Философская реформация Фрэнсиса Бэкона - (реферат) Философская реформация Фрэнсиса Бэкона - (реферат)
Философская реформация Фрэнсиса Бэкона - (реферат) РЕФЕРАТЫ РЕКОМЕНДУЕМ  
 
Тема
 • Главная
 • Авиация
 • Астрономия
 • Безопасность жизнедеятельности
 • Биографии
 • Бухгалтерия и аудит
 • География
 • Геология
 • Животные
 • Иностранный язык
 • Искусство
 • История
 • Кулинария
 • Культурология
 • Лингвистика
 • Литература
 • Логистика
 • Математика
 • Машиностроение
 • Медицина
 • Менеджмент
 • Металлургия
 • Музыка
 • Педагогика
 • Политология
 • Право
 • Программирование
 • Психология
 • Реклама
 • Социология
 • Страноведение
 • Транспорт
 • Физика
 • Философия
 • Химия
 • Ценные бумаги
 • Экономика
 • Естествознание




Философская реформация Фрэнсиса Бэкона - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    1 Введение.

У начала новой европейской философии возвышается колоритная фигура Фрэнсиса Бэкона .

Однако до сих пор живы в сознании многих его броские афоризмы, максимы его практической философии и слова торжественного гимна в честь всемогущества человеческого знания и экспериментальной науки .

По крайней мере три идейных фактора определили формирование и характер новой европейской философии - возрождение античных ценностей , религиозная реформация и развитие естествознания .

И воздействие всех их отчетливо прослеживается в возрениях Бэкона -- последнего крупного философа Возрождения и зачинателя философии нового времени .

Натурфилософия Возрождения наряду с крепкой традицией английского номинализма и эмпиризма подготовили почву для бэконовской филосовской реформации. Его философия была продолжением натурализма Возрождения , который он вместе с тем освобождал от пантеизма , миститизма и различных суеверий . Продолжением и вместе с тем его завершением .

Остатки органистических воззрений сочетались в ней с началами аналитического метода, поэтичность с трезвым рационализмом , критицизм с нетерпеливым желанием охватить все и обо всем высказаться . Она удивительно концентрированно воплотила в себе тот последний мощный всплеск культуры Возрождения , который породил запоздалый, кратковременный и напряженный английский Ренессанс , этот яркий закат всего западноевропейского Ренессанса , почти слившийся с зарею грядущего Просвещения.

И по своим намерениям , и в действительности Бэкон играл в философии роль реворматора .

    Но обставлена она была классическими декорациями .

Провозгласив принципиально новую ориентацию и значимость философии , Бэкон в понимании если не задач , то об'ёма ее компетенции примыкал к классической античной традиции , одновременно придавая этому понятию и то широкое значение научного знания вообще , которое надолго укоренится в англо-саксонском обиходе .

Он включал в философию почти всю совокупность наук и видел ее задачу в изучении как природы , так и человека

    с некоторой методологичеки единой точки зрения .

И в месте с тем этот родоначальник сциетизма в философии , если только он не обсуждает специальные естественнонаучные проблемы и опыты , в своих рассуждениях умел сохранить тот особенный аспект подхода , который соотносится с непосредственным эначением этого древнегреческого термина << философия >>- любомудрие .

Размышляя сегодня над наследием Фрэнсиса Бэкона -- философией далекого английского Возрождения, мы находим в нем самые различные элементы и напаластования --новаторские и традиционалистские , научные и поэтические , мудрые и наивные , те, корни которых уходят в глубь веков , и те , которые протягивают во времени свои вечнозеленые побеги в миры иных социальных структур , проблем и умонастроений.

Такова уж судьба классической филосовской мысли -- долгая жизнь в отличии от эпигонских и плоских философствований , претенциозность которых болезненно ощущается уже современниками . Оригинальная же мысль всегда содержит всебе тайну метафорозы, возможность многократного и неожиданного преломления в умах будующих поколений .

Деятельность Бэкона как мыслителя и писателя была направлена на пропаганду науки , на указание ее первостепенного значения в жизни человечества , на выработку нового целостного взгляда на ее строение , классификацию , цели и методы исследования. Он занимался наукой как ее лорд-канцлер , разрабатывая ее общую стратегию, определяя генеральные маршруты ее продвижения и принципы организации в будующем обществе .

