Основные законы материалистической диалектики - (реферат) Основные законы материалистической диалектики - (реферат)
Основные законы материалистической диалектики - (реферат) РЕФЕРАТЫ РЕКОМЕНДУЕМ  
 
Тема
 • Главная
 • Авиация
 • Астрономия
 • Безопасность жизнедеятельности
 • Биографии
 • Бухгалтерия и аудит
 • География
 • Геология
 • Животные
 • Иностранный язык
 • Искусство
 • История
 • Кулинария
 • Культурология
 • Лингвистика
 • Литература
 • Логистика
 • Математика
 • Машиностроение
 • Медицина
 • Менеджмент
 • Металлургия
 • Музыка
 • Педагогика
 • Политология
 • Право
 • Программирование
 • Психология
 • Реклама
 • Социология
 • Страноведение
 • Транспорт
 • Физика
 • Философия
 • Химия
 • Ценные бумаги
 • Экономика
 • Естествознание




Основные законы материалистической диалектики - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    НОВЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
    КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ
    Р Е Ф Е Р А Т
    На тему:
    ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ДИАЛЕКТИКИ
    Студентки Э4 А3
    Зайцевой Татьяны Юрьевны
    Москва, 1994 год
    - 2
    С О Д Е Р Ж А Н И Е Р Е Ф Е Р А Т А :

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЕ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ ............................

    I. ЗАКОН ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ .........
    1. Единство и борьба противоположностей .........
    ДИАЛЕКТИКА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ И КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ .

I. КАЧЕСТВО И СВОЙСТВА ...........................................

    II. ЗАКОН ПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В

КАЧЕСТВЕННЫЕ ......................................................

    1. Понятие о качестве и количесте ..................
    2. Переход количественных изменений в
    качественные - закон развития ...................

3. Скачки ......................................................

    "ОТРИЦАНИЕ ОТРИЦАНИЯ"
    ЦИКЛИЧНОСТЬ И ПОСТУПАТЕЛЬНОСТЬ ИЗМЕНЕНИЙ ................

I. ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ ..................................

    1. Диалектическое отрицание и его роль в

развитии ...................................................

    а) диалектическое и метафизическое понима
    ние отрицание .......................................
    2. Прогрессивный характер развития ................
    а) развитие как прогресс ...........................
    б) спиралевидный характер развития ............
    - 3
    ДИАЛЕКТИЧЕСКИЕ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ
    Обобщение повседневных жизненных наблюдений, опытных фак

тов, полученных в различных науках, а также общественно-исто рической практики, показало, что явлениям действительности присущ полярный характер, что в любом из них можно найти про тивоположности. В математике - плюс и минус, возведение в сте пень и извлечение корня, дифференцирование и интегрирование; в физике - положительные и отрицательные заряды; в механике притяжение и отталкивание, действие и противодействие; в жимии - анализ и синтез химических веществ, ассоциация и диссоциа ция; в биологии - ассимиляция и диссимиляция, наследственность и изменчивость, жизнь и смерть, здоровье и болезнь; в физиоло гии высшей нервной деятельности - возбуждение и торможение таков беглый перечень противоположностей, открываемых наукой. Открытие противоречивых, взаимоисключающих, противополжных тенденций в самых различных явлениях и процессах имело принци пиальное значение для формирования диалектико-материалистичес кого миропонимания, для осмысления процессов изменения, разви тия.

    Противоположными называют такие свойства предметов (явле

ний, процессов), которые в некоторой школе занимают "предель ные", крайние места. Примеры противоположностей: верх - низ, правое - левое, сухое - мокрое, горячее - холодное и т. д. Под диалектическими противоположностями понимаются такие стороны, тенденции того или иного целостного, изменяющегося предмета (явления, процесса), которые одновременно взаимоисключают и взаимопредполагают друг друга.

    Дилектическим противоположностям присуще единство, взаи

мосвязь: они взаимодополняют друг друга, взаимопроникают, сложным образом взаимодействуют между соой. Отношение между диалектическими противоположностями всегда носит динамичный характер. Они способны переходить одна в другую, меняться местами и т. д. Их взаимное изменение приводит рано или поздно к изменению самого предмета, сторонами которого они являются. А в результате азрушения их связи они перестают быть противо положностями по отношению друг к другу. Таким образом, о диа лектических противоположностях бессмысленно говорить порознь, вне их противоречивого единства в рамках некоторого целого. Например, атом представляет собой единство двух его необ

ходимых составляющих: положительно заряженного ядра и отраца тельно заряженного электрона (если говорить о простейшей структуре атома, то есть об атоме водорода). Очевидно, что их единство, взаимосвязь определяют целостность атома. При ее разрушении и ядро атома, и электрон превращаются в объекты, существующие уже иным образом, в каких-то связях. Соответс твенно, они перестают быть противоположностями - сторонами противоречивого единства атома.

