РАБОТА СДЕЛАНА НА ЗАКАЗ
ЛОГВИНОВОЙ Т.Н.
(г.ХАРЬКОВ , УКРАИНА)
logvinova@kharkov.com
План
Введение
3
1. Архонты
и ареопаг
5
2. Реформы
Солона
5
3. Тирания
Писистрата 7
4. Реформы
Клисфена
8
5. Афинское
государство в V—IV вв. до н.э. 9
6. Рабовладельческая
демократия в Афинах в V в. до н.э. 11
Заключение
16
Список использованной литературы
17
Введение
Территорию
Аттики (область Греции, где впоследствии возникло Афинское государство)
населяло в конце II тысячелетия до н.э. четыре племени, каждое из которых имело
свое народное собрание, совет старейшин и выборного вождя — базилевса. Переход
к производящей экономике с индивидуализацией труда привел к разделу общинной
земли на участки с наследственным семейным владением, к развитию имущественной
дифференциации и постепенному выделению родовой верхушки и обнищанию массы
свободных общинников, многие из которых превращались в фетов — батраков или за
долги попадали в рабство. Эти процессы ускорялись благодаря развитию ремесла и
торговли, чему благоприятствовало приморское положение Афин. Богатые семьи
стали и первыми собственниками рабов, в которых обращали военнопленных. К
началу I тысячелетия до н.э. рабовладение было распространенным явлением, хотя
эксплуатация рабского труда еще не стала основой общественного производства.
Рабы были заняты главным образом в домашнем хозяйстве, ремесле, реже на полевых
работах. Наряду с ними трудились и их хозяева, хотя рабы выполняли наиболее
тяжелые работы. Только со временем рабский труд станет преобладать, а рабовладельцы,
прежде всего крупные, перестанут участвовать в производительном труде.
Родоплеменная организация власти начинает приспосабливаться к обеспечению
интересов не только ее членов, но и богатеющей верхушки свободных, к
эксплуатации рабов. В народном собрании возрастает влияние знатных родов, из их
представителей формируется совет старейшин и избираются базилевсы. Первобытное
общество превращается в политическое общество, часто называемое военной демократией.
Но и оно, сохраняя традиции родоплеменной организации власти, не было способно
разрешить или хотя бы умерить развившиеся в обществе антагонизмы — между
складывающимися классами рабов и свободных, между рядовыми общинниками и
родоплеменной верхушкой. Важную роль сыграли и внешние факторы его
существования.
Географические
условия, требовавшие приспособления ведения хозяйства к условиям окружающей
природной среды, истощение локальных природных ресурсов, усилившееся с
переходом к производящей экономике, развитие обмена и связанная с ним интенсификация
межплеменных контактов и, как следствие, ослабление кровнородственных связей
и ассимиляция родов и племен, необходимость урегулирования и устранения
возникающих конфликтов, вышедших за племенные рамки, стали предпосылками для
объединения племен Аттики под единой властью.
Следствием
этого и одновременно важным этапом в длительном процессе образования
государства в Афинах были реформы, связываемые по традиции с именем легендарного
героя Тесея. Приписываемые ему реформы — результат постепенных изменений,
происходивших в течение ряда веков и завершившихся к VIII в. до н.э. Одной из
таких реформ было объединение (синойкизм) племен, населявших Аттику, в единый
афинский народ. В результате синойкизма в Афинах был создан Совет, управлявший
делами всех четырех племен. По старой родоплеменной организации был нанесен
первый удар.
Афинский
полис становится территориальной формой политической организации общества.
Территориальная
организация общества настоятельно требовала единообразного (независимого от
племенных различий) и, следовательно, централизованного управления
общественными делами, гораздо более активного регулирования развивающихся
социальных отношений. Ранее достаточно монолитное родоплеменное общество
оказалось в сложном положении. Еще сохранялись межродовые и межплеменные
распри. Но уже возникали новые острые конфликты в связи с усиливающейся
имущественной дифференциацией в Аттике. Эти конфликты, наиболее отчетливо
Проявившиеся в углубляющихся противоречиях между свободными афинянами и
различными группами неполноправно и зависимого населения (феты, иностранцы,
рабы и т. д.), создавали почву для формирования новых механизмов власти.
Возникла необходимость в политической (государственной) власти, стоящей над
обществом и способной стать, с одной стороны, средством соглашения и примирения,
с другой — силой подчинения и порабощения. Начало этому было положено
закреплением не только социального, но и политического неравенства между
свободными, их разделением (также приписываемым Тесею) на эвпатридов —
благородных, геоморов — земледельцев и демиургов •— ремесленников.