Идея Великого Восстановления Наук--Instaurationis Magnae Scientiarum --пронизывала все его филосовские сочинения , провозглашалась им с многозночительностью , афористичной проникновенностью, завидной настойчивостью и энтузиазмом .

В отличии от античных и средневековых ценностей Бэкон утверждает новую ценность науки . Она не может быть целью самой по себе, знанием ради знания , мудрости ради мудрости. Конечная цель науки --изобретения и открытия . << Разве можно не считаться с тем , -восклицает он , -что дальние плавания и путешествия которые так участились в наше время , открыли и показали в природе множество вещей , могущих пролить новый свет на философию . И конечно , было бы постыдно , если бы в то время , как границы материального мира -земли , моря и звезд - так широко раздвинулись , умственный мир продолжал оставаться в тесных пределах того , что было открыто древними >> . И Бэкон призывает не воздавать слишком много авторам , не отнимать прав у Времени - этого автора всех авторов и источника всякого авторитета .

<< Истина -- дочь Времени , а не Авторитета>>, --бросает он свой знаменитый афоризм .

Бэкон верил , что идее его философии суждена не просто долгая жизнь академического признанного и канонизированного литературного наследия -еще одного мнения среди множества уже изобретенных человечеством . Он считал , что идея эта станет одним из конструктивных принципов самой человеческой жизни , которому <<завершение даст судьба человеческого рода , причем такое , какое, быть может при настоящем положении вещей и умов не легко постигнуть или представить >>.

    В известном смысле он оказался прав .

И сейчас , столетия спустя , мы как бы вновь осознаем пророческую силу предсказания этого герольда новой науки .

    2 ЖИЗНЬ , ЛИЧНОСТЬ , СТРЕМЛЕНИЯ .

Он родился 22 января 1561 года в Лондоне , в Йорк -Хаузе на Стренде , в семье одного из высших сановников елизаветинского двора , сэра Николоса Бэкона. Весной 1573 года мальчика посылают учиться в Тринити колледж в Кембридж . Печать этой классической выучки отметит все последующее творчество Фрэнсиса Бэкона , и все же он ушел из колледжа с сохранившейся на всю жизнь неприязнью к философии Аристотеля , по его мнению , пригодной для изощренных диспутов , но бесплодной в отношении всего , что могло бы служить пользе человеческой жизни. Желая подготовить сына к государственной службе , Николас Бэкон отправляет шестнадцатилетнего юношу в Париж , где он приобщается к составу английского посольства . Франция дала ему превосходный урок политического образования . Дипломатическая работа позволила юному Бэкону ознакомиться с политической жизнью и других стран континента .

Но вот смерть отца в феврале 1579 года заставляет Бэкона возвратиться в Англию . Бэкон поступает в юридическую корпорацию , где на протяжении ряда лет изучает юреспруденцию и философию.

В 1593 году мы видим Бэкона заседающим в палате общин , где он вскоре приобретает славу выдающегося оратора .

В 1597 году вышли в свет произведения принесшие Бэкону литературную известность, -томик небольших эссена религиозные , моральные иполитические темы. В нем содержался и первый вариант его << Опытов или наставлений нравственных и политических >>.

За год до смерти в посвящении к третьему английскому изданию он признается , что из всех его произведений << Опыты >> получили наибольшее распространение . << Они принадлежат к лучшим плодам , которые божьей милостью могло принести мое перо >>.

В следующем году он назначается штатным королевским адвокатом , в 1607 году получает пост генерал-солиситора , а еще через пять лет -должность генерал -атторнея---высшего юрисконсульта короны.

Эти же годы ознаменовались и под'емом его филосовско литературного творчества .

В 1605 году Бэкон публикует трактат << О значении и успеха знания , божественного и человеческого >>, в котором обосновал великую роль науки для жизни людей и набрасывал идею их классификации . Это был прообраз его труда << О достоинстве и преумножении наук >>, начало воплощения плана << Великого восстановления Наук>>. Параллельно шло обдумывание и других разделов << Великого Восстановления >>.

В ряде работ , над которыми он трудился в течении 1603-1612 годов можно найти много идей и положений , получивших впоследствии развитие в << Новом Органоне >>.

