МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКАЯ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕКСТИЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ
ИМ. А.Н.КОСЫГИНА
850-ЛЕТИЕ
МОСКВЫ: СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
Материалы научной конференции
преподавателей и студентов:
февраль-апрель 1997 г.
Москва 1997 г.
Материалы научной конференции преподавателей и студентов Московской
государственной текстильной академии, проходившей в феврале-апреле 1997 года,
посвящены крупному историческому событию - 850-летию Москвы. Тезисы докладов,
научных сообщений и рефератов раскрывают наиболее важные исторические
страницы Москвы и нашего Отечества. Материалы сборника предназначены для
использования в учебном процессе.
Составитель и редактор сборника: кандидат исторических наук доцент
Вдовина А.А.
Ответственный
редактор: доктор
исторических наук
профессор Павликов К.Ф.
Москва 1997 г.
РОЛЬ МОСКВЫ
В ИСТОРИИ РОССИИ
Д.и.н.
проф. Павликов К.Ф.
В 1997 году москвичи и все россияне отмечают юбилей
столицы нашего Отечества. Эта дата - повод вспомнить славный исторический путь
России и роль Москвы в жизни государства. 850 лет назад в поселении под
названием Москва произошла встреча двух русских князей, которая была отмечена в
летописи, что означало первое упоминание о Москве. Этому маленькому городку на берегу
реки предстояло сыграть исключительно важную роль в судьбе России. Всего лишь
спустя сто лет Москва стала собирательницей земли русской, разоренной и
разбитой монголо-татарской ордой. В этот критический для Руси период в
междуречье Волги и Оки к Москве стали собираться люди русские, покидавшие свои
сожженные города и села, чтобы спастись от завоевателей. Время Киевской Руси
закончилось, началось время Московской Руси.
В начале XIV века Московское княжество по площади
составляло около 6000 кв. км, что можно представить в виде квадрата со сторонами
в 80 км. На этой территории находилось шесть городов и 42 села. Авторитет
Москвы значительно укрепился при князе Иване Калите, особенно когда в 1326
году туда переехал митрополит русской православной церкви. Следующим рубежом
возрождения Руси из Московского княжества явилось княжение Дмитрия Донского,
победителя татаро-монголов в Куликовской битве, который построил в 1369 году
белокаменный Кремль, одну из лучших крепостей в Европе, о чьи стены не раз потом
разбивались полчища врагов. Москва как собиратель русского государства сыграла
в этот период исключительную роль, из крошечного княжества превратившись к
концу XV века в великую евроазиатскую державу площадью в несколько миллионов
квадратных километров.
Вспомним еще несколько событий, как трагических, так и
исторических, связанных с Москвой. 1612 год. Государство российское
разорвано междуусобицей, борьбой за власть после смерти Ивана Грозного,
нашествием поляков и шведов. В Москве польский гарнизон, ждут на царство
польского королевича Владислава, католические священники со
всей Европы собираются
в Россию - внедрять новую религию. Близится
конец с таким трудом
созданного государства. Но из Нижнего Новгорода
уже идет народное
ополчение во главе с посадником Козьмой Мининым и
воеводой Дмитрием Пожарским, собирая освободительное войско. Интервенты
изгнаны, православный патриарх восстановлен, Москва вновь спасла Россию.
Спустя два столетия в 1812 году взоры всей
России и Европы вновь были прикованы к Москве. Армия Наполеона оккупировала
многие европейские государства, вступила на территорию России и подошла к
Москве. Вблизи подмосковной деревни Бородино в кровопролитном сражении с
русской армией вопрос о победе не был решен, русские отступили и Наполеон вошел
в Москву. Казалось, великая Россия лежала у ног французского императора.
Однако, русские почему-то не просили мира, а южнее Москвы пополняли армию и не
было недостатка в тех, кто шел в бой за спасение Отечества. Пылающий город
вновь отторгнул завоевателей, французская армия ушла из Москвы и вскоре была
изгнана за пределы страны. Москва и Россия были спасены.
И вновь грозовые тучи сошлись над Москвой в декабре
1941 года. Гигантская немецко-фашистская армия, оставив за собой сожженную
и опустошенную территорию советской страны, вплотную подошла к Москве.
Вражеская разведка появилась в районе Химок, в пригороде Москвы. По приказу
Гитлера был разработан сценарий парада победителей на Красной площади, для
постройки гигантского памятника свозился гранит. Счет шел на дни и часы.
Но как и в былые годы за стенами Москвы готовились к
наступлению свежие советские полки, морозным декабрьским утром обрушившие
мощный удар на врага.
Непобедимая гитлеровская армия, покорившая Европу,
бежала, отступив на значительное расстояние. Миф о непобедимости германской армии
был развеян. Победа под Москвой положила начало перелому в войне в пользу
Советской страны. Лозунг подмосковной битвы: "Отступать некуда, позади -
Москва!" стал лейтмотивом первого периода Великой Отечественной войны.
Итак, о чем нам говорит юбилей Москвы ? Он говорит о
том, что Москва, во-первых, явилась собирательницей России, во-вторых, она в
решающие периоды
становилась спасительницей Отечества, и, в-третьих,
ее судьба неразрывно связана с судьбой государства
Российского. Ее
обновление в наши дни внушает оптимизм и надежду на обновление России.
Каковы роль и значение Москвы в наше время ? Они
проявляются в следующем:
- во-первых, политическое значение. Москва -
столица Российской Федерации, важный политический центр, где находятся высшие
органы государственной власти: Президент, Правительство, Федеральное Собрание
и др. Здесь принимаются судьбоносные политические решения, имеющие не только
государственное, но и международное значение;
-
во-вторых, экономическое значение. Москва представляет собой
крупный экономический центр, а вместе с областью - крупный экономический
район, где сосредоточены предприятия машиностроения, текстильные,
приборостроения, автомобильные заводы, предприятия легкой и пищевой
промышленности. Имея около 6% населения страны, Москва производит более 10%
промышленной продукции России, основанной на передовой технологии.
- в-третьих, Москва - научная столица страны.
Здесь находится Российская Академия Наук ( РАН ), десятки крупнейших
научно-исследовательских институтов и других научных учреждений, более ста
высших учебных заведений, в том числе и Московская Государственная Текстильная
Академия;
- в-четвертых, Москва - культурный центр
страны. Всемирную известность имеют московские театры, музеи, библиотеки,
Третьяковская картинная галерея. Здесь сосредоточены значительные культурные
ценности и большой творческий потенциал России, живут и творят известные художники,
композиторы, скульпторы, писатели, поэты, актеры, певцы, музыканты;
-
в-пятых, духовно-идеологическое значение. В Москве находятся
крупнейшие издательства и идеологические центры, Всероссийская телерадиокомпания.
