Переход к рыночной экономике в России и опыт западных и восточных стран
Министерство образования
Российской Федерации
Уральский государственный технический университет
Краснотурьинский филиал 1999
Переход к рыночным отношениям в России (90-е гг. XX в.) и опыт западных и восточных стран Контрольная работа по курсу «История России» Преподаватель доцент Р.А. Бобкова Студент гр. И-116а С.А. Дорофеев
Введение
В своей работе я хочу
рассмотреть предпосылки сложившегося в России кризиса в конце 80-х – начале
90-х гг., и возникшие в связи с ним теории перехода к рыночным отношениям в
нашей стране в 90-х гг. XX века,
а также сравнительный опыт перехода к рыночным отношениям в зарубежных странах
"третьей волны капитализма".
После этого я хочу сделать
вывод, в котором попытаюсь установить общие черты предполагаемого развития
России в будущем, одной из главных целей Правительства которой будет переход к
рыночным отношениям, а также, несомненно, возникающие при этом развитие и рост
производства, причем не только количественное, но и качественное, и, конечно
же, рост уровня жизни населения нашей страны.
В связи с тем, что проблема,
рассматриваемая мной, актуальна и по сей день, авторы используемой мной
литературы, основу которой составляют газетные статьи, имеют различный подход к
видению выхода из сложившейся ситуации и к оценке действий нашего
Правительства. В своей работе я старался придерживаться нейтрального мнения о
его действии и адекватно оценивать результаты.
Новый экспромт – рынок
Двенадцатая
пятилетка оказалась бесплодной и, значительно превзойдя все предыдущие по
расточительству ради дутых темпов ускорения, с треском провалилась на полпути.
И тогда на горизонте появился еще более
расточительный экспромт – радикальная экономическая реформа, проведение
которого началось с 1988 года по решению июньского Пленума ЦК КПСС 1987 года.
Эпицентром
правительственной программы, предложенной
в 1989 году первому Съезду народных депутатов СССР, как раз и было осуществление радикальной
экономической реформы. Был принят пакет постановлений партии и правительства
"О коренной перестройке управления экономикой", в их числе:
·
"О перестройке планирования и повышении роли
Госплана СССР в новых условиях хозяйствования",
·
"О перестройке материально-технического
обеспечения и деятельности Госснаба СССР в новых условиях",
·
"Об основных направлениях перестройки системы
ценообразования в условиях нового хозяйственного механизма",
·
о перестройке Госкомитета по науке,
·
о перестройке Госкомитета по труду,
·
о перестройке Госкомстата,
всего 12 постановлений[1]. Изучение этих документов показывает, что в них речь идет лишь о косметике
плановой системы управления народным хозяйством, повышении роли Госплана СССР в
новых условиях хозяйствования.
Эта «радикальная» реформа была
самой бесплодной из всех предыдущих. В ней не только не решены, но даже не
поставлены по научному вопросы о непригодности измерителей экономического роста
и принципа определения фонда заработной платы по объему товарной продукции. Это
повлекло за собой и дало возможность сохранить в инструкциях и методиках,
принятых в свете постановлений, все в прежнем виде.
В 1989 году эта очередная
бесплодная программа стала теоретической базой для программы деятельности
правительства, избранного новым парламентом. Его ближайшей целью была
стабилизация экономики в 1990 году. Прирост товаров народного потребления был
огромный – на 60 млн. рублей. Особенно большие надежды возлагались на
сокращение военных расходов и конверсию оборонных отраслей промышленности.
Работа по стабилизации экономики велась правительством очень активно, но,
несмотря на это, она се равно была обречена на неудачу, т.к. к прежним абсурдам
и экспромтам добавлялись новые. Среди них особо следует выделить введение
прогрессивного налога на прирост фонда оплаты с IV квартала 1989 года в соответствии с
постановлением Верховного Совета СССР, принятым в августе того же года. Оно
повлекло за собой просто катастрофические последствия – рост производства для
коллективов стал просто разорительным.
Таблица. Соотношение роста
промышленного производства и роста цен в 1990 году 1990 г. I квартал II квартал III квартал IV квартал Цены 100 183 217 252 264 Промышленное производство 100 95 92,6 93,2 93,8
К маю 1990 года становится все более очевидным,
что программа стабилизации экономики просто «горит»: темпы производства товаров
народного потребления в 5 раз, а продовольственных - в 10 раз ниже намеченных.
Необходимость
немедленно определить принципиальное направление экономической реформы, принять
программу действий и приступить к ее реализации диктуется рядом обстоятельств:
·
снижение темпов роста промышленного производства,
начавшееся в конце 1988 года, перешло в экономический спад, который углублялся
с каждым месяцем;
·
ситуация в финансовой сфере вышла из-под контроля;
бюджетный дефицит, внутренний государственный долг и объем денежной массы
увеличивались с ускорением;
·
внешнеэкономическое положение продолжало ухудшаться,
платежеспособность государства обеспечивалось уже за счет использования
резервов, объемы которых неуклонно сокращались;
·
потребительский рынок был почти полностью вытеснен
нормированным распределением товаров и "черным рынком", социальная
напряженность достигла предела;
·
органы государственного управления республиканского,
областного и районного уровня, предприятия в отсутствии программы экономической
реформы вынуждены искать выход из сложившейся ситуации в одиночку, что
порождает центробежные тенденции и усугубляет кризис.
Именно в этих условиях на
горизонте замаячил новый экспромт – рынок. Этот экономический шаг привлек
внимание руководителей страны как возможность самосохранения, т.к. доверие людей
было на исходе. В 1985 году обещали за 2-3 года сделать перелом в экономике в
лучшую сторону. Но перемены произошли в обратном направлении. Тогда начали
объяснять, что экономический кризис чрезмерно глубоко поразил все части
народного хозяйства. Вот тогда и появилась радикальная экономическая реформа.
Через 2 года экономика оказалась на грани полного развала, людское доверие,
оказалось, практически иссякло, что еще можно было пообещать? Рынок!
Ряд руководителей предприятий,
объединений и отраслей, специалистов центральных экономических отраслей, ученых
отмечали, что многие понимают рынок как базар вообще. Рынок как экономическая категория является
выражением определенных отношений в обществе между людьми. Речь идет о рынке
как регуляторе производства, т.е. о стихийном переливе капитала из одной
отрасли в другую в погоне за более высокой прибылью на основе конкуренции,
причем в этом случае «рыночной ценой»
будет являться цена, которая стихийно образуется в сфере обращения в
зависимости от спроса и предложения. Рыночные цены изначально предполагают
свободные цены и полную свободу производителей.
Итак, создание рынка в нашей
стране предполагало переход от плановой системы управления народным хозяйством
к стихийному регулированию производства через рыночные отношения и цены. На
Западе существуют методы регулирования рынков со стороны государства, но эта
необходимость возникла в связи с кризисами. Цель этого урегулирования – не
допустить кризиса перепроизводства товаров, снижения цен и прибыли, с одной стороны,
и высоких темпов инфляции – с другой. И очевидно, что опрометчиво будет
заимствовать механизмы предохранения рынка от перенасыщения товарами, и
применять их для преодоления нашего кризиса недопроизводства, а регулировать
пустой рынок любыми методами – это очевидная бессмыслица.
Мощным двигателем производства
при рыночной экономике является конкуренция, которая развивалась наравне вместе
с капиталистическими отношениями. Именно она и создает условия для реализации
закона стоимости, но в ней заложено превышение производственных мощностей по
сравнению с платежеспособным спросом регулируемого рынка.
Главным фактором оздоровления
и, тем более, процветания экономики является неуклонное повышение
производительности труда и, уже на этой основе, снижение издержек производства
на единицу потребительской стоимости. Очевидным является тот факт, что это
возможно лишь в условиях жесткой конкуренции, а главное, полной
самостоятельности всех форм хозяйствования на равных условиях и
заинтересованности производителя в качестве и увеличении объемов выпускаемой
продукции и соответствие ее цены платежеспособности потребительского рынка[2].
