Мелкий бизнес в рыночной экономике его роль и перспективы
НОВОСИБИРСКАЯ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
КУРСОВАЯ РАБОТА ПО
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
ТЕМА : «Мелкий
бизнес в рыночной экономике: его роль и перспективы»
Выполнил : Тарбеев
Е. В.
Преподаватель : Филатов
С.А.
Факультет : ФЭМ ИЗО, 1 курс
Направление : Экономика и управление
Специализация : на предприятиях
машиностроения
1997 год
ТЕМА : «Мелкий
бизнес в рыночной экономике: его
роль и перспективы»
ПЛАН
РАБОТЫ
1. Место и роль малого и среднего
предпринимательства в процессе формирования рыночных структур.
1.1. Новая концепция управления. Эффекты
масштаба, минимально эффективный размер предприятия.
1.2. Критерии выделения малого предприятия.
1.3. Мелкий бизнес - основа современной рыночной
инфраструктуры:
основные
преимущества малого бизнеса
инновационный характер малых предприятий
причины неудач мелких предприятий
2. Государственное регулирование малого и
среднего предпринимательства в России.
2.1.Система государственной поддержки малого
бизнеса : цели, элементы, результаты.
2.2. фонды поддержки малого предпринимательства
- основные направления деятельности.
4 . Заключение.
1.1 & 1.2. Изменения внутренних и
внешних условий хозяйственной деятельности, происходящие в мире в последние
десятилетия (растущая сложность современного технологического оборудования,
необходимость одновременно повышать эффективность и качество работы в сочетании
с умением быстро реагировать на запросы рынка и последние достижения в науке и
технике, сдвиги в структуре издержек производства и в соотношении факторов
конкурентоспособности предприятий) многократно увеличили нагрузку на всю
систему управления современным производством.
Основываясь на опыте работы
американских компаний можно сделать вывод : «Те компании, которые все еще
стремятся преуспеть в конкурентной борьбе за счет экономии на масштабе
производства, не столько выигрывают, сколько теряют. И теряют они потребителя и
долю рынка» (2с.226).
Какие же характеристики необходимы
сегодня успешно развивающемуся производству?
· небольшие организационные подразделения
с небольшим числом работников, имеющих более высокий, чем прежде,
квалификационный и образовательный уровень.
· Небольшое число уровней управленческой
иерархии, почти полное упразднение организационной пирамиды.
Данные тенденции в развитии организационных структур
управления реализуются в двух направлениях:
во-первых, это динамичное развитие малого бизнеса;
во-вторых, появление и развитие
командных (бригадных) структур.
Сегодня на всех уровнях управления
нужны автономные, самоуправляемые группы работников из разных подразделений
компании, способные непосредственно выйти на рынок. В сущности, данные
структуры являются логическим следствием тенденций в развитии формирования
оргструктуры управления корпораций, прослеживающиеся на протяжении последнего
полувека. Командные структуры призваны обеспечить сочетание преимуществ малого
бизнеса с программно-целевым управлением в рамках крупной организации. С мелким
бизнесом командные структуры прежде всего сближает общность организационной
культуры, системы материального и морального стимулирования, ощущение хозяина
полученного результата. Некоторые американские корпорации («Дюпон», «Дженерал
моторс») еще в 20-е годы осуществили децентрализацию управления путем создания
так называемых дивизионных структур. Впоследствии этот подход заимствовали
многие крупные фирмы. А в 70-е и 80-е годы он стал доминирующим. Сущность
подобного подхода в выделении отделений, имеющих определенную узко отраслевую
или продуктовую специализацию. Американские специалисты считают, что каждая из
крупнейших компаний США может быть, разделена на небольшие производственные и
непроизводственные единицы, на самостоятельные бригады рабочих и инженеров или
на команды специалистов, в идеале с числом занятых от 15 до 20 человек
(2.с.267).
Не так давно было замечено, что,
начиная с определенного момента, все больше и больше размеры предприятия
означают повышение средних общих издержек. Экономисты определили это как
положительный и отрицательный эффект роста масштабов производства или «эффект
масштаба» (1.с.57).
