим рубежом
возрождения Руси из Московского кня­жества явилось княжение Дмитрия Донского,
победителя татаро-монголов в Куликовской битве, который построил в 1369 году
белокаменный Кремль, одну из лучших крепостей в Европе, о чьи стены не раз потом
разбивались полчища врагов. Москва как собиратель русского государс­тва сыграла
в этот период исключительную роль, из крошечного кня­жества превратившись к
концу XV века в великую евроазиатскую державу площадью в несколько миллионов
квадратных километров.
Вспомним еще несколько событий, как трагических, так и
истори­ческих, связанных с Москвой. 1612 год. Государство российское
разор­вано междуусобицей, борьбой за власть после смерти Ивана Грозного,
нашествием поляков и шведов. В Москве польский гарнизон, ждут на царство
польского королевича Владислава, католические священники со
всей Европы собираются
в Россию - внедрять новую  религию.  Близится
конец с таким трудом
созданного государства. Но из Нижнего Новгорода
уже идет народное
ополчение во главе с посадником Козьмой Мининым  и
воеводой Дмитрием Пожарским, собирая освободительное войско. Интер­венты
изгнаны, православный патриарх восстановлен, Москва вновь спасла Россию.
Спустя два столетия в 1812 году взоры всей
России и Европы вновь были прикованы к Москве. Армия Наполеона оккупировала
многие европейские государства, вступила на территорию России и подошла к
Москве. Вблизи подмосковной деревни Бородино в кровопролитном сраже­нии с
русской армией вопрос о победе не был решен, русские отступили и Наполеон вошел
в Москву. Казалось, великая Россия лежала у ног французского императора.
Однако, русские почему-то не просили мира, а южнее Москвы пополняли армию и не
было недостатка в тех, кто шел в бой за спасение Отечества. Пылающий город
вновь отторгнул завоевате­лей, французская армия ушла из Москвы и вскоре была
изгнана за пре­делы страны. Москва и Россия были спасены.
И вновь грозовые тучи сошлись над Москвой в декабре
1941 года. Гигантская немецко-фашистская армия, оставив за собой сожженную
и опустошенную территорию советской страны, вплотную подошла к Москве.
Вражеская разведка появилась в районе Химок, в пригороде Москвы. По приказу
Гитлера был разработан сценарий парада победителей на Крас­ной площади, для
постройки гигантского памятника свозился гранит. Счет шел на дни и часы.
Но как и в былые годы за стенами Москвы готовились к
наступле­нию свежие советские полки, морозным декабрьским утром обрушившие
мощный удар на врага.
Непобедимая гитлеровская армия, покорившая Европу,
бежала, отс­тупив на значительное расстояние. Миф о непобедимости германской ар­мии
был развеян. Победа под Москвой положила начало перелому в войне в пользу
Советской страны. Лозунг подмосковной битвы: "Отступать не­куда, позади -
Москва!" стал лейтмотивом первого периода Великой Отечественной войны.
Итак, о чем нам говорит юбилей Москвы ? Он говорит о
том, что Москва, во-первых, явилась собирательницей России, во-вторых, она в
решающие периоды
становилась спасительницей Отечества, и, в-третьих,
ее судьба  неразрывно связана с судьбой государства
Российского.  Ее
обновление в наши дни внушает оптимизм и надежду на обновление Рос­сии.
Каковы роль и значение Москвы в наше время ? Они
проявляются в следующем:
- во-первых, политическое значение. Москва -
столица Российской Фе­дерации, важный политический центр, где находятся высшие
органы го­сударственной власти: Президент, Правительство, Федеральное Собрание
и др. Здесь принимаются судьбоносные политические решения, имеющие не только
государственное, но и международное значение;
-
во-вторых,  экономическое  значение.  Москва  представляет  собой
крупный экономический центр, а вместе с областью - крупный экономи­ческий
район, где сосредоточены предприятия машиностроения, текс­тильные,
приборостроения, автомобильные заводы, предприятия легкой и пищевой
промышленности. Имея около 6% населения страны, Москва про­изводит более 10%
промышленной продукции России, основанной на пере­довой технологии.
- в-третьих, Москва - научная столица страны.
Здесь находится Рос­сийская Академия Наук ( РАН ), десятки крупнейших
научно-исследова­тельских институтов и других научных учреждений, более ста
высших учебных заведений, в том числе и Московская Государственная Текс­тильная
Академия;
- в-четвертых, Москва - культурный центр
страны. Всемирную извест­ность имеют московские театры, музеи, библиотеки,
Третьяковская кар­тинная галерея. Здесь сосредоточены значительные культурные
ценности и большой творческий потенциал России, живут и творят известные ху­дожники,
композиторы, скульпторы, писатели, поэты, актеры, певцы, музыканты;
-
в-пятых,  духовно-идеологическое  значение.  В  Москве  находятся
крупнейшие издательства и идеологические центры, Всероссийская теле­радиокомпания.
Из Останкинского телецентра вся Россия, да и другие страны как ближнего, так и
дальнего зарубежья, видят жизнь Москвы и всей страны;
- в-шестых, Москва - центр
русской православной церкви. Здесь нахо-
дится патриархия,
ведущие духовные учреждения, известные всей стране храмы и монастыри,
исторические святыни русской православной церкви, имеющей тысячелетнюю историю.
Таким образом, юбилей Москвы - крупнейшее историческое и куль­турно-политическое
событие, которое встречают москвичи, граждане России и другие народы, которые
историческими тесными узами связаны с Россией, а значит и с Москвой.
ОСНОВАНИЕ  МОСКВЫ: 
ИСТОРИЧЕСКИЕ  СВИДЕТЕЛЬСТВА
К.и.н.
доц. Рябушкина М.Ф.
Древние письменные источники описывают основание
Москвы следую­щим образом. Согласно легенде в лето от сотворения мира 6654-е
князь Юрий Владимирович по прозванию Долгорукий, сын великого князя Влади­мира
Всеволодовича Мономаха, ехал со своею дружиной из стольного Ки­ева к своему
сыну Андрею Юрьевичу Боголюбскому в город Владимир на реке Клязьме, где тот
княжил по воле отца.
С думой о будущем Руси выехал князь Юрий Владимирович
в темные заокские леса, где дорога шла по дремучим дебрям, через черные топ­кие
болота. И вдруг посреди одного обширного болота князь Юрий Вла­димирович увидел
огромного чудесного зверя. Было у того зверя три головы и пестрая шерсть многих
цветов.
Вся дружина и все спутники князя увидели этого зверя и
встали в изумлении. Явившись людям, чудесный зверь затем исчез, растаял, словно
туман утренний.