    В столкновении противополоных сил, тенденций осуществля

ются процессы изменения, развития как и вобществе (где это об наруживается в достаточно наглядной форме), так и в живой и неживой природе, если последнюю рассматривать в процессе ее эволюции, возрастания сложности и организованности. Сложное, подвижное отношение между противоположностями было названо ди алектическим противоречием. Иначе говоря, термин "единс тво-и-борьба противоположностей" и "диалектическое противоре

    - 4
    чие" заключают в себе одно и то же содержание.
    Правда, надо учитывать, что если в общественной жизни

борьба противоположностей в философском смысле может быть от несена и к реальной борьбе социальных групп, людей, столкнове нию их реальных интересов и т. д. , то применительно к природе, к сознанию (да во многом и к обществу) слово "борьба" не сле дует понимать буквально. Нелепо быль бы думать, например, что при решении математических задач "борются" операции сложения и вычитания, возведения в степень и извлечения корня, что в про цессе обмена веществ "борются" процессы ассимиляции и диссими ляции веществ и т. д. Очевидно, что термин "борьба противопо ложностей" по отношению ко всем этим явлениям имеет специаль ный смысл, что слово "борьба" употребляется метафорически и что, пожалуй, лучше употреблять его не отдельно, а в составе формулы "единство-и-борьба противоположностей".

    В истории культуры издавна существовали концепции, в ко

торых признавалась такая полярность (борьба противоположнос тей), но трактовалась в духе взаимодополнительности, взаимоу равновешенности, нахождения известного баланса противоположных сил. В частности, это было характерно для мифологического соз нания и для тесно связанных с ним ранних философских систем. Основополагающие полярности, так называемые банарные оппозиции (типа низа и верха, света и тьмы, добра и зла, правого и лево го, женского и мужского начал), являлись для мифологического сознания принципами как бы некоего вселенского "гомеостаза", то есть постоянно воспроизводящихся циклов нарушения и восста новления равновесия между этими полярностями.

    Английский философ К. Поппер писшет: "Если мы приглядимся

немного к этим так называемым противоречивым фактам, то обна ружим, что все примеры, предложенные диалектиками, подтвержда ют всего-навсего то, что в мире, в котором мы живем, проявля ется иногда структура, которую можно, пожалуй, описать с по мощью слова "полярность". Пример такой структуры - существова ние положительного и отрицательного электричества".

    Но все дело в том, что диалектика вовсе не ограничивается

фиксацией таких полярностей, а стремится понять их "пульса цию", дающую ключ к уяснению сложных, динамичных, живых про цессов существования, изменения и развития всего сущего. Соот ношение противоположностей подвижно. Усиление или ослабление (разрушение) одной из сторон ведет к изменению ее роли, значи мости в рамках противоречивого единства изменяющегося, разви вающегося предмета и, соответственно, влияет на роль и значе ние, "удельный вес" другой противоположности, их напряженного противоречивого единства в целом, его баланса, дисбаланса и т. д. Одним словом, здесь открывается целый комплекс нелегких, но важных проблем.

    I. ЗАКОН ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ
    Закон единства и борьбы противоположностей В. И. Ленин наз

вал сутью, ядром диалектики. Этот закон раскрывает источники, действительные причины вечного движения и развития материаль ного мира. Знание его имеет основополагающее значение для по нимания диалектики развития природы, общества и мышления, для науки, практической революционной деятельности.

    Анализ противоречий объективной действительности, раскры
    - 5

тие их природы - важнейшее требование всякого научного иссле дования и практического действия.

    1. Единство и борьба противоположностей
    Каждый из нас не раз имел дело с самым обыкновенным маг

нитом и хорошо знает, что его главным отличительным признаком является наличие таких взаимоисключающих, но связанных нераз рывно сторон, как северный и южный полюсы. Как бы мы ни пыта лись отделить северный полюс магнита от южного, нам это сде лать не удастся. Разрезанный пополам, на четыре, восемь и т. д. частей магнит все же будет обладать теми же двумя полюсами. Противоположности и есть те внутренние стороны, тенден

ции, силы предмета, которые исключают, а вместе с тем и пред полагают друг друга. Отношение неразрывной взаимосвязи этих сторон составляет единство противоположностей.

    Противоречивые стороны заключены во всех предметах и яв

лениях. Все они представляют собой органическую связь, нераз рывное едниство противоположностей. Противоречивы не только элементарные частицы, но и образованный из них атом. В центре его находится положительно заряженное ядро, вокруг которого движутся отрицательно заряженные электроны. Химический процесс - это противоречивое единство ассоциации (соединения) и диссо циации (разъединения) атомов.

    Противоположности имеют место и в живых организмах. Нас

ледственность - это тенденция организма сохранять приобретен ные по наследству свойства, изменчивость же - это его способ ность вырабатывать новые свойства, совершенствоваться, разви ваться.

    Психическая деятельность человека характеризуется проти

воположными процессами возбуждения и торможения, концентрации и иррадиации (распространения) возбуждений в коре больших по лушарий головного мозга.

    Противоречивые стороны присущи и процессу познания. Чело

век пользуется такими противоположными и взаимосвязанными при емами исследования, как индукция и дедукция, анализ и сентез и др.