Положительный эффект масштаба довольно
подробно изучен в нашей литературе. Тема данной работы предполагает обращение к
недостаточно изученному у нас явлению - возникновению отрицательной стороны
«эффекта масштаба». Основная причина связана с определенными управленческими
трудностями, возникающими при попытке эффективно контролировать и
координировать деятельность компании, превратившейся в крупномасштабное
производство. Еще Питерс и Уотермен отмечали, что, по их наблюдениям,
организации с числом занятых более 500 человек становятся плохо управляемыми,
неповоротливыми, невосприимчивыми к нововведениям и не реагируют на возникающие
проблемы (2, с.226). В результате страдают эффективность и растут средние издержки
производства.
Отрицательный эффект производства
демонстрируется возвышающимся отрезком кривой долгосрочных издержек на рис.А
(приложение 1).
Данные рассуждения логически подводят к
выводу о том, что положительные и отрицательные эффекты масштаба являются
важнейшими факторами, определяющими структуру данной отрасли. Это нужно
учитывать экономическими и государственными структурами при формировании
концепции управления малым бизнесом. Однако это не говорит о предпочтения
крупного или мелкого производства. Их преимущества реализуются лишь в том
случае, если правильно выбрана сфера деятельности и созданы условия для
успешного функционирования.
1.2. Экономические реформы в нашей
стране положили начало интенсивному возникновению малых предприятий. В странах
западной экономики это процесс начался задолго до этого. 70-80 ее годы
ознаменовались пристальным вниманием экономистов к проблемам развития малого
бизнеса. Этот интерес не был случайным. Кризисные явления (особенно начала 80-х
годов) наглядно показали: малые предприятия, обладая большей мобильностью, чем
крупные корпорации способны быстрее реагировать на колебания потребительского
спроса. Мировая практика убеждает: прорыв к рынку может быть осуществлен прежде
всего, через активное развитие малого бизнеса. Он является сегодня становым
хребтом экономики развитых стран. Это подтверждается количественным
соотношением предприятий «малой экономики» к общему числу фирм, действующих на
рынке той или иной страны (см. Приложение 3). В России этот сектор практически
не создан. Современная структура рыночной экономики в масштабах России
предполагает наличие 10-12 миллионов малых предприятий, а фактически
насчитывается 300-400 тысяч, многие из которых пока что далеки от рыночных
«кондиций» (5, с.17).
В западных странах не разработан единый
критерий, согласно которому те или иные предприятия относятся к категории малых
предприятий. Существуют интеллектуальные определения. Одно из них довольно
распространенное определение, данное в докладе комитета британского парламента
по исследованию малых фирм (так называемый комитет Болтона) в 1971 году: «...
малой является фирма, которая, во-первых, имеет относительно небольшую долю
рынка своей продукции, во-вторых, управляется собственниками, в-третьих,
независимая в смысле, что не является частью более крупного предприятия и
собственники - менеджеры свободны от контроля извне при принятии принципиальных
решений.
Употребляется также функциональная классификация. По определению международного
бюро труда, к малым и средним предприятиям относятся фирмы в обрабатывающей
промышленности и в сфере услуг, семейные предприятия, фирмы, использующие
надомников, кооперативные, индивидуальные предприятия.
Однако наиболее распространенным
критерием является количество занятых (см.приложение 4).
В отношении российских малых
предприятий продолжает действовать постановление СМ РСФСР №406, по которому
установлено два критерия их выделения : количество работающих и объем
хозяйственного оборота. Фактически в постановлении сделана попытка классифицировать
малые предприятия по количеству занятых с учетом отраслевой принадлежности (см.приложение 5).
Всплеск появления малых предприятий в
нашей стране приходится на 1994г. Но буквально через несколько месяцев
повышение цен и ужесточение налоговой политики резко сократили их прирост.
Деловая активность замерла. Начался процесс выживания.
Естественно, что в таких условиях малое
предпринимательство не может реализовать те функции, которые присущи малому
бизнесу в других странах, и, следовательно, выполнять свою задачу - формировать
полноценный рынок товаров и услуг.
1.3. малый бизнес в рыночной экономике
- ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество
валового национального продукта. Но дело не только в количественных показателях
- этот фактор по самой своей сути является типично рыночным и составляет основу
современной рыночной инфраструктуры. Основные преимущества, характерные черты,
присущие малому бизнесу:
а) возможность более гибких и
оперативных решений. По сравнению с крупными корпорациями в малом бизнесе
упрощена структур принятия управленческих решений, это дает возможность быстро
и гибко реагировать на конъюнктурные изменения, в том числе путем маневра
капитала при переключении с одного вида деятельности на другой.
