Иностранные Инвестиции в России экономико математическое моделирование
2ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ - ОДНО ИЗ ВАЖНЕЙШИХ
2УСЛОВИЙ ВЫХОДА РОССИИ ИЗ КРИЗИСА.
21. ОПИСАНИЕ СИТУАЦИИ После 1991 года в
России произошли глубокие изменения.
Была при-
нята
новая Конституция страны, что
способствовало развитию процессов
демократизации
нашего общества. Российская экономика приобрела новый
облик.
При этом, может быть, главное - перемены в сознании рабочих,
крестьян,
директоров. За два с половиной
года реформ удалось добиться некоторых положи-
тельных
результатов: - идут структурная
перестройка экономики (доля материального про-
изводства
снизилась до 50%) и ее демилитаризация (военный заказ сокра-
щен на
70%), начали действовать спросовые ограничения; - летом 1994 года
инфляция не превышала 10% в месяц; - более 40% занятых
работают на негосударственных предприятиях; - процентная ставка Центрального банка Российской
Федерации была
снижена
с 210 до 150%; - за первую половину
1994 года возросли реально располагаемые де-
нежные
доходы населения, а число лиц
имеющих доходы ниже прожиточного
минимума,
сократилось с 36 млн. до 22 млн. человек. В то же время
продолжается спад производства: в
первом полугодии
1994
года ВВП снизился на 17% по
сравнению с соответствующим периодом
1993
года, а продукция промышленности - на 26%, и хотя статистика явно
завышает
величину спада, он тем не менее весьма значителен. Все еще велик дефицит
бюджета, если бы не чеченский кризис, он
составил
бы на конец 1994 года около 9%
ВВП, но теперь ясно, что
эта
цифра
не отвечает действительности. Увеличиваются в
абсолютном выражении, хотя и не
растут в относи-
тельном
так называемые неплатежи предприятий.
К концу первого полуго-
дия
1994 просроченная задолженность
предприятий поставщикам почти в 4
раза
превысила денежные средства на их счетах.
Имеют место длительные
простои
предприятий. Главная их причина - кризис сбыта продукции. На фоне относительно
невысокого уровня безработицы (1.5% заре-
гистрированных
и 6% фактически
незанятых по отношению к численности
экономически
активного населения в июне 1994 года) возникают серьезные
- 2 -
социальные
проблемы в депрессивных городах и регионах, среди отдельных
категорий
населения (женщины предпенсионного возраста, некоторые кон-
тингенты
молодежи).
22.АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ
2Формирование целей Несмотря на сложность
складывающейся ситуации, она
вполне управ-
ляема
и, как показал опыт, предсказуема: - дерегулирование и
либерализация экономики привели к спаду
про-
изводства.
Теперь этот спад надо превратить из общего в
структурный,
то есть
необходимо через процедуры санации и
банкротства вывести из
оборота
нежизнеспособные предприятия. Вместе с тем следует
активно
поддержать
эффективных производителей,
стимулировать очаги роста в
экономике;
- 3 - - мы преодолели
"всплеск" цен после их освобождения. Теперь нужно
последовательно
снижать инфляцию, приблизить
структуру цен к мировой,
корректно
регулировать цены в отраслях естественных монополий (элект-
роэнергия,
газ, железнодорожные перевозки); - либерализовав
внешнеэкономическую деятельность удалось добиться
положительного
сальдо внешней торговли. Сегодня стоит задача - пре-
дотвратить
"примитивизацию" нашего экспорта и облагородить импорт; - после денационализации
в результате чековой приватизациии стра-
на
должна решить более сложную задачу создания эффективных собственни-
ков и
стратегических инвесторов - через фондовый рынок, через вторич-
ный
рынок ценных бумаг; - прекращено инфляционное финансирование
капитальных вложений,
ставка
банковского процента стала положительной и наблюдается тенден-
ция к
ее понижению. Теперь важно создать
в стране нормальный инвести-
ционный
климат, активно использовать для целей инвестирования накопле-
ния предприятий
и населения.
