Философия Феофана Прокоповича - (реферат)
Дата добавления: март 2006г.
Феофан (Елисей в миру) Прокопович (1677-1736) - выдающийся деятель “Ученой дружины Петра I”, один из основных ее интеллектуальных наставников. Начиная с 1709 г. , он участвовал в разработке различных“указов”, “регламентов”, “распоряжений”, программ внутренней и внешней политики, в том числе относительно церкви и духовенства. Человек ближайшего окружения Петра I, Феофан отличался редким трудолюбием, однако оценка его участия в Петровых реформах никогда не была однозначной. Между тем жизнь Феофана Прокоповича не была легкой, творческий путь - гладким, а посмертные характеристики его роли в истории духовной культуры России и поныне тенденциозно неадекватны. Даже краткий обзор его жизни, ознакомление с отдельными сторонами мировоззрения убеждают в сказанном. Выходец из купеческой семьи, Елисей родился в Киеве. Он рано был определен сначала в начальную школу Киево-Братского монастыря, а затем - десяти лет - отдан после смерти отца попечителем, дядей по линии матери, в Киево-Могилянский коллегиум (академию). Протектор академии В. Ясинский и профессор философии Г. Одорский, обратив внимание на незаурядные способности Елисея, много сделали для формирования мировоззрения будущего мыслителя. Вряд ли в стороне от забот о племяннике оставался и дядя (выбранный ректор академии ФеофанПрокопович). После Киева Елисей продолжал свою учебу за рубежом (1695-1701), в частности в Риме, в иезуитскомКоллегиуме св. Афанасия. Обучение здесь было нелегким, хотя и успешным, скитания за границей - тяжкими. Срадостью вернулся он на родину (1704), где вскоре принял монашество, получив при пострижении имя дяди- ФеофанПрокопович.
Система деизма: формы выражения
В Киеве началась практическая, общественная и политическая деятельность Ф. Прокоповича - профессора, протектора, а затем и ректора Киево-Могилянской академии. Сначала он преподавал поэзию, риторику, философию и этику. Блестящий лектор, Феофан становится и знаменитым проповедником, создателем многих оригинальных трудов и переводов философско-богословской литературы древних и современных ему авторов, мастером поздравительных и поучительных“слов”, активным деятелем церковного и гражданского движений своего времени. После победы русских войск над шведскими полками под Полтавой (1709) Петр I все больше и больше приближает к себе Феофана, берет его вПрутский поход (1711), а через пять лет переводит в Петербург. Включившись в государственную, научную и церковную работу, Прокопович переживает “период наиактивнейшей общественной деятельности” (1716-1725). Заслуживает особого вникания деятельность Феофана Прокоповича в качестве руководителя Святейшего Синода, архиепископа Новгородского иВеликолуцкого, влиятельного в церковных кругах богослова, крупного знатока философии, логики, риторики, этики, эстетики, истории игомелетики. В 20-ЗО-е годы исключительное значение имело его участие в подготовке нескольких проектов будущих“указов” (1716-1724), в делах по реорганизации академии при Заиконоспасском монастыре, в создании Петербургской Академии наук, а также столичной духовной академии (1725). Параллельно с этим в относительно короткий срок он завершил несколько фундаментальных философских, богословских, политических и публицистических трактатов: “Духовный регламент”, “Слово о власти и чести царской”, “Правда воли монаршей”, “Рассуждение о безбожии”и др. (1717-1733). В этих работах в связи с деятельностью по защите петровских преобразованийПрокоповичем предлагался целый ряд концепций, получивших в его творческом наследии весьма глубокое обоснование. По словам его биографов, он отстаивал необходимость“секуляризации общественной мысли”, освобождения ее от “богословского плена”, являлся теоретиком системы философского деизма и принципов “естественного права”, обоснователем новейших для его времени принципов риторики, логики и теории истины, эстетических понятий и канонов. Соглашаясь с этими утверждениями, было бы неправильно сводить к ним всю гамму творческих интересовПрокоповича: многие стороны его творческой и общественной деятельности в приведенном перечне даже не упоминаются. Бесконечно богаче и мировоззрениеПрокоповича, разработанное с присущей ему глубиной и талантом, но не лишенное противоречий, изломов, двойственности и парадоксальности. Противоречивость эта обусловлена тем, что Прокопович по-новому понимал назначение философии. Она оценивалась им не как эзотерическое знание для отдельных философов, но как средство удовлетворения соответствующих запросов значительного круга людей. Ф. Прокопович пытался дальше развить идейные позиции своих предшественников, зачастую выступая как подлинный новатор. Это подтверждают уже ранние его лекции в Киево-Могилянской академии. Отступая от традиции, в соответствии с которой вопросы онтологии освещались в курсе метафизики, Ф. Прокопович излагал их в курсе натурфилософии. В этом разделе его