Из Останкинского телецентра вся Россия, да и другие страны как ближнего, так и
дальнего зарубежья, видят жизнь Москвы и всей страны;
- в-шестых, Москва - центр
русской православной церкви. Здесь нахо-
дится патриархия,
ведущие духовные учреждения, известные всей стране храмы и монастыри,
исторические святыни русской православной церкви, имеющей тысячелетнюю историю.
Таким образом, юбилей Москвы - крупнейшее историческое и культурно-политическое
событие, которое встречают москвичи, граждане России и другие народы, которые
историческими тесными узами связаны с Россией, а значит и с Москвой.
ОСНОВАНИЕ МОСКВЫ:
ИСТОРИЧЕСКИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА
К.и.н.
доц. Рябушкина М.Ф.
Древние письменные источники описывают основание
Москвы следующим образом. Согласно легенде в лето от сотворения мира 6654-е
князь Юрий Владимирович по прозванию Долгорукий, сын великого князя Владимира
Всеволодовича Мономаха, ехал со своею дружиной из стольного Киева к своему
сыну Андрею Юрьевичу Боголюбскому в город Владимир на реке Клязьме, где тот
княжил по воле отца.
С думой о будущем Руси выехал князь Юрий Владимирович
в темные заокские леса, где дорога шла по дремучим дебрям, через черные топкие
болота. И вдруг посреди одного обширного болота князь Юрий Владимирович увидел
огромного чудесного зверя. Было у того зверя три головы и пестрая шерсть многих
цветов.
Вся дружина и все спутники князя увидели этого зверя и
встали в изумлении. Явившись людям, чудесный зверь затем исчез, растаял, словно
туман утренний.
Тогда князь Юрий
Владимирович спросил одного из спутников своих
- ученого гречанина-философа:"Что знаменует собой явление сего чудесного
зверя?" " Великий князь,- ответил ученый-гречанин,- явление это
знаменует, что поблизости сих мест встанет град превелик,треуголен и
распространится вокруг него царство великое. А пестроты шкуры звериной значит,
что сойдутся сюда люди разных племен и народов."
Задумался князь, потом снова спросил:"Истинно ли твое толкование,
ученый-философ?" "Истинно,- ответил ученый-философ,- потому что и при
основании великого града Рима было знамение. Когда начали рыть ров под
городскую стену, то вырыли голову человеческую, как живую, и значило это, что
быть Риму главой многим градам. Что и сбылось. И когда созидали Царьград, то
выполз из норы змий и в тот же миг пал на него с высоты орел и начали они
биться. И мудрец книгочей посему изрек: "Будет град Константина царь
другим городам, как орел - царь всем птицам, и будет он подвержен нашествиям
басурман." Что также сбылось. Посему сбудется и явленное ныне тебе
знамение."
Это художественное описание конечно является вымыслом, но в нем
подчеркивается важность события, связанного с образованием Москвы.
Как утверждает Ипатьевская летопись XV века, в 1147
году Суздальский князь Юрий Долгорукий пригласил к себе на совет своего союзника
Северского князя Святослава Олеговича:"Приди ко мне, брате, в Москов".
В этом поселении по словам летописца был дан "обед силен". Князья
одарили друг друга дорогими подарками, в часности, Святослав подарил Юрию
охотничьего гепарда. Этот год (первое летописное упоминание о Москве) принято
считать официальной датой основания города. Вероятно здесь был заключен военный
союз между князьями. Москва была пограничным городком между северным
Суздальским и южным Чернигово-Северским краем. Городок был тогда княжеской
усадьбой или, точнее, станционным двором, где Суздальский князь останавливался
при своих поездках в Киев и обратно. Двор должен был иметь значительное
хозяйственное обзаведение.
Из этой же летописи видно, что на высоком холме,
названном впоследствии Боровицким, омываемом реками Москвой и Неглинной, шумел
сосновый бор, в котором находилось небольшое укрепленное поселение
ремесленников и торговцев. Вокруг крепости располагались деревни и села.
Ранее эти земли принадлежали богатому местному
боярину, суздальскому тысяцкому Степану Ивановичу Кучке. Поэтому Москва
сначала носила другое более ранее название - Кучково. Дом С.И.Кучкова находился
в районе Чистых прудов. В память об этих стародавних событиях долгое время
сохранялось название "Кучково поле" (улицы Сретенка и Лубянка).
По преданию князь Юрий Долгорукий, разгневанный каким-то дерзким
поступком боярина С.И.Кучки, повелел его убить, а его владения взять в казну.
Через некоторое время князь Юрий Долгорукий приехал вместе с сыном Андреем
посмотреть имение убитого боярина. Здесь еще жили сироты Кучки: два сына и
дочь. Необыкновенная красота девушки поразила обоих князей. Сын умолял отца
позволить ему жениться на ней и Юрий дал разрешение на свадьбу. Братьев же
невесты взял к себе на службу. Между тем, красивые места так понравились Юрию,
что он надумал основать здесь городок и назвать его по имени реки Москвой.
Поселение на этом месте существовало задолго до
появления в здешних местах князя Юрия Долгорукого. При строительстве здания Оружейной
палаты в 1847 году, неподалеку от древней церкви Рождества Иоанна Предтечи были
найдены две большие серебряные серьги-рясы, относящиеся к языческому времени.
При строительстве фундамента для храма Христа Спасителя в числе других
предметов были найдены два серебряных арабских диргема, относящихся к 862 г. и
866 г.
В более поздних летописях появилось указание на то,
что Москва была основана значительно ранее 1147 года. Основание Москвы приписывается
князю Олегу, котоый в 880 году пришел на Москву-реку и заложил в устье реки
Неглинной городок, назвав его по имени реки Москвой: "Олег же нача городы
ставити многие и прииде на реку глаголемую Москву, в нея прилежать реки
Неглинная и Яуза, и поставити град не мал и прозва его Москва и посади на
княжение сродников своих". Это утверждение вошло в сборник "Пантеон
Российских Государей".
В 1672 г. польский ученый Феодосий Софонович составил
"Хронику з Летописцев стародавных, з Нестора Печерскаго и инших, также з
хроник Польских о Руси, отколь Русь почалася". В главе "Отколь
Москва взяла свое название" Феодосий Софонович пишет, что город Москва, а
также все славяне произошли прямо от праотца Мосоха. Князь Мосох (или Мос)
пришел на эти земли и назвал первую реку своим именем и именем своей жены (Ква)
- Москва. Основал город, назвав его по имени реки - Москвой. Вторую реку назвал
именами своих детей: сына (Я) и дочери (Вузы) - Явузой (Яузой).