В 1609 году вышел его сборник оригинальных истолкований античных мифов << О мудрости древних >>.

В 1612 году он подготавливает второе , значительно расширенное издание << Опытов или наставлений >>.

В то же время им были закончены << Описание интеллектуального мира >> и << Теория неба >>.

В 1620 году Бэкон опубликовал свой знаменитый << Новый органон >> , содержащий его учение о методе и теорию индукции , по замыслу вторую часть так и незавершенного генерального труда своей жизни << Великого Восстановления Наук >>.

    Он работает над кодификацией английских законов

и над историей Англии при Тюдорах ; готовит третье английское и латинское издания << Опытов или наставлений >> и цикл работ по << Естественной и экспериментальной историии>>; печатает свой самый обЪемистый и систематический труд << О достоинстве и приумножении наук >> ( 1623г. ) -первую часть << Великого Восстановления >> и сборник << Изречения , новые и старые >> ( 1625г. ) .

В эти же годы он работал , так и не успев их окончить , над трактатами << О началах и истоках в соответствии с мифами о Купедоне и о небе >> и окончательным вариантом << Новой Атлантиды >>

Весной 1626 года он простудился , а 9 апреля 1626 года Бэкон скончался.

    3 ВЕЛИКИЙ ЗАМЫСЕЛ .

В своем произведении << Великое Восстановление Наук >> многозначительно названном << Величайшее порождение времени >> , Бэкон впервые сформулировал свою идею универсальной реформы человеческого знания на базе утверждения опытного метода исследований и открытий . Ссылка на время не была простым риторическим оборотом . Он и впоследствии считал замысел << Великого Восстановления Наук >> --

Instaurationis Magnae Scientiarum - скорее порождением времени , чем своего ума .

Его план он опубликовал в 1620 году вместе с << Новым Органоном >> . Это был грандиозный замысел .

Его первая часть << Разделение наук >> призвана была дать обзор и классификацию уже достигнутых человеческих знаний и указать темы , которые прежде всего нуждаются в дальнейшем изучении .

Вторую часть составлял << Новый Органон или указания для истолккования природы >>.

Здесь излагалось учение о методе познания как <<законном сочетании способностей опыта и разума>> и <<истинной помощи>> разума в исследованиях вещей . В противоположность дедуктивной логической теории аристотелевского <<Органона>> Бэкон выдвигает индуктивную концепцию научного познания, в основе которой лежат опыт и эксперимент о определенная методика их анализа и обобщения . Эта часть -- филосовско-методологический фокус всего бэконовского замысла и вместе с тем последний систематически разработанный раздел его <<Великого Восстановления Наук >>.

Третья часть предполагала кропотливую работу по изучению и систематизации различных природных фактов, свойств и явлений, естественнонаучных наблюдений и экспериментов, которые, согласно его концепции , должны были стать исходным материалом для последуещего индуктивного обобщения.

Небольшой набросок этой части <<Приготовление к естественной и экспериментальной истории, или План естественной и экспериментальной истории, способной служить надлежащим основанием и базой истинной философии >>появился в 1620 году в одном томе с <<Новым Органоном>>.

В четвертой части <<Лестнице разума >>на частных, но типичных и разнообразных примерах должен был быть продемонстрирован весь тот развернутый ход исследования и порядок научного открытия, методика которого изложена в << Новом Органоиде >>.

    К этой части Бэкон написал лишь небольшое вступление.

Только предисловие им было написано и к пятой части <<Предвестию , или Предварению второй философии >>.

Она должна была содержать предвосхищения подлинно научного объяснения явлений природы , предварительные результаты собственных наблюдений и открытий автора, еще непроверенные надлежащим образом строго научным методом . Что же касается последней , шестой части <<Второй филисофии или Действенной науки>>, то есть взятой в самом широком объеме сичстемы научного знания, построенного на базе сформулированной им методологии , то Бэкон скромно признавался : дать завершающую ее картину -<< дело , превышающее и наши силы, и наши надежды>>.

Это дело он оставлял всему последующему развитию человечества. Такова общая концепция и структура <<Великого Востановления>>. Она была связана не только с пропагандой научного знания и предчувствием зреющих в нем перемен , но и с утверждением новых целей науки, ее общественого престижа и предвидением решающий роли в будуности человечества.