К рынку надо переходить
постепенно. Эта постепенность предполагает, что плановые отношения должны
вытесняться рыночными, а у нас –
плановые регуляторы уже сломлены, а для рыночных даже еще не созданы
условия. М. Тэтчер, в частности, говорила: «Вы в Советском Союзе пытаетесь
сделать в течение, скажем, 5-10 лет то, на что нам понадобились столетия».
"500 дней"
В начале 90-х гг. остро встал
вопрос об отказе от социалистического планирования и изменении экономического
курса СССР. Тогда решением советского правительства была создана
Государственная комиссия по экономической реформе. И вот весной 1990 года вышла
программа экономического развития, названная автором по количеству суток,
отпущенных на ее выполнение – "500 дней".
В программе "500
дней", разработанной группой экономистов под руководством академика С.С.
Шаталина определялись пути перехода к рыночной системе, способной устранить это
положение и предоставить всем гражданам реальную возможность сделать свою жизнь
значительно лучше. Программа рассматривалась как программа реализации прав
граждан на лучшую, более достойную жизнь.
Право человека на собственность реализуется
посредством разгосударствления и приватизации, передачи государственной
собственности гражданам. Именно в возвращении собственности народу проявится в
первую очередь социальная ориентация экономики. Равенство возможностей будет
обеспечиваться разнообразием форм приватизации, что даст возможность либо взять
имущество в аренду, либо выкупить его в кредит, либо приобрести на паевых
началах. Государство не может и не должно бесплатно раздавать свое имущество.
Собственность необходимо заработать. Вместе с тем часть государственного
имущества следует считать уже заработанной людьми, и оно может быть
предоставлено им бесплатно или за символическую плату. Речь в первую очередь
идет о давно занимаемых квартирах с минимальным метражом на человека, о
небольших садовых участках и многом другом.
Должна
быть проведена инвентаризация национального богатства страны, в первую очередь
золотовалютных резервов, стратегических запасов, имущества общественных
организаций, незавершенного строительства, имущества Вооруженных Сил и
некоторых других видов госимущества (легковой автотранспорт, госдачи и прочее).
Право граждан на экономическую деятельность обеспечивается
перераспределением имущества между государством и гражданами в ходе
разгосударствления, а также принятием Закона о предпринимательской деятельности.
Государство создает такую хозяйственную среду, которая будет способствовать
развитию инициативы и предприимчивости, максимально упростит процедуру открытия
собственного дела, поможет правильно его поставить, поддержит его льготными
налогами и кредитами в конкуренции с крупными предприятиями. Программа исходит
из того, что мелкое предпринимательство необходимо обществу для того, чтобы
повернуть производство на удовлетворение потребностей каждого конкретного
человека, для борьбы с диктатом монополистов на потребительском и
производственном рынках, для создания необходимых условий быстрого освоения
новых научно-технических идей, к которым наиболее восприимчиво мелкое и среднее
предпринимательство. Государство будет стимулировать развитие международных
хозяйственных связей, поездок за границу на работу или учебу. Открытие
внутреннего рынка заставит отечественных предпринимателей конкурировать с
дешевыми импортными товарами как внутри страны, так и за рубежом, что придаст
нашему хозяйству динамичность и гибкость в удовлетворении потребностей рынка, а
значит и потребителя.
Право граждан на свободу потребительского
выбора и справедливые цены. Реформа направлена на нормализацию состояния
потребительского рынка путем либерализации ценообразования. А в переходный
период путем формирования товарных резервов, в том числе за счет поставок по
импорту с учетом предстоящего поэтапного перехода к свободным ценам на многие
виды товаров. Вводится свободный курс купли-продажи валюты, разворачивается
валютный рынок. Ряд крупных банков получит право торговли валютой по рыночным
ценам, а советским гражданам будет разрешено хранить валюту в банках.
Переход
к свободным ценам будет осуществляться поэтапно, начиная с тех товаров, которые
не входят в число предметов первой необходимости и приобретаются, в основном
слоями населения с высокими доходами. Тем самым тяжесть роста цен ляжет в
первую очередь именно на них.
Право граждан на рост доходов и социальные
гарантии. Рынок, как мобильная система не только либерализирует экономические
процессы, но и создает механизмы, позволяющие регулировать изменения,
происходящие в уровне жизни. К ним относятся индексация денежных доходов,
регулярный пересмотр уровней доходов в соответствии с динамикой минимального
потребительского бюджета, система социального вспомоществования лицам,
оказавшимся за чертой бедности.
Все
большую роль в составе доходов населения будут играть доходы от собственности:
получение более высоких процентов по вкладам в банках и по облигациям
государственных ценных бумаг.
Социальная
переориентация экономики невозможна без широкой структурной перестройки. Будет
формироваться новая, более эффективная структура занятости, сократятся тяжелые
и вредные участки производства, ручной труд. А более квалифицированные
работники на новых высокоэффективных производствах будут больше зарабатывать.
Намечаются
реорганизация службы трудоустройства и введение выплат пособий тем, кто по
какой-либо причине ищет новую работу. Во время поисков работы с активным
участием в этом государственных служб люди могут участвовать в общественных
работах: строительстве дорог, домов, причем в первую очередь для себя. Желающие
могут получить участок земли и обрабатывать его
Планируется
организация курсов и программ переобучения и переподготовки рабочих и служащих,
формирование системы добровольных общественных работ.
Острота
проблемы занятости будет сглажена созданием дополнительных рабочих мест на
новых производствах, в торговле и в сфере услуг, стимулированием развития
предпринимательства и мелких предприятий.
Регулирование
занятости должно обеспечить незакрепленность за работником конкретного рабочего
места, а создание условий для непрерывного роста квалификации и
профессионального мастерства.
Право предприятий на свободы экономической
деятельности заключается в предоставлении им возможности действовать в
интересах своих работников, собственников-акционеров и государства и в
соответствии с рыночной конъюнктурой, самостоятельно определять объемы и
структуру производства, объем продаж, цены на продукцию, выбирать партнеров.
Практически
уже с самого начала осуществления программы предприятия получают возможность
поменять владельца: либо путем приватизации (главным образом для мелких и
средних), либо преобразованием в акционерные общества (преимущественно для средних
и крупных). А значит, коллективы предприятий сразу после объявления программы
могут начать подготовку и как можно менее болезненно пройти этот процесс, что в
принципе отличается от нашей практики обрушивать подобные решения как снег на
голову. Они смогут по своему усмотрению решить вопрос о найме
высококвалифицированных управляющих по контракту.
Предприятия
выйдут из системы отраслевых монополий и должны будут налаживать горизонтальные
связи со своими партнерами. Они смогут также приобретать на оптовом рынке
материальные ресурсы, в том числе объекты незавершенного строительства и т.п.,
свободно реализовывать излишки оборудования, материальных запасов и иного
имущества, и сдавать в аренду свои основные фонды. Будет предоставлено право
непосредственного участия во внешнеэкономической деятельности. Предприятия
смогут выкупать и продавать валюту на валютном рынке.
Обретая
новые права, расширяя сферу своей экономической свободы, предприятия должны
учитывать, что программа предполагает для них жесткие ограничения: повышение
платы за кредиты, сокращение до нуля дотаций из бюджета, резкое снижение
государственных капитальных вложений, сокращение государственных закупок,
иностранная конкуренция.
Права республик на экономический суверенитет
дают возможность народам самостоятельно распоряжаться национальным богатством
своих республик, не допускать бессмысленной растраты ресурсов, сохранить для
следующих поколений природу, богатства недр. Республиканские правительства
теперь несут ответственность за развитие своих территорий и, соответственно,
берут на себя большую часть полномочий по управлению экономикой.
