Финансовая Академия при
Правительстве Российской
Федерации
Кафедра Финансов
Реферат на тему:
Государственный
долг РФ
студента группы М-3-4
Иванникова С.А.
Проверяющий:
доцент Стоянов Е.А.
Москва 1997 год
Оглавление
1. Введение________________________________________________________
1. Внешний долг России___________________________________________
1.1 Из истории вопроса_____________________________________________
1.2 Российские долги выходят на мировой финансовый рынок_______
1.3 Оптимизм
правительства: иллюзия или прозорливость___________
2. Внутренний долг России: по
материалам программы внутренних заимствований Минфина РФ, предусмотренных в1998
году для финансирования дефицита федерального бюджета_________________________________________________________
Библиография____________________________________________________
Приложение: Ïðîåêò
ñòðóêòóðû
ãîñóäàðñòâåííîãî
âíóòðåííåãî
äîëãà ÐÔ_____
1. Введение
Одной из “детских болезней” российской экономики времен переходного периода стал
непомерно возросший внутренний долг, как внешний, так и внутренний. Однако ни
для кого не секрет, что многие высокоразвитые западные страны, члены Парижского
и Лондонского клубов, являются не только кредиторами, но и крупнейшими
должниками, в первую очередь, конечно же, речь идет о внутренней задолженности,
и наиболее классическим примером здесь являются Соединенные Штаты. Поэтому, на
мой взгляд не следует так уж драматически и болезненно воспринимать проблему
относительно высокого уровня государственной задолженности как это делают
некоторые особо ретивые российские политики, обвиняя реформаторов в том, что
они “продали Родину за кредиты МВФ, выданных на проведение преступных реформ
антинародного режима” (справедливости ради полагаю необходимым отметить, что
большая часть внешнего долга России - это наследство СССР, а именно, бездарной
экономической политики правительств Рыжкова-Павлова в 1985-1990 годах. Ведь
именно правительству Рыжкова мы обязаны уменьшением золотого запаса, обретением
гигантской скрытой инфляции, тотальному дефициту и т.д. возвращаясь же непосредственно к проблеме государственного
долга хотелось бы подчеркнуть, что, на мой взгляд, данную проблему невозможно
подробно разобрать в рамках нескольких докторских диссертаций, не говоря уже об
одном студенческом реферате. В связи с вышеизложенным в моем скромном труде я
попробую осветить только два аспекта данной проблемы: в рамках анализа внешней
задолженности - вступление России в
Лондонский клуб и механизм уплаты по долговым обязательствам нашей страны после
их реструктуризации, а, говоря о внутреннем долге, я полагаю небезынтересным
сделать краткое резюме по программе внутренних заимствований Министерства
Финансов на 1998 год, сделанное мной на основе анализа соответствующих
документов вышеупомянутого министерства. А теперь, с вашего позволения я
перейду непосредственно к сути дела.
1. Внешний долг России
Как нам известно, внешний долг СССР зарубежным банкам на
сумму более 30 миллиардов долларов реструктурирован[1].
Это произошло после того, как Внешэкономбанк и Лондонский клуб
банков-кредиторов 6 октября подписали в Москве соглашение о реструктуризации
внешней задолженности СССР зарубежным коммерческим банкам. Долговое бремя (30 с
лишним миллиардов долларов) после пяти лет переговоров и тщательной работы
наконец ослаблено. Тем не менее ситуация с внешним долгом страны остается
весьма тревожной.
1.1 Из истории вопроса
В 1991 году после распада СССР сначала предполагалось, что
каждое из государств будет нести свою долю ответственности по внешнему долгу
(союзный долг тогда оценивался в 108 миллиардов долларов[2]),
а также иметь соответствующую долю в активах бывшего СССР.
Однако получилось так, что только Россия смогла обслуживать
свои обязательства по внешним долгам. Поэтому вскоре договорились, что Россия
примет на себя долги всех бывших республик СССР в обмен на их отказ от
причитающейся доли активов (так называемый нулевой вариант). Подобное решение
стоило дорого, но позволило сохранить свои позиции на внешних финансовых
рынках, зарубежную инфраструктуру, обеспечило доверие потенциальных партнеров.
