Иностранные Инвестиции одно из важнейших условий выхода России из кризиса
2ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ - ОДНО ИЗ ВАЖНЕЙШИХ
2УСЛОВИЙ ВЫХОДА РОССИИ ИЗ КРИЗИСА.
21. Инвестиционный климат в России и привлечение
2иностранных инвестиций. После 1991 года в
России произошли глубокие изменения.
Была при-
нята
новая Конституция страны, что
способствовало развитию процессов
демократизации
нашего общества. Российская экономика приобрела новый
облик.
При этом, может быть, главное - перемены в сознании рабочих,
крестьян,
директоров. За два с половиной
года реформ удалось добиться некоторых положи-
тельных
результатов: - идут структурная
перестройка экономики (доля материального про-
изводства
снизилась до 50%) и ее демилитаризация (военный заказ сокра-
щен на
70%), начали действовать спросовые ограничения; - летом 1994 года
инфляция не превышала 10% в месяц; - более 40% занятых
работают на негосударственных предприятиях; - процентная ставка Центрального банка Российской
Федерации была
снижена
с 210 до 150%; - за первую половину
1994 года возросли реально располагаемые де-
нежные
доходы населения, а число лиц
имеющих доходы ниже прожиточного
минимума,
сократилось с 36 млн. до 22 млн. человек. В то же время
продолжается спад производства: в
первом полугодии
1994
года ВВП снизился на 17% по
сравнению с соответствующим периодом
1993
года, а продукция промышленности - на 26%, и хотя статистика явно
завышает
величину спада, он тем не менее весьма значителен. Все еще велик дефицит
бюджета, если бы не чеченский кризис, он
составил
бы на конец 1994 года около 9%
ВВП, но теперь ясно, что
эта
цифра
не отвечает действительности. Увеличиваются в
абсолютном выражении, хотя и не
растут в относи-
тельном
так называемые неплатежи предприятий.
К концу первого полуго-
дия
1994 просроченная задолженность
предприятий поставщикам почти в 4
раза
превысила денежные средства на их счетах.
Имеют место длительные
простои
предприятий. Главная их причина - кризис сбыта продукции. На фоне относительно
невысокого уровня безработицы (1.5% заре-
гистрированных
и 6% фактически
незанятых по отношению к численности
- 2 -
экономически
активного населения в июне 1994 года) возникают серьезные
социальные
проблемы в депрессивных городах и регионах, среди отдельных
категорий
населения (женщины предпенсионного возраста, некоторые кон-
тингенты
молодежи). Несмотря на сложность
складывающейся ситуации, она
вполне управ-
ляема
и, как показал опыт, предсказуема: - дерегулирование и
либерализация экономики привели к спаду
про-
изводства.
Теперь этот спад надо превратить из общего в
структурный,
то есть
необходимо через процедуры санации и
банкротства вывести из
оборота
нежизнеспособные предприятия. Вместе с тем следует
активно
поддержать
эффективных производителей,
стимулировать очаги роста в
экономике; - мы преодолели
"всплеск" цен после их освобождения. Теперь нужно
последовательно
снижать инфляцию, приблизить
структуру цен к мировой,
корректно
регулировать цены в отраслях естественных монополий (элект-
роэнергия,
газ, железнодорожные перевозки); - либерализовав
внешнеэкономическую деятельность удалось добиться
положительного
сальдо внешней торговли. Сегодня стоит задача - пре-
дотвратить
"примитивизацию" нашего экспорта и облагородить импорт; - после
денационализации в результате чековой приватизациии стра-
на
должна решить более сложную задачу создания эффективных собственни-
ков и
стратегических инвесторов - через фондовый рынок, через вторич-
ный
рынок ценных бумаг; - прекращено инфляционное финансирование
капитальных вложений,
ставка
банковского процента стала положительной и наблюдается тенден-
ция к
ее понижению. Теперь важно создать
в стране нормальный инвести-
ционный
климат, активно использовать для целей инвестирования накопле-
ния
предприятий и населения. Именно на этом, в известном смысле
переломном этапе развития
страны,
когда наметился выход из кризиса и вполне реальны
стабилиза-
ция, а
затем и оживление в экономике,
особенно актуальной
становится
задача
привлечения прямых иностранных инвестиций. Они должны не только
дать
серьезный импульс оздоровлению российской экономики, но и спо-
собствовать
ее вхождению в мировую экономику. Многие иностранные
инвесторы считают инвестиционный климат в Рос-
сии
неблагоприятным из-за политической и экономической нестабильности,
неотработанности
законодательства, обременительной
налоговой системы,
неразвитости
инфраструктуры.
