Доклад: Борьба со сложностью Доклад: Борьба со сложностью
Доклад: Борьба со сложностью РЕФЕРАТЫ РЕКОМЕНДУЕМ  
 
Тема
 • Главная
 • Авиация
 • Астрономия
 • Безопасность жизнедеятельности
 • Биографии
 • Бухгалтерия и аудит
 • География
 • Геология
 • Животные
 • Иностранный язык
 • Искусство
 • История
 • Кулинария
 • Культурология
 • Лингвистика
 • Литература
 • Логистика
 • Математика
 • Машиностроение
 • Медицина
 • Менеджмент
 • Металлургия
 • Музыка
 • Педагогика
 • Политология
 • Право
 • Программирование
 • Психология
 • Реклама
 • Социология
 • Страноведение
 • Транспорт
 • Физика
 • Философия
 • Химия
 • Ценные бумаги
 • Экономика
 • Естествознание




Доклад: Борьба со сложностью

2

3

3

3

4

4

4

5

5

5

6

7

8

8

9

10

10

11

13

14

14

14

15

16

Содержание I. Введение.................................. II. Преодоление состояния банкротства производственного предприятия с точки зрения синергетики........................... 1. Оценка деятельности предприятия в рассматриваемый момент.......... 2. Определение взаимосвязей между составляющими элементами системы........ 3. Определение управляющих параметров в деятельности предприятия......... 4. Учет случайных факторов............................ 5. Принципы открытости и самоорганизации в работе предприятия.......... III. Процесс воспитания поколения второй половины 20 -го столетия........... 1. Вступление............................... 2. Оценка рассматриваемого момента времени и его влияние на воспитательный процесс................................... 3. Взаимодействие и взаимовлияние факторов воспитательного процесса........ 4. Управляющие параметры процесса воспитания.................. 5. Учет случайностей.............................. 6. Принцип самоорганизации в воспитательном процессе............. 7. Необходимые изменения системы воспитания и их принципы с точки зрения синергетики............................. IV. Нравственно-психологическое воспитание человека на основе Заповедей Божиих с точки зрения синергетики........................... 1. Вступление............................... 2. Основные элементы воспитания на основе Закона Божия.............. 3. Взаимосвязь Законов Божиих......................... 4. Управляющие параметры (законы)....................... 5. Влияние случайностей............................ 6. Принцип открытости и самоорганизации..................... V. Заключение................................. VI. Список литературы..............................
I. Введение Представим сложность как некую сложную систему, при определеном взаимодействии элементов которой, можно получить необходимый положительный результат. Для рассмотрения данного процесса используем следующие отдельные фазы определяющих воздействий: 1) определение состояния сложной системы в данный момент времени; 2) определение взаимосвязей между составляющими элементами данной системы; 3) определение управляющих параметров, влияющих на состояние сложной системы; 4) учет случайностей; 5) принцип открытости и самоорганизации сложной системы. По всем этим фазам необходимо проанализировать процесс преодоления сложности, на основании материала, характеризующего рассматриваемую сложную систему. Так как синергетика является научным направлением, изучающим единую сущность самых разных явлений, то можно ее методологию приложить и к анализу и изучению сложных явлений общественного порядка. Ввиду того, что синергетика описывает необратимые качественные изменения, обеспечивающие переход от простого к сложному, то можно ее теоритические построения использовать в различных областях научного знания, в том числе и в производственной деятельности и в воспитательном процессе, где также диалектическое соотношение целого и части является существенным моментом в анализе взаимодействия всей сложной системы. В данной работе предполагается рассмотреть и проанализировать принципиальную схему предоления сложности в системах, которые имеют определенные факторы развития . И на основании этого, предлагаются варианты преодоления сложности, используя синергетический подход и его методологию при рассмотрении общего состояния системы, ее основных элементов их взаимодествия и взаимовлияния, принцип открытости и самоорганизации. Исследуя эти закономерности на жизненных примерах, можно достаточно ясно понять сущность рассматриваемой сложной системы и варианты преодоления этой сложности в реальных условия жизни. II. Преодоление состояния банкротства производственного предприятия с точки зрения синергетики. 1. Оценка деятельности предприятия в рассматриваемый момент. На первой фазе действий производится оценка работы предприятия в состоянии банкротства, т.е. отсутствия прибыли. Цель нашего процесса - сделать предприятие прибыльным. Это обуславливается многими факторами (компонентами) системы, в данном случае - показателями работы предприятия: - конкурентоспособность; - энергоемкость; - технологичность; - материалоемкость; - качество; - оптимальность сроков службы изделия; - трудовые затраты; - квалификация персонала; - затраты на сырье и материалы; - спрос на производимую продукцию; - рекламная информация; - маркетинг; - и т. д. Все перечисленные показатели необходимо рассмотреть, и проанализировать их уровень на данный момент: какие из компонентов наиболее расходоемкие, дающие наибольшие затраты, какие из них наиболее стабильные, какие дают наименьшие затраты. Если варьирование затрат в системе будет идти по параметру - розничная цена, то все компоненты, имеющие минимальные затраты можно отбросить и рассматривать только те, которые могут увеличиваться или стабилизироваться на высоком уровне затрат. За счет этого при рассматривании сложной системы происходит сжатие информации и уменьшение числа степеней свободы (компонентов) в анализе деятельности предприятия. В этом процессе необходимо учитывать и принцип групповой причинности. Так например, увеличение затрат на качество, может дать увеличение спроса на продукцию, а следовательно опять увеличение затрат для большего объема выпуска изделий данного предприятия. При этом прибыль может быть получена за счет увеличения объема продажи. Внешним фактором, значительно влияющим на прибыль, является - розничная цена. Дестабилизация розничных цен на рынке может очень долго производить возмущение этого внешнего параметра. Это тоже необходимо учитывать при рассмотрении состояния системы. 