б) ориентация производителей
преимущественно на региональный рынок. Малый бизнес идеально приспособлен для
изучения пожеланий, предпочтений, обычаев, привычек и других характеристик
местного рынка.
в) поддержание занятости и создание
новых рабочих мест. Эта проблема чрезвычайно актуальна для нашей страны;
процесс приватизации уберет балласт с предприятий и мелкий бизнес мог бы
сыграть роль амортизатора, вобрав в себя свободную рабочую силу.
г)
выполнение вспомогательных функций по отношению к крупным
производителям. Крупные фирмы децентрализуют производственный процесс,
передавая его фазы малым предприятиям на основе субкооператоров.
д) небольшой первоначальный объем
инвестиций. У малых предприятий меньшие сроки строительства; небольшие размеры,
им быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять новую технологию и автоматизацию
производства, достигать оптимального сочетания машинного и ручного труда.
е) экономическая эффективность
производства в малых предприятиях.
ж) инновационный характер малых
предприятий. Многие экономисты отстаивают идею об исключительной роли малого
бизнеса в развертывании НТР.
Наиболее значительную активность в
области нововведений проявляют венчурные фирмы. Они успешно конкурируют с
крупными, добиваясь более быстрых темпов внедрения достижений научно-технического
прогресса. Мелкие исследовательские фирмы активно проводят исследования и
разработки, проявляют больше желания взять на себя риск, гораздо эффективнее
используют исследовательские фонды и оборудование, квалифицированные кадры, тем
самым вносят весомый вклад в инновационный процесс, технологическое обновление
производства. Мелкие инновационные фирмы с их мобильностью в условиях
конкуренции новых товаров, когда рыночным фактором становятся темпы обновления
ассортимента выпускаемой продукции, нашли свое место в системе хозяйства. Они
занимаются начальными стадиями нововведений, оставляя крупным фирмам
капиталоемкие стадии промышленного развертывания новых производств. Достижения
научно-технического прогресса позволяют им быстро подключиться к наукоемким
отраслям, не располагая при этом большим капиталом.
Мелкие фирмы действуют в условиях
жесткой рыночной конкуренции, которую не все способны выдержать. Поэтому бурный
рост числа новых предприятий сопровождается в то же время разорением многих из
них. В большинстве случаев (около 90%) фирмы разоряются не из-за нехватки
капитала или неэффективной технологии, а из-за отсутствия управленческих знаний
(6, с.6).
В США регулярно проводятся опросы, где
главными причинами неудач чаще всего называются (4, с.22):
1) некомпетентность, несбалансированный
опыт (например, опытный инженер, но неопытный коммерсант), нехватка опыта в
коммерции, финансах, поставках,
производстве и управлении;
2) незначительные объемы продаж
3) конкуренция
4) слишком большие эксплуатационные
расходы.
Однако, чаще всего компании умирают от
нерешенных управленческих проблем, нежели от нехватки капитала или инвестиций.
Том Нели, которому удалось участвовать в становлении многих компаний говорит
(2, с.231) : «причиной банкротства является потеря контроля за состоянием дел и
не отвечающая потребностям производства система управления».
2.1. Развитие мелкого
предпринимательства в России предполагает более внушительный процент
разорившихся предприятий, чем в странах с развитой управленческой инфраструктурой.
Малые предприятия объективно, по своей природе находятся в худших конкурентных
условиях на рынке по сравнению с крупным бизнесом. У них выше издержки
производства в связи с малыми сериями выпускаемой продукции, более низкий
уровень научно-технической оснащенности, организации, квалификации кадров.
Сложнее обстоит дело с информационным обеспечением, им нередко не хватает
средств для проведения маркетинга. Все это ставит малые предприятия в
невыгодное положение на рынке. Поэтому создание развернутой и всесторонней
системы государственной и общественной поддержки малого бизнеса - важнейшее
условие его развития.
Государственная поддержка малого
предпринимательства осуществляется по следующим направлениям:
1) формирование инфраструктуры
поддержки и развития малого предпринимательства
2) создание льготных условий
использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых,
материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических
разработок и технологий
3) установление упрощенного порядка
регистрации малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации продукции,
предоставления государственной статистической и бухгалтерской отчетности
4) поддержка внешнеэкономической
деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию
их торговых, научно-технических, производственных связей с зарубежными странами
5) организация подготовки,
переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.