Итак, только истиное знание дает людям реальное могущество и обеспечивает их способность изменять лицо мира; два человеческих стремления - к знанию и могуществу -находят здесь свою оптимальную равнодействующую . В этом состоит руководящая идея всей Бэконовской философии , по меткой характеристике Б. Фаррингтона , -<<философии индустриапльной науки >>. И здесь же коренится одна из глубоких причин столь продолжительной популярности его взглядов .

    3 ПЕРВАЯ, ВТОРАЯ И ЕСТЕСТВЕННАЯ ФИЛОСОФИИ .

Как особая область знания философия , по Бэкону , существует наряду с историей , поэзией и боговдохновенной теологией .

История соответствует памяти, поэзия -воображению , философия - рассудку : <<Наиболее правильным разделением человеческого знания является то, которое исходит из трех способностей разумной души>>.

Последующее подразделение науки у Бэкона основывается на соображении , что у каждой отрасли знания есть специальная сфера бытия . При этом он замечает , << что все деления наук должны мыслиться и проводиться таким образом , чтобы они лишь намечали или указывали различия наук , а не рассекали и разрывали их , с тем чтобы никогда не допускать нарушения непрерывной связи между ними >>. Философия по Бэкону имеет дело не с индивидуумами и не с чувственными впечатлениями от предметов , а с абстрактными понятиями , выведенными из них , соединением и разделением которых на основе законов природы и фактов самой действительности она и занимается . Философия относится к области рассудка и по существу включает в себя содержание всей теоретической науки . Предмет ее трояк - бог, природа . человек. Соответственно этому она делится на естественную теологию , естественную философию и учение о человеке. Эта реформационная концепция в соответствии с бэконовскими принципами <<Великого Восстановления >>призвана составить <<вторую филисофию , или действенную науку, не созерцающую и констатирующую , а открывающую и изобретающую . <<Второй философии>>Бэкон противопоставляет <<первую философию >>или <<мудрость>>, которая выступает некоей всеобщей материнской наукой -собранием и исследованием общих для многих наук аксиом и так называемых трансценденций , или привходящих качеств сущего.

Задача <<первой философии>>-показать единство природы путем выявления и систематизации общих и основополагающих принципов и аксиом , применимых в самых рапзличных областях знания.

Поистине знание о природе - это главный всепоглощающий предмет внимания Бэкона , и какие бы филосовские вопросы он ни затрагивал, подлиннойнаукой для него оставались изучение природы, естественная философия .

Фундамент естественной философии составляет естественная история. Однако фактическая констатация и описание тех или иных природных и опытных явлений явлений еще не составляют теоритической науки , которая всегда есть знание причин .

Таковой в естественной философии выступают физика и метафизика. Физика изучает общие начала вещей , систему и строение Вселенной , а также все многообразие объектов природы.

При этом физика интересуется материальными и действующими причинами явлений , причинами более частными и изменчивыми по сравнению с теми которые составляют предмет метафизики.

Метафизика выявляет в природе вещей нечто более общее и неизменное , чем материальная и действующая причины , а именно форму и конечную величину. Но понятие о конечной причине или цели имеет смысл там, где речь идет о человеческих действиях, а поэтому как раздел естественной философии метафизика должна прежде всего исследовать формы , <<охватывающие единство природы в несходных материях>>, в то время как собственно физика имеет дело с преходящими и как бы внешними носителями этих форм.

Великим приложением к естественной философии , как теоретической , так и практической он считал математику .

Строго говоря , математика даже составляет часть метафизики , ибо количество , которое является ее предметом , приложенное к материи , есть своего рода мера природы и условие множества природных явлений , а поэтому и одна из ее сущностных форм .

    4 О ДУШЕ И ЕЕ СПОСОБНОСТЯХ .

Представление Бэкона о душе и ее способностях составляют центральное содержание его философии человека и вместе с тем тот пункт, в котором особенно отчетливо прослеживается ряд мотивов , характерныхвообще для филосовских концепций Возрождения . Френсис Бэкон различал в человеке две души - разумную и чувственную. Первая-боговдохновенная , вторая - подобная душе животных : первая происходит от <<духа божия>>, вторая - из набора материальных элементов и является органом разумной души.

