Значение банковской системы в современной рыночной экономике
Р Е Ф Е Р А Т
по военной кафедре
на тему:
ЗНАЧЕНИЕ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ
В СОВРЕМЕННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
студента гр.05-304 Денегина Сергея
Москва, 1993 г.
С О Д Е Р Ж А Н И Е:
1.
История развития банковской системы
России. 1
2.
Современные проблемы экономики и зна-
чение
банков при их решении.
6
3.
Банковская система.
4.
Государственный банк Российской Феде-
рации. 10
5.
Коммерческие банки.
15
6.
Необходимость налаживания банковской
системы. 20
Список литературы 22
- 1 -
1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ
РОССИИ.
Для оценки значения процессов, происходящих
ны-
не в
банковской системе страны,
целесообразно со-
вершить небольшой
экскурс в прошлое России. Мне
представляется, такой ретроспективный подход поз-
волит не только взвешенно подойти к анализу скла-
дывающейся
ситуации в банковском деле, но и в оп-
ределенной
степени предвидеть будущее.
Коммерческие банки, естественно, не
представля-
ют собой
новации переходного периода Союза Неза-
висимых
Государств. Это банки, присущие любой эко-
номической
формации, занимающиеся кредитованием и
финансированием
промышленности и торговли за счет
денежных
капиталов, привлеченных в виде вкладов
и
путем
выпуска собственных акций и облигаций.
Ком-
мерческие банки
пополняют также свои ресурсы за
счет
заимствований у эмиссионных банков. Аккумули-
руя
денежные капиталы, временно высвобождающиеся в
процессе
производства и обращения, а также свобод-
ные
средства населения, коммерческие банки переда-
ют их
в ссуду функционирующим
предпринимателям.
Иными словами,
через эти банки происходит пере-
распределение
капиталов между различными отраслями
хозяйства. Коммерческие банки создают кредитные
орудия
обращения посредством открытия текущих сче-
тов
своим заемщикам, на которые последние
выписы-
вают
чеки. Через коммерческие банки осуществляются
безналичные расчеты через корреспондентские счета
- 2 -
в
центральных банках. Просматривается
объективная
тенденция, (конечно, не в наших современных усло-
виях)
объединения коммерческих банков в банковские
монополии и их широкое внедрение в промышленность
и иные
сферы производства.
Итак, немного истории. До проведения
одной из
важнейших
экономических реформ - отмены крепостно-
го права
- банковская система страны
состояла в
основном
из дворянских банков. Сферой их
деятель-
ности являлся
поземельный кредит, который пре-
доставлялся
под залог помещичьих имений из расчета
числа крепостных
"душ", а также
драгоценностей.
Первый
дворянский банк был учрежден в
1854 г. с
конторами в
Петербурге и Москве и назывался Банк
для дворянства.
Кредитованием
промышленности и
торговли занимались прежде всего банковские фирмы
и
менялы, широко процветало ростовщичество. С 60-х
годов стали
учреждаться акционерные коммерческие
банки, развитие которых активизировалось в
90-е
годы. Важную
роль в экономической жизни страны
стали
играть ипотечные банки, представляющие
кре-
диты
под землю и недвижимость, и городские
банки,
находящиеся
в ведении городских управлений.
Банковская система России
в преддверии первой
мировой
войны включала эмиссионный Государственный
банк, акционерные
коммерческие банки, ипотечные
банки, городские банки. Продолжался процесс кон-
центрации,
слияния банковских ресурсов. До 80% ка-
питала
акционерных коммерческих банков,
которых
насчитывалось около
50, было сосредоточено в 18
- 3 -
банках. Из них выделились 5 крупнейших банков
-
Русско-Азиатский,
Петербургский международный ком-
мерческий, Азово-Донской, Русский (для внешней
торговли) и
Русский торгово-промышленный.
