Общественное производство  его структура и роль в обществе Общественное производство  его структура и роль в обществе
Общественное производство  его структура и роль в обществе РЕФЕРАТЫ РЕКОМЕНДУЕМ  
 
Тема
 • Главная
 • Авиация
 • Астрономия
 • Безопасность жизнедеятельности
 • Биографии
 • Бухгалтерия и аудит
 • География
 • Геология
 • Животные
 • Иностранный язык
 • Искусство
 • История
 • Кулинария
 • Культурология
 • Лингвистика
 • Литература
 • Логистика
 • Математика
 • Машиностроение
 • Медицина
 • Менеджмент
 • Металлургия
 • Музыка
 • Педагогика
 • Политология
 • Право
 • Программирование
 • Психология
 • Реклама
 • Социология
 • Страноведение
 • Транспорт
 • Физика
 • Философия
 • Химия
 • Ценные бумаги
 • Экономика
 • Естествознание




Общественное производство его структура и роль в обществе

- 2 - я21. Понятие общественного производства Понятие общественного производства является одним из всеобщих определений общества, однако оно не тождественно понятию общест- венной жизни. Процесс общественного производства людьми своей жизни, включает в себя прежде всего материальное производство, ибо без производства и воспроизводства материальных условий и средств жизни невозможна сама жизнедеятельность людей во всем ее многообразии. Этим и обусловлена определенная, конституирующая весь многообразный процесс общественной жизни роль материального производства. Однако признанием и разъяснением данного принципи- ального положения социально-философской теории марксизма тема "производство и общество" вовсе не исчерпывается. Производство общественной жизни включает в себя также и духовное производство ("производство сознания"), производство людей, как общественных индивидов и производство "самой формы общения" (К.Маркс), т.е. определенного типа социальной связи людей. Короче, в отличие от чисто экономического толкования сущности производства, философс- кий подход позволяет рассмотреть последнее как производство об- щественной жизни, выражение органической целостности человечес- кой деятельности. В составе историко-материалистического учения об обществе ка- тегория общественного производства дает представление о целост- ности самой основы общественной жизнедеятельности, фиксируя единство и взаимодействие материального и духовного начал (про- цессов) жизни людей. Фундамент этого единства составляет дея- тельность людей по производству и воспроизводству условий своего бытия, а критерием общественной природы (характера и формы) об- щественного производства выступает развитие человека, как об- щественного существа. Маркс писал: "Если рассматривать буржуазное общество в его целом, то в качестве конечного результата общественного процесса производства всегда выступает само общество, т.е. сам человек в его общественных отношениях. Все, что имеет прочную форму, как, например, продукт и т.д., выступает в этом движении лишь как мо- мент, как мимолетный момент. Сам непосредственный процесс произ- водства выступает здесь только как момент. Условия и предметные воплощения процесса производства сами в одинаковой мере являются - 3 - моментами, а в качестве субъектов выступают только индивиды, но индивиды в их взаимоотношениях, которые они как воспроизводят, так и производят заново. Здесь перед нами их собственный посто- янный процесс движения, в котором они обновляют самих себя в та- кой же мере, в которой они обновляют создаваемый ими мир богатс- тва." /Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.46, ч.2 с.222./ Иначе говоря, производство является общественным прежде всего потому, что его конечным продуктом всегда выступает общество, или, что то же самое, производство человека, как общественного существа. По отношению к этой цели и результату все остальное - будь то произведенный продукт, условия труда, даже сам непос- редственный процесс производства - оказываются лишь моментами, или средствами и материальным условием осуществления индивидами своего общественного бытия, "собственного постоянного процесса движения". Этот вывод можно сформулировать иначе: именно произ- водство и воспроизводство индивидов в их взаимоотношениях, что, в свою очередь неотделимо от создания людьми материальных и ду- ховных условий своей жизнедеятельности, и составляет основное содержание производства, если рассматривать его применительно к обществу в целом. Развивая это положение в плане раскрытия структуры обществен- ного производства и взаимодействия ее составных частей, необхо- димо отметить следующие