Зарождение философской традиции - (реферат) Зарождение философской традиции - (реферат)
Зарождение философской традиции - (реферат) РЕФЕРАТЫ РЕКОМЕНДУЕМ  
 
Тема
 • Главная
 • Авиация
 • Астрономия
 • Безопасность жизнедеятельности
 • Биографии
 • Бухгалтерия и аудит
 • География
 • Геология
 • Животные
 • Иностранный язык
 • Искусство
 • История
 • Кулинария
 • Культурология
 • Лингвистика
 • Литература
 • Логистика
 • Математика
 • Машиностроение
 • Медицина
 • Менеджмент
 • Металлургия
 • Музыка
 • Педагогика
 • Политология
 • Право
 • Программирование
 • Психология
 • Реклама
 • Социология
 • Страноведение
 • Транспорт
 • Физика
 • Философия
 • Химия
 • Ценные бумаги
 • Экономика
 • Естествознание




Зарождение философской традиции - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    Московская Государственная Академия Водного Транспорта
    ДОКЛАД
    ПО ФИЛОСОФИИ
    На тему: “Зарождение
    филосовской традиции”
    студента группы СМ-51
    Комардина Д. В.
    Москва
    2000

Древнеиндийская культура –ровесница древних культур Месопотамии и Египта, у нее свои колоритные особенности и свои непреходящей ценности приобретения, которые позволяют нам говорить о том, что она в своем начальном духовном развитии уже в давние времена пошла дальше своих“сестер”, а ее разностороннее значение для мировой цивилизации далеко не исчерпано до сих пор.

Первым среди дошедших до нашего времени литературных памятников Индии — это же и первый памятник религиозно-философской мысли — были Веды. В периоде с санскритского языка на русский это слово означает “знание”, но это знание особого рода —оно подразумевает откровение, то есть сообщение для посвященных. Это собрание гимнов, молитв, жертвенных формул, заклинаний и т. п.

    Веды распадаются на четыре сборника:

“РИГ-ВЕДА” (обычно пишется слитно) — Беда гимнов, то есть хвалебных стихов, обращенных преимущественно к богам (“риг”, или “рич”, на санскрите — песнь, гимн; “риши” — легендарные собиратели и составители Вед, стихотворцы, мудрецы); “САМА-НЕДА” —Веда песен, то есть ритуальных песнопений, канонических ритуальных текстов, расположенных в определенном порядке для литургических целей и снабженных ритуальной нотацией (почти все они совпадают с текстами“Ригведы”, но оснащены необходимыми комментариями в соответствии с религиозно-нормативными требованиями);

“ЯДЖУР-ВЕДА” —Веда жертвоприношений, собрание жертвенных молитв и формул в стихах и прозе, а также ритуальных указаний;

“АТХАРВА-ВЕДА” —Веда заклинаний, собрание представленных стихами заговоров, заклинаний против болезней и злых духов, проклятий и благословений, а также правил лечения травами.

Совокупность религиозно-философских представлений и правил ритуальных обрядов, охватываемых этими сборниками, и составляет содержание ведизма как особой формы миропонимания и священнодействия.

Отсюда и выражения: “ведическая культура”, “ведическая литература” —как конкретный этап в духовной истории Древней Индии. Важнейшими из сборников считаются первый и последний.

Самая ранняя по времени составления (1200— 1000 гг. до н. э. ) и самая большая по объему из Вед — “Ригведа”, содержащая 1028 гимнов, более 10 500 стихов. Она делится на десять книг (мандал, что означает буквально“круг”, “цикл”). Основное содержание —восхваление богов и сил природы, причем последние тоже представали как божества мудрые, милосердные, всеведущие и справедливые. К ним обращались с просьбами и мольбами, а чтобы умилостивить их, приносились им жертвы; считалось, что все человеческое благополучие зависит от этих жертв.

Гимны создавались, очевидно, в отдельных родо- племенных группах и, возможно, поначалу представляли собой плод коллективного творчества. По-видимому, понадобилось пройти многим столетиям, чтобы составленные в разное время и в разных местах“риги”, как говорится, отстоялись и были сведены в особые сборники: САМХИТЫ.

Затем тексты стали обрастать комментариями, толкованиями и дополнениями ритуального, магического и философского порядка и появились следующие сборники:

БРАХМАНЫ —своего рода руководства к выполнению обрядов; здесь же мы находим и наставления домохозяевам, а также множество преданий и исторических рассказов, сведения о развитии городов и ремесел, укреплении кастовой системы, начатки грамматических и астрономических знаний и т. д. ,

АРАНЬЯКИ (от “аранья” — лес) —тексты со специальными толкованиями для отшельников, обитавших в лесах и горах, и

УПАНИШАДЫ —собственно философская часть Вед; это собрания философских размышлений на разные темы разных авторов в разное время) они охватывают довольно большой исторический период, и их обычно делят на“ранние” и “поздние”, дав им свои названия.

Словосочетание “упанишада” в переводе означает “сидящий рядом”, как бы намекая на ученика, сидящего рядом со своим наставником и слушающего его поучения; в самих текстах“упанишады” часто означают “тайное учение” —не потому ли, что содержание казалось малопонятным и нуждающимся в разъяснении? Или в этом намок на дозволенность чтения лишь определенному социальному слою? Заметим, что словом “брахманы” называли также одну из крупнейших каст в Древней Индии –исполнителей жертвоприношений, знатоков и толкователей Вед. Этим словом в древнеиндийских религиозном умозрении и исходящих из него учений обозначали высшую объективную реальность, безличное духовное начало, из которого возникает мир со всем, что в нем находится.

Самхиты, брахманы, араьяки и упанишиды вместе образуют целостный канон ведического философско- религиозного сознания, подобно Библии у христиан и Корану у мусульман.

По отношению к ним в Индии употребляется выражение “шрути”, то есть “услышанное”- это свидетельствует о том, что ведийские тексты долгое время не записывались и не читались, а произносились и слушались.

Действительно, хотя санскритская письменность существовала уже, по крайней мере, к началу второй половины I тысячелетия до н. э. , в своей религиозной функции Веды передавались по памяти и изначально распространялись среди исповедующих их догмы только в устной форме.

Составители первых самхит руководствовались желанием сохранить гимны от искажения или забвения.



      ©2010