Стагфляция в России Стагфляция в России
Стагфляция в России РЕФЕРАТЫ РЕКОМЕНДУЕМ  
 
Тема
 • Главная
 • Авиация
 • Астрономия
 • Безопасность жизнедеятельности
 • Биографии
 • Бухгалтерия и аудит
 • География
 • Геология
 • Животные
 • Иностранный язык
 • Искусство
 • История
 • Кулинария
 • Культурология
 • Лингвистика
 • Литература
 • Логистика
 • Математика
 • Машиностроение
 • Медицина
 • Менеджмент
 • Металлургия
 • Музыка
 • Педагогика
 • Политология
 • Право
 • Программирование
 • Психология
 • Реклама
 • Социология
 • Страноведение
 • Транспорт
 • Физика
 • Философия
 • Химия
 • Ценные бумаги
 • Экономика
 • Естествознание




Стагфляция в России

я5Государственная Финансовая Академия я3Кафедра экономической теории я6На тему : я2" Стагфляция в России " я1Студент группы К 1-1 Каратаев Сергей Вячеславович я4Москва я41993 - 2 - я2О Г Л А В Л Е Н И Е Введение .................................... 3 Глава 1 ..................................... 4 Глава 2 ..................................... 8 Глава 3 ..................................... 12 Глава 4 ..................................... 16 Список литературы ........................... 18 - 3 - я2ВВЕДЕНИЕя0 Положение российской экономики очень нестабильно: она остается в
состоянии временного и неустойчивого равновесия. С одной стороны,
складываются предпосылки для постепенного выхода на траекторию эконо-
мического роста. Однако, с другой, не менее очевидна опасность углуб-
ления кризисных процессов, обретения ими застойного характера. Неста-
бильная политическая ситуация в стране крайне негативно сказывается на
работе большинства отраслей экономики России. Постоянная угроза усиле-
ния спада производства, вновь нарастающий кризис неплатежей, инфляция
- вот, пожалуй, наиболее заметные характеристики экономического поло-
жения страны на сегодняшнее время. Кроме того, неудачная антикризисная
программа, проводимая правительством в прошлом году, не только не
улучшила положение в стране, но и привела к обнищанию населения, уси-
лению спада производства и инфляции. Это произошло потому, что прог-
рамма,рассчитанная на западную рыночную модель, не учитывала множества
проблем, связанных с российской спецификой рынка, главнейшими из кото-
рых являются тотальная монополизация и отсутствие конкуренции, отсутс-
твие должного таможенного и банковского контроля и многие другие проб-
лемы. Возрождение России возможно лишь на собственной основе с исполь-
зованием прогрессивного опыта стран мирового сообщества. Создавая ры-
ночную систему, необходимо всемерно использовать все прогрессивные
стороны и не допускать негативных тенденций, которые проявились уже на
первом этапе реформы в присвоении незаработанных доходов большими
группами людей в ущерб уровню жизни большинства россиян, в усилении
инфляции и увеличении безработицы. Специфика экономического кризиса в стране состоит в сочетании
спада производства и инфляции, проявляющейся как в подавленной (неу-
довлетворенный спрос), так и в ценовой форме. Аномальная связь между
повышением цен и снижением производственной активности обнаруживает
себя практически во всех сферах экономической жизни. Более того, и
инфляционный, и стагнационный процессы взаимоусиливают друг друга.