моменты. Безусловно, первым основанием общественного характера производства является совместный труд индивидов, на базе и в рамках которого возникают и развиваются сознание и коллективные формы человеческой (общественной) связи и жизнедеятельности. Как уже отмечалось, способ производства ма- териальных условий бытия людей - основополагающая предпосылка развития собственно человеческой (общественной) истории и самой способности людей делать историю. Она остается таковой на любом этапе человеческой истории. Но, наряду с этой предпосылкой, воз- никают, начинают действовать и другие предпосылки, не менее важ- ные, существенные. По мере того как человек переходил от присво- ения готовых продуктов к труду, происходило формирование челове- ческого сознания и самих механизмов сознательной деятельности. Производство сознания включается непосредственно в реальный про- цесс производства людьми условий и обстоятельств своей жизни (впоследствии, в результате общественного разделения труда появ- - 4 - ляется собственно духовное производство). Однако еще более важ- ной предпосылкой была следующая: производство и воспроизводство условий и средств материального существования людей с самого на- чала было (объективно, независимо от степени осознания этого факта) производством самого человека, способом формирования и развития его общественных свойств, качеств. Вне существования и развития производства нельзя даже представить себе возможность выделения человека как самостоятельного субъекта, активного дея- теля из первоначально нерасчлененного общественного целого. Общественное производство есть динамичная система и структу- ра. В ней то одна то другая стороны, или факторы, выходят на первый план и становятся определяющими. Труд, средства произ- водства, знания (наука и опыт), также природные и социальные ус- ловия в их конкретно-историческом сочетании характеризуют внут- реннюю структуру производительных сил (материальных и духовных) на всех этапах развития общественного производства. Однако живое движение этих сил в истории общественного производства многооб- разно. Меняется соотношение накопленного и живого труда, которые могут превращаться по отношению к друг други из средства в цель; преобразуется само отношение между трудом и производством вооб- ще. Из предыдущего изложения следует, что недостаточно признать определяющую роль способа производства в общественном развитии - необходимо также осознать, что сам человек является основой об- щественного производства. Энгельсовское положение о "производс- тве людей" (в предисловии к первому изданию "Происхождение семьи, частной собственности и государства") рассматривает про- изводство человека не только в плане продолжения рода, но и в плане процесса формирования и развития социальных качеств инди- вида, становления и развития личности. И если не упускать из ви- да,что человек есть главная производительная сила, то надо приз- нать следующее: воспроизводство человека даже в качестве эффек- тивного, культурного и т.п. работника имеет самое прямое отноше- ние к историческим изменениям общественного производства и прог- рессу общества. Исходя из сказанного, "тайна" общественного производства зак- лючена в "обработке людей людьми" (К.Маркс) , в том, как люди производят друг-друга, в характере общественной связи. Это отно- - 5 - сится и к материальному и духовному производству. Ведь сознание, собственно,только там и возникает, где индивид оказывается вы- нужденным смотреть на самого себя как бы со стороны, как бы гла- зами других людей, где он должен соизмерять свои индивидуальные действия с действиями другого человека, т.е. в рамках совместно осуществляемой жизнедеятельности. Поэтому причины того или иного характера развития материальной и духовной деятельности надо ис- кать в реальной системе общественных отношений. Итак, понятие общественного производства занимает в системе категорий исторического материализма особое место. Оно взбирает в себя и становится кристаллизацией (теоретическим образом) та- ких отправных идей социально-философской теории марксизма, как положение о практическом характере общественной жизни, предмет- но-деятельной природе человека, а также целостного характера об- щественной деятельности людей. В этом плане понятие общественно- го производства приобретает значение основополагающего принципа, конституирующего весь исторический процесс в качестве определен- ной целостности, где все моменты и факторы находятся в диалекти- ческом единстве.
