Концепция гуманизма в современной западной философии. - (реферат)
Дата добавления: март 2006г.
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М. В. ЛОМОНОСОВА РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИИ ГУМАНИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ (Мартин Хайдеггер, Жан-Поль Сартр, Карл Ясперс)
Сдавался один раз в декабре 96г. на кафедру общ философии МГУ Реферат студента 5 курса факультета журналистики Файз Мохаммада 1996
Изменения жизни и мыслей, происходившие с конца XIX века со все большим ускорением, неизбежно должны были поставить под вопрос основные принципы, которые определяют существование человека, и с позиций которых мы рассматриваем его поступки. Под сомнение было также поставлено и то, что мы называем гуманизмом, этикой, цивили зацией, культурой, то есть те ценности, которыми мы руководствуем ся, и на основе которых мы оцениваем наше поведение. Из-за мно жества противоречивых причин эти традиционные ценности оказываются под угрозой, они шатаются, а вскоре обрушиваются, так как расшире ние и качественное изменение наших познаний о мире свидетельствует против них. История обнаружила существование цивилизаций и об ществ, основанных на иных моральных концепциях и иных системах ценностей. Перед лицом множества этических систем мы не можем при давать нашим устоявшимся критериям абсолютного значения. Все новое учит нас, что в человеке скрыто много больше, чем мы предполагали. Социология обнаруживает роль иррациональных моти вов поведения и типов сознания, более связанных с силами природы, чем наш. Психология и философия (Ницше, Достоевский) выявляют зна чение "злых" сил - жажды власти, агрессивности. Отныне область бессознательного оказывается гораздо шире сознания, и последнее больше не может претендовать на единственно правильную оценку ре альности. Отсюда и изменение наших качественных критериев. Первым это понял Ницше: " Не стоим ли мы на пороге эпохи, ко торую прежде всего следовало бы назвать отрицательным термином "внеморальная"? Мы, аморалисты, подозреваем ли мы сегодня, что все, что есть в поступке беспричинного, придает ему главную цен ность, тогда как все, что в нем от умысла, все, что идет от созна ния - лишь оболочка, которая, как и всякая оболочка, скрывает больше, чем выявляет? (.... ) Мы считаем, что мораль в традиционном смысле слова, мораль намерений - предрассудок, обобщение поспешное и неосновательное, того же типа, что астрология и алхимия, - во всяком случае нечто, что следует преодолеть и отбросить.... " ("К генеалогии морали"). Надо было вслушаться в этот тревожный, трагический голос, ибо то, о чем он кричит - правда. Но надежды человечества - вне этой правды. Мы не можем отказаться от поисков смысла нашего существо вания: ответом на кризис цивилизации являются поиски нового гума низма. Своеобразным гуманизмом новой волны представляется философия экзистенциализма (от позднелатинского existentia - cуществование). Если в XIX веке отцом экзистенциальной мысли был Серен Кьеркегор, для современного экзистенциализма им стал Мартин Хайдеггер. Он оказал решающее влияние и на французский экзистенциализм. В какой мере философия Хайдеггера являет собой мораль или гу манистическую концепцию? Главным вопросом его экзистенциальной он тологии является вопрос о смысле бытия. Но проблема бытия ставится в зависимости от человека, который задается этой проблемой: "Спра шиваем мы, здесь и теперь, для себя". Итак, исходной задачей ока зывается описание Человека, - того особого существа, которое зада ется проблемой бытия, и прежде всего основной вопрос множества фи лософий: "Почему существует Нечто, а не Ничто? ". Рассмотрим, как Хайдеггер определяет человека. Человек - су щество, чье бытие является ek-sistence, то есть что он единствен ное среди всех существ в мире, которое ek-siste, пре-ступает, вы ходит за пределы всех других существ и самого себя. Центральным тезисом является утверждение, согласно которому "сущность челове ческого бытия заключается в ek-sistence, в пре-ступлении. Это оз начает не только то, что, как хотел показать Сартр в сочинении "Экзистенциализм - это гуманизм", человек открыт миру, а не скован предопределенностью.... но и то, что внутри себя человек - постоян ное пре-ступление, бесконечное воспарение. Как описывает Хайдеггер эту сущность человека - ek-sistence? Она - в покинутости, в одиночестве человека, брошенного в этот мир, в тоску, в отчаяние - поскольку