2. Определение взаимосвязей между составляющими элементами системы. На второй фазе действий нужно определить взаимосвязи между составляющими элементами системы. На этом этапе исследуется влияние друг на друга элементов системы при изменении одного или нескольких параметров порядка. Значительные изменения элементов могут вызвать неустойчивость системы, что ведет к изменению качественно нового состояния макросистемы. В точке неустойчивости системы необходимо зафиксировать растущие и затухающие конфигурации. Исследуя их нужно провести различие между устойчивыми и неустойчивыми конфигурациями и тем самым прийти к конфигурациям управляемым параметрами порядка. Рассмотрим на примере. Произведено вложение средств в качество сборки изделия. Тут же изменятся отдельные элементы системы: технологичность, трудовые затраты, спрос, и т.д. Некоторые из этих элементов будут стабильно возрастать другие стабильно снижаться. Так как зависимость между компонентами системы может иметь постоянные или переменные величины и даже может быть более высокого порядка т.е. зависит от производных поэтому лучше выбрать тот элемент конфигурация которого управляется параметром порядка (вложение средств в качество сборки) в сторону увеличения прибыльности работы предприятия. Взаимосвязь между компонентами не может быть дискретной. Она обязательно складывается в результирующий вектор взаимосвязи, образующий амплитуду определенной конфигурации. Если эта конфигурация управляется параметром порядка (вложением средств в качество сборки изделия) в сторону увеличения прибыли, то работа на предприятии и должна идти в этом направлении. 3. Определение управляющих параметров в деятельности предприятия. Параметры порядка управляют поведением отдельных частей системы посредством принципа подчинения. Отпадает необходимость рассматривать действие и поведение отдельных элементов системы, а открывается возможность управлять системой с помощью определенных параметров порядка. В физических и химических системах определение управляющих параметров фиксируется с помощью экспериментальных условий, налагаемых извне. В биологических системах управляющие параметры часто вырабатываются самой системой. В системах социально-производственной деятельности управляющие параметры могут быть определены расчетно-экспериментальным путем и путем прогнозирования каких- либо общественных процессов. В нашем примере необходимо рассчитать, как вложение средств в качество сборки изделия скажется на улучшении технологичности, на уменьшении трудовых затрат, на увеличении спроса и т.д. 4. Учет случайных факторов. Все случайные события описываемые в микромире элементарных частиц, по-моему могут быть признаны случайными только в результате того, что человечество на своем уровне познания еще не имеет возможности изучить существующие закономерности микромира, в который не может заглянуть по причине ограниченных возможностей. По теории Православного Христианского вероучения ничто в мире не может существовать без Бога: Он везде и во всем. Тем более не может быть чего-то случайного в мире деятельности человека. Но этот принцип действует для тех, кто находится под руководящим промыслом Творца, будь то личность или целое государство. Если же рассматривать жизнедеятельность человека в оторванности от Божьего Промысла, то случайностью может быть все что угодно. Например, открытие границ для импорта иностранной продукции может быть событием случайным, особенно в том случае, когда это не запланированный процесс. Учесть такую случайность почти невозможно. Поэтому для успешной производственной деятельности, на предприятии всегда должны быть резервные средства для смены выпускаемой продукции или частичной ее замены. 5. Принцип открытости и самоорганизации в работе предприятия. Из вышеизложенного можно сделать вывод: системы изучаемые на основе синергетики - это открытые системы потокового типа (поток в данном случае - денежные средства). Открытость системы, наличие потоков денежных средств достаточно интенсивного характера - это необходимое условие упорядоченной работы предприятия в данной пространственно-временной структуре. Важное значение при работе предприятия имеет - самоорганизация системы. В основном проявление этого принципа осуществляется в психологическом настрое работающего персонала, направляемого единой целью: создание прибыльного предприятия. Эта идея созидает самоорганизующий психологический настрой работников от низшего до высшего руководящего звена, побуждая заинтересованность их в изменении внешних и внутренних управляющих параметров, которые могут изменить к лучшему качество системы. III. Процесс воспитания поколения второй половины 20-го столетия. 1. Вступление. Рассмотрим сложную систему современного нравственно-психологического воспитания человека, с точки зрения синергетики. Система воспитания, как довольно сложная нелинейная система воздействия на человека, имеет множество микро- мезо- и макрофакторов влияющих на разных уровнях по разному на человека. Все эти факторы, учет которых должен преломляться и использоваться при воспитательных воздействиях, можно разделить на генетические, приобретенные, накладываемые обстоятельствами и т.д. Таким образом , можно увидеть, что система воспитания человека по меркам современного общества задача очень сложная, которая в последние времена усложнилась еще и за счет увеличения потока информации, за счет увеличения объема общений, за счет потери основных нравственных устоев общества. Все это породило хаос - максимальное возрастание энтропии системы. Замыкающиеся личности в таком положении могут быть в проигрыше т.