. - 6 - я22. Структура общественного производства Структурирование общественного производства опирается на три пары диалектически тождественных понятий: процесс-продукт, про- изводство-потребление, результат-предпосылка, на основе которых оно предстает как "многократно расчлененная" (К.Маркс) катего- рия. Общественное производство как механизм общественного развития является диалектически противоречивым единством процесса и про- дукта. Процесс производства "угасает в продукте" (К.Маркс), а его продукт вновь возвращается в процесс производства в виде предмета, средства, фактора. (См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 23, с.191). Процесс производства осуществляется ради продукта, а продукт производится для возобновления и поддержания процесса производства. Целостность процесса и продукта произ- водства есть целостность общественного труда, в котором они сов- падают, ибо продукт это овеществленный, а процесс - живой труд. Овеществленный труд - первая характеристика целостности общест- венного производства. Совпадение процесса и продукта производства лежит в основе и качественной скачкообразности общественного развития, выражаю- щейся в смене общественно-экономических формаций, и непрерывнос- ти его количественных изменений и их накопление. Количественная непрерывность производства выступает как расширенной воспроиз- водство, т.е. общественное производство совпадает с расширенным воспроизводством. Неспособность общественной системы обеспечить непрерывность своего производства означает конец ее развития и существования. Непрерывность истории - это непрерывность произ- водства, которая не исключает, а предполагает прерывность произ- водства отживающих общественных систем, на смену которым прихо- дят другие. Непрерывность общественного производства, его совпа- дение с расширенным воспроизводством звучит у Маркса так: "также как общество не может перестать потреблять, так не может оно пе- рестать производить. Поэтому всякий общественный процесс произ- водства, рассматриваемый в постоянной связи и в непрерывном по- токе своего возобновления, является в то же время процессом воспроизводства". Непрерывность расширенного воспроизводства - вторая (количественная) характеристика целостности общественного - 7 - производства. Целостность производства как воспроизводства выступает сис- темным единством четырех процессов: производства, распределения, обмена и потребления, которые, по определению Маркса, составляют "собственные моменты" производства и выступают как "части едино- го целого; различия внутри единства". Отсюда следует первое и абстрактное определение системной структуры общественного произ- водства: 1. Производство; 2. Распределение; 3. Обмен; 4. Потреб- ление. Непрерывность этих процессов обеспечивает непрерывность функционирования общественного производства как механизма разви- тия общества. Непрерывность воспроизводства порождена совпадение производс- тва и потребления: "производство есть потребление, потребление есть производство" (К. Маркс). Это значит, что всякое производс- тво есть потребление, а всякое потребление есть производство. Но их совпадение является не метафизически тождественным, но диа- лектически противоречивым, т.е. во взаимообусловленных, но раз- ных отношениях. Противоречивость производства и потребления по- рождена противоречивостью, которые по отношению к предыдущему процессу производства выступают его результатом, а по отношению к последующему его предпосылкой. Продукт - диалектическое тож- дество результата и предпосылки. Результат "процесса производс- тва столь же неизбежно принимает вид его предпосылок, как его предпосылки вид его результата". Поэтому производство результа- тов есть потребление предпосылок, а потребление предпосылок есть производство результатов. Системная структура общественного производства принимает та- ким образом более конкретный вид: 1. Производство результатов; 2. Распределение результатов; 3. Обмен результатов; 4. Потребле- ние предпосылок. Продукты воспроизводства едины и многи. Едины они в том, что общественны, что составляют общество, которое есть единый про- дукт производства. Маркс писал: "если рассматривать буржуазное общество в его целом, то в качестве конечного результата общест- венного процесса производства всегда выступает само общество..." Единство продуктов не исключает, а предполагает их многообра- зие. Если общество в целом - продукт производства, то и любой его компонент - тоже продукт производства, который не является - 8 - монопродуктом. Непрерывность производства одних результатов тре- бует потребления других предпосылок. Единственным основанием вы- деления классов общественного продукта может быть только признак "необходимости и достаточности для непрерывности воспроизводс- тва" (К.