философского курса речь идет как о бытии, сущности и существовании, субстанции и акциденциях, так и материи, движении, пространстве, времени, причинности. Уже это перенесение онтологических вопросов из метафизики в натурфилософию свидетельствует о том, что он“пытался найти разгадку сущности бытия мира не в сфере сверхъестественного, а на пути изучения природы”. Имеющиеся в этих лекциях остатки схоластики только характеризуют степень сближения мыслителя с идеями философии нового времени - Возрождения, Реформации и раннего европейского Просвещения. Общая тенденция к секуляризации общественной жизни, свойственная общественной позиции Ф. Прокоповича, в его философии выражалась в стремлении преодолеть “изнутри” провиденциалистское, авторитарное понимание содержания философских знаний, их традиционнуютеологизацию. “Ренессанс подорвал средневековую авторитарность мышления, не отбросив ее, а, наоборот, доведя до предела и обратив в противоположность”. Ренессансный подход членов “Ученой дружины Петра I” к проблеме предмета философии отодвигал в сторону теологию и схоластику. Ф. Прокопович в предмет философии включал рационалистически понятую задачу выявления“общих принципов” совокупного бытия “тел”, субстанционных связей, форм и причин “материальных вещей”. Созданный богом мир, полагал он, развивается на основе собственной сущности, природной причинности и должен“рассматриваться как объект в собственном значении”. Прокопович не отбрасывал напрочь понятия “бог”, теологические “начала” бытия и др. : они присутствуют в его рассуждениях в гилозоистической форме. Божественное начало призвано гармонизировать материю, придавать ей соразмерность, пропорциональность, благозвучность и изящество. Отражение этих свойств материального мира, макрокосмоса, человека с его разумом и способностью речевого общения - великая задача философии. Как видим, к общим мировоззренческим принципам подключаются эстетические, риторические, поэтические, художественные“начала”. Именно поэтому Прокопович писал: “Великий светоч ума человеческого - философия - либо рождена, либо вскормлена поэзией”. Таким образом, Ф. Прокопович рассматривает как синонимы понятию “философия” словосочетания “обожествленная поэзия”, “божественное искусство”, “божественная красота” и т. п. Достаточно обратиться к его “Рассуждению о книге Соломоновой, нарицаемой “Песня песней”.... ”, в которой божественными признаются церковное песнопение и религиозная поэзия. Божественное у него - это искусное, которое является таковым скорее по форме, чем по содержанию. Последнее отражает деизм его миропонимания, характерный для философии первой трети XVIII столетия. “Век Просвещения”не был веком ниспровержения христианства (равно как и других религий). С большим или меньшим успехом он сокрушал пьедесталы клерикальных сил феодализма, оставляя в неприкосновенности главные постулаты господствующих верований. Антифеодальная идеология, а также процессы секуляризации не всегда совпадают с проявлениями атеизма, хотя атеизм в ту пору имел антиклерикальный характер, чаще всего выступая в форме свободомыслия. Вместе с тем, соглашаясь с точкой зрения, что основные интересы Ф. Прокоповича “были в светской жизни”, вряд ли можно не учитывать, что жизненный путь выдающегося мыслителя России был связан с активной церковной деятельностью, определялся и общим политическим курсом петербургского двора. Поэтому один из крупнейших иерархов православия XVIII в. уже в ранних своих трудах - в лекциях“О риторическом искусстве” (1706-1707), в трудах “Логика” (1707-1709), “Натурфилософия, или Физика” (1708-1709) , “Этика, или Наука об обычаях” (1707-1709)-и поздних работах рассматривал широкий комплекс проблем, от теологических до политических. Этот комплекс, как и систему основных категорий, следует проанализировать, соотнеся с общими тенденциями развития просветительской мысли и эволюции духовной культуры России того времени. Бог - центральная категория миропонимания Ф. Прокоповича. Предельная емкость этой категории объяснялась тем, что в сознании людей она отождествлялась с онтологической неограниченностью творца (бог бесконечен в своих проявлениях). Но будучи приравненным понятию “природа”, он обретал двойную форму бесконечности своего проявления, существования, “Бог - всесущее, всезначимое; природа - всемогуща и всезначима”. Эти два ряда в системе взглядов Прокоповича соотносились. Деистический характер толкования природы бога Ф. Прокоповичем выявляется легко из факта постоянного отождествления им бога с природой, материей, вселенной, мировым пространством или“совокупным числом вещей и явлений”. Так, в лекциях “Натурфилософии или Физика” он писал: “Под природой понимают самого бога”. Это определение близко высказываниям Д. Бруно и Г. Галилея, Ф. Бэкона и Б. Спинозы. Лектор стремится доказать, что бог-это нечто сходное с“субстанцией”, “общим субстратом” или “первоматерией” - основанием всего сущего. При этом, ссылаясь