Изучение влияния основных технико экономических и эксплуатационных факторов  параметров  на экономическую эффективность рабочей машины Изучение влияния основных технико экономических и эксплуатационных факторов  параметров  на экономическую эффективность рабочей машины
Изучение влияния основных технико экономических и эксплуатационных факторов  параметров  на экономическую эффективность рабочей машины РЕФЕРАТЫ РЕКОМЕНДУЕМ  
 
Тема
 • Главная
 • Авиация
 • Астрономия
 • Безопасность жизнедеятельности
 • Биографии
 • Бухгалтерия и аудит
 • География
 • Геология
 • Животные
 • Иностранный язык
 • Искусство
 • История
 • Кулинария
 • Культурология
 • Лингвистика
 • Литература
 • Логистика
 • Математика
 • Машиностроение
 • Медицина
 • Менеджмент
 • Металлургия
 • Музыка
 • Педагогика
 • Политология
 • Право
 • Программирование
 • Психология
 • Реклама
 • Социология
 • Страноведение
 • Транспорт
 • Физика
 • Философия
 • Химия
 • Ценные бумаги
 • Экономика
 • Естествознание




Изучение влияния основных технико экономических и эксплуатационных факторов параметров на экономическую эффективность рабочей машины


 
             Министерство общего и
профессионального образования
                            Российской
Федерации
Бийский технологический
институт Алт.ГТУ им. И.И.Ползунова
       
    
                                       
Кафедра технической механики
                            Расчетная  работа
       по курсу «ОСНОВЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ»
          Тема : СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ
  ( изучение влияния основных
технико-экономических
    и эксплуатационных факторов (параметров)
на
    экономическую эффективность рабочей машины
)
Выполнила :                                                        студентка
гр. ЭУП - 63
                                                          Родионова
Н.В.
Проверил
:                                    
доцент Жеранин А.В.
                                Бийск 1999 г.
  Структурный
анализ проводится с целью  :
1)
определить и качественно охарактеризовать структуру
(состав и долю)
эксплуатационных расходов ;
2)
оценить относительную роль эксплутационных
расходов и других
технико-экономических факторов , т.е. выявить степень влияния их на
экономический эффект данной машины ;
3)
уяснить основные принципы  (пути,
приёмы, методы,
способы, подходы и т.д.)
рационального (оптимального)
с экономической точки зрения
проектирования  машин .
                            Вариант № 24                           
Дано :  Стоимость машины С = 4000 руб.,
             
Мощность электропривода N =  20 кВт,
             
Отдача машины (стоимость выпущенной за год
                            продукции) ОТ = 50000 руб./год ,
             
Количество рабочих дней в неделю д = 
6 ,
             
Продолжительность смены ч = 6 час ,
             
Количество рабочих смен см= 3,
              Коэффициент загрузки машины кз = 0,95 ,
              Стоимость электроэнергии  сэ = 0,02 руб.
              Коэффициент загрузки электропривода кп=0,9  
Известно , что: в году 365 дней, 52 недели
и в среднем 5
                Праздничных дней , в сутках 24
часа .
Допустим, что : годовая заработная плата
оператора ЗП =
                 = 1 900 руб.,
                 расходы Об на обслуживание
машины включены в оплату           
                 труда Тр ,
                 доля накладных расходов Нк от
затрат Тр на оплату труда-
                 в = 1,
                 доля затрат на материалы и инструмент (Мт+Ин) в        
                 стоимости От продукции  а = 0,4 ,
                 расходы на ремонт за весь
период эксплуатации равны
                 стоимости машины ,S Рм = С . 
                  