В
республиках будут определяться уровень основных налогов, формы и способы
приватизации, регулироваться цены на большинство товаров. Каждая республика
сама найдет пути к земельной и жилищной реформам. Республиканские правительства
выработают свою систему социальных гарантий, самостоятельно сформируют
республиканский бюджет. Союзу передаются средства на финансирование только тех
программ, в которых народы действительно заинтересованы.
Республики
должны определить меру своей самостоятельности в управлении экономикой и взять
на себя распоряжения соответствующими видами государственной собственности.
Конечная цель разграничения полномочий по управлению государственной собственностью
не просто передача ее из ведения Союза республикам, а разгосударствление и
приватизация. Многие виды имущества по договоренности всех республик должны
остаться в общесоюзной собственности.
Экономическая
интеграция необходима, но она должна строиться не на унитаризме и диктате
центра, а на добровольности, взаимовыгодности и равноправном партнерстве.
Вступая в экономический союз, суверенные республики договариваются об общих
принципах экономической политики, о развитии единого рынка и согласованном
проведении реформы. Органы управления союзом формируются на основе паритетного
представительства всех республик.
Участие
в экономическом союзе должно быть выгодно для суверенных республик, поэтому
следует предусмотреть добровольность вступления и право свободного выхода из
союза.
Экономические права центра представляют
собой сумму прав, делегированных суверенными республиками. В рамках этих
согласованных прав центр осуществляет свои полномочия по управлению
общественным имуществом и фондами, экономическими программами общесоюзного
значения, а также обеспечивает максимально возможную согласованность в
проведении реформы[3].
Итак, в основе проекта лежало
заключение договора суверенных республик об экономическом союзе, приватизация
государственных предприятий, урезание расходов на армию, либерализация
экономики и ценовой политики. Во всех своих выступлениях Явлинский утверждает,
что его программа была незаслуженно проигнорирована Верховным советом СССР. Но
это не совсем так.
Программа с самого начала была
просто невыполнима. Специалисты, изучившие ее, сделали однозначный вывод -
предлагаемый план реформирования экономики абсолютно утопичен и нереален. Мало
кто из народных депутатов, которым был направлен документ, мог понять, как
можно за столь краткосрочный период совершить в буквальном смысле революцию и
превратить сверхцентрализованную экономику СССР в "высокоэффективный
рыночный механизм". Этого, впрочем, не смогли уразуметь и коллеги
Явлинского – экономисты.
Делая главный акцент на приватизации, понимаемой как
перераспределение собственности внутри правящих верхов, и введении свободных
рыночных цен, авторы проекта запланировали на 1992 год до 12 миллионов
безработных. Не обеспечивая механизма защиты социальных прав граждан России, не
давая ответа на вопрос о том, как обеспечить модернизацию устаревшего и
изношенного оборудования отечественной промышленности, эта программа создана в
интересах, прежде всего, привилегированных слоев, для передачи им в частную и
акционерную собственность прибыльных предприятий[4].
Скоротечность была не
единственным изъяном "500 дней". По свидетельству экспертов, эта
программа была подобна ситуационной игре по преодолению препятствий, которые на
каждом этапе становились все сложнее и сложнее. Поскольку выполнение каждой новой
задачи было невозможно без решения предыдущей, программа, рискни правительство
воплощать ее в жизнь, запнулась бы уже на десятый день. К счастью, к реализации
этого смелого эксперимента так и не приступили, хотя само обнародование проекта
программы имело неожиданный международный резонанс. Как значилось в заключение
совета деловых кругов Японии, анализ "500 дней" показал, что "в
окружении политиков реформаторского толка нет людей, разбирающихся в экономике,
а особенно – в рыночной".
Правительство В. Черномырдина и его программа
Предложенный
Советом министров в течение января 1993 г. набор оперативных мероприятий
стабилизационного характера в сфере экономики получил название
"Федеральной программы финансово-экономической политики России в 1993
г.", названную министром экономики А. Нечаевым ни мало, ни много
"первым этапом реформ". По оценке И. Дискина нынешняя
правительственная программа - это "Гайдар в профиль", а ее творец -
вице-премьер Б. Федоров, тем самым, выводя за рамки критики В. Черномырдина,
хотя очевидно, что ее авторами в рамках предложенной концепции были и сам
премьер, и 1-й вице-премьер В. Шумейко, и министр экономики А. Нечаев.
Система
приоритетов, сформулированная в ней, состоит из 4-х основных пакетов задач,
которые предполагается решать одновременно:
·
стабилизация финансовой и денежно-кредитной системы;
·
устранение экономических диспропорций и улучшение
структуры производства;
·
повышение эффективности внешнеполитических связей и
восстановление платежеспособности страны; прекращение субсидирования
иностранных государств через цены и кредиты;
·
обеспечение социальной защиты населения.
Способ
реализации: "жесткая и последовательная политика".
Ей же
определено 7 основных целевых ориентиров Программы:
1)
снижение темпов инфляции до 5 процентов в месяц;
2)
сокращение дефицита консолидированного государственного
бюджета до 5 процентов ВНП;
3)
стабилизация курса рубля ко второму полугодию;
4)
снижение темпов падения производства и постепенная
стабилизация производства;
5)
повышение нормы сбережений вкладчиков и предприятий на счетах
в банках при одновременном снижении доли государственного потребления;
6)
повышение удельного веса расходов на социальное обеспечение;
7)
сдерживание роста безработицы[5].
Первое,
что бросается в глаза, так это практически полное совпадение ее с программой Е.
Гайдара, выдвинутой им на VII съезде народных депутатов, где он также предлагал
в качестве
·
первой задачи - остановить инфляцию,
·
второй - добиться оживления инвестиционной активности,
·
третье - формирование механизма долгосрочного бюджетного
кредитования,
·
четвертое - ускорение процесса приватизации,
·
пятое - регионализация реформы и перенос центра тяжести
всей работы на места;
·
шестая - всемерное укрепление социальной сферы.
Высота
планки, которую задали себе разработчики и исполнители настоящей программы
может оказаться непреодолимой, поскольку даже на теоретическом уровне трудно
сочетается линия на укрепление социальной защиты населения и государственной
денежной дотации целых отраслей хозяйства с курсом на обуздание инфляции в традициях
жесткого монетаризма. Об этом свидетельствует опыт "раннего" Гайдара
(зима 1992 г.), когда после кризиса наличности и, вслед за ним, кризиса
неплатежеспособности предприятий для их устранения понадобилась денежная
эмиссия, усугубленная резким повышением заработной платы работникам бюджетной
сферы.
Между
тем проблема стабилизации финансов, как и год назад, вышла на первый план, о
чем говорит и ее место в Программе: "Политика правительства должна быть
главным образом направлена на устранение главных причин инфляции, нейтрализации
ее разрушительного воздействия на экономику и благосостояние людей, снижение
темпов роста цен", и заявления В. Черномырдина о срочных мерах по
обузданию гиперинфляции. Параметры финансовой стабилизации, предложенные вдохновителем
монетаристского ее обуздания Б. Федоровым на 1993 г. практически совпадают с
теми, которые ставил перед собой Гайдар в 1992 году - снижение темпов инфляции
к концу года до 5% в месяц (в январе 1993 г. по сравнению с декабрем 1992 она
возросла в 2 раза и достигла гиперинфляционного уровня 50%), как того требуют
рекомендации Международного Валютного Фонда, ограничение бюджетного дефицита (в
Программе это – сокращение консолидированного бюджета до 5% валового
национального продукта), стабилизация курса рубля ко второй половине года.
Кроме этого планируется переориентация дотаций госпредприятиям, усиление
кредитной рескрипции плохо работающим отраслям, выборочное предоставление им
субсидий и льгот. Нешуточность намерений Правительства предполагается продемонстрировать
путем проведения принудительных санаций предприятий и организаций, проведением
силами Госкомимущества двух-трех показательных банкротств.
