Функции государства Функции государства
Функции государства РЕФЕРАТЫ РЕКОМЕНДУЕМ  
 
Тема
 • Главная
 • Авиация
 • Астрономия
 • Безопасность жизнедеятельности
 • Биографии
 • Бухгалтерия и аудит
 • География
 • Геология
 • Животные
 • Иностранный язык
 • Искусство
 • История
 • Кулинария
 • Культурология
 • Лингвистика
 • Литература
 • Логистика
 • Математика
 • Машиностроение
 • Медицина
 • Менеджмент
 • Металлургия
 • Музыка
 • Педагогика
 • Политология
 • Право
 • Программирование
 • Психология
 • Реклама
 • Социология
 • Страноведение
 • Транспорт
 • Физика
 • Философия
 • Химия
 • Ценные бумаги
 • Экономика
 • Естествознание




Функции государства


ПЛАН.
1. Введение.
2. Внутренние функции.
        а.
хозяйственно-организаторская (экономическая).
        б.
охранительная.
        в.
социальная.
        г.
культурно-воспитательная.
        д.
природоохранительная.
3. Внешние функции.
        а. защита
от нападения из вне.
        б.
сотрудничество с другими странами.
        в.
борьба с международной преступностью.
        г.
охрана окружающей Среды.
4. Правовые формы выполнения функций.
5. Заключение.
Для того чтобы рассмотреть
функции государства, на мой взгляд, надо четко уяснить - что такое государство
и пути его ( государства ) происхождения.
Государство в классическом
понимании этого слова, есть аппарат подавления одного класса другим. Наиболее
ярко эта точка зрения выражается в марксистской литературе.
На мой взгляд данная точка
зрения не является ни главной, ни абсолютной. Для того чтобы объяснить свое
мнение я рассмотрю вопросы происхождения государства, и далее, более подробно,
я рассмотрю функции государства.
Существует множество теорий
происхождения государства: разные варианты теологической теории выводили
государство из божественных начал; органическая теория по сути отождествляла
государство с живым организмом, частями которого будто бы являются люди и их
объединения; теория насилия объясняла возникновение государства внутренними
столкновениями в обществе и внешним насилием ( войнами ) ; договорная теория
исходила из того, что государство явилось результатом добровольного соглашения
между его подданными для защиты их общих интересов; патриархальная теория
представляла государство как большую разросшуюся семью, во главе с
отцом-монархом. 
Однако на мой взгляд ни одна
из вышеперечисленных теорий не обладает достаточными доказательствами, чтобы ее
можно было принять за основу.
   Проблема
происхождения государства и права 
наиболее обстоятельно исследованы в известной работе Ф.Энгельса
Происхождение семьи, частной собственности и государства”. По мнению автора,
человечество прошло три стадии: дикость, варварство и цивилизация,
различающиеся главным образом степенью развития производственных сил. По мнению
автора, толчком для возникновения государства послужило совершенствование
орудий труда, что привело к расслоению общества и появлению угнетателей и
угнетенных, а также аппарата (государства) для охраны сложившегося строя. Таким
образом Ф. Энгельс является сторонником классического определения государства.
         Я
согласна с его точкой зрения на происхождение государства, однако, не могу
согласится с его определением государства.
Для того чтобы сложилось
правильное и полное представление о государстве, его сущности, функциях,
структуре, необходимо
рассматривать их в тесной
взаимосвязи на основе структурно-функционального анализа этих понятий.
В функциях государства
выражается его сущность, его предназначение, а структура государства, т.е. его
внутреннее строение, определяется в первую очередь его назначением и
направлением деятельности, которую оно осуществляет. Предназначение
государства, Проявляющееся в его функциях, есть объективная необходимость
выполнения общественно полезной, социально обусловленной деятельности.
Государство есть сложная
социальная организация, основным назначением которой является осуществление
публичной власти в интересах всего общества.
Деятельность государства
многогранна, она охватывает самые различные стороны общественной жизни.
Основные направления деятельности государства называются функциями государства.
Функции делятся на внутренние внешние.
К внутренним функциям,
охватывающим сферу внутренней, самостоятельной жизни государства,
непосредственно касающимся каждого члена общества, относятся следующие виды
функций:
1. Охранительная.
2. Экономическая.
3. Социальная.
4. Культурно-воспитательная.
5. Природоохранительная.
К внешним функциям, направленным
на обеспечение существования государства в мировом обществе, относятся:
1.
Защита
государства от вооруженных нападений других государств.
2.
Поддержание
международных политических отношений (дипломатическая деятельность),
экономических и культурных связей.
3.
 Борьба с международной преступностью.
4.
 Участие в международной охране окружающей
Среды.
Реализация функций
осуществляется различными государственными организациями. Их количество,
задачи, компетенция, взаимоотношения и связи между ними определяются функциями
государства. Функция всегда первична по отношению к выполняющей ее
государственной организации. Функция - это идея, 
необходимость деятельности,
ее направление, а государственная организация - это та материальная сила,
которая воплощает  данную идею,
материализует ее. Государственная функция - это очень широкое направление
деятельности и она не может быть реализована какой-то одной государственной
организацией. Каждая из государственных организаций в отдельности имеет свои
особенные функции, отличающиеся по масштабу от государственных функций. Функции
государства выполняются своей совокупностью государственных организаций.
   