Тогда князь Юрий
Владимирович спросил одного из спутников своих
- ученого гречанина-философа:"Что знаменует собой явление сего чу­десного
зверя?" " Великий князь,- ответил ученый-гречанин,- явление это
знаменует, что поблизости сих мест встанет град превелик,треуго­лен и
распространится вокруг него царство великое. А пестроты шкуры звериной значит,
что сойдутся сюда люди разных племен и народов."
Задумался князь, потом снова спросил:"Истинно ли твое толкова­ние,
ученый-философ?" "Истинно,- ответил ученый-философ,- потому что и при
основании великого града Рима было знамение. Когда начали рыть ров под
городскую стену, то вырыли голову человеческую, как живую, и значило это, что
быть Риму главой многим градам. Что и сбылось. И когда созидали Царьград, то
выполз из норы змий и в тот же миг пал на него с высоты орел и начали они
биться. И мудрец книгочей посему изрек: "Будет град Константина царь
другим городам, как орел - царь всем птицам, и будет он подвержен нашествиям
басурман." Что также сбылось. Посему сбудется и явленное ныне тебе
знамение."
Это художественное описание конечно является вымыслом, но в нем
подчеркивается важность события, связанного с образованием Москвы.
Как утверждает Ипатьевская летопись XV века, в 1147
году Суз­дальский князь Юрий Долгорукий пригласил к себе на совет своего со­юзника
Северского князя Святослава Олеговича:"Приди ко мне, брате, в Москов".
В этом поселении по словам летописца был дан "обед силен". Князья
одарили друг друга дорогими подарками, в часности, Святослав подарил Юрию
охотничьего гепарда. Этот год (первое летописное упоми­нание о Москве) принято
считать официальной датой основания города. Вероятно здесь был заключен военный
союз между князьями. Москва была пограничным городком между северным
Суздальским и южным Черниго­во-Северским краем. Городок был тогда княжеской
усадьбой или, точ­нее, станционным двором, где Суздальский князь останавливался
при своих поездках в Киев и обратно. Двор должен был иметь значительное
хозяйственное обзаведение.
Из этой же летописи видно, что на высоком холме,
названном впо­следствии Боровицким, омываемом реками Москвой и Неглинной, шумел
сосновый бор, в котором находилось небольшое укрепленное поселение
ремесленников и торговцев. Вокруг крепости располагались деревни и села.
Ранее эти земли принадлежали богатому местному
боярину, суз­дальскому тысяцкому Степану Ивановичу Кучке. Поэтому Москва
сначала носила другое более ранее название - Кучково. Дом С.И.Кучкова нахо­дился
в районе Чистых прудов. В память об этих стародавних событиях долгое время
сохранялось название "Кучково поле" (улицы Сретенка и Лубянка).
По преданию князь Юрий Долгорукий, разгневанный каким-то дерз­ким
поступком боярина С.И.Кучки, повелел его убить, а его владения взять в казну.
Через некоторое время князь Юрий Долгорукий приехал вместе с сыном Андреем
посмотреть имение убитого боярина. Здесь еще жили сироты Кучки: два сына и
дочь. Необыкновенная красота девушки поразила обоих князей. Сын умолял отца
позволить ему жениться на ней и Юрий дал разрешение на свадьбу. Братьев же
невесты взял к себе на службу. Между тем, красивые места так понравились Юрию,
что он наду­мал основать здесь городок и назвать его по имени реки Москвой.
Поселение на этом месте существовало задолго до
появления в здешних местах князя Юрия Долгорукого. При строительстве здания Ору­жейной
палаты в 1847 году, неподалеку от древней церкви Рождества Иоанна Предтечи были
найдены две большие серебряные серьги-рясы, от­носящиеся к языческому времени.
При строительстве фундамента для храма Христа Спасителя в числе других
предметов были найдены два се­ребряных арабских диргема, относящихся к 862 г. и
866 г.
В более поздних летописях появилось указание на то,
что Москва была основана значительно ранее 1147 года. Основание Москвы приписы­вается
князю Олегу, котоый в 880 году пришел на Москву-реку и зало­жил в устье реки
Неглинной городок, назвав его по имени реки Моск­вой: "Олег же нача городы
ставити многие и прииде на реку глаголемую Москву, в нея прилежать реки
Неглинная и Яуза, и поставити град не мал и прозва его Москва и посади на
княжение сродников своих". Это утверждение вошло в сборник "Пантеон
Российских Государей".
В 1672 г. польский ученый Феодосий Софонович составил
"Хронику з Летописцев стародавных, з Нестора Печерскаго и инших, также з
хро­ник Польских о Руси, отколь Русь почалася". В главе "Отколь
Москва взяла свое название" Феодосий Софонович пишет, что город Москва, а
также все славяне произошли прямо от праотца Мосоха. Князь Мосох (или Мос)
пришел на эти земли и назвал первую реку своим именем и именем своей жены (Ква)
- Москва. Основал город, назвав его по имени реки - Москвой. Вторую реку назвал
именами своих детей: сына (Я) и дочери (Вузы) - Явузой (Яузой).
"Начать же селиться на сем предъизбранном и предлюбезном его и
преднадвысочайшем и всепрекрасном месте своем Московском над двумя реками, на
нем же и ныне есть место всепреславном, святый и пред­царствующий и славою
предъименитою предъвозсиятельствующий и предп­реименованный всепревеликий град
Москва по имени реки тоя Москвы под ним сущая и текущая стоит. Сию же реку
тогда сущую безыменитую быв­шую от исперва, он Мосох князь, во пришествии своем
к ней и поселе­нии прекрасном и излюбленном, преименовал ее Мосох по имени
своему, самого себя и жены своея княгини прекрасныя и прелюбезныя, нарицае­мая
Квы. И тако по сложению общекупному имен их, князя нашего Моса и княгини его
Квы красныя преднаречеся тогда река та до них самих из-
начала безыменитая
предбывшая, Москва река прозванием их и от тогда,
даже убо и до днесь
тако зовома она есть.  Вторую  же 
меншую  реку,
впадшую и текущую в ту же Москву реку, преименовал Мосох вместо ча­дородий
своих честных, сына своего первородного, именуемаго сице Я, именем и прозванием
своим так зовома Я, тогда же с ним предприбывша­го, и во имя дщери своея Вузы
прекрасны и прелюбезныя, тако предзо­вомыя, с ним же тогда предприбывшия. И
тако же назва реку ту безыме­нитую вторым прозванием и тех же детей своих
общекупным их именова­нием Явуза реку. И та река Яуза, даже и доныне такожде
звашеся".
