Материалистическое понимание истории в советской философии - (реферат) Материалистическое понимание истории в советской философии - (реферат)
Материалистическое понимание истории в советской философии - (реферат) РЕФЕРАТЫ РЕКОМЕНДУЕМ  
 
Тема
 • Главная
 • Авиация
 • Астрономия
 • Безопасность жизнедеятельности
 • Биографии
 • Бухгалтерия и аудит
 • География
 • Геология
 • Животные
 • Иностранный язык
 • Искусство
 • История
 • Кулинария
 • Культурология
 • Лингвистика
 • Литература
 • Логистика
 • Математика
 • Машиностроение
 • Медицина
 • Менеджмент
 • Металлургия
 • Музыка
 • Педагогика
 • Политология
 • Право
 • Программирование
 • Психология
 • Реклама
 • Социология
 • Страноведение
 • Транспорт
 • Физика
 • Философия
 • Химия
 • Ценные бумаги
 • Экономика
 • Естествознание




Материалистическое понимание истории в советской философии - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    РЕФЕРАТ ПО ФИЛОСОФИИ
    Материалистическое понимание истории в советской философии
    План:
    План: 1
    Введение. 2
    Исторический материализм 2
    Категории и принципы исторического материализма 3

Первичность общественного бытия и вторичность общественного сознания 3 Базис и надстройка 5

    Производительные силы 7
    Производственные отношения. Способ производства 9

Закономерности развития производительных сил и производственных отношений 12 Определяющая роль производительных сил в развитии способа производства 12 Историческая необходимость и сознательная деятельность людей. Необходимость и свобода 13 Общественно – экономические формации 15

    Первобытно – общинный строй. 16
    Рабовладельческий строй. 17
    Феодализм. 18
    Капитализм. 19
    Социализм и коммунизм. 20
    Заключение. 22
    Футуризм в Марксистской философии. 22
    Мое отношение к Марксизму. 24
    Список литературы 26
    Введение.

Марксистско-Ленинская философия, еще совсем недавно играла огромную роль в жизни нашей страны. Многие люди верили в идеалы, коммунизма, немало трудились для того, чтобы их добиться. Они сделали немалых добрых дел, результатами которых пользуется и наше поколение. С другой стороны, в наши дни нередко можно услышать прямо противоположные высказывания по отношению к марксистской философии. Критикуются итоги, к которым пришло наше общество в результате советской власти, жестокие методы, которые эта власть применяла. Очень широко и навязчиво распространяется идея о том, что приход к власти большевиков в результате “октябрьского переворота” - большое несчастье для нашей Родины. И вообще многое, что было сделано предшествующими поколениями – неразумно и безрезультатно. Вместе с тем, высказывается мнение о том, что современная демократия практически наилучшее устройство общества. А недостатки и несправедливость - вещи неизбежные, с ними следует примирится. Интерес автора к марксистской философии связан с тем влиянием, которое она оказала и на историю нашей Родины, и на философию вообще. Марксизм – обширная философская система, в реферате будет рассмотрен только вопрос материалистического понимания истории, который связан с проблемой общества и человека.

    Исторический материализм

Краеугольный камень Марксистской философии – учение о материальной природе мира, о том, что в мире нет ничего, кроме материи и законов ее движения и изменения. Природа развивается, достигая высших своих форм, включая жизнь и мыслящую материю, не из потусторонней силы, а по причинам, заложенным в ней самой, в ее законах. Диалектическая теория развития (диалектика) указывает те общие законы, благодаря которым осуществляются процессы движения и изменения материи, перехода от низших ее форм к высшим. История человеческого общества также рассматривается с материалистической точки зрения: общество - часть материального мира, социальная форма движения материи. На этой основе исследуются общие законы исторического развития и формы их реализации в деятельности людей. Впервые термин “материалистическое понимание истории” упомянут в работе "немецкая идеология" в Маркса Энгельса 1845-46 гг. Также используется термин “исторический материализм”.

    Категории и принципы исторического материализма

Исторический материализм имеет свои принципы и категории. Важнейшими из них являются: принцип первичности общественного бытия и вторичности общественного сознания, категории: общественное бытие и общественное сознание, базис и надстройка, производительные силы и производственные отношения, общественно – экономическая формация, класс, нация, революция и т. д. Первичность общественного бытия и вторичность общественного сознания Общественное бытие людей, по Марксу, есть реальный процесс их жизни. Люди живут и действуют в различных отраслях общественной жизни. Это и есть их общественное бытие. В основе общественного бытия людей лежит их экономическая деятельность. Ведь для того, чтобы жить и работать, люди прежде всего должны есть, пить, одеваться и т. д. А это все обеспечивается людьми в процессе общественного производства, экономической жизни. На этой материальной основе развивается деятельность людей по перестройке общественных отношений. Но люди в обществе не только живут, производят и развивают формы своей общественной жизни, но и отражают в своем сознании данное бытие, размышляют о нем, воссоздают его в виде образов, идей и теорий. Если общественное бытие есть жизнь непосредственная, то мысли об этой жизни есть жизнь опосредованная, отраженная в сознании. Вот эта сторона общественной жизни людей – жизнь, опосредованная сознанием, производная, духовная – является областью общественного сознания. Общественное сознание есть сознание общественных отношений, отражение общественного бытия. Так, литература и искусство описывают, изображают лишь то, что уже существует в жизни, или то, что в жизни зарождается. Политические и моральные идеи суть отражения в головах людей потребностей жизни общества. Общественное бытие первично, а общественное сознание вторично, производно. Люди, живя и действуя в обществе, вырабатывают, создают различные представления и идеи о своей общественной жизни. Таким образом, общественное бытие есть процесс непосредственной жизни людей, а общественное сознание есть опосредованная, отраженная в мыслях людей общественная жизнь. В этой связи нужно различать сознание как свойство каждого разумного существа и сознание как понимание сущности общественных отношений, в которых человек живет и действует. В первом смысле человек всегда действует сознательно, во втором же смысле, когда имеется в виду общественное сознание, он может действовать бессознательно, стихийно. Сознание как свойство человеческой деятельности может относится к сфере удовлетворения личных, будничных интересов человека. Маркс называл такое сознание обыденным. Ленин различал стихийную (т. е. бессознательную) и сознательную борьбу рабочего класса. Первичность общественного бытия в отношении общественного сознания состоит не только в том, что явления общественного бытия возникают раньше, чем они отразятся в общественном сознании людей, и состоит не только в том, что общественное бытие является независимым от общественного сознания, но еще и в том, что общественное бытие определяет общественное сознание. Если общественное бытие людей различно, то различны и их взгляды на бытие. Л. Фейербах говорил: “В хижинах думают иначе, чем во дворцах”. Но сознание людей отнюдь не является пассивным, зеркально - мертвым отражением жизни. Марксистский материализм в понимании общественной жизни отнюдь не отрицает и не принижает роли идей в общественном развитии. Он лишь подчеркивает, что эти идеи определяются жизнью и поэтому должны быть теснейшим образом связаны с последней, правильно отражая тенденции и требования ее развития [1, с. 280-282]. Базис и надстройка