2Оценка актуальности проблемы Именно на этом, в известном смысле
переломном этапе развития
страны,
когда наметился выход из кризиса и вполне реальны
стабилиза-
ция, а
затем и оживление в экономике, особенно
актуальной становится
задача
привлечения прямых иностранных инвестиций. Они должны не только
дать
серьезный импульс оздоровлению российской экономики, но и спо-
собствовать
ее вхождению в мировую экономику. Многие иностранные
инвесторы считают инвестиционный климат в Рос-
сии
неблагоприятным из-за политической и экономической нестабильности,
неотработанности
законодательства, обременительной
налоговой системы,
неразвитости
инфраструктуры.
2Оцека принципиальной возможности решения
отмечИнвесторы
отличают наличие в России противоречащих друг другу и
быстро
изменяющихся законодательных актов и постановлений, касающихся
иностранных
инвестиций, различное толкование или даже игнорирование их
отдельными
организациями и местными властями.
На такие принципиальные
вопросы, как право собственности на землю,
механизмы реализации зало-
говых
форм, иностранные инвесторы не
получат однозначных ответов. На-
- 4 -
логовая
система не стимулирует инвестиционную активность. Недостаток
коммерческой информации о рынке в
России, регионах и
конкретных
предприятиях, транспортной и телекоммуникационной системах,
правовой
базе также является препятствием
на пути иностранного инвес-
тирования
в экономику России, особенно для
малых и средних зарубежных
компаний
и фирм.
2Установление данных В настоящее время
открываются новые перспективы притока иностран-
ных
инвестиций в российскую экономику. Первое, самое главное
направление привлечения иностранного
капи-
тала
- освоение с
его помощью невостребованного научно-технического
потенциала
России, особенно на конверсируемых
предприятиях оборонной
промышленности. Второе направление -
расширение и диверсификация экспортного
по-
тенциала
России. Третье направление -
создание импортозамещающих производств, раз-
витие
производства товаров народного потребления, продовольственных
товаров,
медикаментов. Четвертое
направление - сфера транспорта и связи, отрасли инф-
раструктуры. Пятое
направление - содействие притоку иностранных
инвестиций в
трудоизбыточные
регионы (в первую очередь в Центральный
и Северо-За-
падный),
в восточные районы страны, обладающие богатыми природными за-
пасами. От российского правительства требуются вполне
конкретные практи-
ческие
меры по улучшению работы с иностранными инвесторами - в области
законодательства,
кредитно-финансовой и налоговой политики,
в органи-
зационной
и информационной сферах.
Существующее
законодательство об
иностранных
инвестициях не отражает экономические реалии страны и тре-
бует
доработок, по степени риска вложения капитала Россия находится на
одном
из последних мест. Поэтому
правительство должно принять ряд но-
вых
акций по привлечению иностранных инвестиций. Учитывая, что вопросами регулирования и координации привлечения
иностранных
инвестиций в экономику России до последнего времени зани-
мались
многие министерства и
ведомства, что затрудняло работу
иност-
ранных
инвесторов в России и вызывало обоснованные нарекания,
прави-
- 5 -
тельство
России приняло решение о возложении функций по координации
деятельности
федеральных органов исполнительной власти
РФ и органов
исполнительной
власти субъектов РФ по вопросам сотрудничества с иност-
ранными
инвесторами на Министерство Экономики России. Указанное реше-
ние
облегчит практическую деятельность
иностранных инвесторов на тер-
ритории
РФ.