на авторитет Аристотеля и особенно Дионисия Ареопагита, Прокопович подчеркивал, что сущность божественного может быть выявленной через комплекс“утверждающих” и “возрастающих” понятий (“бесконечное могущество” бога невозможно осознать без “ничтожно малого”, без его “творений”). Характерна ссылка на сочинения Ареопагита “Про божьи имена” и “Про теологичну мистику”. Именно в характере толкования проблемы “бесконечных божественных возможностей” Прокопович усматривал мистицизм прежде всего европейской теологии - т. е. томизма и схоластической ортодоксии. Однако этот же мистицизм усматривался им и у отцоввосточно-христианской церкви, например у того же Дионисия. Анализ Прокоповичем взглядов видного представителя зенонистов из поколения представителей “второй схоластики” Арриаги завершался выводом: “Ежели бог не может сотворить чего-то большего, нежели то, что он сотворил раньше, то“исчерпывается всемогущество божье”, а ежели может, то то, что творит, не есть бесконечное”. Налицо, конечно, развенчание одного из онтологических доказательств бытия божьего. Однако Прокопович доходил и до непризнания традиционных представлений либо признания их символического характера. Он, например, считал недопустимымиантропоморфистские представления о боге, когда полагают, “будто бог подобен людям, имеет голову, бороду, руки, ноги и т. п. ”. Можно понять, почему некоторые из современников эти высказывания высокого иерарха православной церкви считали еретическими. Суждения Ф. Прокоповича о боге дополнялись философскими и естественнонаучными представлениями конца XVII - начала XVIII в. Не случайно, подмечая их связь с философией Б. Спинозы, один из младших членов“Ученой дружины” писал “Лунки Феофана и амстердамского философа ощутимо сближаются”. В этой позиции крылись истоки большей веротерпимости новгородского епископа по сравнению с С. Яворским и И. Посошковым, Г. Бужинским и Ф. Лопатинским, Д. Ростовским и А. Волынским - признанными сподвижниками Петра I. Поэтому мало сказать, что в ученииПрокоповича о боге заметны были следы влияния российского свободомыслия, связанного с процессами раскола, распространениемновгородско-московских ересей, движений стригольников и духоборов. Неортодоксальность взглядов Феофана определялась влиянием ренессансных и антитринитаристских идей, религиозно-реформаторских движений Белоруссии, Литвы, Украины, славянских народов Восточной Европы, протестантских идей сложной эпохи конца XVII - начала XVIII в. Только глубокий и всесторонний синтез мог сообщить воззрениям Ф. Прокоповича целостность, дополняемую энциклопедичностью и широтой эрудиции, непререкаемым авторитетом ученого и теолога, философа и проповедника. Ему по плечу было решение. многих теоретических и практических проблем, возникавших перед “Ученой дружиной”. При этом следует иметь в виду, что долгое время в Святейшем Синоде президентом был не он, а местоблюститель патриаршего престола С. Яворский. Между тем при Петре 1 и после смерти российского императора влияние на события автора“Духовного регламента”оставалось огромным. Это объясняется прежде всего компромиссным характером его идеологических позиций. Так, например, в отношении раскола Прокопович занимал центристскую позицию между государственными и церковными кругами, что позволяло сохранять независимость в суждениях по данному вопросу. То же можно сказать о его мировоззрении, включавшем деистические и дуалистические элементы аристотелизма, идеи рационализма философов нового времени, черты иррационализма ИоаннаДамаскина и Псевдо-Дионисия Ареопагита, принципы натурфилософии и логистики. Постановка проблемы бога, ее рационалистическое осмысление выводили Ф. Прокоповича в область чрезвычайно важную с точки зрения предмета философии, трактовки такихсверхсложных понятий, как материя, ее формы, субстанция, вещь, тело, покой, пространство, время, причинность, необходимость и т. п. Мыслитель оказывался перед необходимостью решать бэконовскую задачу критического анализа наследия средневековой схоластики в уровнях России и других стран Восточной Европы и Азии, а также учений Кирилла Александрийского, ВасилияКесарийского, Григория Богослова (Назианзина), Иоанна Дамаскина, Дионисия Ареопагита и других отцов церкви, представлявших традицию греко-византийской духовной культуры. При освобождении им античной философии и прежде всего философского наследия Аристотеля от наслоений схоластики не мог не пригодиться опыт мыслителей Возрождения. Но главной опорой стали духовные традиции Киево-Могилянской академии и Московской духовной академии, наследие Л. Могилы, И. Гизеля, В. Ясинского, И. Краковского, братьев Лихудоя и др. Еще в стенах Киева-Могилянской академии, в курсе “Натурфилософия” Прокопович всесторонне раскрывал мировоззренческие горизонты своего времени. По структуре, содержанию и, в известной мере, назначению лекции по натурфилософии и физике, прочитанные им в 1708/09 учебном году, напоминали“Новый