- 3 - Так, они отмечают
наличие в России противоречащих
друг другу и
быстро
изменяющихся законодательных актов и постановлений, касающихся
иностранных
инвестиций, различное толкование или даже игнорирование их
отдельными
организациями и местными властями.
На такие принципиальные
вопросы, как право собственности на землю,
механизмы реализации зало-
говых
форм, иностранные инвесторы не
получат однозначных ответов. На-
логовая
система не стимулирует инвестиционную активность. Недостаток
коммерческой информации о рынке в
России, регионах и
конкретных
предприятиях, транспортной и телекоммуникационной системах,
правовой
базе также является препятствием
на пути иностранного инвес-
тирования
в экономику России, особенно для
малых и средних зарубежных
компаний
и фирм. В настоящее время
открываются новые перспективы притока иностран-
ных
инвестиций в российскую экономику. Первое, самое главное
направление привлечения иностранного
капи-
тала
- освоение с
его помощью невостребованного научно-технического
потенциала
России, особенно на конверсируемых
предприятиях оборонной
промышленности. Второе направление -
расширение и диверсификация экспортного
по-
тенциала
России. Третье направление -
создание импортозамещающих производств, раз-
витие
производства товаров народного потребления, продовольственных
товаров,
медикаментов. Четвертое направление -
сфера транспорта и связи,
отрасли инф-
раструктуры. Пятое
направление - содействие притоку иностранных
инвестиций в
трудоизбыточные
регионы (в первую очередь в Центральный
и Северо-За-
падный),
в восточные районы страны, обладающие богатыми природными за-
пасами. От российского правительства требуются вполне
конкретные практи-
ческие
меры по улучшению работы с иностранными инвесторами - в области
законодательства,
кредитно-финансовой и налоговой политики,
в органи-
зационной
и информационной сферах.
Существующее
законодательство об
иностранных
инвестициях не отражает экономические реалии страны и тре-
бует
доработок, по степени риска вложения капитала Россия находится на
одном
из последних мест. Поэтому
правительство должно принять ряд но-
вых
акций по привлечению иностранных инвестиций. Учитывая, что вопросами регулирования и координации привлечения
- 4 -
иностранных
инвестиций в экономику России до последнего времени зани-
мались
многие министерства и
ведомства, что затрудняло работу
иност-
ранных
инвесторов в России и вызывало обоснованные нарекания,
прави-
тельство
России приняло решение о возложении функций по координации
деятельности
федеральных органов исполнительной власти
РФ и органов
исполнительной
власти субъектов РФ по вопросам сотрудничества с иност-
ранными
инвесторами на Министерство Экономики России. Указанное реше-
ние
облегчит практическую деятельность
иностранных инвесторов на тер-
ритории
РФ. Для этого Министерство
Экономики России должно обеспе-
чить: -
систематическую, увязанную с
другими направлениями экономичес-
кой
политики правительства, разработку предложений в сфере международ-
ного
финансово-инвестиционного сотрудничества; - формирование и
реализацию государственной политики по привлече-
нию
иностранных инвестиций, а также
координацию сотрудничества в ин-
вестиционной
сфере с международными финансовыми организациями; - работу по
заключению международных договоров о поощрении и вза-
имной
защите капиталовложений,
организации и проведению международных
тендеров,
заключению концессионных договоров и
соглашений о разделе
продукции,
наполнению кредитов, получаемых от международных финансовых
организаций
и иностранных государств, конкретными инвестиционными про-
ектами,
созданию свободных экономических зон и регулированию в них де-
ятельности
иностранных инвесторов. Приток иностранных
инвестиций жизненно важен и
для достижения
среднесрочных
целей - выхода из современного общественно-экономическо-
го
кризиса, преодоления спада
производства и ухудшения качества жизни
россиян.