Тверская летопись XVI века утверждает, что князь Юрий
Долгору­кий заложил град Москву в 1156 году. "Князь великий Юрий Володиме­рич,
заложи град Москву, на устниже Неглинны, выше реки Аузы". На Боровицком
холме возводится крепость с восьмиметровым валом и мощной по тем временам
деревянной стеной, достигавшей три метра в высоту и тысяча двести метров в
длину. Москва становится уже не княжеским го­родком, а целым городом, где
располагалась княжеская военная дружи­на. Главным двигателем в создании таких
городов всегда являлся на­родный промысел и торг. Постройка города показывала,
что эти места были достаточно заселены. О весьма значительном населении
свидетель­ствуют многочисленные курганы по верхнему и нижнему течению Москвы­реки.
Город служил прибежищем населению окрестностей в
случае нападе­ния врагов. Он был также сторожевой крепостью со стороны
Смоленских (Литовских) и Новгородских неприятелей, а также со стороны южных
врагов защищал новый стольный город Владимир.
Москва долгое время была провинциальным городом
Владимиро-Суз­дальского княжества. Она доставалась в удел младшему сыну
Владимирс­кого князя, так как более крупные владения получали старшие сыновья.
Князья появлялись в Москве лишь на короткое время. В 1176 году после смерти
князя Андрея Боголюбского московляне принимают активное учас­тие в княжеских
усобицах, отстаивая права своего старшего города Владимира. В 1177 году к
Москве с войском подошел Рязанский князь Олег, разорил и сжег ее. Этим событием
начинается длинный ряд пожа­ров, опустошавших город. Однако стены города,
построенные при Юрии Долгоруком, просуществовали до зимы 1237-1238 года, когда
полчища
монголо-татар под
предводительством хана Батыя разграбили 
и  сожгли
Москву. В 1263 году после смерти князя Александра Невского Москва
досталась младшему его сыну Даниилу. С тех пор Москва становится стольным
городом особого княжества с постоянным князем: Даниил стал родоначальником
московского княжеского дома.
Таковы исторические свидетельства об образовании Москвы, горо­да,
который сыграл в истории Российского государства исключительно важную роль.
ОБЪЕДИНЕНИЕ  РУССКИХ 
ЗЕМЕЛЬ  ВОКРУГ  МОСКВЫ
К.и.н.
доц. Луковцева Т.А.
К концу XII века Киев утратил значение общерусского
центра. Юж­ная Русь потеряла свое влияние, что было связано с феодальной между­усобицей.
Однако, в период раздробленности идеи державности, правос­лавного монархизма не
умерли в сознании народа и его выдающихся вож­дей, таких как Александр Невский,
Андрей Боголюбский. Идеал сильной царской власти, освящаемой православной
церковью и цементирующей об­щество в единую сильную державу, Русь приняла от
Византии вместе с христианством. Особенности суровых природно-климатических
условий Руси способствовали закреплению этого идеала в самосознании населе­ния.
Сильная монархическая власть оказывалась наиболее приемлемой для управления
страной с обширными территориями и разноплеменным на­селением.
Монголо-татарское нашествие было воспринято
православным созна­нием как испытание веры. Это испытание обогатило народ
твердым пони­манием своего державного долга. В 1453 г. Константинополь пал под
ударами Османской империи, Византия окончательно потеряла свою неза­висимость.
Именно тогда на Руси зарождается идея "Москва-Третий Рим", которая
определяла русское государство как центр православия.
Ученые-историки объясняют возвышение Москвы
естественными геог­рафическими (близость реки), экономическими и другими
причинами. Действительно, все они имели место. Но все эти причины еще более
приложимы к другим городам Северо-Восточной Руси. Река Москва, дав­шая имя
будущей столице, соединяла Среднюю Волгу с Окой через Ламс­кий Волок, по
которому надо было переволакивать лодки сушей, на ру­ках, что нельзя считать
удобным. Да и сама Москва выросла не на Во­локе Ламском, а на излучине Москвы.
Близость Оки и Верхней Волги имела большое торговое значение, но не могла стать
главной причиной для вознесения мало известной деревушки до роли центра
объединения русских земель и столицы будущей империи.
Пересечение "больших
дорог", которое, как считают, обеспечивало
Москве бурный рост, в те времена реально представляло пересечение
тропинок, затерянных в бескрайних лесах. Например, "великая Влади­мирская
дорога" упоминается лишь один раз в одной из летописей конца XIV века,
когда Москва была уже общепризнанным центром русских зе­мель.
Что же послужило причиной возвышения маленького
удельного кня­жества, площадь которого в первой четверти XIV века была намного
меньше площади Тверского княжества и равнялась 35000 кв.км. Одной из причин
стала мудрая политика московских князей, начало которой поло­жил Иван Калита
(1325 - 1340). С этого времени начинается бурный рост Московского княжества,
укрепление его авторитета среди русских князей. По взаимному согласию с
митрополитом Петром Иван Калита пе­ренес митрополичью кафедру из Владимира в
Москву. "Если послушаешь меня, - говорил старец Петр князю, убеждая его в
особой роли Москвы для будущего Руси,- то и сам прославишься родом своим паче
иных кня­зей, и град твой будет славен пред всеми градами русскими, и святи­тели
поживут в нем, и взыдут руки его на плещи врагов его, и просла­вит себя Бог в
нем!" Калита приказал соорудить в центре Кремля ка­менный собор Успения
Пресвятой Богородицы, чтобы митрополиту не за­зорно было переезжать из
знаменитого Владимирского Успенского собо­ра. С 1326 года, то есть с момента
переезда митрополита из Владимира в Москву, Москва становится центром
православия на Руси, а значит и центром земель русских. Это сыграло важную роль
в дальнейшей судьбе города.
Калита понял ордынскую политику по отношению к русским
князьям, нашел ее слабые стороны, нейтрализовал ее губительное действие. Он
очень точно уловил, что нужно Орде в тот момент, когда тверской князь убил его
брата: регулярный сбор дани хану, минуя ордынских вельмож, успевших своими
грабительскими набегами на Русь перехватить значительную долю того, что
предназначалось хану. Все это происходи­ло тогда, когда хан поощрял русских
князей к соревнованию: кто боль­ше даст за ярлык на великое княжение.
