Жизнь и учение Карла Маркса
Дата добавления: ноябрь 2006г.
Министерство образования РФ Управление образования г. Орска Оренбургской области Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 25 г. Орска» Реферат на тему: Жизнь и учение Карла Маркса Ученика 11 «А» класса Мартенса Андрея Орск 2006 СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие........................................................................................................................................................................................... 3 Часть первая: Биография.........................................................................................................................................................4 Часть вторая: Идеология марксизма......................................................................................................................... 14
ПРЕДИСЛОВИЕ – Какой в этом смысл? – спросил Кролик. – Ну, – сказал Пух, – мы всё время ищем Дом и не находим его. Вот я и думаю, что если мы будем искать эту Яму, то мы её обязательно не найдем, потому что тогда мы, может быть, найдем то, чего мы как будто не ищем, а оно может оказаться тем, что мы на самом деле ищем. А. А. Милн. Винни-пух и все-все-все, гл. 15. "Философия есть отыскание сомнительных доказательств того, во что веришь инстинктивно". О. Хаксли
При изучении курса обществознания мне пришлось решать творческую задачу. Надо было подготовить доклад о жизни и учении выдающегося немецкого экономиста и политического деятеля – Карла Маркса. Этот доклад должен был быть ёмким и, в то же время, кратким (минут на десять), а главное, доступным для понимания современных школьников. Работа оказалась не простой, но интересной. Как обычно, я начал искать литературу, которая могла бы мне помочь. Скоро на моем письменном столе лежала гора книг и компьютерных распечаток о великом мыслителе и ученом. Просмотрев собранный материал, внимательно прочитав заинтересовавшие меня страницы, я интуитивно понял, что удивило и увлекло меня, о чём захотелось рассказать. Так появился этот реферат, состоящий из двух частей. Первая часть его рассказывает о насыщенной, трудной и интересной жизни Маркса. Во второй части кратко излагается идеология марксизма, которая представляет собой колоссальную по уровню своего идеологического и политического влияния систему научных знаний о человеке, обществе, государстве. Именно она еще так недавно играла огромную роль в жизни нашей страны, являлась идеалом мировоззрения для миллионов людей. И на сегодняшний день, несмотря на утрату былой популярности, она продолжает впечатлять глубиной умозаключений, неординарностью своей логики. Обе части реферата, мне хочется на это надеяться, передают сложившееся у меня представление об удивительной судьбе четырёх людей, навечно вошедших в историю человеческой цивилизации благодаря их взаимной дружбе и любви, талантам и целеустремлённости. Я говорю о Карле Марксе и составивших его семью, её старшее поколение, близких людях: о Женни фон Вестфален, Фридрихе Энгельсе, Елене Демут.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: БИОГРАФИЯ Официальная биография (источник № 1)
МАРКС (Marx) Карл (1818-83), мыслитель и общественный деятель, основоположник марксизма. Родился в г. Трир (Германия) в семье адвоката. В 1835-41 учился на юридическом факультете Боннского, затем Берлинского университета. С 1842 редактор демократической «Рейнской газеты». В 1843 переехал в Париж, где познакомился с представителями социалистического и демократического движения. В 1844 началась дружба Маркса с Ф. Энгельсом. В 1845 Маркс переехал в Брюссель. В период революционных событий в Европе 1848-49 активно участвовал в работе международной организации «Союз коммунистов» и вместе с Энгельсом написал ее программу «Манифест Коммунистической партии» (1848). В июне 1848 – мае 1849 Маркс и Энгельс издавали в Кельне «Новую Рейнскую газету» (Маркс – главный редактор). После поражения революции Маркс выехал в Париж, а в августе 1849 переехал в Лондон, где прожил до конца жизни. Теоретическую и общественную деятельность продолжал благодаря материальной помощи Энгельса. Маркс был организатором и лидером 1-го Интернационала (1864-76). В 1867 вышел главный труд Маркса «Капитал» (т. 1); работу над следующими томами Маркс не завершил, их подготовил к изданию Энгельс (т. 2, 1885; т. 3, 1894). В последние годы жизни Маркс активно участвовал в формировании пролетарских партий. В середине 40-х гг. произошел переход Маркса от идеализма и революционного демократизма к материализму и коммунизму. Маркс разработал принципы материалистического понимания истории (исторический материализм), теорию прибавочной стоимости, исследовал развитие капитализма и выдвинул положение о неизбежности его гибели и перехода к коммунизму в результате пролетарской революции. Идеи Маркса оказали значительное влияние на социальную мысль и историю общества в конце 19-20 в. Основные труды: «Экономическо-философские рукописи» (1844); «К критике гегелевской философии права» (1844); «Святое семейство» (1845), «Немецкая идеология» (1845-46), обе совместно с Ф. Энгельсом; «Нищета философии» (1847); «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г. » (1850); «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» (1852); «Гражданская война во Франции» (1871); «Критика Готской программы» (1875). Маркс был организатором и вождем основанного 28 сентября 1864 в Лондоне 1-го Интернационала. Маркс стремился объединить рабочее движение разных стран, вел решительную борьбу против прудонистов, лассальянцев, бакунистов. В 1867 был опубликован 1-й том «Капитала» основного труда Маркса, в котором дан анализ развития капитализма и его исторических пределов. Работу над 2-м и 3-м томами «Капитала» Маркс не закончил. Их подготовил к изданию Энгельс. В написанной в 1875 «Критике Готской программы» Маркс подверг критике ошибки руководителей германской социал-демократии, разработал вопрос о двух фазах коммунизма. После роспуска 1-го Интернационала (1876) Маркс выдвинул в качестве основной политической задачи создание пролетарских партий в отдельных странах. Продолжателем дела Маркса и Энгельса явился В. И. Ленин, развивший марксистское учение в новых исторических условиях.