Собственные
капиталы и вклады этих банков превыси-
ли 2
млрд. рублей, или 48% указанных средств
всех
акционерных
коммерческих банков. Ведущая пятерка
банков имела
418 филиалов по всей стране. Под
контролем
акционерных коммерческих банков находи-
лось множество крупнейших промышленных и торговых
фирм. Например, Русско-Азиатский банк контролиро-
вал
такие предприятия, как Путиловский
завод, Пе-
тербургский
и Русско-Балтийский вагоностроительный
заводы, Петербургский международный банк предста-
вительствовал
в 50 акционерных обществах.
Особенностью банковской политики
России явля-
лось
активное привлечение иностранного капитала, в
основном
французского. В 1914 году примерно
поло-
вина
акционерного капитала 18 коммерческих
банков
принадлежала
иностранным партнерам.
Система ипотечных банков включала два
госу-
дарственных -
крестьянский поземельный и
дво-
рянский
земельный, 10 акционерных земельных бан-
ков, 36 губернских и городских кредитных обществ.
Свыше
60% общей суммы ипотечной задолженности при-
ходилось на государственные банки. Городских об-
щественных
банков насчитывалось 317. Они специали-
зировались преимущественно на выдаче ссуд под го-
родскую
недвижимость.
Одним из первых актов Октябрьской революции
был
- 4 -
захват
Государственного банка России, а
затем, в
конце
декабря 1917 года, издан декрет ВЦИК о наци-
онализации
частных акционерных банков. В 1917-1919
годах в
связи с отменой частной собственности на
землю
были ликвидированы ипотечные банки. Сохрани-
лась
лишь кредитная кооперация, осуществляющая вы-
дачу
ссуд крестьянским хозяйствам.
Национализиро-
ванные частные
банки, объединенные с Госбанком,
образовали
Народный банк РСФСР, который в 1920 го-
ду
прекратил свою деятельность, будучи трансформи-
рован в
Центральное бюджетно-расчетное
управление
Наркомфина.
Однако с переходом к новой
экономической поли-
тике
возникли предпосылки развития кредитных отно-
шений
и создания по-существу заново банковской
системы. В
конце 1921 года начал функционировать
Государственный
банк, стала активизироваться кре-
дитная
кооперация, были созданы кооперативные бан-
ки. На
селе низовое звено
кредитной системы
представляли кредитные и сельскохозяйственные то-
варищества, осуществляющие банковские операции.
Затем начали
формироваться на паевых началах об-
щества сельскохозяйственного кредита,
которые
представляли собой
местные сельскохозяйственные
банки, расположенные в областных (губернских)
центрах.
Одновременно с возрождением кредитной коопера-
ции в начале 1922 года были учреждены
кооператив-
ные
банки, призванные содействовать
кредитом раз-
витию потребительской кооперации. Следующий этап
- 5 -
становления
кредитной системы - создание отрасле-
вых специальных
банков - акционерного общества
"Электрокредит", акционерного Российского торго-
во-промышленного
банка, Центрального коммунально-
го, с сетью местных учреждений и других.
Начали
действовать
и территориальные банки, в частности,
Среднеазиатский
и Дальневосточный.
Здесь важно выделить следующий
момент. Стало
ясно, что реализация новой экономической политики
невозможна без аккумуляции и широкого использова-
ния
средств предпринимателей. Вот
почему в 1922
году были
учреждены с участием частного капитала
два банка
- Российский коммерческий банк и
Юго-Восточный банк.
Причем, что весьма примеча-
тельно, одним из учредителей Роскомбанка явились
представители деловых
кругов Швеции. Было также
принято
решение об организации частных
банковских
учреждений
в форме обществ взаимного кредита, дея-
тельность
которых предполагала мобилизацию и вов-
лечение в хозяйственный оборот средств мелких то-
варопроизводителей
и частников.
Реализация указанных мер позволила
сформировать
к концу
1925 года достаточно развитую
кредитную
систему, состоящую в основном из кредитных учреж-
дений, созданных на новых началах. Функционировал
121 акционерный
банк, 114 кооперативных банков,
153
коммунальных банка, 196
обществ сельскохо-
зяйственного
кредита, 173 общества взаимного кре-
дита
и кредитная кооперация,
объединяющая 3800
подразделений. В
то же время сеть учреждений
- 6 -
Госбанка
СССР насчитывала 459 учреждений, на
долю
которых
приходилось 56% всех кредитных вложений.