Органон” Фрэнсиса Бэкона. В лекциях часто упоминается имя Аристотеля. Нередко оно связывается с основными понятиями натурфилософии, такими, как материя, актуальная и потенциальная ее разновидности, форма и“форма форм”, движение и виды движения. Много времени отводилось комментированию понятия “причина”, учения о четырех причинах: “материальной”, “формальной”, “целевой”, “действующей” и т. п. Прокопович признает наиболее подходящим аристотелевское определение: “Причина - это то, что порождает собой бытие вещи”. Он раскрывает свои представления о причинах разного рода. Оказывается, что “бог есть первая наиглавнейшая причина и ему подчинены все остальные”. И это пантеистически емкое определение включает “природную”, “материальную”, “действующую” и т. п. естественные причины, облачая самую действительность в теистический наряд. Ссылаясь на Священное писание (Иоан. 1), Ф. Прокопович обосновывал вывод о том, что в природе ничего не может возникать и исчезать без бога. Он также указывал на“свидетельство Августина”, якобы подтверждающее “всемогущество бога”, который “скрытою силой приводит в движение все свое творение”. Однако несколькими строками ниже автор “Метафизики” утверждал, опираясь на авторитет философов, что “первая причина действует с помощью других причин”. А это позволяло предполагать, что “естественные”, “материальные”, “природные” причины могут, находясь вне божества, обеспечивать его существование. Естественное начало в этом учении в традициях пантеизма гарантирует функционирование божественного мироздания (сотворенной природы). Превращение материальных форм из потенциальных в актуальные, полагалПрокопович, обеспечивается, с одной стороны, действием бога как первопричины и “перводвигателя”, а с другой - действием универсального движения в природе, имеющего в своем основании собственные“принципы”. Наставляя своих слушателей, Прокопович указывал: “Без основательного понимания движения нельзя хорошо понять н всего остального из того, что исследует в природе физик, ибо все перемены, возникновение и гибель, круговорот небес, движение элементов, активность и пассивность, текучесть и изменчивость вещей происходят благодаря движению. Движение как бы представляет собой общую жизнь всего мира” . Не развивая эту мысль последовательно в учении о природе и социальной жизни в целом, Прокопович все же в общем движении от метафизики к диалектике делал сознательные шаги вперед, опережая свое время и многих своих современников. Предварением геологических исследованийМ. Ломоносова являлись высказывания Ф. Прокоповича об эволюции поверхности горных склонов. “С течением времени, - писал новгородский епископ, - возникало множество новых гор, многие из них превратились в равнину. Это происходит обычно определенным способом, действием силы вод, которые вымывают внутренние слои земли и подымают горы, а другие сносят, нажимая на них, а также действием силы ветров, движений земли и иных”. Поразительно, что даже терминологически, а особенно это крылатое - “слои земные” - все это предвосхищало учение М. Ломоносова об эволюции земной поверхности, некоторые принципы диалектики природы. Над вещественной, материальной субстанцией, согласно системе Ф. Прокоповича, возвышается душа - невещественная, т. е. бестелесная и бессмертная. Возможно, здесь всего больше оснований у комментаторов наследия автора“Рассуждения о безбожии”указать на влияние Лейбница, а возможно, и Декарта, картезианцев. Душа активное начало. Ее сущность, считал Феофан, может познаваться в сравнении с другими явлениями. “Душа бестелесная, а не из каких частей сложенная, но вся в себе совокупно сущая”. Таким образом, в структуре представлений Прокоповича материи противостоит нечто духовное, цельное, идеальное. Дуализм системы определялся динамикой внутренних противоречий. В свою очередь, динамика жизни России и других стран содействовала секуляризации сознанияФ. Прокоповича, расширению пласта светских знаний, создавала реальную основу для развития в России светской философии. Не случайно другой из активных сподвижников Петра I -В. Н. Татищев - еще решительней подчеркивал мысль, что история философии - истинный процесс постепенного освобождения светских (научных и философских) знаний из-под влияния богословия. Автор трактата“О пользе наук и училищ”отвечал, что при этом любомудрие, освобождаясь от опеки магов и волхвов, постепенно включало в свой круг естественные (математика, механика, астрономия, физика, медицина) и гуманитарные (грамматика, поэзия, риторика, этика, юриспруденция) науки. Решительное отделение богословия от философии и превращение любомудрия в отдельную область занятий углубляло противоречия дуалистической системыПрокоповича, расширяя в ней сферу секуляризованных концептуальных построений. Условия и средства познания: логика, опыт, риторика В начале XVIII в. интерес к богопознанию и экстатическому самопознанию спадает. На передний план в связи с острой