Официальная биография (источник № 2)
Маркс, Карл Генрих (Marx, Karl Heinrich) (1818 - 1883). Биография. Немецкий экономист и политический деятель. Основатель теории научного социализма, основоположник марксизма. Карл Маркс родился 5 мая 1818 в городе Трир, в семье еврея Генриха Маркса, принявшего протестантизм, – советника юстиции, занимавшего должность адвоката при высшем апелляционном суде в Трире. Отец Карла Маркса родился в апреле 1777 в Саарлуи (умер 10 мая 1838 в Трире) в семье раввина. Протестантизм принял для устранения препятствий в юридической деятельности. Являлся старшиной корпорации адвокатов Трира и как юрист пользовался большим авторитетом. Осенью 1835 Карл Маркс поступил в Боннский университет, в октябре 1836 перевелся в Берлинский университет, где изучал право, историю, философию, теорию искусства. С 1837 Маркс стал приверженцем философии Гегеля и сблизился с младогегельянцами. В апреле 1841 Карлу Марксу была присвоена степень доктора философии; тема диссертации - "Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура". С мая 1842 публиковался в "Рейнской газете" (Rheinische Zeitung), издававшейся в Кельне оппозиционными кругами прусской буржуазии, а с 15 октября стал одним из редакторов газеты. 1 апреля 1843, согласно указу, газета была закрыта. 19 июня 1843 Карл Маркс женился на Женни фон Вестфален – дочери советника Людвига фон Вестфален, дружившего с отцом Карла. С мая по октябрь 1843 Маркс провел в Крейцнахе, а в октябре переехал в Париж, где намеревался издавать общественно-политический журнал. Единственный номер журнала "Немецко-французскuй ежегодник" (Deutsch-Franzosische Jahrbucher), ознаменовавший собой окончательный переход Маркса от идеализма к материализму и от революционного демократизма к коммунизму, вышел в феврале 1844. Маркс занялся изучением политической экономии и Великой французской революции. Печатался на страницах немецкой эмигрантской газеты "Форвертс! " (Vorwarts! ); в издательстве газеты в конце августа 1844 состоялось очное знакомство К. Маркса с Ф. Энгельсом. В феврале 1845 была опубликована первая совместная работа К. Маркса и Ф. Энгельса - "Святое семейство, или Критика критической критики". В январе 1845, по требованию прусского правительства, французские власти распорядились о высылке редакторов и сотрудников "Форвертс! ". 3 февраля 1845 Маркс выехал в Брюссель, а в апреле туда же приехал Энгельс. В начале 1846 Маркс создал Брюссельский Коммунистический корреспондентский комитет. В начале 1847 руководители "Союза справедливых" обратились к Марксу и Энгельсу с предложением о реорганизации союза. В июне 1847 в Лондоне при участии Энгельса состоялся 1-й конгресс, положивший начало Союзу коммунистов. Карл Маркс возглавил Брюссельский окружной комитет Союза, а для открытой пропаганды коммунистических идей основал легальное Немецкое рабочее общество. В конце ноября - начале декабря 1847 на 2-м конгрессе Союза коммунистов в Лондоне Марксу и Энгельсу было поручено составить программу союза. В феврале 1848 "Манифест Коммунистической партии", написанный Марксом и Энгельсом, вышел из печати. 4 марта 1848 Маркс был выслан из Бельгии и вновь переехал в Париж, где сформировал новый ЦК Союза коммунистов и основал клуб немецких рабочих с целью возвращения немецких эмигрантов на родину. В начале апреля выехал в Германию и 11 мая прибыл в Кельн, где с 1 июня 1848 по 19 мая 1849 являлся редактором ежедневной "Новой Рейнской газеты", входил в руководство кельнского Демократического общества, в Рейнский окружной комитет демократов, с октября 1848 по февраль 1849 был председателем Кельнского рабочего союза. За это время Маркс дважды привлекался к суду присяжных и оба раза был оправдан. В мае 1849 прусское правительство добилось прекращения выпуска "Новой Рейнской газеты", а Карл Маркс, во время своего пребывания в Брюсселе вышедший из прусского подданства, подвергся высылке из Германии. В начале июня он переехал в Париж, а 24 августа 1849 - в Лондон, где занялся реорганизацией Союза коммунистов, воссоздал ЦК. В 1850 Маркс и Энгельс начали издавать журнал "Новая Рейнская газета. Политико-экономическое обозрение" (Neue Rheinische Zeitung. Politisch-Okonomische Revue). Осенью 1850 разногласия с фракцией Виллиха - Шаппера привели к расколу Союза коммунистов и 17 ноября 1852, по инициативе К. Маркса Союз был фактически распущен. 28 сентября 1864 Маркс был участником учредительного собрания Международного товарищества рабочих (1-го Интернационала), фактически возглавив его руководящий орган. В Генеральном совете бессменно занимал пост секретаря-корреспондента для Германии, в 1870 по просьбе образовавшейся в Женеве Русской секции стал секретарем-корреспондентом Генерального совета для России. В конце 1873 деятельность Интернационала фактически прекратилась (официально был распущен в 1876). Находясь в Лондоне, Маркс сотрудничал с рядом пролетарских и буржуазных газет: "Пиплс пейпер" (People’s Paper), "Реформ" (Reform; эмигрантская газета в США), "Нью-Йорк дейли трибюн" (New York Daily Tribune; был корреспондентом с августа 1851 по март 1862), "Пресса" (Presse; венская либеральная газета). В сентябре 1867 был издан 1-й том "Капитала". Параллельно с работой над 2-м и 3-м томами "Капитала" К. Маркс работал над переводами первого тома на другие языки: Г. А. Лопатину и Н. Ф. Даниельсону Маркс помог подготовить русское издание, вышедшее в 1872 (русский язык он изучил в 1869). Значительное внимание он уделял всемирной истории, химии, агрохимии, геологии, биологии. С начала 80-х годов здоровье Маркса ухудшилось. В декабре 1881 умерла его жена, а в январе 1883 - старшая дочь Женни. В январе 1883 Карл Маркс заболел бронхитом, который повлек за собой ряд осложнений и 14 марта 1883 он скончался. Похоронен был 17 марта 1883 на Хайгетском кладбище в Лондоне. Из семи детей Карла Маркса выжило лишь трое дочерей - Женни, Лаура и Элеонора. Элеонора - младшая дочь К. Маркса, родившаяся 16 января 1855 в Лондоне (умерла 31 марта 1898 в Лондоне), пошла по стопам отца, став одним из деятелей английского и международного рабочего движения. В 1884 вышла замуж за Э. Эвелинга (Aveling). Была в числе основателей Социалистической лиги (основана в 1884) и Независимой рабочей партии (основана в 1893). От нищеты семью Маркса спасала помощь Энгельса, работавшего в конторе текстильной фирмы в Манчестере. Среди работ Карла Маркса - статьи, памфлеты, международные обзоры, рецензии, книги: "Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура" (1841), "Заметки о новейшей прусской цензурной инструкции" (февраль 1842; критика прусской правительственной системы и полицейских