Маркс). Таких классов продуктов можно выделить только четыре (соответственно числу процессов производства), ибо от- сутствие хотя бы одного из них делает непрерывность воспроиз- водства невозможной: материальные блага в составе средств произ- водства и предметов потребления (для краткости вещи); обществен- ные отношения и их организационные формы (для краткости органи- зации), общественное сознание, выраженное как информация (для краткости информация); население, люди, человек (для краткости люди). Эти продукты и противоположны, и едины. Противоположны в том, что они качественно наиболее различны. Едины не только в том, что общественны, но и в том, что взаимопроникают, взаимоот- ражают друг-друга: каждый из них и овеществлен, и организован (воплощает общественные отношения), и информативен (воплощает общественное сознание), и очеловечен (воплощает труд людей), т.е. каждый из них универсален, но особым образом. Системная структура общественного производства на этом уровне рассмотрения принимает более конкретный вид: 1. Производство ре- зультатов (вещей, организаций, информации, людей); 2. Распреде- ление результатов; 3. Обмен результатов (вещей); 4. Потребление предпосылок (вещей, организаций, информации, людей). Единый процесс общественного производства диалектически диф- ференцируется соответственно качеству и числу классов обществен- ных продуктов. Поэтому оно выступает как диалектически противо- речивое единство четырех форм производства. Эти наиболее фунда- ментальные, инвариантные для всякого механизма общественного развития формы целесообразно называть сферами производства, каж- дая из которых объединяет в себе однородные по конечному резуль- тату отрасли и виды деятельности. Сферы производства: первая и определяющая - сфера материального производства, результат кото- рого - вещи. Вторая - сфера организационного производства, ре- зультат которого - организации, организованные общественные от- ношения. Третья - сфера духовного производства, результат кото- рого - информация, выражающая содержание общественного сознания. Четвертая - сфера производства человека, результат которого - - 9 - люди, население. Четыре сферы производства диалектически проти- воположны и едины. Едины они в том, что производство одного про- дукта требует потребления предпосылок всех четырех классов. Поэ- тому в каждой сфере вместе с производством основного продукта воспроизводятся все другие продукты, но по-разному. Так потребление вещей воспроизводит их в виде потребности, а потребление организаций, информации и людей воспроизводит их не только в виде потребности (уничтожения, нужды), но и в виде их сохранения, приращения, развития. Здесь лежит основное диалекти- ческое противоречие между материальной и социальной сферами об- щественного производства, где первая определяет вторые (основной социалогический закон), а вторые создают все необходимые соци- альные условия для производства материальных благ (вещей) из ма- териала природы. Причем, мера и уровень вторых соответствует ме- ре и уровню первой. Поскольку каждая сфера производит результат для всех четырех сфер, а потребляет части всех четырех классов предпосылок, пос- кольку каждый класс сферных продуктов делится на четыре части, что выражается следующей продуктовой матрицей: В1 В2 В3 В4, где В-вещи = В1 + В2 + В3 + В4, О1 О2 О3 О4, где О-организации = О1 + О2 + О3 + О4, И1 И2 И3 И4, где И-информация = И1 + И2 + И3 + И4, Л1 Л2 Л3 Л4, где Л-люди = Л1 + Л2 + Л3 + Л4. (Примечание: в матрице 4х4 строки выражают результаты сфер производства по буквенному обозначению, а столбцы - их предпо- сылки - по цифровому обозначению). Отсюда системная структура общественного производства прини- мает следующий более конкретный вид, который представлен в таб- лице.