    Таким образом, противоречивость предметов и явлений мира

носит всеобщий, универсальный характер. В мире нет предмета или явления, которые не раздваивались бы на противоположности. Противоположности не только исключают, но и обязательно

предполагают одна другую. Они сосуществуют в едином предмете или явлении и друг без друга немыслимы. Мы уже отмечали нераз рывное единство противоположных полючов магнита. Столь же не разрывны ассимиляция и диссимиляция в живом организме, анализ и сентез - процессе познания. капиталистическое общество не возможно без притивоположных классов.

    Итак, мы установили, что предметы и явления есть единство

противоположностей. Каков же характер этого единства? Сосу ществуют ли противоположности в этом единстве мирно или всту пают противоречия, в борьбу друг с другом?

    Развитие самых различных предметов и явлений действитель

ности говорит о том, что противоположные стороны не могут мир но сосуществевать в едином предмете: противоречивый, взаимоис ключающий характер противоположностей с необходимостью вызыва ет борьбу между ними. Не могут не вступать в противоречия, не

    - 6

бороться старое и новое, нарождающееся и отживающее в предме тах. Противоречие, борьба противоположностей и составляет ос новной источник развития материи и сознания.

    Утверждение о том, что решающим в развитии является борь

ба потивоположностей, вовсе не умаляет значения их единства. Единство противоположностей составляет необходимое условие борьбы, так как борьба имеет место только там, где противопо ложные стороны существуют в едином предмете или явлении.

    Весь опыт развития науки и общественно-исторической прак

тики людей необпоримо свидетельствует, что источником развития является борьба противоположностей. В то же время надо иметь в виду, что борьба эта по-разному проявляется в различных облас тях материальной действительности.

    В неорганической природе имеет широкое распространение

борьба (взаимодействие) таких противоположных сил, как притя жение и отталкивание. Взаимодействие механических, электричес ких, ядерных и других сил притяжения и отталкивания играет ог ромную роль в возникновении и существовании атомных ядер, ато мов и молекул. Борьба этих сил, как это следует из современных космогонических теорий, явилась важнейшим источником возникно вения Солнечной системы.

    Современная астрономия показала также, что взаимодействие

сил притяжения и отталкивания является одним из важных источ ников тех разнообразных процессов, которые совершаются в нас тояще время в космическом пространстве. В различных областях Вселенной не существует абсолютного равновесия этих сил, одна из них обязательно преобладает. Там, где преобладает отталки вание, материя и энергия рассеиваются, звезды угасают. Там же, где верх берет притяжение, материя и энергия концентрируются, в рзультате вспыхивают новые звезды. Таким образом, в ходе борьбы, взаимодействия этих противоположных сил осуществляется вечное движение материи и энергии в космосе.

    Выше уже отмечалось, что живым организмам присущи проти

воречивые процессы ассимиляции и диссимиляции. Их борьба, вза имодействие и представляют собой специфический источник разви тия живого. Эти противоречивые процессы не могут находиться в абсолютном равновесии, один из них обязательно преобладает. В молодом организме ассимиляция берет верх над диссимиляцией, что обусловливает его рост, развитие. Когда же диссимиляция преобладает над ассимиляцией, организм стареет, разрушается. Однако в любом организме, молодом или старом, эти процессы взаимодействуют. Их взаимодействие, противоречие и есть жизнь. С прекращением этого противоречия жизнь прекращается, наступа ет смерть.

    Прогресс общественного развития также осуществляется на

основе едниства и борьбы противоположностей. Среди противоре чий общественного развития особенно большую роль играют проти воречия в материальном производстве, и прежде всего между про изводительными силами и производственными отношениями. Послед нее в классово антагонистических обществах находит свое выра жение в борьбе враждебных классов, которая приводит к социаль ной революции, замене старого общественного строя новым.

    Итак, предметы и явления раздваиваются на противоположные

стороны, они представляют собой единство противоположностей. Противоположности не просто существуют, а находятся в состоя нии постоянного противоречия, борьбы между собой. Борьба про тивоположностей составляет внутреннее содержание, источник

    - 7
    развития действительнеости.
    Такова суть диалектического закона единства и борьбы про
    тивоположностей.
    ДИАЛЕКТИКА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ И КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ
    Еще в древности греческие философы обратили внимание на

то, что незначительные, до поры до времени остающиеся незамет ными изменения того или иного предмета, накапливаясь, могут приводить к изменениям весьма заметным. Скажем, убавление чис ла песчинок в куче песка или волос на голове человека рано или поздно приводит к тому, что куча песка исчезает, а человек становится лысым. причем граница перехода одного состояния в другое здесь размыта, неуловима, в других же случаях она про черчивается резко.

    Такого рода жизненных, практических, а затем и научных

примеров можно привести великое множество. По крупицам накап ливаются, а со временем становятся весьма заметными спортивное и профессиональное мастерство, образованность мудрость. Неза метно подкрадывается к человеку старость. коварна граница пе рехода от случайных, разовых употреблений алкоголя или нарко тика к алкоголизму, наркомании. Постепенно суммируются многие вредные воздействия производства на окружающую среду. Начина ясь с безобидных доз, загрязнение воздуха, водоемов, нарастая, достигает со временем катастрофического уровня. Нагревание или охлаждение тел до опеделенной температуры меняет их агрегатные состояния.