                                      Решение :
1) Количество рабочих дней
в году 
рд = д*52-5= 6*52-5=307 дней.
2) Количество рабочих часов
машины за год рч=рд*см*ч*кз=
=
307*3*6*0,95=5250 часов                                                                                          
3) Общее количество часов в году оч=24*365=8760 часов.
4) Коэффициент использования машины n    =рч/оч=5249,7/ 8760=
= 0,6
5) Период службы машины
Н=D/n   = 1 / 0,6= 1,7 года ,
считая
, что машина работает до исчерпания механического
ресурса
и фактическое время ее работы h равно долговечности
D = 1 год ( далее численное значение долговечности
варьируем
до
10 лет ).
6) Годовой расход на
электроэнергию Эн= рч*N*сэ*кп=
    = 5250*20*0,020*0,9=1890 
руб./год
7) Затраты на оплату труда
Тр=зп*см=1900*3=5700 руб./год.
8) Суммарный экономический
эффект за период эксплуатации, когда машина работает до исчерпания
механического ресурса и h = D
SQ=D*[ От*(1-а)-Эн-(1+в)*Тр]-SРм-С=D[50000*(1-0,4)-1 890-
- (1+1)*5700] -4000-4000= 16 710 D – 8 000                                       (*)
      При D=1 год    SQ  =  8 710 руб.
              D=10 лет  SQ  =  159 100 руб.
 Построим
график зависимости относительного экономического
эффекта
SQ / SQ  от долговечности D(см. рисунок) ; кривая – 1
зависимости
SQ / SQ  = f (D) аппроксимируется формулой
SQ / SQ  = 1,8 D  , следовательно
при увеличении долговечности в
10
раз ( с 1 года до 10 лет ) относительный экономический эффект
возрастает
в 18 раз !
9) Средняя за период службы Н рентабельность
q = SОт / SР =
= D*От / [D*(Эн+0,4*От+2*Тр)+2*С]=D*От / (D*Р+2*С) =
= 50 000*D / [D*(1 890+0,4*50 000+2*5
700)+2*4 000] =
= 50
000*D/(D*33 290+8 000) = 50 / (33,3 + 8 / D)
При D = 1 год   q = 50 / (33,3 + 8/1) 
= 1,21
        D = 10 лет q = 50 / (33,3 + 8/10) = 1,47
 10) Коэффициент эксплуатационных расходов k = SР / С =
= (D*P+2*C) / C =(D*33 290+2*4 000)/4 000 = 8,32*D+2
-  кривая 2 .
      При D = 1год    k = 10,32
              D = 10 лет k = 85,20
 
11) Коэффициент стоимость машины
с = (1 / k)*100 % =
=  [1/(8,32*D+2)]*100 % - кривая 3
     
При D = 1 год    с =9,69 %
              D = 10
лет  с =1,17 %
 12) Оценим влияние изменения стоимости  С машины на
экономический эффект SQ с учетом изменения её
долговечности D
        Уменьшим
стоимость в 1,5 раза С  =С /1,5 =4000/1,5=
= 2667 руб., тогда :
-
при
D = 1 год и SQ  = 16 710*D-2*С  = 16 710*1-2*2 667 =
 = 11 376
относительное приращение экономического  эффекта составит sSQ = [(SQ  -SQ  ) / SQ ]*100 % =[(11 376 – 8 710)/8 710]*100%=
= 30,6 %
-
при
D = 10 лет и SQ  = 16 710*10-2*2 667 = 161 766
sSQ = [(SQ  -SQ  ) / SQ  ]*100 % =[(161 766 – 159 100)/159
100]*
*100 % = 1,67 %
Зависимость sSQ = f (D) для полутора кратного
уменьшения стоимости машины отображена на рисунке кривой 4.
      Увеличим
стоимость в 1,5 раза С  = С*1,5=4 000*1,5=
= 6 000 руб., тогда :
-
при
D = 1 год и SQ =16 710*1-2*6 000 = 4 710
 sSQ = [(SQ  -SQ  ) / SQ  ]*100 % =[(4 710 –8 710)/8 710]*
* 100 % = - 45,9 %
-
- при D = 10 лет и  SQ = 16 710*10-2*6 000 = 155 100 руб.
 sSQ = [(SQ  -SQ  ) / SQ  ]*100 % =[(155 100 – 159 100)/
 /159 100]* 100
% = - 2,5 %
   Зависимость |sSQ| = f (D) для полутора кратного
увеличения стоимости машины представлена на рисунке кривой 5 .
                      Следовательно :
а) стоимость С машины ощутимо
влияет на ее экономический
    эффект
только при малой долговечности ;
б) повышение же стоимости С
машины , направленное на
    увеличение ее долговечности D , вполне целесообразно
, так       
    как
выигрыш от увеличения долговечности D намного    
   