Социологи до Маркса, как отмечал В. И. Ленин, не шли дальше описания общественных явлений с точки зрения того или иного идеала. В этом состоял корень субъективизма в социологии. Марксизм преодолел этот порок прежней социологии “посредством выделения из всех областей общественной жизни области экономической, посредством выделения из всех общественных отношений – отношений производственных, как основных, первоначальных, определяющих все основные отношения”[3, с. 120]. Марксизм установил, что идеологические отношения и соответствующие им формы учреждений и организаций следует объяснять не из них самих, как это делали идеалисты, а из материальных, производственных отношений, образующих экономическую основу общества. Таким образом, марксизм дал вполне объективный критерий для отделения определяющих общественных отношений от производных, выделив производственные, экономические отношения как структуру общества, его основу. В этой связи Маркс и Энгельс ввели в науку понятия базиса и надстройки. Люди не могут производить материальные блага, не вступая в определенные производственные отношения друг к другу. “Совокупность этих отношений, - говорит Маркс, - составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания”[4, т. 13, с. 6-7]. Нетрудно понять, что производственные отношения, с одной стороны, являются необходимым элементом способа производства, а с другой – составляют базис, основу для тех общественных явлений, которые возникают на этой основе. Нельзя смешивать способ производства, как материальную основу всего общественного развития, с экономическим базисом, как основой лишь надстроечных явлений. Категория экономического базиса является одновременно общеисторической и конкретно – исторической. Это значит, что каждой общественной формации присущ свой экономический базис. Сообразно различным типам производственных отношений складываются соответствующие типы экономических базисов: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, коммунистический. Следовательно, господствующий тип производственных отношений определяет соответствующий тип экономического базиса. Каждый экономический базис неизбежно порождает соответствующую ему надстройку. Надстройка – это совокупность общественных явлений, которые возникают и развиваются на основе определенного экономического базиса, как-то: политические, правовые, этические эстетические, философские, религиозные, и т. д. взгляды, идеи (формы общественного сознания) и соответствующие им учреждения и организации. Исторический опыт показывает, что сначала возникают общественные идеи, а затем соответствующие им учреждения и организации. Надстройка, как и базис, является одновременно общеисторической и конкретно – исторической категорией. Надстройка необходимо присуща каждой общественной формации. Каждому типу базиса соответствует определенный тип надстройки. Стало быть, базис порождает одну а не несколько надстроек. Надстройка, по словам Ленина, является формой существования экономической структуры общества, как содержания. Надстройка отражает свой базис, его природу (сущность), подобно тому, как форма отражает свое содержание. Область надстройки является ареной острой классовой борьбы. Господствующими идеями и организациями в условиях антагонистического общества являются идеи и организации экономически господствующего класса. В обществе действует общесоциологический закон: базис определяет надстройку. Это значит, что каков базис, такова в основном и надстройка. Экономический базис является источником, основанием, определяющим характер и содержание надстройки. В основном изменение в базисе предшествует изменениям в надстройке. Определяющее воздействие базиса на надстройку не следует понимать упрощенно. Изменение надстройки не происходит автоматически, вслед за изменением базиса. Дело в том, что надстройка обладает относительной самостоятельностью. С одной стороны, она отличается большим консерватизмом, меньшей подвижностью и изменчивостью, чем базис. Поэтому она в своем развитии отстает от развития и изменения базиса, подобно тому, как форма в развитии отстает от содержания. С другой стороны, часть надстроечных явлений может обогнать существующий базис. В силу этого в развитии базиса и надстройки постоянно возникают и разрешаются противоречия между ними. Из определяющей роли базиса в отношении надстройки не следует, что она пассивна и безразлична к базису. Обратное активное воздействие надстройки на развитие базиса является общей исторической закономерностью. Активная роль различных экономических элементов проявляется двояко. Они могут ускорять или замедлять развитие базиса, укреплять, или разрушать его. Когда старые экономические отношения превращаются в оковы развития производительных сил, тогда наступает эпоха социальной революции, сопровождающаяся революционным преобразованием базиса и надстройки старого общества. Революционная смена старого базиса новым есть процесс закономерный [1, с. 282-292]. Производительные силы