к. в открытых системах, потребляющих энергию энтропия может уменьшаться и хаос постепенно приобретает некоторый порядок поведения и чувств. Яркий пример такого преобразования личности - это монахи. Казалось бы их жизнь становится более замкнутой, чем в миру. Но это не так. Они открываются Богу и своему духовнику, и этот энергообмен с совершенным и чистым источником, воспитывает дисциплину тела и духа. Такие личности не способны уже нарушать свой порядок, порядок брата своего, порядок природы. Когда процесс воспитания происходит с помощью Божией - это достигает своего результата спокойным и мирным путем, но конечно при обязательном желании самого человека. Человеческая же цивилизация оторванная от Бога создает порядок за счет увеличения общего беспорядка, увеличения энтропии - это разрушительные войны, революционные преобразования, перестройки, информационные бумы - это все от человека; голод, эпидемии, землетрясения, наводнения и другие катаклизмы - это от Бога. В обоих случаях из беспорядка, который достигает точки катастрофы, в дальнейшем, потрясенное общество начинает в некоторых областях медленно, в некоторых довольно быстро изменять качество своих отношений, приобретающих законный текущий порядок, в том числе и в области нравственно-психологических отношений. Система воспитания является пространственно- временной ( пространство - место жительства, временная - время жизни, эпоха), обладающей бесконечным числом степеней свободы. В периоды катастроф человечество самоорганизуется. На первый план выходит главный принцип - выживаемость. Таким образом число переменных падает, значительно уменьшается количество параметров порядка, определяющих динамику всей системы. При этом происходит переход от сложного к более простому, хотя человек как единица - элемент системы общества может вести себя достаточно сложно со всеми ему присущими странностями, страстями и чувствами. Рассмотрим систему воспитания с точки зрения синергетики на конкретном примере поколения людей середины 20-го столетия. 2. Оценка рассматриваемого момента времени и его влияние на воспитательный процесс. Определим состояние сложной системы воспитания и ее основные факторы. После революционных преобразований в России начались голод, репрессии, гонения. Страна понесла наказание за убийство Богом поставленного монарха. Внутренняя катастрофа, продолжилась внешним нападением - Великая Отечественная война 1941года. Однако, ради убиенных святых мучеников и по их молитвам, Господь сохранил Россию, не совсем истреблена была и закваска благочестия и нравственности. К тому же сработал и принцип выживаемости, который является движущим принципом в процессе самоорганизации в трудных условиях жизни. И к 50-м годам сложился более менее разумный подход к построению общественных отношений. Страдания и разрушения минувших лет отмели менее важные параметры порядка и все сознание общества было сконцентрировано на восстановлении разрушенного хозяйства, на воспроизводство (запрещались аборты) и воспитание подрастающего поколения под лозунгом : все лучшее детям. При переходе от катастрофного этапа, главным является нахождение решения приносящего наибольший эффект деятельности. Разумность некоторых членов общества сработала в этот момент на выдачу нескольких красивых решений. Люди в сельской местности были организованы в различные коллективные хозяйства, на промышленных предприятиях внедрялись принципы соцсоревнования, а дети организовывались в различные общественные организации: октябрята, пионеры, ВЛКСМ. Хотя все это были безбожные и даже атеистические организации, но положительный момент этого процесса был в том, что совместно было легче наладить хозяйство и поднять страну на более высокий промышленный уровень. Результирующим принципом воспитания детей в то время, было сосредоточение воспитательных функций в руках административно-государственного аппарата, начиная с ясельного возраста. Основные принципы или параметры порядка излагались в правилах поведения октябрят, пионеров, комсомольцев и т.д. На основании этих основных факторов воспитывались следующие основные черты характера: честность, обязательность, дисциплина, уважение к старшим, помощь младшим, активность, патриотизм, атеизм, образованность. Все эти черты необходимы были для деятельности государства в создавшихся условиях. О вере в единого Бога и богопознании и речи не было, хотя в обществе еще оставалась закваска из верующих людей, сохранивших в душах своих чистый родник истинной веры. Они-то и держали зерна веры, взывая к разуму людей и к милости Божией. Одной из главных сложных задач атеистического государства, ставилась задача - вырастить образованное, здоровое, дисциплинированное поколение. Поэтому большое распространение получило техническое образование, спорт, всевозможные кружки, секции, общественные организации: ДОСААФ, Охрана памятников, Красный полумесяц и т.д. Но самое отрицательное во всей системе воспитания поколения 50-х было то, что им о Боге не было сказано ни слова. Возрастало поколение совершенных атеистов, во главу угла смысла жизни которых, ставилось высокое материальное благосостояние, достигающее в будущем уровня свободного потребительства: от каждого по способностям, каждому по потребностям. При этом об ограничении потребностей не говорилось. Поэтому на основании вышеизложенного можно сделать вывод, что воспитание было направлено на создание общества потребления с равными возможностями для всех, что является и являлось утопией во все времена. Итак, мы рассмотрели состояние системы воспитания в данный временной период. 3. Взаимодействие и взаимовлияние факторов воспитательного процесса. Рассмотрим теперь взаимосвязь и взаимовлияние отдельных составляющих элементов данной системы воспитания. Сами по себе черты характера, востребованные обществом для воспитания подрастающего поколения 50-х годов, являются положительными. Но, искусственно насаждаемые, и не подтверждаемые примером из жизни окружающих, они не могли иметь большого влияния. Контингент воспитателей и большинство родителей не имели достаточного уровня нравственно-психического воспитания и мало того, что воздействовали отрицательно, но еще и являлись плохим примером. Идеализация мировоззрения не имела жизненного фундамента и была заранее обречена на неудачу. Требуемая честность не утверждалась, т.к. среди старшего поколения наблюдалась воровство, стяжательство, приобретение с заднего хода, взяточничество и т.д. Деятельность и активность тоже была подвержена разрушению через тунеядство и словоблудие начинающих богатеть управленцев и администраторов. Патриотизм шел на спад т.