превосходит снижение экономического эффекта машины,
         из-за её удорожания .
          Например, увеличение исходной
долговечности в пять раз
          ( с 2 до 10 лет), сопровождаемое
повышением стоимости
          машины даже вдвое  , увеличивает
её экономический эффект
          в девять раз ( см. формулу * ).
13) Оценим влияние снижения
энергопотребления Эн на
экономический эффект SQ машины с учетом ее
долговечности D
       Допустим  повышение КПД электропривода на 20% , которое
даст”
снижение расходов на электроэнергию до
 Эн  =0,8*Эн= 0,8*1 890=1 512 руб., тогда :
-
при
D = 1 год и SQ  = D*[От*(1-0,4) – Эн  - 2*Тр] – 2*С=
= 1*[50 000*(1-0,4)-1 512 – 2*5
700] – 2*4 000 = 9 088 руб.,
относительное
приращение экономического эффекта составит
sSQ = [(SQ  -SQ  ) / SQ  ]*100 % =[(9 088 – 8 710)/8 710]*
100%=
= 4,3 %
-
при D = 10 лет и SQ  = 10*[50 000*(1-0,4) – 1 512 – 2*5 700]-
 - 2* 4 000 =
162 880
sSQ = [(SQ  -SQ  ) / SQ  ]*100 % =[(162 880 – 159 100)/159
100]*
* 100 % = 2,4 %
  Таким
образом снижение энергопотребления машины в рассматриваемом случае влияет на её
экономический эффект
крайне
незначительно , см. кривую 6, в
частности из-за невысокой
стоимости
одного киловатт-часа электроэнергии .
14)  Оценим влияние снижения расходов Тр на труд ,
например на
30%
( до значения Тр  =0,7*Тр=0,7*5 700 = 3 990  за счет частичной автоматизации
производственного процесса, позволяющей применять менее квалифицированных
операторов) на экономический эффект SQ машины .
-
при D = 1 год и SQ  = D*[От*(1-0,4) – Эн  - 2*Тр] – 2*С=
= 1*[50 000*(1-0,4)-1 890-2*3
990] –2*4 000 = 12 130 руб.,
относительный
экономический эффект машины составит
SQ  / SQ  =12 120 / 8 710 = 1,4 .
-
при D = 10 лет и SQ  =10*(50 000*0,6-1 890 –2*3 990) –
 - 2*4 000 = 193 300 руб., 
SQ  / SQ  =193 300 / 8 710 = 22,2 .
     Следовательно экономический
эффект машины в рассматриваемых условиях возрастает от 1,4 до 22,2 и тем
существеннее, чем выше её долговечность, см. кривые 1 и 7.
15) Оценим влияние увеличения
отдачи От машины (например в
1,5
и 2 раза , до значений От   = 1,5* От = 1,5*50 000 = 75 000
и От 
=2*От=2*50 000 =100 000 руб./год,
за счет повышения её
производительности,
применения специализированной оснастки,
прогрессивной
технологии и т.п.) на её экономический эффект SQ
-
при D = 1 год и SQ   = D*(0,6*От   – Эн 
- 2*Тр] – 2*С=
= 1*(0,6*75
000 – 1 890 – 2*5 700) – 2*4 000 = 23 710 руб.,
и SQ  =1*(0,6*100 000 – 1 890 – 2*5 700) – 2*4
000=38 710 руб.
относительный экономический эффект составит :
SQ  / SQ  = 23 710/ 8 710=2,7  и  SQ  / SQ  = 38 710/ 8 710=4,4
-
при D = 10 лет и SQ  =10*(0,6*75 000 – 1890 – 2*5 700)-
-
2*4 000 = 309 100 руб. и SQ  = 10*(0,6*100 000 – 1 890 –
 - 2*5 700) – 2*4 000 = 459 100 руб.
SQ  / SQ  = 309 100/ 8 710 =35,5  и  SQ  / SQ  = 52,7
        Следовательно экономический
эффект машины возрастает с
увеличением
ее отдачи От и тем значительнее , чем ниже ее
долговечность
D см. кривые 8 и 9 .
16) Оценим влияние долговечности
машины на объём отдаваемой
ею продукции
и численность машинного парка .
       Суммарный объём продукции SS,отдаваемой машиной за весь
Срок
Н ее службы, равен SS = От*h , руб.,
где
h=h  *Н – фактическая продолжительность работы машины ,
если
машина отрабатывает весь технический ресурс , то SS =От*D
        Годовой объём продукции SS    =От*h   *N  , руб. / год ,
где
N =n*H , шт.,- количество
одновременно ,находящихся в
эксплуатации
машин ; n – численность годового выпуска ( ввода в
эксплуатацию