Одним из наиболее важных направлений
государственной поддержки я является льготное кредитование.
Бизнесу нужен приток средств. Крупным
предприятиям - с именем, авторитетом, банк всегда пойдет навстречу. А малому,
особенно начинающему, вряд ли на обычных условиях дадут кредит. Поэтому законом
Российской Федерации «О государственной поддержке малого предпринимательства в
РФ» от 12 мая 1995 года предусмотрено льготное кредитование и страхование
субъектов малого предпринимательства с компенсацией соответствующей разницы
кредитным и страховым компаниям за счет средств фондов поддержки малого
предпринимательства.
Кроме льготной кредитной политики
применяется и льготное налогообложение. Законами Российской Федерации
устанавливаются льготы по налогообложению субъектов малого предпринимательства,
инвестиционных и лизинговых компаний, кредитных и страховых организаций.
Большую роль в государственной
поддержке малого бизнеса должны сыграть фонды, государственные и муниципальные.
Поддержке малого предпринимательства, основными направлениями деятельности
которыми являются:
· содействие в формировании рыночных
отношений путем привлечения и эффективного использования финансовых ресурсов
для реализации целевых программ, проектов, мероприятий в области малого
предпринимательства;
· участие в разработке, проведении
экспертизы и конкурсном отборе проектов в области малого предпринимательства,
развитие конкуренции, насыщения товарного рынка, создания новых рабочих мест
· участие в форсировании работ по
созданию инфраструктуры рынка
· поддержка инновационной деятельности
предпринимательских структур, стимулирование разработки и производства
принципиально новых видов продукции, содействие в освоении новых технологий и
изобретений
· содействие в привлечении отечественных
и иностранных инвестиций для реализации приоритетных направлений деятельности
по созданию конкурентной среды и развитию малого предпринимательства.
Фонды поддержки малого
предпринимательства могут предоставить льготные кредиты, беспроцентные ссуды,
краткосрочные займы, выполнять функции залогодателя, поручителя, гаранта в
целях развития конкуренции и насыщения товарного рынка.
4. Итак, как показывает анализ форм,
профиля и организационных структур малого предпринимательства, значительная их
часть органически связана с работой крупных производственных структур. Малые
предприятия либо взаимодействуют с ними в режиме устойчивого кооперирования,
либо формируют инфраструктуру функционирования всех видов предприятий,
находящихся на одной территории. В этих условиях выбор направлений развития и
обоснования профиля малых предприятий в большей мере зависит от сложившейся
общей организационно-производственной структуры и в первую очередь от крупных
предприятий. Такая взаимосвязь крупного и мелкого бизнеса требует создания
прогрессивных организационных структур.
В условиях нестабильности внешней среды
- колебаний цен на сырье и энергию, инфляции, скачков валютных курсов,
изменений в экономической политике государств - малые и средине предприятия
стараются использовать наряду с преимуществами специализации возможности, предоставляемые
производственной кооперацией, расширением масштаба производства, проведением
совместных научных исследований и разработок, разделением финансового риска.
Только объединяя усилия по целому ряду направлений малые предприятия могут
рассчитывать на стабильное положение в структуре экономики, успешную
конкуренцию и сотрудничество с крупными предприятиями.
Список использованной литературы :
1) Кэмбелл Р. Макконелл, Стенли Л. Брю.
«Экономика». Москва, издательство «Республика», 1992г., том 2.
2) «Мелкий бизнес в Западной Европе». Москва,
1992г.
3) «Как добиться успеха» (под общей редакцией В.
Хруцкого) Москва, издательство «политическая литература», 1991г.
4) «Мелкий бизнес и эффективность американской
экономики», Москва, «Факт», 1991г.
5) «Экономическая газета» №36, 39 1992г.
6) «Создание и развитие малых предприятий»,
Москва, «Финансы и статистика», 1991г.
7) «Малый бизнес в системе предпринимательства
Великобритании», Москва, агентство «Интерпринт», 1992г.
8) «Практическое пособие по финансовому
планированию собственного предприятия», Новосибирск, 1992г.
9) Постановление СМ РСФСР №406 от 18 июля 1991
г. «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР»
10) Постановление СМ Правительства РФ №446 от 11
мая 1993г. «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке
малого предпринимательства в РФ».
11) Федеральный закон РФ от 12 мая 1995г. «О
государственной поддержке малого предпринимательства в РФ».