Производство средств существования образует исходный пункт истории человечества и его дальнейшего развития. Уже в раннем марксистском произведении “Немецкая идеология” мы находим формулировку исходного начала истории и ее материальной основы: “.... Первый исторический акт, это — производство средств, необходимых для удовлетворения этих потребностей (пища, питье, жилище, одежда и др. ), производство самой материальной жизни”[4, т. 3, с. 26]. Люди не свободны в выборе производства. То или иное поколение застает его готовым. Оно наследует производство от прошлых поколений. В “Капитале” Маркс характеризует производство как целесообразную деятельность людей для создания потребительных стоимостей с помощью производительных сил. Простыми моментами процесса труда являются: 1) труд, 2) предмет труда и 3) орудия труда. Производство включает в себя две стороны: во-первых, отношение людей к природе, степень овладения ее силами, т. е. производительные силы, во-вторых, отношения самих людей друг к другу в процессе овладения силами природы, т. е. производственные отношения. Производительные силы — одно из наиболее общих и основных понятии марксистской социологии. В этом понятии выражается основное отношение человека к природе. К производительным силам относятся люди и средства производства. Производительные силы представляют собой органическое единство всех входящих в них элементов, взаимно связанных между собой на основе всей системы разделения труда в обществе. Силы природы и ее предметы становятся производительными силами лишь тогда, когда они соединяются с рабочей силой человека, т. е. выступают в качестве средств. Производительные силы представляют собой конкретно-историческое единство производителей и средств производства, целостную систему личных и вещных элементов, внутренне связанных кооперацией и разделением труда. Но указанные элементы играют не однозначную роль в системе производительных сил. Производители; трудящиеся являются главной производительной силой. Для развития техники всегда требуются соответствующие кадры рабочих, которые приводят ее в движение. Люди, овладевшие техникой и научным знанием, являются решающим фактором производства на любой ступени общественно-исторического развития. В конечном счете, источником производительных сил является трудовая деятельность людей. Производительные силы, в конечном счете, по выражению Маркса, представляют собой результат трудовой энергии людей. Люди, побуждаемые материальными интересами, создают и усовершенствуют орудия производства, добывают предметы труда. Маркс замечает, что “развитие общественного индивида — вот что выступает в качестве основного устоя производства и богатства”. Первая производительная сила — трудящиеся — имеет всегда конкретно-исторический характер. В определенных общественных условиях она обладает специфическими общественными свойствами. Член первобытного общества, раб, крепостной крестьянин, наемный рабочий, работник социалистического общества — вот этапы ее развития. В этом качественном различии данной производительной силы отражаются особые общественные отношения, при которых она функционирует. Процесс труда не только выражает собой затрату физической и духовной энергии, но и исторически сложившиеся общественные отношения. Орудия труда — это предметы или сочетание предметов, с помощью которых человек воздействует на природу. Посредством орудий труда человек производит преднамеренные изменения в предмете труда. С помощью орудий человек материализует свой труд, благодаря чему происходит передача последующим поколениям накопленного в обществе труда, общественных отношений [1, с. 305-311]. Производственные отношения. Способ производства

В процессе развития производства люди вступают в отношения друг к другу. Эти общественные отношения, возникающие в процессе производства, называются производственными. Они соответствуют определенному уровню развития производительных сил. Производственные отношения характеризуют то или иное соединение средств производства с рабочей силой. Маркс в своем анализе производственных отношений подчеркивал их общественный характер. Он писал, что производство обособленного индивида вне общества — такая же бессмыслица, как развитие языка вне совместно живущих и разговаривающих между собой индивидов. Производственные отношения людей — это их первичные отношения, которые определяют все остальные общественные отношения. Они материальны, складываются в процессе производства, возникают объективно, в результате действия законов экономического развития. Производственные отношения не зависят от воли людей, они не могут устанавливаться произвольно. Вместе с производительными силами люди наследуют и определенные общественные отношения производства. Характер производственных отношений людей неизбежно меняется вместе с преобразованием, изменением и ростом производительных сил. Производительные силы и производственные отношения, доставшиеся от прежних поколений как результат их многовековой деятельности, становятся каждый раз исходным пунктом для начала последующей деятельности людей, для развития общества в целом. Производственные отношения, определяемые развитием производительных сил, характеризуются, прежде всего, формой собственности на средства производства. Это главное и решающее в содержании понятия производственных отношений. Переход от одной общественно-экономической формации к другой сопровождается перераспределением средств производства, сменой форм собственности на них. Теснейшим образом с распределением средств производства, или формой собственности на них, находится положение и взаимное отношение различных классов и социальных групп в общественном производстве. Форма собственности на средства производства также определяет собой социальные формы и характер распределения продуктов в обществе. Производственные отношения в обществе определяются формами собственности. Каждая из основных форм (первобытно – общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая) производственных отношений составляет экономическую структуру общественно-экономической формации. Производство в обществе функционирует как совокупность различных видов труда, обусловленных разделением труда в тесной связи с развитием техники. Производительные силы и производственные отношения образуют единство, в котором первые составляют содержание, а вторые — их форму. Это единство является единством противоречивым. Нет производительных сил без производственных отношений. Производственные отношения выступают в процессе производства не в качестве внешней оболочки, а как его внутренний момент. Всякое производство, пишет Маркс, есть присвоение благ природы внутри определенной общественной формы и посредством ее. Производительные силы и производственные отношения в конкретно-исторической совокупности в процессе функционирования составляют способ производства, определяющий всю общественную жизнь данной исторической эпохи. Производительные силы выражают отношение человека к природе, а производственные отношения — отношения людей друг к другу в процессе производства. “Каковы бы ни были общественные формы производства, — пишет Маркс, — рабочие и средства производства всегда остаются его факторами. Но, находясь в состоянии отделения друг от друга, и те и другие являются его факторами лишь в возможности. Для того чтобы вообще производить, они должны соединиться. Тот особый характер и способ, каким осуществляется это соединение, отличает различные экономические эпохи общественного строя”[4, т. 24, с. 43-44]. Способ, каким люди той или иной общественно-экономической формации производят необходимые средства для жизни в их развивающейся трудности деятельности, и составляет понятие способа производства. Способ производства представляет собой общественную форму производства. Внутреннее единство производительных сил и производственных отношений находит свое выражение в том, что воспроизводство в общество всегда означает не только воспроизводство определенных материальных условий жизни, но и воспроизводство определенных общественных отношений. Способ производства образует основу общества. В нем заложены основные источники общественного развития. История общества есть прежде всего история способов производства. Особый характер и способ, каким происходит соединение рабочих со средствами производства, различает общественно-экономические формации. На каждой ступени общественного развития способ производства определяет характер и формы влияния географической среды, в конечном счете, рост народонаселения, степень развития и формы воздействия науки на производительные силы. Он обусловливает все возникающие в обществе отношения. Его существенные изменения влекут за собой глубокие перемены в социальной, политической и духовной областях жизни общества. Развитие производительных сил и изменение производственных отношений выражают поступательное, прогрессивное развитие человеческого общества. Все коренные изменения в обществе, в конечном счете, определяются объективными законами производства [1, с. 311 - 314].