человек никогда не предстает перед самим собой ка существо стабильное, завершенное, владеющее собой и вещами, а как постоянное скольжение, бегство в пустоту, в небытие. И хотя человек всегда возвышается над самим собой, опере жает самого себя, он знает свой конец: Смерть. Человек - это су щество, которое пре-ступает все формы бытия и опережает самого се бя - в движении к Смерти. Он является "существом-для-Смерти". "И подобно тому, как человеческое существо - всегда незавер шенность, всегда "еще не.... ", оно изначально является и собствен ным концом. Этот конец, обозначаемый смертью, не делает человечес кое существо некой конечностью, а лишь предназначением к этой ко нечности, не "существом-концом", а "существом-для-конца". Смерть форма бытия, которую человеческой существо изначально приемлет: "едва человек родится, он уже достаточно стар, чтобы умереть". ("Бытие и Время"). Хайдеггеровское представление о человеке трагично. Не обесце нивает ли оно таким образом жизнь, не стирает ли различие между добром и злом? Нет, поскольку надо принять условия человеческого существования такими, какие они есть. Истинное существование про тивопоставляется неистинному, безличности, банальной повседневнос ти, закрывающей глаза на смерть. Существо истинное отказывается от неправды: оно - "истинное существо для конца", "существо для смер ти без обмана и бегства". "Начальный порыв, - пишет Хайдеггер, открывает перед человеческим существом возможность быть самим со бой, перспективы Свободы без иллюзий безликости, Свободы деятель ной, уверенной в себе и полной страха перед собою - свободы для смерти". (Бытие и время"). В работе "Что такое метафизика? " он показывает, как страх сливается с мужеством. "Человеческое существо все более пронизано ощущением приближающегося небытия, и лишь страх может обнаружить его подлинный характер. Этот "первородный" страх в человеческом существе обычно подавляется. Страх не исчезает, он лишь дрем лет. Его дыхание пронизывает человеческое существо; слабее всего он проявляется в человеке боязливом, совершенно неощутимо - в делови том, знающем лишь "да - это да", "нет - это нет"; сильнее же всего - в человеке, сутью которого является мужество. Можно даже ска зать, что мужество рождается из этого страха, чтобы спасти досто инство человеческого существа". Свобода, ясность понимания, мужество - таковы моральные цен ности. Хайдеггер так объясняет их взаимосвязь с гуманизмом: " Мо ральные проблемы - не первоочередные и самостоятельные; основное это взаимосвязь мысли и бытия, а она вне этики и онтологии. Эти ческие требования заявляют о себе тем настойчивее, чем явные бедс твия человека - равно как и сокрытые - постепенно переходят всякие допустимые пределы. С того момента, как человек эпохи техники, которая находится в руках коллективного существа, не может достичь сколько-нибудь уверенной и устойчивой прееемственности, не пересмотрев все свои планы и поступки, и не подчинив их требованиям все той же техники, - с этого момента все наши заботы должны быть посвящены созданию этических взаимосвязей.... И хотя этические взаимосвязи поддержива ют человеческое существо временно и неполно, сохранение и поддер жание их необходимо.... Но может ли мысль по-прежнему отказываться от познания бытия в тот миг, когда это бытие, выходя на яркий свет после долгого забвения, заявляет о себе потрясением всего сущего? " И еще: "Мысль, задающаяся вопросами истинности бытия и опре деляющая таким образом человеческую сущность исходя из бытия и применительно к бытию - это мысль не этическая и не онтологичес кая.... Важнее установления всех правил и норм поведения является тот факт, что человек призван существовать в истине бытия". В то же время Хайдеггер пишет, что "мысль, осмысляющая истину бытия как первородный элемент человека, носителя ek-sistence, уже заключает в себе первородную этику". Хайдеггер противопоставляет свою концепцию традиционному гуманизму в рациональной и оптимисти ческой форме XVIII-XIX веков, а также догматической форме утверж дения неизменных ценностей. Однако гуманизм он опровергает не во имя антигуманизма, а во имя ek-sistence человека, его незавершен ности, его созидательного познания. Французский экзистенциализм, первым выдающимся произведением которого было сочинение Сартра "Бытие и Небытие" (1943), в ряде пунктов не соглашается с доктриной Хайдеггера. Философия Сартра это самостоятельное преобразование взглядов Хайдеггера