Переговоры с Лондонским клубом о долгосрочной реструктуризации долгов СССР
коммерческим банкам Россия вела с декабря 1992 года. Первоначально прогрессу
переговоров препятствовала позиция банков-кредиторов, настаивавших на отказе
России от государственного иммунитета (это означало, что взыскания кредиторов
могли быть обращены на активы СССР или России за рубежом). Осенью 1994 года на
сессии МВФ в Мадриде стороны нашли компромисс, договорившись, что должником
перед Лондонским клубом будет выступать Внешэкономбанк[3].
На время переговоров банки-кредиторы предоставляли Внешэкономбанку отсрочки
платежей (так называемые ролл-оверы). Всего в рамках Лондонского клуба был
предоставлен 21 ролл-овер. В ноябре 1995 года во Франкфурте-на-Майне
правительство РФ и члены банковского
консультативного комитета Лондонского клуба подписали Меморандум о
согласованных принципах глобальной реструктуризации долга бывшего СССР клубу на
общую сумму 32,3 миллиарда долларов, включая проценты сроком на 25 лет с
семилетним льготным периодом[4].
После этого Внешэкономбанк подготовил и разослал 400 с
лишним банкам-кредиторам финансовые условия урегулирования задолженности перед
Лондонским клубом, а это около 27 тысяч отдельных долговых требований в 15
валютах (сложность и масштабность сделки не имеют равных в двадцатилетней
истории клуба). По состоянию на 3 октября 1997 года объем выверенной и
подтвержденной в официальных протоколах задолженности составил 21,9 миллиарда
долларов, или более 91% требований, заявленных кредиторами. Сделка с клубом
вышла на финишную прямую.
1.2 Российские долги выходят
на мировой финансовый рынок
предметом
соглашения с Лондонским клубом является задолженность бывшего СССР частным
банкам по кредитам, не застрахованным и не гарантированным государственными
компаниями, заключенными до 31 декабря 1991 года. Сумма основного долга
составляет 24 миллиарда долларов, процентные платежи - 8,3 миллиардов долларов. Cумма долга будет разбита на
две части. Основной долг (Principal
Loan) планируется оформить в ценные бездокументарные бумаги, а проценты
по нему - в бумажные процентные облигации, Interest Accrual Notes (IAN). Их эмитентом будет выступать
Внешэкономбанк, они будут зарегистрированы на Люксембургской фондовой бирже.
Предусмотрено обращение этих облигаций как в России, так и за ее пределами (в
Европейской клиринговой системе Euroclear).
Хотя эмитентом новых бумаг будет Внешэкономбанк, они согласно постановлению
правительства от 15 сентября 1997 года будут приравнены по статусу к долговым
обязательствам государства[5].
Вставка1[6].
Новые финансовые
инструменты могут оказаться весьма интересными как для российских, так и
иностранных банков. По словам начальника управления ресурсов Внешэкономбанка
Алексея Акиньшина, если в начале мая нынешнего года котировки Principal Loans ( в тот период они уже торговались на
предварительной основе - when and if issued basis) составляли
около 58%-60% номинала, то сегодня они стоят уже 76%. Таким образом на стандартном
лоте в 10 миллионов долларов промежуточный участник сделки мог заработать 1,6
миллионов живых денег. Что касается неспекулятивного уровня доходности новых
бумаг, то они пока что проигрывают по привлекательности ГКО и евробондам.
Однако по словам господина Акинькина, если в будущем году мы достигнем
обещанного уровня доходности в 10-12% годовых по рублевым госбумагам и 6-7% по
валютным, новые бумаги окажутся вполне привлекательными.
Котировки реструктурированного долга России Лондонскому клубу (Principal Loans)
Внешэкономбанку
предоставляется отсрочка в погашении долгов на 25 лет с семилетним льготным
периодом, в течение которого выплачиваются лишь проценты, причем по достаточно
льготной ставке LIBOR + 13/16.