Закономерности развития производительных сил и производственных отношений Способ производства как определяющая материальная основа жизни общества развивается на основе присущих ему объективных закономерностей. К общим закономерностям развития и изменения способа производства относятся: 1) определяющая роль производительных сил в развитии способа производства; 2) активная роль производственных отношений в развитии производительных сил; 3) возникновение и формирование нового способа производства в недрах старого строя. Познание этих закономерностей дает возможность уяснить, что источники развития производства находятся не вне его, а в нем самом, т. е. в диалектике взаимодействия производительных сил и производственных отношений [1, с. 314]. Определяющая роль производительных сил в развитии способа производства Являясь содержанием общественного производства, производительные силы обусловливают изменение производственных отношений, как экономическую форму, в которой осуществляется процесс производства. В процессе развития общественного производства сначала изменяются производительные силы, и прежде всего орудия производства, а вслед за ними изменяются и производственные отношения. В основе смены одного типа производственных отношений другим лежит действие закона соответствия производственных отношений отношении характеру и уровню производительных сил. В этом законе проявляется диалектика двух сторон способа производства, так как производство может развиваться лишь при том условии, если производственные отношения находятся в соответствии с производительными силами. Соответствие производственных отношений характеру и уровню производительных сил означает, что первые дают достаточный простор последним, позволяют им развиваться в полную меру и являются мощным ускорителем их роста. В процессе своего совершенствования производительные силы перерастают производственные отношения, и соответствие между ними нарушается. Тогда производственные отношения перестают содействовать свободному развитию производительных сил, начинают их тормозить[1, с. 314 - 315].

Историческая необходимость и сознательная деятельность людей. Необходимость и свобода Исторический материализм рассматривает развитие общества как естественноисторический процесс, который никем не может быть отменен и который осуществляется в деятельности людей на основе присущих ему объективных закономерностей, проходя через исторически необходимые этапы поступательного движения. Естественным и вполне закономерным было само появление человеческого общества в определенный период развития жизни на Земле. Возникнув стихийно, оно явилось неизбежным следствием изменения природных условий и вынужденного приспособления к ним человекоподобных обезьян, становившихся людьми. С появлением общества возникли и его закономерности. Общественные закономерности имеют конкретно-исторический характер, так как они неразрывно связаны с определенными историческими условиями. Общественные закономерности выступают как устойчивые тенденции в историческом развитии. Значение их состоит в том, что "они обусловливают развертывание событий в определенном направлении, благодаря чему история движется не хаотически, а с объективно необходимой последовательностью в смене явлений. Из одной общественно-экономической формации закономерно возникает другая, более высокая по степени развития, в каждой из них действует своя объективная логика событий. Основные процессы в любом государстве обусловлены общими закономерностями, присущими данной общественно-экономической формации. Общие закономерности действуют в конкретных условиях, следовательно, они должны иметь различные формы проявления. Исторический материализм рассматривает общественные закономерности не как внешнюю силу, раз и навсегда предопределившую каждую ступень в развитии общества, каждое явление, а как внутреннюю логику исторических событий, которая возникает в процессе их развертывания на основе деятельности людей Люди сами творят свою историю, но при определенных обстоятельствах, которые подготовлены предшествующим развитием и не зависят от выбора людей. Изменение этих обстоятельств осуществляется в человеческой практике на основе использования общественных закономерностей. В ходе диалектического взаимодействия объективных условий и человеческой деятельности совершается исторический прогресс. Изменяя обстоятельства, люди изменяют самих себя. В этом единстве двух противоположностей первичным, определяющим являются объективные условия. Их нельзя по одному лишь желанию людей создать или отменить. Только на основе учета объективных условий и путем использования общественных закономерностей люди могут добиться успехов в достижении своих целей. “Общество, если даже оно напало на след естественного закона своего развития.... не может ни перескочить через естественные фазы развития, ни отменить последние декретами. Но оно может сократить и смягчить муки родов”[4, т. 23, стр. 10]. Экономическое развитие составляет главное содержание объективной стороны. К ней относятся также и другого рода явления общественной жизни, существующие вне сознания люди (например, обострение классовых и национальных антагонизмов в капиталистическом обществе, распад колониальной системы и другие подобные процессы). Субъективный фактор общественного развития — это сознательная практическая деятельность масс, классов и их организаций, направленная на изменение существующего положения в соответствии со своими интересами и обеспечивающая это изменение на основе знания законов общественного развития. Каждый шаг вперед по пути развития культуры, цивилизации был шагом к свободе человечества. Свобода поведения человека всегда ограничивалась историческими возможностями. Человек мог принять то или иное решение, однако практически осуществить его не мог в силу нереальности замысла, отсутствия объективных условий и средств или достигал совсем не тех результатов, которых желал. Буржуазный либерализм всегда декларировал правовое равенство, но не обеспечивал его фактически. Подлинная свобода осуществляется только тогда, когда люди начинают сознательно творить историю, добиваясь желаемых следствий [1, с. 292 - 298]. Общественно – экономические формации

