Французские философы-просветители XVIII века об общественном прогрессе и цивилизации - (реферат)
Дата добавления: март 2006г.
2ФРАНЦУЗСКИЕ ФИЛОСОФЫ - ПРОСВЕТИТЕЛИ XVIII ВЕКА 2ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ ПРОГРЕССЕ И ЦИВИЛИЗАЦИИ _ 2План:
1) Французское Просвещение XVIII века и его основные черты. 2) Идея общественного прогресса.
3) Понятие цивилизации 4) Представления о государстве. Теория разделения властей. 11) Французское Просвещение и его основные черты.
18 столетие в истории Европы известно под названием "века Просвеще ния". В первую очередь, это был век Вольтера, Руссо, Дидро, Монтескье, Кон дорсэ, француских философов, развивавших цельную и достаточно стройную философскую концепцию - концепцию Просвещения. В философии Просвещения содержался целый ряд идей и положений, кото рые в своей совокупности определяли особенности воззрений просветите лей на общество и общественное развитие. * Важнейшим элементом, основной философии Просвещения было убеждение в том, что все существующее в мире не только может, но и должно быть объяснено на основе разума, т. е. рационалистически. Просветители явля лись прямыми наследниками "научной революции 17 столетия", связанной с открытиями Ньютона, Декарта, Галилея. Смысл ее может быть прекрасно передан знаменитой фразой Галилея: "Природа, синьор, насмехается на ре шениями и повелениями князей, императоров и монархов и по их требова нию не изменила бы ни на йоту свои законы и положения". Деятелям "на учной революции 17 в. " было введено понятие научного закона как объ ективной и независимой от желания человека связи между явлениями природы. Просветители распространили это понятие и на общество. По мнению философов Просвещения, не только природа, но и общество должно быть подвергнуто беспристрастному научному анализу, осмыслено рациона листически, с точки зрения действующих в обществе законов, * Важнейшим законом развития общества философы - просветители считали то, что оно развивается от менее развитых форм к более развитым, т. е. по пути прогресса. Именно просветителями была введена в философский оборот идея общественно - исторического прогресса, * Рационализм в сочетании с идеей общественно - исторического прогрес са служил в теориях просветителей обоснованием для критического ана лиза существующей общественной действительности. Критерием разумности существующих общественных институтов служило прежде всего их соот ветствие требованиям разума, естественным правам человека (к ним от носились независимость личности и признание свободы человека), идее прогресса. Современный общественный порядок порицался просветителя ми. Они критиковали абсолютную власть монарха, сословный строй, ограни чение личных прав и свобод, религиозные суеверия и невежество. Просве тители сформулировали стройную концепцию реформ, охватывающих все сферы общественной жизни, направленную на достижение так называемого "общественного блага", общественного строя, при котором удовлетворяют ся потребности каждого члена общества, * Осуществление этой программы реформ они связывали главным услови ем: Просвещением общества, распространение в различных его слоях науч ных знаний, норм морали, искоренение суеверий и невежества. Публикация знаменитой "Энциклопедии" под руководством Дени Дидро рассматрива лась как первый шаг к просвещению общества, * Особые требования предъявляли просветители к верховной власти. Они по-разному трактовали вопрос о происхождении государства, но были одинаково убеждены в необходимости установления власти просвещенных правителей, которые на основе общих философских доктрин разрабатывают программу конкретных политических действий и реформ. Сказанного достаточно, чтобы понять, почему именно Просвещение стало идейной основой Французской революции 18 века, направленной против "старого порядка": абсолютизм короля, сословного строя, бесправия кресть ян, революции, выдвинувшей знаменитый лозунг "свободы, равенства и братс тва". Теперь разберем подробнее отдельные аспекты воззрений философов просветителей.
12) Идея общественного прогресса.
Идея общественно - исторического прогресса в определенном смысле бы ла ядром философии просвещения.
1Далее необходимо включить материал о:
1а) понятий общественно-исторического прогресса у Кондорсэ, 1б) критерии общественно-исторического прогресса у просветителей - и 1дать их оценку с точки зрения последующего исторического опыта и сов 1ременных представлений ( 3см. вопрос о "понятии и критерии общ. -ист. прог. " 1)
13) Понятие цивилизации.
Просветители первыми ввели в широкий научный оборот и понятие циви лизации. По их мнению, цивилизация представляла собой, с одной сторо ны, определенный этап в развитии человеческого общества, следующий за дикостью и варварством, с другой , - всю совокупность достижений челове ческого разума т их воплощений в общественной жизни различных народов. Употребляя термин Цивилизация в первом его значении, они подчеркива ли, сто цивилизацию от ранних ступеней развития человечества отлича ют: возникновение пашенного земледелия, появление государства и писанно го права, городов, письменности. Говоря о цивилизации как о совокупности достижений человеческого ра зума, они имели в виду признание естественных прав человека, уважение его прав и свобод, осознание верховной властью ответственности перед обществом, открытия науки и философии. 14) Представления о государстве. Теория разделения властей. Большое значение просветители придавали государству. Напомним, с поли тикой государства они связывали надежды на успех общественных преобра зований и достижение "общего блага". В философии Просвещении развивались различные варианты теории об щественного договора. Многие просветители разделяли концепцию Дж. Локка 1(необходимо подробно рассказать о ней - см. вопрос "теория общ. до 1гов. ) 0. Своеобразный вариант теории общественного договора разработал Руссо 1(необходимо подробно рассказать о взглядах Руссо - "теория о. д. ") В рамках общей концепции Локка развил свою знаменитую теорию разде ления властей Шарль Монтескье (1689-1755). В трактате "О духе законов" он утверждал, что идеальный государственный строй должен быть построен на основе принципа разделения властей, т. е. независимости в своих сфе рах трех ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной. По его мнению, такое разделение властей устанавливает их равновесие, не да ет простора для злоупотребления , гарантирует соблюдение норм "общего блага". Законодательная власть, опирающаяся на народное представитель ство, уравновешивает исполнительную власть короля и при это обе они признают независимость третьей, судебной, власти. Теория разделения властей, восходящая к некоторым идеям Аристоте ля, является важнейшим элементом современной представительной демокра тии.
_ 1Основные понятия:
Просвещение, рационализм, теория разделения властей, общественный дого вор, "общее благо".
_ 1Вопросы и задания: 1) Дайте определение основным понятиям темы.
2) Какие представления лежали в основе философии Просвещения? 3) Почему философия Просвещения явилась идейной основой Французской революции 18 века? 4) Какие представления Просвещения отвергаются современным обществоз нанием? Используйте материал предыдущих тем.
|