Только часть каждого платежа будет осуществлена деньгами, правда с течением
времени эта часть будет увеличиваться. Другая часть выплачивается процентными
облигациями (IANs).
Агентом по обслуживанию основного долга стал Bank of America, агентом по обслуживанию процентных облигаций - Chase Manhattan Bank, агентом
по завершению сделки и осуществлению первоначальных платежей по Лондонскому
клубу - Deutshe Bank. И
здесь было бы к месту привести цитату председателя ВЭБ СССР Андрея Костина:
Объем работы оказался колоссальным. Выверка велась по двадцати семи тысячам
различных позиций (документация по каждой составляет увесистый фолиант).
Одновременно наши расчеты перепроверялись сотрудниками аудиторской фирмы Ernst and Young (таково было
требование кредиторов), которые порой трудились вместе с нами день и ночь без
праздников и выходных. Мы столкнулись, в частности, с проблемой негативных
балансов. К примеру, по кредиту объемом в сто миллионов долларов мы получали
заявок от кредиторов на возврат ста двадцати миллионов, то есть на один и тот
же долг приходится несколько претендентов. Бывали случаи, когда, допустим, один
из иностранных банков в свое время проводил взаимозачет, используя депозит
ВЭБа, размещенный в нем, для погашения процентной задолженности по долгу. Затем
основной долг этим банком продавался. А новый владелец долга предъявлял ВЭБу
требования на всю его сумму, включая уже уплаченные проценты. В итоге ВЭБу
удалось примерно на миллиард долларов скостить размер долга за счет исключения
повторных или не подпадающих под Лондонский клуб требований, чем мы и гордимся”[7].
1.3 Оптимизм правительства: иллюзия или прозорливость
Все мы прекрасно помним, что подписание соглашения с
Лондонским клубом с большой помпой преподали публике. Выступление первого
вице-премьера Анатолия Чубайса на пресс-конференции после события было
преисполнено пафоса. Он отметил, что зарубежные банкиры подтвердили, что
считают экономические и политические преобразования в России необратимыми, а
также выразили готовность работать с ней в долгосрочном плане. Само же
соглашение поднимет авторитет и репутацию страны. “По сути дела, - заявил
Чубайс, - распахнуты ворота в мирр международных финансов, ресурсы которого
могут быть направлены на осуществление проектов российских предприятий. Это
открытие дверей для неолигархического капитализма в России”.
И все-таки, не умаляя значимости случившегося, хотелось бы
подчеркнуть, что даже после льготной реструктуризации долга Лондонскому клубу
кредиторов положение России с точки зрения обслуживания внешнего долга остается
непростым. По расчетам ведущего эксперта исследований и прогнозирования ГУ ЦБ
по Москве Ольги Кононовой, если в течение ближайших лет внешние заимствования
будут составлять хотя бы немногим более 10 миллиардов долларов ежегодно (как
это ожидается согласно официальным документам), то к 2002 году сумма внешней
задолженности России возрастет с нынешних 120 (на начало 1996 года) до 220
миллиардов долларов. Расходы по погашению внешнего долга будут постепенно
расти, и, по оценкам г-жи Кононовой, начиная с 1999 года финансирование дефицита
федерального бюджета за счет внешних источников станет отрицательным, то есть
вновь привлеченных внешних займов уже не будет хватать для обслуживания старых
долгов[8].
И снова итог подводит Андрей Костин: “В начале следующего
столетия Россия должна выйти на максимальные платежи по внешнему долгу
(десять-двенадцать миллиардов долларов в год). При условии нормального
исполнения доходной части бюджета эта задача посильна для государства. В любом
случае Россия не находится у той черты, за которой можно говорить о
невозможности обслуживания внешнего долга. Вместе с тем государству достаточно
важно понять, как в дальнейшем эффективнее заимствовать новые средства на
внешнем рынке. Заключение сделки по Лондонскому клубу, даже в большей степени,
нежели подписание соглашения с Парижским клубом, работает на повышение рейтинга
России и, соответственно, на понижение ставок на понижение ставок новых
заимствований. Поэтому мы ожидаем улучшения условий выпуска российских
еврооблигаций. За счет этого источника можно будет сократить заимствования по
связанным кредитам, которые в основном осуществлялись в последнее время”[9].