Общественно – экономическая формация – исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства и выступающий как ступень прогрессивного развития человечества от первобытно – общинного строя через рабовладельческий строй, феодализм и капитализм к коммунистической формации. Понятие “общественно – экономическая формация” впервые выработано марксизмом и составляет краеугольный камень материалистического понимания истории. Оно позволяет, во-первых, отличить один период истории от другого и вместо рассуждений об “обществе вообще” исследовать исторические события в рамках определенных формаций; во вторых, вскрыть общие и существенные черты разных стран, находящихся на одинаковой ступени развития производства (например капиталистической Англии, Франции, ФРГ, США и т. д. ), а значит, использовать в исследовании общенаучный критерий повторяемости, применение которого к общественной науке отрицают субъективисты; в третьих … понятие “общественно – экономическая формация” позволяет рассмотреть человеческое общество в каждый период его развития как единый “социальный организм”, включающий в себя все общественные явления в их органичном единстве и взаимодействии на основе способа производства. Наконец, в-четвертых, оно позволяет свести стремления и действия отдельных людей к действиям больших масс, классов, интересы которых определяются их местом в системе общественных отношений данной формации. Каждая общественно – экономическая формация имеет свои особые законы возникновения и развития. Вместе с тем в каждой формации действуют общие законы, связывающие их в единый процесс мировой истории [2, с. 288]. … В марксистской философии история человеческого общества рассматривается, как смена пяти общественно – экономических формаций: первобытно – общинный строй, рабовладельческий строй, феодализм, капитализм и коммунизм. Причем коммунистическую формацию делят на две фазы: социализм и коммунизм. Рассмотрим эти формации: Первобытно – общинный строй.

Первобытно – общинный строй – первичная (или архаическая) общественно – экономическая формация, структура которой характеризуется взаимодействием общинных и родственных форм общинности людей. Деятельность первобытного человека протекает в рамках общины (кровной, родовой, сельской), которая состоит из семей (парных, больших, и т. д. ) – ячеек, осуществляющих воспроизводство самого человека и представляющих более или менее зависимые от общины центры хозяйственной, религиозной и т. д. деятельности. В силу экзогамности брака в состав общины, наряду с кровнородственным ядром, входят брачные партнеры, выходцы из других общин. Регулирование брачных отношений, придавая межобщинным связям устойчивый и упорядоченный характер, содействует превращению общин во взаимосвязанные элементы социального целого (браные классы австралийцев, родоплеменная организация, и др. ). Первобытно – общинный строй охватывает время от зарождения социальных отношений до возникновения классового общества. При расширительном толковании понятия первичной формации в целом началом первобытно – общинного строя считают фазу первобытного стада, а завершающим этапом – общества общинной государственности, где уже наметилась классовая дифференциация. Наибольшей структурной завершенности первобытнообщинные отношения достигают в период родового строя, образуемого взаимодействием родовой общины и рода. Основой производственных отношений служила здесь общая собственность на средства производства (орудия производства, земля, а также жилище, хозяйственный инвентарь), в пределах которой существовала и личная собственность на оружие, предметы домашнего обихода, одежду и т. п. Существующие в условиях начальных ступеней технического развития человечества, коллективных форм собственности, религиозно - магических представлений, первобытные отношения вытесняются новыми социальными отношениями (или частично к ним адаптируются) в результате совершенствования орудий труда, форм хозяйства, эволюции семейно- брачных и др. отношений) [2, с. 309 - 310]. Рабовладельческий строй.

Рабовладельческий строй – первое классовое антагонистическое общество, возникающее на развалинах первобытно – общинного строя. Рабство в тех или иных масштабах и формах имелось во всех странах и у всех народов. Высшей формы развития оно достигло в Древней Греции и Древнем Риме, где рабы стали главной производительной силой общества. При рабовладельческом строе господствующим и одним из основных классов является класс рабовладельцев - эксплуататоров. Он распадается на разные социальные группы: крупные землевладельцы, владельцы крупных мастерских, торговцы, ростовщики. Вторым основным классом является многочисленный эксплуатируемый класс рабов. Кроме этих двух основных классов в рабовладельческом обществе имеются промежуточные слои свободного населения: мелкие собственники, живущие своим трудом (ремесленники и крестьяне), а также люмпен – пролетариат, образовавшийся из разорившихся ремесленников и крестьян. Основой господствующих производственных отношений рабовладельческого общества является частная собственность рабовладельцев на средства производства рабов. Эксплуатация рабов, основанная на внеэкономическом принуждении, в значительной мере обусловила низкую производительность труда при рабовладельческом строе. Прибавочный продукт, создаваемый каждым отдельным рабам, был незначителен. Однако общая масса прибавочного продукта при эксплуатации громадного числа рабов и исключительной дешевизне их труда была относительно велика. На этой основе стали возможны известный общественный и технический прогресс, развитие науки, искусства, философии. С возникновением рабовладельческого общества возникает и развивается государство. Вся история рабства является историей классовой борьбы. С разложением рабовладельческого строя классовая борьба достигает своей высшей точки. Восстания рабов переплетаются с борьбой разоряющихся мелких крестьян против крупных землевладельцев. Гибель рабовладельческого строя в Риме ускорилась вторжением извне. Рабовладельческая форма эксплуатации заменяется другой – феодальной. С уничтожением рабовладельческого способа производства рабство полностью не исчезает. Оно продолжает существовать, в тех или иных размерах, и в период феодализма и в период капитализма [2, с. 341]. Феодализм.