Так, падение производства в большинстве отраслей оказалось сопряжено с
неограниченным увеличиванием цен производителями-монополистами, напри-
мер, на материальные ресурсы для аграрного сектора. В результате раз-
вернувшейся гонки цен, в значительной мере связанной с раздуванием
затрат, многие предприятия с лихвой компенсируют свои финансовые поте- - 4 -
ри от снижения объемов производства. В то же время набравшие силу инф-
ляционные процессы приводят к воспроизводству прежних неэффективных, в
основном монопольных, производственных структур - главного источника
экономической стагнации. В данной связи следует, на мой взгляд, обра-
тить внимание на недооцениваемые истоки разрушительной стагфляции. Ее
первопричиной стал глубочайший структурно-сырьевой кризис, явившийся
закономерным итогом функционирования прежней без рыночной экономичес-
кой системы с ее военно-промышленной и затратно-сырьевой основными ха-
рактеристиками. Наибольшую роль в усилении стагфляции непосредственно
сыграл кризис в первичных отраслях в условиях крайне медленного прог-
ресса в ресурсосбережении, фактического отсутствия инноваций, иррацио-
нальности ценового механизма. Именно сокращение предложения сырьевых и
топливно-энергетических ресурсов прямо инициировало производственный
спад в промышленности, других секторах народного хозяйства. В свою
очередь, падение производственной активности, первоначально обуслов-
ленное дестабилизирующими структурными процессами, оказалось сопряжено
с резким всплеском одновременного роста затрат и цен, то есть инфляци-
ей издержек. Тесное переплетение инфляционной спирали "издержки - прибыль" со
структурно-сырьевым кризисом позволяет говорить о феномене так называ-
емой структурной инфляции в условиях экономики нашей страны. Ее сво-
еобразие проявляется в сознательном расточительном потреблении со сто-
роны производителей-монополистов, устанавливающих цены посредством на-
кидки высокой нормы прибыли на материальные затраты. Рассмотрим подробнее основные проблемы развития рыночных отноше-
ний в нашей стране. я2ГЛАВА 1я0 я2Ошибкия0 я2вя0 я2программе реформя0 Создание внутреннего рынка с его развитыми формами и соответству-
ющей системой отношений между товаропроизводителями и потребителями,
отвечающими интересам народа, повышению уровня жизни, не только целе-
сообразно, но и необходимо. Весь вопрос в том, какими путями идти к
рынку, в какой последовательности и как конкретно решать предстоящие
задачи. Копировать ли рыночные системы, сложившиеся в западных странах
или использовать полезный опыт успешного развития национальной эконо- - 5 -
мики ряда стран Азии, учитывая при этом особенности и традиции России. Сторонники монетарного подхода считают свободный обмен товаров
главной особенностью рыночной деятельности. Но такой подход не соот-
ветствует практике развитых стран, где правительство воздействует как
на структуру производимых товаров, направление научно-технической по-
литики, так и на систему хозяйствования на предприятиях. Рыночная сис-
тема, с их точки зрения, обеспечивает создание механизма стимулирова-
ния труда и занятости населения. По их мнению полная занятость являет-
ся нормой рыночной системы. Но, к сожалению, научную теорию пытаются
подменить заимствованием экономической системы других стран. Именно
такой подход проявился в основном у авторов нынешней экономической ре-
формы. Однако невозможно создать рынок подобный рынку развитых стран и
при этом не учитывать особенности и традиции жизни и деятельности рос-
сиян, а также экономических возможностей и социальных потребностей на-
рода. Опыт других стран может быть использован при построении собс-
твенной модели рынка, но он не должен быть полностью скопирован. Ры-
ночная инфраструктура России может иметь существенные особенности. Доказательством этому утверждению служит реформа, проводимая на-
шим правительством в прошлом году: опорными точками монетаристской по-
литики в 1992 году явились жесткие попытки преодоления бюджетного де-
фицита, урезание расходов на оборону, непроизводственную сферу,включая
народное образование, здравоохранение, науку, жилищное строительство,
социальное обеспечение, резкое уменьшение дотаций продовольственному
комплексу, фактическое свертывание инвестиций в наукоемкие технологии
и космос, максимальное ограничение кредитных вложений и искусственное
- мощностями печатного станка - сдерживание денежной массы. Эти меры
породили, в своем первой периоде (зима 1992 года), "успехи" монета-
ристской политики: сжимание бюджетных расходов, наличности, падение
спроса, десятикратный скачок цен, относительную стабилизацию рубля.