мер против оппозиционной печати), "Дебаты шестого рейнского ландтага", "Оправдание мозельского корреспондента", "Коммунизм и аугсбургская "Allgemeine Zeitung", "К еврейскому вопросу" (февраль 1844), "К критике гегелевской философии права. Введение" (февраль 1844), "Экономическо-философские рукописи" (1844; критика классиков английской политической экономии А. Смита и Д. Рикардо), "Святое семейство, или Критика критической критики" (Die Heilige Familie oder Kritik der Kritischen Kritik; февраль 1845; первая совместная работа К. Маркса и Ф. Энгельса; направлена против младогегельянцев), "Тезисы о Фейербахе" (Ludwig Feuerbach), "Немецкая идеология" (1846; 2 тома), "Циркуляр против Криге", "Нищета философии. Ответ на "Философию нищеты" г-на Прудона" (Misere de la philosophic, reponse a la philosophic de la misere de M. Proudhon; 1847; на французском языке), "Манифест Коммунистической партии" (февраль 1848; совместно с Ф. Энгельсом), "Июньская революция" (1848; статья об Июньском восстании 1848 в Париже), "Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г. " (1850), "Великие мужи эмиграции" (1852, публикация в 1930; памфлет, направленный против мелкобуржуазных демократов), "Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта" (Der 18-te Brumaire des Napoleon Bonaparte; 1852; о бонапартистском перевороте 2 декабря 1851 во Франции), "Разоблачения о кельнском процессе коммунистов" (декабрь 1852), "Лорд Пальмерстон" (памфлет), "Разоблачения дипломатической истории XVIII века" (памфлет), "Господин Фогт" (1860; памфлет), "Критика политической экономии" (Zur Kritik der politischen Oekonomie; 1857-1858; первый вариант "Капитала"), "Экономическая рукопись 1861-63 г. " (черновой набросок всех трех томов "Капитала"; свыше 200 печатных листов), "Заработная плата, цена и прибыль" (1865), "Капитал" (Das Kapital. Kritik d. politischen Oekonomie; издание 1-го тома - сентябрь 1867; 2-й и 3-й тома изданы Ф. Энгельсом после смерти К. Маркса: 2-й том в 1885, 3-й том в 1894), “Гражданская война во Франции" (1871), "Мнимые расколы в Интернационале" (март 1872), “Критика Готской программы" (1875), "Математические рукописи" (исследования в области дифференциального исчисления).
Официальная биография (источник № 3)
Карл Гемнрих Маркс (нем. Karl Heinrich Marx, 5 мая 1818, Трир – 14 марта 1883, Лондон) – философ, экономист, политический журналист. Его публикации сформировали основу коммунистического и социалистического движения. Карл Маркс. Юность Карл Маркс родился третьим ребёнком в семье адвоката. Дом его рождения (теперь музей) находился в Трире по адресу Brьckergasse 664 (теперь BrьckenstraЯe 10). 15 октября 1819 года их семья переехала в новый дом по адресу SimeonstraЯe 8. Его отец, Генрих (Гиршель) Маркс (Heinrich Marx), и мать, Генриетта Пресбург (Пресборк), происходили из родов раввинов. В 1817 году отец принял протестантство, чтобы не лишиться звания судопроизводного советника. В 1830–1835 гг. посещал гимназию города Трир, которую с отличием закончил в 17-летнем возрасте. В 1836 году обручился с Женни фон Вестфален (Jenny von Westphalen), которая позже стала его супругой. Окончив гимназию в Трире, Маркс поступил в университет, сначала в Бонне, потом в Берлине, изучал юридические науки, но впоследствии увлекся историей и философией. Карл Маркс. Развитие до 1849 В 1841 г. Карл Маркс окончил университет, представив экстерном университетскую диссертацию о философии Эпикура. По взглядам своим Маркс был тогда гегельянцем-идеалистом. В Берлине он примыкал к кружку младогегельянцев (Бруно Бауэр и др. ), которые стремились делать из философии Гегеля атеистические и революционные выводы. По окончании университета Маркс переселился в Бонн, рассчитывая стать профессором. Но реакционная политика правительства заставила Маркса отказаться от ученой карьеры. В это время рейнские радикальные буржуа, имевшие точки соприкосновения с левыми гегельянцами, основали в Кёльне оппозиционную газету: Rheinische Zeitung (начала выходить с 1 января 1842 г. ). С 1842–1843 Карл Маркс работал журналистом и редактором в Rheinische Zeitung в г. Кёльн. Вначале Маркс высказывался за отмену цензуры, затем перешёл к открытой критике правительства (многие его статьи были запрещены цензурой или подвергались жёсткой правке). К началу января Маркс почти открыто призывал к революционному свержению прусской монархии и замене её демократией. Это переполнило чашу терпения правительства, и в марте 1843 г. газету закрыли. Марксу пришлось к этому сроку оставить редакторство, но и его уход не спас газету. Газетная работа показала Марксу, что он недостаточно знаком с политической экономией, и он усердно принялся за её изучение, а также продолжал работать журналистом. В 1843 году женится на аристократке Дженни фон Вестфален, племяннице основателя концерна Phillips. Молодая семья переезжает в Париж, где он знакомится с Генрихом Гейне и в 1844 вступает в дружбу с Фридрихом Энгельсом, с которым его до конца жизни соединяла совместная работа. Именно Энгельс обратил внимание Маркса на положение рабочего класса. В 1845 был изгнан из Парижа и подобно Энгельсу, переехал в Брюссель. Там они написали работу «Немецкая идеология», критикующую идеи Гегеля и младогегельянцев. Весной 1847 г. Маркс и Энгельс примкнули к тайному пропагандистскому обществу «Союз коммунистов» — обществу немецких эмигрантов, с которыми Маркс познакомился в Лондоне. По поручению общества они составили вышедший в 21 февраля 1848 г. знаменитый «Манифест Коммунистической Партии». Когда разразилась февральская революция 1848 г. , Маркс был выслан из Бельгии. Он приехал опять в Париж, а оттуда, после мартовской революции, в Германию, именно в Кёльн. Там он попытался снова издавать Rheinische Zeitung. Газета выходила с 1 июня 1848 по 19 мая 1849 г. , после чего была закрыта из-за экономических трудностей и цензуры. Карл Маркс. Лондонское изгнание Карл Маркс был выслан из Германии 16 мая 1849 г. Маркс отправился со своей семьёй сначала в Париж, был выслан и оттуда после демонстрации 13 июня 1849 г. и уехал в Лондон, где и жил до самой смерти. Условия эмигрантской жизни были крайне тяжелы. Нужда душила Маркса и его семью; не будь постоянной финансовой поддержки Энгельса и случайного заработка от написания статей в газеты, Маркс не только не мог бы закончить «Капитал», но и неминуемо погиб бы под гнетом нищеты. В 1864 г. Маркс организовал «Международную рабочую ассоциацию» (International Workingmen’s Association, позднее переименована в Первый Интернационал). На торжественной речи по поводу создания ассоциации Маркс неправильно процитировал канцлера Глэдстона, исказив его