Феодализм (от латинского feodum – поместье) – общественно – экономическая формация, которая представляет среднее звено целостного диалектического процесса смены общественно- экономических формаций в ходе всемирно- исторического прогресса: эпоха феодализма лежит между рабовладельческим строем и капитализмом. В истории разных народов феодализм возникал посредством синтеза элементов разложения первобытно - общинных и рабовладельческих отношений. Наблюдается три типа этого синтеза: с преобладанием первых, вторых или с более или менее равномерным их соотношением. Экономический строй феодализма при всем многообразии его форм в разных странах и в разное время (между древней и новой историей) характеризуется тем, что главное средство производства – земля находится в монопольной собственности господствующего класса феодалов (иногда почти полностью сливающегося с государством), а хозяйство ведется силами и техническими средствами мелких производителей – крестьян. Основное экономическое отношение феодализма находит свое проявление в феодальной ренте, т. е. прибавочном продукте, взимаемым господами (или государством) с производителей в форме работ, денег или натурой (отработочная, денежная, натуральная рента). В систему феодальных отношений необходимо включен город, т. к без сбыта продуктов сельского хозяйства горожанам феодализм не знал бы денежной ренты. Антагонизм феодального общества, основанного на эксплуатации крестьян феодалами (для нее характерно как экономическое, так и внеэкономическое принуждение), порождал многообразие форм проявления социальных противоречий. Среди них высшую, но весьма редкую форму представляли народные, крестьянско – плебейские восстания и войны. Для идеологии феодальной эпохи характерно тяготение к широчайшим, но почти неподвижным и мало основанным на действительных знаниях умозрительным концепциям и мировым религиям (христианство, ислам, буддизм, конфуцианство и др. ). Политическое устройство феодального общества на разных этапах его развития различно: от мельчайшей государственной раздробленности до весьма централизованных абсолютных монархий. Специфическую форму представлял собою так называемый “кочевой феодализм”, хотя его основные признаки те же. Поздний период феодализма (нисходящая стадия его развития, как системы) характеризуется зарождением в его недрах мануфактурного производства – зачатка капиталистических отношений. В Западной Европе – это время назревания и свершения ранних буржуазных революций [2, с. 431]. Капитализм.

Капитализм – общественно экономическая формация, сменившая феодализм. В основе капитализма лежит частная собственность на средства производства и эксплуатация наемного труда. Основной закон капиталистического производства – получение прибавочной стоимости. Для капитализма характерны анархия производства, периодические экономические кризисы, хроническая безработица. Главное противоречие капитализма – междуобщественным характером труда и частнокапиталистической формой присвоения – находит выражение в антагонизме между основными классами капиталистического общества - пролетариатом и буржуазией. Кульминационной точкой классовой борьбы пролетариата на протяжении всей истории капитализма является социалистическая революция. Провозглашаемая идеологами капитализма политическое равенство является в значительной мере формальным и дополняется экономическим неравенством. Вся надстройка над капиталистическим базисом, государственная машина и идеология, приспособлена к тому, чтобы отстранить трудящиеся массы от политической жизни. Возникнув в XVI веке, капитализм сыграл прогрессивную роль в развитии общества, обеспечив значительно более высокую по сравнению с феодализмом производительность труда и быстрое развитие производительных сил. На рубеже XIX-XX века капитализм вступил свою высшую стадию - империализм, которая характеризуется господством монополий и финансовой олигархии, усилением реакции по всем линиям (политика, идеология, и т. д. ). На этой стадии широкое распространение получает государственно – монополистический капитализм, усиливающий милитаризм и соединяющий мощь монополий с силой государства[2, с. 167]. Социализм и коммунизм.