Существуют два вида государственных организаций. К первому  виду относятся государственные
организации,  которые осуществляют
властную, организационно-регулятивную деятельность.
       Второй
вид представляют государственные организации, основным назначением которых
является непосредственная, практическая деятельность по выполнению функций
государства. Они создаются органами государства и управляются ими. В
зависимости от того, в какой сфере государственной деятельности (охранительной,
экологической или культурно-воспитательной) действуют государственные
организации, они  подразделяются на три
вида.
    В
охранительной сфере практическое выполнение функций возло-жено на особые
вооруженные  государственные
организации. Они непосредственно охраняют граждан и государство от внутренних и
внешних посягательств. В их число входят части и подразделения  вооруженных сил, службы безопасности,
милиция (полиция), разведка и некоторые другие вооруженные государственные
организации.
     В
экономической сфере действуют государственные организации - предприятия и
учреждения, основным назначением которых является производственная либо
обеспечивающая производство деятельность, а также оказание бытовых,
кредитно-расчетных и коммунальных услуг населению. К ним относятся, например,
государственные заводы и фабрики, 
сельскохозяйственные предприятия, предприятия транспорта и связи
(железные дороги, почта и др. ), торговых и бытовых услуг, кредитно-расчетные
учреждения и т.д.
    
Культурно-воспитательные задачи выполняются широкой сетью
государственных организаций, таких, как учебные заведения, библиотеки, музеи,
театры и др.
   Следует
иметь в виду, что охранительные, экономические и культурно-воспитательные
задачи выполняются не только государственными организациями. Во всех этих
сферах наряду с государственными организациями действуют частные и общественные
организации и объединения. В различных
современных  государствах степень
развития частной инициативы и частной предпринимательской деятельности
неодинакова и зависит от общественного строя, политических,  экономических и исторических традиций,
определяется национальной психологией и особенностям быта и многими другими
факторами. Частные и общественные организации и предприятия наиболее
представлены в экологической, духовной и социальной сферах. Однако и в
охранительной сфере действуют негосударственные организации, такие, как,
например, частная полиция и охрана, частные детективные организации,
объединения и организации общественности по охране общественного порядка и
самозащите и некоторые другие.
1. Охранительная функция:
Это функция государственной
деятельности проявляется в обеспечении государством общественного и правового
порядка, защите и охране прав и интересов граждан и организаций, защите
конституционного строя и государства от противоправных посягательств. Обеспечение
внутреннего мира и согласия в обществе, урегулирования общественных отношений,
снятие социальных противоречий, неизбежных в обществе, состоящем из различных
классов, групп, слоев, - это насущная необходимость, одна из тех причин,
которые вызывали возникновение государства.
Эта функция также направлена
на охрану жизни, здоровья, чести и достоинства граждан, а также на охрану
государственного и общественного имущества, на охрану частной собственности.
а) Под общественным порядком
понимается система общественных отношений, регулируемых нормами правового и
неправового характера (нормами морали, нравственности, обычаями, традициями и
т.п.)
Общественный порядок в более
