Московский Государственный
Университет Экономики, Статистики и Информатики
Контрольная работа по курсу
«Международные
экономические отношения »
на тему:
«Международный Валютный Фонд».
Выполнил:
Москва 1997
План:
Введение................................................................................................................................................................................................ 3
Структура управления............................................................................................................................................................. 3
Квоты, определяющие
финансовый доступ и количество голосов стран-членов........... 5
Вступление в МВФ......................................................................................................................................................................... 6
Кредитная деятельность
МВФ............................................................................................................................................. 6
Роль МВФ в
регулировании международных валютно-кредитных отношений................... 15
Литература:..................................................................................................................................................................................... 16
Введение.
Международный Валютный Фонд — межправительственная
организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений
между государствами–членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях,
вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко– и
среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд — специализированное
учреждение ООН — практически служит институциональной основой мировой валютной
системы. МВФ был учрежден на международной валютно-финансовой конференции ООН,
проходившей с 01 по 22 июля 1944 года в Бреттон-Вудсе (США, штат Нью–Гэмпшир).
Конференция приняла Статьи Соглашения о МВФ, которое является его Уставом и
вступило в силу 27 декабря 1945 года; практическую деятельность Фонд начал с 1
марта 1947 года.
В связи с эволюцией мировой валютной системы Устав
МВФ трижды пересматривался:
·
В 1969 году с введением системы СДР;
·
В 1976 году с созданием Ямайской валютной системы;
·
В ноябре 1992 года с включением санкции — приостановки
права участвовать в голосовании — по отношению к странам не погасившим свои
долги Фонду.
Структура управления.
Управление в МВФ осуществляется согласно Статьям
Соглашения. В структуру управления МВФ входят Совет Управляющих, Временный
Комитет, Комитет Развития, Исполнительный Совет, Управляющий, персонал.
Совет Управляющих
высший руководящий орган МВФ, в котором каждая страна-член представлена
управляющим и его заместителем, назначаемыми на пять лет. Обычно это министры
финансов или руководители центральных банков. Совет управляющих обычно
собирается на сессии один раз в год, но может собираться или принимать
постановления, голосованием по почте и чаще.
Временный
Комитет исполняет решения Исполнительного Совета. Состоит из 24 управляющих
МВФ, министров или других официальных лиц сравнимого ранга. Временный Комитет собирается дважды в год и отчитывается Совету
Управляющих об управлении и функционировании международной валютной (monetary) системы, а также вносит
предложения об изменении Статей Соглашения.
Комитет
Развития так же, как и Временный Комитет состоит из 24 управляющих МВФ,
министров или других официальных лиц сравнимого ранга, дает рекомендации и
отчитывается Совету Управляющих МВФ.
Исполнительный
Совет. Большую часть своих полномочий Совет Управляющих делегирует
Исполнительному Совету. Исполнительный Совет ведает широким кругом вопросов административного
и операционного характера, а также занимается вопросами касающимися политики
Фонда в отношении стран-членов.
Управляющий.
Избранный Исполнительным Советом, Управляющий МВФ возглавляет
Исполнительный Совет и является главой персонала организации. Под управлением
Исполнительного Совета Управляющий отвечает за повседневную деятельность МВФ.
Управляющий назначается на пять лет и может быть переизбран на последующий
срок.
Персонал. Статьи
Соглашения требуют от персонала, назначенного в МВФ демонстрации самых высоких
стандартов профессионализма и технической компетентности, и отражает интернациональность
организации. Приблизительно 125 наций представлены среди 2,300 сотрудников
организации.
Квоты,
определяющие финансовый доступ и количество голосов стран-членов.