На этом, пожалуй, развитие инициативы в
станов-
лении кредитной
системы было
приостановлено. В
1927
году ЦИК и Совнарком СССР приняли постановле-
ние "О
принципах построения кредитной
системы",
которое
положило начало монополизации
банковского
дела. Дальнейшие изменения в организационной
структуре
банков произошло в 1930 году в
связи с
проведением кредитной
реформы. Все операции по
краткосрочному
кредитованию были сосредоточены в
Госбанке, реорганизованы банки сельскохозяйствен-
ного
кредита, функции которых в последующем переш-
ли к Госбанку,
создано четыре специализированных
банка долгосрочных вложений. Реформация банков
происходила и в последующие годы, вплоть до 1988
года, когда
была создана не
оправдавшая себя
система
специализированных банков.
2. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ И
ЗНАЧЕНИЕ БАНКОВ ПРИ ИХ РЕШЕНИИ.
Но вернемся к проблемам сегодняшнего
дня. Зна-
чение
рубля, как платежного средства, в преддверии
рынка
серьезно поколеблено. Развитие так
называе-
мого,
внутреннего бартера, все более активное про-
никновение
в оборот иностранной валюты,
широкое
распространение всевозможных платежных суррогатов
- 7 -
привели к
разбаллансированию денежной системы.
Происходит
резкое увеличение доходов населения, не
подкрепленное
соответствующим повышением объемов
производства
товаров и платных услуг. Здесь сказы-
вается
влияние как субъективных, так и объективных
факторов -
прежде всего реализация
социальной
программы.
Серьезное влияние окывает и становление
рыночных
отношений, что для нашей экономики, осно-
ванной
на тоталитарных принципах, оказалось, в из-
вестной
степени неприемлемым. Не срабатывают
эко-
номические
меры, ограничивающие чрезмерное напол-
нение
каналов обращения наличными деньгами.
С созданием сотен коммерческих и кооперативных
банков, многие
из которых стали
осуществлять
кассовое
обслуживание клиентуры, положение
обост-
рилось.
В кассах коммерческих банков стали оседать
выпущенные
в обращение деньги. Вот как сложилась
данная
ситуация в 1991 году. За I полугодие остат-
ки
денег у населения по сравнению с тем же
перио-
дом 1990
года увеличились в 1.6 раза,
тогда как
размер оборотной
кассы коммерческих банков
по
сравнению
с началом года возрос в 14 раз. Подобное
"замораживание"
банками денежных средств, изъятие
их из
хозяйственного оборота свидетельствуют о
несовершенстве
действующего банковского механизма,
приводящего
к сокращению доходной базы предприятий
и самих
банков.
Вот почему
необходимы безотлагательные меры,
направленные на
обеспечение стабилизации бан-
ковского дела.
Первые шаги уже сделаны. Создана
- 8 -
двухуровневая
банковская система - Государственный
банк
Российской Федерации в едином комплексе с ши-
рокой
сетью коммерческих и кооперативных банков, а
также
специальных кредитных учреждений.
В период
становления рыночных инфраструктур
приоритетное
развитие получили коммерческие банки.
И это
естественно, поскольку такие
формирования
рыночного
типа, как акционерные общества, ассоциа-
ции, концерны
могут нормально функционировать,
только опираясь на развернутую сеть новых кредит-
ных
институтов. Сейчас их насчитывается уже
более
трех
тысяч.
Коммерческие банки уже наладили достаточно
раз-
витые стабильные
партнерские отношения с госу-
дарственными,
кооперативными и общественными орга-
низациями.
В то же время пока не сложились должные
контакты
с арендаторами, фермерами,
гражданами,
занятыми
индивидуальной трудовой деятельностью.
Именно в этой сфере должно принадлежать
приори-
тетное право малым банкам, которых среди коммер-
ческих
сейчас большинство.