узком, специальном смысле представляет собой систему общественных отношений,
которые складываются главным образом в общественных местах и по своему
обеспечивают свободу  и неприкосновенность
личности, общественное спокойствие, нормальные условия для труда и отдыха
граждан, функционирования и деятельности органов, предприятий, учреждений,
организаций.
Общественный порядок
охраняется государственными органами, общественными организациями и гражданами.
Особая роль в обеспечении общественного порядка принадлежит органам внутренних
дел, милиции.
За все виды правонарушений посягающие на
общественный порядок установлены различные виды наказаний. Меры наказаний
должны быть соразмерны вине нарушителя.
Охрана прав и свобод граждан
гарантируется Конституцией Российской Федерации  и другими нормативно-правовыми актами.
Так, в частности, в статье
17 Конституции Российской Федерации 
пункт 1 сказано, что “В Российской Федерации признаются и гарантируются
права и свободы человека и гражданина согласно общеуказаным принципам и нормам
международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.” Основные
принципы прав и свобод человека и гражданина изложены в статьях 17 - 64
Конституции Российской Федерации
В статье 35 пункт 2 сказано,
что каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и
распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Право
частной собственности охраняется законом.
Таким образом, любое
посягательство на частную собственность граждан, их имущество, а также и на
государственное имущество влечет за собой административные и уголовные
наказания.
              
 2.
Экологическая функция:
 Эта функция государства сильно изменилась в ходе исторического
существования государства от полного невмешательства в экономику (концепция
государства - ночного сторожа”) до полного контроля всей хозяйственной деятельности
и регулирования всех вопросов экономической жизни (тоталитарные государства
социалистического типа).
В современных условиях,
когда неизмеримо умножились и усложнились хозяйственные связи, демократическое
государство не остается наблюдателем со стороны. Оно активно разрабатывает и
проводит экономическую политику, которая строится на принципах свободного рынка
и свободного предпринимательства.
Государство влияет на
экономику через налоговую политику, кредитно-финансовую и валютно-денежную
системы.
         3.
Функция социальных услуг, обеспечения и защиты граждан:
Многие государства
характеризуют себя социальными. Это означает, что они считают своей важной
задачей заботу о всех тех гражданах, кто в силу каких-либо причин не в
состоянии обеспечить для себя нормальное существование, достойное человека.
Государство проводит мероприятия направленные на защиту от безработицы,
проявляет заботу о детях и нетрудоспособных людях.
Так, в статье 39 Конституции
Российской Федерации в частности сказано: “Каждому гарантируется социальное
обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для
воспитания детей и в иных случаях предусмотренных законом.”
В Российской Федерации
финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения,
принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем
здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека,
развитию физической культуры и спорта, экологическому и
санитарно-эпидемиологическому благополучию (статья 41 пункт 2 )
Поощряются добровольное
социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и
благотворительность (статья 39 пункт 3).
Таким образом, государство
принимает различные меры для повышения жизненного уровня граждан.
       