Две фазы коммунистической общественно – экономической формации: социализм ее первая, или низшая, фаза, коммунизм – высшая фаза. В основе их различия лежит степень экономической зрелости. Социализм (от латинского socialis – общественный) – социалистический строй , возникающий в результате ликвидации буржуазного способа производства и установления диктатуры пролетариата (! ), основанный на общественной собственности на средства производства, существующей в двух формах – государственной (общенародной) и кооперативно – колхозной. Общественная собственность обуславливает отсутствие эксплуататорских классов и эксплуатации человека человеком, отношения товарищеского сотрудничества и взаимопомощи работников производства. В социалистическом обществе имеются два дружественных класса – рабочий класс и колхозное крестьянство. Различия между классами, а также между ними и интеллигенцией постепенно стираются. Отношения всех социальных групп характеризуются социально – политическим и идейным единством отношений социалистических наций – дружбой, сотрудничеством и братской взаимопомощью. На основе общественной собственности при социализме осуществляется недоступное для капитализма планомерное развитие народного хозяйства. Развитие и совершенствование общественного производства служат все более полному удовлетворению растущих материальных и культурных потребностей народа. Жизнь социалистического общества строится на основе широкой демократии, привлечения трудящихся к активному участию в управлениями государственными делами. Социалистический демократизм обеспечивает как социальные права – право на труд, на отдых, на бесплатное образование и медицинское обслуживание, на обеспечение в старости, равные права женщин и мужчин, граждан всех рас и национальностей, так и политические свободы - свободу слова, печати, митингов и собраний, право избирать и быть избранным. Социализм отличается от высшей стадии коммунизма степенью зрелости всех сторон общественной жизни. Производительные силы при социализме еще не развиты настолько, чтобы обеспечить изобилие продуктов, а труд еще не стал первой жизненной необходимостью всех членов общества. В силу этого распределение материальных благ здесь осуществляется по принципу “от каждого по способности, каждому по труду”. Развитие социализма закономерно приводит к коммунизму [2, с. 378]. При коммунизме будет единая, всенародная собственность на средства производства. При социализме сохраняются различия между рабочим классом и колхозным крестьянством, при коммунизме она исчезнет. То же самое произойдет и с существующими при социализме различиями между рабочими и крестьянами с одной стороны и интеллигенцией с другой. Все эти различия обусловлены, в конечном счете, уровнем развития производительных сил. Этим же фактором определяются и различия в формах распределения, которые при социализме подчинены принципу – каждому по количеству и качеству его труда, а при коммунизме – каждому по его потребностям. На основе роста производительных сил при коммунизме утвердится прямое распределение продуктов, вместо существующих еще при социализме товарно-денежных отношениях. Изменениям в экономике соответствуют и изменения в надстройке. На определенной ступени капитализма полностью отомрут политические и правовые учреждения, политическая и правовая идеология, утвердятся единые общепризнанные правила коммунистического общежития, соблюдение которых станет внутренней потребностью и привычкой всех людей, полностью отомрет государство, будет происходить все большее всестороннее сближение наций до полного исчезновения всяких различий между ними. Коммунизм является высшей формой организации общества, которая будет функционировать на основе высокоразвитых производительных сил, науки, техники, культуры и коммунистического общественного самоуправления.

Постепенное перерастание социализма в коммунизм состоит в ряде глубоких качественных преобразований, концентрирующихся вокруг трех главных проблем: создания на основе ускорения прогресса науки и техники материально – технической базы коммунизма (решающее звено в цепи всех социально – экономических задач), развития коммунистических общественных отношений и формирование нового человека – всесторонне развитой личности, гармонически сочетающей духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. При коммунизме достигаются и в полной мере реализуются гармонические отношения между личностью и обществом [2, с. 379]. Заключение.

    Футуризм в Марксистской философии.

Маркс и Энгельс основывали свою философию на последних достижениях науки, старались объяснить историю человеческого общества на научной основе, с точки зрения материализма. Это сильная сторона рассматриваемой философии. На основе закономерностей экономического развития, можно вполне понятно и логично объяснить историю человечества. Вместе с тем Маркс, Энгельс и их последователи не ограничились объяснением хода истории, они выступают в качестве футуристов, предсказывают будущее. Все понимают, что такое первобытно – общинный строй, рабовладельческий, феодализм, капитализм, но кто может точно сказать, каким будет коммунизм? Задача прогноза будущего намного сложнее, чем анализ уже свершившихся фактов. Ведь ошибку в объяснении того или иного исторического события можно обнаружить, проверить, исправить. И, таким образом добиться правильного понимания истории. А кто может дать ответ, что случится завтра? Вот пример: в “философском словаре”, советских времен можно прочитать фразу “В СССР социализм победил полностью и окончательно…”[2, с. 378], а ведь история привела к совсем другим (хотя по-своему закономерным) результатам. Со времени появления Марксистской философии прошло достаточно времени, чтобы стало возможным оценить качество футуристических прогнозов, на основе фактов, ставших уже историей. Так, можно уже смело сказать, что была серьезно недооценена способность капитализма к саморазвитию, совершенствованию. Было недооценено влияние личности на историю (пример – Гитлер, фашист, идеям которого почему-то поверили немцы – народ с несомненно высокой культурой и моральными качествами). И т. д. Но в марксизме не только делается попытка предсказать будущее, там говорится о конкретных методах ускорения хода истории, развития прогресса общества. И, конечно всем известно, что эти методы применялись на практике, и привели к конкретным результатам, которые, по мнению автора, следует еще долго и внимательно анализировать. В любом случае в социалистических государствах, в свое время, жило около одной трети всего населения Земли [2, с. 378]. И эти государства были вполне жизнеспособными. А Китай и Вьетнам, например, кажутся процветающими и успешно развивающимися и в наши дни. Вместе с тем, исходя только из общих экономических законов, невозможно делать краткосрочные и конкретные прогнозы. А ведь именно таким прогнозам в советское время придавали большое значение. Так, например плановая экономика имела вполне понятные недостатки, но она не претерпевала серьезных изменений на протяжении почти всей истории СССР. С другой стороны, и долгосрочные прогнозы строительства коммунизма не представляются автору особо реалистичными. Взять, например принцип “от каждого по способности – каждому по потребности”. Потребности человека растут по мере развития производства. После того, как человек добивается какой – либо цели, он ставит перед собой новую, еще более сложную. В любом обществе, на протяжении всей истории человечества были люди, которые стремились добиться наибольшего материального благополучия. Маловероятно, что человечество когда-либо сможет удовлетворить любые капризы, всякого отдельного человека. Ведь население Земли неуклонно продолжает увеличиваться, а ресурсы со временем истощаются. Должны же существовать какие то разумные ограничения. Подводя итог написанному, можно сказать, что футуризм является, с одной стороны важной и интересной частью марксистской философии. С другой стороны, по мнению автора, существует явное преувеличение возможностей точного прогнозирования будущего. Мое отношение к Марксизму.