Каковы преимущества создаваемого банковского
механизма? В области кредитования практически не
существует ограничений
в использовании заемных
средств. Это - предоставление ссуд на инновацион-
ные
мероприятия, создание производственного потен-
циала,
то есть сооружение и реконструкция предпри-
ятий, цехов, внедрение передовой техники и техно-
логий, организация выпуска всевозможных товаров и
изделий. С помощью банковского кредита могут быть
- 9 -
успешно
проведены приватизация и
разгосударствле-
ние собственности, операции с ценными
бумагами.
Коммерческие
банки вправе финансировать затраты,
связанные
с инвестированием, покупать и продавать
иностранную
валюту, выдавать гарантии, оказывать
консультативные,
экспертные услуги, заниматься ли-
зинговыми
и факторинговыми операциями. Международ-
ные валютные
операции, конвертация валютных
ресурсов, кассовое обслуживание и сберегательное
дело -
также функция коммерческих банков.
Аккумуляция банками свободных денежных средств
и вложение
их в дело в самых различных
формах
обычно
приносит высокие доходы не
только самим
банкам,
но и их клиентам.
Учредителями коммерческих банков могут быть
как
юридические лица,
так и граждане. Не исключено
привлечение
в состав учредителей и иностранных
партнеров. Банкам
предоставлено право открывать
филиалы
как внутри страны, так и за
рубежом. Все
это имеет надежную правовую основу. В банковской
сфере
впервые нашли конкретное проявление признаки
демонополизации, деловой конкуренции. Безусловно,
развитие
рыночных отношений будет
стимулировать
дальнейшее совершенствование банковской системы,
возрастание
ее роли в укреплении экономических
связей.
- 10 -
3. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА
Банком является учреждение, созданное для
прив-
лечения
денежных средств и размещения их от своего
имени
на условиях возвратности, платности и
сроч-
ности.
Банки принимают и размещают денежные вклады,
привлекают и предоставляют кредиты, осуществляют
расчеты
по поручению клиентов и
банков-корреспон-
дентов
и их кассовое обслуживание, совершают иные,
не
противоречащие законодательству и предусмотрен-
ные их
уставами операции, начиная от ведения
сче-
тов и
кончая оказанием консультационных услуг. Эти
операции могут проводиться как в рублях, так и в
иностранной
валюте. В то же время необходимо иметь
в виду,
что закон запрещает банкам
осуществлять
деятельность
в сфере материального производства,
торговли материальными ценностями, всех видов
страхования.
Как и в других странах, банки в РФ не отвечают
по
обязательствам государства, а государство
по
обязательствам
банков, кроме случаев, предусмот-
ренных
законодательством, или когда банки и
госу-
дарство
принимают на себя такую ответственность.
Банковская система состоит их двух блоков.
Пер-
вый -
Государственный банк РФ. Второй блок -
ком-
мерческие
банки.
- 11 -
4. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Госбанк РФ является центральным банком страны.
Он подотчетен
Верховному Совету и независим от
исполнительных
и распорядительных органов
госу-
дарственной
власти.
Основные задачи Госбанка:
- обеспечение устойчивости денежной
единицы;
- проведение денежного обращения,
расчетов и
валютных
отношений;
- защита интересов кредиторов и вкладчиков
на
основе определения
правил регулирования деятель-
ности
коммерческих банков и контроля за их
соблю-
дением;
- содействие развитию экономики, созданию еди-
ного
рынка Российской Федерации и его интеграции в
мировую
экономику.
В рамках
резервной системы он выполняет:
- эмиссионные;
- кредитные;
- расчетные;
- управленческие функции.
На Госбанк РФ возложено регулирование деятель-
ности коммерческих банков в целях создания общих
условий
для функционирования коммерческих банков и
внедрения
принципов добросовестной банковской кон-
куренции. При этом в текущую деятельность коммер-
ческих
банков Госбанк РФ не вмешивается. Его регу-
лирующие
и контрольные функции направлены на
под-
держание стабильности денежно-кредитной системы,
- 12 -
защиту
интересов банковских кредиторов и
вкладчи-
ков. Он выдают в порядке, предусмотренном Законом
о
банках, лицензии на совершение банковских опера-
ций, в
том числе в иностранной валюте.