    Гегель увидел в таких изменениях не просто любопытные

случаи, а всеобщую закономерность, получившую название закона перехода количественных изменений в качественные. В марксист ской философии этот закон получил научно-материалистическое осмысление и был применен для объяснения всевозможных явлений в природе и обществе.

    I. КАЧЕСТВО И СВОЙСТВА
    Мир многообразен. Он предстает перед человеком не скопле

нием одинаковых предметов, а как множество предметов, явлений, процессов, наделенных различными свойствами. Каждый предмет обладает не каким-то одним, а целым рядом свойств и потому имеет не одну, а множество разнообразных характеристик.

    Свойства бывают существенные и несущественные. Скажем, с

деловой точки зрения существенные не цвет глаз, рост человека, стиль его одежды; важно, какой он специалист, высок или низок уровень его профессионализма. Предметы, по тем или иным причи нам утатившие существенные свойства, не просто переходят в но вое состояние, но становятся другими предметами. Например, по терпевший аварию самолет перестает быть машиной, превращается в металлолом.

    Различают также специфические и неспецифические свойства.

Определенное значение атомного веса специфично для данного хи мического элемента, вес же вообще - общая характеристика любых

    - 8

материальных тел, находящихся в поле тяготения. Специфические свойства, присущие данному явлению, характерные для него, час то называют признаками или симптомами. Они позволяют обнаружи вать тот или иной предмет среди многих других, не обладающих такими признаками (отпечатки пальцев в ситуации преступления, характерная для данного заболевания сыпь и др. ). Некоторые свойства предмета могут видоизменяться, их можно приобретать и утрачивать. Однако есть также неотёемлемые свойства. В филосо фии их называют атрибутами. Так, предметы немыслимы без харак теристик пространства, времени, движения. Для человеческой личности атрибутивным свойством является, в частности, память. Человек, утративший память, теряет вместе с нею человеческий облик. Различаются также актуальные и потенциальные свойства. Первые уже реализованы и наблюдаются в данное время. Вторые (их называют диспозиционными) носят как бы скрытый характер и развертываются, выявляются постепенно при различных взаимо действиях данного предмета с другими. Такие свойства, как электропроводность, растворимость, человеческая отзывчивость и др. , проявляются именно таким образом.

    Предметы - это не механический набор или простая сумма

свойств, но их взаимосвязь, единство. Вот почему познание предметов требует усилия мысли - синтеза их многообразных про явлений. Устойчивая совокупность свойств предмета выражается в философии понятием качество. А множественность различных пред метов характеризуется как качественное многообразие. Свойства обнаруживаются как проявления тех или иных черт, сторон пред метов в их отношениях с другими предметами.

    Каждый предмет многогранен. Он может поворачиваться к

другим предметам и к людям разными сторонами, входить в раз личные связи с другими предметами, по-разному использоваться в человеческой практике.

    Соходства и различия свойств определяют существование ка

чественно однотиных и разнотиных групп предметов, явлений, процессов. Под качеством понимают целостную, интегральную ха рактеристику предмета (единства его свойств) в системе его связей и отношений с другими предметами. При размышлении о ка честве и свойствах предметов возникает философский вопрос: но сят ли они обёективный характер или же зависят от точки зре ния, практических целей, особенностей восприятия человека. Этот вопрос (один из многочисленных вариантов основного вопро са философии) встал перед философами давно. Вспомните харак терный для XVII-XVIII веков спор о "первичных" (плотность, протяженность, движение, вес) и "вторичных" (звук, цвет, вкус, запах) "качествах" вещей. Мыслители того времени были склонны относить к объективным лишь первую группу свойств, вторые же рассматривались как субъективные, возникающие в результате воздействия предметов на человеческие органы чувств. Это соот ветствовало механистическому взгляду на материю как совокуп ность протяженных тел, частиц, движущихся в пространстве и в разных сочетаниях - по законам притяжения и отталкивания - об разующих свевозможные вещественные предметы.

    Дальнейшие размышления о реальности или иллюзорности ка

чественного многообразия мира приели к выводу, что и "первич ные" качества воспринимаются людьми посредством органов чувств (с добавлением к ним все более совершенных приборов). И в этом смысле тяжесть, скорость перемещения, шероховатость или глад кость поверхности и все другие свойства, учитываемые в механи

    - 9

ке, в случае их чувственного восприятия людьми не менее субъ ективны, чем восприятие звуков, цветов и других "вторичных" свойств. Иначе говоря, люди телесно (а не только мысленно, ду ховно) включены в сложные взаимодействия предметов, участвуют в них. Они имеют возможность судить о свойствах, качествах ве щей по тому, как они представлены в их опыте. кант называл это "явлениями" - в отличие от характеристик "вещей самих по се бе". Приходится признать, что все свойства вещей познаются на ми в форме "субъективных образов объективного мира". Но чело веческий опыт заключает в себе реальные возможности нарастания объективных знаний о мире, о различных свойствах и качествен ном многообразии предметов. Такая возможность обеспечивается многократными контактами с предметами, притом каждый раз в иных условиях, на другой основе. Делу помогают также различные процедуры перекрестных практических проверок получаемых зна ний, их историческое накопление, суммирование усилий множества людей.