"Начать же селиться на сем предъизбранном и предлюбезном его и
преднадвысочайшем и всепрекрасном месте своем Московском над двумя реками, на
нем же и ныне есть место всепреславном, святый и предцарствующий и славою
предъименитою предъвозсиятельствующий и предпреименованный всепревеликий град
Москва по имени реки тоя Москвы под ним сущая и текущая стоит. Сию же реку
тогда сущую безыменитую бывшую от исперва, он Мосох князь, во пришествии своем
к ней и поселении прекрасном и излюбленном, преименовал ее Мосох по имени
своему, самого себя и жены своея княгини прекрасныя и прелюбезныя, нарицаемая
Квы. И тако по сложению общекупному имен их, князя нашего Моса и княгини его
Квы красныя преднаречеся тогда река та до них самих из-
начала безыменитая
предбывшая, Москва река прозванием их и от тогда,
даже убо и до днесь
тако зовома она есть. Вторую же
меншую реку,
впадшую и текущую в ту же Москву реку, преименовал Мосох вместо чадородий
своих честных, сына своего первородного, именуемаго сице Я, именем и прозванием
своим так зовома Я, тогда же с ним предприбывшаго, и во имя дщери своея Вузы
прекрасны и прелюбезныя, тако предзовомыя, с ним же тогда предприбывшия. И
тако же назва реку ту безыменитую вторым прозванием и тех же детей своих
общекупным их именованием Явуза реку. И та река Яуза, даже и доныне такожде
звашеся".
Тверская летопись XVI века утверждает, что князь Юрий
Долгорукий заложил град Москву в 1156 году. "Князь великий Юрий Володимерич,
заложи град Москву, на устниже Неглинны, выше реки Аузы". На Боровицком
холме возводится крепость с восьмиметровым валом и мощной по тем временам
деревянной стеной, достигавшей три метра в высоту и тысяча двести метров в
длину. Москва становится уже не княжеским городком, а целым городом, где
располагалась княжеская военная дружина. Главным двигателем в создании таких
городов всегда являлся народный промысел и торг. Постройка города показывала,
что эти места были достаточно заселены. О весьма значительном населении
свидетельствуют многочисленные курганы по верхнему и нижнему течению Москвыреки.
Город служил прибежищем населению окрестностей в
случае нападения врагов. Он был также сторожевой крепостью со стороны
Смоленских (Литовских) и Новгородских неприятелей, а также со стороны южных
врагов защищал новый стольный город Владимир.
Москва долгое время была провинциальным городом
Владимиро-Суздальского княжества. Она доставалась в удел младшему сыну
Владимирского князя, так как более крупные владения получали старшие сыновья.
Князья появлялись в Москве лишь на короткое время. В 1176 году после смерти
князя Андрея Боголюбского московляне принимают активное участие в княжеских
усобицах, отстаивая права своего старшего города Владимира. В 1177 году к
Москве с войском подошел Рязанский князь Олег, разорил и сжег ее. Этим событием
начинается длинный ряд пожаров, опустошавших город. Однако стены города,
построенные при Юрии Долгоруком, просуществовали до зимы 1237-1238 года, когда
полчища
монголо-татар под
предводительством хана Батыя разграбили
и сожгли
Москву. В 1263 году после смерти князя Александра Невского Москва
досталась младшему его сыну Даниилу. С тех пор Москва становится стольным
городом особого княжества с постоянным князем: Даниил стал родоначальником
московского княжеского дома.
Таковы исторические свидетельства об образовании Москвы, города,
который сыграл в истории Российского государства исключительно важную роль.
ОБЪЕДИНЕНИЕ РУССКИХ
ЗЕМЕЛЬ ВОКРУГ МОСКВЫ
К.и.н.
доц. Луковцева Т.А.
К концу XII века Киев утратил значение общерусского
центра. Южная Русь потеряла свое влияние, что было связано с феодальной междуусобицей.
Однако, в период раздробленности идеи державности, православного монархизма не
умерли в сознании народа и его выдающихся вождей, таких как Александр Невский,
Андрей Боголюбский. Идеал сильной царской власти, освящаемой православной
церковью и цементирующей общество в единую сильную державу, Русь приняла от
Византии вместе с христианством. Особенности суровых природно-климатических
условий Руси способствовали закреплению этого идеала в самосознании населения.
Сильная монархическая власть оказывалась наиболее приемлемой для управления
страной с обширными территориями и разноплеменным населением.
Монголо-татарское нашествие было воспринято
православным сознанием как испытание веры. Это испытание обогатило народ
твердым пониманием своего державного долга. В 1453 г. Константинополь пал под
ударами Османской империи, Византия окончательно потеряла свою независимость.
Именно тогда на Руси зарождается идея "Москва-Третий Рим", которая
определяла русское государство как центр православия.
Ученые-историки объясняют возвышение Москвы
естественными географическими (близость реки), экономическими и другими
причинами. Действительно, все они имели место. Но все эти причины еще более
приложимы к другим городам Северо-Восточной Руси. Река Москва, давшая имя
будущей столице, соединяла Среднюю Волгу с Окой через Ламский Волок, по
которому надо было переволакивать лодки сушей, на руках, что нельзя считать
удобным. Да и сама Москва выросла не на Волоке Ламском, а на излучине Москвы.
Близость Оки и Верхней Волги имела большое торговое значение, но не могла стать
главной причиной для вознесения мало известной деревушки до роли центра
объединения русских земель и столицы будущей империи.
Пересечение "больших
дорог", которое, как считают, обеспечивало
Москве бурный рост, в те времена реально представляло пересечение
тропинок, затерянных в бескрайних лесах. Например, "великая Владимирская
дорога" упоминается лишь один раз в одной из летописей конца XIV века,
когда Москва была уже общепризнанным центром русских земель.
Что же послужило причиной возвышения маленького
удельного княжества, площадь которого в первой четверти XIV века была намного
меньше площади Тверского княжества и равнялась 35000 кв.км. Одной из причин
стала мудрая политика московских князей, начало которой положил Иван Калита
(1325 - 1340). С этого времени начинается бурный рост Московского княжества,
укрепление его авторитета среди русских князей. По взаимному согласию с
митрополитом Петром Иван Калита перенес митрополичью кафедру из Владимира в
Москву. "Если послушаешь меня, - говорил старец Петр князю, убеждая его в
особой роли Москвы для будущего Руси,- то и сам прославишься родом своим паче
иных князей, и град твой будет славен пред всеми градами русскими, и святители
поживут в нем, и взыдут руки его на плещи врагов его, и прославит себя Бог в
нем!" Калита приказал соорудить в центре Кремля каменный собор Успения
Пресвятой Богородицы, чтобы митрополиту не зазорно было переезжать из
знаменитого Владимирского Успенского собора. С 1326 года, то есть с момента
переезда митрополита из Владимира в Москву, Москва становится центром
православия на Руси, а значит и центром земель русских. Это сыграло важную роль
в дальнейшей судьбе города.