Второй период (апрель - июль) характеризовался определенной стабилиза-
цией в фазе глубокого кризиса. Рост цен существенно замедлился, поку-
пательная способность рубля, его курс по отношению к доллару более или
менее стабилизировались,сократились "ножницы" между ценами и доходами
населения. Однако базы реальной стабилизации не существовало. Спад
производства - падение предложения - еще большее сжатие спроса - раз-
рыв в расчетах - разрушение рыночного обмена - такова логика развития
воспроизводственного процесса, которую навязала российской экономике
политика монетаризма. Логичным завершением этой программы стал платеж-
ный кризис, который приобрел масштабы общегосударственного бедствия: - 6 -
задолженность по выплатам из бюджетной системы составила сотни милли-
ардов рублей. Рынок - не самоцель, а лишь средство эффективного развития произ-
водства. Поэтому-то и неправомерен расчет только на всемогущество сти-
хии рынка, достаточность одних макроэкономических финансовых, кредит-
ных, денежных рычагов воздействия на хозяйство. Все это хорошо лишь
при сбалансированной экономике, развитом производстве, умении направ-
лять с помощью экономических рычагов развитие рынка в желаемом общест-
ву направлении. Однако у нас ситуация совершенно иная: структурные пе-
рекосы, монополизм производителя, разрыв хозяйственных связей. Главной ошибкой реформы было недопонимание монопольной природы
наших цен. Поэтому, когда правительство провело либерализацию цен, оно
полагало, что, если ценам позволить свободную игру, то каждая из них
найдет свое место. Предполагалось, что цены вначале возрастут, а потом
начнут снижаться. Так бы и произошло, если бы у нас был классический
рынок с механизмом конкуренции. У нас же стопроцентный монополизм, на
базе которого возникает и обычно существует монопольная цена. В такой
ситуации освобождение цен означает их стремление вверх. Отсюда автома-
тически, по формуле Фишера (m=pQ/v), вытекает необходимость увеличения
денежной массы. Не удивительно, что в такой ситуации предусмотренные
правительственной программой меры по ограничению денежной массы, по
ограничению кредита и бюджетного дефицита не имели успеха. Следствием
этого явился кризис неплатежей; задолженность предприятий стала исчис-
лятся триллионами, начались задержки зарплаты и опасно возросло недо-
вольство людей, увеличился бартер, возникли эрзац-деньги и другие
уродливые последствия нехватки наличных. К монополизму производителя добавился монополизм торговых предп-
риятий, отсюда немыслимое увеличение цен, дополнительный разгон инфля-
ционной волны. Более того, торговля стала избегать необходимых для на-
селения, но хлопотных, трудоемких для нее товаров. Многочисленные ком-
мерческие магазины игнорируют отечественные товары повседневного спро-
са, заняты перепродажей импортного ширпотреба. Скудное состояние пот-
ребительского рынка во многом вызвана созданным у торговых предприятий
недостатком оборотных средств, недоступностью непрерывно дорожающих
кредитов. Магазинам просто не на что закупать товары. Покупательский
спрос мог бы наполнить государственную казну, дать желанный импульс
оживлению производства, однако не доходит до него. К тому же торговая
сеть, недостаточная прежде, лишена возможности развиваться. Как пока-
зало исследование, только 8% частных и 20% муниципальных магазинов - 7 -
проводят отчисления средств на развитие и совершенствование производс-
тва. На цивилизованном рынке царит покупатель. Производство, быстро
откликающееся на его запросы,- вот что сообщает рыночной хозяйственной
системе экономическую свободу. У нас же интересы покупателя по-прежне-
му не влияют на структуру производимой продукции. На рынках, насыщенных товарами, продавец не рискует завысить це-
ну, это могут сделать только монополисты. Но большинство государств
научилось ограничивать и производство товаров и отчасти цены на них. В
то время как на дефицитном рынке России, который еще не сложился как
свободный рынок и где отсутствует конкуренция, высокие цены навязыва-
ются предприятиям-покупателям, вынужденным оплачивать кабальную цену
только ради того, чтобы выдать заработную плату рабочим и служащим. Ситуация как в производственных отраслях, так и в торговле требу-
ет гибкой экономической политики. Хронический недостаток оборотных
средств, неплатежи, недоступные кредиты парализуют товарооборот. Не
сложились присущие рыночной экономике системы единых товарных рынков,
способных уравновесить спрос и предложение. Нарушены прежние контакты
производства и торговли. Рынок России начали создавать со сферы обращения, без должного
участия предприятий-товаропроизводителей, являющихся основными субъек-
тами рыночной экономики. Реформы развалили прежнюю систему управления,
практически оставив предприятия, не умеющие работать в условиях рыноч-
ных отношений, без необходимого руководства. В то же время выгодную
свободу действий получили фирмы-посредники. В итоге рынок обернулся к
народу не позитивными, а негативными сторонами. Это произошло вследс-
твие самоустранения государства от своей регулирующей роли. Рыночная система не охватывает ряд так называемых внешних факто-
ров и связанных с ними издержек (образование, здравоохранение, улучше-