Все учение о боговдохновеной душе - о ее субтанции и природе , о том, врождена ли она или привнесена извне , он оставляет компетенции религии . <<И хотя все такого рода вопросы могли бы получить в философии более глубокое и тщательное исследование по сравнению с тем состоянием , в котором они находятся в настоящее время , тем не менее мы считаем более правильным передать эти вопросы на рассмотрение и определение религии, потому что иначе они получили бы в большинстве случаев ошибочное решение под влиянием тех заблуждений , которые могут породить у философов данные чувственных восприятий >>.

    5 ЭМПИРИЧЕСКИЙ МЕТОД .

Своеобразие интелектуального ига схоластики сказывалось не только в регламентации свободы научной мысли религиозными догматами и предписаниями авторитетов , но и в отсутствии каких-либо строгих критериев для отличения истины от вымысла .

Схоластика была "книжной" наукой , то есть пользовалась сведениями , полученными из книг .

Ощущался не недостаток не столько в идеях , сколько в методе для получения новых открытий , в том твердом основании , на котором только и могло быть воздвигнуто здание критически выверенного и вместе с тем позитивного научного знания - в организации эффективного экспериментального исследования .

Это обстоятельство было в полной мере осознано Бэконом и положено во главу угла как его критики , так и его метода.

Его заслуга , в частности , состоит в том , что он со всей определенностью подчеркнул: научное знание проистекает изопыта , не просто из непосредственных чувствительеных данных , а именно из целенаправленного организованного опыта , эксперимента.

Боле того , наука не может строиться просто на непосредственных данных чувства. В трактате <<О достоинстве и преумножении наук >> мы находим интересный анализ научного опыта типа "охота Пана" , где Бэкон разбирает различные способы постановки опытов и модификации экспериментировани , в частности изменение , распространение , перенос , инверсию , усиление и соединение экспериментов . Изменение эксперимента - это такая операция , когда какой-либо имеющийся опыт осуществляется с другими объектами подобного же рода или с теми же объектами , но при других условиях .

Следующая операция-распростронение эксперимента - связана с повторением и расшифрованием эксперимента или постановкой его в более утонченной форме .

Перенос эксперимента бывает троякий : из природы в искусство , из одного технического искусства или вида практики в другой , из одной части искусства в другую часть того же искусства .

Инверсия эксперимента имеет место тогда , когда доказывается противоположное тому , что уже известно из опыта .

Под усилением эксперимента понимается доведение его до потери исследуемого свойства .

Соединение эксперимента - это объединение в единое целое нескольких экспериментов "связь и сцепление их преминений ".

Оно используется там , где отдельные опыты не приносят желаемого результата, но в соединении с другими дают нужный эффект .

И Бэкон заключает рассмотрение научного эксперимента такими замечательными словами:

".... не нужно падать духом и приходить в отчаяние , если эксперименты , которым отдано столько сил , не приводят к желаемому результату . Конечно , успех опыта значительно приятнее , но и неудача часто обогащает нас новыми знаниями . И нужно всегда помнить о том (мы повторяем это непрестанно ) , что к светоносным опытам следует стремиться еще настойчевее , чем к плодоносным ". Теорию "светоносных" опытов Бэкон изложил в <<Новом Органоне>>, она по существу смыкается с его учением об индукции .

    6 ТЕОРИЯ ИНДУКЦИИ .

Формулируя теоретические аксиомы и понятия об изучаемых природных явлениях , не следует полагаться на абстрактные обоснования .

Надо расшифровывать тайный язык природы из докуменмов самой же природы , из фактов опыта .

    Иной альтернативы в научном познании не сущуствует .

Самое главное - это найти правильный метод анализа и обобщения опытных данных , позволяющий постепенно проникнуть в сущность исследуемых явлений . Основным методом исследования в естественной философии является индукция . Но эта не та индукция, которая заключает лишь на основании простого перечисления ограниченного числа благоприятных случаев . Простая перечислительная индукция чаще приводит к ошибочным результатам .

И Бэкон ставит перед собой задачу сформировать принцип научной индукции , "которая производила бы в опыте разделение и отбор и путем должных исключений и отбрасываний делала бы необходимые выводы ".