Воспользовавшись восстанием в Твери против ордынских сборщиков дани, Иван
Калита со своим отрядом принял участие в карательном походе хана против
тверичей. Это спасло Москву от набега. Тверское княжество не смогло больше
соперничать с
Московским. Иван Данилович получил ярлык на великое княжение и право
собирать "ордынский выход" со всей Северо-Восточной Руси. Никоновс­кая
летопись сообщает, что как только Калита укрепился на великокня­жеском столе,
наступила великая тишина на Русской земле, и татары "перестали ее
воевать". Однако, тишина эта была обманчива. Иван Ка­лита откупался от
Золотой Орды, собирая дань. Немалую толику остав­лял он и себе для укрепления
Москвы.
При Иване Даниловиче получил окончательное воплощение
новый принцип строения государства - принцип этнической терпимости. Подбор на
службу осуществлялся по деловым качествам, независимо от этничес­кой
принадлежности, но при условии добровольного крещения. На службу принимали и
татар, бежавших из Орды, и православных литовцев, поки­давших Литву из-за
католического давления, и простых русских людей. Силой, связующей всех, кто
пришел на службу к московскому князю, стало православие. Спасаясь от татар,
русские люди собирались к Москве, которая могла их защитить.
Иван Калита заложил основы могущества Московского
княжества. Именно его называют собирателем земли Русской. Митрополит Алексей,
ставший после смерти Ивана Калиты фактическим главой государства, добился от
Золотой Орды того, что великое княжение было закреплено за династией московских
князей. Это способствовало укреплению Моск­вы, предотвращению междоусобных войн
за право получения ханского яр­лыка на великое княжение.
Начиная с Дмитрия Донского (1369 - 1389) московские
правители усвоили взгляд на себя как на защитников православия. Время Дмитрия
Донского и его преемников - это время духовного подъема на Руси, время
возрождения в русской культуре, творческих исканий и достиже­ний Андрея
Рублева, монашеского подвига и духовного влияния препо­добного Сергия
Радонежского. Победа, одержанная общерусским войском под началом Дмитрия
Ивановича над полчищами Мамая в 1380 году, окон­чательно закрепила за Москвой
значение политического и духовного центра Руси. Эта историческая победа на
Куликовском поле развеяла миф о непобедимости Орды, стала сильнейшим фактором
единения русских земель. В.О.Ключевский справедливо указывал, что Московское
государ­ство родилось на поле Куликовом. После Куликовской битвы Орда, нес-
мотря на
разорительный  поход хана Тохтамыша на
Москву в 1382 г., не
смогла восстановить в прежнем объеме свою власть над русскими земля­ми.
Она была вынуждена признать политическое главенство Москвы на Руси. Перед
смертью Дмитрий Донской передал своему старшему сыну Ва­силию I (1389 - 1425)
по завещанию великое княжество Владимирское как "отчину" московских
князей, не признавая тем самым право хана выдавать ярлык. Процесс слияния
Владимирского княжества и Московско­го завершился.
Завершающий вклад в процесс объединения русских земель
вокруг Москвы внесли такие выдающиеся государственные деятели как Иван III
(1462 - 1505) и Василий III (1505 - 1533).
Опираясь на поддержку церкви, дворянства, посадского
населения, крестьян, Иван III смог заложить основу империи и довести до конца
борьбу против чужеземного ига. Иван отказался платить дань хану Ах­мату,
растоптал ханскую басму (изображение хана) и отправил одного из послов передать
хану, что с ним поступят так же, как с басмой, если он не оставит Русь в покое.
Ахмат с войском пришел покарать не­покорного "данника". Летом 1480 г.
его войска подошли к пограничной московской реке Угре, северному притоку Оки и
расположились лагерем в ожидании помощи от своего союзника литовского князя
Казимира. Со­юзник не пришел, ибо дальновидный Иван III заручился союзом с
крымс­ким ханом Менгли-Гиреем, который направил свои войска против Литвы.
Московская рать встала на противоположном берегу Угры, но ни Иван III, ни Ахмат
не рискнули начать сражение. Знаменитое "стояние" на Угре
продолжалось до глубокой осени. Затем войско Ахмата покинуло пределы русской
земли.
При Иване III московские наместники водворились в бывших кня­жеских
столицах - Нижнем Новгороде, Суздале, Ярославле, Ростове, Стародубе, Белоозере.
В 1478 г. Иван III завоевал Новгородскую фео­дальную республику. Вслед за
Новгородом московские войска завоевали Тверское княжество. В конце жизни Ивана
III именовали в государс­твенных документах, в челобитных и иностранной
переписке "царем всея Руси" или "государем всея Руси". К
этому были все основания. Почти вся территория Древней Руси, за исключением
территорий, захваченных Польшей, вошла в состав Московского государства.
Таковы были основные факторы, политические, географические,
экономические и духовные, которые способствовали собиранию русских земель
вокруг Москвы.
МОСКВА  ПРИ 
ИВАНЕ  КАЛИТЕ
Студ.  Кутловская Л. А.
Долгое время Москва была одним из второстепенных
городов, не всегда имевших даже своего князя. Во времена монгольского нашествия
Москва подверглась разорению, но в начале XIV века она быстро выдви­гается как
стольный город одного из сильнейших княжеств Северо-Вос­точной Руси, а со
времени князя Ивана Калиты в Москве сосредоточива­ется дело объединения Руси и
руководство борьбой за освобождение от татаро-монгольского ига.
Преобладание Московского княжества над другими
русскими землями установилось не сразу. Потребовалась длительная и кровавая
борьба московских князей с тверскими и другими князьями для того, чтобы Москва
заняла, наконец, первенствующее место. Однако, уже в первой половине XIV века
она делается столицей самого сильного княжества Северо-Восточной Руси.
Иван Данилович Калита стал преемником своего брата
Юрия Мос­ковского, который погиб от руки тверского князя Дмитрия Михайловича в
1325 году в Золотой Орде. Начался новый тур борьбы Москвы и Твери за великое
княжение.
В 1328 году золотоордынский хан Узбек дал великое
княжение Ка­лите. Калита сумел превратить покровительство хана Золотой Орды в
оружие, при помощи которого он устранял опасных соперников и подчи­нял себе
удельных князей. Князь Иван старался покупать у обедневших удельных князей их
владения, тем самым за годы своего княжения до­вольно существенно расширил
пределы княжества, в частности, приобрел старинный город Ростов.
Иван Калита, опираясь на поддержку хана, взял на себя
функцию выплаты дани за всю Русь. Князь Иван покупал волость за волостью,
серебром добывая то, что не удалось добыть прежним князьям великой ратной
силой. Эта политика Калиты имела громадное значение для даль­нейшего
объединения русских земель вокруг Москвы.