Практически
большинство из предложенных в программе мер до этого было уже представлено в
зимнем (1991-92 гг.) и осеннем Меморандуме Правительства России Международному
Валютному Фонду в 1992 г., где также обещалось выйти на эти параметры к концу
четвертого квартала прошлого года. Однако в итоге рост эмиссии, согласно данным
Госкомстата об итогах 1992 г., вырос в 16,9 раза, дефицит федерального бюджета
составил 8%, а уровень инфляции в итоге - 2000%.
С
другой стороны, по поручению 1-го вице-премьера В. Шумейко, министр экономики
А. Нечаев и его ведомство разработали практически альтернативный проект
стабилизации экономики под названием: "Федеральная программа структурной
перестройки экономики России на 1993-1995 гг.". В ней, в частности,
говорится о том, что Центральный банк России должен продолжить целевое льготное
кредитование конверсируемых предприятий и организаций оборонной промышленности
- "золотых яиц", за счет рентных платежей топливно-энергетического
комплекса (ТЭК), дающего до 90% прибыльности народного хозяйства России. Кроме
этого предлагается освободить предприятия текстильной и легкой промышленности
от обязательной продажи валюты, вырученной от экспорта, продолжить систему
дотирования животноводческой продукции, предоставить колхозам и совхозам
госкредит на пополнение оборотных средств под залог имущества.
Еще
более радикальной позиции придерживается Председатель комитета по промышленной
политике Правительства РФ И. Шурчков, который в противовес Б. Федорову и В.
Черномырдину считает, что "проведение жесткой монетаристской политики и
поддержка производства совершенно несовместимы. Поэтому в качестве основного
инструмента оживления промышленного производства новому правительству придется
выбрать метод инфляционного стимулирования экономики России и уже в ближайшее
время следует ожидать дополнительной кредитной эмиссии для погашения взаимных
неплатежей российских предприятий". Единственным источником денег он
продолжает считать бюджет и ориентацию на собственно российские ресурсы и
ресурсы республик бывшего СССР. Кроме этого он сообщил о том, что в комитете
уже разработано 18 программ поддержки предприятий с использованием лизинговых
фондов.
Что
характерно, этот подход нашел свое отражение в Программе в качестве
компромиссного согласия на скрытую инфляцию, которая выражена в таких формулах,
как:
·
развитие нового комплекса долговых обязательств
государства для пополнения федерального бюджета (векселя, облигации, иные
ценные бумаги);
·
конверсия долгов предприятий в ценные бумаги и
организация вексельного обращения;
·
залог имущества предприятий за долги и вместе с тем
использование банковского кредита вместо индексирования оборотных средств,
·
использование прибыли ЦБР.
Вместе
с этим оговаривается право Правительства не только сокращать федеральные
расходы, но и организовывать чрезвычайные налоговые поступления в случае
непредвиденных сокращений доходов сроком до 6 месяцев.
Новое
Правительство РФ решилось на попытку разрубить этот "тройной узел"
проблем (финансовая стабилизация, предотвращение спада производства, усиление
социальной направленности реформ) одновременно, в отличие от "раннего
Гайдара", который пытался решить лишь первую проблему и вынужден был
втянуться, в конце концов, во все три, став в итоге "поздним
Гайдаром".
Анализ
изложенных подходов разных блоков этого исполнительного органа власти России
приводит к выводам о том, что, скорее всего, большая часть министров, в том и
числе "экономическая команда Гайдара" в перспективе ориентируется на
сценарий развития государственно регулируемой рыночной экономики с сильным
федеральным центром: не американский, не шведский, не английский, не
германский, а российский образец, - как заявил в одном январском интервью В.
Черномырдин.
Программа
правительства на 1993 г. предполагает в качестве приоритетов:
1)
развитие агропромышленного комплекса (особенно
перерабатывающие отрасли) с целью уменьшения зависимости от экспорта;
2)
поддержание топливно-энергетического комплекса;
3)
развитие инфраструктуры, транспорта (ибо утеряны порты и плохи
дорого);
4)
конверсионный комплекс (13 целевых программ) за счет ВПК;
5)
социальные программы (Чернобыль, малые народы Севера,
социальная защита населения).
Однако
основные бюджетные вложения будут преимущественно осуществляться через
федеральные программы развития, исполнителями и долевыми участниками которых
будут как отдельные предприятия, так и регионы, на которых они расположены.
Фактически, бюджетное финансирование будет осуществляться через координационные
органы федеральных программ, в которых предприятия и регионы будут одинаково
ответственными исполнителями перед центром, за что и будут получать
централизованное финансирование. Если предприятие убыточно, иллюстрирует эту
мысль В. Черномырдин, то его работники как минимум должны строить дороги и
убирать мусор.
Объявленная
еще Е. Гайдаром регионализация экономической реформы ("перенесение тяжести
реформ на места" по формуле В. Черномырдина) будет развиваться не только
путем бюджетной привязки, но и методом "народной приватизации".
Акционирование
предприятий промышленности, активно начавшееся в декабре 1992 года будет
продолжено еще более быстрыми темпами путем их выкупа трудовыми коллективами.
Последнее - инициатива Верховного Совета РФ, принятая под давлением местных
органов власти. Реально, как показывает текущая практика, предприятия под
флагом "приоритета трудовым коллективам" преимущественно будут
выкупаться местными органами власти (региональная администрация и директорат
промышленных предприятий).
В
ответ на это Правительство пытается блокировать выкуп рентабельных и крупных
предприятий группами региональных элит. С помощью чековых аукционов и развитием
системы конкурсных продаж по спискам Госкомимущества правительство, таким
образом, пытается сделать покупателями такого рода предприятий преимущественно
государственные структуры же федерального подчинения. В суть данного подхода
внес ясность В. Черномырдин еще в начале января 1993 г., выступая перед
московскими промышленниками и предпринимателями: "усилить роль государства
как собственника основной массы индустриального потенциала",
"защитить государственную собственность от незаконной распродажи".
"Только через эффективно действующий госсектор мы подтянем другие сектора
нашего хозяйства", - резюмировал он. В реестр приватизируемых, таким
образом, скорее всего попадут в основном убыточные и малодоходные, либо с
устаревшим оборудованием производственные единицы, которые со временем, если
удастся бюджетная интервенция Центра на места, окажутся так или иначе у него
под контролем. Крупные Правительство выкупит само.
По
существу и система мероприятий, связанная с укреплением валютного положения
страны, повышением эффективности внешнеэкономической деятельности, так или
иначе направлена на ужесточение контроля за валютным экспортом, фактическую его
монополизацию государством через федеральную программу развития инфраструктуры
внешнеэкономических связей, задачу стимулирования процесса формирования национального
валютного рынка как средства распределения валютных ресурсов и обеспечения их
более полной мобилизации (государственная монополия на торговлю драгоценными
металлами). В тоже время, свободное открытие иностранных валютных счетов внутри
страны и государственная гарантия сохранения и неблокирования находящейся на их
счетах валюты, обеспечение ограниченного допуска иностранных банков на
российский рынок для инвестирования валютных средств внутри страны должны
скомпенсировать возможное недовольство активных экспортеров и привлечь их
капиталы в Российскую Федерацию. С целью стимулирования использования
отечественной продукции предприятиями вводится НДС на импорт и предполагается
сократить централизованный экспорт и импорт в целом, развивая вместо него
конкурсные начала для распределения заказов (регулируемая централизация). Эту
же цель преследует предполагаемый запрет на закупку за валюту техники за
рубежом.