В случае индукции мы , вообще говоря имеем незавершенный опыт , и Бэкон понимает необходимость выработки таких эффективных средств , которые позволили бы , говоря современным языком , осуществлять возможно более полный и глубокий анализ информации, заключающейся в посылках индуктивного вывода .

Перечислим некоторые особенности бэконовской трактовки индукции , связывающие собствено логическую часть учения Бэкона с его аналитической методологией и филосовской метафизикой .

Во-первых , средства индукции предназначаются для выявлдения форм "прстых свойств ", или "природ ", как называет их Бэкон , на которые , вообще говоря , разлагаются все конкретные физмческие тела .

Во-вторых , задача бэконовской индукции - выявить "форму", в перипатетической терминологии "формальную" причину , а отнюдь не "действующую" или "материальную" , которые, по его мнению , частны и преходящи и поэтому не могут быть неизменно и существенно связаны с теми или иными простыми свойствами .

Он мыслил индукцию не как средство узкоэмпирического исследования , а как метод выработки фундаментальных теоретических понятий и аксиом естествознания , или , как он выражался , естественной философии .

Итак , бэконовское учение об индукции тесно связано с его филосовской онтологией , с аналитической методологией , с учением о простых природах и формах, с концепцией разных видов причинной зависимости .

Таким образом , мы с уверенностью можем назвать Фрэнсиса Бэкона одним из родоначальником современной экспериментирующей науки .

Но еще важне , пожалуй , то, что пионер естественонаучной методологии не относился к своему учению как к истине в последней инстанции . Он прямо и откровенно ставил его лицом к лицу с будующим . "Мы не утверждаем , однако , что к этому ничего нельзя прибавить, -писал Бэкон . -Наоборот , рассматривая ум не только в его собственой способности , но и в его связи с вещами , мы должны установить , что искусство открытия может расти вместе с открытиями ".

    7 БЭКОН И АНТИЧНОСТЬ .

Интерес к античности пронизывает всю историю европейской цивилизации . Вразные времена и в разных общественных и идейных условиях он принимал различные формы , сосредоточивался то на одних , то других источниках , воплощался в различном их толковании и использовании в той или иной связи .

И размышления Бэкона постоянно отталкивался и вновь возвращается к античной классике .

Его сочинения полны ссылок на греческих и римских философов, писателей , историков , поэтов и риторов .

Их наивные , но свежие , жадно обращенные на мир взгляды наполминают ему о забытой в схоластической науке природе вещей , о подлинных природных телах и процессах, об опыте .

В том , что "все они определяли материю как активную , как имеющую некоторую форму , как наделяющую этой формой образованные из нее предметы и как заклучающую в себе принцип движения ", Бэкон видит исходный и единственно плодотворный принцип всякой истинной те есть опытной науки . В произведениях френсиса Бэкона отчетливо прослеживается его отношение к трем основным сферам идейного наследия - античной философии , мифологии и христьянству .

    Отношение Бэкона к античности по своему продумано.

Он знает , что ему нужно в этом великом складе прошлого , и использует взятое для подтверждения идей и установок своего мировозрения .

Он целенаправлено интерпритирует античность , и его подход отличается как от эмпирического описательства , так и от простой констатации самосознания этого прошлого , понимание его "изнутри" его концепции и эпохи .

Главная установка Бэкона - понять природу из нее же самой , построоить ее картину , не искаженную првнесениями человеческого духа .

Поскольку природа есть физическая , чувствительная материальная сущность , понять ее можно лишь сполмощью адекватных ей способов , то есть чувственными , физическими , материальными средствами .

    8 ЭТИКА

Античная этика была по преимуществу учением о добродетели и занималась вопросом : что есть добродетель , то есть чем должен руководствовать человек , чтобы бюыть нравственным .

Предмет этики - человеческое волеизлеяние , направляемое и организуемое разумом , приводимое в действие аффетами и дезориентируемое кажущимися , мнимыми благами .

Бэкон решительно утверждал примат и величие общественного блага перед индивидуальным , деятельной жизни перед созерцательной , самоусовершенствования личности перед самоудовлетворением . Такая позиция позволяла ему подвести под общий знаменатель и под удар своей свей критики все те нравственные ценности , вокруг которых кристаллизовались этически теории древних киренаиков , эпикурейцев , скептиков и стоиков .