) машин , шт./год.
SS   = 
От*n*h   *Н=От*D*n , руб./год
       Следовательно суммарный объём продукции , отдаваемый машиной за весь
срок её службы , и годовой объём продукции
группы
одновременно работающих машин пропорциональны
произведению
годовой отдачи От на долговечность D машины .
Например,
при одновременном увеличении отдачи и долговечности вдвое, суммарный объём
продукции , отдаваемый одной машиной
возрастает
вчетверо . Если объём годовой продукции группы машин
задан,
то повышение долговечности и отдачи , например, вдвое
позволяет
во столько же раз сократить число N  одновременно находящихся в эксплуатации машин , и вчетверо
сократить годовой
выпуск
n ( ввод в эксплуатацию ) новых машин , что дает существенный выигрыш в
затратах на их приобретение и обслуживание .
17) Оценим влияние на экономический
эффект SQ
отдачи и
долговечности
машин при одновременном
сокращении их
числа и увеличении их стоимости
, для чего сравним две группы машин
      Пусть N  = 1 000 шт.,С  =4 000 руб., От  = 50 000 руб./год,
D
=   5  лет, Эн  = 1 890 
руб, Тр  = 5 700  руб.
N  = 500 шт.,С  =8 000 руб., От 
= 100 000 руб./год,
D =
10  лет, Эн 
= 3 780 руб, Тр   = 5 700  руб.
h
= 1 , а = 0,4 , в = 1,  тогда :
Годовой объём продукции первой и второй
групп машин
SS    = От 
* N  h    = 50 000*1 000*1=SS    = От  *N  *
h     =
100 000* 500*1=50 млн. руб.
        Суммарный экономический эффект всех машин :
-
первой
группы за весь срок их эксплуатации h  =D  =
5 лет
SQ  = N 
*SQ  = N 
*{D  *[От *(1-а)-(Эн  +(1+в)*Тр 
]-
-
Рм  - С  }= 1 000*{5*[50
000*(1-0,4)-(1 890+(1+1)*5 700)]-
-
4 000 – 4 000 }= 75,550 млн.
руб.
-
второй
группы за тот же срок ( 5 лет ) эксплуатации, когда
Рм 
= С  = (D  /D 
)*C  = (5/10)*8 000 = 4 000 руб.
      SQ  =N  *SQ  =N  *{5*[От  *0,6-(Эн  + 2*Тр 
)]-Рм  -С  } =
   = 500*{5*[100 000*0,6-( 3 780+2*5 700 )]- 4 000–4 000 } =
   =108,050 млн. руб.
      Относительный экономический эффект SQ  /SQ  =
  = 108,050/75,550 = 1,4
     Следовательно экономический эффект машины второй группы     
  за 5
лет эксплуатации в 1,4 раза выше экономического эффекта   
  машин первой группы, несмотря на вдвое
большую их стоимость
  С  ,
стоимость их ремонта Рм  и  энергопотребления  Эн   !
             Суммарный экономический эффект
машин второй группы
за
полный срок службы h  =D 
=10 лет
SQ   =N 
*{D *[От 0,6-Эн +2Тр)]-Рм –С }=500*{10*[100 000*0,6-
- 15 180] – 8 000-8 000} =
216,100 млн. руб.
Относительный
экономический эффект SQ  /SQ  =216,10/75,55=
= 2,8
           Следовательно суммарный
экономический эффект машин
второй группы за полный
период их эксплуатации превышает
экономический эффект машин
первой группы в две целых восемь
десятых раза , что  ( на SQ  -SQ  =216,10-75,55 = 140,55 млн. руб.)
больше всего экономического
эффекта машин первой группы за
весь период их эксплуатации
!
                       Приведённый анализ схематичен, неполон т.к.
:
допущены упрощения  и предположения ; не учтена динамика
     изменения эксплуатационных факторов ,
например, вероятного
снижения стоимости электроэнергии и материалов с течением
времени , производительности машин по мере износа . Тем не менее
он
дает отчетливое представление о влиянии эксплуатационных расходов на экономическую
эффективность рабочих машин и
позволяет
сделать первый общий вывод :
    увеличение полезной отдачи и долговечности
машин – наиболее
эффективный
и выгодный способ увеличения объема промышлен-
ной
продукции и повышения экономической эффективности.
            