Практически
признаны в Программе правительства на 1993 г. необоснованными
экспортно-импортные льготы отраслям, предприятиям и регионам. Более того, под
флагом "усиления валютного контроля" предлагается "амнистия для
тех предприятий, которые в трехмесячный срок возвратят свои валютные средства
со счетов за рубежом в Россию", а это, по некоторым данным, просочившимся
в печать, - около 20 миллиардов долларов. Другим способом изымания валюты
предприятий будет отказ в кредитной помощи тем предприятиям, которые не желают
эти деньги разместить на счетах в России с неизбежными налоговыми выплатами,
предлагая им привлекать собственные валютные средства для покрытия своей
неплатежеспособности.
"Пряником" объявлено смягчение
"ограничений по текущим валютным счетам". Однако за движением
капиталов будет усилен контроль путем введения "зарубежных заимствованных
расчетно-кассовых технологий и технического обеспечения налоговых служб, чтобы,
что называется, и "мышь не проскочила". Вдохновитель и организатор
этой технической экспансии вице-премьер Б. Федоров намерен ликвидировать
неконтролируемое использование зарубежной валюты в результате кампании, которая
им названа "борьбой с "долларизацией" экономики страны,
добившись включения в правительственную программу пункта о введении российской
национальной валюты "в качестве единственного законного средства платежа
во всех видах торговли и посреднической деятельности (валюта может
перерассчитываться согласно курсу)".
Вторая
стратегическая задача, которую планируют решить разработчики Программы –
снизить бремя выплат по внешним долгам и в значительной степени переориентироваться
на страны СНГ (рублевая зона).
Сравнительный опыт перехода к рыночным отношениям
России
явно присущи особенности, проистекающие из цивилизованного и исторического
развития страны, где государство традиционно оказывало решающее воздействие на
структурирование экономических, социальных и экономических и политических
отношений; сказывались имперское наследие, тип
политической культуры и многое другое. Но, с другой стороны, Россия,
несомненно, включена в "третью волну" демократизации, поднявшуюся в
современном мире с середины 70-х годов. Она захватила сначала Южную Европу,
потом распространилась на Латинскую Америку, Африку, Южную и Юго-Восточную
Азию, Восточную и Центральную Европу.
Отличительные
особенности этой волны:
1)
У руководства – интеллектуальная элита.
2)
Политическая стабильность. На первом этапе – установление
диктатуры. Ради этого власти не стесняются в выборе средств. В "ежовые
рукавицы" взяты оппозиционные политические партии, профсоюзы, пресса,
общественные организации, введен запрет забастовок. Суровыми методами ведется
борьба с преступностью, коррупцией, порнографией, наркоманией, с любыми
отклонениями от установленных норм (за брошенную бумажку в Сингапуре установлен
штраф в 1000 сингапурских долларов, нелегальное пребывание в стране – тюрьма
или порка тростниковыми розгами).
3)
Культ образования. Человек с высшим образованием ставится на
самый верх социальной лестницы (кто быстрее соображает и лучше работает,
достоин и большего вознаграждения).
4)
Привлечение иностранного капитала.
5)
Ставка на малый бизнес.
Чтобы реалистически оценить
возможности России, полезно просмотреть особенности и основные тенденции
развития стран и регионов, переживающих сходные процессы в глобальном контексте
времени.
Япония
Положение Японии после
поражения в войне было очень сложным:
уничтожено 30% оборудования тяжелой промышленности, демобилизовано 9 млн.
солдат, в страну въехало 1,5 млн. человек беженцев, инфляция достигла 5000%.
Все были в равной мере бедны, у каждого был такой же, как и у всех, свой шанс.
Проведенные в то же время
правительством реформы оказались успешными. Это произошло, прежде всего, благодаря наличию сильной власти, способной осуществлять реформы.
Хотя все реформы отвечали интересам народа, некоторые из них, например, земельная, потребовавшая преодоления
противодействия помещиков, были проведены благодаря наличию такой силы, как
американская оккупационная армия. Кроме того, в Японии преобладали
некоррумпированные чиновники, способные добросовестно осуществлять реформы. Трудно сказать, то ли это унаследовано
от конфуцианства и буддизма, учащих, что человек через свой труд получает
признание общества и Будды, то ли сказалось влияние культуры рисоводства,
издревле практиковавшей коллективный труд.
Были возрождены политические
партии, распущена тайная полиция, деятельность средств массовой информации и
профсоюзов стала абсолютно свободной.
В сфере экономики
сохранялся контроль над ценами и
распределением главных видов материальных ресурсов. Он способствовал
предотвращению увеличения разрыва в доходах населения. Однако засилье теневой
экономики и рост дефицита госбюджета
из-за дотаций на покрытие разницы между себестоимостью и ценами привели к
отмене контроля в 1949 г. Для борьбы с гиперинфляцией правительство осуществило денежную реформу, сопровождавшуюся жестким
сокращением бюджетных расходов и замораживанием денежных сбережений населения.
В промышленной сфере правительственные низкопроцентные кредиты направлялись
прежде всего на возрождение ключевых отраслей – производства металла и угля, а
затем на развитие экспортных производств. Акцент делался не на импорт
потребительских товаров, а на внедрение передовой технологии.
Была произведена чистка
довоенных руководителей предприятий, на которых была возложена ответственность
за войну. Им на смену пришли молодые предприниматели, что оживило управления
предприятиями. Было ликвидировано господство ограниченного числа концернов над
японской экономикой, что способствовало созданию многочисленных новых
предприятий и усилению конкуренции. Именно конкуренция стала важной движущей
силой развития экономики Японии.
Японцы не только мечтают, но и
делают все возможное, чтобы первыми ворваться в XXI век. На смену металлургии,
тяжелому машиностроению и химической промышленности, сыгравшим главную роль в
«экономическом чуде» 60-70 годов, приходят наукоемкие, высокоприбыльные,
экологически чистые производства. Их продукция должна соответствовать новому
девизу – быть легким, тонким, коротким и миниатюрным[6].
Сингапур
Сингапурская модель развития в свое время широко рекламировалась
экономистами и политологами как образец
для подражания. Действительно: страна, расположенная на острове площадью менее
600 кв. км и не имеющая никаких
природных ресурсов, за короткий срок прошла путь от реэкспортного центра
до государства с современными отраслями
промышленности. Это и позволило заговорить об "экономическом чуде", повторяющем японский вариант.
Сингапур сегодня мало чем уступает Японии. Он занимает 14-е место в мире по
объему импорта и 17-е по экспорту. Сингапур - крупнейший в мире
производитель дисководов для
компьютеров, третий мировой центр переработки нефти. Местный аэропорт
"Чанги" уже семь лет
считается лучшим в мире, а сам город-остров признан одним из самых
благоприятных мест проживания на земле.
Поэтому не удивительно, что
Сингапур с 2,8 миллиона человек ежегодно посещают 6,5 миллионов туристов. Туризм - главнейшая отрасль экономики. Она
приносит более 7 млрд. долларов ежегодно. Хотя темпы прироста ВВП снизились с 8,6 до 7,2 процента, на фоне
экономического коллапса других стран региона
картина просто радужная.
Валовой внутренний продукт на
душу населения в 1995 году составлял 28 тысяч долларов, уступая только Японии, Германии и Швейцарии. Золотой и
валютный запас - 68,7 млрд. долларов (пятое место в мире). Между прочим, в списке 20 самых богатых
стран 8 представителей Восточной Азии: Япония, Тайвань, Китай, Сингапур, Гонконг, Таиланд, Южная
Корея, Малайзия. Приведенные цифры внятно говорят о благополучии страны.
Глава Сингапура - президент.
Законодательная власть в республике принадлежит парламенту, исполнительная - в руках кабинета министров
во главе с премьер-министром. Все "львиные" успехи связаны с правительством, а точнее говоря -
с премьер-министром Ли Кван Ю - самым долгоиграющим" министром в мире. Придя к власти в 1959
году, он подал в отставку лишь 26 ноября 1990-го. С его приходом в стране, по существу, было введено
авторитарное правление. Газеты и журналы, критикующие режим, были запрещены.