К
эвпатридам, родоплеменной верхушке, перешло исключительное право на занятие
общественных должностей, что вело к дальнейшему отделению публичной власти от
населения. Геоморы и демиурги вместе с торговцами и бедняками, составлявшими
большинство свободных, постепенно отстранялись от непосредственного активного
управления общественными делами. За ними сохранилось лишь право участвовать в
народном собрании, роль которого в это время значительно упала. Вместе с тем
положение мелких землевладельцев становилось все более тяжелым. Они разорялись
и вынуждены были закладывать за долги земли. Наряду с залогом земли возникала и
долговая кабала, по условиям которой неисправный должник мог быть продан в
рабство за границу.10
Архонты и ареопаг
Эвпатриды,
опираясь на свое богатство и исключительное право на занятие общественных
должностей, постепенно ограничивают власть базилев-са, связанную с традициями
родовой демократии. Его функции переходят к новым, выборным из эвпатридов
должностным лицам — архонтам. Поначалу должность архонта была пожизненной,
затем ее ограничили десятилетним сроком. С VII в. до н.э. стали избираться
девять архонтов сроком на один год. Коллегия архонтов не только восприняла военные,
жреческие и судебные функции базилевса, но и со временем взяла в свои руки все
руководство страной.
Тогда
же, в VIII в. до н.э., возник еще один новый орган публичного управления —
ареопаг. Заменив совет старейшин, ареопаг избирал и контролировал архонтов, а
также народное собрание, и осуществлял высшую судебную власть. В состав
ареопага входили все бывшие и действующие архонты, т. е. опять-таки
представители эвпатридов.
Аттическое
общество превращается в политическое общество — общество, находящееся под властью, выделившейся
из него и стоящей над ним. Былому синкретизму /нерасчлененности) общества и
власти приходит конец.
Одновременно
продолжает развиваться и другой процесс, характерный для возникновения
государства, — территориальное деление населения. В VII в. до н.э. страна была
разделена на округа — навкрарии, жители которых, независимо от племенной
принадлежности, были обязаны на свои средства построить и снарядить военный
корабль, а также поставить для него экипаж.
Реформы Солона
К VI
в. до н.э. в Афинах складывается крайне сложная обстановка. Развитие товарно-денежных
отношений привело к дальнейшему социальному расслоению свободного населения. В
среде эвпатридов и геоморов выделяются богатые землевладельцы, некоторая
часть эвпатридов беднеет, а геоморов — превращается в батраков, обрабатывающих
чужую землю, получая за это 1/6 часть урожая, или попадает в долговую кабалу,
теряет свободу и продается в рабство за границу. Растет экономическая роль
богатой торгово-ремесленной верхушки горожан, по-прежнему отстраненной от
власти. Растет и число бедняков-фетов. Все неустойчивее становится положение
средних и мелких землевладельцев и ремесленников. В результате в среде
свободных возникает целый комплекс противоречий — между богатыми и обедневшими
эвпатридами, все еще удерживающими власть, и богачами из землевладельцев,
торговцев и ремесленников, стремящимися к власти и использующими недовольство
бедноты и средних и мелких собственников. Эти противоречия кристаллизовались
как противоречия между богатой родовой аристократией и народом (демосом),
возглавляемым богачами.
Для
смягчения этих противоречий и сплочения всех свободных в единый господствующий
класс требовались глубокие социальные и политические преобразования. Начало им
положил Солон, избранный архонтом в 594 году до н.э. Хотя Солон был эвпатридом,
он разбогател на торговле и пользовался доверием среди широких слоев
населения. Главной Целью реформ Солона было примирение интересов различ-йых
враждующих группировок свободных. Поэтому они носили компромиссный,
половинчатый характер.1
Реформы Солона явились
важным этапом в образовании государства в Афинах, и их результаты можно сравнить
с политической революцией. Прежде всего Солон провел сисахфию — долговую
реформу, которая означала прямое вмешательство в отношения собственности.
Задолженность бедняков была аннулирована. Афиняне, попавшие в рабство за
долги, освобождались, а проданные за долги за границу, — выкупались. Долговое
рабство в Афинах впредь отменялось.
Сисахфия
посягала на интересы родовой знати и была уступкой демосу. В то же время Солон
не выполнил важного требования бедноты — не произвел передела земли, хотя и
установил максимальный размер земельного владения. Но разрешив в интересах
богатых афинян свободную куплю-продажу земли и дробление земельных владений, он
сделал неизбежным дальнейшее обезземеливание бедноты.5
С
именем Солона связана также цензовая реформа, которая была направлена на
уничтожение наследственных привилегий знати, замену привилегий происхождения
привилегиями богатства. Солон закрепил деление граждан на четыре разряда по
имущественному признаку.