Быстрый рост  хозяйственного  и политического значения Москвы в
первой половине XIV века был основной причиной того, что она сдела­лась
местоприбыванием русских митрополитов, резиденцией которых ра­нее был город
Владимир. Власть митрополитов "всея Руси" была сильна тем, что она
была централизована и распространялась на все русские княжества. Перенос
резиденции митрополита в Москву означал, что этот город делается общерусским
церковным центром. Выбор Москвы центром русской православной церкви был
обусловлен несколькими причинами. Москва являлась богатым, сравнительно
безопасным городом. Но гораздо существеннее было то, что сильный московский
князь мог лучше обеспе­чить ее экономические и политические привилегии.
В свою очередь церковь - могущественная феодальная
организация поддерживала московских князей в их объединительной политике. Митро­полит
Петр подолгу жил в Москве. В построенном Иваном Калитой Ус­пенском соборе он
сам приготовил себе гробницу, в которой и был пог­ребен. Преемник Петра грек
Феогност окончательно утвердил митрополи­чий престол за Москвой, которая с 1326
года стала церковной столицей Руси.
Общий хозяйственный подъем, наблюдавшийся в Московском
княжест­ве, и политические успехи московских князей способствовали дальней­шему
росту города. Москва обросла торгово-ремесленными посадом и слободами. Основная
масса населения селилась за пределами кремлевс­ких стен, между Москвой-рекой и
Неглинной. Эта часть города называ­лась "Великим посадом". Но уже
намечались другие части города: За­речье, впоследствии называемое
Замоскворечье, и Занеглименье. Цент­ром Москвы был Кремль. Построенный в 1339
году, Кремль отличался от укреплений XII века в основном размерами и мощностью
валов. Ров его должен был быть шире и глубже, вал мощнее и выше. Эта крепость
долж­на была выдерживать уже не только непосредственно штурмы, но и обс­трел из
неогнестрельных метательных орудий (камнеметов, стреломе­тов). Территория
Кремля 1339 г. определяется довольно точно. Она расширилась и к северу, и к
востоку. Угол крепости со стороны реки Неглинной был примерно там, где сейчас
находится Вторая Безымянная Башня Кремля. Что касается внутренней застройки
Кремля, то главную роль здесь играли двор самого князя и двор митрополита.
После пост­ройки нескольких каменных соборов образовалась целая площадь - Со-
борная.  Кремль 
окончательно приобрел тогда вид резиденции крупного
средневекового
государства, феодального центра большого города.
В Москве одновременно с постройкой новых укреплений
производи­лось крупное гражданское строительство. Время Калиты отмечено первым
строительством каменных зданий в Москве. Вслед за Успенским собором были
воздвигнуты каменные церкви Ивана Лествичника и Спаса на бору. Церковное
строительство Калиты завершилось созданием каменного собо­ра Михаила Архангела,
получившего название княжеской усыпальницы.
Об Иване Калите напоминают в Москве названия
Калитниковское кладбище, Большая, Малая и Средняя Калитниковские улицы, Малый и
Но­вый Калитниковский проезд. Все они находятся на земле, подаренной Иваном
Калитой в XIV веке Крутицкому подворью, почему эта местность и носила название
"Калитниково".
С татарами при Иване Калите Москва вела общирную
торговлю, и многие татары переселились на постоянное местожительство в Москву.
О торговой дороге в Орду, или Ордынской дороге, напоминают улицы Боль­шая и
Малая Ордынка. Татарские слободы размещались главным образом в Замоскворечье,
там где теперь Большая и Малая Татарские улицы. Здесь поселились целой слободой
устные переводчики - "толмачи". О них на­поминают Толмачевские
переулки.
Татары пригоняли в Москву на продажу целые табуны
лошадей. Мно­гие лошади, не выдержав трудностей долгого пути, гибли. Татары сди­рали
с них шкуры и обрабатывали кожу ручным способом на Москве-реке, пониже своих
слобод. Отсюда местность в течении веков стала центром кожевного производства и
носила название "Кожевники", сохранившейся до сих пор в названии
Кожевнической улицы и четырех Кожевнических переулков у Павелецкого вокзала.
Общее впечатление от Москвы времен Ивана Калиты остается как о
небольшом, но быстро расширяющимся и набирающем мощь и силу городе. Москва
постепенно превращалась в крупнейший ремесленный и торговый центр
Северо-Восточной Руси.
МОСКВА  ПРИ 
ДМИТРИИ  ДОНСКОМ.
Студ.  Шалдина Е. М.
В 1362 году старанием московского боярства и
митрополита Алек­сия ярлык на великое княжение был приобретен для московского
князя Дмитрия Ивановича. Достигнув совершеннолетия, Дмитрий начал вести
энергичную политику, он расширяет пределы своего княжества, приобре­тя ряд
городов с их округами (Калугу, Медынь, Дмитров, Стародуб и т.д.). Дмитрий вел
успешную борьбу со своими русскими соперниками: великими князьями тверским и
рязанским, которые заключили союз с ве­ликим князем Литовским Ольгердом. Два
раза подходил он к Москве в 1368 г. и 1370 г., но оба раза Москва с честью
выдержала нападение сильного литовского войска. А в 1372 г. при новой попытке
Ольгерда подойти к Москве, Дмитрий Донской встретил его на Оке, вблизи города
Любутска, и принудил заключить мир.
В 1367 г. возводится мощная белокаменная крепость -
Московский Кремль. Белокаменные стены практически охватили почти всю территорию
существующего Кремля, кроме северного угла с Арсенальной башней и узкой
полоской вдоль берега реки Неглинной. В условиях борьбы за объединение
княжеств, за выход из-под контроля Орды, при постоянно совершенствующейся
военной технике, Москва должна была иметь макси­мально надежную по тем временах
крепость.
Главной заботой внешней политики московского князя
были отноше­ния с Ордой. В Золотой Орде происходили смуты и междуусобицы, что
могло способствовать избавлению Руси от татарского ига.
В 1378 г. в сражении на реке Воже в Рязанском
княжестве мос­ковское войско разбило большой отряд татар. В 1380 г. татарский
вое­начальник Мамай, захвативший власть в Орде, заключил союз против Дмитрия с
великим князем литовским Ягайло и рассчитывал на помощь разанского князя Олега.
Князь Дмитрий собрал большую рать, около 150 тыс. человек и выступил против
татар. По преданию, Дмитрий получил благословение на борьбу с Ордой от святого
Сергия Радонежского (ос­нователя Троице-Сергиева монастыря). Страшная битва
произошла 8 сен-
тября 1380 г.  в верховьях Дона на Куликовом поле. Сражение
закончи­лось победой русских войск. 
Куликовская битва положила начало осво­бождению от татарского ига.