Однако кризис на мировом финансовом рынке, да и последние
пертурбации в российском руководстве отодвигают воплощение в жизнь этих
оптимистичных прогнозов на неопределенный срок.
Вставка 2[10].
Лондонский клуб -
международное объединение частных коммерческих банков - сформирован в конце
70-х годов для решения проблем, возникших из-за неспособности ряда стран (в
первую очередь развивающихся) регулярно обслуживать внешнюю задолженность. В
отличие от Парижского Лондонский клуб занимается вопросами задолженности перед
частными коммерческими банками, кредиты которых не находятся под защитой
госгарантий или страхования. Основные методы решения долговых проблем: реструктуризация
задолженности, отсрочка погашения, предоставление возобновляемых кредитов.
Первое заседание Лондонского клуба было созвано в 1976 году в связи с
проблемами Заира. Всего в 1981-1983 годах заключено 14 соглашений на 10
миллиардов долларов, последующие два года, после разразившегося мирового
долгового кризиса 1982 года 47 соглашений на 130 миллиардов долларов. В
1994-1996 годах Лондонский клуб осуществил реструктуризацию внешней
задолженности Польши, Болгарии, Румынии, Венгрии, а также некоторых развивающихся
стран (например Бразилии и Габона). В клуб сегодня входит около 600
коммерческих банков индустриально развитых стран мира. В составе кредиторов,
связанных с Внешэкономбанком 430 банков во главе с Банковским консультативным
комитетом ((БКК) список банков-членов БКК приводится ниже), который является
органом выработки общих принципов по урегулированию задолженности ВЭБ перед
коммерческим банками - кредиторами СССР.
Банки-члены БКК Лондонского
клуба
Германия: Deutshe Bank AG (председатель
БКК), Dresdner Bank, Kommerzbank AG.
Италия: Banca Commerciale Italiana, Mediocredito Centrale.
США: Bank of America.
Великобритания: Midland Bank.
Япония: Bank of Tokyo-Mitsubishi, Dai-Ichi Kangyo Bank, Industrial Bank of Japan
(сопредседатель БКК.)
Франция: Credit Lyonnais SA (сопредседатель БКК), Banque Nationale de
Paris SA.
Австрия: Creditanstalt-Bankverein
на этом, понимая незаконченность
разговора о внешней задолженности, все же мне хотелось бы перейти к внутреннему
долгу России.
2. Внутренний долг России: по материалам программы внутренних заимствований
Минфина РФ, предусмотренных в1998 году для финансирования дефицита федерального
бюджета[11]
Программа внутренних заимствований Министерства финансов
Российской Федерации на 1998 год разработана исходя из необходимости снижения
темпов роста государственного внутреннего долга, оптимизации процентных и
дисконтных расходов по обслуживанию внутреннего долга, а также сохранения на
уровне 1997 года внутренних источников финансирования дефицита бюджета.
Министерство Финансов Российской Федерации в проекте программы внутренних
заимствований исходит из приоритета поддержания рейтинга первоклассного
заемщика, то есть основывается на безусловном, своевременном и полном
выполнении всех обязательств по государственным ценным бумагам.
Учитывая, что рынок ценных бумаг в Российской Федерации, в
том числе и рынок ценных бумаг в 1998 году еще будет относиться к развивающимся
рынкам, Министерство финансов Российской Федерации следует теории ограничения
эмиссии большого разнообразия финансовых инструментов, предлагаемых инвесторам.
По расчетам Министерства финансов Российской Федерации это позволит избежать
увеличения доходности по вновь предлагаемым инструментам, которое составляет не
менее 20 % средневзвешенной доходности рынка и соответственно уменьшить
процентные доходы не менее, чем на 1,2 миллиарда рублей.