Самые
богатые граждане были отнесены к первому разряду, менее богатые — ко второму и
т. д. Каждый разряд имел определенные политические права: общественные
должности могли занимать только граждане- первых трех разрядов, а должность
архонта (и, следовательно, члена ареопага) только граждане первого разряда.
Бедняки, входившие в низший, четвертый разряд, этого права по-прежнему были
лишены. Но они могли участвовать в народном собрании, роль которого
увеличивается. Собрание стало вырабатывать законы, избирать должностных лиц и
принимать от них отчеты.
Одновременно
Солон сделал уступки и бедноте, и эвпатридам, интересы первых получили
отражение в создании нового судебного органа — гелиэи, в которую мог быть
избран любой афинский гражданин независимо от его имущественного положения. В
интересах вторых был учрежден новый орган управления — Совет четырехсот, избиравшийся
из граждан первых трех разрядов по 100 человек от каждого племени, где еще
сохранялись родовые традиции и влияние эвпатридов.
Реформы
нанесли удар по родовой организации власти и привилегиям родоплеменной
аристократии. Они были одным этапом формирования политической организации
дфинах. Но компромиссный характер реформ помешал разрешению острых
противоречий. Реформы вызвали недовольство родовой аристократии и не
удовлетворили полностью демос. Борьба между ними продолжалась и привела через
некоторое время к установлению тирании Писистрата а затем его сыновей (560—527
гг. до н.э.), которые закрепили успехи демоса в борьбе с аристократией и
упрочили политический строй, созданный Солоном.
Тирания Писистрата.
ПИСИСТРАТ (около 600, Афины
весна 527 до н. э., там же), правитель (тиран)
Афин.
Происходил из
аристократической семьи и был связан родственными узами с самыми влиятельными
лицами в государстве (в частности, со знаменитым законодателем Солоном). Он
выдвинулся в ходе очередной войны, которую Афины вели с соседними Мегарами за
остров Саламин (около 570). Ему удалось захватить Нисею гавань мегарцев,
зарекомендовать себя храбрым воином и искусным полководцем. Слава,
приобретенная на поле боя, помогла Писистрату стать популярным среди народа
политиком.
Тогда в Афинском государстве
боролись за власть две главные «партии», связанные с населением различных
районов Аттики. Обитателей
побережья возглавлял Мегакл из рода Алкмеонидов,
равнинных жителей Ликург,
сын Аристолаида. Писистрат встал во главе третьей «партии» «горцев» (обитателей
внутренних гористых местностей).
Разыграв покушение на свою
жизнь, он вскоре добился от народного собрания предоставления ему специальной
личной охраны, вооруженной дубинами. С помощью этих дубинщиков захватил Акрополь и подчинил себе
Афины (560).11
В 555 был изгнан противниками
из города, но спустя шесть лет с «помощью» самой богини Афины (ее роль в
разыгранном Писистратом спектакле сыграла некая Фтия) с триумфом вернулся в
Афины.
Еще через семь лет новое
обострение внутриполитической борьбы вторично приводит к его изгнанию (542).
Лишь после десяти лет вынужденного отсутствия Писистрат окончательно установил
свое господство в Афинах (532). Он дожил до старости и, умирая, передал власть
своим сыновьям.
Афинское государство в
правление Писистрата переживало экономический и культурный расцвет. Формально
по-прежнему продолжало действовать в полном объеме законодательство Солона, и
сам тиран старательно демонстрировал приверженность этим государственным
установлениям. Его собственные нововведения были направлены прежде всего на
поддержку беднейшего крестьянства и другого малоимущего люда, составлявших
большинство афинских граждан.
При Писистрате широко
практиковалось льготное кредитование земледельцев, крестьяне смогли получать
тягловых животных, сельскохозяйственный инвентарь, семенной материал. В
качестве налога они уплачивали десятину от полученного к концу года дохода. В
особых случаях на самых неплодородных земельных участках государственный оброк
мог быть полностью снят.
Чтобы крестьянин как можно
меньше отвлекался от работ на земле, были введены разъездные суды, разбиравшие
мелкие тяжбы на месте. Писистрат сам часто ездил по всей Аттике, лично
способствуя соблюдению правопорядка и своевременному улаживанию имущественных
споров. Те, кто получил увечья на войне, стали получать содержание от
государства.