    Понятие качества выражает специфику, своеобразие больших

и малых групп предметов. Оно помогает уяснению качественных границ между природой и обществом, живой и неживой природой, твердыми телами, жидкостями и газами, растительным и животным миром и т. д. Установление качественных границ лежит в основе классиикаций минералов, растений, животных, технических уст ройств, профессий, наций и народностей. Вместе с тем качест венное многообразие мира не является застывшим, раз навсегда данным. Оно весьма подвижно. Чем же определяются качественные характеристики предметов, явлений, процессов? Для ответа на этот вопрос необходимо понятие качества соотнести с противопо ложным ему понятием количества.

    II. ЗАКОН ПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КАЧЕСТВЕННЫЕ
    Качество - такая определенность предмета (явления, проце

са), котоая характеризует его как данный предмет, одбадающий совокупностю присущих ему свойств и принадлежащий к классу од нотипных с ним предметов.

    Количество - характеристика явлений, предметов, процессов

по степени развития или интенсивности присущих им свойств, вы ражаемая в величинах и числах.

    Закон перехода количественных изменений в качественные

говорит о том, как, каким образом происходит процесс развития, каков механизм этого процесса.

    Чтобы понять существо этого закона, следует прежде всего
    выяснить, что такое качество и количество.
    1. Понятие о качестве и количестве
    Вокруг нас очень многсамых различных предметов и явлений,

причем все они постоянно движутся, изменяются. Но, несмотя на это, мы не путает эти предметы, а различаем, определяем их. Они не сливаются для нас в какую-то серую, безликую массу, а каждый из них отличается отдругих своеобразными, только ему присущими особенностями и свойствами.

    - 10
    Возьмем, наприме, такой металл, как золото. Оно обладает

характерным желтым цветом, тягучестью и ковкостью, имеет опре деленную плотность и теплоемкость, температуру плавления и ки пения. Золото не растворяется ни в целочах, ни в целом рде ки сот, химически оно малоактивно, на воздухе не окисляется. все это, вместе взятое, и отличает золото от других металлов.

    Все то, что делает предмет именно данным, а не другим

предметом, что отличает его от бесчисленного множества других, и есть его качество.

    Качеством обладают все предметы и явления. Это и позволя

ет нам определять, различать их. Чем отличается, например, жи вое от неживого? Способностью вступать в обмен с окружающей средой, целесообразно отвечать на внешние воздействия, размно жаться. Эти и некоторые другие черты и являются его качеством. Качественно различаются и общественные явления. Так, ка

питализм отличает от феодализма господство товарного произ водства, наличие капиталистической собственности, наемного труда и другие признаки.

    Качество проявляется в свойствах. Свойство характеризует

вещь с какой-либо одной стороны, тогда как качество дает представление о предмете в целом. Желтый цвет, ковкость, тягу честь и другие пизнаки холота, взятые в отдельности, являются его свойствами, а эти же свойства в их совокупности - его ка чеством.

    Кроме определенного качества каждый предмет обладает и

количеством. В отличие от качества количество характеризует предмет со стороны степени развития или интенсивности присущих ему свойств, а также его величины, объема и т. п. как правило, количество выражается числом. Численное выражение имеют разме ры, вес, объем предметов, интенсивность присущих им цветов, издаваемых ими звуков и т. д.

    Количественная характеристика присуща и общественным яв

лениям. Каждый общественно-экономический строй обладает соот ветствующим уровнем, степенью развития производства. Государс тво располагает определенными производственными мощностями, людскими, сырьевыми, , энергетическими ресурсами.

    Количество и качество едины, поскольку они представляют

собой стороны одного и того же предмета. Но между ними имеются и серьезные различия. Изменение качества приводит к изменению предмета, к превращению его в другой предмет; изменение же ко личества в известных пределах не приводит к заметному преобра зованию предмета.

    Единство количества и качества называется мерой. Мера

это своего рода граница, рамке, в которых предмет остается са мим собой. "Нарушение" меры, этого определенного сочетания ко личественной и качественной сторон, приводит к изменению пред мета, к превращению его в другой предмет. Так, мерой для ртути в жидком состоянии является температура от -39 гр. до +357 гр. При температуре -39 гр. ртуть затвердевает, а при +357 гр. на чинает кипеть, переходит в парообразное состояние.

    Мера - диалектическое единство качества и количества или

такой интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета.

    Количественная и качественная определенности присущи и
    общественным явлениям.
    - 11
    В познании и практической деятельности исключительно важ

но учитывать единство количественной и качественной сторон яв ления.