Расчеты по объемам и методам заимствований Министерства
финансов Российской Федерации на внутреннем рынке в 1998 году базируются на
выпуске четырех основных базовых инструментов государственного долга:
·
Государственные краткосрочные бескупонные облигации
(ГКО) со сроками обращения от 3-х месяцев, до 1-го года и дисконтным доходом;
·
Облигации федеральных займов с переменным купонным
доходом (ОФЗ-ПК) со сроками обращения от 1-го года до 5-ти лет и с выплатой
купонного дохода раз в полгода или раз в год;
·
Облигации федеральных займов с постоянным купонным
доходом (ОФЗ-ПД) со сроками обращения от 1-го года до 10-ти лет и выплатой
купонного дохода один раз в год;
·
Облигации государственных сберегательных займов (ОГСЗ)
со сроками обращения от 1-го года до 3-х лет и купонным доходом. Купонный доход
по ОГСЗ будет определяться и в виде переменной, и в виде постоянной величины, а
купонный период варьироваться от 6-ти месяцев до 1-го года.
Кроме указанных четырех бумаг определенное значение в
программе заимствований придается выпуску облигаций государственных нерыночных
займов (ОГНЗ), хорошо зарекомендовавших себя при эмиссии инструментов для
обслуживания специальных финансовых схем, так и для инвестирования в них
средств страховых и пенсионных фондов.
Расчеты по объемам и инструментам заимствований в 1998 году
основаны также на состоянии финансового рынка в 1997 году и ожидаемой структуры
долга на 1 января 1998 года. В отличие от 1996 года конъюнктура финансового
рынка в 1997 году в общем и в целом способствовала резкому снижению ставки на
рынке государственного внутреннего долга, а также удлинению сроков
заимствования.
Достигнутая в 1997 году финансовая стабилизация позволила
Правительству Российской Федерации снизить проценты по рынку ГКО со 120-160 %
годовых в июне-августе 1996 года до 18-19 % годовых в конце августа 1997 года.
Указанная средневзвешенная процентная ставка по бумагам, эмитируемым в 1997
году, но погашаемым в 1998 году, формирует около половины процентных расходов
по рынку ГКО-ОФЗ. Процентные расходы по бумагам, эмитируемым в августе-декабре
текущего года, составляет около 30 % расходов по обслуживанию государственного
долга и рассчитаны исходя из 13-15 % годовых. Процентные платежи 1998 года
рассчитаны исходя из снижения доходности до 11-13 % годовых.
В проекте федерального бюджета на 1998 год объем
финансирования дефицита федерального бюджета за счет внутренних источников
составляет 102,0 миллиардов рублей против 49,5 миллиардов рублей,
предусмотренных Законом о федеральном бюджете на 1997 год. Однако, в
сопоставимых методиках счета (т.е. при включении дисконтных расходов по ГКО и
купонных расходов по ОФЗ и расчет источников финансирования дефицита бюджета)
объем источников внутреннего финансирования дефицита бюджета снижается почти на
20 % против уровня 1997 года.
В свете изложенных концептуальных подходов Министерство
финансов Российской Федерации планирует осуществить необходимые источники
финансирования дефицита бюджета следующим образом.
Наиболее значительную сумму доходов от размещения
государственных ценных бумаг предполагается получить от эмиссии Государственных
краткосрочных обязательств. Общий объем привлечения за счет эмиссии ГКО в 1998
году составит 335,2 миллиарда рублей (против 347,5 миллиардов рублей по
ожидаемому исполнению за 1997 год), погашение основной суммы долга составит
294,5 миллиарда рублей. Доходность по ГКО, эмитируемым в 1998 году, рассчитана
исходя из роста рынка от 14 % годовых с начала года до 11 % годовых к концу
года. Объем погашения определен из уже имеющейся на 1 августа 1997 года
задолженности по срокам на 1998 год в сумме 125 миллиардов рублей и
предполагаемого объема эмиссии за август-декабрь 1997 года. Одновременно
предполагается выпуск шестимесячных и годовых ГКО по объему не менее 80 % общей
эмиссии указанных бумаг и только 20 % составят бумаги со сроками погашения до
3-х месяцев.