. - 10 -
яш1 НННННННННННННСНННННННННСННННННННННСННННННННННСННННННННСННННННННН Сферы іПроцессы і1.Произ- і2.Распре- і3.Обмен і4.Потреб- Производства іПродукты і водство і деление і і ление НННННННННННННШНННННННННШННННННННННШННННННННННШННННННННШННННННННН Материальное і Вещи і Вещей і Вещей і Вещей і В1 О1 производство і і і і і И1 Л1 ДДДДДДДДДДДДДЕДДДДДДДДДЕДДДДДДДДДДЕДДДДДДДДДДЕДДДДДДДДЕДДДДДДДДД Организацион.і Органи- і Органи- і Органи- і Органи-і В2 О2 производство і зации і заций і заций і заций і И2 Л2 ДДДДДДДДДДДДДЕДДДДДДДДДЕДДДДДДДДДДЕДДДДДДДДДДЕДДДДДДДДЕДДДДДДДДД Духовное і Инфор- і Инфор- і Инфор- і Инфор- і В3 О3 производство і мация і мации і мации і мации і И3 Л3 ДДДДДДДДДДДДДЕДДДДДДДДДЕДДДДДДДДДДЕДДДДДДДДДДЕДДДДДДДДЕДДДДДДДДД Производство і Люди і Людей і Людей і Людей і В4 О4 Человека і і і і і И4 Л4
яш0 Дальнейшая конкретизация полученной сферной структуры общест- венного производства осуществляется на пути рассмотрения много- образных исторических проявлений и уровней развития средств про- изводства в различных общественно-экономических формациях, где они проходят путь от синкретической слитности в первобытной фор- мации до уровня сознательной организованности, общественности в более поздних формациях.
. - 11 - я23. Производство и общество В отличие от отдельных отраслей общественного производства, совокупное производство не имеет строго очерченных социальных пространственно-временных границ и не локализовано в структуре общественно-экономической формации. Рассматривая общество под углом зрения производства, мы анализируем социальные группы и личности прежде всего в качестве творцов общественных благ. Ос- воение мира и его преобразование подчинено получению этих благ. В названном аспекте акцентируется созидательная функция челове- чества; участие в производстве рассматривается в качестве родо- вого признака людей: "А производственная жизнь - писал К.Маркс, - и есть родовая жизнь". Не локализованы и вездесущи такие, упо- мянутые Марксом "отрасли", как производство личности, производс- тво общественной жизни. Они создают, так сказать, общесоциаль- ные, отличные от частных и частичных ценности. "Основной вопрос" производства заключается в том, что произ- водится в данном виде деятельности, какое благо созидается в нем, материальное или духовное, социальное или политическое, че- ловеческий организм или качества личности, производственные от- ношения или средства к жизни, формы общественных отношений и об- щения или жизнь общества как способ существования социальных субъектов (а не белковых тел, аминокислот и т.п.) и интегральное состояние функционирующей и развивающейся общественной системы. В каждом виде общественного производства "задействованы" свои силы, помимо производственных сил материального производства, силы: политические, семейно-бытовые и т.д. Здесь складываются отношения субъектов по поводу средств, организации и результатов данной деятельности, то или иное производственное общение и по- ведение. В итоге "... всегда имеется определенный общественный организм, общественный субъект, действующий в более или менее обширной совокупности отраслей производства" /Маркс К., Энгельс Ф. Соч./. Жизнь общества не исчерпывается производством и включает неп- роизводственные деятельность и отношения, общение и поведение, - непроизводственную жизнь. Так, участвуя в деятельности в сво- бодное время, человек-работник превращается в "иного субъекта", который обновленным "вступает в непроизводственный процесс про- - 12 - изводства" /Маркс К., Энгельс Ф. Соч./. Таким же должен быть ме- тодологический подход к общественному производству, производству вообще и к его отдельной отрасли. В любой из сфер жизни общества присутствует непроизводствен- ное использование созданного в соответствующем производстве бла- га: взаимодействуют политические, духовно-идеологические, соци- альные обмен и потребление. Последние выделяются, несмотря на то, что в обществе непроизводительное использование одного блага всегда сопровождается созданием каких-либо других видов ценнос- тей, их подготовкой или переработкой. Производство, распределе- ние, обмен и потребление лишь преобладают в той или иной общест- венной ситуации. Категория "общественное производство" относится к философс- ко-социологическим понятиям, отражающим, во-первых, - первич- ность в нем. Понятия "общество", "социальная реальность", "жизнь общества", "общественный прогресс", "законы общества"фиксируют единство социальной системы. Понятия общественно-экономической формации, образа жизни, законо социальной революции, антогонис- тического и неантогонистического общества, исторической эпохи и др. и системность этапов и типов исторического прогресса, поня- тие личности, коллектива, социального закона и др. фиксируют системность элементов общества. Производство как созидание об- щественных благ - "исходный пункт ... и господствующий момент" (К.