Каждый член МВФ имеет свою квоту (долю),
выраженную в СДР, которая равна участию страны-члена в МВФ. Квота, которая была
придумана для отражения отношения размеров экономики стран-членов, является
базовым элементом во взаимоотношениях финансового и организационного характера
стран-членов и Фондом. Она определяет количество голосов, имеющихся у
страны-члена МВФ, и равна 250 "базисных" голосов, которые
предоставляются каждой стране, участвующей в Фонде плюс 1 голос за каждые 1000,000
СДР. Квота также определяет сумму подписки страны на капитал МВФ и возможность
использования ресурсов Фонда. Страна-участник
обязана оплатить 25% от величины своей подписки в СДР или в валюте других
стран-участниц, определяемой МВФ, согласно уставу; остаток страна оплачивает в
своей валюте.
Развитие
формул квот.
Первоначально квоты стран-членов МВФ определялись,
но не напрямую, согласно Бреттон-Вудской формуле. Основными переменными этой
формулы были такие показатели как годовые импорт и экспорт, золотые запасы и
долларовые балансы, национальный доход. Эти показатели служили базисом для исчисления
квот до 60-х годов.
В 1963 г. Бреттон-Вудской формула была
пересмотрена, а также были добавлены новые формулы.
Взятые вместе, они использовались как помощники в
определении начальных квот новых членов и увеличении квот старых участников.
Эти формулы объединяют экономические показатели, описанные выше, а также
текущие доходы, текущие расходы, а также показатели связанные с экспортом и
импортом.
В начале восьмидесятых МВФ упростил процедуры
расчета квот и усовершенствовал экономические данные, используемые в формулах.
Вступление в МВФ.
Когда страна собирается стать участницей МВФ
персонал фонда рассчитывает для нее квоту и сравнивает полученный результат с
квотами уже состоящих в Фонде стран с похожими экономическими характеристиками.
Полученное значение квоты обсуждается комитетом "Участников" (membership) Исполнительного
совета. После того, как страна собирающаяся вступить в Фонд согласится с
условиями договора членства, Исполнительный совет (в полном составе) готовит
резолюцию для Совета управляющих. По завершении всех формальных шагов
представленная страна приглашается в Вашингтон для подписания Статей Соглашения.
На 1 августа 1997 года 181 страна являлась членом
Фонда с суммой квот порядка 145,3 млрд. СДР.
Кредитная деятельность МВФ.
В Уставе Фонда для
идентификации его кредитной деятельности используются два понятия: 1) сделка (transaction) - предоставление валютных средств странам из его ресурсов: 2) операция (operation) - оказание посреднических финансовых и технических услуг за счет
заемных средств. МВФ осуществляет кредитные операции только с официальными
органами - казначействами, центральными банками,
стабилизационными фондами. Различаются кредиты на покрытие дефицита платежного
баланса и на поддержку структурной перестройки экономической политики стран-членов.
Страна, нуждающаяся в
иностранной валюте, производит покупку (purchase)
или иначе заимствование (drawing) иностранной валюты либо СДР в обмен на эквивалентное количество сисей национальной валюты,
которое зачисляется на счет МВФ в центральном банке данной страны. При
разработке механизма МВФ предполагалось, что
страны-члены будут предъявлять равномерный спрос на валюты, а поэтому их
национальные валюты, поступающие в Фонд, станут переходить от одной страны к
другой. Таким образом, эти операции не должны были являться кредитными в строгом смысле слова. На практике в Фонд обращаются с
просьбами о предоставлении кредита главным образом страны с неконвергируемыми
валютами. Вследствие этою МВФ. как правило, предоставляет валютные кредиты
государствам-членам как бы «под залог» соответствующих сумм неконвертируемых национальных
валют. Поскольку на них нет спроса, они остаются в Фонде до выкупа их странами-эмитентами
этих валют.
Доступ стран-членов к
кредитным ресурсам МВФ ограничен определенными условиями. Согласно первоначальному
Уставу они состояли в следующем: во-первых, сумма валюты, полученной
страной-членом за двенадцать месяцев, предшествовавших его новому обращению в
Фонд, включая испрашиваемую сумму, не должна была превышать 25% величины квоты
страны; во-вторых, общая сумма валюты данной страны в активах МВФ не могла
превышать 200% величины ее квоты (включая 75% квоты, внесенных в Фонд но подписке). В пересмотренном в 1978 г. Уставе
первое ограничение было устранено. Это позволяет странам-членам использовать их
возможности получения валюты в МВФ в течение более короткого срока, чем пять
лет, которые нужны были для этого прежде. Что касается второго условия, то в
исключительных обстоятельствах и его действие может
приостанавливаться.