В целях обеспечения финансовой
прочности банка
и
защиты интересов его клиентов, Госбанк
РФ опре-
деляет
порядок формирования из
прибыли коммер-
ческих
банков страховых и резервных фондов,
пред-
назначенных
для покрытия возможных убытков, уста-
навливает для этих банков следующие экономические
нормативы:
- минимальный размер уставного капитала;
- предельное соотношение между размером
собственных
средств банка и суммой его активов;
- показатели ликвидности баланса;
- размер
обязательных резервов,
размещаемых в
Госбанке
РФ;
- максимальный риск на одного заемщика;
- максимальные размеры валютного,
процентного и
курсового
рисков.
В целях
обеспечения экономических условий
устойчивости
функционирования банковской системы
Госбанк
РФ установил также следующие экономические
нормативы
деятельности коммерческих банков:
- норматывы достаточности капитала
коммерческо-
го
банка;
- нормативы ликвидности баланса
коммерческого
банка;
- минимальный размер обязательных резервов,
де-
понируемых
в Госбанке РФ;
- 13 -
- максимальный размер риска на одного
заемщика.
При
этом Госбанк применяет нормативы как директив-
ного
характера, обязательные для выполнения
всеми
коммерческими
банками, так и оценочные, используе-
мые
для анализа их деятельности и
финансового
состояния.
Достаточность капитала коммерческого
банка оп-
ределяется
минимально допустимым размером уставно-
го
капитала банка и предельным соотношением
всего
его капитала
и суммы активов
с учетом оценки
риска.
Банки обязаны поддерживать
постоянное соот-
ветствие
между объемами привлечения и размещения
ресурсов
с учетом сроков кредитных операций.
При несоблюдении коммерческим банком
установ-
ленных экономических нормативов и требований лик-
видности
баланса Госбанк РФ имеет право:
- увеличить размер средств банка, депонируемых
в
Госбанке РФ;
- ставить
вопрос перед учредителями банка о
проведении
мероприятий по оздоровлению финансового
положения банка и в необходимых случаях его реор-
ганизации
или ликвидации.
Установленные Госбанком РФ привила регулирова-
ния
деятельности коммерческих и кооперативных бан-
ков включают
порядок формирования
коммерческими
банками фонда
регулирования кредитных ресурсов
банковской
системы РФ. В целях дальнейшего разви-
тия экономических методов управления кредитной
системой, повышения
эффективности использования
- 14 -
кредитных
ресурсов, концентрации их
на решении
приоритетных общегосударственных программ и задач
Госбанк
РФ образует этот фонд за счет части
прив-
леченных
банками ресурсов и депозитов.
Депонирование средств может быть
осуществлено
частично или полностью в форме вложений в облига-
ции
Государственного внутреннего займа РФ.
Размер средств, подлежащих депонированию, банк
расчитывает, исходя
из остатков привлеченных
средств
на 1 число каждого месяца.
Госбанк РФ
может предоставлять краткосрочные
кредиты коммерческим и кооперативным банкам за
счет имеющихся
в его распоряжении кредитных
ресурсов
в пределах установленного лимита кредито-
вания. Решение вопроса о предоставлении кредита
принимется
на основе анализа финансового состояния
коммерческого
банка, перспектив погашения кредита,
с учетом
фактического формирования собственных
ресурсов
и привлечения банком средств на расчет-
ные, текущие, депозитные и другие счета предприя-
тий, организаций
и кооперативов и
размещения
ресурсов.
Кредитование осуществляется на основе
догово-
ров, в
которых предусмотриваются взаимные обяза-
тельства
и экономическая ответственность сторон,
срок и
размеры ссуды, обязательство
банка РФ по
своевременному
предоставлению кредита, порядок его
выдачи
и погашения, процентная ставка, условия
ее
изменения, обязательства коммерческого банка
по
залогу
и своевременному возврату кредита, содержа-
- 15 -
ние
информации, представляемой банку РФ
для про-
верки
обеспечения кредита. В таком договоре
могут
содержаться
и другие условия по соглашению сторон.