В Афинах Писистрат развернул
широкомасштабную строительную деятельность. Акрополь украсился великолепными
храмами, был реконструирован городской рынок агора, устроена система централизованного
водоснабжения, продолжилось оборудование гавани в Пирее, торжественно
справлялись общегосударственные религиозные празднества, сопровождавшиеся
пышными шествиями и театральными представлениями. По распоряжению Писистрата
были записаны и отредактированы гомеровские поэмы.
Важное значение придавал
Писистрат расширению внешних экономических связей. Разработка Пангейских
рудников (на северном побережье Эгейского моря) обеспечила поступление в Афины
драгоценных металлов, а установление контроля над Геллеспонтом (ныне
Дарданеллы) позволило наладить крайне выгодную торговлю с Причерноморьем. Тем
самым были заложены прочные основы будущего могущества Афинского государства.
Реформы Клисфена
Однако
эти мероприятия требовали все возрастающих денежных средств, пополнение которых
возлагалось на богатых афинян, что в
конце концов вызвало их недовольство. При поддержке Спарты, опасавшейся
усиления Афин, тирания была свергнута. Предпринятая вслед за этим попытка
аристократии захватить власть закончилась неудачей. Опираясь на бедноту,
богатая торгово-ремесленная верхушка афинских рабовладельцев, возглавленная
Клисфеном, изгнала спартиатов и закрепила свою победу новыми Реформами. Реформы
Клисфена, проведенные в 509 году До н.э., ликвидировали в Афинах последние
остатки родового строя. Они уничтожили старое деление населения на четыре
племени.
Аттика была разделена на
10 территориальных фил, Каждая из которых включала три находящиеся в разных
Местах территории (триттии) — городскую, прибрежную и земледельческую. Они
делились в свою очередь на демы, такая структура фил подрывала политические
позиции Хмельной аристократии, так как на первых двух территориях преобладали
торгово-ремесленные слои рабовладельцев. Крестьянство было освобождено от
влияния древних родовых традиций, на которых основывался авторитет знати,
доступ к участию в политической позиции получили к те, кто не входил в местную
племенную организацию. На смену кровнородственному пришел территориальный принцип
деления населения.
Клисфен
упразднил Совет четырехсот и на основе вновь созданной территориальной
организации населения учредил Совет пятисот, формировавшийся из представителей
10 фил по 50 человек от каждой. Совет руководил политической жизнью Афин в
период между созывами народного собрания и осуществлял исполнение его решений.
Был создан еще один орган — коллегия десяти стратегов, которая также
комплектовалась с учетом территориальной организации населения: по одному
представителю от каждой филы. Первоначально стратеги имели лишь военные функции,
но позднее они оттеснили на второй план архонтов и стали высшими должностными
лицами Афинского государства.
С
целью предотвратить попытки аристократии реставрировать старые порядки при
Клисфене в практику народных собраний была введена особая процедура, получившая
название остракизма. Ежегодно созывалось народное собрание, определявшее
голосованием, нет ли среди сограждан таких лиц, которые являются опасными для
государства. Если такие лица назывались, собрание созывалось вторично, и
каждый его участник писал на остраконе (глиняном черепке) имя того, кто, по его
мнению, был опасен. Осужденный большинством голосов удалялся за пределы
Аттики сроком на 10 лет. Остракизм, направленный вначале против родовой
аристократии, использовался впоследствии в политической борьбе между
различными группировками, существовавшими в афинском обществе.
Реформы
Клисфена завершили длительный процесс становления государства в Древних Афинах.
Зарождающаяся
после Тесея дифференциация властных функций приводит к организации органов их
осуществления. В результате постепенно возникает специальный и постоянно
действующий аппарат осуществления политической власти. Параллельно идет процесс
приобретения этим аппаратом монополии на власть над обществом. Монополизация
права на осуществление властных функций становится легитимным правом на
использование принуждения-
Политическая
власть начинает осуществляться в форме государственной власти, становится
государственной властью аппарат ее
осуществления — государственным аппаратом.
Так,
вслед за растянувшейся на века революцией в экономических отношениях
происходила социальная революция, а затем и революция политическая,
завершившаяся возникновением государства. Все они не были единовременными
актами. Возникновение государства в Афинах сопровождалось ожесточенной борьбой
между родовой аристократией и демосом, завершившейся победой демоса. В
результате этой победы в Афинах возникло рабовладельческое государство в форме
демократической республики.
Афинское государство в V—IV вв. до н.э.