Калита понял ордынскую политику по отношению к русским
князьям, нашел ее слабые стороны, нейтрализовал ее губительное действие. Он
очень точно уловил, что нужно Орде в тот момент, когда тверской князь убил его
брата: регулярный сбор дани хану, минуя ордынских вельмож, успевших своими
грабительскими набегами на Русь перехватить значительную долю того, что
предназначалось хану. Все это происходило тогда, когда хан поощрял русских
князей к соревнованию: кто больше даст за ярлык на великое княжение.
Воспользовавшись восстанием в Твери против ордынских сборщиков дани, Иван
Калита со своим отрядом принял участие в карательном походе хана против
тверичей. Это спасло Москву от набега. Тверское княжество не смогло больше
соперничать с
Московским. Иван Данилович получил ярлык на великое княжение и право
собирать "ордынский выход" со всей Северо-Восточной Руси. Никоновская
летопись сообщает, что как только Калита укрепился на великокняжеском столе,
наступила великая тишина на Русской земле, и татары "перестали ее
воевать". Однако, тишина эта была обманчива. Иван Калита откупался от
Золотой Орды, собирая дань. Немалую толику оставлял он и себе для укрепления
Москвы.
При Иване Даниловиче получил окончательное воплощение
новый принцип строения государства - принцип этнической терпимости. Подбор на
службу осуществлялся по деловым качествам, независимо от этнической
принадлежности, но при условии добровольного крещения. На службу принимали и
татар, бежавших из Орды, и православных литовцев, покидавших Литву из-за
католического давления, и простых русских людей. Силой, связующей всех, кто
пришел на службу к московскому князю, стало православие. Спасаясь от татар,
русские люди собирались к Москве, которая могла их защитить.
Иван Калита заложил основы могущества Московского
княжества. Именно его называют собирателем земли Русской. Митрополит Алексей,
ставший после смерти Ивана Калиты фактическим главой государства, добился от
Золотой Орды того, что великое княжение было закреплено за династией московских
князей. Это способствовало укреплению Москвы, предотвращению междоусобных войн
за право получения ханского ярлыка на великое княжение.
Начиная с Дмитрия Донского (1369 - 1389) московские
правители усвоили взгляд на себя как на защитников православия. Время Дмитрия
Донского и его преемников - это время духовного подъема на Руси, время
возрождения в русской культуре, творческих исканий и достижений Андрея
Рублева, монашеского подвига и духовного влияния преподобного Сергия
Радонежского. Победа, одержанная общерусским войском под началом Дмитрия
Ивановича над полчищами Мамая в 1380 году, окончательно закрепила за Москвой
значение политического и духовного центра Руси. Эта историческая победа на
Куликовском поле развеяла миф о непобедимости Орды, стала сильнейшим фактором
единения русских земель. В.О.Ключевский справедливо указывал, что Московское
государство родилось на поле Куликовом. После Куликовской битвы Орда, нес-
мотря на
разорительный поход хана Тохтамыша на
Москву в 1382 г., не
смогла восстановить в прежнем объеме свою власть над русскими землями.
Она была вынуждена признать политическое главенство Москвы на Руси. Перед
смертью Дмитрий Донской передал своему старшему сыну Василию I (1389 - 1425)
по завещанию великое княжество Владимирское как "отчину" московских
князей, не признавая тем самым право хана выдавать ярлык. Процесс слияния
Владимирского княжества и Московского завершился.
Завершающий вклад в процесс объединения русских земель
вокруг Москвы внесли такие выдающиеся государственные деятели как Иван III
(1462 - 1505) и Василий III (1505 - 1533).
Опираясь на поддержку церкви, дворянства, посадского
населения, крестьян, Иван III смог заложить основу империи и довести до конца
борьбу против чужеземного ига. Иван отказался платить дань хану Ахмату,
растоптал ханскую басму (изображение хана) и отправил одного из послов передать
хану, что с ним поступят так же, как с басмой, если он не оставит Русь в покое.
Ахмат с войском пришел покарать непокорного "данника". Летом 1480 г.
его войска подошли к пограничной московской реке Угре, северному притоку Оки и
расположились лагерем в ожидании помощи от своего союзника литовского князя
Казимира. Союзник не пришел, ибо дальновидный Иван III заручился союзом с
крымским ханом Менгли-Гиреем, который направил свои войска против Литвы.
Московская рать встала на противоположном берегу Угры, но ни Иван III, ни Ахмат
не рискнули начать сражение. Знаменитое "стояние" на Угре
продолжалось до глубокой осени. Затем войско Ахмата покинуло пределы русской
земли.
При Иване III московские наместники водворились в бывших княжеских
столицах - Нижнем Новгороде, Суздале, Ярославле, Ростове, Стародубе, Белоозере.
В 1478 г. Иван III завоевал Новгородскую феодальную республику. Вслед за
Новгородом московские войска завоевали Тверское княжество. В конце жизни Ивана
III именовали в государственных документах, в челобитных и иностранной
переписке "царем всея Руси" или "государем всея Руси". К
этому были все основания. Почти вся территория Древней Руси, за исключением
территорий, захваченных Польшей, вошла в состав Московского государства.
Таковы были основные факторы, политические, географические,
экономические и духовные, которые способствовали собиранию русских земель
вокруг Москвы.
МОСКВА ПРИ
ИВАНЕ КАЛИТЕ
Студ. Кутловская Л. А.
Долгое время Москва была одним из второстепенных
городов, не всегда имевших даже своего князя. Во времена монгольского нашествия
Москва подверглась разорению, но в начале XIV века она быстро выдвигается как
стольный город одного из сильнейших княжеств Северо-Восточной Руси, а со
времени князя Ивана Калиты в Москве сосредоточивается дело объединения Руси и
руководство борьбой за освобождение от татаро-монгольского ига.
Преобладание Московского княжества над другими
русскими землями установилось не сразу. Потребовалась длительная и кровавая
борьба московских князей с тверскими и другими князьями для того, чтобы Москва
заняла, наконец, первенствующее место. Однако, уже в первой половине XIV века
она делается столицей самого сильного княжества Северо-Восточной Руси.
