Ж.П. Сартра и его учение Экзистенциализм - (реферат)
Дата добавления: март 2006г.
ЖАН ПОЛЬ САРТР И ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ.
" Экзистенциализм - это гуманизм". Название этой книги французского философа , писателя и драматурга Жана Поля Сартра может служить девизом экзистенциализма , как самое краткое и точное выражение смысла и назначения целого направления современной философии . Экзистенциализм , или философия существования ( от позднелатинского existentia - существование) зародился в начале 20 века и в течение нескольких десятилетий завоевал широкое признание и популярность. Среди первых представителей экзистенциализма принято считать русских философов Льва Шестова и Николая Бердяева , хотя ос новное развитие это течение получило после 1-ой мировой войны в трудах немецких мыслителей Мартина Хайдеггера и Карла Ясперса и в сороковых годах в работах Альбера Камю , Жана Поля Сартра и Симоны де Бовуар. В то же время своими предшественниками экзи стенциалисты считают Паскаля , Кьеркегора , Достоевского и Ницше . В философском отношении на экзистенциализм оказали преобладающее влияние такое направление как философия жизни , а также фено менология Гуссерля и Шеллера . Экзистенциализм как яркое проявление нонкомформизма явился своеобразной реакцией на духовный кризис , вызванный войнами и страданиями . В ситуации безнадежности и душевной растерянности призыв экзистенциалистов к человеческой подлинности , к чувству человеческого достоинства оказался источником мужества и нравственной стойкости . Экзистенциалистски настроенная личность противопоставляла личное решение , волевой акт уверткам "трусливого разума". В этом смысле характерными являются слова Антуана Сент-Экзюпери : " Франция приняла бой вопреки правде логиков ... . Логики были правы . Война для нас означала разгром . Но разве должна была Франция ради того , чтобы избавить себя от поражения , не при нимать боя ? Не думаю . И Франция интуитивно пришла к тому же решению : никакие увещевания не заставили ее уклониться от боя . Дух в нашей стране взял верх над разумом . " Именно поэтому экзистенциализм нельзя назвать академической док триной . Его основная тема - человеческое существование , судьба личности в современном мире , вера и неверие , утрата и обретение смысла жизни , близкая любому художнику , писателю , поэту , с одной стороны , делает это направление популярным среди художественной интеллигенции ( Э. Хемингуэй , С. Беккет , А. Сент- Экзюпери ), а с другой - побуждает самих экзистенциалистов обращаться к язы ку искусства ( Сартр , Камю , Марсель ) . Экзистенциализм тесно соприкасается с религиозным восприятием мира , причем это в равной степени относится как к религиоз ному направлению экзистенциализма ( Ясперс , Марсель , Бердяев , Шестов), так и к атеистическому ( Хайдеггер , Сартр , Камю , Мерло-Понти ), поскольку важный мотив экзистенциалистского творчества - признание того , что бог умер ( " из жалости к человеку", как часто цитируют Ницше) , сопровождается утверждением невозможности и абсурдности жизни без бога . Одним из крупнейших представителей атеистического экзистенциализма является и Жан Поль Сартр . Он родился в 1905 году, образование получил в лицеях Ла-Рошели , кончил Высшую нормальную школу в Париже по отделению философии , в 1934 году ста жировался во Французском институте в Берлине . Господствовавший тогда во французской университетской культуре абстрактный идеализм Брюнсвика был бессилен что-либо противопоставить идеологии гит леризма , угрожавшего миру разрушением всех человеческих ценностей. Именно в эти годы всеобщей безысходности Сартр начал свою ли тературную и общественную деятельность . Известность Сартру принесли роман "Тошнота" (1938) и сборник рассказов "Стена" (1939) , в которых ярко проявилось мировоззрение писателя . В самое труд ное для Франции время , в годы фашистской оккупации Сартр , вер ный внутренним убеждениям , был активным участником Движения Соп ротивления ; тогда им была написана основная философская работа "Бытие и ничто", ставшая его докторской диссертацией . Но попу лярность Сартр приобрел в послевоенные годы , когда он , совмещая общественную и литературную деятельность (Сартр был основате лем и директором журнала "Les Temps Modernes", участником много численных движений и организаций) , проявил себя как писатель и драматург , автор романной трилогии "Пути к свободе"(1945-1949), ряда пьес и автобиографической повести "Слова"(1964) , принесшей ему высшее официальное признание - Нобелевскую премию ( от которой Сартр поспешил отказаться , не желая связывать свое имя с иде ологически ангажированным институтом ) . На закате своего творческого пути Сартр все более заметно склонялся к левым , социалистическим идеям , однако это не помешало ему выступить с критикой марксизма как догматического , материалистического учения ("Марксизм и