23.ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ Министерство
Экономики России должно обеспечить: -
систематическую, увязанную с
другими направлениями экономичес-
кой
политики правительства, разработку предложений в сфере международ-
ного
финансово-инвестиционного сотрудничества; - формирование и
реализацию государственной политики по привлече-
нию
иностранных инвестиций, а также
координацию сотрудничества в ин-
вестиционной
сфере с международными финансовыми организациями; - работу по заключению
международных договоров о поощрении и вза-
имной
защите капиталовложений,
организации и проведению международных
тендеров,
заключению концессионных договоров и
соглашений о разделе
продукции,
наполнению кредитов, получаемых от международных финансовых
организаций
и иностранных государств, конкретными инвестиционными про-
ектами,
созданию свободных экономических зон и регулированию в них де-
ятельности
иностранных инвесторов.
2Макроанализ проблемы
- 6 - Приток иностранных
инвестиций жизненно важен и
для достижения
среднесрочных
целей - выхода из современного общественно-экономическо-
го
кризиса, преодоления спада
производства и ухудшения качества жизни
россиян.
При этом необходимо иметь ввиду, что интересы российского об-
щества,
с одной стороны, и иностранных
инвесторов- с другой, непос-
редственно
на совпадают. Россия
заинтересована в восстановлении,
об-
новлении
своего производственного потенциала,
насыщение потребитель-
ского
рынка высококачественными и недорогими товарами, в развитии и
структурной
перестройке своего экспортного потенциала, проведении ан-
тиимпортной
политики, в привнесение в наше общество западной управлен-
ческой
культуры. Иностранные инвесторы, естественно, заинтересованны в
новом
плацдарме для получения прибыли за счет обширного внутреннего
рынка
России, ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабо-
чей
силы, достижений отечественной науки
и техники и ... даже ее эко-
логической
беспечности. Поэтому перед нашим государством стоит сложная
и
достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал,
не
лишая его собственных стимулов и направляя его по мерам экономичес-
кого регулирования
на достижение общественных целей. Между тем роль России
в мировом рынке капитала крайне незначи-
тельна,
а встречный поток инвестиций из
России в экономику зарубежных
стран,
источником которых служат, помимо легальных контрактов, и осев-
шие в
зарубежных банках платежи по нелегальным сделкам, в несколько
раз
превышает ввоз капитала в Россию.
2Микроанализ системы Спад
производства, инфляция,
растаскивание национального богатс-
тва и
утрата управляемости процессом социально-экономического развития
общества
привели экономику России в упадок
и вызвали инвестиционный
кризис.
Объем капитальных вложений в 1992 году в сопоставимых ценах по
сравнению
с 1991 годом снизился в 2 раза, а
в 1993 году - еще на 16%
("О
социально-экономическом положении России". Экономика и Жизнь, 1994
год,
номер 6). Таким образом, за два года он сократился на 58%. Доля
накопления
в ВВП упала с 16 до 9% в 1992 году
и 8% в 1993 году (Дело-
вой
мир, 1994, номер 1)
- 7 - В течение 1993 года
стоимость строительства возросла в 10.9 раза,
то есть
была выше общего темпа инфляции. С 1990 по 1994 года доля про-
изводственных капитальных вложений как источника
расширенного воспро-
изводства
снизилась с 70 до 60%, а
коэффициент капиталоотдачи (ввод
основных
фондов т тыс. руб. на 1 млн. руб.
затраченных капитальных
вложений)
упал до беспрецедентного в мировой практике уровня - 0.28. Это связано в первую
очередь с тем, что большая часть капитальных
вложений
бесконтрольно "проедается" строителями, иными словами,
нап-
равляется
на приращение их заработной платы. Затраты на так называемое
монтируемое,
то есть производственное, оборудование (без компьютеров и
автомашин)
за 1992-1993 гг. снизились в 8-99
раз (Коммерсантъ, 1994,
номер
5). в связи с этим в 1993 году объем незавершенного (законсерви-
рованного
и просто заброшенного) строительства возрос на 20-25% по от-
ношению
к 1992 г. Между тем, как показала инвентаризация незавршенного
строительства,
на 1 ноября 1992 года оно
составило 40 триллионов руб-
лей.