Марксизм, несомненно, оказал большое влияние на философию. И, конечно на историю нашей Родины, а следовательно на всех нас. Автор считает сильными сторонами марксистской философии то, что она основывается на результатах науки, стремится добиться прогресса человеческого общества, добиться высоких идеалов справедливости, культуры, ускорить развитие науки и техники. Такая направленность марксизма подтверждается историей, практическими достижениями эпохи Советского Союза. Эти достижения можно противопоставить современным проблемам нашего общества, таким как: низкая рождаемость и сокращение численности населения, терроризм, преступность, наркомания, тяжелая экономическая ситуация, проблемы науки, образования, медицины, и т. д. Вместе с тем известны “перегибы” советских времен в областях политики, экономики, решения общественных проблем, цензуры в искусстве, и т. д. И нередко “основанием” таких “перегибов” служили идеи филосовского характера. Марксизм основан на науке, а наука непрерывно развивается, все более быстрыми темпами. Как, в свое время, открытие Дарвином законов эволюции оказало влияние философскую мысль, так и современная философия, по крайней мере, связанная с общественными явлениями, должна учитывать новые открытия ученых. Марксизм подчеркивает роль экономики в истории человечества. Но помимо экономики, существуют и другие науки, такие, как, например, психология. В старых учебниках можно найти критику попыток учесть вопросы, связанные с психологией при анализе общественных явлений. Утверждается, что марксистская философия – единственно верная, а все другие современные философские системы – неверны в корне. По мнению автора, это неправильно. Открытия науки объективны, их нужно использовать во благо человека. Здесь нужна последовательность, учитывая экономические законы, нельзя закрывать глаза на законы, открытые в других областях знания. Интересны также и другие философские концепции. Автор считает, что философия истории тесно связана с вопросом мировоззрения людей, живущих в обществе. Без такого мировоззрения, правильных ценностей, целей, общество не может быть “здоровым”, успешно развиваться. Будущее за философскими концепциями, соответствующими науке и добивающимися высоких идеалов общественной жизни. Марксизм имеет подобные черты, хотя и не лишен недостатков.

    Список литературы

Марксистско-Ленинская философия. Издательство политической литературы. Москва 1966. Философский словарь, ред. М. М. Розенталь, Издательство политической литературы, Москва 1972. В. И. Ленин. Соч.

    К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч.

Пухликов В. К. История философии. Курс лекций. Часть II. Постклассическая философия. Москва 2001. Радугин А. А. Философия. Курс лекций. Издательство “Центр”. Москва 1997.

    Комментарий к реферату

Мое самолюбие будет весьма польщено, если Вы решите списать именно этот реферат. Сдавался он в одной о-очень умной конторе, как необходимый элемент “кандидатского минимума” летом 2002. Сие произведение мне пришлось писать самому потому что в “Интернете” не нашлось ни одного приличного реферата по марксизму – ПОЗОР! За окном стояла прекрасная погода, весна, майские праздники, а мне вот пришлось сидеть дома, не гулять, и строить из себя марксиста – брр… (но, на мой взгляд, это лучше, чем делать вид, будто ты законченный фрейдист, экзистенциалист, или сторонник такого фуфла как либеральные ценности). И вообще, меня интересует ответ на вопрос: почему гуманитариев никогда не заставляют сдавать что-нибудь нужное и интересное, электронику, например? Надеюсь, мой реферат сможет облегчить Ваши страдания!

Оценка за реферат не выставлялась, зато преподаватель прочитала весь реферат (! ), подчеркнула карандашом ошибки и написала рецензию на полтора листа. Переписать по памяти всю рецензию, конечно не реально, да и не интересно. Из достоинств, кажется, были отмечены лаконичность, логика, хороший язык, работа с литературой. Еще Она написала что-то вроде того, что реферат интересно читать. Что касается недостатков, добрая преподаватель о них умолчала (очень мило с её стороны). Но это не значит, что таковых не имеется вовсе. Хочу обратить ваше внимание на грамматические ошибки. Я очень спешил, когда писал реферат, и у меня просто не было времени спокойно его прочитать. Кое что я конечно исправил, но все равно, прочитайте сами, хотя – бы разок J. Естественно, не стоит рассчитывать и на наличие новизны, ну какая тут может быть новизна. Реферат представляет собой краткий конспект старого учебника по Марксистско-Ленинской философии (до формаций), и философского словаря (формации), вступление и заключение не списывались ни откуда. Факт, что упомянутые книги писал целый коллектив профессоров и умных людей, как раз и объясняет приличный язык и логику, отмеченные в рецензии. Ссылки на соответствующие места в этих книгах, указаны в конце каждого пункта реферата. Что касается литературы, главным образом использовались книжки “Марксистско-Ленинская философия” [1] и “Философский словарь” [2]. В статьях первой книжки были ссылки на собрания сочинений Ленина [3], Маркса и Энгельса [4], эти ссылки были просто переписаны в реферат. А так как в учебнике Марксистско-Ленинской философии ничего не было сказано ни про издательство, ни про год издания собраний сочинений, то не было никакой возможности указать эти данные в списке литературы – простите великодушно. В качестве обязательного требования к реферату предъявлялось использование при его написании новых (не старше двух лет) статей или книг, соответствующих теме. Именно этим объясняется появление в списке литературы учебников Пухликова [5] и Радугина [6], хотя последний не такой уж свежий. Несмотря на то, что в упомянутых книгах есть места, посвященные марксизму, в реальности, при написании реферата они никак не использовались. Если бы меня спросили: “А что эти книжки тут делают? ”, - я бы ответил: “А они сыграли важную роль при написании реферата! ” Эти книжки можно удалить из списка литературы без каких либо отрицательных последствий. Добавлю, что учебник профессора Пухликова [5] издавался очень ограничено, и достать его почти нереально, но если у Вас есть возможность это сделать – прочитайте его обязательно, книжка потрясающая! Желаю успехов! Фавненок.



      ©2010