ние окружающей среды, автомагистрали, оборона и другие виды деятель-
ности, требующие общественных издержек), она не освобождает экономику
страны от безработицы и инфляции. Указанные недостатки рыночного меха-
низма убедили многих экономистов и государственных деятелей зарубежных
стран в необходимости государственного регулирования рыночной экономи-
ки. По мнению западных экономистов рыночная система и правительство
должны делить между собой функции по решению пяти фундаментальных
проблем экономики, а именно: сколько следует производить и какую часть
имеющихся ресурсов использовать в производственном процессе; что и в
каком ассортименте (товары и услуги) необходимо для наиболее полного - 8 -
удовлетворения потребностей; как производить соответствующую продукцию
и как ее надо распределять между потребителями; способна ли система
хозяйствования адаптироваться к изменениям потребительского спроса и
новым технологиям, а также в поставках ресурсов. Данный опыт западных стран не был использован российским прави-
тельством, и оно предоставило предприятиям, не готовым к работе в
принципиально новых условиях, полную самостоятельность, в том числе в
установлении цен, что явилось одной из основных причин нарушений меж-
хозяйственных связей и значительного сокращения производства. Есть не-
мало причин потери управляемости и медленной перестройки хозяйственной
и финансовой деятельности на предприятиях. Ряд из них мало зависит от
самих товаропроизводителей: развал народно-хозяйственного комплекса,
межгосударственных и межхозяйственных связей; неготовность новых госу-
дарственных структур к решению проблем материально-технического и фи-
нансового обеспечения; стремление ряда республик и регионов к экономи-
ческой изоляции; забастовки; отсутствие инфраструктуры рынка и
др.Проблемы, касающиеся среды для нормальной хозяйственной деятельнос-
ти, еще не решены (рациональное сочетание госзаказа с постепенно на-
растающей долей свободной продажи продукции, развитие производственной
кооперации и др.). я2ГЛАВА 2я0 я2Спад производствая0 Различны мнения о путях выхода из охватившего российскую экономи-
ку глубокого кризиса.Но как бы ни различались предлагаемые многочис-
ленные антикризисные программы, все они в конечном счете имеют в виду
преодоление спада производства, его стабилизацию, а затем подъем. С
каждым днем проблема производства, его поддержание и развитие стано-
вятся все более настоятельными, занимают все более значимое место в
экономической и социальной политике. С экономическим кризисом не по-
кончить, не вытащив производство из кризисной ямы, не оживив, наполнив
новыми силами деятельность функционирующих в различных отраслях предп-
риятий. Исторические причины экономического спада проявились в СССР в
послевоенный период, который характеризовался не только завершением
восстановления народного хозяйства, но и созданием в основном доста- - 9 -
точной индустриальной базы для перехода к интенсивному типу экономи-
ческого роста. В большинстве развитых стран мира наличие подобных ус-
ловий привело к формированию прогрессивной воспроизводственной струк-
туры и резкому повышению эффективности общественного производства. Со-
ветская экономика, напротив, продолжала развиваться преимущественно
экстенсивно, что подтверждает анализ динамики отраслей групп А и Б. По
официальным данным удельный вес отраслей группы А увеличился с 40% в
1928 году до 73% в 1990, а доля потребительского комплекса сократилась
соответственно до 27%.Следовательно, всего лишь 1/4 производственного
потенциала промышленности использовалось для удовлетворения потребнос-
тей населения. Подобная структурная политика во многом и предопредели-
ла стагнацию. Важно отметить то, что данный спад не идентифицируется по своим
признакам с обычным кризисом как фазой бизнес цикла. Действительно,
кризисы, происходящие при цикличной форме роста, как правило представ-
ляют собой специфический, сопряженный с селективной остановкой произ-
водств, процесс перераспределения ресурсов в новые, более эффективные
отрасли. Ничего подобного в России сейчас не наблюдается, спад носит
не селективный, а обвальный характер, а его глубина одинакова во всех
отраслях. Более того, спад производства пока что не сопровождается,
как это обычно бывает в условиях бизнес-циклов, заметным ростом безра-
ботицы. В нашей экономике спад производства проходит в основном за
счет понижения производительности труда, уровень же безработицы не
превышает 1% населения. Таким образом, сложившаяся к настоящему време-
ни ситуация в народном хозяйстве страны не имеет отношения к цикличной
форме экономического роста. Это не кризис в его общепринятом понима-
нии, а скорее всего развал производства, свидетельствующий о том, что
на нынешнем начальном этапе перехода к смешанной экономике пока не
удалось провести действенные меры по внедрению данной модели. Такое
положение, на мой взгляд, закономерно. Сложно допустить, что место
старой социально-экономической системы автоматически займет новая, и
экономика сразу начнет действовать в соответствии с новой системой. На
практике этот переход осуществляется в течении длительного времени.