При этом более 2/3 "незавершенки" представлено объектами произ-
водственного
строительства (Экономика и жизнь,
1994, номер 5). Абсо-
лютная
эффективность капитальных вложений (отдача накопления), которая
в
дореформенный период медленно снижалась, но была положительной вели-
чиной,
оказалась отрицательной. В 1993 году при уменьшении ВВП на 22.1
трлн.
руб. было затрачено 15 трлн. руб. производственных вложений (эф-
фективность
- минус 1.473), то есть каждому триллиону капитальных вло-
жений
соответствовало 1.473 трлн. руб! 2Схема
причинно-следственных связей Общество попало
в спираль суженного воспроизводства,
которая
схематически в условиях замкнутой экономики выглядит так:
1Уменьшение объема валового внутреннего продукта (P1<P0)
-0> 1-0>1
снижение нормы накопления (d1<d0) -0> 1-0>1
уменьшение объема капитальных вложений (K1<K0) при том, что 1(1-P1/P0)<(1-K1/K0),
поскольку P1d1<P0d0 -0> 1-0>1
снижение доли производственных вложений (f1<f0)-0> 1-0>1
падение капиталоотдачи Ф1/К1 < Ф0/К0 -0> 1-0>1
уменьшение валового внутреннего продукта даже при неснижающейся 1фондоотдаче
(P1<P2) при (1-P1/P0)<(1-P2/P1)...
- 8 - 1и далее
цикл суженного воспроизводства повторяется. В обычной схеме при отсутствии инфляции
амортизация, включенная
здесь в
состав валовых капитальных вложений,
обеспечивает простое
воспроизводство.
Но в современных условиях она
"работает" на суженное
воспроизводство,
поскольку инфляция непрерывна, а
переоценка основных
фондов
дискретна.
2Анализ целей Разрыв этой цепной
реакции, выход из
затягивающегося обществен-
но-экономического
кризиса возможен только на основе активизации инвес-
тиционной
деятельности, направленной на
развитие и кардинальное повы-
шение
эффективности производства. Для
этого должна быть срочно разра-
ботана
и реализована система стимулирующих и направляющих и направляю-
щих
мер: - стимулирование
сбережений предприятиями всех форм собственности
и
населением, а также блокирование
"проедания" доходов с целью расши-
рения
"национальных инвестиций"; - предоставление весомых налоговых льгот
производственным инвес-
торам и
банкам, кредитующим
производственное
строительство, которые
компенсировали
бы им недобор
прибыли по сравнению с
использованием
средств
в качестве торгового или финансового капитала; - возврат к системе
оплаты за конечную строительную продукцию; - формирование
национальной системы
мониторинга инвестиционного
климата
России и ее регионах и ряд других. Наряду с этими мерами
важную роль играют предотвращение оттока
национального
капитала за рубеж и стимулирование притока в страну пря-
мых
иностранных инвестиций. 24.
Разработка вариантов решения проблемы Публикация
Госкомстата, Министерства
финансов, Министерства эко-
номики
и различных экспертов, как отечественных, так и зарубежных, да-
ют
совершенно различные данные об объеме прямых иностранных инвестиций
в
России. Назовем лишь наиболее
существенные факторы, обуславливающие столь
значительные
расхождения в статистике (факторы, увеличивающие исследу-
- 9 -
емую
величину обозначены знаком "+", а уменьшающую ее, знаком
"-") - разные источники оперируют
различным кругом форм иностранных
инвестиций
(скажем, включают или не включают в их величину портфельные
инвестиции,вложения
в покупку нерезидентами недвижимости на территории
России
и т.д.) (+); - в условиях падения
государственной дисциплины местные статисти-
ческие
органы направляют в Госкомстат неполные сведения об иностранных
инвестициях
(-); - многие российские
коммерческие структуры, используя учредитель-
ные
документы (выписки из торгового
реестра и банковского счета)
иностранных
коллег, вносят за них необходимый вклад в уставной фонд и,
зарегистрировав
предприятие с иностранными инвестициями, используют
его как
"крышу" для получения льгот в своей коммерческой деятельности
(-); - предприятия с иностранными инвестициями
реинвестируют часть
своей
прибыли в производство, при этом
неизвестно, как отражаются их
капитальные
вложения в тех или иных данных (+); Общая сумма
фактически инвестированного
капитала
на 1
января 1994 года составляла 4-4.5 млрд. долларов, то есть 0.2% от
накопленных
прямых иностранных инвестиций мирового сообщества. Эта
цифра,
сама по себе столь мизерная по
сравнению с масштабами внутрен-
него
рынка России и ее долей в территории, населении, природных ресур-
сах,
производственном и научно-техническом потенциале мирового
сооб-
щества,
говорит о скудости притока иностранных инвестиций. В большинс-
тве
своем это не серьезные капитальные вложения, а маркетинговые зат-
раты с
целью изучения российского рынка и первоначального закрепления
в нем.