Иван Данилович Калита стал преемником своего брата
Юрия Московского, который погиб от руки тверского князя Дмитрия Михайловича в
1325 году в Золотой Орде. Начался новый тур борьбы Москвы и Твери за великое
княжение.
В 1328 году золотоордынский хан Узбек дал великое
княжение Калите. Калита сумел превратить покровительство хана Золотой Орды в
оружие, при помощи которого он устранял опасных соперников и подчинял себе
удельных князей. Князь Иван старался покупать у обедневших удельных князей их
владения, тем самым за годы своего княжения довольно существенно расширил
пределы княжества, в частности, приобрел старинный город Ростов.
Иван Калита, опираясь на поддержку хана, взял на себя
функцию выплаты дани за всю Русь. Князь Иван покупал волость за волостью,
серебром добывая то, что не удалось добыть прежним князьям великой ратной
силой. Эта политика Калиты имела громадное значение для дальнейшего
объединения русских земель вокруг Москвы.
Быстрый рост хозяйственного и политического значения Москвы в
первой половине XIV века был основной причиной того, что она сделалась
местоприбыванием русских митрополитов, резиденцией которых ранее был город
Владимир. Власть митрополитов "всея Руси" была сильна тем, что она
была централизована и распространялась на все русские княжества. Перенос
резиденции митрополита в Москву означал, что этот город делается общерусским
церковным центром. Выбор Москвы центром русской православной церкви был
обусловлен несколькими причинами. Москва являлась богатым, сравнительно
безопасным городом. Но гораздо существеннее было то, что сильный московский
князь мог лучше обеспечить ее экономические и политические привилегии.
В свою очередь церковь - могущественная феодальная
организация поддерживала московских князей в их объединительной политике. Митрополит
Петр подолгу жил в Москве. В построенном Иваном Калитой Успенском соборе он
сам приготовил себе гробницу, в которой и был погребен. Преемник Петра грек
Феогност окончательно утвердил митрополичий престол за Москвой, которая с 1326
года стала церковной столицей Руси.
Общий хозяйственный подъем, наблюдавшийся в Московском
княжестве, и политические успехи московских князей способствовали дальнейшему
росту города. Москва обросла торгово-ремесленными посадом и слободами. Основная
масса населения селилась за пределами кремлевских стен, между Москвой-рекой и
Неглинной. Эта часть города называлась "Великим посадом". Но уже
намечались другие части города: Заречье, впоследствии называемое
Замоскворечье, и Занеглименье. Центром Москвы был Кремль. Построенный в 1339
году, Кремль отличался от укреплений XII века в основном размерами и мощностью
валов. Ров его должен был быть шире и глубже, вал мощнее и выше. Эта крепость
должна была выдерживать уже не только непосредственно штурмы, но и обстрел из
неогнестрельных метательных орудий (камнеметов, стрелометов). Территория
Кремля 1339 г. определяется довольно точно. Она расширилась и к северу, и к
востоку. Угол крепости со стороны реки Неглинной был примерно там, где сейчас
находится Вторая Безымянная Башня Кремля. Что касается внутренней застройки
Кремля, то главную роль здесь играли двор самого князя и двор митрополита.
После постройки нескольких каменных соборов образовалась целая площадь - Со-
борная. Кремль
окончательно приобрел тогда вид резиденции крупного
средневекового
государства, феодального центра большого города.
В Москве одновременно с постройкой новых укреплений
производилось крупное гражданское строительство. Время Калиты отмечено первым
строительством каменных зданий в Москве. Вслед за Успенским собором были
воздвигнуты каменные церкви Ивана Лествичника и Спаса на бору. Церковное
строительство Калиты завершилось созданием каменного собора Михаила Архангела,
получившего название княжеской усыпальницы.
Об Иване Калите напоминают в Москве названия
Калитниковское кладбище, Большая, Малая и Средняя Калитниковские улицы, Малый и
Новый Калитниковский проезд. Все они находятся на земле, подаренной Иваном
Калитой в XIV веке Крутицкому подворью, почему эта местность и носила название
"Калитниково".
С татарами при Иване Калите Москва вела общирную
торговлю, и многие татары переселились на постоянное местожительство в Москву.
О торговой дороге в Орду, или Ордынской дороге, напоминают улицы Большая и
Малая Ордынка. Татарские слободы размещались главным образом в Замоскворечье,
там где теперь Большая и Малая Татарские улицы. Здесь поселились целой слободой
устные переводчики - "толмачи". О них напоминают Толмачевские
переулки.
Татары пригоняли в Москву на продажу целые табуны
лошадей. Многие лошади, не выдержав трудностей долгого пути, гибли. Татары сдирали
с них шкуры и обрабатывали кожу ручным способом на Москве-реке, пониже своих
слобод. Отсюда местность в течении веков стала центром кожевного производства и
носила название "Кожевники", сохранившейся до сих пор в названии
Кожевнической улицы и четырех Кожевнических переулков у Павелецкого вокзала.
Общее впечатление от Москвы времен Ивана Калиты остается как о
небольшом, но быстро расширяющимся и набирающем мощь и силу городе. Москва
постепенно превращалась в крупнейший ремесленный и торговый центр
Северо-Восточной Руси.
МОСКВА ПРИ
ДМИТРИИ ДОНСКОМ.
Студ. Шалдина Е. М.
В 1362 году старанием московского боярства и
митрополита Алексия ярлык на великое княжение был приобретен для московского
князя Дмитрия Ивановича. Достигнув совершеннолетия, Дмитрий начал вести
энергичную политику, он расширяет пределы своего княжества, приобретя ряд
городов с их округами (Калугу, Медынь, Дмитров, Стародуб и т.д.). Дмитрий вел
успешную борьбу со своими русскими соперниками: великими князьями тверским и
рязанским, которые заключили союз с великим князем Литовским Ольгердом. Два
раза подходил он к Москве в 1368 г. и 1370 г., но оба раза Москва с честью
выдержала нападение сильного литовского войска. А в 1372 г. при новой попытке
Ольгерда подойти к Москве, Дмитрий Донской встретил его на Оке, вблизи города
Любутска, и принудил заключить мир.
В 1367 г. возводится мощная белокаменная крепость -
Московский Кремль. Белокаменные стены практически охватили почти всю территорию
существующего Кремля, кроме северного угла с Арсенальной башней и узкой
полоской вдоль берега реки Неглинной. В условиях борьбы за объединение
княжеств, за выход из-под контроля Орды, при постоянно совершенствующейся
военной технике, Москва должна была иметь максимально надежную по тем временах
крепость.
Главной заботой внешней политики московского князя
были отношения с Ордой. В Золотой Орде происходили смуты и междуусобицы, что
могло способствовать избавлению Руси от татарского ига.