В 1382 г. Тохтамыш двинулся наказывать Русь за попытку
освобо­дится от татар. 23 августа он подошел к Москве. В городе в это время
отсутствовали как князь Дмитрий, собиравший войско в Костроме, так и вся
верхушка великокняжеского двора, которая покинула город при приближающейся
опасности. Власть в городе взяло вече, городское соб­рание. Обороной руководил
князь Остей. Тохтамышу удалось овладеть городом обманным путем при помощи
уговоров и клятвы суздальско-ниже­городских князей, присоединившихся к
монголо-татарам. Бояре, духо­венство и верхи посада 26 августа открыли ворота
Кремля врагу. Моск­ва была разгромлена и сожжена; убито около 20 тыс. человек.
Но город быстро восстановился.
С постройкой Кремля город в XIV веке стал настоящей
столицей будущего государства Российского. Можно выделить четыре части горо­да:
1) Кремль, или
собственно "город";
2) посад, или Великий посад, на территории современного Китай-горо­да;
3) Заречье - за
Москвой-рекой;
4) Занеглименье - к северу-западу от Неглинной,
называемое иногда Загородье.
На территории Кремля сформировалась Соборная площадь.
Также сформировались улицы Ильинка, Никольская, Варварка и другие. Строят­ся
монастыри: Чудов, Андронников, Симонов и Вознесенский. Появляются
многочисленные церкви.
Образование в средние века было уделом немногих, но
встречаются очень образованные люди как среди бояр, так и среди купцов. Грамот­ность
была обязательна для духовенства. Москва рано делается круп­нейшим русским
центром переписки и распространения книг. Московские рукописи второй половины
XIV века резко отличаются от начала и сере­дины века. Складывается своеобразный
почерк, получивший название русского полуустава. Историки литературы отмечают
всего три московс­ких литературных памятника конца XIV века: "Сказание или
повесть о
Мамаевом побоище",
"Задонщину", "Житие Дмитрия Ивановича, именуемого
Донским".  Также отмечают повести о Тохтамышевом
нашествии, хождение митрополита Пимена и иеродиакона Зосимы в Царьград, и жития
митропо­литов Алексия и Петра.
В сельском хозяйстве происходил переход к двух- и
трехпольной системе севооборота; основным пахотным орудием становилась соха с
железным сошником, землю начали удобрять навозом.
По своей ремесленной специализации средневековая
Москва была близка ко многим большим городам Западной Европы. Две отрасли полу­чили
особое распространение в Москве с давнего времени - изделия предметов роскоши и
оружия. Особое развитие приобрело серебрянное (ювелирное) дело. Также
развиваются ремесленные слободы: иконная, кожевная, кузнечная, гончарная и т.д.
Широко развивается московская торговля как по водным, так и су­хопутным
путям. Оживляется торговля с Востоком и Западом. Таким об­разом в
рассматриваемый период были сделаны существенные шаги по превращению Москвы в
центр русского государства.
МОСКВА  В 
XIV - XV  ВЕКАХ:
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ  АСПЕКТЫ
К.и.н.
доц. Макеев А.Н.
Развитие Москвы во второй половине XIV века, которая
являлась в это время лишь столицей Московского княжества, было связано с княже­нием
внука Ивана Калиты князя Дмитрия Ивановича (1359 - 1389), полу­чившего в
будущем прозвище Донского за победу над золотоордынскими войсками на
Куликовском поле. К этому времени авторитет и роль Мос­ковского княжества среди
других русских княжеств и земель еще больше выросли. Это обстоятельство
способствовало новому притоку населения в Москву. Она расширялась, численность
ее жителей составляла уже тогда 30-40 тыс. человек.
Понимая, что предстоит упорная борьба с сильными и
агрессивными соседями - ордой и Литовским княжеством, Дмитрий Иванович
принимает решение о строительстве новой крепости. В течение одного 1367 г. две
тысячи строителей возвели новый московский Кремль из белого камня, который по
своим размерам приближался к современному. Крепость стро­илась с таким
расчетом, чтобы выдержать не только осаду, но и можно было из нее атаковать
неприятеля.
Это был первый каменный Кремль, построенный в
Северо-Восточной Руси. По свидетельству современников, это была одна из
сильнейших крепостей в Европе.
Положение Москвы качественно меняется в XV веке. В
результате целенаправленной политики великих московских князей и особенно Ивана
III (1462 - 1505), русские земли освобождаются от монголо-татарского ига.
Происходит объединение почти всех русских княжеств и земель в единое
централизованное государство, и Москва становится его столи­цей.
Огромные перемены, которые произошли в жизни страны, закономер­но
отразились и на всем облике Москвы. Ее территория значительно вы­росла, главным
образом в восточном направлении и достигла современ­ного бульварного кольца.
Радиально расположенные улицы связывали ее с основными русскими землями.
Москва была основным местом пребывания великих
московских кня­зей. Жили они в Кремле. В старом Ваганькове находился их
загородный двор. Эта территория была укреплена рвом и валом примерно по линии
современного кольца бульваров.
В столице стремились поселиться князья и бояре. Дворы
самых знатных из них располагались в Кремле. С XV века бояре со своими слугами
начинают заселять Занеглинье, то есть местность на правом берегу реки
Неглинной, которая долго оставалась пригородной террито­рией. Наряду с князьями
и боярами в Москве проживало множество бояр, входивших в состав
великокняжеского двора.
К концу XV века Москва окончательно становится
крупнейшим тор­говым центром страны. Между Варваркой и Ильинкой находились Большой
посад и торговые ряды. Одновременно Москва являлась одним из значи­тельных
восточно-европейских центров международного торгового обме­на, усиленно
развивая связи с Западной Европой и Восточными страна­ми. К этому времени
начинают складываться династии крупнейших русс­ких купцов.
Москва XIV - XV веков была еще в основном деревянным
городом. Кроме кремлевских зданий, из камня строились, главным образом, мо­настыри
и церкви. Дома зажиточных москвичей были обычно двухэтажными и состояли из трех
комнат. Изредка появлялись и каменные строения светских феодалов.
Значительную часть населения Москвы составлял трудовой
ремес­ленный люд. Ремесленники жили отдельными слободами. Постепенно они
заселяют Заяузье и Заречье, где возникают их новые поселения. Здесь же строились
монастыри и церкви.
Столица русского государства славилась производством
ремеслен­ных изделий и особенно оружия и доспехов. Мастера-оружейники жили и
трудились в районе современных Малой и Большой Бронной улиц. Там же литейщики
отливали полнозвучные колокола. В разных местах города жи­ли кузнецы, которые
изготовляли металлическую посуду и дорогую ут­варь. Основным центром их
деятельности стало Заяузье. Современная Котельническая набережная сохранила в
своем названии отзвук поселе­ний котельников. Рядом находилась знаменитая
Таганская слобода.