Маркс) по отношению к не-созиданию; материальное производство первично к духовному и другим производствам. Существование общественного производства, его социально-общих черт и связей "улавливается" "производственным аспектом" истори- ческого материализма как логическое завершение познания матери- ального, духовного и всех других видов пространств. В качестве не-полярных противоположностей соотносятся произ- водственное и непроизводственное в общественной жизни; полярными же противоположностями являются непосредственно (или собственно) производство и собственно потребление, производство вообще и потребление вообще. Кроме того, уже отмечалось, что взаимно предполагают и исключают друг-друга в качестве противоположнос- тей общественное и индивидуальное производство.
. - 13 - я24. Заключение Общественное производство есть, в первую очередь, производс- тво человека. Но это вовсе не значит, что общественное произ- водство - это сумма производств, в число которых входит и произ- водство человека. Вся система общественного производства в единстве его составных частей (материального, духовного и соци- ального) подчинена производству человека. Материальное производство составляет основу общественного, ибо без производства материальных условий и средств жизни невоз- можна и сама жизнедеятельность людей. Но помимо материального производства, общественное включает в себя также духовное произ- водство, производство потребления, производство людей и произ- водство всей системы общественных отношений, которые в своей со- вокупности составляют социальную "ткань" общества. Они обслужи- вают производство и воспроизводство человека как вершины в этой своеобразной иерархии.
. - 14 - Список используемой литературы: 1. Бородин Е.Т. Общественное производство как предмет философского исследования М.: Высш. шк., 1989 г. 2. Гайдулина Л.Ф. Развитие общественного производства как основа становления целостности общества Казань, 1990 г. 3. Дудченко Н.А. Общественное производство: структура и факторы развития Киев, 1991 г. 4. Максимов А.А. Объектно-идеальные формы в системе общественного производства Свердловск 1989 г. 5. Общественное производство: понятие, социальная природа и сущность АН СССР Институт философии М.: 1982 г. 6. Структура общественного производства. Материальное и духовное производство АН СССР Институт философии М.: 1982 г. 7. Сущность и структура общественного производства М.: 1990 г.
Понятие экономической сферы общества Общественное производство и его роль в историческом п. Основы общественного производства простые моменты процесса труда общественный продукт и е. Процесс включающий в себя смену количественных и качественных форм эконом прогресса разви. Содержание и цели общественного производства содержание и цели общественного производства. Понятие общественного производства Общественное производство как производство человека. Понятие содержание роль общественного производства и сфер экономической деятельности. Общественный продукт и его структура производство распределение обмен и потреблегние. Понятие общественного производства Способ производства характеристика его элементов. Структура общественного производства цели Его роль в жизни человеческого общества Ф. Реферат правовые основы производства потребление и распределение материальных благ. Мать реальное производство его место и роль в системе общественного производства. Реферат духовное производство их связь и взаимодействие в историческом процессе. Материальное производство его место и роль в системе общественного производства. Шпаргалка материальное и духовное производство их сферы и роль в жизни общества. Индивидуальное и общественное воспроизводство в структуре способа производства.

      ©2010