При этом необходимо иметь ввиду, что интересы российского об-
щества,
с одной стороны, и иностранных инвесторов-
с другой, непос-
редственно
на совпадают. Россия
заинтересована в восстановлении,
об-
новлении
своего производственного потенциала,
насыщение потребитель-
ского
рынка высококачественными и недорогими товарами, в развитии и
структурной
перестройке своего экспортного потенциала, проведении ан-
тиимпортной
политики, в привнесение в наше общество западной управлен-
ческой
культуры. Иностранные инвесторы, естественно, заинтересованны в
новом
плацдарме для получения прибыли за счет обширного внутреннего
рынка
России, ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабо-
чей
силы, достижений отечественной
науки и техники и ... даже ее эко-
- 5 -
логической
беспечности. Поэтому перед нашим государством стоит сложная
и
достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал,
не
лишая его собственных стимулов и направляя его по мерам экономичес-
кого
регулирования на достижение общественных целей. Между тем роль России
в мировом рынке капитала крайне незначи-
тельна,
а встречный поток инвестиций из
России в экономику зарубежных
стран,
источником которых служат, помимо легальных контрактов, и осев-
шие в
зарубежных банках платежи по нелегальным сделкам, в несколько
раз
превышает ввоз капитала в Россию. 22. Спираль
суженного воспроизводства и иностранные инвестиции Спад
производства, инфляция,
растаскивание национального богатс-
тва и
утрата управляемости процессом социально-экономического развития
общества
привели экономику России в упадок
и вызвали инвестиционный
кризис.
Объем капитальных вложений в 1992 году в сопоставимых ценах по
сравнению
с 1991 годом снизился в 2 раза, а
в 1993 году - еще на 16%
("О
социально-экономическом положении России". Экономика и Жизнь, 1994
год,
номер 6). Таким образом, за два года он сократился на 58%. Доля
накопления
в ВВП упала с 16 до 9% в 1992 году
и 8% в 1993 году (Дело-
вой
мир, 1994, номер 1) В течение 1993 года
стоимость строительства возросла в 10.9 раза,
то есть
была выше общего темпа инфляции. С 1990 по 1994 года доля про-
изводственных капитальных вложений как источника
расширенного воспро-
изводства
снизилась с 70 до 60%, а
коэффициент капиталоотдачи (ввод
основных
фондов т тыс. руб. на 1 млн. руб.
затраченных капитальных
вложений)
упал до беспрецедентного в мировой практике уровня - 0.28. Это связано в первую
очередь с тем, что большая часть капитальных
вложений
бесконтрольно "проедается" строителями, иными словами,
нап-
равляется
на приращение их заработной платы. Затраты на так называемое
монтируемое,
то есть производственное, оборудование (без компьютеров и
автомашин)
за 1992-1993 гг. снизились в 8-99
раз (Коммерсантъ, 1994,
номер
5). в связи с этим в 1993 году объем незавершенного (законсерви-
рованного
и просто заброшенного) строительства возрос на 20-25% по от-
ношению
к 1992 г. Между тем, как показала инвентаризация незавршенного
строительства,
на 1 ноября 1992 года оно
составило 40 триллионов руб-
лей.
При этом более 2/3 "незавершенки" представлено объектами произ-
водственного
строительства (Экономика и жизнь,
1994, номер 5). Абсо-
- 6 -
лютная
эффективность капитальных вложений (отдача накопления), которая
в
дореформенный период медленно снижалась, но была положительной вели-
чиной,
оказалась отрицательной. В 1993 году при уменьшении ВВП на 22.1
трлн.
руб. было затрачено 15 трлн. руб. производственных вложений (эф-
фективность
- минус 1.473), то есть каждому триллиону капитальных вло-
жений
соответствовало 1.473 трлн.
руб! Общество попало в
спираль су-
женного
воспроизводства, которая
схематически в условиях замкнутой
экономики
выглядит так:
1Уменьшение объема валового внутреннего продукта (P1<P0)
-0> 1-0>1
снижение нормы накопления (d1<d0) -0> 1-0>1
уменьшение объема капитальных вложений (K1<K0) при том, что
1(1-P1/P0)<(1-K1/K0), поскольку P1d1<P0d0 -0> 1-0>1
снижение доли производственных вложений (f1<f0)-0> 1-0>1
падение капиталоотдачи Ф1/К1 < Ф0/К0 -0> 1-0>1
уменьшение валового внутреннего продукта даже при неснижающейся
1фондоотдаче (P1<P2) при (1-P1/P0)<(1-P2/P1)... 1и далее
цикл суженного воспроизводства повторяется. В обычной схеме при отсутствии инфляции
амортизация, включенная
здесь в
состав валовых капитальных вложений,
обеспечивает простое
воспроизводство.