При этом неизбежно наступает ситуация так называемой "мертвой зоны",
когда не действует ни та, ни другая система. Эта вполне объективная
"мертвая зона" как раз и характеризует нынешний, начальный переход
России к смешанной экономике, а развал производства лишь дополняет
данную характеристику с точки зрения макроэкономического анализа. По
моему мнению, преодоление "мертвой зоны" как раз и есть основная зада- - 10 -
ча начального этапа, пусть даже это будет переход к экономическому
кризису. Одной из важнейших причин спада является уменьшение объемов про-
изводства по важнейшим отраслям экономики. При этом ускорение спада
физических объемов производства уже полностью не компенсируется стои-
мостными приростами в результате продолжающегося роста цен. Основной
фактор, определяющий среднесрочную тенденцию падения уровня производс-
тва,- структурный кризис, охвативший ресурсную и технологическую базы
экономики. В 1992 году характер кризисных процессов изменился: домини-
рующие ранее ресурсные факторы хотя и сохраняют свою силу, но под воз-
действием либерализации цен, жесткой монетарной и фискальной политики
решающим фактором кризисного спада стало сокращение реального конечно-
го спроса на фоне "инфляции издержек" и кризиса платежеспособности
предприятий. Продолжение нарастания спада в экономике наглядно показы-
вает, что меры "шоковой" политики государства не устранили причин усу-
губляющегося спада производства. Следствием реформ, проводимых правительством в 1992 году, стало
ускорение спада в экономике, приведшее к уменьшению объема произведен-
ного национального дохода на 20% за один год. Кризис сильнее всего по-
разил легкую и пищевую промышленность. О тенденциях нарастания спада, охватившего базисные отрасли эко-
номики свидетельствует оценка произведенного в 1992 году национального
дохода по отношению к 1991 году. ЪДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДВДДДДДДДДї і і і і Произведенный национальный доход і 79 і і і і ГДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДЕДДДДДДДДґ і і і і В том числе: і і і і і і промышленность і 78 і і сельское хозяйство і 89 і і строительство і 48 і і транспорт и связь і 89 і - 11 - і торговля і 80 і і заготовки і 78 і і і і ГДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДЕДДДДДДДДґ і і і і Материально-техническое снабжение і 85 і і і і АДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДБДДДДДДДДЩ Среди основных причин усиления спада во многих отраслях экономи-
ки, прежде всего в промышленности, выделяются: Разрыв хозяйственных связей как в СНГ, так и внутри России, паде-
ние договорной дисциплины; Либерализация цен; Резкое удорожание цен на энергоносители и возникшая в результате
ценовая волна по другим видам продукции; Нестабильное финансовое положение предприятий, переросшее в кри-
зис неплатежеспособности. Еще одна причина продолжающегося спада производства состоит в
том, что до сих пор не принято действенных мер по укреплению межхо-
зяйственных связей и обеспечению бесперебойной работы предприятий. За-
дача обеспечения нормальной среды для этого (бесперебойной работы
предприятий) оказалась гораздо сложнее, требовалась постепенная, более
продуманная замена одних методов управления другими, адекватными ры-
ночным отношениям. Нельзя не учитывать, что подавляющая часть предпри-
ятий оказалась неготовой к работе в условиях рыночной экономики. Главная беда состоит в том, что бурно растущие цены не стимулиру-
ют увеличение выпуска продукции, а тем более ее обновления. Они лишь
на время спасают от банкротства убыточные производства ценой огромных
потерь для потребителей. Трудности практически переживают все предпри-
ятия, поскольку товаропроизводители являются и покупателями тех или
иных средств производства. Стоимость строительства также резко возрос-
ла. Спад производства на фоне ускоряющегося инфляционного процесса
резко обострил проблему удовлетворения спроса населения на потреби-
тельские товары. Проводимая на первом этапе реформы финансовая стаби-
лизация экономики позволила уровнять спрос и предложение на потреби-
тельском рынке, однако, ценой этой стабилизации явилось резкое падение
потребления товаров первой необходимости и строительства объектов со- - 12 -
циальной инфраструктуры. Все это свидетельствует о крайне негативном
влиянии кризисных процессов на социальную сферу. В сложившейся ситуации особое внимание должно быть обращено на
инвестиционную политику, однако, и в этой сфере положение не улучши-
лось. В связи с общим свертыванием инвестиционного процесса, высокими
ставками по ссудам и обесцениванием денег доля долгосрочных кредитов
составляет только 7% от общей суммы кредитных вложений. я2ГЛАВА 3я0 я2Инфляция и влияние приватизации на установление рынкая0 Прежде всего следует уточнить само понятие "инфляция". Инфляция