В начале восьмидесятых
некоторые зарубежные периодические издания опубликовали скандальные финансовые и политические материалы и... тут
же исчезли с местного рынка.
Правительство по-прежнему
контролирует многие аспекты общественной жизни. Во всем мире известна сингапурская система штрафов. Брошенный на
улице окурок может обойтись вам в 1000 сингапурских долларов. В стране официально запрещена продажа жевательной
резинки. Есть даже штрафы за такие вещи,
как еда в метро или неполный смыв в общественном туалете. Недавно в
закон внесена поправка, которая - помимо
штрафов - позволяет привлечь нарушителей к работам на всеобщее благо. Между
прочим, поддержание чистоты в городе
ежегодно обходится правительству в 30 миллионов сингапурских долларов.
И только в прошлом году
штрафам были подвергнуты более 2000 нерях-нарушителей.
По мере роста экономики поток
критики ослабевал. В результате была достигнута политическая стабильность, а на горизонте появились
транснациональные корпорации. В страну хлынул поток инвестиций. Развитие экономики Сингапура шло по трем направлениям:
индустриализация, ориентированная на
экспорт, реэкспортная торговля и торговля услугами и, наконец,
кредитно-финансовая и инвестиционная
деятельность, в основном, в регионе Юго-Восточной Азии. Это дало
положительные результаты. Однако вскоре
появились проблемы, точнее говоря - одна. В отличие от Таиланда, где научных,
сингапурские возможности были ограничены. В 1991 году только 6 процентов населения закончили университеты. Поэтому
высокотехнологичные отрасли стали подумывать о переезде в соседние Малайзию и Таиланд. Это замедлило
сингапурский экономический бум и заставило
правительство искать пути его оживления. И они были найдены.
Во-первых, решили
сосредоточиться на трех областях развития: информационные технологии, автоматизированные системы и биотехнология.
Во-вторых: идея
"треугольника развития" (Growth Triangle) с вовлечением развивающихся соседей Сингапура
- Малайзии и Индонезии. Договорились:
эти две страны снабжают сырьем и дешевой рабочей силой, а Сингапур - техническим ноу-хау. Кроме того,
в страну стали активно привлекать для работы специалистов из Таиланда.
И, в-третьих, Сингапур открыл
двери бизнесменам китайского происхождения, которые хотели покинуть Гонконг и перенести свои капиталы в
Сингапур. Ведь население республики на 78 процентов - китайцы, на 15 процентов - малайцы и на 6 процентов -
южные азиаты. В правительстве преимущественно китайцы, и китайский - один из 4 официальных
государственных языков. Поэтому туманные перспективы Гонконга помогли еще более укрепить китайское влияние
в Сингапуре.
Финансовый ураган, пронесшийся
над Юго-Восточной Азией, поубавил прыти азиатским тиграм. Идет отток зарубежных капиталов. Блекнут
честолюбивые планы. Повсеместно наблюдается замедление темпов экономического роста. Однако Сингапуру
черные дни не грозят. Некоторое торможение неизбежно, но рост "Льва" не остановится. Слишком
велик набранный "момент" движения[7].
Южная Корея
В созвездии
"драконов" – преуспевающих стран ЮВА – ярко сияет Южная Корея.
Присущая всему восточному загадочность окутывает и ее образ. Нередко говорят о
"корейском экономическом чуде". В чем его суть?
В Южной Корее взаимосвязаны и
система жесткого планирования, регулирования экономики, и высокая деловая
активность населения.
За один год были приняты
необходимые экономические законы:
1)
по приватизации собственности и денежному обращению;
2)
по контролю над ценами;
3)
либерализация импорта;
4)
о продолжительности рабочего дня;
5)
12 законов о малом бизнесе.
Таким образом была создана
правовая платформа реформ, проведено перераспределение роли правительства и
частного капитала. Ставка была сделана на малый бизнес. Он стал основой
корейской экономики и "корейского чуда".
В Южной Корее разрабатываются
5-летние планы развития экономики. К разработке VI пятилетнего плана были подключены 27
иностранных экспертов. Он имеет название "катящийся план". Подробный
план создан, но его нужно двигать вперед, катить. Правительство информирует
население о сделанном, о том, что будет, если сделаем это плохо, и что будет,
если мы добьемся этого. В результате – всеобщая информированность: каждый
человек, семья, улица, фабрика знают, что происходит, что можно ожидать от той
или иной программы.
Характерная черта южных
корейцев – культ исполнения, чего не достает нам. Вот это – символ корейского
трудолюбия, воли, напористости, одержимости.
Безработица в Южной Корее
есть, но не большая. Здесь быстро перепрофилируются производства, капитал
переливается из отрасли в отрасль. Особенно активно развивается сфера услуг.
Средства на проведения
экономических реформ были взяты из следующих источников:
1)
сбережения населения (в банках увеличены процентные ставки);
2)
иностранные займы, инвестиции, импорт капитала;
3)
правильно выбранная экспортная стратегия.
За 20 лет корейский экспорт
увеличился в 100 раз, тогда как у других развитых стран только в 10-16 раз.
В течение 20 лет правительство
держало под жестким контролем соотношение между ростом производительности труда
и заработной платой. Первая росла высокими темпами, а вторая – низкими. А
теперь заработная плата в Южной Корее растет даже быстрее, чем в США, Германии,
Японии. Это никого не пугает, так как изменилась структура экспорта. Южная
Корея утверждает себя не в дешевом массовом производстве, а в дорогостоящих
высоких технологиях.
Жизненный уровень в Южной
Корее постоянно рос. В начале реформ, в 1962г., 80 долларов на душу населения,
сейчас – 5000 долларов в год. Ныне Южная Корея одна из самых высокообразованных
стран мира[8].
Уроки Южной Кореи используют и
другие страны, в том числе и США.
Германия
В послевоенной Германии,
которая до последнего клочка земли была занята врагами, по всей стране был
объявлен комендантский час, отсутствовало всякое сообщение между городами,
которые были превращены в руины, в 1945-48 гг. стоял выбор: либо государственно
регулируемая плановая экономика, либо свободное рыночное хозяйство. Страна
пошла по второму пути, и уже ближайшие годы показали правильность ее выбора.
Людвиг Эрхард, тогда директор
экономического управления западных оккупационных зон и позднее федеральный
министр экономики, решился на смелый шаг. Не посоветовавшись предварительно с
союзной администрацией и военной бюрократией, обладавшими правом давать
указания, он объявил широкую отмену хозяйственных предписаний и положил начало
свободной рыночной экономике.
В этой волшебной формуле и
заключался ключ к успеху. В кратчайший срок удалось освободить свободные
рыночные силы. На полках магазинов вдруг в изобилии появились товары.
После искоренения материальной
нужды, наконец, стали выпускать то, чего хотели потребители. Ось свободной
рыночной экономики составила конкуренция, при которой несколько предприятий
предполагали одинаковый товар. Двигателем всего стали виды на прибыль.
Среднегодовые темпы прироста ВНП до 1960 г. составили 8%.
К полному восстановлению
экономики послевоенной Германии и переходу ее в разряд ведущих
промышленно-развитых стран привели следующие общие причины:
1)
Массированная американская экономическая помощь (3516 млрд.
долларов).
5 июня 1947 Джордж Маршалл, тогдашний госсекретарь США, провозгласил Программу восстановления
Европы. Год спустя американский
конгресс принял этот план, предусматривавший миллиардные кредиты. В него
входили не только финансовые средства, но и поставки оборудования, подарки,
помощь в организации производства
2)
Создание политической системы (В. Аденауэр, В. Брайт, Г.
Хайнеман), способной максимально
впитывать и эффективно использовать финансовые, интеллектуальные, духовные,
социальные нововведения.
3)
Интеграция страны в общеевропейские и общезападные структуры
ЕЭС, НАТО, поддержание западных духовных ценностей – демократия, свобода.
4)
Предотвращение конфронтации Запад – Восток.