Но в современных условиях она
"работает" на суженное
воспроизводство,
поскольку инфляция непрерывна, а
переоценка основных
фондов
дискретна. Разрыв этой цепной
реакции, выход из
затягивающегося обществен-
но-экономического
кризиса возможен только на основе активизации инвес-
тиционной
деятельности, направленной на
развитие и кардинальное повы-
шение
эффективности производства. Для
этого должна быть срочно разра-
ботана
и реализована система стимулирующих и направляющих и направляю-
щих
мер: - стимулирование
сбережений предприятиями всех форм собственности
и
населением, а также блокирование
"проедания" доходов с целью расши-
рения
"национальных инвестиций"; - предоставление весомых налоговых льгот
производственным инвес-
торам и
банкам, кредитующим
производственное
строительство, которые
компенсировали
бы им недобор
прибыли по сравнению с
использованием
средств
в качестве торгового или финансового капитала; - возврат к системе
оплаты за конечную строительную продукцию;
- 7 - - формирование
национальной системы
мониторинга инвестиционного
климата
России и ее регионах и ряд других. Наряду с этими мерами
важную роль играют предотвращение оттока
национального
капитала за рубеж и стимулирование притока в страну пря-
мых
иностранных инвестиций. 23.Масштабы
прямых иностранных инвестиций в России Публикация
Госкомстата, Министерства
финансов, Министерства эко-
номики
и различных экспертов, как отечественных, так и зарубежных, да-
ют
совершенно различные данные об объеме прямых иностранных инвестиций
в
России. Назовем лишь наиболее
существенные факторы, обуславливающие столь
значительные
расхождения в статистике (факторы, увеличивающие исследу-
емую
величину обозначены знаком "+", а уменьшающую ее, знаком
"-") - разные источники оперируют
различным кругом форм иностранных
инвестиций
(скажем, включают или не включают в их величину портфельные
инвестиции,вложения
в покупку нерезидентами недвижимости на территории
России
и т.д.) (+); - в условиях падения
государственной дисциплины местные статисти-
ческие
органы направляют в Госкомстат неполные сведения об иностранных
инвестициях
(-); - многие российские
коммерческие структуры, используя учредитель-
ные
документы (выписки из торгового
реестра и банковского счета)
иностранных
коллег, вносят за них необходимый вклад в уставной фонд и,
зарегистрировав
предприятие с иностранными инвестициями, используют
его как
"крышу" для получения льгот в своей коммерческой деятельности
(-); - предприятия с иностранными инвестициями
реинвестируют часть
своей
прибыли в производство, при этом
неизвестно, как отражаются их
капитальные
вложения в тех или иных данных (+); По данным Госкомстата, прямые
иностранные инвестиции в покупку
акций
действующих промышленных предприятий в 1993 году достигли при-
мерно
900 млн. долларов, а победители инвестиционных конкурсов
взяли
на себя
обязательства вложить еще 1 млрд. долларов. В таблице 1 приве-
дены
эти оценки в сводном виде. -
8 - Таким образом, общая сумма фактически
инвестированного капитала
на 1
января 1994 года составляла 4-4.5 млрд. долларов, то есть 0.2% от
накопленных
прямых иностранных инвестиций мирового сообщества. Эта
цифра,
сама по себе столь мизерная по
сравнению с масштабами внутрен-
него
рынка России и ее долей в территории, населении, природных ресур-
сах,
производственном и научно-техническом потенциале мирового
сооб-
щества,
говорит о скудости притока иностранных инвестиций. В большинс-
тве
своем это не серьезные капитальные вложения, а маркетинговые зат-
раты с
целью изучения российского рынка и первоначального закрепления
в нем.
Наиболее общая причина нежелания частных иностранных инвесторов
вкладывать
свой капитал в Россию - ее плохой инвестиционный климат. 24. Препятствия
на пути притока иностранных инвестиций.
2Инвестиционный климат в России. Слабый приток прямых
иностранных инвестиций в российскую экономи-
ку
объясняется нестабильной политической обстановкой в стране (разног-
ласиями
между исполнительной и законодательными
властями, Центром и
субъектами
Федерации, наличием межнациональных конфликтов в самой Рос-
сии и
войн непосредственно на ее границах),
социальной напряженностью
(забастовки,
недовольство широких слоев общества ходом реформ), разгу-
лом
преступности и бессилием властей,
неблагоприятным для
инвесторов
законодательством,
инфляцией, спадом производства, непрерывным падени-
ем
курса рубля и др. Эти факторы
перевешивают такие привлекательные
черты
России, как ее богатые природные ресурсы, мощный, хотя техничес-
ки
устаревший и хронически недогруженный производственный аппарат, на-
личие
дешевой и достаточно квалифицированной рабочей силы, высокий на-
учно-технический
потенциал. В рыночной экономике
совокупность политических,
социально-эконо-
мических,
финансовых, социокультурных, организационно-правовых и геог-
рафических
факторов, присущих той или иной стране, привлекающих или
отталкивающих
инвесторов, принято называть ее инвестиционным климатом.