представляет собой процесс обесценения денег. В рыночной экономике
этот процесс, как правило, связан с ростом цен; в командно-директивной
экономке или в экономике, в которой продолжают играть большую роль не-
рыночные факторы, инфляция выражается и в росте цен, и в дефиците мно-
гих товаров и услуг (так называемый подавленный тип инфляции). Инфля-
ция, понимаемая таким образом, носит многофакторный характер: на нее
оказывают воздействие факторы и со стороны денежного обращения (эмис-
сия бумажных денег, скорость их обращения, ситуация в государственных
финансах и кредитной сфере, отношение национальной валюты к другим ва-
лютам и др.), и со стороны производства и предложения товаров (степень
монополизации и распространения конкурентных отношений в экономике,
давление издержек производства, в том числе и под влиянием спирали
"зарплата - цены", диспропорция в структуре экономики, дефицитность
определенных товаров и др.). Возможность возникновения инфляции под воздействием денежных и
неденежных факторов вызвала выделение двух видов инфляции - "инфляции
спроса", обуславливаемой в основном денежными факторами, и "инфляции
издержек", то есть роста цен под воздействием монополистических сил,
давления издержек производства, структурных сдвигов в экономике и про-
чих. В условиях полномасштабной инфляции обычно происходит взаимодейс-
твие и переплетение обоих видов инфляции. В зависимости от различного размера роста цен различают три типа
инфляции: ползучую, когда темп прироста цен не превышает 5-10% в год,
галопирующую, когда этот темп поднимается до 10-100% в год, и гипе-
ринфляцию, когда годовые темпы прироста цен превышают 100%. В рамках - 13 -
подобного понимания инфляции выделяется более узкое понятие суперинф-
ляции (или супергиперинфляции), при которой темпы прироста цен состав-
ляют около 50% и более в месяц (что дает примерно 130-кратное повыше-
ние цен на годовом уровне). В гиперинфляции, протекающей в России, решающую роль играют все
же факторы "инфляции издержек" (за исключением крайне слабой спирали
"зарплата - цены"). Причем ряд этих факторов носит уникальный характер
(незащищенность или малая защищенность российского экономического
пространства такими традиционными институтами, как таможенные службы,
национальная валюта и т.п., которые существуют в большинстве госу-
дарств; разрыв традиционных экономических производственных связей,
вызванный развалами СЭВ и СССР и проявлениями распада РФ и т.д.). Дру-
гие факторы "инфляции издержек", хотя и знакомые по зарубежному опыту,
все же играют в России уникально большую роль. Здесь прежде всего мож-
но назвать обесценивание рубля по отношению к твердой валюте и все
сильнее развивающуюся спираль "цены сырья, особенно энергоресур-
сов,-цены конечной продукции". Исторически инфляционный процессы возник в экономике России пос-
левоенного периода в конце 50 - начале 60 годов. Они были связаны с
резким падением эффективности общественного производства во всех от-
раслях хозяйства СССР. К 1985 году сформировалась перекошенная система
цен, это означало фактическое крушение денежной системы. Влияние роста
цен на цены переработки и розничные цены было в значительной мере по-
давлено государственной системой; это привело к скрытой инфляции, про-
явившейся в усиливающемся товарном дефиците. Товарный дефицит, в свою
очередь, служил побудительной причиной реального спада производства,
который сначала проявлялся в снижении качества и повышении стоимости
товаров, а к концу периода перестройки - и в падении количественных
объемов выпуска. Если рассматривать влияние экономических факторов на процесс инф-
ляции, то в 1992-1993 годах следует выделить следующие: резкое обесце-
нивание рубля породил бартер, одно из проявлений монопольного диктата,
не признающее денег в качестве средств обращения и меры стоимости; ос-
вобождение цен не привело к сокращению бюджетного дефицита и явилось
одной из причин нарастания инфляции; негативно сказывались на денежном
обращении продажа товаров внутри страны за иностранную валюту и никем
не регулируемый выезд за пределы страны небывалого числа людей. В ито-
ге спрос на СКВ возрос и банки стали обменивать ее на рубли по резко
заниженному курсу. Тем самым отечественные банки и товарные биржи - 14 -
внесли немалый вклад в обесценение рубля. В этих условиях обесцениваю-
щийся рубль явился не только мощным двигателем роста цен на внутреннем
рынке, но и занижения цен в инвалюте на товары, продаваемые на внешнем
рынке. Сейчас не рубль, а доллар стал мерой стоимости отечественных
товаров. Но во всем мире курс валют в конечном итоге регулируется их
покупательной способностью. Это как раз тот случай, когда заимствова-
