Тарифное регулирование внешнеэкономических отношений Тарифное регулирование внешнеэкономических отношений
Тарифное регулирование внешнеэкономических отношений РЕФЕРАТЫ РЕКОМЕНДУЕМ  
 
Тема
 • Главная
 • Авиация
 • Астрономия
 • Безопасность жизнедеятельности
 • Биографии
 • Бухгалтерия и аудит
 • География
 • Геология
 • Животные
 • Иностранный язык
 • Искусство
 • История
 • Кулинария
 • Культурология
 • Лингвистика
 • Литература
 • Логистика
 • Математика
 • Машиностроение
 • Медицина
 • Менеджмент
 • Металлургия
 • Музыка
 • Педагогика
 • Политология
 • Право
 • Программирование
 • Психология
 • Реклама
 • Социология
 • Страноведение
 • Транспорт
 • Физика
 • Философия
 • Химия
 • Ценные бумаги
 • Экономика
 • Естествознание




Тарифное регулирование внешнеэкономических отношений


Тарифное
регулирование осуществляется посредством классического
инструмента
внешнеторговой политики - таможенных пошлин и тамо-
женных
тарифов.
@ Таможенные пошлины - это
государственные денежные сборы,взимае-
мые
через таможенные учреждения с товаров, ценностей, имущест-
ва,провозимого
через границу страны.Таможенные пошлины могут быть
импортными
и экспортными, а также
транзитными.Таможенные пошлины
выполняют
функцию налога.Ставки таможенных пошлин устанавливаются
на
национальном уровне.
@ Таможенный тариф - это
систематизированные списки товаров,
об-
лагаемых
таможенными пошлинами, с указанием величины их ста-
вок.Таможенные
тарифы строятся на основе товарных классификато-
ров,
которые группируют товары в зависимости от отрасли и степени
обработки,
причем каждый имеет многозначный цыфровой
код
(н-р,220410
- Вина игристые). Таможенный тариф имеет следующий
вид: код товара, название то-
вара,
ставка ( или ставки) таможенной пошлины.В таможенном тарифе
товары сгруппированы
в зависимости от степени обработки ( готовые
изделия,
полуфабрикаты, сырье) и по
происхождению ( промышлен-
ные,
сельскохозяйственные, минерально-сырьевые и т.п.).По способу
взимания
таможенные пошлины подразделяются на адволорные, специ-
фические
и комбинированные. Адволорные пошлины взимаются в
процентах от товарной стоимости.
Они
получили наибольшее распространение в современной практике
таможенно-тарифного
регулирования. Это в определённой мере связа-
но с
тем, что в условиях
"плавающих" курсов валют в случае обес-
ценения
национальной валюты при использовании
адволорных пошлин
уровень
таможенного обложения не меняется.Адволорные пошлины,кро-
ме
того,более удобны для регулирования
импорта товаров,цены на
которые
отличаются высокой подвижностью (например,технически
сложной
продукции).
Таможеная =
таможнная х ставка(%)
пошлина
стоимость
Специфические - в виде твердой ставки с
"1" товара ( штуки, веса,
объема).По
этим ставкам рассчитываются пошлины на меховую и кожа-
ную
одежду,обувь,посуду,теле-,видеоаппаратуру и др.
Таможенная = кол-во х
ставка
х_ Кэкю
пошлина
товара
в ЭКЮ Квал
Кэкю -
курс ЭКЮ,установленый ЦБ РФ на дату
принятия таможенной
декларации.
Квал - курс валюты,в которой установлена таможенная
стоимость
товара,
установленный ЦБ РФ на дату
принятия таможенной деклара-
ции.
Комбинированные
пошлины объединяют элементы адволорных
и
специфических
пошлин,но в обратном порядке,т.е. величина таможен-
ной
пошлины устанавливается как специфическая,но с ограничением
процентного
отношения по отношению к таможенной
пошлине,н-р, 2
экю за
1кг,но не менее 10%, из двух
ставок выбирается максималь-
ная.Таможенные
тарифы могут быть простые ( единая ставка ) и
сложные,
многоколончатые (для каждого
товара устанавливается две
или
более ставок таможенной пошлины).
По
своей правовой природе сложные таможенные
тарифы могут быть
автономными
и автономно-конвенционными. Автономные тарифы предусматривают ставки
таможенной пошлины,
устанавливаемые компетентным гос.органом
данной страны вне зави-
симости
от имеющихся многосторонних или двусторонних международ-
ных
договоренностей. Автономные ставки не содержат конвенционных