слова так, что те приобрели прямо противоположный смысл. (Тот якобы заявил «Этот опьяняющий рост богатства полностью ограничен имущими классами». На самом деле тот сказал «С тревогой и болью смотрел бы я на опьяняющий рост богатства, будь он ограничен теми, кто находится в благоприятных обстоятельствах. » И пояснил, что рост богатства Великобритании существенно улучшает положение и британских трудящихся. ) Эта фальсификация (или ошибка) сильно дискредитировала организацию. До сих пор антимарксисты приводят её как свидетельство нечестности Маркса. Вначале организация состояла из анархистов, британских трэйдюнионистов, французских социалистов и итальянских республиканцев. Позже острые разногласия между Марксом и лидером анархистов Михаила Бакунина привели к разрыву с анархистами, которые были изгнаны из организации. В 1872 году, после разгрома Парижской Коммуны и в условиях нарастающей реакции, Первый Интернационал переехал в Нью-Йорк, однако 4 года спустя в 1876 году он был распущен Филадельфийской Конференции. Все попытки возобновления организации на протяжении последующих 5 лет, не увенчались успехом. Однако Второй Интернационал, в который сегодня входят правящие партии Англии, Франции, Германии, Испании и многих других стран Евросоюза, был установлен в 1889 году как преемник Первого Интернационала, через 6 лет после смерти его основателя. В 1867 г. вышел первый том «Капитала». Карл Маркс умер в Лондоне в 1883 году, в возрасте 64 лет и там похоронен на кладбище «Highgate-Cemetery». Последние тома «Капитала» были изданы Энгельсом после смерти Маркса. Сочинения
Нищета философии (1843) Экономическо-философские рукописи (1844) Тезисы о Фейербахе (1845) Немецкая идеология (1846) Заработная плата и капитал (1847) Манифест Коммунистической Партии (1848) Статьи о Гражданской войне в США (1861) Капитал, т. 1. (1867) Гражданская война во Франции (1871) Критика Готской программы (1875) Современники о своих встречах с Карлом Марксом П. В. Анненков ("Замечательное десятилетие"):
«Сам Маркс представлял из себя тип человека, сложенного из энергии, воли и несокрушимого убеждения.... Он имел.... вид человека, имеющего право и власть требовать уважения, каким бы ни являлся перед вами и что бы ни делал. Все его движения были.... смелы и самонадеянны, все приемы.... были горды и как-то презрительны, а резкий голос, звучавший как металл, шел удивительно к радикальным приговорам над лицами и предметами, которые произносил». Г. А. Лопатин: «Живой, обширный, вечно деятельный ум Маркса действовал на собеседника, как кремень на огниво; он вызывал к жизни в уме собеседника идеи, которые, быть может, остались бы иначе под спудом». М. М. Ковалевский ("Мое научное и литературное скитальчество"): «Первое впечатление ... было самое неприятное ... Но вскоре мне суждено было встретиться с ним на водах в Карлсбаде ... Вне своего обычного антуража этот великий человек становился простым и даже благодушным собеседником, неистощимым в рассказах, полным юмора, готовым подшутить над самим собою». Н. А. Морозов («Поездка к Карлу Марксу»): «Я уже видел тогда в эмиграции его портреты.... и смеясь, помнится, сказал ему, что он поразительно похож на свой портрет. А он тоже смеясь ответил мне, что ему и помимо этого случая бывало странно слышать о своем сходстве со своими портретами, тогда как обыкновенно портреты бывают сходны с оригиналом. Он был очень внимателен и приветлив ко мне, хотя и в голосе, и в манерах чувствовалось сознание им своего выдающегося положения». Неофициальная биография (источник № 4) Марксу было семнадцать, он еще не решил, кем станет, но одно знал точно: жениться он хочет только на Женни фон Вестфален. В маленьком городе Трире все были соседями, и потомок раввинов Генрих Маркс был вхож в дом прусских аристократов фон Вестфаленов. Тайному советнику Людвигу фон Вестфалену нравился живой и сообразительный сын адвоката Маркса, и Карл часто играл с маленьким Эдгаром и его старшей сестрой Женни. Господин фон Вестфален охотно прививал юному Карлу любовь к античности, Шекспиру и Сен-Симону, но вряд ли мечтал заполучить в зятья молодого человека с неопределенными видами на будущее. Он как будто предчувствовал, что брак с Марксом принесет его дочери много нищеты и страданий. Многочисленные аристократические родственники уже искали для Женни подходящую партию и пришли бы в ужас от подобного мезальянса. Генриху Марксу тоже очень нравилась дочь советника фон Вестфалена. Но ей было почти двадцать два, а его сыну - всего семнадцать, и отец надеялся, что он поступит в университет и станет серьезным ученым. Кроме того, Маркс-отец, в свое время принявший протестантизм, чтобы сделать карьеру адвоката, сильно сомневался, что родственники невесты согласятся на брак Женни с его сыном. Карл, получивший впоследствии прозвище "Мавр", почти с африканской страстностью убеждал родителей, что намерения его серьезны и решение жениться на Женни пересмотру не подлежит. В адвокатском доме на Брюкен-штрассе и в особняке фон Вестфаленов близ Порта Нигра разыгрывались бурные сцены. Но протесты родственников значения уже не имели: Карл и Женни любили друг друга и хотели соединиться во что бы то ни стало. Они обручились тайно, не предполагая, что между помолвкой и свадьбой пройдет семь долгих лет. Письма их полны нежности, боли и надежды. Они не переставали думать друг о друге, но не знали точно, удастся ли им когда-нибудь пожениться. Нетрудно себе представить, как родня Женни реагировала на ее упорное нежелание выходить замуж за молодых офицеров и банкиров, которые толпились в доме Вестфаленов. Семь лет Женни, которую в обществе называли "самой красивой девушкой в Трире", "королевой балов", последовательно отказывала потенциальным женихам. А тот, кого ждала эта белокурая и уже стареющая, по понятиям родственников, невеста, в это время переезжал из города в город, из университета в университет, ни на минуту не забывая о своей "зачарованной принцессе". Из Боннского университета он привез три тетради сонетов и других стихов, посвященных Женни. В 1838 году умер Генрих Маркс, а спустя четыре года - Людвиг фон Вестфален. Женни было двадцать девять, а Карлу - двадцать пять, когда он наконец получил должность редактора с ежегодным жалованьем в 500 талеров. 