В
первую половину V в. до н.э. Афины превращаются в одно из ведущих государств
греческого мира. Этому способствовали победа греческих государств в
греко-персидских войнах, интенсивное экономическое развитие Афин и укрепление
в них демократического строя. Образованный в ходе греко-персидских войн союз
греческих государств был первоначально возглавлен Спартой. К 70-м годам, когда
военные действия были перенесены на море, руководство союзом перешло к Афинам.
В 478 году до н.э. был образован Делосский морской союз (симмахия),
возглавляемый Афинами. В союз входило 140—160 греческих государств, снаряжавших
военные корабли и делавших взносы (форос) в союзную казну. Командование флотом
было поручено Афинам.
Со
временем постройка флота перешла к Афинам, туда же была переведена с Делоса
казна союза, а форос превратился в налог, собираемый с союзников и
находившийся в бесконтрольном распоряжении Афин. Недовольство союзников
подавлялось силой, на их территории стали создаваться афинские поселения (клерухии),
превратившиеся практически в военные гарнизоны, во многие союзные государства
направлялись афинские должностные лица, к финским судам перешло рассмотрение
некоторых дел граждан союзных государств, а Совет пятисот стал решать •Цела
союза.
Гегемония
Афин в союзе превратила его в могущественную Афинскую архэ — державу,
беспощадно эксплуатировавшую союзников, обогащавшуюся за их счет и силой
удерживавшую их в союзе.
Изменение
внешнеполитического положения Афин, их обогащение повлекли за собой изменения в
социально-политических отношениях. Эфиальт почти полностью лишило ареопаг
политической власти, передав его основные функции народному собранию, Совету
пятисот и гелиэе. За ареопагом сохранились лишь некоторые судебные и религиозные
функции.
С именем
Перикла связан расцвет афинской демократии. При нем потеряла значение цензовая
реформа Солона, поскольку возможность замещения государственных должностей
была признана за всеми полноправными гражданами. Для приобщения к активной
политической жизни малоимущих граждан вводилось вознаграждение за исполнение
государственных должностей.
Отходит
в прошлое патриархальное рабство. На смену ему идет классическое, античное
рабовладение. Рабы, которые начинают рассматриваться как простые орудия труда,
превращаются постепенно в основную производительную силу. 'Государственные
рабы эксплуатируются преимущественно в рудниках и каменоломнях, частные рабы —
на полях и в ремесленных мастерских или сдаются внаем. Численность рабов
значительно возросла и примерно в четыре раза превышала число свободных
афинян. Противоречие между бесправными рабами и рабовладельцами превратилось
в основное антагонистическое противоречие афинского общества. Обострились и
противоречия между афинскими гражданами и метеками (поселившимися в Афинах
иностранцами), число которых росло и достигло половины численности афинян.
Метеки, занимавшиеся торговлей и ремеслом, были существенно ограничены в имущественных
правах, полностью лишены права участвовать в политической жизни.9
Афинская
демократия вступила в период своего расцвета. Важную роль в этом сыграли
проведенные в середине V в. до н.э. реформы Эфиальта и Перикла.
Но и
после этих реформ существенную роль в истории Афин играли нараставшие
противоречия между различными социальными группами свободных афинян. Все более
углублявшаяся имущественная дифференциация разделила свободных граждан на две
неравные и фактически неравноправные группы — небольшую группу богатых рабовладельцев
(землевладельцы, торговцы, судовладельцы, ростовщики, хозяева ремесленных
мастерских) и основную массу свободной бедноты (земледельцы, ремесленники,
моряки) и лишенных собственных средств существования люмпенов, живших за счет
подачек государства и богачей.
Афинская
демократия в период своего расцвета превратилась в политическую форму
совместного господства свободных (рабовладельцев, бедноты, люмпенов) над
рабами. Вместе с тем она была и формой господства рабовладельцев над неимущими
согражданами. Она стала и формой, в которой развивались противоречия между
свободными — рабовладельцами, с одной стороны, и мелкими производителями и
люмпенами — с другой. Эти характерные черты афинской демократии отразились на
ее государственном строе.
Рабовладельческая демократия в Афинах в V в. до
н.э.
По
своей сущности Афинское государство являлось политической организацией
свободных граждан, обеспечивающей защиту их интересов и повиновение огромной
массы рабов. По форме правления оно представляло собой демократическую
республику, в которой афинские граждане пользовались равными правами и могли
принимать активное участие в политической жизни. Она окончательно сложилась в
V в. до н.э. и просуществовала (с некоторыми перерывами) до тридцатых
годов IV в. до н.э.
Основными
органами Афинского государства являлись: народное собрание, Совет пятисот,
гелиэя. Они направляли и контролировали деятельность должностных лиц.
Народное
собрание — верховный орган власти Афин. Оно собиралось сначала десять, а
позднее сорок раз в год. При особых обстоятельствах (неожиданное нападение врага,
стихийное бедствие) могло быть созвано чрезвычайное "собрание ужаса и
смятения". Компетенция народного собрания была обширной: оно принимало
законы, издавало постановления по частным вопросам (псефизмы), избирало
должностных лиц и производило проверку их деятельности, решало вопросы войны и
мира, обсуждало продовольственное положение страны и т. д. Специальные собрания
посвящались рассмотрению просьб граждан и решению вопроса об изгнании отдельных
лиц в порядке остракизма из пределов государства.
В работе народного
собрания могли участвовать только полноправные афинские граждане, достигшие
20-летнего возраста. Женщины и метеки в народное собрание не допускались. Как
правило, редко участвовали в его деятельности крестьяне, занятые в своих
хозяйствах, хотя начиная с IV в. до н.э., за посещение собрания полагалось,
вознаграждение. Для решения даже самых важных вопросов требовалось присутствие
всего 6000 человек, то есть примерно 1/5 всех полноправных афинян.
Повестка
дня каждого собрания определялась заранее Одно из собраний каждого месяца
считалось главным. Оно проверяло
деятельность должностных лиц, обсуждало продовольственное положение и др.
Главное собрание шестого месяца, кроме того, решало вопрос об остракизме,
обвинениях должностных лиц. На трех других собраниях месяца рассматривались
жалобы граждан, религиозные, административные и другие вопросы. Выступать в
народном собрании и вносить проекты новых законов формально мог каждый
участник. Практически же с речами выступали главным образом профессиональные
ораторы — демагоги защищавшие интересы отдельных групп свободных. Законопроекты
предварительно вывешивались для всеобщего обозрения и поступали на обсуждение
народного собрания после их рассмотрения в Совете пятисот, который по каждому
законопроекту давал заключение. Голосование по законопроекту производилось
поднятием руки.
Важным
средством, использовавшимся в целях обеспечения стабильности законодательства,
было право любого участника собрания, сославшись на незаконность предложенного
законопроекта, потребовать снятия его с обсуждения или голосования под угрозой
привлечения автора к суду. Кроме того, председатель
народного собрания мог не ставить на голосование те
предложения, которые, с его . точки зрения, являлись незаконными.
Принятый
народным собранием законопроект становится законом только в том случае, если он
не отвергался затем гелиэей.
В
Совет пятисот (буле) входило по 50 человек от каждой из десяти территориальных
фил. Члены совета (булевты) избирались по жребию на один год из граждан
достигших 30 лет. К компетенции Совета относились вопросы управления:
осуществление дипломатических сношений с другими государствами, управление
финансами. надзор за арсеналами, доками, флотом, регулирование торговли,
контроль за должностными лицами. Последние
имели право выступать в Совете и вносить на его рассмотрение свои
предложения. Важнейшей функцией Совета было предварительное обсуждение вопросов,
поступивших на рассмотрение народного собрания, что позволяло Совету направлять
деятельность последнего.
Для ведения текущих дел Совет был разделен на 10
комиссий (пританий), состоящих из 50 представителей одной филы. Комиссии по
очереди выполняли обязанности Совета, ежедневно избирая по жребию нового
председателя Совета, который во время работы народного собрания являлся и его
председателем. В IV в. до н.э. этот порядок был изменен: председатель стал
избираться перед каждым заседанием Совета (собрания). По окончании срока службы
каждый член Совета пятисот отчитывался в своей деятельности и мог быть
привлечен к ответственности.
Гелиэя
была высшим судебным органом государства и состояла из 5000 судей и 1000
запасных: по 600 человек от каждой из 10 территориальных фил. Члены гелиэи
избирались по жребию на один год из граждан, достигших 30 лет. В составе
гелиэи функционировали 10 коллегий, в каждой из которых было по 500 судей и 100
запасных. В целях предотвращения возможных злоупотреблений коллегиям было
неизвестно, когда их призовут к исполнению обязанностей. Это решалось
жеребьевкой в день суда.
Гелиэя
была судом первой инстанции по делам о государственных преступлениях и о
злоупотреблениях должностных лиц и апелляционной инстанцией по делам, рассмотренным
другими судами. Она также осуществляла некоторые контрольные функции и
обладала важным правом отвергать законопроекты, принятые народным собранием.