потребностью в развитии промышленности, ремесла, техники выдвигается интерес к естественнонаучным, техническим знаниям и к философии как знанию о путях и средствах познания мира, овладения истиной. Активизируемые петровскими преобразованиями наука и особенно философия России с величайшим напряжением приступали к исследованию теоретико-познавательных проблем. Философское крыло “Ученой дружины Петра I”активно разрабатывало принципы теоретико-познавательной концепции, исходящей из признания познаваемости мира. Ф. Прокопович в своих теоретико-познавательных построениях, опираясь и на суждения здравого смысла, и на научно значимые выводы, стремился использовать все достижения современной мысли. Иногда он прибегал к теории о“двойственной истине”. Иногда опирался на учение Дунса Скота или тезисы сторонников Реформации. Однако чаще всего он обращался к идеям о “здравых” и “естественных”, “обычных” и неинтеллигибельных средствах познания и выражения истины. В лекциях “О риторическом искусстве” и “Натурфилософия, или Физика” нередко встречаются родственные теории “двойственной истины”утверждения о необходимости достигать согласия между наукою и Библией, так как между верой и опытом нет противоречий. Если ученики и последователи Коперника, указывалПрокопович, с помощью аргументов математики, механики и физики докажут истинность своей теории, то Священное писание не может быть для них препятствием, - его можно толковать аллегорически. Реформационно-протестантские деистические мотивы звучали у автора лекций по натурфилософии, когда он объяснял характер“действующей причины” как “работу” прежде всего закона, никем не нарушимого и в этом смысле объективного, хотя бы однажды и установленного богом. В духе гносеологии нового времени выглядит вывод теоретико-познавательной концепцииФ. Прокоповича о двух путях и двух средствах познания. Первый путь, этап, средство - чувственное познание; оно связано с органами чувств: зрением, осязанием, обонянием, слухом. Второй путь - мысленная форма - использует силы интеллекта: разум, мысленность, ум, рассудок и т. д. Подробный разбор этих познавательных средств мыслитель дает и в лекциях по риторике, и в лекциях по натурфилософии, физике, логике и диалектике. В ряде случаев в работах Феофана встречаются упоминания об опытном пути познания, однако в целом интересующая нас концепция указывает на сенсуалистические (чувственные) и рационалистические (мысленные) средства как на две главные тенденции в едином потоке достижения знаний. Сам процесс познания - от предмета к органам чувств и разуму - Ф. Прокопович огрублял, однако стремился при этом опираться на естественнонаучные понятия. Он утверждал, что либо от предмета идут образы к органам чувств, либо, наоборот, от ока до предметов направляются лучи, дающие первичные данные для разума. Первичные“образы”являются в соответствии со спецификой того или иного из органов чувств: могут возникать“зрительные образы”, “образы обоняния”, “осязания”, “слуха” и т. п. Любопытно: в этом же ряду - “образы речи”, “яркие” или “тусклые”, “мягкие” или “жесткие”образы. Все должно пройти через фильтр органов чувств, прежде чем получить звание теории. “Физические теории, - писал Ф. Прокопович, - не иначе точнейшими становятся, как через испытания органов чувств”. Явно сенсуалистический подтекст рассуждений философа-рационалиста не возбуждалсомнений: навеянную аристотелевской, декартовской силлогистикой и арабской философией парадигму мысли Феофана следует квалифицировать как рационалистическую, т. е. вполне соответствующую духу просветительской мысли XVIII в. Рационализм Ф. Прокоповича особенно ярко выявлялся в логическом учении. Центральным элементом признавалось суждение продукт деятельности интеллекта. Суждение- итог рационального акта познания, совершающегося на второй - логической - его ступени. Все логические средства связаны с суждением. Логика-наука достижения истины, орудие ее формирования, поскольку речь идет о процессе мышления. Рассматривая соотношение двух этапов познания, Ф. Прокопович предостерегал, что на этапе чувственного познания нельзя останавливаться. Быть во власти своих чувств - это значит оставаться всегда в плену чаще всего недобрых привычек и низших удовольствий, разрушающих сами органы чувств человека, его психику, нарушающих нормальную жизнедеятельность человека. Интересно толкование Прокоповичем и понятия “диалектика”. Известное со времен античности понятие “диалектика” означало в эпоху эллинизма сократическую майевтику, эвристику мегариков, аристотелевское рассуждение. С 1 в. до н. э. диалектикой стало называться учение о мышлении. Прокопович же начинал с того, что освобождал эти понятия античной философии от наслоений схоластики. Все четыре (5-8-я) книги курса своей “Логики”” он посвятил “малой логике”, основная задача которой уточнялась им введением ряда установок, которые “учение о правильном мышлении” позволяли осмыслить комплексно. В