19 июня 1843 года состоялась свадьба. "Моя невеста выдержала самые тяжелые, даже, можно сказать, опасные для здоровья бои ради меня. Отчасти со своими досточтимыми аристократическими родственниками, для которых "Бог на Небе" и "Господин в Берлине" (другими словами, император) примерно равнозначные идолы. Отчасти также с моей собственной семьей", - писал Маркс. Борьба была началом их совместной жизни, борьбой стала и сама жизнь. Женитьба не превратила оппозиционного редактора Маркса в почтенного буржуа. Женни тоже не была типичной женой: спокойствие и благополучие были для нее желаемыми, но вовсе не обязательными составляющими семейной жизни. Маркс не ошибся, раз и навсегда выбрав Женни себе в спутницы. Она была не просто женой, она была его соратницей, бесконечно преданной их общему делу. Она переписывала его статьи, встречалась с его соратниками, собирала архив и талантливо одалживала деньги, когда семья находилась на грани банкротства. Некоторые современники Маркса утверждали, что без Женни он никогда не стал был тем, кем стал. Нет никаких сомнений в том, что учение Маркса - Энгельса отчасти было и учением Женни фон Вестфален. Вскоре после свадьбы газету, которую редактировал Маркс, закрыли по политическим соображениям. Семья не просто лишилась основного дохода - Карл и его беременная жена вынуждены были отправиться в изгнание. Женни, которая была на четвертом месяце, даже не предполагала, что для нее начинаются бесконечные скитания. Растущая семья Марксов в первой эмиграции чуть ли не голодала - с Энгельсом, верным другом и спонсором, Карл тогда еще не познакомился. С тех самых пор, как в 1844 году Марксы переехали в Париж, история Европы стала для Женни частью семейной истории. В ее очерке о жизни с мужем переворот Луи Наполеона, революция 1848 года и выход новых трудов Карла упоминаются в одном ряду с корью, которой переболели ее дети. Семья кочевала из города в город, и везде их преследовало одно и то же: долги и ссуды, которые они не могли вовремя вернуть, бесконечные письма с просьбами о помощи, которые они вынуждены были рассылать. Когда Карл оказался в Брюссельской тюрьме и Женни пришла навестить его, полицейские решили припугнуть ее и обманом заманили в камеру, где она провела ночь в одной камере с воровками и проститутками. "Женни больна. Моя дочь Женни больна: У меня нет денег ни на врача, ни на лекарства. В течение восьми - десяти дней семья питалась только хлебом и картофелем - диета, не слишком подходящая в условиях здешнего климата. Мы задолжали за квартиру. Счета булочника, зеленщика, молочника, торговца чаем, мясника - все не оплачены" - это характерное для Маркса письмо было написано в Лондоне в начале пятидесятых годов. Помимо нескольких дочерей, у Маркса и Женни родилось два сына, но ни один из них не дожил даже до юности. Особенно тяжело в семье перенесли смерть девятилетнего Эдгара, "Муша", болезненного и смышленого мальчика. (Семья Марксов, предвосхищая конспиративные традиции будущих марксистов, всех окружающих наделяла прозвищами. Мадам Маркс была "Мэмэ", Энгельса звали "Генералом", экономку Елену Демут - "Ним", младшую дочь Элеонору - Тусси, Кво-Кво и Карлик Альберих, среднюю дочь Лауру - Готтенгот и Какаду. Маркс, как известно, для жены и детей был всегда только "Мавром". ) Переживая смерть любимого сына, Маркс, однако, совершенно не интересовался судьбой другого своего ребенка, которого звали Фредди Демут. "Маркс в большей степени, чем кто-либо другой в моей жизни, не исключая даже Тургенева, имел право говорить о себе как об однолюбе" - русский ученый Максим Ковалевский написал это в 1909 году. Он не мог знать, что через пятьдесят лет свет увидят документы, фактически доказавшие, что Фредди Демут, усыновленный Энгельсом, на самом деле был сыном Карла Маркса. Елена появилась в семье Марксов незадолго до первой эмиграции. Ее молодым "подарила" госпожа фон Вестфален. Ленхен фактически взяла на себя управление всеми делами постоянно кочующей семьи. Она стала второй матерью для детей, лучшей подругой для Женни и постоянным партнером Маркса за шахматной доской. К доктору Марксу Елена относилась без ложного пиетета и частенько его обыгрывала. Не исключено, что одна из таких партий и стала началом отношений, которые привели к рождению Фредди. Точно известно лишь, что Фредди воспитывался в приюте на деньги Энгельса, высшего образования не получил, с отцом не общался и умер в 1929 году, прожив дольше, чем все дети Карла и Женни. "Весной 1851 года случилось еще одно событие, которого я с удовольствием не касалась бы, но оно в значительной мере способствовало увеличению наших внутренних и внешних трудностей" - так Женни в своем дневнике упомянула о появлении в бедствующей семье еще одного человека - сына Елены Демут. Женни тогда сама была беременна дочерью Франциской, которая не прожила и года. Знала ли Женни о том, чей ребенок родился у ее ближайшей подруги? Скорее всего, догадывалась. Отразилось ли это на ее отношениях с мужем? Скорее всего, нет. Младшая дочь Марксов Элеонора утверждала, что ее родители всю жизнь были влюблены друг в друга: "Передо мной лежит любовное письмо отца. По страстному юношескому огню, с которым оно написано, можно было бы думать, что автор его восемнадцатилетний юноша. Но оно отправлено было Марксом не ранее как в 1856 году, когда любимая им Женни родила ему уже шестерых детей". Так или иначе, у Женни хватило выдержки сделать вид, что она верит в отцовство Энгельса. Что происходило у нее на душе, какие эмоции подавила эта мужественная женщина? История с рождением мальчика не афишировалась, и хотя западные справочники однозначно определяют Фредди Демута как сына Маркса, в советских источниках он не упоминается. Следующий после рождения Фредди Демута год был, пожалуй, самым трудным в жизни семьи. Карл, Женни и Елена были настолько озабочены проблемой выживания, что для дрязг времени не оставалось. Семья переехала в Лондон. Не было средств, чтобы похоронить маленькую Франциску, чтобы вызвать врача для Женни и старшей дочери, чтобы оплатить счета: Пальто главы семьи уже было продано, подошла очередь фамильного серебра фон Вестфаленов. Но, отправившись продавать серебро, Карл был арестован по подозрению в краже: слишком уж не похож он был на германского аристократа. Женни, позабыв о себе и дочерях, вынуждена была вытаскивать мужа из тюрьмы. К подобным неприятностям она, правда, относилась как к должному - история с серебром превратилась едва ли не в семейный анекдот. Жизнь в убогих комнатах, картофельная диета, обыски и аресты - все это отнюдь не укрепляло здоровье Женни и детей. В 1854 году семья переболела холерой. Оказалось, что водопровод был проложен через кладбище. В 1860 году Женни заболела оспой и была близка к смерти. Карла все время мучили гнойные нарывы. В 1881 году Женни после нескольких месяцев страданий умерла от рака печени. Энгельс определил состояние овдовевшего Карла так: "Умерла мать". Мавр, вслед за женой похоронив старшую дочь, ненадолго пережил Мэмэ. На Хайгейтском кладбище