экзистенциализм") . Независимая жизненная позиция , бу нтарский дух Сартра достаточно убедительно отражают его фило софское мировоззрение , которое внесло значительный вклад в развитие экзистенциализма . При этом идеи Сартра достаточно точно вписываются в рамки базовой теории экзистенциализма , поэтому, прежде чем рассматривать вклад французского философа как таковой , в методологическом плане представляется целесо образным дать общий анализ основных положений экзистенциализма . Экзистенциализм как целостное учение строится на принци пиально новом понятии такой категории , как бытие . Экзистенци алисты стремятся понять бытие как нечто непосредственное и преодолеть интеллектуализм как традиционной рационалистической философии , так и науки , предполагающей опосредование - этот основной принцип мышления . Бытие , согласно экзистенциалистам , не есть ни эмпирическая реальность , данная нам во внешнем восприятии , ни та система связей , которая конструируется научным мышлением , ни мир умопостигаемых сущностей , познание которого составляло задачу классического рационализма ; во всех этих случаях проводится раз личие и даже противопоставление субъекта объекту . Преодоление этой противоположности объекта и объекта , если оно допускается , как , например , у Спинозы или Гегеля , для рационалистов возможно лишь в мышлении и является конечным пунктом , целью их философствования . Экзистенциализм рассматривает бытие как некую изначальную непосредственную , нерасчлененную целостность субъекта и объекта ; познаваемое и познающее в их целостности должны совпасть , и бытие может быть постигнуто только через самое себя . При этом в качестве изначального и подлинного бытия выступает переживание субъектом своего "бытия- в-мире". Таким образом , бытие здесь дано непосредственно , в виде собственного бытия - существования , то есть экзистенции . Для описания структуры экзистенции экзистенциа листами был использован феноменологический метод Гуссерля - в качестве структуры сознания выделялась его направленность на другое , интенциональность . В атеистическом варианте экзистенциализма , теоретиком которого был , в частности Сартр , экзистенция определяется как бытие , направленное к ничто и сознающее свою конечность . Структура экзистенции описывается в виде набора моду сов человеческого существования . Такие модусы экзистенции , как забота , страх , решимость , совесть определяются через смерть , как способ соприкосновения с ничто . Поэтому именно в пограничной ситуации человек прозревает экзистенцию как глубочайший корень своего существа . Важнейшим свойством экзистенции является выхождение за свои пределы , или трансцендирование . С точки зрения религиозного экзистенциализма , трансцендентное - это бог , и хотя он не познаваем , но все духовное творчество есть выражение стремления к богу , попытка выразить его , хотя и терпящее крушение из за невозможности адекватного постижения бога . А продукты это го творчества есть ни что иное , как шифры трансценденции . Экзистенциалисты-атеисты , в свою очередь , определяют трансценденцию как ничто , как глубочайшую тайну экзистенции . Социальный смысл учения об экзистенции и трансценденции раскрывается в экзистенциалистских концепциях личности и свободы . Личность , как ее видят экзистенциалисты , является самоцелью , а коллектив при этом выступает лишь как средство , обеспечивающее возможность материального существования составляющих его индивидов ( поскольку развитая экономика предполагает объединение коллективных усилий ). А общество в целом призвано обеспечивать возможность свободного духовного развития каждой личности , гарантируя ей пра вовой порядок , ограждающий личность от посягательств на ее свободу . Но роль общества , по мнению экзистенциалистов , остается , в сущности , отрицательной : свобода , которую оно может предоставить индивиду , является лишь частным ее проявлением - свобода эко номическая , политическая и т. д. Подлинная же свобода начинается по ту сторону социальной сферы , в мире духовной жизни лично сти , где индивиды сталкиваются не как производители материальных благ и не как субъекты правовых отношений , а как экзистенции. Общество таким образом лишь ограничивает личность . Экзистенциализм перемещает центр тяжести с родового , общественного на единичного человека . При этом , однако , для религиозного экзистенциализма важен индивидуум не сам по себе , а лишь постольку , поскольку он есть "явленность трансцендентального". В этой связи вводится различие индивидуальности и личности . По словам Бердяева "личность предполагает существование сверхличного , того , что ее превосходит и к чему она поднимается в своей реализации . Личности нет , если нет бытия выше ее стоящего . Тогда есть лишь индивидуум , подчиняемый роду и обществу , тогда природа стоит выше человека и он лишь часть ее . " Экзистенциализм различает в человеке как бы несколько слоев : природный ( биологический и психологический ) , изучаемый естественными науками и составляющий его природную , эмпирическую индивидуальность; социальный , изучаемый социологией ; духовный , являющийся предметом изучения истории и философии ; и , наконец , экзистенциальный , который не поддается научному познанию и может быть лишь "освещен" философией . Рассматривая проблему свободы , экзистенциализм отвергает как рационалистическую просветительскую традицию , сводящую свободу к познанию необходимости , так и гуманистическую , для которой свобода состоит в раскрытии задатков человека , раскрепощении его "сущностных" сил . Свобода в понимании экзистенциалистов - это сама экзистенция , экзистенция - это и есть свобода . Поскольку же стру ктура экзистенции выражается в направленности вовне , в трансцен дировании , то понимание свободы различными представителями экзис тенциализма определяется их трактовкой трансценденции , которая в сущности и является "обиталищем" человеческой свободы . Для религиозных экзистенциалистов это означает , что только в боге можно обрести свободу . В этом смысле экзистенциалисты по-новому выразили понятие свободы воли , возрождая кантовский категорический императив . В духе Канта экзистенциалисты подчеркивают , что человек отличается от всех природных существ способностью выбирать самого себя и нести ответственность перед самим собой за свой выбор ; более того , выбирая себя , человек тем самым выбирает и все человече ство , так что выбор - не просто его частное дело . Однако у Канта человек должен выбирать себя по закону морального долга, а в атеистическом варианте экзистенциализма он не имеет ника кого содержательного критерия выбора : он выбирает себя перед лицом непознаваемого трансцендентного ничто . Так , по Хайдеггеру, выбор своего Я предполагает поставить себя перед самой после дней возможностью своего бытия - смертью . Тем самым человек освобождается от власти сущего , от предметного и социального мира, и оказывается перед лицом бытия , которое есть ничто . Поскольку подлинное бытие и его "принципы" не могут быть сформулированы в виде общезначимых моральных требований , постольку человеку нич то не может облегчить задачу выбора . Однако бытие , по Хайдеггеру , "говорит" человеку в минуту самого глубокого молчания , и только актом своего выбора перед лицом ничто человек обнаруживает - для себя и мира , что ему "сказалось" в этом молчании . В религиозном экзистенциализме выбор происходит перед лицом бога . Согласно Бердяеву , подлинный выбор - это выбор в себе образа "божьего" , который составляет сущность личности , но является скрытым для самого индивида , пока он живет в мире "обыденности". Но поскольку в религиозном экзистенциализме бог выступает лишь в своих отрицательных определениях , то в такой трактовке свободы выбора нельзя найти какого-либо содержательного критерия , за что экзистенциализм подвергается критике со стороны
традиционного христианства .
Характерна в этом отношении экзистенциалистская трактовка такого важного понятия нравственной философии , как совесть . Поскольку экзистенциализм не устанавливает содержательных критериев добра и зла , т. е. не строит систему нравственной философии , постольку совесть определяется им как призыв экзистенции выбрать себя подлинно , найти себя . Совесть не есть призыв быть добрым и избегать зла - она есть призыв быть самим собой , а не "другим", не "посторонним". Быть свободным - значит не поступать и не думать так , как поступают и думают все . Быть свободным , быть экзис тенцией значит быть самим собой , поэтому , по слова Сартра "человек обречен быть свободным . Свобода предстает в экзистен циализме как тяжелое бремя , которое должен нести человек , поскольку он личность . Он может отказаться от своей свободы, перестать быть самим собой , стать "как все" , но только ценой отказа от себя как личности . Мир , в который при этом по гружается человек , носит у Хайдеггера название "ман" ( man неопределенно-личное местоимение , аналогичное "всеемству" Достоевс кого ) ; это безличный мир , в котором все анонимно , в кото ром нет субъектов действия , а есть лишь объекты действия ; это мир , в котором никто ничего не решает , а потому и не несет ни за что ответственности , мир всеобщей круговой поруки . У Бердяева этот мир носит название "мира объекти вации" , признаками которого являются : ".... 