5)
Создание социальных институтов: Пенсионного фонда, Фонда
социального страхования, Общества потребителей и т. п., - способных максимально защитить рядового гражданина
страны.
6)
Рациональная государственная политика по поддержке
предпринимательства по принципу равноправных отношений: Федеральное
правительство – федеральный союз Германской
промышленности (как представитель 80-ти тыс. частных предприятий).
7)
Непосредственное участие граждан в управлении: Коммунальное
управление. Коммуны могут принимать решения о застройке и использовании
площадей, избирать по собственному усмотрению управляющий персонал, составлять
в рамках своей компетенции финансовый план, могут взимать с граждан
определенные пошлины, взносы, налоги[9].
Швеция
Термин “шведская модель”
возник в связи со становлением Швеции как одного из самых развитых в
социально-экономическом отношении государств. Он появился в конце 60-х годов,
когда иностранные наблюдатели стали отмечать успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста с обширной
политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе.
Основные компоненты модели:
1)
Жесткая налоговая политика
2)
Невмешательство правительства в производство товаров –
рыночные силы сами определяют жизнеспособность фирм и предприятий
3)
Проведение линии, направленной на уменьшение разницы в
заработках
4)
Политика активной борьбы с безработицей (субсидии для найма
рабочей силы, программы создания рабочих мест, переквалификация)
5)
Мощная система социального обеспечения трудящихся: бесплатное
образование и здравоохранение, высокий уровень пенсий, помощь инвалидам, помощь
семьям, имеющих детей.
6)
Кооперативное движение
7)
Развитая система демократических государственных и
общественных институтов: мощные профсоюзы (объединяют 90-95% трудящихся),
социал-демократическая партия
8)
Самый высокий уровень жизни в мире.
Шведы составляют 0,2%
населения в мире, притом, что их доля в мировом производстве – 1%, а в мировой
торговле – 2%.
В чем же кроются причины
успехов?
1)
Наличие природных богатств (железная руда, лес, цветные
металлы, водная энергия)
2)
На территории Швеции войны не велись 175 лет
3)
Рано сформировались высококвалифицированный рабочий класс,
сильная техническая интеллигенция, солидные научные учреждения
4)
Шведская промышленность из-за узости внутреннего рынка всегда
была сориентирована на мировой с его высокими требованиями к качеству и жесткой
конкуренцией. Традиционно в Швеции
значительные средства вкладывались в научно-исследовательские и
опытно-конструкторские работы.
5)
По мере необходимости в промышленности при поддержке
государственных органов проводятся глубокие структурные изменения, в результате
которых исчезают некоторые старые и возникают новые отрасли промышленности. Например,
несколько лет тому назад существенной перестройке подверглись судостроительная,
сталелитейная, текстильная промышленности. Рывок сделала электроника,
роботостроение.
6)
Строительство АЭС (будут ликвидированы к 2010 г. из-за
потенциальной опасности).
Налоги – главный источник
доходной части бюджета государства и муниципалитетов. Налоговая система направлена на уравнение разницы в
доходах населения и на ограничение власти крупного капитала. В среднем швед
отдает 50% своих доходов в виде налогов, а высокооплачиваемые категории – до
75% . Общая ставка налогообложения прибыли предприятий тоже составляет 50%.
Налоги высоки, но высока и заработная плата.
Уровень жизни в Швеции
считается одним из наиболее высоких в мире и наивысшим в Европе. Уровень жизни
определяется комплексом различных
показателей. По ВВП и потреблению на душу населения Швеция занимает одно из
первых мест в Европе. По степени
выравнивания доходов Швеция опережает все остальные страны мира. Отношение
зарплаты женщин к зарплате мужчин в Швеции самое высокое в мире Согласно одной из целей шведской модели -
равенства, доходы выравниваются весьма прогрессивной системой подоходных
налогов.
Широкое перераспределение через систему социального страхования
способствует значительному сокращению различий в доходах. В1986 г. в Швеции на
20% самых богатых семей приходилось 37,5% доходов, на 20% самых бедных - 12%
(для США соответственно 43,7% и 4,6%). Заметно сократилась разница в оплате
мужчин и женщин; в 1987 г. средняя заработная плата женщин составляла 89,6%
зарплаты мужчин (для сравнения: в Италии - 84,8%; в Германии - 73%; в
Великобритании - 70,5%; в Японии - 48,5%).
После продолжительного роста чистых (после вычета налогов) доходов
в послевоенный период реальные (в постоянных ценах) чистые доходы домашних
хозяйств в 1981-1983 гг. сократились. В 1984-1989 гг. в среднем ежегодно они
росли на 2,2%. Реальные доходы трудящихся отставали по темпам роста от доходов
других слоев населения (например, пенсионеров). В 1950 г. на чистые доходы
домашних хозяйств приходилось 70% ВВП. К 1989 г. эта доля упала примерно до
50%. Прямые налоги и взносы на социальное
страхование с населения росли заметно быстрее обратного потока переводов
из государственного сектора домашним хозяйствам. Более половины собственности домашних хозяйств приходится на
материальную собственность, а финансовые активы в виде счетов в банках, облигаций, акций и других
требований составляют около 40%. На автомашины, лодки и другие потребительские
товары длительного пользования приходится
еще 10%. Собственность распределена менее равномерно, чем доходы, но за
последние десятилетия была заметна тенденция к более равномерному
распределению. Распределение собственности в Швеции более равномерное, чем в большинстве других стран.
Итак, основные цели шведской
модели - полная занятость и равенство, которые зависят от стабильности цен,
экономического роста и
конкурентоспособности. Сочетание общих реструктивных мер и активной
политики на рынке труда рассматривалось как средств совмещения полной занятости со стабильностью цен. Всеобщая
политика благосостояния и профсоюзная политика солидарности в области зарплаты
- составные части шведской модели. Модель развивалась в течение нескольких
десятилетий и показала жизнеспособность идей политики солидарности в области
зарплаты, полной занятости без инфляции, активной политики на рынке труда.
Неоспорим успех Швеции на
рынке труда. Швеция сохраняла исключительно низкую безработицу в послевоенный
период, в том числе с середины 70-х годов, когда серьезные структурные проблемы
привели к массовой безработице в большинстве развитых капиталистических стран.
Есть определенные достижения и
в длительной борьбе за равенство. Полная занятость сама по себе важный фактор
выравнивания: общество с полной занятостью избегает различий в доходах и
жизненном уровне, проистекающих из массовой безработицы, поскольку долгосрочная
безработица ведет к потерям в доходах. Доходы и жизненный уровень выравниваются
двумя путями в шведском обществе.
Политика солидарности в области зарплаты стремится достичь равной зарплаты за
равный труд. Правительство использует прогрессивное налогообложение и систему
обширных государственных услуг[10].
Чили
"Чилийское
экономическое чудо" возникло
благодаря жесткой руке генерала Пиночета. В 1973 г. экономика страны находилась
в состоянии экономического коллапса – полное отсутствие товаров, сумасшедший
черно-рыночный курс доллара. Национализированные предприятия не
функционировали, валютный резерв проеден, инфляция пустилась в галоп. К власти
пришел умный политик, человек с высшим
экономическим образованием, полученным в США, Пиночет. Основным элементом
вывода страны из кризиса считался
рынок.
Реформы 1974 г. генерала
Пиночета:
·
либерализация цен;
·
отмена запретов на предпринимательскую деятельность,
благоприятные налоги;
·
денационализация большинства предприятий;
·
снижение государственных затрат;
·
установлен реальный обменный курс к доллару.
В результате в 1975 г. чилийцы
испытали шок, уровень жизни еще больше упал, но уже со следующего года начался рост.
Однако, несмотря на реформы, в Чили в
1982 г. разразился экономический кризис. Стал иссякать поток
иностранного капитала, т.к. Рейган, пришедший к власти, создал благоприятные
условия для размещения капиталов в собственной стране.