в Лондоне они похоронены в одной могиле. Елена Демут похоронена вместе с ними. Официальные и неофициальные биографии Карла Маркса дают представление о незаурядном человеке, чья жизнь и судьба очень поучительны. Карл Маркс родился 5 мая 1818 года в немецком городе Трир, в семье еврея Генриха Маркса. Его отец, Генрих Маркс, и мать, Генриетта Пресбург, происходили из родов раввинов. Отец Карла Маркса (родился в апреле 1777 года в Саарлуи) занимал должность адвоката при высшем апелляционном суде в Трире. В 1817 году он принял протестантизм, для устранения препятствий в юридической деятельности. Являлся старшиной корпорации адвокатов Трира и как юрист пользовался большим авторитетом. Наследственность и семейное воспитание с младенческого периода жизни предопределили будущее Маркса. Надо понимать, что выросшие в семьях раввинов (служителей иудейского культа, еврейских духовных наставников) родители Карла несомненно передали своему любимому ребёнку интеллект и темперамент, идеалы и устремления, достойные его великого предназначения. В маленьком городе Трире все были соседями, и потомок раввинов Генрих Маркс был вхож в дом прусских аристократов фон Вестфаленов. Тайному советнику Людвигу фон Вестфалену нравился живой и сообразительный сын адвоката Маркса, и Карл часто играл с детьми Людвига – маленьким Эдгаром и его старшей сестрой Женни. Наверное, то были самые счастливые, благополучные и беззаботные годы жизни Карла и Женни, с детства почувствовавших, что они созданы друг для друга. Надо полагать, что именно воспоминания о совместно прожитом и пережитом в детстве помогли им стойко переносить тяготы взрослой жизни, терпеть и поддерживать друг друга до самой смерти. Такой стойкости, вероятно, помогало возникшее в зрелости внутреннее, глубоко спрятанное на границе сознания и подсознания понимание, что желанная всемирная вечная слава придёт к ним, если они вместе будут идти к цели, выбранной Карлом: созданию и распространению новой антибуржуазной идеологии, теории «светлого будущего человечества». Господин фон Вестфален охотно прививал юному Карлу любовь к античности, Шекспиру и Сен-Симону, но вряд ли мечтал заполучить в зятья молодого человека с неопределенными видами на будущее. Он как будто предчувствовал, что брак с Марксом принесет его дочери много нищеты и страданий. Многочисленные аристократические родственники уже искали для Женни подходящую партию, и пришли бы в ужас от подобного мезальянса. Генриху Марксу, как и его сыну, только что с отличием закончившему гимназию, тоже очень нравилась дочь советника фон Вестфалена. Но ей было почти двадцать два, а его сыну – всего семнадцать, и отец надеялся, что он поступит в университет и станет серьезным ученым. Кроме того, Маркс-отец, в свое время принявший протестантизм, чтобы сделать карьеру адвоката, сильно сомневался, что родственники невесты согласятся на брак Женни с его сыном. Карл, получивший впоследствии прозвище "Мавр", почти с африканской страстностью убеждал родителей, что намерения его серьезны и решение жениться на Женни пересмотру не подлежит. В адвокатском доме на Брюкен-штрассе и в особняке фон Вестфаленов разыгрывались бурные сцены. Но протесты родственников значения уже не имели: Карл и Женни любили друг друга и хотели соединиться, во что бы то ни стало. Они обручились тайно, не предполагая, что между помолвкой и свадьбой пройдет семь долгих лет. Письма их полны нежности, боли и надежды. Они не переставали думать друг о друге, но не знали точно, удастся ли им когда-нибудь пожениться. Нетрудно себе представить, как родня Женни реагировала на ее упорное нежелание выходить замуж за молодых офицеров и банкиров, которые толпились в доме Вестфаленов. Семь лет Женни, которую в обществе называли "самой красивой девушкой в Трире", "королевой балов", последовательно отказывала потенциальным женихам. А тот, кого ждала эта белокурая и уже стареющая, по понятиям родственников, невеста, в это время переезжал из города в город, из университета в университет, ни на минуту не забывая о своей "зачарованной принцессе". Из Боннского университета он привез три тетради сонетов и других стихов, посвященных Женни. В 1838 году умер Генрих Маркс, а спустя четыре года – Людвиг фон Вестфален. Женни было двадцать девять, а Карлу - двадцать пять, когда он наконец получил должность редактора с ежегодным жалованьем в 500 талеров. 19 июня 1843 года состоялась свадьба. "Моя невеста выдержала самые тяжелые, даже, можно сказать, опасные для здоровья бои ради меня. Отчасти со своими досточтимыми аристократическими родственниками, для которых "Бог на Небе" и "Господин в Берлине" (другими словами, император) примерно равнозначные идолы. Отчасти также с моей собственной семьей", – писал Маркс. Борьба была началом их совместной жизни, борьбой стала и сама жизнь. Женитьба не превратила оппозиционного редактора Маркса в почтенного буржуа. Женни тоже не была типичной женой: спокойствие и благополучие были для нее желаемыми, но вовсе не обязательными составляющими семейной жизни. Вскоре после свадьбы газету, которую редактировал Маркс, закрыли по политическим соображениям. Семья не просто лишилась основного дохода – Карл и его беременная жена вынуждены были отправиться в изгнание. Женни, которая была на четвертом месяце, даже не предполагала, что для нее начинаются бесконечные скитания. Маркс не ошибся, раз и навсегда выбрав Женни себе в спутницы. Она была не просто женой, она была его соратницей, бесконечно преданной их общему делу. Она переписывала его статьи, встречалась с его соратниками, собирала архив и талантливо одалживала деньги, когда семья находилась на грани банкротства. Некоторые современники Маркса утверждали, что без Женни он никогда не стал был тем, кем стал. Нет никаких сомнений в том, что учение Маркса - Энгельса отчасти было и учением Женни фон Вестфален. В Париже в 1844 году Карл знакомится и вступает в дружбу с Фридрихом Энгельсом, с которым его до конца жизни соединяла совместная работа. Именно Энгельс обратил внимание Маркса на положение рабочего класса. Несомненно, не только с Карлом Фридриха связывала дружба: Женни Маркс, урожденная фон Вестфален, была для Энгельса самой прекрасной из всех женщин. Искренняя дружба помноженная на влюбленность на всю жизнь привязала Фридриха к Женни – и её семье. Понимал он и гениальность Карла, разделял его идеологию, верил в успех их общего дела. Четвёртым полноправным членом незаурядной семьи Марксов была Елена Демут. Елена появилась в семье Марксов незадолго до первой эмиграции. Ее молодым "подарила" госпожа фон Вестфален. Ленхен фактически взяла на себя управление всеми делами постоянно