к. излишняя любовь и жалость к детям воспроизводила нежелание служить родине, а обильные словопрения и пустые обещания коммунистического будущего правящей партией, снижало авторитет правительства. Отсюда такие составляющие как дисциплина и обязательность также подвергались разрушению. Единственным фактором более менее устоявшим от разрушения, являлось образование, т.к. его ценз не только не снижался, но и повышался. Стране необходимы были грамотные специалисты, в то время это было основным принципом выживаемости на мировой арене. Кто имел преимущество в военной технике и космосе тот и был хозяином положения при решении международных вопросов. Страна отряхнулась от разрухи после Великой Отечественной войны, нужен был новый рывок к увеличению производительности труда и благосостояния. При этом при переходе от одного положительного гемеостаза к другому, когда система становится открытой (всеобщее среднее образование, бесплатное обучение ) в точке неустойчивости не силовым методом, а даже слабым воздействием государственный аппарат мог повлиять на выбор и судьбу отдельной личности. Повсеместно шла пропаганда и утверждение лозунга: "Учиться, учиться и учиться". Все это привело к всеобщему среднему образованию, интеллект населения значительно возрос. Таким образам, на основе результирующей влияния одного из элементов системы воспитания, вся система была подведена к решению главной задачи, рассматриваемого периода времени - к всеобщему образованию всего населения. 4. Управляющие параметры процесса воспитания. В 50-х годах управляющими параметрами порядка в системе воспитания были принципы подчинения. Создание системы 5-х планов, разработка основных директив развития общества на каждом съезде управляющей партии, являлось основным действующим моментом организации взрослого и детского населения страны. То есть произошло полное подчинение народа политике партии и правительства. Вся работа промышленности, сельского хозяйства, сфер образования, науки, были направлены на достижение обещанного светлого коммунистического завтра. А другие воспитательные факторы как честность, дисциплина, патриотизм уже использовались постольку, поскольку были необходимы для главенствующей цели. Высшее благо за которое человек должен был бороться - это достоинство личной жизни высокого материального уровня. Иные добродетели уже размывались в сознании подрастающего поколения, заслоняясь мечтами о личном благополучии, о сытной и безмятежной жизни, с праздниками, удовольствиями, развлечениями. Таким образом превалирование роли параметра порядка из области материальной, подавило роль и влияние параметров порядка более высокой духовной области. Добродетели, имеющие функциональное воздействие на душу личности, были развенчаны в угоду плоти и плотских удовольствий. Есть понятие этики последствий изменений: не навредить. Особое значение это приобретает в изменениях проводимых в сложных системах. В данном случае этот принцип был нарушен. Гонка общества по пути повышения уровня материального благополучия, привела к однобокости воспитания. Образованность оторванная от простых человеческих добродетелей нанесла обществу и моральный и материальный ущерб. Безостановочная гонка жизни в одном направлении не принесла людям ожидаемого счастья и благополучия. Люди стала искать выход в занятиях спортом, йогой, нетрадиционными учениями и т.д. Но все это не принесло должного спокойствия, т.к. во всем этом отсутствовало высшее, к чему всегда хотя бы подсознательно стремился человек. И что можно увидеть в среде образованных людей? Их образование, не освященное Богом может довести при миллиардных затратах только до Луны или до Марса. А духовные силы на одном сухаре возводят человека к Богу - цели его назначения. Таким образом, мы наблюдаем как элементы системы воспитания оказывают то или иное влияние друг на друга. При этом может происходить процесс подавления одних другими. 5. Учет случайностей. В обществе, организованном на принципах атеизма, отметается Промысел Божий и конечно же любые внутренние и внешние воздействия на систему, незапланированные управляющим аппаратом, могут считаться случайными. В воспитательной системе к факторам случайного влияния могут быть отнесены любые события личного, семейного, общественного и даже международного характера. Все эти события, в угоду существующего государственного аппарата, могут рассматриваться, анализироваться и преподноситься обществу средствами массовой информации таким образом, чтобы своим отображением воздействовать на мировоззрение людей, формируя в них угодное государству отношение, тем самым влияя на нравственные качества личности. Но как бы не был навязываем процесс прямолинейности, однобокости воспитания, сложность самого процесса становления личности не может быть линейной. Динамика ее развития под действием различных случайных и неслучайных факторов имеет нелинейный характер. Поэтому, как бы не обрабатывался характер человека плановыми обстоятельствами, сама нелинейность системы воспитания, многообразие случайных обстоятельств, встреч, событий - все это дает возможность многим личностям устоять в своей самобытности, не подвергнувшись общему психозу и безнравственности. 6. Принцип самоорганизации в воспитательном процессе. На воспитательный процесс личности имеет влияние принцип самоорганизации материи, при чередовании этапов возрастного порядка, при чередовании воспитательного контингента (семья, детский сад, школа, ВУЗ, армия, завод и т.д.), при чередовании обстоятельств места жительства, при чередовании открытий, революционных реорганизаций. Все это может выводить систему воспитания на совершенно новые ступени. Человек неординарно мыслящий (так называемые беспорядки на микро уровне - турбулентность), может быть одной из ярких личностей общества на каком-либо этапе его развития. Таким образом, можно наблюдать, что в синергетике самоорганизация возникает в силу внутренних причин, присущих самой Природе, и не о какой целенаправленной деятельности человека здесь не может быть речи, т.к. образование упорядоченных структур, ведущих к самоорганизации (народные партии, клубы по интересам и т.