1) отчужденность объекта от субъекта ; 2) поглощенность неповторимо - индивидуального , личного общим , безлично - универсальным ; 3) господство необходи мости , детерминации извне , подавление и закрытие свободы ; 4) приспособление к массивности мира и истории , к среднему человеку , социализация человека и его мнений , уничтожающая оригинальность . " Единственный способ преодоления этого мира , - учит экзистенциализм , - самому стать личностью , перестать жить в соответствии с внешними принципами . Однако быть свободным гораздо труднее , чем отказаться от свободы : в век всеобщей унификации и тотальной социализации остаться неунифицированным , в век полного отчуждения остаться неотчужденным , в век всеобщего безверия ос таться верным вере как таковой , в то же время не имея действительно живой и конкретной веры , неимоверно трудно . Это значит все время идти против течения , быть обреченным на нонкомформизм , быть вечным аутсайдером в этом мире . Знать , что нет сословия или класса , внутри которого ты будешь "своим", что нет такого уголка на земном шаре , где не пришлось бы жить, постоянно сопротивляясь принятым нормам жизни , что нет такой "позитивности" , с которой можно себя отождествить - это и значит жить "перед лицом ничто", будет ли это ничто именем неведомого бога или названием действительной пустоты . Поэтому под знамя экзистенциализма встают и те , кто ищет нового , неведомого бога, и те , кто ничего не ищет , а лишь предает анафеме все су ществующее . Таков общий настрой постоянно ищущего , отрицающего , неудовлетворенного и "безблагодатного", по выражению Бердяева , экзи стенциализма . С особенно страстным пафосом этот настрой проявился в творчестве Жана Поля Сартра , наверное , самого атеисти ческого , левого и пессимистического из экзистенциалистов . Миропо нимание Сартра сформировалось в мире , зашедшем в тупик , абсурдном , где все традиционные ценности рухнули . Первый акт философа должен был , следовательно , быть отрицанием , отказом , чтобы выбраться из этого хаотичного мира без порядка и цели . Отстраниться от мира , отвергнуть его - это и есть в человеке специфически человеческое : свобода . Выражаясь словами самого Сартра , вся его система взглядов строится на двух постулатах экзистенциа лизма . Во-первых , в качестве отправной точки Сартр воспринял формулу Достоевского "если бога нет , все позволено", дав ей до статочно широкое толкование : " В самом деле , все позволено , ес ли бога не существует . И следовательно , человек покинут , бес помощен , потому что ни в себе , ни вовне ему не на что опереться . Прежде всего , у него нет оправданий . Если бога не существует , мы не имеем перед собой каких-либо моральных ценностей или повелений , которые оправдывают наши поступки . Не мо жет быть больше добра a priopi , так как нет бесконечного и совершенного разума , чтобы его мыслить . И нигде не записано, что добро существует , что нужно быть честным , что нельзя лгать, и это именно потому , что мы находимся в такой плоскости , где есть только люди . Мы одиноки , и нам нет извинений . " Во- -вторых , Сартр отталкивается в своих рассуждениях от известного экзистенциалистского принципа "существование предшествует сущности ". Суть этого принципа Сартр раскрывает достаточно подробно : " Атеистический экзистенциализм учит , что если бога не существует , то есть по крайней мере одно такое существо , у которого существование предшествует сущности , существо , которое начинает существовать прежде , чем его можно определить каким-либо понятием . Этим существом и является человек , или , как говорит Хайдеггер, человеческая реальность . Что означает здесь , что существование предшествует сущности ? Это значит , что человек сначала существует , оказывается , появляется в мире и только потом он определяется . В представлении экзистенциалиста человек потому не поддается определению , что он первоначально ничего собой не представляет . Он станет человеком лишь позже и станет таким человеком , каким он сам себя сделает . Таким образом , нет человеческой природы , как нет и бога , который бы ее изобрел . Но человек не только таков , каким он себя представляет , но таков, каким он проявит волю стать , и поскольку он представляет се бя после того , как уже начал существовать , и проявляет волю после этого прорыва к существованию , то человек есть лишь то, что он сам из себя сделает . Человек - это существо , которое устремляется навстречу будущему и сознает , что оно себя проектирует в будущее . Человек - это прежде всего замысел , который живет своей собственной жизнью . Ничто не существует до этого замысла , ничего нет на сверхчувственном небе , и человек станет прежде всего тем , чем он запроектировал быть ". Это высказывние, несмотря на кажущуюся пространность , является очень важным для понимания дальнейших построений экзистенциалистской теории Сартра . Полагая человека единственным источником воли , Сартр справедливо связывает эту волю с ответственностью : " Но если действительно существование предшествует сущности , то человек ответствен за то, что он есть . Таким образом , первым делом экзистенциализм дела ет каждого человека собственником того , что он есть , и возлагает на него полную ответственность за его существование .... Но когда мы говорим , что человек ответствен за себя , то это не значит , что он отвечает только за свою собственную личность . Он отвечает