4. Культурно - воспитательная функция:
Общество в целом и
государство заинтересованы в том, чтобы каждый гражданин имел образование,
соответствующее принятому стандарту. Без образования в настоящее время
немыслимо активное участие граждан в общественной жизни, в производстве, во
всех сферах государственной деятельности, в связи с чем во многих государствах
образование является обязательным.
Государство поощряет и
развивает искусство, обеспечивает для граждан свободу творческой деятельности.
Не может быть сильного, процветающего государства без  уважения и сохранения исторических традиций и культурного наследия.
Воспитание граждан в духе патриотизм, уважения к историческому прошлому -
непременная составная часть воспитательного процесса.
Большое значение имеет
правовое воспитание. Каждый гражданин Российской Федерации обязан знать законы
своего государства и строго соблюдать их.
5. Природоохранительная функция:
Охрана природы, окружающей
среды - насущная необходимость современного мира. Человек в результате своей
хозяйственной деятельности нарушает естественные природные связи, разрушает
окружающую среду, чем невольно создает для себя неблагоприятные (даже гибельные)
условия обитания. Охрана природы - дело всего общества, но только государство,
обладающее необходимыми средствами и возможностями мобилизации усилий всех
организаций и граждан, может реально обеспечить защиту окружающей среды.
В современную эпоху проблемы
охраны и рационального использования природных богатств приобрели большое
экономическое, социальное и политическое значение. Они затрагивают интересы
всех народов и государств.
Чем разумнее использовать
богатства, тем больше успехов добьются промышленность и сельское хозяйство.
Охрана природы выдвигается в число наиболее острых социальных проблем и
представляет собой одну из важнейших общегосударственных задач.
Деятельность по охране
природы в рамках своей компетенции осуществляют все звенья механизма
государства и его органов.
Так, в статье 9 Конституции
Российской Федерации говорится: “Земля и другие природные ресурсы используются
и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов
проживающих на соответствующей территории.”
Многие нормы, регулирующие
природоохранительную деятельность, содержатся 
в основах земельного законодательства, основах законодательства о
недрах, а также в земельных и водных кодексах.
В основе осуществления
функции лежат следующие принципы:
1. Природные богатства
подлежат охране со стороны государства независимо от того, вовлечены ли они в
хозяйственный оборот или нет.
2. Использование природных
богатств должно быть рациональным, соответствовать развитию государства.
3. Неукоснительное
соблюдение природоохранительных законодательств и строгая ответственность за
его нарушение.
Так, в Кодексе РСФСР об
административных правонарушениях предусмотрены различные меры наказания за
правонарушения в области охраны окружающей среды (статьи 50 - 87).
Проведение этих принципов
обеспечивает целенаправленность природоохранительных функций на решение задач,
стоящих перед государством в области охраны и рационального использования
природных ресурсов.
 Внешние функции.
1. Функция защиты из вне:
Данная функция является
важнейшим направлением деятельности государства, ибо она нацелена на защиту
мирного труда, суверенитета и территориальной целостности государства. Основную
роль в этом играют Вооруженные Силы Российской Федерации.
Согласно статье 59
Конституции Российской Федерации “Защита Отечества является долгом и
обязанностью гражданина Российской 
Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в
соответствии с федеральным законом.”
Согласно этому закону: все