Динамика, набранная в 1997 году, по увеличению доли
среднесрочных бумаг в общем объеме заимствований Министерства финансов
Российской Федерации будет продолжена в 1998 году. В целом за год с рынка
среднесрочных облигаций Министерство финансов Российской Федерации предполагает
получить 55,8 миллиардов рублей. Учитывая, что стратегия заимствований на 1998
год базируется на снижении доходности как в течение 1998 года, так и в
дальнейшем, наибольший объем заимствований предполагается по облигациям
федеральных займов с переменным купонным доходом (то есть объявленным за неделю
до начала купонного периода) - 47,8 миллиардов рублей. Объем погашения
облигаций предполагается в сумме 15,0 миллиардов рублей, доход в сумме 32,8
миллиардов рублей. Практически вся эмиссия будет осуществляться бумагами со
сроками погашения два года и более.
Облигации с постоянным купонным доходом будут выпускаться по
срокам до 10-ти лет, общий объем эмиссии составит 23 миллиарда рублей.
Министерство финансов Российской Федерации планирует
продолжить выпуск облигаций сберегательных займов, ориентированных на
размещение среди населения. Предусматривается осуществить размещение облигаций
на общую сумму 12 миллиардов рублей. С учетом погашения основной суммы долга по
облигациям сберегательного займа, выпущенных в 1997 году, общий объем средств,
направляемых на финансирование дефицита федерального бюджета за счет эмиссии
данных государственных обязательств, составит 8,0 миллиарда рублей.
Необходимо отметить, что Министерство финансов Российской
Федерации планирует выпуск облигаций сберегательных займов с различными
условиями обращения, с тем, чтобы удовлетворить все разнообразие спроса мелкого
инвестора.
Доходность по указанным бумагам будет снижаться от 17 %,
объявленных в текущем году на выпуски, обслуживаемые в 1998 году до 12-14 %
годовых в 1998 году. Купонный доход будет выплачиваться как один раз в год, так
и один раз в полугодие.
Облигации государственных нерыночных займов рассчитаны на
инвестора, располагающего длительными деньгами, и от их размещения на сроки от
1-го года до 10-ти лет Министерство финансов Российской Федерации предполагает
получить 3,2 миллиарда рублей доходов.
Удельные веса доходов от
размещения государственных ценных бумаг в проекте Федерального бюджета на 1998
год. Государственные ценные бумаги - всего ГКО ОФЗ-ПК ОФЗ-ПД ОГСЗ ОГНЗ 100 % 37,8% 30,45 % 21,4 % 7,4 % 2,9 %
и, в-последних, хотелось бы отметить,
что учитывая, что в 1997 году наметилась четкая тенденция к сближению уровня
доходности внутренних и внешних заимствований Министерство финансов Российской
Федерации Создало систему управления государственного долга, позволяющую достаточно
оперативно выбирать способы заимствований.
На этой ноте
разрешите мне закончить данный реферат, а в качестве приложения, подытоживая
все вышеизложенное мне бы хотелось привести таблицу проекта структуры
государственного долга РФ.
Библиография[12]
1.Декларация Правительства РФ
О поддержке Внешэкономбанка в части выполнения им своих обязательств перед
Лондонским клубом кредиторов”
2.Закон
РФ “О государственных кредитах, предоставляемых РФ иностранными государствами”
3.Постановление Правительства
РФ “ Об урегулировании задолженности бывшего СССР иностранным коммерческим
банкам и финансовым институтам, объединенным в Лондонский клуб кредиторов.”
4.Постановление Правительства
РФ от 14 октября 1994 г. N 1166 "О мерах по развитию экономического и
технического сотрудничества Российской Федерации с зарубежными странами"
5.Постановление СМ РФ от 16
октября 1993 г. N 1060 "Об организации работы, связанной с привлечением и
использованием иностранных кредитов" (с изменениями от 27 декабря 1994 г.)
6.Указ Президента РФ “О порядке
принятия решений о предоставлении и получении государственных займов и
кредитов”
7.Федеральный закон от 26
декабря 1994 г. N 76-ФЗ “О государственных внешних заимствованиях Российской
Федерации и государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерацией
иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям"
8. Программные материалы
министерства финансов за 1997 год
9.“Внешняя торговля”, №2-3,
1994 Тоцкий. А. Возможности конверсии долгов.