Таким
образом, законодательный процесс Древних Афин имел следующие стадии:
а)
внесение законопроекта в народное собрание в порядке законодательной
инициативы, которой обладал каждый полноправный афинский гражданин;
б)
предварительное рассмотрение законопроекта Сортом пятисот и дача по нему
заключения для народного собрания;
в)
принятие законопроекта народным собранием;
г) принятый законопроект
мог быть отвергнут гелиэей. Важную роль в управлении Афинским государством
играли должностные лица. Основные принципы замещения должностей — выборность,
срочность, возмездность, подотчетность и коллегиальность.
Выборы
должностных лиц .осуществлялись ежегодно или открытым голосованием в народном
собрании, или по жребию. Перед вступлением в должность все избранные
подвергались особой проверке — докимасии, во время которой выяснялись их право
на занятие должности, политическая благонадежность и необходимые личные
качества Нельзя было занимать должность (кроме военных) дважды или две
должности одновременно. Исполнение должностей оплачивалось (исключение
составляли только стратеги). После истечения срока должностные лица
представляли отчеты о своей деятельности Совету пятисот и гелиэе. В период
расцвета Афинского государства подавляющее большинство должностей было
коллегиальным.
Главными
должностными лицами в Афинах были стратеги и архонты.
Коллегия
стратегов состояла из десяти членов, избираемых народным собранием из числа
женатых и имевших недвижимость граждан. Стратеги к V в. до н.э. получили важные
полномочия. Они стали распоряжаться средствами, отпущенными на содержание
армии и флота, организовывать сбор чрезвычайных военных налогов, руководить
доставкой продовольствия в Афины (в мирное время граждане не платили
постоянных налогов, последние собирались только с метеков). К ним перешли и
некоторые полномочия в области дипломатических сношений: они принимали
капитуляцию противника, заключали перемирие. Кроме того, они вели следствие и
председательствовали в судах по делам о воинских преступлениях. Наконец,
стратеги имели право требовать созыва внеочередных заседаний Совета пятисот или
народного собрания и принятия неотложных мер. Иногда из стратегов выделялся
автократор, командовавший армией, а в чрезвычайных обстоятельствах получавший
всю власть в государстве.
С
ростом полномочий стратегов падало политическое значение архонтов. После реформ
Солона девять архонтов стали избираться жребием из кандидатов, предложенных
территориальными филами. Единой коллегией они действовали редко — при решении
народным собранием вопроса об остракизме и при проверке должностных лиц. Первым
архонтом считался архонт-эпоним, за
которым с расцветом Дэинской демократии сохранились лишь судебные функции по
семейным делам и делам о наследстве. Вторым архонтом был архонт-базилевс. Он
ведал вопросами религиозного культа и рассматривал в суде дела об уголовных
преступлениях. Далее шел архонт-полемарх, утративший имевшиеся у него ранее
функции военного командования и занимавшийся в основном делами, связанными с
метеками и другими иностранцами (ксенами). Остальные шесть архонтов-фесмофетов
руководили отправлением правосудия в афинских судах.
Специальные
должностные лица (всего в Афинах их было около 700) управляли государственным
имуществом, ведали государственной казной, наблюдали за порядком на улицах и
нравственностью граждан, за торговлей на рынке, воспитывали и обучали
молодежь, проходившую военную подготовку и т. д. Свои должностные лица были в
филах и демах.
Суд.
Высшим судебным органом Афин, как отмечалось, была гелиэя. Некоторые судебные
функции сохранил ареопаг. Под председательством архонта-базилевса он рассматривал
дела об умышленном убийстве. По поручению народного собрания ареопаг мог
проводить расследование дел о государственных преступлениях. Дела о
неумышленных убийствах рассматривались судом эфетов. Разбой, кража и другие
имущественные преступления — коллегией одиннадцати. Гражданско-правовые споры об
имуществе подлежали ведению третейского суда диэтетов и (по мелким делам)
коллегии сорока. Со времени Перикла были созданы суды по демам. Иногда, когда
речь шла об особо тяжком преступлении, в качестве суда выступало само народное
собрание.