(договорных)
пошлин, ставки которых определяются в ходе междуна-
родных
торговых переговоров. Автономные ставки могут быть измене-
ны
решением компетентного органа без
согласования со странами-
внешнеторговыми
партнерами .
Автономно- конвенционные тарифы наряду с
автономными ставками
содержат
также и конвенционные. Конвенционные ставки распростра-
няются
только на те товары, которые оговорены
в соответствуюших
товговых
договорах(соглашениях). Ставка договорной пошлины не мо-
жет
быть изменена в одностороннем порядке. Срок ее применения оп-
ределяется
сроком сответствующего международного договора.
Различные ставки
устанавливаются в зависимости от
страны
происхождения товара и от режима предоставленного тому или
иному
государству.Таможенные процедуры взимаются в размере 0,15%
от
таможенн стоимости при заключении контракта в рублях.При зак-
лючении
в СКВ - 0,1% в рублях и 0,05% в СКВ. В целях защиты
экономических интересов РФ
к ввозимым товарам
могут
временно применяться особые виды пошлин: - специальные
пошлины; - антидемпинговые; - компенсационные
пошлины.
Специальные пошлины применяются в
качестве защитной меры, това-
ры
ввозятся на таможенную территорию РФ в количествах и на усло-
виях,
наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным товаро-
производителям
подобных или конкурирующих товаров.
Антидемпинговые пошлины применяются в
случае ввоза на таможеную
территорию
РФ товаров по цене более низкой, чем их нормальная
стоимость
в стане ввоза в момент этого ввоза.
Компенсационные пошлины применяются в
случаях ввоза на территорию
РФ
товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно
использовались
субсидии. Используются следующие виды таможенного
обложения:
Aусловно-беспошлинный ввоз - ввоз в
страну товаров и иных предме-
тов без
обложения таможенной пошлиной,сборами и налогами, взимае-
мыми в
связи с импортом, при условии обратного вывоза за границу
этих
предметов в установленные сроки.В случае несоблюдения сроков
предметы
подлежат таможенному обложению.Режим условно-беспошлинно-
го
ввоза применяется к транспортным средствам, осуществляющим меж-
дународные
перевозки грузов, багажа и пассажиров, оборудованию для
проведения
спортивных и культурно-зрелищных
мероприятий, выста-
вочному
и ярморочному имуществу, научным приборам и другим предме-
там,используемым
на территории страны ввоза временно без так назы-
ваемого
"внутреннего потребления" самих предметов или конечной про-
дукции,
произведенной из них.
@Беспошлинный ввоз -ввоз на
территорию государства товаров,цен-
ностей
и других предметовбез уплаты таможеной пошлины, сборов и на-
логов.
В отличии от условно-беспошлинного ввоза, освобождение от
уплаты
таможенных платежей в данном случае является безусловным,
распространяется
на некоторые товары, предметы личного пользования
граждан,
недорогостоящие подарки и т.д. Режим беспошлинного ввоза
может
способствовать ввозу товаров, не производимых отечественной
промышленностью
или производимых недостаточно, созданию в стране
совместных
предприятий,развитию гуманитарного обмена(печатные изда
ния).
@Возвратная пошлина- сумма импортных
таможенных пошлин, подлежащая
вщзврату
плательщику при ввозе готовой продукции, получаемой в ре-
зультате
обработки или переработки ранее ввезенных товаров,является
одним
из средств повышения конкурентноспособности экспортныхтоваров
по
цене. Возврат импортных пошлин производится не только в форме
выплаты
возвратной пошлины,но и виде допущения впоследтсвии беспош-
линного
ввоза товаров, подобных тем, которые ранее были оплачены
пошлиной.
Возврат
ранее уплаченных пошлин предусматривается отдельными тамо-
женными
режимами, закрепленными в Таможенном кодексе (ТК). Так,воз-
врат
уплаченных ввозных таможнных пошлин предусматриваеся режимом
реэуспорта,
при котором "иностранные таможенные товары вывозятся
с
российской таможенной территории без взимания или с возвратом
таможенных
пошлин и налогов и без применения мер экономической по-