мужчины - граждане РФ, независимо от происхождения, социального и
имущественного положения, места жительства, обязаны проходить действительную
военную службу в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации. На действительную
военную службу призываются граждане мужского пола, которым ко дню призыва
исполняется 18 лет.
Согласно статье 59 пункт 3
Конституции Российской Федерации: “Гражданин Российской Федерации в случае,
если его убеждениям или верованиям противоречит несение военной службы, а также
в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее
альтернативной гражданской службой.” Также граждане достигшие 17-летнего
возраста имеют право учится в военно-учебных заведениях. В этом случае, они не
несут военную повинность в рядах Вооруженных сил Российской Федерации.
Согласно статье 87 конституции Российской Федерации
Президент Российской Федерации является Верховным главнокомандующим
вооруженными силами Российской Федерации. В случае агрессии против Российской
Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации
вводит на территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях военное
положение...”
За воинское преступление -
преступления против установленного порядка несения воинской службы,
военнослужащие, а также военнообязанные во время прохождения ими учебных или
поверочных сборов, несут ответственность (уголовную). Санкции за различные виды
воинских преступлений предусмотрены в статьях 238 - 269 Уголовного Кодекса
РСФСР.
Практическое исполнение
функции защиты из вне так же возможно на особые государственные вооруженные
организации. Они предназначены для обеспечения суверенитета, защиты территории,
границы и населения от внешних посягательств и обеспечении общественного
порядка и безопасности граждан. Особые вооруженные организации наделяются
компетенцией в соответствие с конституцией. Характер задач выполняемых
вооруженными государственными организациями обуславливает особенности их
формирования, деятельности, управления и обеспечения. К особым вооруженным
государственным организациям относятся:
1. Службы внешней разведки.
Они осуществляют сбор информации на случай ведения военных действий.
2. Служба безопасности. Она
предназначена для защиты государственной безопасности и конституционного строя
от внешних посягательств.
3. Полиция (милиция)
является основой и гарантом общественного порядка. Полиция призвана служить
всему обществу, обеспечивать порядок, спокойствие и безопасность граждан.
2. Функция сотрудничества с
другими странами.
В основе этой
функции заложены интересы каждого государства. В Конституциях ряда стран
подчеркиваются идеи дружбы и сотрудничества со всеми странами.
В современных
условиях развитие государств определяется процессом интеграции хозяйственной,
политической и культурной жизни. Этот процесс углубляется в программе
совершенствования сотрудничества.
Функция
сотрудничества и взаимопомощи выражает интересы всех государств. На этой основе
создаются различные организации деятельность которых направлена на улучшение
экономической, политической и культурной жизни общества (ООН, НАТО, Варшавский
договор, СЭВ и т.д.)
Как уже было
сказано выше, каждое государство связано с другими государствами различными
отношениями: политическими, экономическими и культурными. Эти отношения
необходимо устанавливать, развивать и регулировать.
1.Политическиеотношения:
Государство обязано защищать своих граждан находящихся на территории других
государств и оказывать им покровительство (статья 61 пункт 2 Конституции
РоссийскойФедерации). Для поддержания международных политических отношений
государства обеспечиваются представителями в лице дипломатов, служащих-послов,
консулов и др.
    