10.“Деловой мир” 20-23.06.97
Калашникова Н., “Проблема госдолга - чисто финансовая”.
11.“Деньги и кредит”. № 2 за
1997 стр.19-23 Борисов С.М. “Внешние долги России”
12.“Известия” №104 за 1997 А.
Костин “Банкротство России уже не грозит, но в должниках нам ходить еще
четверть века.”
13.“Известия” от 03.10.97
Докучаев Д. “Москва примеряет клубный пиджак. На сей раз лондонский”.
14.“Независимая газета”
26.08.97 ИНТЕРФАКС “Брать взаймы будем по закону”.
15.“Сегодня” №125 за 1997
Паниев Ю. ”Вступление в клуб стоит мессы”
16.“Эксперт” №20 1997 год
Костин А. “Перед всем миром в ответе”.
17.“Эксперт” №39 1997 год
Маковская Е. ”Искусство вылезать из петли”.
18.Politekonom №2 за 1996
Россия: реструктуризация долга - вексель на будущее?” У.Байройтер.
19. Ресурсы глобальной сети интернет (сервер Лондонского клуба).
Приложение: Проект структуры государственного внутреннего долга Рф
(òûñ.
ðóáëåé) №№ кода на 01.01.1998 г. на 01.01.1999 г. 001 Öåëåâîé çàåì 1990 ã. 4 950 000 4 500 000 002 Öåëåâûå âêëàäû è ÷åêè íà àâòîìîáèëè 003 Ãîñóäàðñòâåííûé âíóòðåííèé çàåì ÐÑÔÑÐ 1991 ã. 79 700 79 700 004 Ãîñóäàðñòâåííûé âíóòðåííèé äîëã ÐÔ, ïðèíÿòûé îò áûâøåãî ÑÑÑÐ 335 000 335 000 005 Ãîñóäàðñòâåííûé çàåì 1992 ã. 92 880 110 000 006 Çàäîëæåííîñòü Ïðàâèòåëüñòâà ÐÔ ïî êðåäèòàì, ïîëó÷åííûì îò ÖÁ ÐÔ íà ïîêðûòèå áþäæåòíîãî äåôèöèòà â 1991-1994 ã.ã., âêëþ÷àÿ çàäîëæåííîñòü ïî ïðîöåíòàì. 007 Êàçíà÷åéñêèå îáÿçàòåëüñòâà 008 Ãîñóäàðñòâåííûå öåííûå áóìàãè, îáåñïå÷åííûå çîëîòîì 009 Çàäîëæåííîñòü ïî ÀÏÊ ïåðåîôîðìëåííàÿ â âåêñåëü ÌÔ ÐÔ 3 920 000 3 360 000 010 Ãîñóäàðñòâåííûå êðàòêîñðî÷íûå îáëèãàöèè (ÃÊÎ) 317 600 000 320 000 000 011 Ãîñóäàðñòâåííûå êàçíà÷åéñêèå âåêñåëÿ 012 Çàäîëæåííîñòü ïî öåíòðàëèçîâàííûì êðåäèòàì è íà÷èñëåííûì ïðîöåíòàì îðãàíèçàöèé ÀÏÊ è îðãàíèçàöèé, îñóùåñòâëÿþùèõ çàâîç ïðîäóêöèè â ðàéîíû Êðàéíåãî Ñåâåðà, ïåðåîôîðìëåííàÿ â âåêñåëü ÌÔ ÐÔ 013 Ãîñóäàðñòâåííûå ãàðàíòèè 1 800 000 1 202 000 014 Çàäîëæåííîñòü ïðåäïðèÿòèé òåêñòèëüíîé ïðîìûøëåííîñòè Èâàíîâñêîé îáëàñòè ïî íåóïëà÷åííûì ïðîöåíòàì çà ïîëüçîâàíèå öåíòðàëèçîâàííûìè êðåäèòàìè, ïåðåîôîðìëåííàÿ â âåêñåëü ÌÔ ÐÔ 560 000 490 000 015 Çàäîëæåííîñòü ïî ôèíàíñèðîâàíèþ çàòðàò íà ôîðìèðîâàíèå ìîáèëèçàöèîííîãî ðåçåðâà, ïåðåîôîðìëåííàÿ â âåêñåëü ÌÔ ÐÔ 1 993 500 1 754 960 016 Îáëèãàöèè ôåäåðàëüíûõ çàéìîâ ñ ïåðåìåííûì êóïîííûì äîõîäîì (ÎÔÇ-ÏÊ) 60 600 000 93 600 000 017 Ãîñóäàðñòâåííûé ñáåðåãàòåëüíûé çàåì 14 000 000 22 000 000 018 Ãîñóäàðñòâåííûé âíóòðåííèé öåëåâîé çàåì ÐÔ äëÿ ïîãàøåíèÿ òîâàðíûõ îáÿçàòåëüñòâ 25 000 000 019 Îáëèãàöèè ôåäåðàëüíûõ çàéìîâ ñ ïîñòîÿííûì êóïîííûì äîõîäîì (ÎÔÇ-ÏÄ) 60 600 000 93 600 000 021 Çàäîëæåííîñòü ïî òåõíè÷åñêèì êðåäèòàì, ïðåäîñòàâëåííûì ÖÁ ñòðàíàì ÑÍà 2 407 500 2 407 600 022 Çàäîëæåííîñòü Ïåíñèîííîìó ôîíäó ïî âîçìåùåíèþ ðàñõîäîâ ïî âûïëàòå ãîñïåíñèé è ïîñîáèé 023 Îáëèãàöèè ãîñóäàðñòâåííûõ íåðûíî÷íûõ çàéìîâ 167 800 3 200 000 024 Çàäîëæåííîñòü ïî âíóòðåííåìó âàëþòíîìó äîëãó 70 729 650 025 Çàäîëæåííîñòü ïðåäïðèÿòèÿì ÒÝÊ è äð. îòðàñëåé ïðîìûøëåííîñòè ïî êðåäèòàì 5 000 000 5 000 000 026 Àâàëèðîâàííûå âåêñåëÿ "Àãðîïðîìáàíêó" 540 000 494 420 Èòîãî: 529 976 380 697 806 408 020 Êðîìå òîãî: Öåëåâûå äîëãîâûå îáÿçàòåëüñòâà Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè äëÿ ïåðåâîäà â íèõ ãàðàíòèðîâàííûõ ñáåðåæåíèé ãðàæäàí 30 ìëí. äîëãîâûõ ðóáëåé 30 ìëí. äîëãîâûõ ðóáëåé
[1] Эксперт” №20 1997 год Костин А. “Перед всем миром
в ответе
[2] Внешняя торговля”, №2-3, 1994 Тоцкий. А.
Возможности конверсии долгов.
[3] Подробнее см. “Деньги и кредит”. № 2 за 1997
стр.19-23 Борисов С.М. “Внешние долги России”.
[4] “Эксперт” №39 1997 год
Маковская Е. ”Искусство вылезать из петли”. (все цифры двух абзацев).
[5] “Известия” от 03.10.97 Докучаев Д. “Москва
примеряет клубный пиджак. На сей раз лондонский”. (все цифры абзаца).
[6] Эксперт” №39 1997 год
Маковская Е. ”Искусство вылезать из петли”.
[7] Эксперт” №20 1997 год
Костин А. “Перед всем миром в ответе”.
[8] Эксперт” №39 1997 год
Маковская Е. ”Искусство вылезать из петли
[9] Эксперт” №20 1997 год
Костин А. “Перед всем миром в ответе”.
[10] Ресурсы глобальной сети интернет (сервер Лондонского клуба).
[11] Программные материалы
министерства финансов за 1997 ãîä. (все цифры)
[12] Некоторые источники,
упомянутые здесь были изучены, но использованы были только косвенным образом
(прим. Автора).