Поиск выхода:
·
завершена денационализация;
·
сокращены до минимума государственные расходы;
·
созданы наилучшие условия для иностранного капитала.
Экономические показатели Чили
на сегодня:
·
наименьший в Латинской Америке внешний долг в пересчете
на душу населения;
·
отсутствие инфляции;
·
темпы экономического роста 5%[11].
Бразилия
После Второй мировой войны
Бразилия берет курс на индустриализацию – некогда аграрная страна мечтает стать
в один ряд с супердержавами. Для этого из соцэкономики заимствуются пятилетние
планы. В 60-70-х годах темпы экономического роста Бразилии составляли 10-15%, а
приоритетным направлением стала ядерная энергетика. «Бразильское чудо» лопнуло из-за энергетического кризиса 70-х.
Являясь крупнейшим экспортером нефти, Бразилия вынуждена активно брать кредиты
на покупку топлива, иначе встал бы весь аграрный комплекс Бразилии. Долги
росли. В итоге уровень инфляции в 1983
году превысил 100%. И тогда в Бразилию прилетели эмиссары МВФ. Они
предложили программу финансовой стабилизации, которая еще глубже посадила
Бразилию в долговую яму[12].
Индонезия
После обретения независимости
правительство Индонезии основной упор сделало на решение продовольственной
программы. Индонезия – один из крупнейших экспортеров газа, а вот с продуктами
питания там всегда было туго. Были составлены перспективные планы развития.
Однако, из-за недостаточного уровня производства ничего не получилось.
Продовольствие и нефть по-прежнему
закупали за рубежом. Росли внешние долги. Постепенно власти смирились с
быстрорастущей зависимостью от краткосрочного, в основном спекулятивного
капитала. После того, как иностранные инвесторы перестали ссужать «короткие» деньги, на фондовых рынках
Азиатского региона произошел обвал.
И тут не обошлось без МВФ.
Согласно их требованиям, Индонезия приступила к либерализации торговли и
инвестиций. Затем сняла все ограничения на импорт судов, открытие филиалов
иностранных банков и совместных предприятий. По указке МВФ в Индонезии отменили
все налоговые и таможенные льготы, дотации на развитие автомобильной и авиационной
промышленности. Итог – смена правительства на фоне массовых беспорядков.
Итак, на прилавках – импорт;
свои, местные, - фактически при смерти. А мертвые налогов не платят. В
этот момент МВФ предлагает странам
кредит. Но деньги быстро кончаются. Правительству приходится снова обращаться в
МВФ. Затем снова и снова. Спустя несколько лет страна оказывается на кредитной
игле[12].
Выводы
К концу 1991 года страна оказалась в
катастрофической ситуации. Непродуманные действия в сфере управления экономикой
проявились в разрушении хозяйственных связей между производителями, отсутствие
стимулов к производительному труду, утрате доверия к национальной валюте.
Усиливался спад производства. Экономическая ситуация усугублялась внешне- и
внутриполитическими проблемами, связанными с распадом СССР. Налоговая система
не обеспечивала поступления доходов в условиях развивающейся инфляции, рост
денежной массы не поддавался контролю. Ускорителем негативных процессов явилось
тяжелое внешнеэкономическое и валютное положение страны, значительный размер
внешнего долга при резком сокращении золотого и валютного запасов. Резкое
падение экспорта обусловило катастрофическую нехватку валютных средств.
Вдобавок, на мировом рынке подешевела нефть – основной источник нашего благосостояния.
Страна Советов начала брать в долг.
Что потребовал МВФ от России в обмен на доллары?
Концепция рыночных
преобразований была такова:
1)
приватизация крупных предприятий для создания эффективных
собственников и юридическое оформление основ рыночной экономики;
2)
либерализация цен и внешней политики, чтобы открыть экономику
России;
3)
жесткая денежно-кредитная и политика для стабилизации
национальной валюты;
4)
прекращение субсидий убыточным предприятиям для увеличения
бюджетных ресурсов и проведения процедуры их банкротства;
5)
минимальный бюджетный дефицит: сокращение государственных
расходов (за счет свертывания социальных программ) и увеличение доходов, т.е.
повышение налогов;
6)
девальвация национальной валюты для стимулирования экспорта.
Наша ситуация усугубилась еще
и тем, что рыночной экономики здесь отродясь не видали. Если в той же Бразилии
или Чили народ хотя бы представлял, что такое деньги и как они работают, то
наших сограждан, воспитанных на идеях коммунизма, учили, что не в деньгах
счастье. Россияне не были готовы к реформам и рынку, где каждый отвечает сам за
себя. И ни каких тебе государственных гарантий.
В отличие от
латиноамериканских реформ российские не привели даже к кратковременному или
эпизодическому росту, напротив, они сопровождались колоссальным падением
производства, продолжающимся по сегодняшний день.
Сегодня страны, находившиеся
под патронажем МВФ, уже заявили о своей
неплатежеспособности. Логично предположить, что если Россия будет следовать
советам МВФ, то ее ждет такая же
участь.
Может, стоит попробовать
делать шаги в прямо противоположном направлении? То есть увеличивать пенсии и
зарплаты и уменьшать налоги, исходя из собственных ресурсов и
возможностей, платить по внешним
долгам, а не тратить на это большую часть бюджетных доходов[12].
Нетрудно было заметить при
рассмотрении перехода к рыночным отношениям зарубежных стран, что во многих
странах первый его этап проходил при установлении диктаторского или
тоталитарного режимов. Только в последние годы эти страны, разбогатев и твердо
встав на ноги, позволили себе расслабиться и приоткрыть шлюзы для демократии.
Затем, наиболее очевидными при
переходе от тоталитарной к свободной, рыночной экономике являются следующие рекомендации:
1) основным
двигателем экономических реформ должна быть частная инициатива;
2) умеренное
вмешательство государства в экономику;
3) приватизация;
4) стабилизация
валюты;
5) снижение
налогов до рационального уровня;
6) сильная
социальная политика государства в области здравоохранения, образования,
пенсионного обеспечения;
7) региональная
экономическая самостоятельность;
8) местное
самоуправление.
Возможно, это и является одним
из дальнейших путей развития России, так как в нашей стране проблемы всегда
решались с опорой на самодержавие, на его силу и авторитет, а не на закон и
демократию.
Главное – высшая власть в
правовом государстве должна принадлежать Закону, там, где не соблюдается
законность, там неизбежен административный произвол, хаос, коррупция, разгул
преступности и другие негативные проявления, что сейчас у нас в стране налицо.
Только приняв во внимание
вышеперечисленные факторы, можно ожидать положительных сдвигов в российской
экономике.
Список использованной литературы
1. О
коренной перестройке управления экономикой. Сборник нормативных документов.
М.: Политиздат, 1987.
2. Абалкин
Л.И. Неиспользованный шанс. М.: Политиздат, 1991.
3. Программа
"500 дней" / Шаталин С.С., Петраков Н., Явлинский Г.А. и др.
4. Леонтьев
М. "500 дней" Григория Явлинского. Сегодня… // "Независимая
газета". 13.02.1992.
5. Федоров
Б. Федеральная программа финансово-экономической политики России в 1993 году.
6. Тавровский
Ю. "Японское чудо" – японский характер // Диалог. 1990. №3.
7. Лев
в тигриной стае // Океанские вести. 1999. №16.
8. Южнокорейский
феномен // Огонек. 1990. №37.
9. Эрхард
Л. Благосостояние для всех. М.: Прогресс, 1989.
10. Волков А.М.
Швеция: социально-экономическая модель. М.: Мысль, 1991.
11. Махов А. К
процветанию под дулом автомата // "Московские новости". 13.05.1991.
12. Москвина Н.,
Шипицина Н. Мировая мышеловка // "Московский комсомолец". 09.12.1999.