Ранжирование
стран мирового сообщества по индексу инвестиционного кли-
мата
или обратному ему показателю индекса риска служит обобщающим по-
казателем
инвестиционной привлекательности страны и "барометром" для
иностранных
инвесторов. В России, к
сожалению, до сих пор отсутствует своя система оценки
- 9 -
инвестиционного
климата страны и ее отдельных регионов. Иностранные
инвесторы
ориентируются на оценки
многочисленных консалтинговых фирм,
регулярно
отслеживающих инвестиционный климат во многих странах мира,
в
том числе и в России. Однако оценки инвестиционного климата в
Рос-
сии,
даваемые зарубежными экспертами на их регулярных заседаниях, про-
водимых
вне Российской Федерации и без участия российских
экспертов,
представляются
мало достоверными, а возможно и ангажированными. 25. Пути и меры
по привлечению прямых иностранных инвестиций. Привлечение
иностранных инвестиций в российскую экономику являет-
ся
важным средством устранения
инвестиционного "голода" в стране. По
оценке
премьер-министра России В.Черномырдина,
данной им в
Давосе,
потребность
страны в иностранных
инвестициях составляет 10-12 млрд.
долларов
в год. Однако для того, чтобы
иностранные инвесторы пошли на
такие
вложения, необходимы очень
серьезные изменения в инвестиционном
климате. Требуется принятие
ряда кардинальных мер,
направленных на форми-
рование
в стране как общих условий
развития
цивилизованных рыночных
отношений,
так и специфических, относящихся
непосредственно к решению
задачи
привлечения иностранных инвестиций.
Среди мер общего характера
в
качестве первоочередных: - достижения
национального согласия между различными властными
структурами,
социальными группами, политическими партиями и прочими
общественными
организациями по поводу приоритетности решения общенаци-
ональной
проблемы выхода России из экономического кризиса; - ускорение работы
Государственной думы над общехозяйственным (в
том
числе Гражданским кодексом) и
уголовным законодательством, наце-
ленным
на создание в стране цивилизованного некриминального рынка; - радикализация
борьбы с преступностью; - торможение инфляции
всеми известными в мировой практике
мерами
за
исключением невыплаты трудящимся зарплаты; - пересмотр
налогового законодательства в сторону его упрощения и
стимулирования
производства; - мобилизация
свободных средств предприятий и населения на инвес-
тиционные
нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкла-
дам; - внедрение в
строительстве системы оплаты объектов за конечную
- 10 -
строительную
продукцию; - запуск предусмотренного
законодательством механизма банкротства; - предоставление
налоговых льгот банкам,
отечественным и иност-
ранным
инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с тем, чтобы пол-
ностью
компенсировать им убытки от замедленного
оборота капитала по
сравнению
с другими направлениями их деятельности; - формирование общего
рынка республик бывшего СССР
со свободным
перемещением
товаров, капитала и рабочей силы. Привлечение в широких
масштабах иностранных инвестиций в российс-
кую
экономику преследует долговременные стратегические цели создания в
России
цивилизованного, социально
ориентированного общества, характе-
ризующегося
высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит
смешанная
экономика, предполагающая не только совместное эффективное
функционирование
различных форм собственности, но и
интернационализа-
цию
рынка товаров, рабочей силы и капитала. 29 сентября 1994 года
вышло постановление Правительства
Российс-
кой
Федерации номер 1108 "Об
активизации работы по привлечению иност-
ранных
инвестиций в экономику Российской Федерации".
- 11 -
Список литературы: Я. Уринсон,
"Инвестиционный климат в России и привлечение иност-
ранных
инвестиций", Вопросы Экономики, номер 8 за 1994 год; В. Фельзенбаум,
"Иностранные инвестиции в России", Вопросы Эконо-
мики,
номер 8 за 1994 год; В. Филатов, "Проблемы инвестиционной политики в индустриальной
экономике
переходного типа", Вопросы Экономики, номер 7 за 1994 год; А. Витин, "Мобилизация финансовых ресурсов
для инвестиций", Воп-
росы
Экономики, номер 7 за 1994 год; "О
социально-экономическом положении России", Экономика и жизнь,
номер 6
за 1994 год; Деловой мир, номер 1
за 1994 год; Коммерсантъ, номер 5
за 1994 год; Экономика и жизнь,
номер 5 за 1994 год; "Собрание
законодательства Российской Федерации", номер 24 от 10
октября
1994 года, официальное издание
администрации президента Рос-
сийской
Федерации, Москва