В 1378 г. в сражении на реке Воже в Рязанском
княжестве московское войско разбило большой отряд татар. В 1380 г. татарский
военачальник Мамай, захвативший власть в Орде, заключил союз против Дмитрия с
великим князем литовским Ягайло и рассчитывал на помощь разанского князя Олега.
Князь Дмитрий собрал большую рать, около 150 тыс. человек и выступил против
татар. По преданию, Дмитрий получил благословение на борьбу с Ордой от святого
Сергия Радонежского (основателя Троице-Сергиева монастыря). Страшная битва
произошла 8 сен-
тября 1380 г. в верховьях Дона на Куликовом поле. Сражение
закончилось победой русских войск.
Куликовская битва положила начало освобождению от татарского ига.
В 1382 г. Тохтамыш двинулся наказывать Русь за попытку
освободится от татар. 23 августа он подошел к Москве. В городе в это время
отсутствовали как князь Дмитрий, собиравший войско в Костроме, так и вся
верхушка великокняжеского двора, которая покинула город при приближающейся
опасности. Власть в городе взяло вече, городское собрание. Обороной руководил
князь Остей. Тохтамышу удалось овладеть городом обманным путем при помощи
уговоров и клятвы суздальско-нижегородских князей, присоединившихся к
монголо-татарам. Бояре, духовенство и верхи посада 26 августа открыли ворота
Кремля врагу. Москва была разгромлена и сожжена; убито около 20 тыс. человек.
Но город быстро восстановился.
С постройкой Кремля город в XIV веке стал настоящей
столицей будущего государства Российского. Можно выделить четыре части города:
1) Кремль, или
собственно "город";
2) посад, или Великий посад, на территории современного Китай-города;
3) Заречье - за
Москвой-рекой;
4) Занеглименье - к северу-западу от Неглинной,
называемое иногда Загородье.
На территории Кремля сформировалась Соборная площадь.
Также сформировались улицы Ильинка, Никольская, Варварка и другие. Строятся
монастыри: Чудов, Андронников, Симонов и Вознесенский. Появляются
многочисленные церкви.
Образование в средние века было уделом немногих, но
встречаются очень образованные люди как среди бояр, так и среди купцов. Грамотность
была обязательна для духовенства. Москва рано делается крупнейшим русским
центром переписки и распространения книг. Московские рукописи второй половины
XIV века резко отличаются от начала и середины века. Складывается своеобразный
почерк, получивший название русского полуустава. Историки литературы отмечают
всего три московских литературных памятника конца XIV века: "Сказание или
повесть о
Мамаевом побоище",
"Задонщину", "Житие Дмитрия Ивановича, именуемого
Донским". Также отмечают повести о Тохтамышевом
нашествии, хождение митрополита Пимена и иеродиакона Зосимы в Царьград, и жития
митрополитов Алексия и Петра.
В сельском хозяйстве происходил переход к двух- и
трехпольной системе севооборота; основным пахотным орудием становилась соха с
железным сошником, землю начали удобрять навозом.
По своей ремесленной специализации средневековая
Москва была близка ко многим большим городам Западной Европы. Две отрасли получили
особое распространение в Москве с давнего времени - изделия предметов роскоши и
оружия. Особое развитие приобрело серебрянное (ювелирное) дело. Также
развиваются ремесленные слободы: иконная, кожевная, кузнечная, гончарная и т.д.
Широко развивается московская торговля как по водным, так и сухопутным
путям. Оживляется торговля с Востоком и Западом. Таким образом в
рассматриваемый период были сделаны существенные шаги по превращению Москвы в
центр русского государства.
МОСКВА В
XIV - XV ВЕКАХ:
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ
К.и.н.
доц. Макеев А.Н.
Развитие Москвы во второй половине XIV века, которая
являлась в это время лишь столицей Московского княжества, было связано с княжением
внука Ивана Калиты князя Дмитрия Ивановича (1359 - 1389), получившего в
будущем прозвище Донского за победу над золотоордынскими войсками на
Куликовском поле. К этому времени авторитет и роль Московского княжества среди
других русских княжеств и земель еще больше выросли. Это обстоятельство
способствовало новому притоку населения в Москву. Она расширялась, численность
ее жителей составляла уже тогда 30-40 тыс. человек.
Понимая, что предстоит упорная борьба с сильными и
агрессивными соседями - ордой и Литовским княжеством, Дмитрий Иванович
принимает решение о строительстве новой крепости. В течение одного 1367 г. две
тысячи строителей возвели новый московский Кремль из белого камня, который по
своим размерам приближался к современному. Крепость строилась с таким
расчетом, чтобы выдержать не только осаду, но и можно было из нее атаковать
неприятеля.
Это был первый каменный Кремль, построенный в
Северо-Восточной Руси. По свидетельству современников, это была одна из
сильнейших крепостей в Европе.
Положение Москвы качественно меняется в XV веке. В
результате целенаправленной политики великих московских князей и особенно Ивана
III (1462 - 1505), русские земли освобождаются от монголо-татарского ига.
Происходит объединение почти всех русских княжеств и земель в единое
централизованное государство, и Москва становится его столицей.
Огромные перемены, которые произошли в жизни страны, закономерно
отразились и на всем облике Москвы. Ее территория значительно выросла, главным
образом в восточном направлении и достигла современного бульварного кольца.
Радиально расположенные улицы связывали ее с основными русскими землями.
Москва была основным местом пребывания великих
московских князей. Жили они в Кремле. В старом Ваганькове находился их
загородный двор. Эта территория была укреплена рвом и валом примерно по линии
современного кольца бульваров.
В столице стремились поселиться князья и бояре. Дворы
самых знатных из них располагались в Кремле. С XV века бояре со своими слугами
начинают заселять Занеглинье, то есть местность на правом берегу реки
Неглинной, которая долго оставалась пригородной территорией. Наряду с князьями
и боярами в Москве проживало множество бояр, входивших в состав
великокняжеского двора.
К концу XV века Москва окончательно становится
крупнейшим торговым центром страны. Между Варваркой и Ильинкой находились Большой
посад и торговые ряды. Одновременно Москва являлась одним из значительных
восточно-европейских центров международного торгового обмена, усиленно
развивая связи с Западной Европой и Восточными странами. К этому времени
начинают складываться династии крупнейших русских купцов.
Москва XIV - XV веков была еще в основном деревянным
городом. Кроме кремлевских зданий, из камня строились, главным образом, монастыри
и церкви. Дома зажиточных москвичей были обычно двухэтажными и состояли из трех
комнат. Изредка появлялись и каменные строения светских феодалов.