В качестве обеспечения кредитов могут
приниматься
гарантии
получателей, располагающих
соответствую-
щими
денежными и материальными ресурсами,
свобод-
ными от
залога. Процентные ставки
по кредитам,
предоставляемым
коммерческим, кооперативным банкам
Госбанком
РФ, устанавливаются Правлением Госбанка
РФ.
5. КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ
Коммерческим банком является учреждение, осу-
ществляющее на
договорных условиях кредит-
но-расчетное
и иное банковское обслуживание юриди-
ческих
лиц и граждан путем совершения
операций и
оказания
услуг, что предусмотрено Законом РФ.
Создание коммерческих банков и других
кредитных
учреждений на паевых или акционерных началах осу-
ществляется
с целью аккумуляции временно свободных
денежных
средств предприятий, организаций и учреж-
дений и
их рационального использования на
нужды
развития
отрасли, подотрасли народного
хозяйства,
группы
предприятий или региона.
Учредителями, акционерами (участниками)
коммер-
ческих
банков могут быть юридические лица и
граж-
дане, за
исключением Советов народных
депутатов
- 16 -
всех
уровней и их исполнительных органов,
полити-
ческих
организаций и специализированных обществен-
ных
фондов. Установлено, что доля каждого из учре-
дителей, акционеров (участников) не должна превы-
шать 35
процентов размера уставного капитала.
Не-
обходимо
иметь в виду, что при создании
иностран-
ных
банков и банков с участием иностранного
капи-
тала один
из иностранных учредителей обязательно
должен
быть банком.
На практике перечень учредителей весьма широк.
Среди
них - министерства, ведомства, другие органы
государственного
управления, банки, объединения,
предприятия, организации, учреждения, союзы (объ-
единения)
кооперативов, кооперативы, общественные
организации.
При этом не поддерживается инициатива
создания
отраслевых банков.
Учредители, акционеры вступают в банк на
добро-
вольных началах.
Общее руководство деятельностью
коммерческих
банков осуществляют собриния пайщи-
ков, акционеров и советы банков, избираемые из их
представителей. Управляют
текущей деятельностью
правления, образуемые
советами банков. Уставами
банков
обычно предусматривается, что члены правле-
ния не
могут быть одновременно членами Совета.
Собрание, Совет и Правление Банка должны руко-
водствоваться законодательством РФ, действующими
экономическими
нормативами и правилами совершения
денежно-расчетных
операций.
Коммерческие банки действуют на основании
ли-
цензий
на совершение банковских операций, получае-
- 17 -
мых от
центрального банка.
Если речь
идет о получении лицензии банком с
участием
иностранного капитала, иностранным банком
или филиалом
банка другой страны, то
необходимо
представить
некоторые легализованные в установлен-
ном
порядке документы.
Госбанк для обеспечения всем
коммерческим бан-
кам равных
конкурентных условий имеет полномочия
предъявлять
дополнительные требования к учредите-
лям иностранных банков и банков с участием
иност-
ранного капитала
относительно минимального и
максимального
размеров их уставного капитала.
Госбанк осуществляет надзор
за выполнением
условий выданных
коммерческим банкам лицензий и
проводят
ревизии и тематические проверки
операций
в
иностранной валюте, выполняемых
банками. По ре-
зультатам
проверок и ревизий они имеют право при-
менять
к коммерческим банкам меры, предусмотренные
действующим
законодательством.
Коммерческие банки различаются:
1. По
принадлежности уставного капитала
и
способу
его формирования и могут создаваться и су-
ществовать
в форме акционерных обществ или обществ
с
ограниченной ответственностью с участием
иност-
ранного капитала,
иностранных банков. Закон не
исключает
и другие способы формирования уставного
капитала
коммерческого банка.
2. По видам совершаемых операций
коммерческие
банки
делятся на универсальные и региональные бан-
- 18 -
ки.
3. У
многих коммерческих банков ярко
выражена
отраслевая
ориентация.