в своего рода субъективистскую метафизику. Он стремится придать идее свобо ды социальное значение, глубоко чуждое хайдеггеровской мысли и, в то же время, сообщить идее "ситуации" конкретно-историческое со держание. Наконец, он пользуется старой логикой и старой термино логией, восходящими к французской традиции. Между тем в нем обна руживаются те же фундаментальные темы: абсурдность, отверженность, страх и свобода. Труд Жана-Поля Сартра "Бытие и небытие" - онтология. О нравс твенном значении этого мыслителя говорят последние страницы этой книги, намечающие переход от онтологии к этике. "Онтология не может формулировать нравственные предписания... Однако она позволяет нам угадать, чем будет этика перед лицом 1 че 1ловеческой реальности в определенной ситуации. 0 В самом деле, она нам открыла происхождение и природу ценностей. Мы видели, что "для себя" существует, ценность рождается во имя этого "быть для себя". Отсюда следует, что различные задачи "для себя" могут быть объек том экзистенциального психоанализа, ибо все они стремятся осущест вить неудавшийся синтез сознания и бытия под знаком ценности.... Таким образом, экзистенциальный психоанализ представляет собой 1 мо 1ральное описание 0, ибо он обнаруживает этический смысл различных людских намерений; он указывает нам на необходимость отказаться от психологии корысти, как от всякого утилитарного истолкования чело веческого поведения, открывая нам идеальный смысл всех поступков человека. Этот смысл - по ту сторону эгоизма и альтруизма и, в то же время, по ту сторону поступков, именуемых бескорыстием.... тогда всякое человеческое существование можно представить себе как некую страсть, а пресловутое себялюбие лишь как средство, свободно изб ранное среди ряда других во имя удовлетворения этой страсти. Однако главное, к чему нас должен привести экзистенциальный психоанализ - это отказ от 1 духа серьезности 0. Результатом духа серьезности, который, как известно, царит над миром, является то, что символические ценности предметов впитываются их эмпирической индивидуальностью, как промокательной бумагой; он этот дух, возд вигает на первом плане непроницаемость желаемого предмета и предс тавляет его в самом себе как ни с чем не сравнимую желаемость. предметы оказываются некоторыми требованиями, а сам он - не что иное, как пассивное подчинение этим требованиям. Но онтология и экзистенциальный анализ (или спонтанно-эмпири ческое применение этих наук, которое люди испокон веку практикова ли) должен открыть носителю морали, что он - то 1 существо, благода 1ря которому ценности существуют. 0 Только тогда свобода осознает са мое себя и откроет себя в страхе, как единственный источник цен ностей, и Небытие, благодаря которому существует мир". Но каковы же эти ценности? Ни в одной публикации сартровская мораль не нашла своего окончательного выражения; упрощенные форму лировки, предложенные во время знаменитого доклада "Экзистенциа лизм - это гуманизм" (1946), таковы. Человек, такой, каков он есть - предоставленный самому себе в этом мире без Бога - свободен, осужен на свободу. Но если идеи Бога нет, то и ценности традицион ного гуманизма не могут существовать в своей трансцендентной и бе зусловной форме, теперь они становятся порождением нашей свободы: "Человек, лишенный помощи и поддержки, приговоренный ежеминутно создавать человека". Может быть такая свобода - каприз? Нет. Соз дание морали может быть приравнено к художественному творчеству. Таким образом, ценности непредсказуемы. Но в них есть то общее, что все они - ценности свободы. Но стремление к свободе - это и стремление к свободе других. Таким образом, Сартр возвращается к сущности традиционного гуманизма, ценности которого он отверг. Че ловеческая свобода восстанавливает закон, на основе которого может быть достигнуто соглашение между людьми. На уровне фундаментальных философских концепций очевидно, что такой фундаментальный мыслитель, как Карл Ясперс, - экзистен циалист: у него можно найти убедительные формулировки этого нап равления мысли. "Философия, - пишет Ясперс, - не обладает объектив ной ценностью познания, она - сознание бытия в мире. " Понятие "си туации", - то есть чувства того, что всякий вопрос ставится исходя их определенной экзистенциальной ситуации, так что познание перес тает быть созерцанием и становится завербованностью, ведущим поня тием экзистенциализма - этого никто не осветил лучше его. У Яспер са теория "предельной