Значительную часть населения Москвы составлял трудовой
ремесленный люд. Ремесленники жили отдельными слободами. Постепенно они
заселяют Заяузье и Заречье, где возникают их новые поселения. Здесь же строились
монастыри и церкви.
Столица русского государства славилась производством
ремесленных изделий и особенно оружия и доспехов. Мастера-оружейники жили и
трудились в районе современных Малой и Большой Бронной улиц. Там же литейщики
отливали полнозвучные колокола. В разных местах города жили кузнецы, которые
изготовляли металлическую посуду и дорогую утварь. Основным центром их
деятельности стало Заяузье. Современная Котельническая набережная сохранила в
своем названии отзвук поселений котельников. Рядом находилась знаменитая
Таганская слобода.
Московские ювелиры
изготовляли ажурные изделия из серебра.
Се-
ребрянники жили в районе Серебрянической набережной у
Яузы. Широко
были распространены
гончарное и кожевенное производства. Разнообразные одежды изготовляли
московские портные: от дорогих кожухов на собольем меху для знати до сермяг
для простых горожан. Городское строительство обслуживали артели плотников и
каменщиков. Память о столярах-столешниках сохранилась в названии Столешникова
переулка.
Превратившись в столицу русского государства, Москва в
то же время становится и центром культуры. Образованность в XIV - XV веках была
в основном привелегией господствующих классов и прежде всего духовенства. К
числу достаточно образованных людей принадлежали купцы, княжеские дьяки, часть
горожан.
В Москве было достаточно широко развито книжное дело.
В крупнейших московских монастырях работали монахи-писцы. Они переписывали
книги, которые переплетались в прочные, обтянутые кожей деревянные переплеты,
украшались миниатюрами и заставками. В монастырях также работали иконописцы,
которые расписывали иконы на заказ и для продажи.
В своей повседневной жизни москвичи использовали
разнообразные элементы научных и технических знаний. При строительстве храмов и
домов нужно было делать довольно сложные расчеты. Элементарные начала
прикладной физики и химии применялись в литейном деле, при изготовлении
пороха. Живой интерес вызывали астрономические явления.
К концу XV века расширяется круг географических
познаний. Все чаще московские послы, купцы и церковные деятели покидали пределы
московского государства, отправляясь в путешествия, о которых они оставляли
интересные и любопытные записи. Исторические знания образованный читатель
черпал в первую очередь из русских летописей. С XIV века в Москве получает
развитие летописное дело, которое сосредоточивается на митрополичьем дворе. С
историей зарубежных стран можно было познакомиться, читая хронографы.
Во второй половине XIV - начале XV веков происходят
крупные сдвиги в русской литературе, которые обнаруживаются, прежде всего, в
Москве. Усиливается влияние реформационно-гуманистического движения. Элементы
Возрождения проявлялись не только в литературе, но и в искусстве и, прежде
всего, в живописи и архитектуре. В XIV - XV веках
в Москве жил и творил
целый ряд величайших художников средневековья,
среди которых особо
выделялся Андрей Рублев.
В последней четверти XV века при участии итальянских мастеров
перестраивается московский Кремль. Возводятся новые каменные соборы и палаты,
стены и башни. Создание кремлевского архитектурного ансамбля как бы
символизировало завершение складывания единого русского государства со
столицей в Москве.
МОСКВА В 1612 ГОДУ
К.и.н. доц. Мокшина И.С.
К числу наиболее трудных и сложных эпох, которых в
истории нашей страны было немало, относится период конца ХVI - начала ХVII в.,
известный под названием Смутного времени. Со смертью в 1598 г. царя Федора
Иоанновича прервалась династия Рюриковичей и российский престол стал ареной
борьбы за власть многочисленных законных и незаконных претендентов. В эти
бурные годы резко возросла социальная активность всех классов и сословий
общества не только в центре, но и на местах. Политическая, социальная, а затем
и гражданская война сломали хрупкий государственный аппарат, обескровили
страну. Русь стала легкой добычей в руках иностранных интервентов. В 1609 г.
начинается польская, а в 1610 г. шведская интервенция. Летом 1610 г. царь Василий
Шуйский был свергнут с престола и насильно пострижен в монахи. Власть в столице
перешла к боярской думе во главе с семью виднейшими боярами. Новое
правительство получило название "семибоярщина".
Положение в стране было крайне тяжелым. Смоленск осаждало войско
польского короля Сигизмунда III; к Москве с запада подходили войска гетмана
Жолкевского; Новгород находился под угрозой захвата шведами, бывшими
союзниками России; в Коломне хозяйничал Лжедмитрий II. Московские бояре
принимают решение: просить на русский престол польского королевича Владислава.
Основное условие его избрания на царство - принятие православия. В Смоленск
было отправлено посольство для переговоров с польским королем. Бояре постепенно
приводили к присяге Владиславу население, расхищали казну.
Однако переговоры показали, что Сигизмунд не
собирается выполнять условия русской стороны, а хочет взять силой оружия
московскую корону для себя самого. Русское посольство было арестовано и отправлено
в Польшу на долгое пленение. 21 сентября 1610 г. в Москву вошли польские
войска. Было образовано новое правительство во главе с
А.Гонсевским,
М.Салтыковым и Ф.Ароновым (Андроновым).
Над русским народом нависла
реальная угроза порабощения поль-
скими захватчиками, исповедующими другую веру - католическую. Бесчинства
поляков в Москве вызывали справедливое возмущение. На площадях и улицах
столицы происходили вооруженные столкновения москвичей с интервентами.
Нараставшее движение поддержал патриарх Гермоген, который рассылал грамоты с
призывом к освобождению столицы русского государства от иноземных захватчиков. Патриотические
силы выступали за то,чтобы Россия решала свои проблемы самостоятельно, без
иностранного влияния.
Во главе антипольского движения встали рязанский
воевода П.Ляпунов, князья Д.Пожарский и Д.Трубецкой. В середине марта 1611 г.
войско народных ополченцев приблизилось к Москве. В городе вспыхнуло всеобщее
восстание. Однако 19 марта поляки жестоко расправились с москвичами и сожгли
Белый город и Деревянный город. Израненного
Д.Пожарского едва удалось спасти и вывезти из пылающей Москвы. Весть о
разорении столицы потрясла всю страну. Ненависть к врагу усилилась, боевой дух
и силы патриотов умножились. Вскоре ополченцы контролировали почти всю Москву
за исключением Китай-города и Кремля, где оставались польские войска.