Для других машин при другой структуре
эксплуатационных расходов влияние
различных факторов на экономическую эффективность будет иным . Например
, невелика доля стоимости С
дорожных, строительных, сельскохозяйственных машин, не автоматизированных
металлорежущих станков и т.п. в сумме эксплуатационных расходов, а
следовательно, несущественно ее
влияние на их экономическую эффективность, т.к. расходы на труд Тр
относительно велики и не
поддаются существенному сокращению потому , что такие машины не могут
функционировать без постоянно прикрепленного оператора.
             Напротив, расходы на труд Тр
относительно невелики и
состоят
только из стоимости периодического ухода и наблюдения
за
работой энергетических машин ( электродвигателей, электрогенераторов
насосов, компрессоров, вентиляторов ) , а
также
машин автоматов и полуавтоматов потому , что они могут долгое время
функционировать без участия оператора . В связи с
этим
стоимость С таких машин имеет доминирующее
значение,
в
частности вследствие умеренных расходов на электроэнергию
Эн из-за высокого КПД энергетических
машин .
                  Напротив, фактор энергопотребления
( расходы на
электроэнергию  Эн ) ²перевешивает² и стоимость С машины ,
и
нередко расходы на труд Тр у тепловых машин ( криогенные и
паро-газогенераторные
установки и т.п.)         
              В настоящее время высокий
технический уровень машин ,
определяемый
их конкурентоспособностью и совершенством ,
непременно
предполагает, гарантирует практически безремонтную
эксплуатацию
(SРм = 0) .
                 Безремонтная эксплуатация предполагает устранить :
-
капитальный ремонт
-
восстановительный ремонт заменой его комплектационным
ремонтом, осуществляемым заменой износившихся
деталей , узлов, агрегатов ;
-
вынужденные ремонты, вызванные поломкой и износом деталей;
-
планово-предупредительные ремонты , проводимые систематически .
-
безремонтная
эксплуатация достижима :
-
увеличением
срока службы изнашивающихся деталей ;
-
построением
машин по агрегатному принципу , допускающему  независимую смену * изнашивающихся пар и узлов ; 
-
созданием
практически * не изнашивающихся фрикционных
поверхностей пар трения , служащих базой при установке сменных
деталей .
        Итак,
второй общий вывод : создавать
конструкции машин обеспечивающие увеличение экономической эффективности ,
сокращение эксплуатационных расходов и уменьшение стоимости продукции
НЕВОЗМОЖНО без правильной оценки
роли ( значения ) того или иного фактора (
параметра ) и умения
поступиться тем или иным фактором , когда снижение его
доли
в общих расходах вступает в противоречие с требуемым
повышением полезной отдачи, долговечности и надежности !
       


      ©2010