д.), происходит спонтанно при определенных значениях параметров (чувство патриотизма, желание вывести страну из кризиса, возрастание интереса общения из-за одиночества семейного и возрастного). Открытие самоорганизующихся процессов в неорганических системах свидетельствует о внутренней активности материи, о ее самодвижении и развитии. В процессах общественной жизни людей и их воспитательном процессе тоже можно проследить принципы самоорганизации, как переход от низших форм к высшим. Примером может служить то, что в семье родителей, не имеющих достаточного образования могут рождаться "вундеркинды", в среде, где отсутствует воспитательный процесс, могут вырастать очень воспитанные культурные люди, в среде воров могут появляться честные и т.д. Принцип самодвижения воспитательного процесса в данном случаем можно обосновать на основании закона материалистической диалектики - законы единства и борьбы противоположностей. Самодвижением воспитания выступает, во- первых как движение внутреннее, присущее самому человеку (желание быть лучше, образованней), во-вторых, как движение самопроизвольное, исключающее вмешательство внешних для системы факторов (заложенное в каждом человеке творческое начало), в-третьих, как движение спонтанное (как результат накопленной обществом научно-технической информации, требующей нового культурного и воспитательного уровня). 7. Необходимые изменения системы воспитания и их принципы с точки зрения синергетики. Из существующего состояния воспитательной системы общества к концу 20-го столетия были исключены некоторые организационные структуры: октябрята, пионеры, ВЛКСМ, кружки, секции. Все это ударило по старой системе воспитания и крах ее привел к возрастанию хаоса в воспитательном процессе. Масса свободного времени, материальное благополучие, вседозволенность обусловили всплеск низкопробной культуры, наркомании, развращенности и других низменных страстей. И хотя, культивирование образованности еще продолжалось, но внешне образованность в сочетании с душевной опустошенностью привела сотни людей к психоанализу и психотерапевтам. Строительство психиатрических лечебниц, курсы повышения квалификации врачей не решали проблему. Как могли помочь другим душам люди - сами наполненные душевной тревогой? Если человек постигает глубочайший смысл истинной жизни, то из его души исчезает пустота и тревога за завтрашний день. Любой ценой - с помощью успокоительных лекарств, аутотренинга, различных типов йоги - люди стремятся найти покой. И не только от тревоги, печали и болезни, но и от богатства люди получают только беспокойство. Материальные блага оставляют человека пустым и он мучается вдвойне. А самые измученные и несчастные из всех - те, кто не работает, а живет за счет доходов с имущества. Таким образом, к началу 20-го столетия произошло разложение ранее созданного порядка воспитания. Система разрушалась, хаос все больше увеличивался. И вот опять сработал вечный принцип всего живого - принцип выживаемости. Общество лихорадочно начало искать новые методы воспитания и образования, но все они устарели, или стали не авторитетны, или не давали устойчивого эффекта оптимизма и стабильности. Произошла дестабилизация, для упразднения которой необходимы были новые меры, новый прядок, но имеющий фундаментальные корни, вырастающие из исторического прошлого российского народа. Реформирование воспитания должно было затронуть все сферы: детские учреждения, школя, ВУЗы, армии и т.д. но пока все это остается без внимания. Предложение православной общественности о преподавании "Основ православной культуры", которая исходит из традиций нашего народа, учитывающая богатейший опыт, накопленный педагогами предшествующих поколений, не нашли должной поддержки. Образование воспитания молодежи стали реформировать с точки зрения экономических выкладок, переводить его в сферу товарно-денежных отношений. Обучение стало платным и недоступным для всех детей. Стали выхолащиваться учебники по литературе, искажалась история, но зато насаждались "Граждановедение", "Валеология", "Половое воспитание". Через эти учебники воспитываются примитивные низменные меркантильные чувства, на принципах американской жизни. Тем самым вымывается патриотизм, уважение к своему народу и его прошлому. Переход от хаоса перестройки в порядку, навязываемому западными структурами - это проявление принципа нарушения симметрии. Если этот принцип будет усугубляться, ниспадения вниз от достигнутого когда-то уровня образования и воспитания. Необходимо изменить направление воспитания в строну культурного наследия собственного народа с его историческими, духовно-нравственными принципами, но на более высоком ровне цивилизации. В соответствии с теорией синергетики, случайность играет роль как дополнение необходимости, и если внешнее воздействие резонансно свойствам среды, то и малое воздействие способно сыграть большую роль в судьбе системы. Однако, в практике православной веры случайность не может быть необусловленной чем-то. Любая случайность, это или Воля Божья по отношению к верующему человеку или попущение Божье для вразумления отступивших. Поэтому, понимание самопроизвольности появления нового, т.е. естественного хода развития, может быть подходит для анализа систем физического, химического, неорганического характера. При рассматривании же системы общественных и природных. Естественный ход развития может быть прерван вмешательством промысла Божьего или ускорен по замыслу Творца. Поэтому диалектическое понимание процесса исторического и культурного развития творения Божьих, созданных по образу и подобию, не всегда правильно. Хотя и здесь может наблюдаться, принцип перехода количество в качество. Например, для того чтобы переломить инерцию, пережитки советского воспитания и сопротивления большого слоя советских идеологических работников - атеистов, ныне перекрасившихся в специалистов по религиоведению, образовательной и воспитательной работе, нужны всенародные усилия, можно сказать всенародный вопль, чтобы наши дети и молодежь получили возможность вернуться к духовным и культурным слоям народной жизни, вновь приобщиться к святому и чистому роднику веры и любви, в течение почти двух тысяч лет, питавшему европейские народы, скормившему все самое высокое и прекрасное европейской цивилизации. Сейчас нашу молодежь дурманят пошлой и циничной поп-культурой, не несущей ничего святого, не видящей в человеке прекрасного, духовного, светлого. Эта стихия возбуждает только низменные страсти, ведет к деградации каждого отдельного человека и всего народа в целом. В противоположность тьме, захлестнувшей нашу страну в конце 20-го столетия, опять же на принципе выживаемости и самоорганизации во многих городах и в сельской местности стали строится храмы, часовни, восстанавливаться монастыри, создаваться православные школы и гимназии. Эти острова истины благочестия несут свет детям и взрослым, появляются новые праздники духовные обряды, стихи, песни, произведения т.