за всех . Выбирая себя , человек выбирает всех лю дей . Нет ни одного такого нашего действия , которое , создавая из нас человека , каким мы хотим быть , не создавало в то же время образ человека , такого , каким он , по нашим представлениям должен быть . Выбор того или иного означает в то же время утверждение ценности того , что мы выбираем , так как мы ни в коем случае не можем выбрать дурное . " Таким образом , концепция свободы воли развертывается у Сартра в теории "проекта", согласно которой индивид не задан самому себе , а проектирует , "собирает" себя в качестве такового . Поэтому трус , например , ответствен за свою трусость , и "для человека нет алиби". Экзистенциализм Сартра стремится заставить человека осознать , что он полностью в ответе за самого себя, свое существование и окружающее , ибо исходит из утверждения , что , не будучи чем-то заданным , человек постоянно строит себя посредством своей активной субъективности , "проекта", "выбора". Не малую роль в этом играет воображение , в котором открывается существенный акт сознания : суть его в том , чтобы отстраниться от данного мира "в себе" и оказаться в присутствии того , что отсутствует . "Акт воображения магический акт : это колдовство , за ставляющее появиться вещь , которая желательна ". Строя в своем воображении проекты самого себя , человек оказывается "впереди , по зади себя , никогда - сам ". А экзистенция и есть постоянно жи вой момент деятельности , взятый в виде внутрииндивидуального состояния , субъективно . Но экзистенциализм Сартра не находит иной основы , из которой человек мог бы развить себя в качестве подлинно самостоятельного субъекта , кроме абсолютной свободы и внутреннего един ства "проектирующего я". В этом своем возможном развитии личность одинока и лишена опор . Место активной субъективности в мире , ее онтологическую основу Сартр обозначает как "ничто". По мысли Сартра , ".... человек , без всякой опоры и без всякой помощи , осужден в каждый момент изобретать человека", и тем самым "человек осужден на свободу". Но тогда основой подлинности могут быть только иррациональные силы человеческого под полья , природа самого индивида , его уникальные биологические зависимости , события и травмы глубокого детства , довлеющие над индивидом , как рок . Определяющие человеческое поведение интуиции, подсказки подсознательного , безотчетные душевные порывы и рационально неосмысленные решения неминуемо приводят к пессимизму или к агрессивному своеволию индивида : "История любой жизни есть ис тория поражения". Появляется мотив абсурдности существования : "Абсурдно , что мы рождаемся , и абсурдно , что мы умираем ". Человек , по Сартру , - бесполезная страсть . Сартр , несомненно , понимал , насколько тяжел груз свободы для человека , не имеющего внутренней опоры , подавленного насле дием подсознательного , постоянно мучимого чувством тревоги и страха перед самим собой . И он не стоил иллюзий насчет способности человека быть действительно свободным - тем более , что действительность могла развеять любые иллюзии . Поэтому неудивительно, что все произведения Сартра пронизаны критикой и неприятием окружающего мира . Индивида в современном обществе Сартр понимает как отчужденное существо , возводя это конкретное состояние в метафизический статус человеческого существования вообще . Всеобщее значение космического ужаса приобретают у Сартра отчужденные формы человеческого существования , в которых индивидуальность стандартизирована и отрешена от исторической самостоятельности , подчинена массовым , коллективным формам быта , организации , государства , стихийным экономическим силам , привязана к ним также и своим рабским сознанием , где место самостоятельного критического мышления занимают общественно принудительные стандарты и иллюзии , требования общественного мнения и безличной "молвы" и где даже объективный разум науки представляется отделенной от человека и враждебной ему силой . Отчужденный от себя человек , обреченный на неподлинное существование , не в ладу и с вещами природы - они глухи к нему , давят его своим вязким и солидно-неподвижным присутст вием , и среди них может чувствовать себя благополучно устроенным только общество "подонков", человек же испытывает "тошноту". Жить в этом обществе , по мнению Сартра , как живет в нем "дово льное собой сознание", можно лишь отказавшись от себя , от личности подлинной , от решений и выбора , переложив последние на чью-либо анонимную ответственность - на государство , нацию , расу , семью , других людей . Но и этот отказ - ответственный акт лично сти , ибо человек обладает свободой воли всегда . Неся критическую оценку мироустройстройства , экзистенциализм Сартра так и не смог предложить достаточно определенных пу тей его преобразования. Именно эта неконструктивность и оказа лась самым слабым местом экзистенциализма, что и определило его дальнейшую судьбу.
|