МВФ взимает со стран-заемщиц разовый комиссионный сбор в размере
0,5% от суммы сделки и определенную плату
(charge), или
процентную ставку, за предоставляемые им кредиты, которая базируется на
рыночных ставках.
По
истечении установленного периода времени страна-член обязана произвести
обратную операцию — выкупить национальную валюту у Фонда, вернув ему средства в СДР
или иностранных валютах. Помимо того, страна-заемщик обязана досрочно
производить выкуп своей излишней для Фонда валюты по мере улучшения ее
платежного баланса и увеличения валютных резервов. Если находящаяся в МВФ
национальная валюта страны-должника покупается другим
государством- членом, то тем самым погашается ее задолженность Фонду.
Приобретаемая страной-членом
в МВФ первая порция иностранной валюты в размере до 25% квоты (до Ямайского соглашения
бывшая золотая доля) с 1978 г. называется резервной долей. Она определяется как
превышение величины квоты страны-члена над суммой находящегося в распоряжении
Фонда запаса национальной валюты данной страны.
Средства в иностранной
валюте, которые могут быть приобретены
страной-членом сверх резервной доли (100% величины квоты), делятся на четыре
кредитные доли (транши) по 25% квоты. Предельная сумма кредита, которую страна
может приобрести у МВФ в результате полного использования резервной и
кредитных долей, составляет 125% размера ее квоты. Обязательства страны-заем-щицы, предусматривающие проведение ею
соответствующих финансово-экономических мероприятий, фиксируются в «письме о
намерениях», направляемом в МВФ. Если Фонд сочтет, что страна использует
кредит «в противоречии с целями Фонда» или не выполняет его предписаний, он
может ограничить или полностью прекратить кредитование страны. Использование
первой кредитной доли может быть осуществлено как в форме прямой покупки иностранной
валюты, при которой страна получает всю испрашиваемую сумму немедленно после
одобрения Фондом ее запроса, так и путем заключения с МВФ соглашения о резервном
кредите.
Соглашения о резервном кредите, или соглашения «стэнд-бай» (Stand-by Arrangements), обеспечивают стране-члену
гарантию того, что она сможет получать иностранную валюту от МВФ в обмен на
национальную в соответствии с договоренностью в любое время при соблюдении
страной оговоренных условий. Подобная практика предоставления кредитов
аналогична открытию кредитной линии.
Главным назначением кредитов
«стэнд-бай» является в настоящее время кредитование
макроэкономических стабилизационных программ стран-членов МВФ. Валюта,
предоставляемая Фондом в виде резервного кредита в рамках верхних кредитных
долей, выдается определенными порциями (траншами) через установленные
промежутки времени в течение срока соглашения.
Основанием
для обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита в рамках
системы расширенного кредитования может быть серьезное нарушение равновесия
платежного баланса, вызванное структурными расстройствами в области производства,
торговли или ценового механизма. Соглашения о расширенных кредитах обычно
ограничены сроком в три года; при необходимости и по просьбе стран-членов — до
четырех лет. С ноября 1992 г. действуют следующие лимиты доступа стран-членов к
ресурсам МВФ в рамках резервных и расширенных кредитных соглашений (вместе или
раздельно): предоставление кредитов на протяжении
года до 68 "и квоты страны-члена:
кумулятивная, включающая задолженность страны но ранее полученным кредитам,
предельная величина - 300"/о квоты (в чистом исчислении, т. е. за вычетом суммы
предстоящего выкупа страной ее национальной валюты в течение срока кредитного
соглашения).
Специальные фонды. В целях расширения своих кредитных возможностей
МВФ практикует создание специальных фондов (англ.
facility - устройство, механизм, фонд). Они различаются по
целям, условиям и стоимости кредита.