    2. Переход количественных изменений в качественные
    закон развития
    Как было сказано, изменение количества в известных преде

лах не приводит к изменению качественного состояния предмета. Но стоит только выйти за эти пределы, "нарушить" меру, как ра нее казавшиеся несущественными количественные изменения обяза тельно приведут к коренным качественным превращениям. Коли чество перейдет в качество. В процессе развития, писал К. Маркс, "чисто количественные изменения на известной ступени переходят в качественные различия".

    Переход количественных изменений в качественные - всеоб
    щий закон развития материального мира.
    Мало того, само развитие и есть прежде всего переход ко

личественных изменений в качественные, поскольку именно в про цессе этого перехода происходит движение предметов и явлений от низшего к высшему, от старого к новому.

    Чтобы раскрыть всеобщий характер этого закона, покажем
    его действие в различных областях действительности.
    Современной физикой установлено, что одни элементарные

частицчы способны превращаться в другие, качественно от них отличные. При этом процесс превращения их всегда связан с из вестными количественными накоплениями: он протекает только в том случае, если частицы обладают определенным, достаточно вы соким уровнем энергии.

    Широко распространенным появлением закона перехода коли

чественных изменений в качественные являются многочисленные превращения вещества из одного агрегатного состояния в другое (из твердого в жидкое, из жидкого в газообразное и т. д. ). Так, при нагревании воды свыше 100 град. она превращается в иное качество - пар. Пар имеет отличные от воды свойства. Он, нап ример, не обладает способностью растворять соли, сахар, тогда как в воде эти вещества растворяются.

    Закон перехода количественных изменений в качественные

особенно ярко проявляется в химических процессах. Периодичес ких закон химических элементов Д. И. Менделеева устанавливает, что качество химических элементов зависит от количества поло жительного заряда ядра их атома. До известных пределов коли чественное изменение заряда ядра не вызывает качественных из менений химического элемента, но на определенной ступени эти количественные изменения приводят к образованию нового элемен та. Так, при радиоактивном распаде с потерей атомного веса и заряда ядра уран превращается в конечном счете в качественно иной элемент - свинец.

    Химия вообще представляет собой науку о качественных

превращениях веществ, являющихся результатом количественных изменений. Молекула кислоода, например, содержит два атома, но стоит только присоединить к этой молекуле ще еодин атом кисло рода, как она превращается в качественно новое химическое ве щество - озон.

    В объективной действительности имеет место не только пе

реход количественных изменений в качественные, но и обратный

    - 12

процесс - возрастание количества под влиянием качественных из менений.

    Количественные и качественные изменения, таким образом,
    взаимосвязаны и обусловливают друг друга.
    3. Скачки
    Качественное изменение, в отличие от количественного, вы

ажается понятием скачка. Скачок - переход количественных изме нений в качественные или переход из одного качественного сос тояния в другое (в результате превышения меры).

    Примеры скачков: образование звезд и планет, в частности

Солнечной системы, возникновние жизни на Земле, формирование новых видов растений и животных, человека и его сознания, воз никновение и смена общественно-экономических формаций в исто рии человеческого общества, социальные революции.

    Один из примеров того, как накапливающиеся количественные

изменения со временем привдят к скачку (качественному измене нию), - поломка детали машины из-за "усталости металла". Мик роскопические изменения структуры находящейся под нагрузкой металлической детали в конце концов приводят к излому. Если микротрещины возникают одна за другой, их количество растет постепенно, то разрыв металлического стержня, выкрашивание зу ба шестеренки в зубчатой передаче происходит практически мо ментально, по наступлении некоторого предельного состояния ме талла. В результате нарастания температуры наступает момент свертывания белка - перехода его из жидкого в твердое состоя ние. Можно постепенно наращивать количество ядерного горючего, но при достижении определенной массы плутония происходит цеп ная ядерная реакция, взрывное высвобождение энергии. Это примеры скачков с резко выраженной границей перехода из одного качественного состояния в другое, с довольно быстрой интенсив ной, целостной перестройкой всей исходной системы. Но бывают скачки и другого типа, когда наблюдается не резкий качествен ный переход, а происходит постепенное накопление элементов но вого качества и отмирание элементов старого качества; такие "скачки" длительны, постепенны.

    "ОТРИЦАНИЕ ОТРИЦАНИЯ"
    ЦИКЛИЧНОСТЬ И ПОСТУПАТЕЛЬНОСТЬ ИЗМЕНЕНИЙ
    В философии Гегеля, согласно принципу тождества бытия и

мышлений, ритм разрешения диалектических противоречий мысли и связанных с ними диалектических отрицаний был перенесен и на бытие. В материалистической диалектике также были предприняты попытки осмыслить диалектические "противоречия" и "отрицания" в бытийных (онтологических) понятиях.

    "Отрицание" как реальный аналог логического, мысленного

отрицания (антитезиса) при этом было истолковано как непремен ный момент, многократно повторяющийся в любом процессе, где имеет место смена фаз, периодов, этапов изменения того или иного объекта.