литики"
(ст.100 ТК). В ТК (ст.101) определены условия, когда при
вывозе
реэкспортных товаров уплаченные ввозные пошлины подлежат
возврату:
1) реэкспортируемые товары находятся в
том же состоянии, в кото-
ром они
были на момент ввоза, кроме изменений состояния товаров в
вследствии
естественного износа либо убыли при нормальных условиях
транспортировки
и хранения;
2) реэкспорт товаров происходит в
течении двух лет с момента
ввоза ;
3) реэкспортируемые товары не
использовались в целях извлечения
дохода. В большинстве стран базовый размер
пошлины относится к товарам
из
стран, которым предоставлен режим наибольшего благоприятсвова-
ния.
Смысл этого термина заключается в том,
что государства на
взаимной
основе представляют друг другу те же условия внешнетор-
говых
операций, которые применятся к третьим странам.Другими сло-
вами,
это один из главных принципов международной торговли, озна-
чающий
не льготные, а нормальные возможности для взаимной торгов-
ли. С
тех государств, с которыми нет торговых соглашений, пошлины
взимаются
в максимальном размере. Товары развивающихся стран (по
списку
ООН) облагаются префернциальными пошлинами, сниженными на
50%.
Товары из наименее развитых стран (также по списку ООН) пош-
линами не
облагаются. Это своего рода тарифная льгота.
Таможенная пошлина уплачивается до или
одновременно с принятием
таможенной
декларации. Если декларант просрочил с подачей декла-
рации,
сроки уплаты таможенной пошлины будут исчисляться со дня
истечения
срока подачи таможенной декларации. При перемещении че-
рез
российскую таможенную границу товаров,не предназначенных для
коммерческих
целей, таможенные пошлины уплачиваются одновременно
с
принятием таможенной декларации.
Таможенные пошлины уплачиваются
таможенному органу.Пошлина может
уплачиваться
как в безналичном порядке, так и наличными деньгами
в кассу
таможенного органа в пределах сумм, установленных госу-
дарством.По
таможенным пошлинам может быть предоставлена отсроч-
ка или
рассрочка уплаты пошлины. Размер процентов за предоставле-
нную
отсрочку уплаты определяется по формуле:
Пот = BС х О х СТ
@
365 х 100
@Пот - процент за предоставление
отсрочки уплаты таможенной пош-
лины, исчисленной в рублях,
@С - общая сумма таможенной пошлины@,
@ О -
фактическое количество дней, на которое предоставлена отсро-
@ чка уплаты таможенной пошлины
@ СТ -
ставка ЦБ по предоставляемым рублевым кредитам на день при-
@ нятия таможенной декларации.
Отсрочка или рассрочка уплаты таможеной
пошлины - это своего рода
тарифная
льгота.
Помимо указанных выше льгот (снижение
ставки пошлины, рассрочка
или
отсрочка уплаты) существуют еще их виды:
1) освобождение от уплаты пошлины;
2) установление тарифных квот на
преференциальный ввоз(вывоз) то-
вара.
Освобождение от уплаты пошлины может
предоставляться как на бес-
срочной,
постоянной основе(освобождение товаров из наименее раз-
витых
стран), так и на ограниченный срок(значительно реже). Так с
1
января 1996 года по 31декабря 1998 года производится без взима-
ния
ввозных таможенных пошлин таможенное оформление бумаги, по-
лиграфических
материалов, носителей аудио- и
видеоинформации,
технологического
и инженерного оборудования, ввозимых на
россий-
скую
таможенную территорию редакциями средств массовой информации
и издательствами, информационными агенствами, телерадиовеща-
тельными
компаниями и используемых ими для производства продукции
СМИ,
книжной продукции, связанной с образованием, наукой,культу-
рой.
Установление тарифных квот на
преференциальный ввоз(вывоз) това-
ра -
специфицеская для внешнеторговой деятельности налоговая
льгота.
Под тарифной квотой понимается квота, в пределах стоимости
и количества которой импортируемые
товары облагаются таможенными
пошлинами
в обычном размере. Превышение тарифных квот влечет за
собой
повышение ставок таможенной пошлины. На
одни товары дей-
ствуют
количественные ограничения(мясо,нефть и нефтепродукты при
ввозе в