1. Фонд компенсационного и непредвиденного кредитования
предназначен для кредитования стран-членов МВФ, у которых дефицит платежного
баланса обусловлен внешними, не зависящими от них факторами. В их числе:
стихийные бедствия, непредвиденное падение мировых цен, промышленный спад и
введение протекционистских ограничений в странах-импортерах. появление товаров-заменителей и т. п. Этот фонд включает три компонента:
1) с
1963 г. кредитование (в настоящее время до 30% квоты) стран, особенно
экспортеров сырья, валютные поступления которых сокращаются в результате
падения мировых цен на сырье;
2) с
1981 г. кредитование (до 15"/о квоты) стран-импортеров
зерна, испытывающих трудности в связи с ростом мировых цен на зерно: с декабря
1990 г. по июнь 1992 г. кредитование стран-импортеров нефти, нефтепродуктов и
природного газа:
3) с
1988 г. компенсационное финансирование непредвиденных потерь для помощи
странам, испытывающим влияние непредсказуемых внешних факторов (до 30% квоты).
Кроме
того, страна имеет возможность обратиться к МВФ с просьбой о выделении средств
в счет особой кредитной доли (до 20% квоты), которая может быть использована по
выбору в дополнение к любому из перечисленных трех видов кредитования. Если
трудности платежного баланса вызваны лишь снижением
экспортной выручки либо увеличением расходов на импорт зерновых, лимит
компенсационных кредитов ограничивается 65% квоты страны. При использовании
странами кредитов Фонда для возмещения убытков, связанных одновременно с
падением экспортной выручки и увеличением расходов на импорт зерна, а
также в случае одновременного применения двух из трех компонентов механизма
компенсационного кредитования устанавливается комбинированный лимит в размере
80% квоты. Общий лимит доступа к кредитам Фонда компенсационного и
непредвиденного кредитования с учетом всех его компонентов составляет 9 5
"/о квоты страны.
2. В июне 1969 г. создан
Фонд кредитования буферных (резервных) запасов для оказания помощи странам,
участвующим в создании подобных запасов сырьевых товаров в соответствии с
международными соглашениями, если это ухудшает их платежный баланс. Лимит —
30% квоты.
3. С 1989 г. функционирует
Фонд финансовой поддержки операций по сокращению и обслуживанию внешнего
долга. Это объясняется активной ролью МВФ в урегулировании долгового кризиса
развивающихся стран в 80-х годах. При предоставлении резервных или расширенных
кредитов странам-должникам часть суммы этих кредитов (до 25%) может быть
зарезервирована в целях сокращения основного долга. Кроме того, в целях
частичной компенсации процентных платежей либо дополнительного обеспечения
основного долга при обмене по паритетной стоимости долговых обязательств на
облигации с более низкой процентной ставкой МВФ может выделять дополнительные
средства сверх резервных или расширенных кредитов. Лимит кредитов составляет с
ноября 1992 г. 30% квоты страны. Фактически величины дополнительного кредита определяются
Фондом в результате рассмотрения каждого конкретного случая, с учетом «степени
радикальности» программы макроэкономической стабилизации и структурной перестройки
соответствующей страны.
4. В апреле 1993 г. МВФ
учредил Фонд поддержки структурных преобразований. Этот фонд ориентирован на
страны, осуществляющие переход к рыночной экономике путем радикальных
экономических и политических реформ. Поводом для его использования может
быть, во-первых, резкое падение поступлений от экспорта вследствие перехода к
многосторонней, основанной на рыночных ценах торговле, во-вторых, значительное
и устойчивое увеличение стоимости импорта из-за мировых цен, особенно на
энергоносители, и. в-третьих, сочетание обоих этих явлений.