ситуации", то есть неоспоримых данностей су ществования, уводит философию от равномерного освещения классичес ких схем и придает ей небывалую до сих пор патетичность. Смерть, Страдание, Борьба, Ошибка - таковы новые принципы философии. Философия Ясперса не возражает христианским догмам, но то, что мы называем "гуманизмом личности" не сливается с христианским гуманизмом. В то же время тенденция, обладающая определенным рели гиозным звучанием, в том смысле, что в ней понятие Свободы опира ется на трансцендентность, и что в этом учении человек помнит о христианской душе, отличается от сартровской и хайдеггеровской ли нии. Этическая линия у Карла Ясперса значительно четче, чем у Хай деггера. Человеку, как объекту познания и опыта, подчиненого ес тественным и социальным силам, Ясперс противопоставляет человека как сознание, экзистенция, свобода. "Человек - больше того, что он может познать, изучая себя". Такое утверждение предполагает гума низм. Истинный человек не может допустить обращения с собой как с предметом: он должен осуществить свою свободу, свое бытие. Эти требования никогда не были более актуальны, чем сейчас, в мире, где человек утратил свои корни, свою связь с трансцендентным, где он рискует быть сведенным к своей внешней оболочке. Спасение - в стремлении к самобытности, в самоутверждении личности. "Спасение не может быть обретено ни в мгновенных радостях жизни, ни в безнадежности, с которой приемлют небытие. Оба решения годятся как временные убежища, но их недостаточно". К независимости человеческой личности Ясперс подходит неабс трактно: он вводит понятие "ситуации". Жизнь - постоянное напряже ние между условиями существования и свободой. Отказываясь и от одиночества, и от мятежа, личность долна принять свою взаимосвязь с миром: с обществом, с историей, с политикой, с техникой. Отстра ненность от мира дает человеку свободу, взаимосвязь с ним - су ществование". Эта свобода "в ситуации" открывает перед человеком будущее, которое невозможно представить себе заранее. Для Ясперса, как и для Хайдеггера, человек всегда осуществляется в будущем. В этой незавершенности всегда звучит голос надежды. Если невозможно обрисовать будущее перед лицом современного кризиса, то хотя бы можно указать его направление. оно должно быть наследием западного гуманизма. Но это наследие - не самоцель, "греколатинское наследие лишь создает то духовное пространство, в котором каждый может и должен бороться за свою независимость". Свобода важнее наследия, человек важнее гуманизма. Иначе говоря, гуманизм не должен замы каться в достигнутом, он должен быть раскрыт для своего источника - для трансцендентности, одушевляющей его: "Свобода может осущест вляться лишь в осознании, предоставленности самой себе, во взаи мосвязи с тпансцендентным". Экзистенциализм - философия суровая и трезвая, в центре его исследований стоит человек, ставший благодаря опыту двух мировых войн враждебным идеологии, человек, сил которого хватает только на то, чтобы существовать и преследовать единственную цель: внешне и внутренне справиться с бременем своей судьбы. Эта философия часто находила свое выражение и в художественных произведениях, в том числе написанных отцами-основателями этого направления, ищущими ключи к душе современного человека (романы "Тошнота" и "Стена", пьеса "Мухи" Жан-Поля Сартра). "Героическим гуманизмом" можно наз вать позицию Альбера Камю. Трагическое в его творчестве, как и противопоставленные ему ценности, предстает в разных формах: оно связано и с самими событиями, и с ощущением противоречивости основ бытия и абсурда, с бессмысленностью метафизических усилий челове ка. Но во всех случаях Смысл противопоставлен Бессмыслице. Нако нец, его гуманизм не отделяет человека от Истории, он стремится стать всеобщим достоянием, побуждает к свершениям. Опыт мятежа (иначе говоря, самой жизни) противостоит тому, что все экзистенциалисты считают Абсурдом. "Мы уже подошли к этому пределу, на краю мрака мы неизбежно угадываем свет, и если мы бу дем за него бороться, то мы обретем его. По ту сторону отрицания, среди руин, все мы готовим возрождение, но не многие это осознают".
Использованная литература: 1. Краткая философская энциклопедия. "Прогресс", 1994 2. Панорама современных идей. Chalidze publications, 1982 3. К. Ясперс "Смысл истории", "Республика", 1992 4. А. Камю "Избранное", "Правда", 1990
5. Ж. -П. Сартр "Тошнота" // В журнале "Иностранная литература"
|