д. А несет ли американский образ жизни свет людям? В Америке люди уже превратились в машины. У всех своим автомобили, телевизоры, компьютеры. Все это требует ухода и денег. Казалось бы жизнь благоустроена, но приносит л она радость? Безостановочная гонка жизни - это адская мука. Таким образом, мы видим, что без Бога не до порога, ничто не мило и не имеет жизненного смысла. IV. Нравственно - психологическое воспитание человека на основе Заповедей Божиих с точки зрения синергетики. 1. Вступление. На протяжении многих веков в России светская власть и Православная Церковь совместно заботились о просвещении и воспитании народа. Российское образование отличалось от западного тесным взаимодействием учреждений государственного, богословского (духовного) и частного образования. И в нынешнее время Русская Православная Церковь также всемерно способствует положительному развитию российского образования и культуры. В современном обществе нельзя быть пассивным наблюдателем чужой беды, нельзя быть равнодушным к судьбе грядущих поколений. И Церковь учит, что только исполняя Божественные заповеди и живя в соответствии с духовными началами, мы будем способны к борьбе со злом; здесь просто незаменим опыт Православной Церкви, уже 2000 лет помогающей человеку найти дорогу к Богу и показать ее другим. В Православии мы обретаем Альфу и Омегу, начало и конец всему смыслу бытия человека. Благо народу, имеющему духовно-нравственное здоровье. Если же стержень, на котором зиждется нравственное благополучие общества, становится надломленным, то мораль оказывается поврежденной во всем социальном организме. Человек имеет образ и подобие Божие, он получил свободу воли. Даже среди массового нравственного упадка можно встретить людей честных и неиспорченных. Но большинство людей немощны, и не задумываются над нравственными вопросами, невнимательны к себе, себялюбивы. Пока общий строй жизни не поврежден, они живут как все. Когда же в обществе появляется серьезная болезнь, они легко заражаются, потому что не имеют нравственного иммунитета. Честь, долг, доблесть, исполнение обязанностей, личное достоинство, мужество - это традиционные понятия, которые присущи большинству общества. Но желание удовольствий, себялюбие, расслабленность, распущенность, корыстолюбие, как ржавчина разъедают хорошие понятия поведения. Но человек не находится в роковой зависимости от пороков своего общества. Совесть, как небесный голос в душе, дает достаточно моральной свободы явить праведность в любом народе, в любую эпоху. Эту истину открывает слово Божие: "Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую". Бог нелицеприятен, и всякий боящийся Его, то есть поступающий по правде Его, приятен Ему. Всякая же страсть и отход от гласа совести, то есть всякий порок, делают человека не только внутренне не свободным, но и внешне уязвимым. Он легко становится пленником обстоятельств или людей, так как в результате своей безнравственности лишается защиты Божией и в конце концов терпит крах. Для того чтобы культивировать воспитательные процессы в обществе, причем такие, которые были бы благоприятны для жизнедеятельности отдельных членов общества, необходимо иметь фундамент воспитательного процесса - свод основных законов и правил. Люди сами по себе могут создать такую базу законов, но так как "всяк человек ложь" и исходит всегда из собственных интересов и субъективен, то такую базу, которая на самом деле отражала бы интересы всего общества, можно создать только взглядом свыше на человечество, причем любящим взглядом, который желает благ всем сразу не пренебрегая никем. И такой свод законов был получен от Бога пророком Моисеем на горе Синай. Эти законы определили отношение каждого человека к Богу, своему Творцу и Промыслителю и между собой во всех областях жизни: нравственной, юридической, общественной семейной. Законы даны были единожды на весь период жизни. Ничего не было изобретено на Земле в системе воспитания лучше, проще и понятнее заповедей Божиих, которые объединяют своими воспитательными инструкциями все области жизнедеятельности человека. 2. Основные элементы воспитания на основе Закона Божия. На основании вышеизложенного видно, что процесс (система) воспитания является достаточно сложной системой состоящей из отдельных элементов (законов, правил) запретительных и утвердительных. Выявим же основные из них, то есть результирующие, при усвоении которых, система воспитания может дать обществу достойную личность с высокими нравственно - психологическими качествами. Всего было дано людям десять Заповедей. 1. Аз есмь Господь Бог твой; да не будет тебе бози инии, разве мене. 2. Не сотвори себе кумира и всякого подобия, елика на небеси горе, и елика на земле низу, и елика в водах под землею, да не поклонишися им, ни послужиши им. 3. Не приемли имене Господа Бога твоего всуе. 4. Помни день субботний, еже светити его; шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый - суббота Господу Богу твоему. 5. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земле. 6. Не убий. 7. Не прелюбы сотвори. 8. Не укради. 9. Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна. 10. Не пожелай жены искреннего твоего, ни пожелай дому ближнего твоего, ни села его, ни раба его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего елика суть ближнего твоего. Общую суть всех этих Заповедей, пришедший на Землю Сын Божий Иисус Христос, изложил так: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего Твоего, как самого себя". Рассмотрев Заповеди Божии, легко увидеть, что на первом месте по значимости стоят законы, связанные с нарушением первой заповеди - любить Бога. Образ (человек) должен восходить к Первообразу. Если это не так - совершенства нет, и как результат - ниспадение к образу животного существа. А человек создан духовным существом, и должен благодарить и любить своего Творца. Если этого нет, значит душа человека больна, состояние ее бедственно и опасно при всем кажущемся наружном благополучии. Разве ребенок, не любящий и злословящий своего отца, нравственно здоров? Неверующий же человек не знает и не желает знать своего Небесного Родителя, бесконечно превосходящего родителя земного. Такой человек сам себя отторгает от Источника Жизни. Священное Писание называет того, кто отрицает Бога, безумным: "Рече безумен в сердце своем: несть Бог, растлеша и омерзишася в беззакониях, несть творяй благое". С ослаблением страха Божия рождается грех, а неверие в Бога, само будучи тяжелым грехом, может родить любое преступление. В прошедшее десятилетие мы реально познали эту истину, пройдя через безумный опыт построения общества неверующих людей. Несколько десятилетий сеялись семена, теперь явились плоды: наркомания, алкоголизм, половая распущенность, разводы, убийства, черный бизнес и т.д. Пороки убийства и самоубийства приобрели огромные размеры. Женщины в нашей стране убивают ежегодно более 2,5 млн. не увидевших свет младенцев. Самоубийства среди молодежи перевалили за десятки тысяч. Почему же только через 70-80 лет безбожного "эксперимента" явились зловещие результаты? Это потому, что воспитательный процесс имеет некоторую инертность. То есть зачатки Православного воспитания еще оставались в людях через уходящее поколение бабушек и дедушек, родившихся до "эксперимента". А дети, выросшие на скудной полу искусственной почве, без глубоких и крепких корней нравственности, легко стали жертвами губительной лжедуховности. Итак, подвергнем Заповеди Божии подробному рассмотрению. 1. " Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства, да не будет у тебя других богов перед лицем Моим" Но язычники "обезумели и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся. Они заменили Истину Божию ложью, и покланялись и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь". А уклонение в идолопоклонство предусматривало смерть. 2. Продолжением этого закона было запрещено создавать кумиров, делать изображение того, что на небе. на земле, в воде и неодушевленной твари. Современный человек, не признающий Бога, и считающий себя свободным от всякой веры, внутренне становится идолопоклонником, делая своим кумиром богатство, славу, власть, наслаждения, и т.д., что неминуемо ведет опять же к дисгармонии с обществом в угоду одной личности и как правило к преступлению. 3. Закон предусматривал смертную казнь за Богохульство, то есть оскорбление святости Божией: злословие Бога, уклонение в язычество, обращение к темной силе (ворожба, гадание, волшебство, астрология, вопрошение мертвых). 4. С заповедью любить Бога связан еще один закон: " Не произноси имени Господа, Бога твоего напрасно". Так как произнесение имени Бога всуе, есть проявление неблагоговейности, греховное пренебрежение к величию Бога. С этим запрещением было связано еще одно: " Не клянись именем моим во лжи, и не бесчести имени Бога твоего". В силу того, что человек живет под Богом, но в среде себе подобных, то для создания благополучной жизни ему необходима заповедь любить ближнего - высшее творение Творца, которое Он почтил Своим Образом и завещал: " Святы будьте, ибо свят Я, Господь Бог ваш". Из заповеди любить ближнего были сделаны все установления закона, запрещающие совершать зло по отношению к человеку. Первый закон - не убий, запрещал лишать другого человека того дара, который дал ему Господь. Причем совершенное убийство (исключение составляли нечаянные), правосудием не смывалось, предусматривалось возмездие. Таким образом, соблюдалась прямолинейность принципа. Если человеком овладела страсть, то он должен быть готов понести наказание в меру своей злобы: око за око, зуб за зуб. Все это было сдерживающим моментом плохого поведения. Но внешние механизмы оказывались недостаточно действенными. Только здоровая совесть могла быть надежным основанием здоровой духовно-нравственной жизни. Приход в мир земной Сына Божьего отменил прямолинейность воздояния: ".не протився злому, но кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую .". Заповедь возведена была на более высокий уровень. Мщение отменялось: " У меня отмщение - говорит Господь, - и воздояние". Иисус Христос дал более совершенные заповеди Блаженства: 1. Блажени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное. 2. Блажение плачущии, яко тии утешатся. 3. Блажени кротции, яко тии наследят землю. 4. Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся. 5. Блажени милостивии, яко тии помиловани будут. 6. Блажени чистые сердцем, яко тии Бога узрят. 7. Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся. 8. Блажени изгнаны правды ради, яко тех есть Царство Небесное. 9. Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех. Таким образом, рассмотрев элементы воспитания, построенного на Заповедях Божиих, можно сделать вывод, что результирующим компонентом системы воспитания является Заповедь Любви, которая является высшей категорией нравственности. Она возводит человека от его животного состояния и необузданных желаний, в область возвышенного и мирного сосуществования с себе подобными. 3. Взаимосвязь законов Божиих. Взаимосвязь законов очевидна. Нарушение одного из них, уже повергает личность в область греха, а греховная жизнь, как кислота разъедает нравственную ткань души и делает человека уже неспособным совершить ни один добрый поступок. Когда святой равноапостольный князь Владимир привел Русь к святому крещению, в нашу землю пришел Спаситель. Но когда народ устремился к "новой жизни" без Бога, он нарушил одну из главных заповедей, а потом и все остальные. Люди были соблазнены идеей "земного рая". Практика социализма повлекла много жертв, не потому, что не правильно осуществлялась, а потому, что была богоборческой. Новым здесь явилось только историческое облачение, а соблазн тот же, древний: соблазн хлебом - первый соблазн, которым искушал сатана Иисуса Христа - Божественного Учителя. Была нарушена заповедь- не убий. Уничтожена была Царская семья, что привлекло на народ гнев Божий: гражданская война, репрессии, война Отечественная, разруха, атеизм, ниспадение в нравственный хаос. Царь Николай II перенес кротко все выпавшие на его долю гонения, но Бог воздал отмщение за нарушение народом своей клятвы, принесенной роду Романовых в 1613 году. 4. Управляющие параметры. Управляющими параметрами в данном случае являются попущения Божии в виде различных потрясений, войн, эпидемий, голода, землетрясений, наводнений и т.