Ведь как бы не украшали личную жизнь человека бесстрастная созерцательность , душевня безмятежность , самоуспокоенность , самоограничение или же стремление к индивидуальному наслаждению , они не выдерживают критики , если только подойти к этой жизни с точки зрения критериев их общественного предназначения . И тогда окажется , что все эти "гармонизирующие душу" блага есть не более чем средства малодлушного бегства от жизни с ее треволнениями , искушениями и антагонизмами и что никак не могут служить основой для того подлинного душевного здоровья , активности и мужества , которые позволяют противостоять ударам судьбы , преодолевать жизненные трудности и, исполняя свой долг , полноценно и общественно значимо действовать в этом мире .

И здесь важно отметить то значение , которое Бэкон придавал альтруистическому началу в человеке : добрые дела связывают людей теснее , .чем долг. Эту идею бэконовской этики впоследствии подхватят и будут разрабатывать многие английские моралисты .

    9 ОПЫТЫ .

Работа над <<Опытами или наставлениями нравственными и политеческими >> сопровождала его всю жизнь .

    С них началась известность Бэкона как писателя .

"Опыты" оставались самымми популярными из его сочинений , "надо полагать , потому что они ближе всего к практическим делам и чувствам людей ", да и сам он считал их одним из лучших плодов своего творчества .

Первое издание " Опытов " появилось появилось в Лондоне в 1597 году. Через пятнадцать лет в 1612 году отдельной книгой вышло вторе издание . Оно содержало 29 новых эссе , старые же были исправлены и дополнены . Хотя из эссе мы можем многое почерпнуть о филосовских , этических и социально-политических воззрений Бэкона , они принадлежат более английской литературе , чем философии . Их язык и стилистика беллетристичны. Содержащиеся в них суждения подаются как бы мзвлеченными из непосредственного живого опыта и не подкрепляются столь характерными для филосовских трактатов отвлеченными рассуждениями и умозрительными конструкциями . И даже если к этому жизненному зачастую примешивается и книжный опыт , он используется столь же живо и непосредственно.

Чтобы получить представление о всем содержании "Опытов", об особенностях их композиции и стиля , о диалестических переливах мыслей Бэкона , одновременно и лаконичных и многограннх , об ажурных сплетениях его рассуждений , в которые жемчуженами впралены блестящие афоризмы , надо , конечно , прочитать сами эссэ . В одних чувствуется прежде всего политик до мозга костей , приобщающий к глубинам государственной мудрости , наставляющий в изощренной стратегии и опыте жизненой борьбы .

В других к вам обращается человек , умудренный житейским опытом, человек дела , все видящий и понимающий , подмечающий самые незначительные жизненные детали . Но почти во всех них обнаруживается глубокий психолог , знаток человеческих душ , придирпчивый и объективный судья поступков .

Но помимо политического и практического сознания "Опыты"содержат и другое , связаное с глубоким пониманием человеческой психологии и зарисовками с целью выставки характеров , нравов , чувств и склонностей людей и их поведения в различных ситуациях .

Бэкон регистрирует весь этот разноцветный спектр человеческих проявлений , приводит примеры , дает оценки и выносит свои заключения .

Так открывается еще одна , литературно-этическая, грань "Опытов"

    10 ЗАКЛЮЧЕНИЕ .

Провозгласив великое значение естествознания и технических изобретений для человеческого могущества в практике , Бэкон верил , что этой идее его философии суждена не просто долгая жизнь академически признаного и канонизированного литературного наследия , еще одного мнения среди множества уже изобретенных человечеством .

Он считал , что со временем идея эта станет одним из конструктивных принципов всей человеческой жизни , которому "завершение даст судьба человеческого рода , притом такое какое, пожалуй людям , при нынешнем положении вещей и умов , нелегко постигнуть и измерить " . В известном смысле он оказался прав . И сейчас столития спустя , мы как бы сызнова осознаем пророческую силу предсказания этого герольда новой науки , но к неистощимому бэконовскому оптимизму в сознаниии нашего современника примешивается и горечь за все перипетии , пережитые на этом пути в прошлом , и тревога за то , что ожидает нас в будущем .



      ©2010