Наиболее общая причина нежелания частных иностранных инвесторов
вкладывать
свой капитал в Россию - ее плохой инвестиционный климат. Слабый приток прямых
иностранных инвестиций в российскую экономи-
ку
объясняется нестабильной политической обстановкой в стране (разног-
ласиями
между исполнительной и законодательными
властями, Центром и
субъектами
Федерации, наличием межнациональных конфликтов в самой Рос-
сии и
войн непосредственно на ее границах),
социальной напряженностью
(забастовки,
недовольство широких слоев общества ходом реформ), разгу-
лом
преступности и бессилием властей,
неблагоприятным для
инвесторов
законодательством,
инфляцией, спадом производства, непрерывным падени-
ем
курса рубля и др. Эти факторы
перевешивают такие привлекательные
черты
России, как ее богатые природные ресурсы, мощный, хотя техничес-
- 10 -
ки
устаревший и хронически недогруженный производственный аппарат, на-
личие
дешевой и достаточно квалифицированной рабочей силы, высокий на-
учно-технический
потенциал. В рыночной экономике
совокупность политических,
социально-эконо-
мических,
финансовых, социокультурных, организационно-правовых и геог-
рафических
факторов, присущих той или иной стране, привлекающих или
отталкивающих
инвесторов, принято называть ее инвестиционным климатом.
Ранжирование
стран мирового сообщества по индексу инвестиционного кли-
мата
или обратному ему показателю индекса риска служит обобщающим по-
казателем
инвестиционной
привлекательности страны и
"барометром" для
иностранных
инвесторов. В России, к
сожалению, до сих пор отсутствует своя система оценки
инвестиционного
климата страны и ее отдельных регионов. Иностранные
инвесторы
ориентируются на оценки
многочисленных консалтинговых фирм,
регулярно
отслеживающих инвестиционный климат во многих странах мира,
в
том числе и в России. Однако оценки инвестиционного климата в
Рос-
сии,
даваемые зарубежными экспертами на их регулярных заседаниях, про-
водимых
вне Российской Федерации и без участия российских
экспертов,
представляются
мало достоверными, а возможно и ангажированными.
2Разработка альтернатив Привлечение
иностранных инвестиций в российскую экономику являет-
ся
важным средством устранения
инвестиционного "голода" в стране. По
оценке
премьер-министра России В.Черномырдина,
данной им в
Давосе,
потребность
страны в иностранных
инвестициях составляет 10-12 млрд.
долларов
в год. Однако для того, чтобы
иностранные инвесторы пошли на
такие
вложения, необходимы очень серьезные
изменения в инвестиционном
климате. Требуется принятие
ряда кардинальных мер,
направленных на форми-
рование
в стране как общих условий
развития
цивилизованных рыночных
отношений,
так и специфических, относящихся
непосредственно к решению
задачи
привлечения иностранных инвестиций.