Московские ювелиры
изготовляли ажурные изделия из серебра. 
Се-
ребрянники  жили в районе Серебрянической набережной у
Яузы.  Широко
были распространены
гончарное и кожевенное производства. Разнообраз­ные одежды изготовляли
московские портные: от дорогих кожухов на со­больем меху для знати до сермяг
для простых горожан. Городское стро­ительство обслуживали артели плотников и
каменщиков. Память о столя­рах-столешниках сохранилась в названии Столешникова
переулка.
Превратившись в столицу русского государства, Москва в
то же время становится и центром культуры. Образованность в XIV - XV веках была
в основном привелегией господствующих классов и прежде всего духовенства. К
числу достаточно образованных людей принадлежали куп­цы, княжеские дьяки, часть
горожан.
В Москве было достаточно широко развито книжное дело.
В круп­нейших московских монастырях работали монахи-писцы. Они переписывали
книги, которые переплетались в прочные, обтянутые кожей деревянные переплеты,
украшались миниатюрами и заставками. В монастырях также работали иконописцы,
которые расписывали иконы на заказ и для прода­жи.
В своей повседневной жизни москвичи использовали
разнообразные элементы научных и технических знаний. При строительстве храмов и
домов нужно было делать довольно сложные расчеты. Элементарные нача­ла
прикладной физики и химии применялись в литейном деле, при изго­товлении
пороха. Живой интерес вызывали астрономические явления.
К концу XV века расширяется круг географических
познаний. Все чаще московские послы, купцы и церковные деятели покидали пределы
московского государства, отправляясь в путешествия, о которых они оставляли
интересные и любопытные записи. Исторические знания обра­зованный читатель
черпал в первую очередь из русских летописей. С XIV века в Москве получает
развитие летописное дело, которое сосре­доточивается на митрополичьем дворе. С
историей зарубежных стран можно было познакомиться, читая хронографы.
Во второй половине XIV - начале XV веков происходят
крупные сдвиги в русской литературе, которые обнаруживаются, прежде всего, в
Москве. Усиливается влияние реформационно-гуманистического движения. Элементы
Возрождения проявлялись не только в литературе, но и в ис­кусстве и, прежде
всего, в живописи и архитектуре. В XIV - XV веках
в Москве жил и творил
целый ряд величайших художников средневековья,
среди которых особо
выделялся Андрей Рублев.
В последней четверти XV века при участии итальянских мастеров
перестраивается московский Кремль. Возводятся новые каменные соборы и палаты,
стены и башни. Создание кремлевского архитектурного ан­самбля как бы
символизировало завершение складывания единого русско­го государства со
столицей в Москве.
МОСКВА В 1612 ГОДУ
К.и.н. доц. Мокшина И.С.
К числу наиболее трудных и сложных эпох, которых в
истории на­шей страны было немало, относится период конца ХVI - начала ХVII в.,
известный под названием Смутного времени. Со смертью в 1598 г. царя Федора
Иоанновича прервалась династия Рюриковичей и российский прес­тол стал ареной
борьбы за власть многочисленных законных и незакон­ных претендентов. В эти
бурные годы резко возросла социальная актив­ность всех классов и сословий
общества не только в центре, но и на местах. Политическая, социальная, а затем
и гражданская война слома­ли хрупкий государственный аппарат, обескровили
страну. Русь стала легкой добычей в руках иностранных интервентов. В 1609 г.
начинается польская, а в 1610 г. шведская интервенция. Летом 1610 г. царь Васи­лий
Шуйский был свергнут с престола и насильно пострижен в монахи. Власть в столице
перешла к боярской думе во главе с семью виднейшими боярами. Новое
правительство получило название "семибоярщина".
Положение в стране было крайне тяжелым. Смоленск осаждало войс­ко
польского короля Сигизмунда III; к Москве с запада подходили вой­ска гетмана
Жолкевского; Новгород находился под угрозой захвата шве­дами, бывшими
союзниками России; в Коломне хозяйничал Лжедмитрий II. Московские бояре
принимают решение: просить на русский престол поль­ского королевича Владислава.
Основное условие его избрания на царст­во - принятие православия. В Смоленск
было отправлено посольство для переговоров с польским королем. Бояре постепенно
приводили к присяге Владиславу население, расхищали казну.
Однако переговоры показали, что Сигизмунд не
собирается выпол­нять условия русской стороны, а хочет взять силой оружия
московскую корону для себя самого. Русское посольство было арестовано и отправ­лено
в Польшу на долгое пленение. 21 сентября 1610 г. в Москву вошли польские
войска. Было образовано новое правительство во главе с
А.Гонсевским,
М.Салтыковым и Ф.Ароновым (Андроновым).
Над русским народом нависла
реальная угроза  порабощения  поль-
скими захватчиками, исповедующими другую веру - католическую. Бес­чинства
поляков в Москве вызывали справедливое возмущение. На площа­дях и улицах
столицы происходили вооруженные столкновения москвичей с интервентами.
Нараставшее движение поддержал патриарх Гермоген, который рассылал грамоты с
призывом к освобождению столицы русского государства от иноземных захватчиков. Патриотические
силы выступали за то,чтобы Россия решала свои проблемы самостоятельно, без
иност­ранного влияния.
Во главе антипольского движения встали рязанский
воевода П.Ля­пунов, князья Д.Пожарский и Д.Трубецкой. В середине марта 1611 г.
войско народных ополченцев приблизилось к Москве. В городе вспыхнуло всеобщее
восстание. Однако 19 марта поляки жестоко расправились с москвичами и сожгли
Белый город и Деревянный город. Израненного
Д.Пожарского едва удалось спасти и вывезти из пылающей Москвы. Весть о
разорении столицы потрясла всю страну. Ненависть к врагу усили­лась, боевой дух
и силы патриотов умножились. Вскоре ополченцы конт­ролировали почти всю Москву
за исключением Китай-города и Кремля, где оставались польские войска.