особую своюодную зону в Калининградской области), на дру-
гие -
стоимостные квоты (сигареты, ювелирные изделия).
Таможенные пошлины - это ключевой
элемент во внешнеэкономической
политике
государства, поскольку они регулируют взаимосвязь внут-
ренних
и внешних рынков. Наибольшее значение в странах с рыноч-
ной
экономикой имеют импортные пошлины.
Экономической анализ
выигрышей
и потерь от импортных тарифовпоквзфвает, что они попол-
няют
гос. бюджет и выгодны прежде всего отечественным производи-
телям ,
конкурируюшим с импортом,
особенно в молодых отраслях
производства.
С этой точки зрения импортные
пошлины можно рас-
сматривать
как средство стимулирования отечественного производства
и
защиты молодых отраслей. В то же время таможенные тарифы
почти всегда снижают уровень
благосостояния
в торгующих странах, поскольку потребитель сталки-
вается
с повышением цен и тенденцией к монополизации рынка. Повы-
шение
цен на имортные товары ограничивает и спрос на отечественные
товары.
Кроме того,страна, вводимая
высокие импортные пошлины,
теряет
на ответной реакции государств, куда поступает ее экспор-
тная
продукция.
В том случае, если страна, будучи
крупнейшим производителем тех
или
иных товаров,способна влиять на мировые цены на данный товар,
можно
найти такой уровень тарифов,
который принесет ей чистый
выигрыш.
Экспортные пошлины для стран с рыночной
экономикой не ахрактерны.
Они
делают экспорт того или иного товара менее выгодным, что сни-
жает
доходы производителей и экспортеров, но влияют на внутрен-
ние
цены в сторону их снижения, что выгодно потребителям.
Как импортные, так и экспортные пошлины
могут оправдываться ин-
тересами
обеспечения обороноспособности страны и национальной бе-
зопасности
в целом.
@Импортные (ввозные) пошлины.
Импортный таможенный тариф неоднократно изменялся в процессе
становления
внешнеэкономической политики России. В колебаниях ве-
личины
импортных пошлин отражаются изменения экономической ситуа-
ции в
стране. Например, в 1992 году сложной
проблемой считалась
нехватка
продовольствия и его ввоз был беспошлинным. В 1993-1994
годах
возникла проблема обратного характера - затрудненность сбы-
та ряда
отечественных товаров АПК из-за снижения платежеспособно-
го
спроса населения. Отсюда требования представителей ряда отрас-
лей о
введении высоких пошлин на их товары. Преобладают в импортном тарифе
адволорные пошлины (в %% от та-
моженной
стоимости). Импортные
таможенные пошлины взимаются в
рублях
и доход федерального бюджета. По желанию плательщика сум-
ма
импортной таможенной пошлины может оплачиваться в СКВ по кур-
су ЦБ
РФ.
Таможенная стоимость определяется на основании Постановления
Правительства
РФ от 5 ноября 1992года. На базе
таможенной стои-
мости
исчисляются не только импортные, но и налоги на импорт, та-
моженные
сборы и штрафы, а также ведется таможенная статистика.
Таможенная
стоимость определяется импортером(декларантом), а про-
веряется
таможней, оформляющей груз. Таможня решает вопрос либо
на
основе документов декларанта, либо на собственной ценовой ин-
формации
в виде различных справочников, каталогов и т.д. Таможен-
ная
стоимость определяется шестью методами, главный из которых -
определение
по уене сделки с ввозимыми товарами. При этом в цену
сделки
включаются, помимо цены товара по контракту, транспортные
расходы
до пункта пересечения границы и другие расходы, понесен-
ные
импортерем и увеличиваюшие стоимость товара. Установленные Постановлением
Правительства РФ от 10.03.94.(с
последующими
изменениями) ставки импортных
пошлин колеблются в
основном
в пределах от 1 до 30%. В 1994 году впервые введены пош-
лины,
имеющие протекционистский характер. Размер импортной пошлины зависит
от страны происхождения това-
ра и
импортный таможенный тариф имеет в своем составе 3 колонки.
Базовая
ставка импортной пошлины (вторая колонка)
применяется к
странам,
которыми заключены торговые договоры и соглашения, пре-
дусматривающие