Среди мер общего характера
в
качестве первоочередных: - достижения
национального согласия между различными властными
структурами,
социальными группами, политическими партиями и прочими
общественными
организациями по поводу приоритетности решения общенаци-
ональной
проблемы выхода России из экономического кризиса;
- 11 - - ускорение работы
Государственной думы над общехозяйственным (в
том
числе Гражданским кодексом) и
уголовным законодательством, наце-
ленным
на создание в стране цивилизованного некриминального рынка; - радикализация
борьбы с преступностью; - торможение инфляции
всеми известными в мировой практике
мерами
за
исключением невыплаты трудящимся зарплаты; - пересмотр
налогового законодательства в сторону его упрощения и
стимулирования
производства; - мобилизация
свободных средств предприятий и населения на инвес-
тиционные
нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкла-
дам; - внедрение в
строительстве системы оплаты объектов за конечную
строительную
продукцию; - запуск
предусмотренного законодательством механизма банкротства; - предоставление
налоговых льгот банкам,
отечественным и иност-
ранным
инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с тем, чтобы пол-
ностью
компенсировать им убытки от замедленного
оборота капитала по
сравнению
с другими направлениями их деятельности; - формирование общего
рынка республик бывшего СССР
со свободным
перемещением
товаров, капитала и рабочей силы.
2Оценка реализации альтернатив
25. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ
- 12 - Привлечение в широких
масштабах иностранных инвестиций в российс-
кую
экономику преследует долговременные стратегические цели создания в
России
цивилизованного, социально
ориентированного общества, характе-
ризующегося
высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит
смешанная
экономика, предполагающая не только совместное эффективное
функционирование
различных форм собственности, но и
интернационализа-
цию
рынка товаров, рабочей силы и капитала. Выполнение этих
задач невозможно без создания в России нормально
функционирующей
полноценной рыночной экономики. В свою очередь
создание
экономики невозможно без вмешательства государства в
отдельные
ее сферы, такие как создание нормативной базы и установление
"правил
игры", регламентация сфер, куда в первую очередь необходимы
инвестиции
и создание наиболее благоприятного
инвестиционного климата
в этих
отраслях, развитие
транспорта, связи и прочей
инфраструктуры,
заключение
международных договоров для оптимизации процесса размещения
иностранных
инвестиций на межгосударственном уровне. Выполнение всех этих
задач невозможно без осознания необходимости
использования
привлеченного иностранного капитала
для решения наших
внутренних
задач. Безработица, "примитивизация" экспорта, снижение
производительности
труда и пр. - все эти проблемы частично можно
решить
за счет импорта
капитала. Не нужно бояться инвестиций - их
разумное
использования значительно поможет нам для решения наших
проблем
в экономике. 29 сентября 1994 года
вышло постановление Правительства
Российс-
кой
Федерации номер 1108 "Об
активизации работы по привлечению иност-
ранных
инвестиций в экономику Российской Федерации". Будем надеяться
не
последнее!
.
- 13 -
Список литературы: Я. Уринсон,
"Инвестиционный климат в России и привлечение иност-
ранных
инвестиций", Вопросы Экономики, номер 8 за 1994 год; В. Фельзенбаум,
"Иностранные инвестиции в России", Вопросы Эконо-
мики,
номер 8 за 1994 год; В. Филатов, "Проблемы инвестиционной политики в индустриальной
экономике
переходного типа", Вопросы Экономики, номер 7 за 1994 год; А. Витин, "Мобилизация финансовых ресурсов
для инвестиций", Воп-
росы
Экономики, номер 7 за 1994 год; "О
социально-экономическом положении России", Экономика и жизнь,
номер 6
за 1994 год; Деловой мир, номер 1
за 1994 год; Коммерсантъ, номер 5
за 1994 год; Экономика и жизнь,
номер 5 за 1994 год; "Собрание
законодательства Российской Федерации", номер 24 от 10
октября
1994 года, официальное издание
администрации президента Рос-
сийской
Федерации, Москва