Афинская
армия формировалась на основе всеобщего ополчения свободных граждан в возрасте
от 18 до 50 лет. Подлежащие мобилизации возрасты определялись народным
собранием. Во время войны каждая фила должна была выдвинуть отряд
тяжеловооруженных воинов (гоплитов), ряд
легковооруженных и определенное число всадников, Зажавшихся, впрочем, в
пешем строю. В мирное время не афинские граждане от 18 до 20 лет обязаны были
пройти генное обучение. Их нередко привлекали к несению патрульной службы на
границах. Со второй половины V в. до н'3- Для охраны
государственных границ стали привлекать постоянные наемные войска. Со времени
Пелопоннесской войны они стали использоваться и в военных действиях. R IV в. до н.э. в армии и на флоте
появились наемники. Полицейские функции осуществляли рабы — токсоты (около 200
человек). Возложение полицейских функций на рабов говорило об остроте
противоречий между враждующими группировками господствующего класса, не
доверявшими друг другу. Немаловажную роль играло и то, что выполнение
полицейских функций представлялось свободному афинянину неправомерным по
отношению к согражданам.
Заключение
Формальное
равноправие афинских граждан сочеталось с их имущественным неравенством,
которое резко возросло к концу V в. до н.э. Наряду с процветанием небольшой
группы крупных (по масштабам Афин) землевладельцев и торгово-ремесленных
богачей значительно ухудшилось положение основной массы граждан — мелких
земледельцев, ремесленников и люмпенов. Выросли противоречия и между афинянами
и ограниченными в правах метеками. Все это привело афинскую демократию к
острому кризису.
Кризисная
ситуация резко обострилась в результате начавшейся в 431 году до н.э.
Пелопоннесской войны между Афинами и фактически подвластными им государствами Афинского
морского союза, с одной стороны, и Спартой, стоявшей во главе Пелопоннесского
союза. Поражение в войне, приведшее к большим материальным и людским потерям,
распаду морского союза и, следовательно, к утрате возможности пользоваться
ресурсами входивших в него государств, имело своим следствием олигархический
переворот крупных рабовладельцев, тяготившихся демократическими порядками и
особенно возлагавшимися на них финансовыми обязанностями по отношению к бедноте
и государству. Правда, вскоре демократия была восстановлена, но после
капитуляции Афин в войне в 404 году до н.э. последовал новый олигархический
переворот. Его успех также оказался недолговременным. Демократический строй был
восстановлен, но от былого величия Афин не осталось и следа. Страна была
разорена, государственная казна опустела, торговля пришла в упадок, морская
гегемония ушла в прошлое. Крестьяне разорялись, продавали свою землю и
пополняли ряды городской бедноты, не получавшей достаточной помощи от
государственной казны. Недовольство охватило и богатых рабовладельцев,
вынужденных теперь только из своих средств поддерживать свободную бедноту —
единственного; союзника перед лицом угнетаемых рабов.7
Раздираемая
внутренними противоречиями, ослабленная всеобщим недовольством, афинская
демократия оказалась бессильной оказать сопротивление возвысившейся к IV в. до
н.э. Македонии. В 338 году до н.э. фаланги Филиппа Македонского разгромили
греческие войска, а в 336 году до н.э. Афины вместе со всей Грецией были
включены его сыном Александром в состав Македонской монархии, а затем одного
из государств, образовавшихся после ее распада. Во II в. до н.э. после
вторжения римских легионов Афины, как и вся Греция, превратились в одну из
провинций римской державы.
Список
использованной литературы :
1.
Плутарх.
Сравнительные жизнеописания. Т. 1. Биография Солона.М.,1961.
2.
Знаменитые
греки. Л., 1961.
3.
История
Древней Греции. М., 1972.
4.
Геродот.
История. Л., 1972.
5.
Диоген
Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979.
Биография Солона.
6.
Аристотель.
Политика. Сочинения. М., 1984. Т. 4.
7.
Аристотель.
Афинская политика. М., 1996.
8.
Плутарх.
Сравнительные жизнеописания. М., 1961. Т. 1. (биография Солона).
9.
Геродот.
История. Л., 1972; Аристотель. Афинская полития (Античная демократия в
свидетельствах современников). М., 1996.
10. Колобова К. М.
Возникновение и развитие Афинского государства . Л., 1988.
11. Фролов Э. Д. Греческие
тираны. Л., 1972.
12.
Плутарх.
Сравнительные жизнеописания. М., 1961. Т. 1.
10 Колобова К. М. Возникновение и развитие
Афинского государства . Л., 1988.
1 Плутарх. Сравнительные
жизнеописания. Т. 1. Биография Солона.М.,1961.
5 Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и
изречениях знаменитых философов. М., 1979. Биография Солона.
11 Фролов Э. Д. Греческие тираны. Л., 1972.
9 Геродот. История. Л., 1972; Аристотель.
Афинская полития (Античная демократия в свидетельствах современников). М., 1996.
7 Аристотель. Афинская
политика. М., 1996.