кочующей семьи. Она стала второй матерью для детей, лучшей подругой для Женни и постоянным партнером Маркса за шахматной доской. К доктору Марксу Елена относилась без ложного пиетета и частенько его обыгрывала. В 1845 году Маркс был изгнан из Парижа и подобно Энгельсу, переехал в Брюссель. Там они написали работу «Немецкая идеология», критикующую идеи Гегеля и младогегельянцев. Весной 1847 года Маркс и Энгельс примкнули к тайному пропагандистскому обществу «Союз коммунистов» – обществу немецких эмигрантов. По поручению общества они составили вышедший 21 февраля 1848 года знаменитый «Манифест Коммунистической партии». Когда разразилась февральская революция 1848 г. , Маркс был выслан из Бельгии. Он приехал опять в Париж, а оттуда, после мартовской революции, в Германию, именно в Кёльн. Там он попытался снова издавать «Рейнскую газету». Газета выходила с 1 июня 1848 по 19 мая 1849 года, после чего была закрыта из-за экономических трудностей и цензуры. Карл Маркс был выслан из Германии 16 мая 1849 года. Маркс отправился со своей семьёй сначала в Париж, был выслан и оттуда после демонстрации 13 июня 1849 года и уехал в Лондон, где и жил до самой смерти. Условия эмигрантской жизни были крайне тяжелы. Нужда душила Маркса и его семью; не будь постоянной финансовой поддержки Энгельса и случайного заработка от написания статей в газеты, Маркс не только не мог бы закончить «Капитал», но и неминуемо погиб бы под гнетом нищеты. В это время были созданы его главные экономические произведения. В 1864 года Маркс организовал «Международную рабочую ассоциацию» (International Workingmen’s Association, позднее переименована в Первый Интернационал). В 1872 году, после разгрома Парижской коммуны и в условиях нарастающей реакции, Первый Интернационал переехал в Нью-Йорк, однако 4 года спустя в 1876 году он был распущен Филадельфийской Конференцией. Все попытки возобновления организации на протяжении последующих 5 лет, не увенчались успехом. Однако Второй Интернационал, в который сегодня входят правящие партии Англии, Франции, Германии, Испании и многих других стран Евросоюза, был установлен в 1889 году как преемник Первого Интернационала, через 6 лет после смерти его основателя. В 1867 году вышел первый том «Капитала» – главной книги гениального мыслителя. Карл Маркс умер в Лондоне в 1883 году, в возрасте 64 лет. Последние два тома «Капитала» были изданы Энгельсом после смерти Маркса. Карл и Женни Маркс похоронены на Хайгейтском кладбище в Лондоне в одной могиле. Елена Демут похоронена вместе с ними.
ИДЕОЛОГИЯ МАРКСИЗМА
Теоретическими источниками марксизма являются немецкая классическая философия, английская классическая политэкономия и французский утопический социализм. Познание марксистской идеологии должно начинаться с марксистской философии. Марксистскую философию составляют диалектический и исторический материализм. Диалектический материализм изучает наиболее общие закономерности развития и функционирования мира в целом, отношения и взаимодействие человека с окружающей действительностью, и наиболее общие принципы ее познания. Диалектический материализм воссоздан в 19 веке К. Марксом и Ф. Энегльсом, развит Г. Плехановым, В. Лениным и другими выдающимися мыслителями. Теоретическими источниками диалектического материализма явились идеалистическая диалектика Гегеля и философский материализм Фейербаха. Исторический материализм – марксистская наука об обществе, исследующая общесоциологические законы исторического развития и формы их реализации в деятельности людей. Исторический материализм утверждает материальную основу общественной жизни, определяющую развитие всех других её сторон. Взяв за исходный пункт добывание средств к жизни, марксизм поставил в связь с ним те отношения, в которые люди вступают в процессе производства своей жизни, и в системе этих производственных отношений увидел основу – реальный базис каждого определенного общества – которая облекается политико-юридическими надстройками и различными формами общественного сознания. Каждая система производственных отношений, возникающая на определенной ступени развития производительных сил, подчинена как общим для всех формаций, так и особым, свойственным лишь одной из них, законам возникновения, функционирования и перехода в высшую форму. В работе «Нищета философии» (1847 год) – изложены основы исторического материализма. С точки зрения Маркса материалистическое понимание истории заключается в том, чтобы исходя, из материального производства непосредственных средств для жизни, сначала объяснить систему производственных отношений между людьми, а затем на этой основе – и политическое устройство обществ, право, мораль, религиозные и другие явления. Установление зависимости сознания людей от их общественного бытия и главного вида – материального производства – позволило Марксу переосмыслить роль духовной деятельности человека. По мнению Маркса идеи и теории даже самые радикальные не могут служить причинами исторических изменений реальности. Они лишь отражают объективную реальность и могут быть применены лишь тогда, когда в этой реальности создадутся благоприятные возможности. Сознание есть ничто иное, как отражение и осознание людьми своего общественного бытия, способа производства материальных благ, деятельности и межчеловеческого общения. Основные философские идеи Маркса: – Бытие определяет сознание. То есть развитие производства, развитие ресурсов, науки, приводит установлению определенных производственных отношений, которые формируют основу общественно-экономической формации. – Роль личности и масс в истории соразмерны. Историю вершат массы, историческая личность появляется, когда в ней возникает необходимость. Она может влиять на конкретные проявления исторического развития, но не может определять ход развития истории. – История развивается не по кругу, а по спирали. Каждый виток внешне повторяет предыдущий, но на более высоком уровне. – Все законы диалектики очень четко проявляются в развитии истории. Центральное место в историческом материализме занимает категория общественно-экономической формации. Общественно-экономическая формация – это исторически определенный тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии. Выработка этой категории отличала исторический материализм от абстрактных рассуждений об обществе вообще. Каждая общественно-экономическая формация представляет собой социальный организм, отличающийся от других. Маркс писал «выяснение тех частных законов, которым подчиняется возникновение, существование, развитие и смерть данного социального организма и замена его другим высшим определяет общественно-экономическую