ние опыта просто необходимо. На деле курс рубля оказался резко зани-
жен, а цены - кабальны. Обесценивание денег происходило гораздо более
быстрыми темпами, чем предполагалось. Важным элементом структуры отечественной экономики является завы-
шенный уровень занятости по сравнению с его нормальной величиной. От-
сюда искусственное и весьма существенное занижение уровня производи-
тельности труда и соответственно еще большая напряженность на потреби-
тельском рынке. Ярким примером этого положения служит ситуация, воз-
никшая в 1991 году, когда 12% падение ВНП за 9 месяцев практически не
сопровождалось сокращением численности занятых, а происходило только
за счет снижения производительности труда. Разрыв между фактической и
эффективной занятостью нарастал и покрывался с помощью единственно
возможного средства - инфляции в обеих ее формах - дефицита и роста
цен. Дальнейшее нарастание этого разрыва формирует еще один фактор
темпа роста инфляции, с которым необходимо считаться. Если разрушительное воздействие инфляции продолжится - цены будут
расти, а покупательная способность денег падать, то стабилизация эко-
номики не будет достигнута и социальная напряженность возрастет еще
больше. Единственная возможность, согласно экономическим законам, вы-
хода из сложившейся критической ситуации - преодоление инфляционных
процессов. Пока не остановится инфляция, падение производства не сме-
нится его ростом, стабилизации не будет. В данной ситуации представляется целесообразным как можно быстрее
начать процесс борьбы с инфляцией, потому что никто не знает, каковы
будут последствия приватизации: станет она стабилизирующим фактором
экономики или подтолкнет экономику к еще большему хаосу. Необдуманные меры при приватизации магазинов уже привели к сокра-
щению количества продовольственных магазинов, обострению криминогенной
обстановки в обществе. Более сложная ситуация может возникнуть в ре-
зультате приватизации предприятий, производящих производственно-техни-
ческую продукцию. Дело в том, что большинство предприятий промышлен-
ности являются узкоспециализированными. Поэтому каждое из них диктует
другим свои условия реализации товаров. В этих условиях смена госу- - 15 -
дарственной собственности на частную ведет к диктату частника. Положе-
ние усугубляется тем, что государство может решить проблемы промышлен-
ной перестройки за счет концентрации значительных ресурсов и их цент-
рализованного направления в какую-то данную отрасль, а частник , за
неимением таких крупных финансовых ресурсов, позволить себе этого не
может. Следовательно, такое положение вызовет свертывание производства
и снижение качества товаров, ликвидации даже тех зачатков конкуренции,
которые существовали в условиях государственной монополии. Но тогда
возникает разумный вопрос: о каком рынке и рыночных отношениях может
идти речь, если идет свертывание конкуренции? Нельзя не заметить и другой проблемы, связанной с приватизацией.
Известно, что при стабилизации экономики важное значение имеет поддер-
жание в обращении количества денег в пропорциях, соответствующие стои-
мости товара. Что же произошло? При общем количестве денег на сумму
900 миллиардов рублей в обращение поступает в виде ваучеров полтора
триллиона рублей, которые, имея характер ликвидов, начинают играть
роль денег, продаются и обмениваются как товар на товар, тем самым
обесценивая деньги и усугубляя кризис финансовой системы, который при-
обретает все более зримые черты социального кризиса. При этом обесце-
ниваются не только деньги но и ваучеры. Существует несколько методов по борьбе с инфляцией, из которых
особенно выделяются два метода: "дефляционная политика" и "политика
доходов". Рассмотрим эти методы: Дефляционная политика: имеет наибольшее распространение в разви-
тых странах; охватывает методы по ограничению денежного спроса через
налоговой и кредитно-денежный механизм (повышение кредитного процента,
усиление налогового давления, снижение определенной части государс-
твенных расходов и др.). Тем не менее действенность этих методов невы-
сока, так как такая политика мало затрагивает секторы экономики, явля-
ющиеся наибольшими носителями роста цен, и вызывает замедление эконо-
мического роста, что крайне негативно для нашей страны. Политика доходов: осуществляется контроль над ценами и зарплатой,
который может проводится или с помощью установления государством пре-
делов роста цен и зарплаты, или с помощью экономических санкций. Такая
политика используется, если приоритетным оказывается направление, сти-
мулирующее экономический рост. - 16 - я2ГЛАВА 4я0 я2Пути выхода из сложившейся ситуациия0
Для антистагфляционной поворота необходим, по моему мнению, выбор та-
кой экономической политики, в результате которой срабатывал бы эффект