2.Экономические отношения: Государство, являясь членом мирового
сообщества, вовлекается в систему мирового хозяйства. Экономическое развитие,
природные ресурсы определяют место государства на мировом рынке. Ни одно
государство не может существовать без экологических связей с другими
государствами. Внешняя торговля, кредиты и займы, инвестиции, совместные
проекты - это наиболее распространенные составляющие внешнеэкономической
деятельности государства.
3.Культурные
отношения:Культура каждого народа, государства является достоянием всего
человечества. Она не может развиваться обособленно, так как связана с мировой
культурой. Государство поддерживает и развивает культурные связи, что служит
взаимному духовному росту и обогащению. Конкретными видами деятельности
государства в этом направлении являются: международные выставки, фестивали,
олимпиады, международный туризм и многое другое.
 
3. Борьба с международной преступностью:
В последнее время все более
широкие масштабы приобретает 
международная преступность.
Торговля и контрабанда
наркотиков, терроризм, незаконная торговля оружием - вот небольшой перечень
наиболее опасных видов международных преступлений.
Ни одно государство не в
силах в одиночку справиться с этой проблемой. Очевидна необходимость совместных
действий государств по борьбе с международной преступностью.
Конкретными действиями  государств в этой области является создание
международных организаций по борьбе с преступлениями.
Одной из таких организаций
является ИНТЕРПОЛ. Государство планирует свою деятельность по предупреждению и
пресечению этих преступлений, проводит совместные мероприятия, обменивается
информацией. Это позволяет более эффективно бороться с международной
преступностью.
4. Участие в охране окружающей Среды:
В настоящее время остро
встал вопрос об охране окружающей среды. Данный вопрос постоянно находится в
центре внимания всего мира. Охрана окружающей среды становится составной частью
программы завершения строительства материально - технической базы в государстве.
В ряде государств это
проявляется в особой мере, в связи со сложными климатическими условиями.
Крупные ученые ряда
государств обеспокоены экологическим состоянием природы в различных уголках
мира. Из государственного бюджета все больше и больше выделяется средств на
поддержание экологии в надлежащем виде, также оказывают различную помощь и
общественные организации. В ряде государств правительство принимает различные
меры к нарушению нормативных актов по охране природы. Главенствующее положение
занимает убеждение, а также штрафы и уголовные наказания.
4. Правовые
формы выполнения функций.
Функции государства
осуществляются в определенных формах и определенными методами.
Формы осуществления функций
характеризуют связь государства с правом как 
одним из основных средств властвования. Через право государство проводит
в жизнь свои  функции, свои экономические,
политические, идеологические задачи. В одних случаях государство издает
юридические нормы, в других - организует их 
исполнение, в третьих - обеспечивает, охраняет их. В зависимости от
этого и различают три основные формы осуществления функций:
1. Правотворческая -
государственная деятельность, выражающаяся в разработке и принятии юридических
норм, в которых закрепляются программы деятельности людей. Она заключается в
издании нормативных актов, т.е. актов, которые устанавливают новые нормы, изменяют
или отменяют старые.
2. Правоисполнительная -
государственная деятельность, выражающаяся в принятие мер по исполнению норм
права. Она состоит главным образом в издании властных  индивидуальных актов, т.е. актов, рассчитанных только на данный,
индивидуальный случай (например, издание разового планового акта по
строительству, назначение гражданина на должность.)
3. Правообеспечительная
(правоохранительная) - государственная деятельность, выражающаяся  главным образом в контроле и надзоре за
соблюдением и исполнением норм , а также в применение принудительных мер к их
нарушителям. В процессе осуществления данной функции решаются юридические дела,
связанные с применением юридических санкций, спорами между отдельными лицами и
т.д.
Деятельность государства
широка и многообразна. Для того чтобы охватить, охарактеризовать ее в целом,
требуется высокий уровень научной абстракции и соответствующие ему понятия. Они
позволяют увидеть, что с момента возникновения и до настоящих дней задачи
государства не остаются не измененными. Одни осуществляются до конца, на смену
им приходят другие, более сложные.
В будущем будут возникать и
новые функции, а вместе с ними и определенные трудности, которые необходимо
будет решать.
Таким образом, из
рассмотренных нами функций, мы видим, что государство является не только
аппаратом подавления, представителем интересов господствующего класса, но и
организацией выражающей интересы всего общества.
Список
использованной литературы:
1. Конституция Российской
Федерации.
2. Кодекс об
административных правонарушениях.
3. Уголовный кодекс РСФСР.
4. “Функции и структура
государства” 15.07.1992 г.
          
Роль органов внутренних дел в осуществлении охранительной функции права Реферат. Экономическая функция государства и роль органов внутренних дел в ее реализации. Роль органов внутренних дел в осуществлении охранительной функции государства. Роль органов внутренних дел в осуществлении охранителбной функции государства. Реферат на тему Функции государства по обеспечению безопасности судоходства. Роль органов внутренних дел в реализации экономичской функции государства. Роль органов внутренних дел реализации экономической фукции государства. Роль органов внутренних дел в осуществлении функций государства. Реферат на тему Защита отечества важнейшая функция государства. Функции государства казахстана функции государства казахстана. Органы внутренних дел в идеологических функциях государства. РОЛЬ овд в осуществлении охранительной функции государства. Реферат предназначение государства конституционное право. Черномырдин и его роль в осуществлении реформ в России. Функции государства в области охраны окружающей среды.

      ©2010