Предоставление кредитов в данном случае обусловливается
выполнением страной-заемщицей набора более «мягких»
макроэкономических обязательств, чем те, с которыми связано получение
стандартных полномасштабных резервных кредитов. Страны-члены могут получать
средства в рамках «промежуточного», или «переходного», кредитования до 50% их
квоты. Кредиты предоставляются двумя равными долями по 50% каждая с интервалом
в полгода. Практически этот фонд образован главным образом для стран бывшего
СССР, переживающих огромные трудности в условиях перехода к рыночной экономике
и не способных пока выполнять обычные жесткие требования МВФ.
Получение странами членами
МВФ средств из специальных фондов - это дополнение
к их кредитным долям. Использование страной ресурсов специальных фондов может
увеличивать находящийся в распоряжении МВФ запас ее национальной валюты сверх
кумулятивных пределов, установленных для получения
кредитных долей.
Кроме функционирующих ныне
четырех специальных фондов МВФ периодически создает временные кредитные фонды
в целях решения острых проблем международных валютных отношений. Для их формирования
привлекаются заемные средства из различных внешних официальных источников. К
временным специальным фондам относятся:
1) Нефтяной фонд в объеме
6,9 млрд. СДР, или 8 млрд. долл. (1974—1976 гг.).
предоставлял кредиты странам-членам МВФ для покрытия дополнительных расходов,
вызванных увеличением стоимости импорта нефти и нефтепродуктов. Необходимые для
этого ресурсы ссудили преимущественно страны—экспортеры нефти. Развивающиеся
страны количественно преобладали среди получателей кредитов, но их доля была
невелика (1/3) по сравнению с развитыми государствами. Условия предоставления
кредитов из нефтяного фонда были жесткие: сравнительно высокие процентные
ставки (не менее 7,2% годовых); обязательное выполнение рекомендаций МВФ при
проведении национальной энергетической и валютной политики. Вследствие этого
доступ развивающихся стран к ресурсам нефтяного фонда был ограничен: за счет
его кредитов они
покрыли лишь 1/3 дополнительных расходов на импорт подорожавшей нефти;
2) Доверительный фонд — в
объеме 4 млрд. СДР, или 4,9 млрд. долл. (1976-- -1981 гг.); создан в основном за счет прибыли от
продажи на аукционах части золотого запаса МВФ. Получателями кредитов из этого
фонда являлись наименее развитые страны. Условия
данных кредитов были сравнительно льготные: страны-заемщики не вносили в МВФ эквивалент получаемых средств в национальной
валюте, процентная ставка невысокая
0,5%, срок кредита 10 лет. Эти
условия в наибольшей степени отвечали требованиям
развивающихся стран. 55 стран получили из доверительного фонда 3 млрд. СДР.
Остальная часть была передана развивающимся государствам пропорционально их
квотам:
3) Фонд дополнительного кредитования или фонд Виттевеена-по
имени директора-распорядителя
МВФ; время действия 19791984 гг. Цель этого фонда — предоставлять за счет
заемных средств дополнительные кредиты странам, испытывающим особенно резкие и затяжные кризисы
платежных балансов и исчерпавшим лимиты обычных кредитов МВФ. Ресурсы фонда
Виттевеена (7,8 млрд. СДР, свыше 10 млрд. долл.) сформированы за счет кредитов
13 стран-членов МВФ, а также Швейцарского
национального банка. Кредиты из этого фонда получили
26 стран:
4) Фонд расширенного доступа
к ресурсам МВФ; преемник фонда дополнительного кредитования, функционировал в
19811992 гг. Цель фонда предоставлять
дополнительные кредиты странам-членам, у которых масштабы неравновесий
платежных балансов непомерно велики по сравнению с размерами их квот. Этот
фонд использовался в тех случаях, когда страна нуждалась в средствах в больших
размерах, чем она могла получить в МВФ в рамках четырех кредитных долей и
системы расширенного кредитования, и на более продолжительный срок для
осуществления корректирующих экономических мер при большем периоде погашения
кредита. Источником ресурсов фонда являлись
собственные средства МВФ, привлеченные в форме подписки, и заимствования у
других стран. В связи с увеличением квот
стран-членов МВФ указанный фонд прекратил свою деятельность в ноябре 1992 г.; 5) Фонд структурной перестройки
(с марта 1986 г.): предоставляет льготные кредиты
беднейшим развивающимся странам, испытывающим
хронический кризис платежного баланса в целях осуществления среднесрочных
программ макроэкономической и структурной перестройки. По состоянию на
сентябрь 1993 г. 36 стран (из 61 страны, имеющей на них право) получили эти
льготные кредиты в сумме 1,5 млрд. СДР, или около
2,1 млрд. долл. Условия займов: 0,5% годовых: погашение в течение 10 лет; т рационный
период до 5'/2 лет. Лимит кредитов — до 50% квоты. Источник ресурсов (2,7 млрд.