В конце июня 1611 г. руководители ополчения
обнародовали приговор, который провозглашал верховной властью в стране
"всю Землю", т.е. Земский собор. Временное правительство возглавил
П.Ляпунов,
Д.Трубецкой и И.Заруцкий (от казаков). Наибольшим авторитетом пользовался
Прокопий Ляпунов, и это вызывало недовольство остальных руководителей. В итоге
против него возник заговор. Заговорщиками распространялись ложные слухи об
измене П.Ляпунова, что вызвало возмущение казаков-ополченцев. На общем сходе
казаки выступили против Ляпунова и убили его. Это привело к распаду первого
ополчения. Почти одновременно пал Смоленск, который 20 месяцев выдерживал
атаки Сигизмунда III. Новгород временно попал под власть шведов. В Москве хозяйничали
польские войска. Необходимость организации новой всенародной борьбы с
интервентами становилась все более насущной. Встал вопрос о спасении
Отечества.
Центром народного
сопротивления стал Нижний Новгород. В октябре 1611 г. на одной из городских
сходок, которые вошли в обычай в городах в условиях смутного времени и
напоминали собой древнее вече, бы-
ла зачитана грамота, присланная из Троице-Сергиева монастыря. В грамоте
говорилось о бесчисленных страданиях русского народа и содержался призыв к
объединению сил для борьбы с иноземными захватчиками. Козьма Минин, земский
староста, предложил собрать деньги для ополчения и сформировать самое
ополчение. "Захотим помочь Московскому государству, так не жалеть нам
имения своего, не жалеть ничего, дворы продавать, жен и детей закладывать и
бить челом, кто бы вступился за истинную православную веру и был у нас
начальником",- заявил он. Слова К.Минина произвели на собравшихся огромное
впечатление. Наконец, всем городом решили сформировать ополчение, созывать
служилых людей и собирать на них деньги.
В Нижнем Новгороде был организован сбор средств для
нового войска. Новгородцы отдавали "третью деньгу", т.е. третью часть
имущества; так решил мир, а кто утаивал размеры имущества, с того брали силой.
Многие жители города жертвовали все, что имели.
Главным военачальником было решено пригласить князя
Дмитрия Пожарского, лечившегося от ран в своей суздальской вотчине. К нему
приехали архимандрит Печерский Феодосий, дворянин Ждан Болтин и с ними
несколько посадских. Они просили князя от всего Нижнего Новгорода принять
начальство над ополчением и постоять за землю русскую.
Д.Пожарский ответил согласием. К ополчению примкнули посадское население
и крестьянство Поволжья и Севера, городовое дворянство и служилое казачество.
В марте 1612 г. войско было собрано и выступило в поход
для освобождения Москвы. В Ярославле был назначен сбор всех сил. Там же было
сформировано новое правительство: "Совет всей земли" во главе с
Д.Пожарским и
К.Мининым, взявший на себя руководство освободительным движением.
24 июля 1612 г. первые отряды ополченцев подошли к
Москве. Там в это время находились остатки войск первого ополчения во главе с
Д.Трубецким и И.Заруцким. Узнав о приближении войска Минина и Пожарского,
Заруцкий с частью казаков бежал в Коломну. Д.Трубецкой вошел в союзнические
отношения с Д.Пожарским и К.Мининым. Началась решающая битва за Москву. Прежде
чем приступить к штурму Китай-города и Кремля, необходимо было нанести удар по
войскам гетмана Ходкевича,
который шел на выручку полякам, осажденным в Китай-городе. Утром 23
августа Ходкевич выступил из района Новодевичьего монастыря. Польские войска,
превосходившие по своей численности ополченцев, понесли большой урон и были
отброшены на исходные позиции. Новая попытка поляков соединиться с кремлевским
гарнизоном из Замоскворечья оказалась безрезультатной. Войско гетмана понесло
большой урон и отступило в направлении к Можайску. Ополченцы начали осаду
Китай-города и Кремля.
15 сентября Д.Пожарский послал польскому гарнизону
письмо. "Ваш гетман,- писал он,- далеко: он ушел в Смоленск и к вам не
воротится скоро, а вы пропадете с голоду. Королю вашему не до вас теперь: на
ваши границы турок напал, да и в государстве вашем нестроение. Не губите
напрасно душ своих за неправду вашего короля. Сдайтесь! Кто из вас захочет
служить у нас, мы тому жалованье положим по его достоинству,а кто захочет в
свою землю идти, тех отпустим, да еще подмогу дадим".
Поляки отвергли предложение ополченцев, рассчитывая на
помощь Сигизмунда III. Прошел сентябрь, а помощь так и не подошла. Наступил
голод. Как отмечает Н.Костомаров в "Повести об освобождении Москвы от
поляков", осажденные, "переевши всех своих лошадей, стали есть собак,
мышей, крыс; грызли разваренную кожу с сапогов, принялись за человеческие тела.
Кто умирал, на того голодные бросались и пожирали его; кто посильнее, тот
повалит слабого и грызет".
22 октября 1612 г. отряды ополченцев взяли
Китай-город. Поляки перешли в Кремль, который тут же был окружен русскими
войсками. Изнуренный голодом польский гарнизон не мог защищаться, а только просил
пощады. Д.Пожарский дал от себя обещание, что ни один пленник не погибнет от
меча.
24 октября поляки отворили Троицкие ворота на
Неглинную и стали выпускать людей.27 октября был подписан договор о
капитуляции.Москва была освобождена. В воскресенье, 1 ноября состоялось
торжественное вступление войск ополчения в Кремль. Москвичи и жители окрестных
селений с ликованием встречали победителей. К концу 1612 г. окрестности
Москвы были полностью очищены от интервентов.
Поляки еще долго не
оставляли надежд на покорение Москвы. Войс-
ка Сигизмунда вскоре подошли к Волоколамску, однако дальше продвинуться
не смогли и были разгромлены.
Москва после изгнания поляков представляла собой
страшное зрелище. Стены деревянного города были сожжены. Улицы заросли
бурьяном и чертополохом. Кремлевские дворцы были разграблены поляками, все, что
могло гореть - мебель, деревянная отделка, было использовано польским
гарнизоном на топливо. Только через 15 лет после своего освобождения Москва
была в основном восстановлена.
Разрушенная и разоренная захватчиками, Москва
залечивала свои раны и вновь становилась центром политической жизни страны. В
январе 1613 г. был созван Земский собор для решения вопроса о кандидатуре
нового царя. После длительных дебатов выбор пал на Михаила Федоровича
Романова, 16-летнего юношу из старинного боярского рода. Он приходился
двоюродным племянником царю Федору Иоанновичу. Тем самым сохранялся принцип
передачи русского престола по наследству. Важную роль сыграло и то
обстоятельство, что он был сыном патриарха русской православной церкви
Филарета, изгнанного поляками.
Россия начала медленно выходить из социаль