разделе V своей “Логики” Ф. Прокопович дает определение логики как отрасли знания, изучающей “правила мышления”, а в последующем VI разделе он выясняет, что важнейшей ее задачей является выработка теории аргументации, правил доказательства, что она может быть формой выражения истины. Аристотелевская силлогистическая логика, объявляемая важным средствомдискуссивного постижения истины, рассматривается философом в связи с критическим анализом теории идей Платона, универсалий, проблемсоотносимости антецедента и консеквента, силлогизма и истины, предметности речевых форм, лингвистической данности и т. п. Многие вопросы, относящиеся к характеристике процесса познания, Ф. Прокопович рассматривал в лекциях “О риторическом искусстве”, читавшихся в стенах Киево-Могилянской академии. Этот “курс красноречия”, представляя собой не сложившийся еще в средневековье курс по правилам красивого слога, а далеко не традиционный цикл лекций, который опирался на новые духовные явления России конца ХVII - начала XVIII в. , отвечал на запросы нового века к логическим знаниям. Здесь изучались методы поиска решений с помощью“рационалистического подхода”, которые опирались и на сложившиеся принципы риторики, и на рационализированные принципы и формы диалектики, майевтики, силлогистики, герменевтики. В нашей философской литературе уже отмечалось, что при решении онтологических и гносеологических проблем вХУН-ХУЩ вв. и в Западной Европе, и в России особая роль принадлежала риторике, в рамках которой создавалась рационалистическая теория познания и философско-рационалистическая картина мира. Этот факт нашел свое выражение уже в одной из первых русских“Риторик”, изданной на церковнославянском языке епископом Макарием (1617 - 1619). Издание пособий по риторике на протяжении всего XVII в. объясняется преподаванием ее в приходских и специальных школах. В конце XVII - начале XVIII в. в Москве распространялась “Риторика” поэта и философа Андрея Белотоцкого. Монах Чудова монастыря Козьма Афоноиверский в 1710 г. опубликовал созданную им риторику. Трактат Козьмы вошел в риторический свод, созданный настоятелем Выговского старообрядческого общежития Семеном Денисовым (1682-1740). На Выге “штудировали” все общерусские риторики, известные к началу XVIII в. По сути, в XVIII в. в России в училищах и гимназиях риторика преподается не как предмет литературно-стилистического, словесно-эстетического знания, а как одна из философских наук светского типа. “Риторика, - считал Софроний Лихуд, - есть великая река ума, складывающаяся от вещей и разумов, а не отсловцев”. Трактат (свод лекций) Ф. Прокоповича “О риторическом искусстве”- явление исключительно яркое в истории философской мысли. Ввиду того, что впервые он был опубликован лишь десять лет тому назад, можно предположить, что его изучение только-только начинается. Составляя целый том (332 с. ), риторические труды профессора Киево-Могилянскойакадемии еще привлекут внимание будущих исследователей истории отечественной философии. Десять книг произведений Феофана включают изложения логических, теоретико-познавательных, этических и эстетических воззрений, анализ принципов доказательности и импликации, рассмотрение значения органов чувств и различные рекомендации пишущему историю, воспоминания, а также статьи по специфике различных форм“речи” и т. д. Многие разделы “Риторики” Прокоповича посвящены анализу особенностей бытовой речи, торжественной и увеселительной, эпидиктической (приукрашивающей) речи и проповеди . Важное значение Феофан придавал “Риторике” Аристотеля, риторическому наследию Горация, Цицерона, Курция, Платона, Демосфена, Цезаря и др. Нередко лектор по риторике прибегал к иллюстрированию какого-то теоретического положения“речениями” Антония Великого, апостолов Павла и Петра, Августина Блаженного, а также отцов церкви: Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова и др. Любопытны его разнообразные этимологические, фонетические и лексические комментарии к речевым и словесным формам почти всех европейских языков, что свидетельствовало об огромной языковой эрудиции автора курса лекций по риторике. В традиционном арсенале риторики Ф. Прокопович обращает внимание на требования к форме и содержанию речи, к доказательности утверждений, к аргументированности посылок и выводов. Многие страницы он отводил понятию аппликации, ее месту в системе речевых средств. Весьма интересным и практически ценным является в “Риторике” Феофана разбор элементов красноречия: инсинуации (введения к речи), емфазы (эмоциональной выразительности, акцента речи), гомилии (проповеди по тексту Библии), пневматики (периода речи, произнесенного на одном дыхании), оптатива (пожелательного наклонения речи), аносинесиса (неполного высказывания мысли, намека), апогепифонемы (риторической фигуры замалчивания чего-либо), тегмы (сентенции). В четвертой книге цикла лекций по риторике дана теория главных, по мнению Прокоповича, стихотворных