режим наибольшего благоприятствования (РНБ). В
настоящее
время в этом списке числится 127 государств и ЕЭС.
Для
товаров, происходящих из развивающихся стран, размер импор-
тной
пошлины уменьшен в 2 раза (первая колонка тарифа). В списке
развивающихся
стран - 104 государства. При этом товары из так на-
зываемых
наименее развитых стран (всего их 47)
импортной пошли-
ной
вообще не облагаются. Наконец, товары из
стран, с которыми
нет
торговых соглашений, облагаются пошлиной
в двойном размере
(третья
колонка тарифа). Особенности уплаты импортного
тарифа при ввозе товаров
физическими лицами.
Физические лица могут провести через
границу или получить товары
общей
стоимостью до 1000 долларов беспошлинно, если вес не превы-
шает 50
кг., а сверх этой суммы уплачиваеся пошлина до 30 % тамо-
женной
стоимости, но не менее 4 ЭКЮ за кг. Физические лица, переселяющиеся на
постоянное место жительства
в РФ из
иностранных государств (кроме государств - бывших респуб-
лик
СССР), могут ввозить товары общей стоимостью до 10000 долла-
ров
США. Товары, ввозимые физическими лицами в
несопровождаемом багаже,
облагаются
таможенными платежами по единой ставке в
размере 50%
таможенной
стоимости, но не менее 7 ЭКЮ за 1 кг. Российские граждане, срок аременного непрерывного
пребывания
которых
в иностранных государствах
превышает 6 месяцев, могут
беспошлинно
ввозить товаров общей стоимостью до 5000 долларов США.
Примеры импортных таможенных пошлин:
средства для волос (3305)- 15% ; одежда из натуральной кожи (420310000)-
30% , но не менее 14
ЭКЮ за
кг. @Экспортные
(ввозные) таможенные пошлины
Экспортные пошлины в РФ были введены
с середины 1992 года. В
настоящее
время экспортные пошлины отменены. Применялись как спе-
цифические
, так и адволорные пошлины. Экспортный
тариф состоял
из двух
колонок. В первой - размер
базовой пошлины; ставка во
второй
колонке, увеличенная в два раза,
применялась при вывозе
товаров
в рамках бартерных операций.
Взимание экспортных пошлин производится
в рублях, при этом став-
ка
пошлины в ЭКЮ подлежит пересчету в рубли по курсу рубля, коти-
руемому
Банком России, действующему на момент уплаты пошлины.
Экспортная пошлина подлежит уплате до
или в момент предъявления
товара
к таможенному оформлению, но
таможня может предоставить
отсрочку
по ее уплате на срок не более 60 дней с даты предъявле-
ния
товара к таможенному контролю.
При предоставлении отсрочки
взимается
плата в рублях в размере 0.2%
от суммы первоначально
причитающихся
платежей за каждый день отсрочки, включая дату пла-
тежа.
По разрешению Минфина РФ экспортер может уплачивать пошли-
ну в
СКВ.
Экспортный тариф неоднократно изменялся
в зависимости от ситуа-
ции на
внутреннем рынке. Первоначально главной задачей была защи-
та
внутреннего рынка от вывоза товаров, в которых ощущалась ос-
трая
нехватка, при том что цены на внутреннем рынке были гораз-
до ниже
мировых, а многие цены датировались государством. Поэто-
му
1992-1993 годах вывозные пошлины охватывали до 79% росэкспор-
та.
Размеры пошлины были очень высокие - специфические достигали
80 тыс.
ЭКЮ , адвалорные - 70% от таможенной стоимости товаров. Изменение ситуации на внутреннем рынке, связанное
с отменой
гос.
регулирования внутрених цен и сближением их уровня с мировы-
ми,
потребовало гос. мер, способствующих
экспорту. Размеры эк-
спортных
пошлин снижаются; списки товаров, облагаемых экспортны-
ми
пошлинами сокращаются.
С 01.04.96. экспортные пошлины отменены
вообще, кроме нефти и
газового
конденсата (Постановление Правительства РФ от 01.04.96.
N 479).
@СХЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ СТАВОК
@
ИМПОРТНОГО ТАМОЖЕННОГО ТАРИФА В
@
ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТРАНЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ
@
ТОВАРА
ЪДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДї
входит ли страна,указанная в ГТД в і
кач-ве страны происх-я, в перечень і
наименее развитых или развивающих- і
ся стран?

БДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДВДДДДДДБДДДДДДВДЩ




ЪДДДДДДДДДДДДДДДДДДДї


входит ли страна, і
да
нет
указанная в ГТД в і
ЪДДДДДДДДДДДДДДДї ЪДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДї
кач-ве страны і і выполняются і і входит
ли і
происх-я,в пере- ГДД нетДі ли усл-я,
страна,указ-ая і
чень стран,польз- і і установл-ые і і в ГТД,в
перечень і
ся в РФ РНБ? і і "Соглашением"і і стран,пользующих- і
АДВДДДДДДДДДДДДВДДДДЩ
АДДДДДДДДДДДДДДДЩ і ся в РФ РНБ і і


АДДДДДДДДДДДДДДДДДДДБЩ да нет
да
да
нет і



ЪДДБДДДДДДї
ЪДДДБДДДДДї ЪДДДДДДДДДБДїЪБДДДДДДДДДДїЪДДБДДДДї ЪДДБДДДДї

ставка і імаксим-аяі ід/наименее
д/развив- іі ставкаі імакс-аяі
РНБ і і ставка
развитых- іі -хся -
0.5іі РНБ і і ставкаі
(базовая)і

беспошлинноіі базовой іАДДДДДДДЩ АДДДДДДДЩ
АДДДДДДДДДЩ
АДДДДДДДДДЩ АДДДДДДДДДДДЩі
ставки і
АДДДДДДДДДДДЩ
@СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
I ЗАКОНЫ
1 Федеральный закон " О Таможенном
тарифе " от 19.07.93
II КНИГИ
2.1 Международные экономические
отношения: учебное пособие. /
под редакцией Б.Г.Супруновича.- М.:Финансовая академия, 1995.- 215с.
2.2 Основы внешнеэкономических знаний
/под редакцией И.П.Фамин- ского.-М.: Международные отношения,
1994.- 480с.
III СТАТЬИ
3.1 Козырин А. Коментарии Тамоденного
Кодекса РФ //Хозяйство и право.-1996.-N 1.- с.34-54
3.2 Козырин А.Коментарии Закона
" О таможенном
тарифе" //Хо- зяйство и право.- 1996.- N 10.- с.40-62
3.3 Козырин А. Коментарии Закона РФ
" О таможенном тарифе " //Хозяйство и право.-1996.-N
11.-с.35-47
3.4 Козырин А. Коментарии Закона РФ
" О таможенном тарифе " // Хозяйство и право.- 1997.-N
5.-с.15-25
,гР

[1]A*.FRM*.MAC
< Б[1]A*.FRM

      ©2010