СДР) — погашение кредитов, предоставленных доверительным фондом;
6) Расширенный фонд
структурной перестройки; с декабря 1987 г. предоставляет кредиты за счет как
неиспользованных ресурсов фонда структурной перестройки, так и специальных
займов и пожертвований (6 млрд. СДР). По своим целям и механизму функционирования
этот фонд является преемником фонда структурной перестройки. Помимо 61 страны
право получения кредитов от этого фонда в апреле 1992 г. было предоставлено еще
11 странам, включая Албанию и Монголию. 29 стран использовали это право к
сентябрю 1993 г. на сумму 3,2 млрд. СДР (фактически - 2,4 млрд. СДР).
Страна-член имеет возможность получать эти кредиты сроком на 3 года до 190% квоты,
иногда при исключительных обстоятельствах до 255% квоты. Первоначально срок для
заключения соглашений о займах был установлен по ноябрь 1990 г., в дальнейшем
он неоднократно продлевался (до 28 февраля 1994 г.).
В конце 1993 г. образован
новый расширенный фонд структурной перестройки — правопреемник предыдущего.
Объем нового фонда — 5 млрд. СДР (около 7 млрд. долл.) для предоставления
льготных займов сроком три года и 2 млрд. СДР (около 3 млрд. долл.) для
субсидирования процентных ставок по этим займам. К маю 1994 г. 43 страны
согласились участвовать в формировании этого фонда. В программах структурной
перестройки экономики, которые станут осуществляться при содействии нового
фонда, будет уделяться больше внимания социальной защите населения и
совершенствованию структуры государственных расходов. Срок действия нового
расширенного фонда структурной перестройки — до конца 1996 г., а средства по заключенным
соглашениям будут предоставляться странам-заемщикам до конца 1999 г.
Образование дополнительных
специальных фондов в рамках МВФ путем заимствования ресурсов у других
стран-членов - это одно из проявлений процесса адаптации системы
межгосударственного кредитования и валютного регулирования к меняющимся
условиям мировой экономики. МВФ выполняет роль посредника при перераспределении
ссудного капитала от более благополучных стран-кредиторов к странам, испытывающим потребность в кредитах. Одновременно, оказывая силовое воздействие на экономическую
политику стран-заемщиц. он выступает в качестве
гаранта возвращения этих средств.
Роль МВФ в
регулировании международных валютно-кредитных отношений.
МВФ осуществляет наблюдение
и контроль за соблюдением странами-членами своего Устава, который фиксирует
основные структурные принципы мировой валютной системы.
За время своего существования
МВФ превратился в подлинно универсальную организацию,
добился широкого признания в качестве главного наднационального органа
регулирования международных валютно-кредитных отношений, авторитетного центра
международного кредитования, координатора межгосударственных кредитных
потоков и гаранта платежеспособности стран-заемщиц.
Одновременно он начинает играть важную роль в реализации решений «семерки»
ведущих государств Запада, становится ключевым звеном формирующейся системы
регулирования мировой экономики, международной координации, согласования национальных макроэкономических
политик. Фонд зарекомендовал себя активно функционирующим мировым валютным
институтом, накопил большой и полезный опыт.
Литература:
1. "Международные валютно-кредитные и финансовые
отношения" - под ред
Красавиной Л.Н. / 1994
2. Internetional
Monetary Fund. Vol.26/september 1997