В конце июня 1611 г. руководители ополчения
обнародовали приго­вор, который провозглашал верховной властью в стране
"всю Землю", т.е. Земский собор. Временное правительство возглавил
П.Ляпунов,
Д.Трубецкой и И.Заруцкий (от казаков). Наибольшим авторитетом поль­зовался
Прокопий Ляпунов, и это вызывало недовольство остальных ру­ководителей. В итоге
против него возник заговор. Заговорщиками расп­ространялись ложные слухи об
измене П.Ляпунова, что вызвало возмуще­ние казаков-ополченцев. На общем сходе
казаки выступили против Ляпу­нова и убили его. Это привело к распаду первого
ополчения. Почти од­новременно пал Смоленск, который 20 месяцев выдерживал
атаки Сигиз­мунда III. Новгород временно попал под власть шведов. В Москве хо­зяйничали
польские войска. Необходимость организации новой всенарод­ной борьбы с
интервентами становилась все более насущной. Встал воп­рос о спасении
Отечества.
Центром народного
сопротивления стал Нижний Новгород. В октябре 1611 г. на одной из городских
сходок, которые вошли в обычай в горо­дах в условиях смутного времени и
напоминали собой древнее вече, бы-
ла зачитана грамота, присланная из Троице-Сергиева монастыря. В гра­моте
говорилось о бесчисленных страданиях русского народа и содер­жался призыв к
объединению сил для борьбы с иноземными захватчиками. Козьма Минин, земский
староста, предложил собрать деньги для ополче­ния и сформировать самое
ополчение. "Захотим помочь Московскому го­сударству, так не жалеть нам
имения своего, не жалеть ничего, дворы продавать, жен и детей закладывать и
бить челом, кто бы вступился за истинную православную веру и был у нас
начальником",- заявил он. Слова К.Минина произвели на собравшихся огромное
впечатление. Нако­нец, всем городом решили сформировать ополчение, созывать
служилых людей и собирать на них деньги.
В Нижнем Новгороде был организован сбор средств для
нового войска. Новгородцы отдавали "третью деньгу", т.е. третью часть
иму­щества; так решил мир, а кто утаивал размеры имущества, с того брали силой.
Многие жители города жертвовали все, что имели.
Главным военачальником было решено пригласить князя
Дмитрия По­жарского, лечившегося от ран в своей суздальской вотчине. К нему
приехали архимандрит Печерский Феодосий, дворянин Ждан Болтин и с ними
несколько посадских. Они просили князя от всего Нижнего Новго­рода принять
начальство над ополчением и постоять за землю русскую.
Д.Пожарский ответил согласием. К ополчению примкнули посадское насе­ление
и крестьянство Поволжья и Севера, городовое дворянство и слу­жилое казачество.
В марте 1612 г. войско было собрано и выступило в поход
для ос­вобождения Москвы. В Ярославле был назначен сбор всех сил. Там же было
сформировано новое правительство: "Совет всей земли" во главе с
Д.Пожарским и
К.Мининым, взявший на себя руководство освободительным движением.
24 июля 1612 г. первые отряды ополченцев подошли к
Москве. Там в это время находились остатки войск первого ополчения во главе с
Д.Трубецким и И.Заруцким. Узнав о приближении войска Минина и По­жарского,
Заруцкий с частью казаков бежал в Коломну. Д.Трубецкой во­шел в союзнические
отношения с Д.Пожарским и К.Мининым. Началась ре­шающая битва за Москву. Прежде
чем приступить к штурму Китай-города и Кремля, необходимо было нанести удар по
войскам гетмана Ходкевича,
который шел на выручку полякам, осажденным в Китай-городе. Утром 23
августа Ходкевич выступил из района Новодевичьего монастыря. Поль­ские войска,
превосходившие по своей численности ополченцев, понесли большой урон и были
отброшены на исходные позиции. Новая попытка по­ляков соединиться с кремлевским
гарнизоном из Замоскворечья оказа­лась безрезультатной. Войско гетмана понесло
большой урон и отступи­ло в направлении к Можайску. Ополченцы начали осаду
Китай-города и Кремля.
15 сентября Д.Пожарский послал польскому гарнизону
письмо. "Ваш гетман,- писал он,- далеко: он ушел в Смоленск и к вам не
воротится скоро, а вы пропадете с голоду. Королю вашему не до вас теперь: на
ваши границы турок напал, да и в государстве вашем нестроение. Не губите
напрасно душ своих за неправду вашего короля. Сдайтесь! Кто из вас захочет
служить у нас, мы тому жалованье положим по его дос­тоинству,а кто захочет в
свою землю идти, тех отпустим, да еще под­могу дадим".
Поляки отвергли предложение ополченцев, рассчитывая на
помощь Сигизмунда III. Прошел сентябрь, а помощь так и не подошла. Наступил
голод. Как отмечает Н.Костомаров в "Повести об освобождении Москвы от
поляков", осажденные, "переевши всех своих лошадей, стали есть собак,
мышей, крыс; грызли разваренную кожу с сапогов, принялись за человеческие тела.
Кто умирал, на того голодные бросались и пожирали его; кто посильнее, тот
повалит слабого и грызет".
22 октября 1612 г. отряды ополченцев взяли
Китай-город. Поляки перешли в Кремль, который тут же был окружен русскими
войсками. Из­нуренный голодом польский гарнизон не мог защищаться, а только про­сил
пощады. Д.Пожарский дал от себя обещание, что ни один пленник не погибнет от
меча.
24 октября поляки отворили Троицкие ворота на
Неглинную и стали выпускать людей.27 октября был подписан договор о
капитуляции.Москва была освобождена. В воскресенье, 1 ноября состоялось
торжественное вступление войск ополчения в Кремль. Москвичи и жители окрестных
се­лений с ликованием встречали победителей. К концу 1612 г. окрестнос­ти
Москвы были полностью очищены от интервентов.
Поляки еще долго не
оставляли надежд на покорение Москвы. Войс-
ка Сигизмунда вскоре подошли к Волоколамску, однако дальше продви­нуться
не смогли и были разгромлены.
Москва после изгнания поляков представляла собой
страшное зре­лище. Стены деревянного города были сожжены. Улицы заросли
бурьяном и чертополохом. Кремлевские дворцы были разграблены поляками, все, что
могло гореть - мебель, деревянная отделка, было использовано польским
гарнизоном на топливо. Только через 15 лет после своего ос­вобождения Москва
была в основном восстановлена.
Разрушенная и разоренная захватчиками, Москва
залечивала свои раны и вновь становилась центром политической жизни страны. В
январе 1613 г. был созван Земский собор для решения вопроса о кандидатуре
нового царя. После длительных дебатов выбор пал на Михаила Федорови­ча
Романова, 16-летнего юношу из старинного боярского рода. Он при­ходился
двоюродным племянником царю Федору Иоанновичу. Тем самым сохранялся принцип
передачи русского престола по наследству. Важную роль сыграло и то
обстоятельство, что он был сыном патриарха русской православной церкви
Филарета, изгнанного поляками.
Россия начала медленно выходить из социаль