стоп: кретика, дактиля, неона, дахмия, молоса, анапеста. Поэтическое творчество оценивается как высшая, хотя и земная, не божественная, а человеческая форма словотворчества высокого искусства речи. Во многих подразделениях лекций“О риторическом искусстве” повторяются идеи о духовном и вместе с тем рациональном и гуманном значении изучения и знания риторики как философской дисциплины. Обращение к теории “естественного права” и социально-этические взгляды В своей научной деятельности Ф. Прокопович сознательно стремился обращать внимание на явления общественной жизни людей. При этом, рассматривая гражданскую (светскую) и церковную (религиозную) историю, в“Духовном регламенте” он призывал пользоваться историческим методом как подзорной трубой, внимательно рассматривать века нашего прошлого, выявляя “корень”, “семя”, “основу” бытия. Особо значимыми Прокопович считал теоретические принципы “натурального права”, “природного склада”, “естественного закона”. Этим объясняется его постоянный интерес к трудам Гоббса, Буддея, Грация, Пуфендорфа, хотя известно, что не они только были источниками его знаний о “корнях” социальной жизни человека (микрокосма) и общества (макрокосма). Он обращался к идейному богатству мыслителей античности, средневековья, нового времени. Ф. Прокопович высоко ценит и свидетельства отцов церкви, часто пользуется церковными документами России, Византии, Европы. Г. В. Плеханов справедливо подчеркивал, что выдающийся публицист эпохи Петра I, возможно, первый в XVIII в. “ссылается на естественное право”. При этом авторитет Гоббса и Пуфендорфа для него был более значимой величиной, чем строки Священного писания: не случайно“ревнители православия считали его малонадежным богословом”. Аргументы от “природного разума” побуждали Ф. Прокоповича обращаться к человеку как субъекту истории и “главной стати” общества. В работах “Духовный регламент”, “Богословское учение о состоянии неповрежденного человека или о том, каков был Адам в раю”, “Правда воли Монаршей.... ”, “Книжица, в ней же повесть о распре Павла и Варнавы.... ”, “Первое учение отрокам” он неоднократно ставит вопрос о сущности гоббсовской проблемы: каков человек до возникновения власти, государственной “силы” и “воли”. И именно здесь он вынужден предпочесть идею “естественного состояния” идее провиденциалистской “предопределенности”. Было время, считал православный иерарх, когда над человеком не было никакой власти, кроме власти природы. Если, поГоббсу, для этого “природного состояния” людей характерна война всех против всех, а по Пуфендорфу, - мир и благоденствие, то Прокопович считал, что в первичном состоянии общества без государства были и война, и мир: ненависть и любовь чередовались, зло сменялось добром. Объяснял он это состояние свободой воли человека, свободой выбора - добродетель как дар природы торжествует в силу того, что на своем опыте человек убеждается, что нельзя делать другому то, что он себе не желает. При этом неким образом сохраняется суверенность прав индивидуумов, которые “свободно”, т. е. по воле субъекта, могут быть переданы: по Гоббсу, - монарху, по мнению Прокоповича, - народу, который взаимодействует с “мудрым монархом”, способным решать всю совокупность светских и даже духовных (церковных) дел, дел гражданских и военных. “Польза отечества”, “народная потребность” и “выгода” “воле божьей непротиворечива”, как и власть просвещенного царя. Ф. Прокопович - один из наиболее ярких теоретиков идей “договорного государства”, хотя это не мешало ему многозначно аргументировать идеал абсолютистского, авторитарного правления, отстаивать мысли об исключительности, даже“божественности”власти Петра I. Сторонник наследственной монархии, мыслитель высоко ценил деятельность московских князей, объединявших российские земли в государственное целое: Иван Грозный, полагал он, Россию“союзом оградил и оживил”. В “Слове о власти и чести царской” его ориентация на “самодержавность российского правления”выражена четко и емко: царь - владыка, повелитель, всему судья и высший авторитет. “Царь ни канонам, ни законам не подвластный””, - указывал Прокопович в “Правде воли монаршей”. В сознании церковного иерарха, противореча друг другу, сталкивались идеи о “воле” и “праве”, абсолютистский авторитаризм и народный автономизм. Весьма декларативным становилось также понятие “естественные права”, хотя при разборе бытия индивидуального и общественного рассуждения о них нередко органично вписывались в ткань авторских размышлений. Горячий защитник петровских преобразований, Прокопович прославлял государственную, военную, внешнедипломатическую и торговую политику русского монарха. В “Слове на день Александра Невского”(1718) он высоко ставил ратные подвиги Петра I, сравнивая его с великим русским полководцем XIII в. По убеждениюПрокоповича, выраженному в “Слове похвальном о флоте российском”(1720), Россия должна иметь могучие морские силы- допетровское их