Для координации усилий и защиты
интересов ком-
мерческие
банки могут создавать союзы, ассоциации,
другие
объединения. При принятии решений,
связан-
ных с
текущей банковской деятельностью, эти
банки
независимы
от исполнительных и
распорядительных
органов государственной власти и управления. Ра-
ботникам
названных органов запрещается
участие в
органах управления
банков, в том числе и путем
совмещения
должностей.
Следует иметь ввиду, что закон запрещает
банкам
использовать
свои союзы, ассоциации и другие объ-
единения для достижения соглашений, направленных
на
монополизацию рынка банковских операций в
воп-
росах установления процентных ставок и
размеров
комиссионного
вознаграждения, на ограничение кон-
куренции в банковском деле. Соблюдение антимоно-
польных
правил контролируется Госбанком РФ.
Операции коммерческих банков.
Коммерческие банки могут
осуществлять весь
комплекс
кредитных и расчетных операций,
присущих
банковскому
органу. Рассмотрим более подробно ха-
рактер
совершаемых коммерческими банками операций.
Основные
из них следующие:
- ведение
счетов клиентов и
банков-корреспон-
- 19 -
дентов;
- финансирование капитальных вложений по пору-
чению
владельцев или распорядителей
инвестируемых
средств;
- выпуск платежных документов и иных ценных
бу-
маг
(чеков, аккредитивов, векселей, акций, облига-
ций и
других);
- покупка,
продажа и хранение
государственных
платежных
документов и иных ценных бумаг и другие
операции
с ними;
- выдача поручительств, гарантий и иных обяза-
тельств за
третьих лиц, предусматривающих их
исполнение
в денежной форме;
- приобретение права требования из поставки
то-
варов и
оказания услуг, принятие рисков исполнения
таких требований
и инкассация этих
требований
(факторинг);
- покупка
у организаций и граждан и продажа им
иностранной
валюты;
- покупка
и продажа в РФ и за границей
драго-
ценных
металлов, природных драгоценных
камней, а
также изделий из драгоценных металлов и драгоцен-
ных
камней;
- привлечение и размещение драгоценных
металлов
на
счета и во вклады и иные операции с этими
цен-
ностями в соответствии с международной банковской
практикой;
- доверительные операции (привлечение и разме-
щение
средств, управление ценными бумагами и
дру-
гие) по
поручению клиентов;
- 20 -
- лизинговые операции;
- оказание консультационных услуг, связанных с
банковской
деятельностью.
Важное место в деятельности коммерческих
банков
принадлежит
органзации и осуществлению международ-
ных расчетов,
операций с иностранной
валютой,
кассовому обслуживанию имеющей ее
клиентуры. В
настоящее
время уже более 200 банков проводят та-
кие
операции.
6. НЕОБХОДИМОСТЬ НАЛАЖИВАНИЯ БАНКОВСКОЙ
СИСТЕМЫ
Таким образом, мы видим, что банки играют
очень
важную
роль в экономике. Поэтому именно с
налажи-
вания
нормально функционирующей банковской системы
нужно
начинать выход из кризисного положения, сло-
жившегося у
нас в стране. В настоящее
время, в
связи с
нехваткой квалифициорванных кадров и стре-
мительным ростом количества коммерческих банков в
эту
сферу идут мало подготовленные работники,
ко-
торые
не имеют специального образования. Это
при-
водит к
неудовлетворительной работе банков
и
стремлению их
просто быстрее заработать
деньги.
Зачастую
банки выдают кредиты предприятиям, даже
не
проверив их состоятельность. Все это приводит к
ухудшению
экономической ситуации в стране.
Поэтому я
считаю, что необходимо упорядочить
- 21 -
работу
банков, увеличить контроль за их деятель-
ностью, и, только после этого, можно переходить к
оздоровлению
всей экономики.
- 22 -
Л И Т Е Р А Т У Р А:
1.
"Коммерческие банки: создание и организация де-
ятельности"
2.
Жyрнал "Финансы" N 9 за 1992 год
3.
Жyрнал "Нормативные акты по финансам, налогам и
страхованию" приложение
к жyрналy
"Финансы", N
8,9,10
за 1992 год
4.
Газета "Экономика и жизнь", N 37,38 за 1992 год