д. Все эти знамения оказывают на человека отрезвляющее воздействие. Он вспоминает о том, кто управляет вселенной, начинает искать источник своих бед. И, неминуемо, приходит к тому, что причина разрушения в нем самом, потерявшем гармонию жизни в природе и в обществе. А так как важнейшим условием гармонизации является вера в Бога, то при желании выйти из хаоса срабатывает принцип выживаемости: надежда на Творца все создавшего, всемогущего, и любящего, но ставящего условием своей помощи послушание и покаяние: Бог слушает того, кто его слушает. Только помощь свыше может преобразить, изменить, усовершенствовать. Только высшее может помочь низшему. 5. Влияние случайностей. Случайности в данном процессе не имеют своего значения. Более того, ничего случайного в Боге нет. Все обстоятельства выстраиваются ради одной цели: спасения человека для вечной жизни. 6. Принципы открытости и самоорганизации в данной системе воспитания. Самоорганизация данной системы прогрессивна. Она захватывает все новые и новые слои населения без особых усилий, т.к. Истину человек чувствует сердцем, она не нуждается в доказательствах. Открытость такой системы очевидна. Скрывается всегда зло и ложь. Правда не стесняется себя раскрывать, более того подсознательно каждый человек более любит спокойную правду, чем ложь, которая вызывает постоянную тревогу быть раскрытой. Таким образом, на примере системы воспитания, основанной на вере в Бога мы рассмотрели основные принципы синергетики, которые помогают определить правильный подход к преодолению сложности в борьбе за высоконравственное воспитание молодого поколения на основе Закона Божия. V. Заключение. Синергетический метод определяет синергетический стиль мышления. Этот стиль мышления позволяет оценить систему в данный момент времени и в данном пространстве, определив ее составляющие, их взаимное влияние и взаимодействие, но только на данный момент. Экстраполировать законы без дополнительного исследования условиях существования системы в иных пространственно временных масштабах невозможно. Это видно на процессе совершенствования систем воспитания. Вернуть воспитательную систему дореволюционной России в современную эпоху, без дополнительного исследования изменившихся условий жизни мировоззрения, информации - невозможно. Прямая экстраполяция, без учета современного развития общества, просто не была бы некем принята. А вот с необратимостью развития самоорганизующихся систем здесь можно не согласиться. В человеческом обществе любой воспитательный организационный процесс, если он не был основа на фундаменте истинной веры, всегда в конце концов разрушался. Пример могут служить создававшиеся и распадавшиеся общественно-политические организации, секты, школы, клубы и т.д. Институт же веры Православной существует уже две тысячи лет и захватил весь мир, везде проник и имеет огромное количество исповедников, святых, мучеников. И этот, непрекращающийся процесс самоорганизации необратим, потому что в основе его заложена истина бытия человека. Следующим недостатком синергетического стиля мышления является: невозможность предсказание поведения целого лишь на основе исследования поведения его элементного состава. В системе воспитания этот принцип тоже просматривается. Более того, история Государства Российского, яркий тому пример. В годы разгула атеизма и эрзац-культуры, в отдельных регионах страны сохранялся старый уклад страны, который помог сохраниться закваске истинной культуры и нравственности для новых поколений - это верующие бабушки и дедушки, это настоятели, оставшихся не разрушенными храмов, это ученые, историки, искусствоведы, благоговейно относившиеся к памяти своего народа. Положительное значение синергетического стиля мышления можно проследить при исследовании условий неустойчивого состояния исходной системы. Это мышление помогает проанализировать систему и составляющие ее элементы, узнать возможность применения системы проанализировать способы появления устойчивых состояний нового целого. В системе воспитания данное мышление помогает рассмотреть все составляющие воспитательного процесса, их взаимодействие и взаимовлияние. При этом определяется результирующих фактор воспитания, недостатки воспитания, вызывающие нарушение устойчивости системы. Затем на основе анализа и опыта ведения воспитательного процесса во все времена и эпохи, вырабатывается альтернативные возможности сохранения устойчивого состояния нового воспитательного процесса. На основании всего вышеизложенного можно сделать вывод, что система изучаемая синергетикой, должна быть открытой, т.е. чем более прозрачна система воспитания, тем более есть возможности на нее влиять, регулировать, изменять. Закрытые системы не могут дать этих возможностей и достичь желаемого результата. Примером совершенной открытости воспитательной система может служить воспитание монахов под руководством духовных старцев. Открытость простирается в этом процессе воспитания от исповеди своих поступков, слов вплоть до исповедания помыслов. Это дает возможность духовному старцу вовремя провести коррекцию повеления и мыслей монаха, что позволяет получить, при отсечении личной воли воспитуемого, сто процентный положительный результат. Как видим, борьба со сложностью, с точки зрения синергетики, дает нам использовать определенный подход, при рассмотрении любой системы. Такой системный подход универсален, он упрощает схему понимания происходящих процессов и преодоление каких-либо сложностей в любых областях человеческого научного познания, в то числе и в области воспитания. Однако использование синергетического подхода должно быть не самоцелью употребления его в действительных ситуациях, а как один из вариантов методологического упрощения анализа системы там, где это возможно, наглядно и полезно. VI. Список литературы: 1. Стасюк Н.И. Эволюция физики и физической картины мира: Учебное пособие. - М.: МГУС, 2001. - 240 с.

      ©2010