отсутствие образно сравнивалось с положением деревни, находящейся на берегу реки или озера, но лишенной лодок и баркасов. Флот - основа международного могущества России и величия не только военного, но и торгового, залог“державной крепости”. Вероятно, эти мысли послужили основанием Г. В. Плеханову для утверждения: “Он (Прокопович. - П. Ш. ) ставит вопрос о мореплавании на уровень философии истории”. Монарх, воплощающий собой принцип “монократии”(в отличие от древнегреческой демократии), в такой стране, как Россия, должен выражать“истинную власть”, “самодержавство”, противостоять стихии народных сил и “многократии”, особенно родовой (боярской) “аристократической знати” и “бунтующей черни”. Проповедник теории “общей пользы” и “общего блага””, он считал возможным достижение гармонии интересов крестьянских масс и дворянства, “имущих единений” и “власти самодержавной”. И в сочинении “Первое откровение отрокам”, и в трактате “Правда воли монаршей”, а также в многочисленных “Словах” и “Речах” подчеркивалась мысль о необходимости создания “могучей России”. Наряду с другими членами “Петровской ученой дружины””, Прокопович теоретически обосновывал программу развития в России промышленности, сельского хозяйства, торговли, призывал августейшую особу Петра I и его сподвижников заботиться о благосостоянии населения, поощрять развитие науки и просвещения, народных ремесел и искусства. Мыслителем-рационалистом ставился вопрос о пути развития Европы в целом, России в частности, т. е. вопрос, который получит выражение в трудах славянофилов и народников. Ф. Прокопович решительно отходил от традиционно- провиденциалистских схем объяснения общественных явлений и истории, когда утверждал, что люди в ближайших своих побуждениях и стремлениях руководствуются“потребностями собственного естества”, подчиняются “естественному закону”. Мыслитель отказывался от теории “абсолютной телеологии”: и монарх, и его подчиненные (всех рангов) располагают значительным объемом свободы воли, выбора решения и средств действия. Именно этим объяснялось наличие в мире просвещенных (“разумных”) монархов и вельмож, правильных (праведных) и неправильных (неправедных) решений, умных и безумных простолюдинов. Любопытно, что уже в творчестве Прокоповича, развивавшего идеи европейских философов об “общем благе” и “всеобщей пользе”, ставился вопрос о человеческой личности, просвещение и совершенствование которой должно составлять задачу государственного аппарата (“людей государевых”) и церковных служителей (“пастырей божьих”). В этом контексте заявления о самоценности и суверенности личности выявляли антропоцентрическую и общую просветительскую ориентацию воззрений автора“Рассуждения о безбожии.... ”. Человек, образованная и обученная личность, подготовленный для важного дела мастер способны творить чудеса. В сочинении“Табель о рангах” это одна из главных идей. Прокопович-просветитель отличался не только своим громадным вкладом в подготовку кадров высокой квалификации (философов, правоведов, учителей, толкователей исторических документов, священнослужителей и т. п. ). Внося светскую струю в образование, он рекомендовал создавать общеобразовательные школы и ремесленные училища при монастырях, церквах, промышленных предприятиях и т. п. В организованной им школе обучалось около 160 молодых людей. Грамматика русского языка, риторика, философия, этика, физика, математика, основы ремесел и домоводства, музыка, пение, живопись - вот неполный перечень предметов, изучаемых там. Занимательные игры и физические упражнения дополняли комплекс светских занятий школьной программыПрокоповича. Нельзя не указать, что уже программа воспитания, обучения Прокоповича, изложенная в книге “Первое учение отрокам”, в качестве важного принципа включала требование воспитывать всех детей, независимо от сословной принадлежности родителей, пола, способностей к учебе, к освоению наук, и предоставлять равные возможности для общественного служения в различных административных заведениях. Государственные, церковные, общественные и учебно-научные органы и учреждения обязаны, считал Прокопович, объединять усилия для того, чтобы не только образовывать людей, но также и воспитывать в их душах добро, благородство, милосердие, совесть, честь и т. п. И здесь, в этических рассуждениях мыслителя-гуманиста, видны следы влияния теорийГоббса, Грация, Пуфендорфа, Буддея. Добро, указывал он, - дар природы, требующий избегать войны и ссор, зла и недоброжелательства, ненависти и презрения. Вольный в своем выборе человек предпочитает указанным состояниям и качествам мир, любовь, добро, благоденствие, присущие человеку от творения и заложенные самим богом, заповеданные Священным писанием. Гуманистическое, глубоко философское и в высшей степени многозначное по своему выражению и предметному интересу учениеПрокоповича делало его заметным явлением ХVIII в. , определившим его влияние и на духовную жизнь России XIX в.
|