формацию». В отличие от таких категорий как государство, право, производительные силы, общественно-экономическая формация охватывает все стороны общества и взаимосвязи. В основе каждой формации лежит определенный способ производства. Производственные отношения, взятые, как совокупность образуют сущность данной формации. Система производственных отношений, образующих базис формации создают соответствующую политико – юридически-идеологическую надстройку. При этом действует общая закономерность, открытая Марксом, согласно которой ни одна общественно-экономическая формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора. А новые производственные отношения никогда не появятся раньше, чем в лоне старого общества созреют материальные условия их существования. Переход от одной формации к другой совершается через социальную революцию, которая разрешает противоречия между производительными силами и производственными отношениями и между базисом надстройкой. В отличие от смены общественно-экономической формации смена различных фаз одной общественно-экономической формации, например, домонополистического и монополистического капитализма, происходит без социальной революции. Большое значение имеют идеи Маркса о диалектико-материалистическом понимании развития общества, как естественно-исторического процесса. Это понимание содержит две стороны. Во-первых, развитие общества рассматривается на базе материалистического понимания истории, как развертывающееся закономерно, и в этом смысле - как подобное природным процессам. Во-вторых, оно рассматривается как порождаемое деятельностью людей, обладающих сознанием, целями, волей. На первый взгляд может показаться, что эти стороны не могут быть сторонами одного процесса, что они исключают друг друга. В действительности это не так, ибо люди (а тем более – массы людей), преследующие свои цели, руководствующиеся определенными идеями и стремлениями, всегда живут в рамках определенных объективных условий (природа, производительные силы), которые, в конечном счете, и определяют направление и характер их деятельности, их цели и стремления. Основной вопрос философии – это, по существу, проблема выявления оснований совпадения цели и результата практической деятельности. Поскольку практика – это деятельность и материальная (протекающая по законам природы, то есть в формах объективного мира), и духовная (протекающая в формах мышления и по его законам), постольку закономерное совпадение цели и результата деятельности возможно лишь при совпадении законов объективного мира и законов мышления, - посредством практики, достигающей этого совпадения, всеобщие и необходимые формы бытия становятся всеобщими и необходимыми формами мышления (объективная сторона практики рассматривается материализмом как определяющая духовную), – при этом объект берется не в созерцании, а в человеческой деятельности. С учетом этого характеристика общественного развития как естественно-исторического процесса не должна казаться очень уж парадоксальной. Таким образом, материалистическое понимание истории рассматривает развитие общества как протекающее по объективным, то есть не зависящим от сознания людей, законам. Убедимся на двух простых примерах, что таковые действительно существуют. Так, когда орудия труда были примитивными и средства для жизни люди добывали охотой и собирательством (на основе естественного разделения труда), невозможность систематического производства прибавочного продукта и коллективный характер труда обуславливали родоплеменную организацию первобытного социума. При этом, в частности, было невозможным имущественное неравенство между людьми. В условиях же, когда сформировалось общественное разделение труда, имущественное неравенство с необходимостью возникло, ибо обмен товаров осуществляется по стоимости, но себестоимость у различных товаропроизводителей различна. Наличие в общественном развитии объективных закономерностей отнюдь не является, подчеркнем, основанием для отождествления природного и социального. Дело в том, что между законами природы и законами развития общества есть существенное различие. Законы природы, будучи объективными, то есть не зависящими от сознания людей, не зависят также и от деятельности последних - людям не нужно ничего предпринимать, например, для своевременного наступления весны. Законы же развития общества, хотя и не зависят от сознания людей, являются законами их деятельности. Иначе говоря, если в обществе объективно возникла необходимость в тех или иных преобразованиях, то это отнюдь не означает, что они осуществятся сами собой, "объективно".... Итак, характеризуя материалистическое понимание истории Маркса, можно сказать, что оно связано с несколькими фундаментальными идеями, согласно которым: – В каждой из форм человеческой деятельности (включая сюда науку, искусство, религию) цели и замыслы людей, присущее им сознание детерминированы, в конечном счете, объективными потребностями и интересами субъекта; – Из двух типов человеческой деятельности – целенаправленного изменения мира и целенаправленного изменения представлений о мире, отражающих и моделирующих его – практическая деятельность определяет духовную, подчиняет её своим целям и задачам; – Из существующих форм практической деятельности, материальное производство (производство вещей) оказывает воздействие на производство непосредственно общественной жизни и производство «форм общения людей»; – В рамках коллективной деятельности людей, их отношение к предметам, средствам производства оказывает определяющее воздействие на весь образ жизни, включая сюда их отношение к механизмам власти, способ воспроизводства непосредственной жизни, склад мышления и чувствования. Рассуждая о наиболее глубоких источниках общественных изменений, Маркс связывает их не со сменой «форм социокультурной духовности», а с неуклонным ростом общественного производства – прежде всего, производства материального. Однако мы видим, что современная история, нарушив однозначную связь между собственностью на средства производства и благосостоянием людей, их имущественным статусом, существенно корректирует тем самым идею Маркса о зависимости между «базисом» общества и социальным укладом общественной жизни. Мы не можем более напрямую выводить образ жизни людей, способ их самовоспроизводства из положения в системе производственно–экономических отношений. В заключение следует отметить, что в современном мире образованным человеком может считать себя лишь тот, кто разобрался в научной трактовке основных вопросов философии и, говоря более точно и полно, постоянно следит за развитием передовой идеологии.
|