    В отличие от метафизически толкуемого "отрицания", под

черкивающего разрыв, противоположность черт предыдущего и пос

    - 13

ледующего этапов изменений, диалектическое "отрицание" предпо лагнает связь, переход от одного этапа к другому. Диалектичес кое "отрицание" включает в себя триединый процесс:

    деструкции (разрушения, преодоления, изживания) прежнего,
    комуляции (его частичного сохранения, преемственности,
    трансляции) и
    конструкции (формирования, созидания нового).
    Первый момент - преодоление пройденного, его "сбрасыва

ние" изживание - обеспечивает необходимую почву для следующей фазы данного процесса. Но сама по себе деструкция, возобладай она, отбрасывала бы процесс вспять, разрушала бы предпосылки продвижения к последующим фазам. Нормальное продолжение про цесса, его связь, единство, целостность обеспечиваются вторым моментом - сохраняемостью, преемственностью. Без этого условия процесс всякий раз возвращался бы к исходной точке, а потому в целом напоминал бы некое "топтание на месте", а то и вообще становился бы невозможным. Нарастание процесса движение его к новым фазам требует также третьего момента - новаций (формиро вание качественно новых связей, функций, черт).

    Реальным аналогом "отрицания отрицания" и в природе, и в

обществе служат, в частности, "спиралевидные" процессы, соче тающие в себе цикличность, относительную повторяемость и пос тупательность. Циклических поцессов - различных циклов, круго оборотов - существует в мире великое множество. Цикличность формирования и гибели, рождения и смерти, обновления и старе ния и т. д. проявляется во всех процессах природных и общест венных изменений. Глубокие дгадки заключены и в мыслях и про тивоборстве противоположностей, ритмическом чередовании их сбалансированности, гармонизации и нарушении равновесия как постоянно воспоизводящихся циклах. Эти высказывавшиеся еще в древности догадки в дальнейшем развитии диалектики были уточ нены, получили свое развитие. идея цикличности была дополнена идеей поступательности прорыва, преодоления исходного уровня бытия, выхода за рамки того, что существовало на предыдущем уровне, формирования качественно новых уровней бытия. В мате риалистической диалектике отношение противоположностей толку ется не просто как чередование нарушений и восстановлений их равновесия, но и как их ассиметрия, приводяцая к направленному поступательному изменению, развитию.

    I. ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ
    Закон отрицания отрицания раскрывает общее направление,
    тенденцию развития материального мира.
    Чтобы понять сущность и значение этого закона, нужно

прежде всего выяснить, что такое диалектическое отрицание и каково его место в развитии.

    - 14
    1. Диалектическое отрицание и его роль в развитии
    В любой области материальной действительности постоянно

происходит процесс отмирания старого, отжившего свой век и возникновения нового, передового. Замена старого новым, отми рающего нарождающимся и есть развитие, а само преодоление ста рого новым, возникающим на основе старого, и называется отри цанием.

    Термин "отрицание" в философию ввел Гегель, но он вклады

вал в него идеалистический смысл. С его точки зрения, в основе отрицания лежит развитие идеи, мысли.

    Маркс и Энгельс, сохранив термин "отрицание", истолковали

его материалистически. Они показали, что отрицание представля ет собой неотъемлемый момент развития самой материальной дейс твительности. "Ни в одной области, - указывал Маркс, - не мо жет происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм су ществования". Развитие земной коры, например, прошло через ряд геологических эпох, причем каждая новая эпоха, возникшая на базе предыдущей, есть известное отрицание старой. В органичес ком мире каждый новый вид растения или животного, возникая на основе старого, является в то же время и его отрицанием. Исто рия общества также есть цепь отрицаний старых общественных по рядков новыми: первобытного общества - рабовладельческим, ра бовладельческого - феодальным, феодализма - капитализмом. От рицание присуще и развитию познания, науки. Каждая новая, бо лее совершенная научная теория преодолевает старую, менее со вершенную.

    Отрицание не есть нечто привнесенное в предмет или явле

ние извне. Оно результат его собственного, внутреннего разви тия. Предметы и явления, как мы уже знаем, противоречивы и, развиваясь на основе внутренних противоположностей, сами соз дают условия для собственного уничтожения, для перехода в но вое, высшее качество. Отрицание и есть преодоление старого на основе внутренних противоречий, результат саморазвития, самод вижения предметов и явлений.

    Диаликтическое и метафизическое понимание отрицания
    Диалектика и метафизика по-разному понимают вопрос о сущ

ности отрицаний. Метафизика, искажая процесс развития матери альной действительности, понимает отрицание как отбрасывание, обсолютное уничтожение старого.

    Диалектическое понимание отрицания исходит из того, что

новое не уничтожает старое начисто, а сохраняет все то лучшее, что в нем имелось. И не только сохраняет, но и перерабатывает, поднимает на новую, более высокую ступень. Так, высшие орга низмы, отрицая низшие, на основе которых они возникли, сохра нили присущее им клеточное строение, избирательный характер отражения и другие признаки. Новый общественный строй, отрицая старый, сохраняет его производительные силы, достижениянауки, техники, культуры. Связь нового со старым осуществляется и в познании, науке.