взаимодополняемости двух процессов: расширение рынка и развитие его
новых прогрессивных структур, с одной стороны, и стабилизации денежно-
го оборота, пропорций доходов и цен - с другой. В наибольшей степени
целям обуздания стагфляции отвечает "смешанная" модель постоянного ре-
гулирования денежной сферы, основанной на сочетании централизованных и
рыночных рычагов управления. Сейчас большое значение для сокращения масштабов инфляции приоб-
ретают крупномасштабные стабилизационные действия в области финансо-
во-денежной политики. Вместе с тем жесткая финансовая стабилизация мо-
жет стать и важным средством стимулирования производственной активнос-
ти. Здесь необходима спрессованная во времени взаимосогласованная реа-
лизация сугубо централизованных мер по нормализации состояния госбюд-
жета и всего денежного оборота. В практическом плане это предполагает
единое решение двух основных групп задач. С одной стороны - сокращение
государственных расходов и прежде всего дотаций неконкурентоспособным
производствам, жесткая рестрикция ресурсов финансирования инвестиций,
распродажа части государственного имущества. С другой - замораживание
или распродажа избыточных мощностей оборонной промышленности и "кри-
зисных" отраслей. Непосредственно обузданию стагфляции могут способствовать и меры
по смягчению последствий массового высвобождения работников в ряде от-
раслей народного хозяйства. Возникает неотложная необходимость в реа-
лизации специальных программ занятости в отраслях, вносящих весомый
вклад в стабилизацию производственной активности. Важнейшим звеном те-
кущей ценовой политики призвано стать установление предельных нормати-
вов рентабельности на отдельные виды монопольных структур. Они могут
быть выявлены с помощью известных методов исходя из уровней цен на аг-
регированные группы продуктов или на наиболее значимые товары-предста-
вители. Кроме того, в любом случае лимитируемый уровень рентабельности
монопольно производимых продуктов не должен существенно отличаться от
фактического уровня рентабельности, складывающегося в зоне относитель-
но немонополизированных рыночных структур. В данной связи следует под- - 17 -
черкнуть: лимитирование цен может стать эффективным только в случае
его органичного дополнения постоянным регулированиям производственной
активности и одновременно целенаправленной долговременной демонополи-
зацией. С этой целью можно использовать несколько инструментов: выгод-
ные государственные контракты на производство отдельных дефицитных то-
варов,понижение квот платежей в бюджет за выполнение государственных
контрактов, жесткие штрафные санкции при нарушении установленных цено-
вых ограничений. Если параллельно проводить жесткие средства антимоно-
польного регулирования (штрафные санкции) за образование монопольных
внутриотраслевых объединений, то результатом взаимосогласованного при-
менения указанных регуляторов может стать создание нормальной конку-
рентной среды в ранее монополизированных отраслях. Нельзя также обойтись и без определенных протекционистских мер
(включая таможенные ограничения) по временной защите от иностранных
конкурентов отечественных производителей в перспективных отраслях,
имеющих потенциальные возможности добиться за короткий срок успеха на
внешнем рынке. В заключении хотелось бы подчеркнуть необходимость своевременного
осуществления и координации относительно друг друга конкретных мер,
направленный на преодоление стагфляции исходя из динамично изменяющих-
ся экономических, социальных, да и политических условий. Только в ре-
зультате решительного проведения антикризисного курса, основанного на
достоверном анализе исходного состояния хозяйственной системы и пред-
видении объективного взаимодействия всех инструментов государственной
политики, можно избавиться от такого тяжкого и весьма устойчивого не-
дуга, как стагфляция. - 18 - я2СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Р. Тихонов, В. Рябов "Выбор экономической реформы","ЭЖ", 46, 1992 2. Ю. Степанов "Экономика России в 1992 году", "Эконо- мист",11,1992 3. В. Шпрыгин "Робкие надежды реформ", "ЭЖ", 23, 1993 4. М. Панова, А. Матвеев "Работает ли рынок на потребителя?", "ЭЖ", 40,1993 5. А. Бачурин "Реформе нужна последовательность", "Экономист", 12, 1992 6. Т. Дементьева, И. Пикан "Стабилизация пока откладывается","ЭЖ", 41, 1993 7. В. Шпрыгин "России нужна российская реформа", "ЭЖ", 50, 1992 8. В. Шпрыгин "Что тормозит реформу", "ЭЖ", 33, 1992 9. Е. Абрамова, А. Белоусов и др. "Структурный кризис и "шокоте- рапия", "ЭЖ", 26, 1992 10. А. Сидоров и др. "Кризис экономики России и механизмы выхода из него", "ЭЖ", 32, 1992 11. С.Дзарасов "Нужна новая стратегия реформ", "Экономист", 2, 1993

      ©2010