    Т. о. , для максистского понимания отрицания характерно
    - 15

признание преемственности, связи нового со старым в процессе развития. Но следует иметь в виду, что новое никогда не восп ринимает старое полностью, в его прежнем виде. Оно берет из старого только его отдельные элементы, стороны, причем не ме ханически присоединяет их к себе, а ассимилирует, преобразует их соответственно своей собственной природе. Марксистская диа лектика требует критического отношения к прошлому опыту чело вечества, указывает на необходимость творческого использования этого опыта, строгого учета изменившихся условий и новых задач революционной практики. Марксистская философия, например, не просто восприняла достижения философской мысли пошлого, а кри тически пререработала, обогатила их новыми достижениями науки и практики, подняла философскую науку на качественно новую, высшую ступень.

    2. Прогрессивный характер развития
    Развитие как прогресс
    Итак, мы выяснили, что в результате отрицания разрешается

то или иное противоречие, уничтожается старое и утверждается новое. Но прекращается ли на этом развитие? Нет, с возникнове нием нового развитие не прекращается. Всякое новое не остается вечно новым. Развиваясь, оно готовит предпосылки, условия для возникновения еще более нового и передового. И как только эти предпосылки и условия созреют, снова наступает отрицание. Это уже отрицание отрицания, то есть отрицание того, что раньше само преодолело старое, замена нового еще более новым - новей шим. Результат этого второго отрицания снова отрицается, прео долевается, и так без конца. Развитие выступает, таким обра зом, как бесчисленное множество следующих друг за другом отри цаний, как бесконечкая замена, преодоление старого новым.

    Поскольку всякая высшая ступень развития отрицает в низ

ших только то, что устарело, воспринимая и умножая в то же время достижения предыдущих ступеней, развитие в целом приоб ратает прогрессивный, поступательный характер. Прогресс и есть то общее направление, которое характерно для диалектического развития.

    Прогресс осуществляется во всех областях действительнос

ти. Рассмотрим, хотя бы в общих чертах, прогрессивное развитие на нашей планете.

    Как мы уже говорили, исходным материалом для образования

планет Солнечной системы, в том числе и Земли, послужила газо пылевая материя, содержащая простейшие химические вещества. В ходе развития природы эти вещества становились все сложнее и сложнее. В результате возникла живая, органическая природа. Живые организмы также развивались от простого к сложному: от доклеточных форм - к клетке, из одноклеточных - к более слож ным животным, эволюция которых привела к появлению человекопо добных существ, а поднее и человека. С возникновением человека начинается процесс общественного развития. Последовательными этапами прогрессивного развития общества явились первобытнооб щинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический строй. Важнейшей особенностью прогресса в обществе является на

растание темпов развития. Процесс возникновения человека на чался примерно миллион лет назад. Если учесть, что современный

    - 16

человек существует всего несколько десятков тысяч лет, то мож но представить себе, какими медленными темпами шел процесс становления человека. Более быстро шло становление рабовла дельческого и феодального обществ, хотя и оно затянуловь на тысячелетия. В дальнейшем строй меняется еще быстрее.

    Спиралевидный характер развития
    Утверждение прогрессивного характера развития представля

ет собой главную, но не единственную черту закна отрицания от рицания. Этот закон характеризует развитие не как прямолиней ное движение, а как чрезвычайно сложный, как бы спиралеобраз ный процесс с определенным повторением пройденных ступеней, с известным возвратом к прошлому. "Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяюще их иначе, на более высо кой базе ("отрицание отрицания"), развитие, так сказать, по спирали, а не по прямой лянии.... " - писал В. И. Ленин, указывая на эту черту диалектики.

    Спиралевидный характер развития присущ различным областям

действительности. Одним из самых ярких проявлений этой особен ности развития в неживой природе является периодический закон химических элементов, открытый Д. И. Менделеемым.

    Спиралеобразное развитие имеет место и в общественной

жизни. Певой формой общественной организации был первобытнооб щинный строй. Это было бесклассовое общество, основанное на общем владении крайне примитивными средствами производства. Дальнейшее развитие производства привело к отрицанию этого строя классовым рабовладельческим обществом и т. д.

    Итак, развитие осуществляется посредством отрицания ста

рого новым, нижшего высшим. Поскольку новое, отрицая строе, сохраняет и развивает его положительные черты, развитие приоб ретает прогрессивный характер. Вместе с тем развитие идет по спирали с посторением в высших стадиях отдельных сторон и черт низших.

    Такова суть диалектического закона отрицания отрицания.
    - 17
    ЛИТЕРАТУРА, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ РЕФЕРАТА:
    1. "Ведение в философию" 2 т. , Москва, 1989 г.
    2. В. Г. Афанасьев "Основы философских знаний",
    Москва, "Мысль", 1987 г.
    3. Квасова И. И. "Учебное пособие по курсу "Введение
    в философию", Москва - 1990 г.



      ©2010